Аннотация: Лишь одной любви музыка уступает, но и любовь есть мелодия. Великий гений русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин
Одиночество женщины в лучших советских песнях.
Женское одиночество в Советском Союзе - это сложная и многогранная тема, которая затрагивает разные аспекты жизни и сознания советских женщин. С одной стороны, советская власть давала женщинам возможность участвовать в общественном и производственном труде, получать образование и карьеру, быть полноправными гражданами страны. С другой стороны, советская идеология и культура накладывали на женщин определенные ограничения и требования, связанные с их ролью как матерей, хозяек, носительниц традиций. Женщина должна была сочетать в себе "гражданина, на которого можно положиться, который может "строить" социализм" и "жену, мать, хранительницу очага". Это приводило к тому, что женщина испытывала двойную нагрузку, не имела достаточного времени для себя и своих интересов, сталкивалась с дискриминацией и неравенством в разных сферах жизни. Женское одиночество в советском обществе было связано не только с отсутствием мужчин (из-за войн, репрессий, алкоголизма), но и с невозможностью полноценно реализовать свой потенциал, выразить свою индивидуальность, получить поддержку и понимание.
В каждой советской женщине второй половины 20 века живёт прошедшая Великая Отечественная Война как травма памяти, страдание, ужас и страх, и в то же время несчастье не состоявшей любви, потеря дорогих и близких.
Помните как героиня Гурченко в фильме Михалкова "Пять вечеров" прижимает к груди неприкаянного любимого и успокаивая его шепчет: "Все будет хорошо. Мы отдохнем. Лишь бы не было войн...".
Война заложила фундаментальную матрицу архетипов сознания советской Евы.
СССР понес в Великой Отечественной войне огромные демографические потери. В войне погибло около 20 млн мужского населения и 6,5 млн женского. Образовавшийся гендерный дисбаланс стал причиной резкого увеличения доли одиноких женщин вследствие овдовения и дефицита женихов на брачном рынке. К гибели огромного числа людей, деформирующей всю возрастно-половую пирамиду, добавляются ещё и деформации, вызванные резким снижением рождаемости в военные годы. Спустя четверть века после войны дети военных лет сами становились родителями, но их было мало, поэтому невелико было и число их детей - наиболее глубоким было падение в 1967-1969 годы, которые отстали на 25 лет от 1942-1945 годов. Война запустила цикл колебаний годовых чисел рождений, который продолжается до сих пор. Эти циклические колебания численности поколений затронули как частную жизнь десятков миллионов людей, так и экономическую и социальную жизнь всей страны. В разных демографических группах соотношение одиноких мужчин и женщин меняется, причём число одиноких женщин с возрастом увеличивается.
Как уже говорилось, жизнь женщины в СССР имела свои позитивные стороны, которые можно выделить:
- Образование и труд. Женщины в СССР имели равные с мужчинами права на получение образования и выбор профессии. Они могли работать в разных сферах, включая науку, культуру, медицину, промышленность и даже космос. Женщины составляли значительную часть рабочей силы и вносили вклад в развитие экономики и общества.
- Социальная защита и блага. Женщины в СССР пользовались различными социальными льготами и гарантиями, такими как бесплатное образование, медицина, жилье, питание, отдых, пенсия и др. Они также имели право на декретный отпуск, детские пособия, садики и школы для своих детей. Женщины могли рассчитывать на поддержку государства и общества в решении бытовых проблем.
- Культурная жизнь и досуг. Женщины в СССР имели доступ к разнообразной культурной жизни и досугу. Они могли посещать театры, кино, концерты, музеи, выставки, библиотеки и другие учреждения культуры. Они также могли заниматься спортом, туризмом, хобби и другими видами активности. Женщины могли слушать и исполнять музыку, читать и писать литературу, участвовать в клубах и кружках по интересам.
Но многие достоинства государственного патернализма для советской женщины носили декларативный характер. Одиночество женщины в СССР было обусловлено многими факторами, среди которых можно выделить следующие:
- Однообразие. Советские женщины жили в условиях строгого регламента, контроля, нормирования и стандартизации. Их жизнь была подчинена государственной политике и идеологии, которые не учитывали индивидуальности и разнообразия людей. Женщинам приписывались определенные роли, функции, образцы поведения и внешности.
- Отсутствие свободы перемещений. Советские женщины не могли свободно покидать свою страну или даже свой регион без специальных разрешений и виз. Они не имели доступа к информации о других культурах, странах, народах. Отсутствие свободы перемещений также ограничивало их выбор партнера, друзей, работы, образования.
- Бедность и всеобщий дефицит. Советские женщины страдали от низкого уровня жизни, нехватки денег, жилья, одежды, мебели, бытовой техники и других благ. Они вынуждены были экономить на всем, отказываться от своих потребностей и желаний, жить в тесноте и неуюте. Бедность также лишала женщин возможности путешествовать, посещать культурные мероприятия, покупать книги и журналы, развивать свои таланты и интересы.
- Очереди. Советские женщины тратили много времени и сил на стояние в очередях за продуктами, товарами, билетами и другими необходимостями. Это отнимало у них возможность заниматься своим развитием, общением, хобби. Очереди также были источником стресса, конфликтов, разочарований и депрессии.
- Алкоголизм мужчин. Советские мужчины часто употребляли алкоголь в избытке, что приводило к их деградации, насилию, семейным распадам, смертности. Женщины оставались одинокими или вынуждены были терпеть пьяного мужа, несмотря на его издевательства и изнасилования. Алкоголизм мужчин также снижал их трудоспособность и доходы, что увеличивало бедность семей.
- Мечты о прекрасном любимом. Советские женщины часто мечтали о том, чтобы встретить свою половинку, которая бы любила их, уважала, поддерживала, защищала. Они хотели иметь счастливую семью, детей, домашний уют. Они искали в мужчинах не только товарищей по труду, но и романтических партнеров, с которыми можно было бы делить радости и горести жизни. Женщины часто разочаровывались в своих избранниках, сталкиваясь с их изменами, холодностью, жестокостью, безответственностью. Мечты о прекрасном любимом оставались нереализованными и усиливали чувство одиночества.
Советская власть и женское движение в СССР в 20-е гг. XX в.. https://www.dissercat.com/content/sovetskaya-vlast-i-zhenskoe-dvizhenie-v-sssr-v-20-e-gg-xx-v.
Как жили женщины в Советском Союзе и почему там не было гендерного .... https://www.forbes.ru/forbes-woman/458931-kak-zili-zensiny-v-sovetskom-souze-i-pocemu-tam-ne-bylo-gendernogo-ravenstva.
Женщины и женский быт в СССР 1950-1960-х гг. В советской и современной .... https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschiny-i-zhenskiy-byt-v-sssr-1950-1960-h-gg-v-sovetskoy-i-sovremennoy-rossiyskoy-istoriografii.
Женщины СССР: повседневная жизнь советских женщин, особенности ....
Вот несколько показательных анекдотов из картин Советского быта:
- Что такое дефицит с марксистской точки зрения?
- Это объективная реальность, не данная нам в ощущении.
- Дайте, пожалуйста, килограмм мяса!
- Мяса нет.
- Но ведь на вашем магазине написано "мясо"!
- Мало ли что написано! У меня на сарае написано "х...", а там дрова!
Покупатель в гастрономе:
- Опять у вас мяса нет?
- Это неправда! Мяса нет в магазине напротив. У нас нет рыбы.
Авоська теперь называется "нихераська".
- Может ли корова, отправившись из города-героя Москвы дойти до города-героя Волгограда?
- Нет, ее съедят в городе-герое Туле.
Еврей пишет родственникам письмо в Израиль: "У нас все дорого.
Вчера пошел на рынок - там куры по 10 рублей!" Его вызывают в КГБ:
"Как вам не стыдно клеветать на нашу советскую действительность?! Да
у нас за пять рублей слона можно купить!" Еврей пишет письмо заново:
"У нас все дешево. Вчера пошел на рынок. Там продавали слонов по
пять рублей. Но я подумал - зачем мне слон? Лучше я добавлю ещё пять рублей и куплю обыкновенную курицу".
Прохожий:
- Скажите, пожалуйста, где это вы туалетную бумагу достали?
- Из химчистки несу.
- Говорит рязанское радио. Отвечаем на вопросы трудящихся. Товарищ Иванов спрашивает, что такое сольфеджио. Отвечаем: тут жрать людям нечего, а он вые...ся!
Женщина пригласила к себе домой мужчину. Тот выпил, закусил, собрался уходить.
- Может, останешься?
- Нет. Я алкоголик, но не бабник!
Два алкоголика проснулись на рассвете под забором:
- Наливай быстрей, а то темнеет.
В магазине продавщица кричит кассирше:
- Марьиванна! Перебей гражданину яйца на яичный порошок
Лектор в колхозе рассказывает о буржуазной антикультуре. Прихо-
дит старик с лекции домой и говорит старухе:
- Раздевайся!
- Да ты что, старый, с ума сошел?- Раздевайся, тебе говорю!
Стала старуха раздеваться. Старик:
- Да, действительно. Стриптизм - это ужасно!
Муж застал жену с любовником:
- Не будь я членом партии, я бы поломал тебе все ребра! Не будь я членом партии, я бы выбросил тебя из окна! - кричит муж.
В связи с подорожанием водки возник новый вид пьянства: капать водку в глаза, пока не окосеешь!
- В какой стадии находится борьба с пьянством?
- Успешно пройдена первая стадия: ликвидирована закуска!
Женщина моется в общей ванной коммунальной квартиры, а сосед встал на табурет в коридоре и заглядывает через стеклянный верх двери. Она заметила и говорит:
- Ну, чего уставился? Голой бабы не видал?
- Нужна ты мне! Я гляжу, чьим мылом ты моешься!
Колхоз получил указание устроить для иностранных гостей стриптиз. На партбюро обсуждают кандидатуры. Манька не подходит, у нее низкие показатели по животноводству. Дунька не годится - не повышает свой политический уровень. Остановились на тете Паше: она и с работой справляется, и общественница, и член партии с 1924 года.
Феномен брошенной советской женщины - это феномен разбитости, подавленности, угнетенности. Феномен одинокой женщины - это чувство страха постоянного одиночества, поисков партнера, как в сексуальном, так и в духовном плане. К сожалению, большинство "отчаявшихся" женщин выбирают пару скорее от безысходности, чем от любви. В результате те женщины, которые ищут здесь поддержки и внимания, погружаются в еще большее чувство одиночества и отчаяния. Отсюда - психические расстройства, стрессы, неудовлетворенность собой, своей "несостоявшейся личной жизнью" и т.д. Есть также и тип женщин, которые панически боятся остаться одной. Боязнь одиночества психологи иногда называют "паникой безысходности", оказывающей заметное влияние на поведение женщин. Такая боязнь одиночества охватывает ее в период, когда подруги уже успели выйти замуж, а некоторые - завели детей. Но существует также еще один подтип женщин, которые, оставшись без пары, и будучи коротковременно "одинокой", так и норовят срочно найти себе избранника и, вырваться из пут одиночества. Таким образом, они, не жалея сил и энергии, начинают посещать все культурные и массовые мероприятия, где могут встретить Его. Эти женщины тоже подсознательно боятся одиночества и считают, что единственный выход из их перманентного состояния - найти партнёра. А сколько массовых культурных мероприятий проводилось в СССР! А для интеллигентов очкариков посещение библиотеки часто заканчивалось встречей с таким счастьем одинокой перезревшей библиотекарши.
Эти поведенческие процессы адаптации к советскому быту формировали ментальную циничную броню советских женщин. Вот их афористическая декларация в примерах:
ДВАЖДЫ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. ПОТОМУ ЧТО, КАК ГОВОРИТСЯ, РОДИЛИСЬ МЫ БЕЗ ПРИМЕРКИ И СДОХНЕМ БЕЗ РЕПИТИЦИИ.
ЧТОБЫ ПОДКОВЫ ПРИНОСИЛИ СЧАСТЬЕ, НАДО ПРИБИТЬ ИХ К КОПЫТАМ И ПАХАТЬ, ПАХАТЬ, ПАХАТЬ.
ВЧЕРА ОТВЕЛА ДУШУ, СЕГОДНЯ НЕ ПОМНЮ КУДА!
ЖИТЬ НАДО ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЯ ПОМНИЛИ И СВОЛОЧИ
Девочки, не обижайте мужчин! У них и так вечная трагедия жизни: то не по вкусу, то не по зубам, то не по карману
- СОФА АБРАМОВНА, ВСЕ ЖЕ, ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ВЫШЛИ ЗАМУЖ?
- МИЛОЧКА, ТАК ТРУДНО НАЙТИ МУЖА, КОТОРЫЙ НЕ МЕШАЛ БЫ ЖИТЬ
Я ЗАМЕТИЛА, ЧТО если не кушать ХЛЕБ, САХАР, ЖИРНОЕ МЯСО, не пить пиво с рыбкой, то морда становится меньше, но грустнее.
ЖЕНЩИНА, ВАС ВАША РАБОТА УДОВЛЕТВОРЯЕТ? ВЫ ЗНАЕТЕ, ИДУ НА РАБОТУ ЗАСМАТРИВАЮСЬ НА МУЖЧИН. ИДУ С РАБОТЫ - УЖЕ НЕ ЗАСМАТРИВАЮСЬ... ЗНАЧИТ, УДОВЛЕТВОРЯЕТ.
Вчера отпросилась с работы, соврала, что больная. Сегодня не пришли трое коллег, сказали, что от меня заразились.
ВОТ ЖИЛА СЕБЕ ЦАРЕВНА - ЛЯГУШКА НЕ ТУЖИЛА - ТАК НЕТ, ЯВИЛСЯ ИВАН-ЦАРЕВИЧ, И НАЧАЛОСЬ- ПИРОГИ ПЕКИ, КОВРЫ ТКИ, ПЕРЕД ГОСТЯМИ ПЛЯШИ. НАЗЫВАЕТСЯ, В СКАЗКУ ПОПАЛА!
-ГАЛЯ, ТЫ ВЫПИЛА ПОЛ-ЛИТРА САМОГОНА И ДАЖЕ НИ РАЗУ НЕ ЗАКУСИЛА..?!
-ВАСЯ, Я ЖЕ НА ДИЕТЕ!
РУССКАЯ БАБА СИЛЬНА И МОГУЧА! ВМИГ УЛЕТАЕТ НАВОЗНАЯ КУЧА. КАШИ НАВАРИТ, БАРДАК УБЕРЕТ. А ЕСЛИ БУХНЕТ, ТО И МОРДУ НАБЬЕТ!
ДЕВУШКА, А У ВАС ПАРЕНЬ ЕСТЬ? - НЕТ . КАК У ТАКОЙ КРАСИВОЙ, УМНОЙ И НЕТ ПАРНЯ?
СДОХ ОТ СЧАСТЬЯ!
САМЫЕ ГЛАВНЫЕ В ЭТОМ МИРЕ - ХРЕН И ЖАБА. ОДИН ВСЕХ ЗНАЕТ, ДРУГАЯ ВСЕХ ДУШИТ.
ЛЮБОЙ КАПРИЗ ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ! У МЕНЯ ТОЛЬКО 5 РУБЛЕЙ... - Тогда НЕ КАПРИЗНИЧАЙТЕ.
Советская женщина - это одиночество в поисках счастья и любви.
Трагедия любви: любовь очень часто - путь к одиночеству. Но и любовь к другому состоит в понимании и принятии его одиночества.
Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
Бертран Рассел
В философии экзистенциализма любовь превращается в проект становления совершенством в глазах другого. Отсюда идея подвига и доказательства "любви".
Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) - немецко-американский философ, социолог и психолог, ведущий представитель неофрейдизма - утверждал что способность любить - важнейшая черта человеческой личности и что любовь - критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования. "Искусство жить" у Фромма и состоит в "искусстве любить".
"Связью с людьми мы обязаны лишь своим собственным усилиям: стоит перестать писать или говорить, стоит обособиться, и толпа людей вокруг вас растает; понимаем, что большая часть этих людей на самом деле готовы отвернуться от нас (не из злобы, а лишь из равнодушия), а остальные всегда оставляют за собой право переключить свое внимание на что- нибудь другое; в эти дни мы понимаем, сколько совпадений, сколько случайностей необходимы для рождения того, что называют любовью или дружбой, и тогда мир снова погружается во мрак, а мы - в тот лютый холод, от которого нас ненадолго укрыла человеческая нежность".
Альбер Камю.
Создание лучших образцов советских песен об одиночестве в исполнении лучших советский певиц, написанных лучшими композиторами и поэтами, - это культурный и великий подвиг, героическая помощь и источник силы, протянутая рука в помощи одинокой советской женщине. Только сейчас можно оценить масштаб этого уникального культурологичекого феномена!
Музыкальные приемы, которые использовались в советских песнях, чтобы выразить тему одиночества женскими голосами, могли быть разными в зависимости от жанра, стиля, эпохи и автора песни. Вот некоторые общие характеристики, которые часто встречались в таких песнях:
- Минорный лад. Минорный лад - это музыкальный лад, который обычно ассоциируется с грустью, тоской, печалью и меланхолией. Многие советские песни, которые выражали одиночество женскими голосами, были написаны в минорном ладу или использовали минорные аккорды и интервалы.
- Лирическая мелодия. Лирическая мелодия - это музыкальная мелодия, которая имеет плавный, изящный и выразительный характер. Лирическая мелодия подходит для передачи чувств и эмоций, особенно тех, которые связаны с одиночеством. Многие советские песни, которые выражали одиночество женскими голосами, имели лирическую мелодию или элементы лиризма. Например, песни в исполнении Валентины Толкуновой, песни в исполнении Майи Кристалинской, песни в исполнении Анны Герман и др.
- Медленный темп. Медленный темп - это скорость исполнения музыкального произведения, которая обозначается разными словами или символами. Медленный темп создает ощущение спокойствия, задумчивости, расслабленности или грусти. Многие советские песни, которые выражали одиночество женскими голосами, были написаны в медленном темпе или имели умеренное ускорение или замедление. Например, песня "Нежность" в исполнении Майи Кристалинской, песня "Последняя поэма" в исполнении Ирины Отиевой, песни в исполнении Эдиты Пьехи и др.
"В СССР была отличная музыка, о которой никто в мире не знал". https://www.kommersant.ru/doc/1673400.
Советские массовые песни 20-х гг. Как инструмент конструирования новой .... https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65395/1/978-5-7996-2489-7_2018-13.pdf.
Лучшие хиты советской эстрады 1940-1960-х: Магомаев, Кристалинская .... https://daily.afisha.ru/music/18232-luchshie-hity-sovetskoy-estrady-19401960-h-magomaev-kristalinskaya-peha-i-drugie/.
100+ советских и русских песен, изменивших нашу жизнь: от 60-х до 2020-х. https://www.timeout.ru/msk/feature/496798.
Лучшие хиты советской эстрады 1970-х: "Песняры", Пугачева, Лещенко и .... https://daily.afisha.ru/music/18449-luchshie-hity-sovetskoy-estrady-1970-h-pesnyary-pugacheva-leschenko-i-drugie/.
Музыка СССР - это была замечательная эпоха, когда появились многие талантливые и любимые певицы.
Некоторые певицы в СССР обрели феноменальную популярность:
- Алла Пугачева. Она была самой продаваемой и самой награжденной певицей СССР. Она начала свою карьеру в 1965 году и выпустила более 100 альбомов и синглов. Она исполняла песни разных жанров, от эстрады до рока. Она также была композитором, продюсером, актрисой и общественным деятелем. Ее песни "Миллион алых роз", "Маэстро" и другие стали классикой советской музыки.
- Людмила Зыкина. Она была одной из самых ярких и оригинальных певиц СССР. Она начала свою карьеру в 1956 году и выпустила более 40 альбомов и синглов. Она исполняла песни народного характера, а также современные композиции. Ее песни "Одинокая гармонь", "Катюша", "Подмосковные вечера" и другие стали неотъемлемой частью советской культуры.
Анна Герман - это одна из самых известных и уважаемых советских и польских певиц, поэтов и композиторов. Она родилась 14 февраля 1936 года в Ургенче, Узбекистан. Ее отец был немцем, а мать - меннониткой. В 1949 году она переехала в Польшу, где получила образование геолога. Она начала свою карьеру певицы в 1959 году и стала популярной благодаря своему уникальному голосу и музыкальному таланту. Она исполняла песни на разных языках, в том числе на русском, польском, немецком, французском, итальянском и других. Она участвовала в многих международных фестивалях и конкурсах, таких как Сопот, Сан-Ремо, Каннский фестиваль и другие. Она также снималась в кино и писала стихи и музыку.
В 1967 году Анна Герман попала в тяжелую автомобильную аварию, которая чуть не стоила ей жизни. Она провела два года в больнице и реабилитационных центрах, восстанавливая свое здоровье. В 1970 году она вернулась на сцену и продолжила свою творческую деятельность. Она записала много новых песен и дала много концертов в разных странах. Она также вышла замуж за своего давнего друга Збигнева Тухольского и усыновила сына Игоря.
В 1982 году Анна Герман умерла от рака костного мозга в возрасте 46 лет. Ее похоронили на Кальвинистском кладбище в Варшаве. Ее творчество осталось в памяти миллионов людей по всему миру. Ей были посвящены многочисленные книги, фильмы, сериалы и музыкальные проекты.
Герман, Анна - Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0.
Анна Герман - биография, личная жизнь, фото, причина смерти, сериал .... https://24smi.org/celebrity/1277-anna-german.html.
Одиночество в песнях Анны Герман - это тема, которая затрагивает сердца многих слушателей. Анна Герман была певицей, которая испытывала одиночество и непонимание в своей жизни, но находила утешение и силу в своём искусстве. Её песни отражают её внутренний мир, её переживания и чувства, связанные с разлукой, неразделённой любовью, непониманием и поиском смысла жизни.
Среди песен Анны Герман, которые можно отнести к теме одиночества, можно выделить следующие:
- "Эхо любви"- песня из кинофильма "Судьба", которая рассказывает о том, как человек вспоминает свою ушедшую любовь, которая была для него всем на свете. Он не может принять её уход и жить без неё. Он чувствует, что его жизнь пуста и бессмысленна без неё. Песня выражает скорбь и раскаяние, любовь и боль. Тема одиночества в песне "Эхо любви" Анны Герман очень трогательна и глубокая. Песня рассказывает о любви, которая не может быть воплощена в реальности, но живет в сердцах двух людей, разделенных судьбой. Певица обращается к своему возлюбленному, который находится в другом мире, и просит его вспомнить о ней. Она говорит, что они - эхо друг друга, нежность друг друга, память друг друга. Она выражает свою верность, надежду и страдание.
Эхо любви
Покроется небо пылинками звезд
И выгнутся ветви упруго
Тебя я услышу за тысячу верст
Мы эхо мы эхо
Мы долгое эхо друг друга
Мы эхо мы эхо
Мы долгое эхо друг друга
И мне до тебя где бы я ни была
Дотронуться сердцем не трудно
Опять нас любовь за собой позвала
Мы нежность мы нежность
Мы вечная нежность друг друга
Мы нежность мы нежность
Мы вечная нежность друг друга
И даже в краю наползающей тьмы
За гранью смертельного круга
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы память мы память
Мы звездная память друг друга
Мы память мы память
Мы звездная память друг друга
Песня была написана для фильма "Судьба" режиссера Евгения Матвеева по мотивам романа Петра Проскурина. Слова к песне написал поэт Роберт Рождественский, музыку - композитор Евгений Птичкин. Песня стала финалистом конкурса "Песня-77" в исполнении Анны Герман и Льва Лещенко. Анна Герман исполнила песню с большим чувством и мастерством, ее голос звучал то ласково и нежно, то страстно и проникновенно. Она передала все оттенки чувств героини песни, ее любовь и боль.
Анна Герман - Лучшие песни. Ретро песни. Эхо любви - YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=fx0HbvlUHcY.
"Мы эхо друг друга": о ком была эта песня в исполнении Анны Герман .... https://dzen.ru/a/YKJlvTsnA1u-jBqI.
Анна Герман - Мы эхо | Текст песни. https://pesni.guru/text/%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%BC%D1%8B-%D1%8D%D1%85%D0%BE.
- "Надежда" - песня, которая стала одной из самых знаменитых и легко узнаваемых песен Анны Герман. Проникновенные поэтические строки, сочиненные Николаем Добронравовым, вне времени и моды. Это история вечной надежды человека на счастье. Музыку написала в 1971 году Александра Пахмутова.