Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.40.Национальное одиночество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Цивилизацию создают идиоты, а остальные расхле­бывают кашу.
   Станислав Лем
  
   В 1967 Станислав Лем в своей книге "Сумма Технологий" под названием "Фантомология" описывает задачи и смысл для цивилизации ответа на вопрос "как создать действительность, которая для разумных существ, живущих в ней, ничем не отличалась бы от нормальной действительности, но подчинялась бы другим законам?".
  
   Среди немыслимых побед цивилизации мы одиноки, как карась в канализации
   Губерман
  
  
   Бывает ли одиночество национальным?
   Вся история развития человеческой личности - это движение от этнического человека к индивидуальному человеку. Современное ускорение уничтожения национального посредством индивидуального одиночества - мета времени.
  
  
   Племя -- группа людей, ощущающая между собой родовую близость.
  
   Под народом понимают определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков -- языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.
   Слово "народ" может быть заменено термином этнос.
   Этнос (от el.-- народ) -- группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.
  
   Источник этнической связи людей -- общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой.
   В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе.
   Характеристику русского этноса дает Ключевский:
  
   "Жизнь удаленными друг от друга, уединенными деревнями при недостатке общения, естественно, не могла приучать великоросса действовать большими союзами, дружными массами. Великоросс работал не на открытом поле, на глазах у всех, подобно обитателю южной Руси: он боролся с природой в одиночку, в
   глуши леса с топором в руке. То была молчаливая черная работа над внешней природой, над лесом или диким полем, а не над собой и обществом, не над своими чувствами и отношениями к людям. Потому великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному
   действию общими силами. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда еще не уверен в себе и в успехе, и хуже в конце, когда уже добьется некоторого успеха и привлечет внимание: неуверенность в себе возбуждает его силы, а успех роняет их. Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с. тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своем величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума. Словом, великоросс лучше великорусского общества.
   Должно быть, каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов, или типов, подобно тому как неодинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов. Сообразно с этим и народ смотрит на окружающее и переживаемое под известным углом, отражает то и другое в своем сознании с известным преломлением. Природа страны, наверное, не без участия в степени и направлении этого преломления".
  
   В.О.Ключевский. Курс русской истории
   http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
  
  
   Чехов осмысливает одиночество в русском этносе:
   "Отдался ощущению, которое я так любил. Это - ощущение страшного одиночества, когда вам кажется, что во всей вселенной, темной и бесформенной, существуете только вы один. Ощущение гордое, демоническое, доступное только русским людям, у которых мысли и ощущения так же широки, безграничны и суровы, как их равнины, леса, снега. Если бы я был художником, то непременно изобразил бы выражение лица у русского человека, когда он сидит неподвижно и, подобрав под себя ноги, обняв голову руками, предается этому ощущению... А рядом с этим ощущением мысли о бесцельной жизни, о смерти, загробных потемках... мысли не стоят гроша медного, но выражение лица, должно быть, прекрасно...".
   Чехов. Огни.
  
   Интегрирование в себя, в свое одиночество структуры другого рождает нацию.
  
   Концепция инструментализма рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей. Так, любая деятельность и активность этнических групп, рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность прибывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.
   Существует несколько градаций этноса:
   *Род - группа людей, которая основана на кровных связях.
   *Племя - народность эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.
   *Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т.д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.
   *Нация (от лат. ''natio'' -- племя, народ) -- социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род -- племя -- народность -- народ -- нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность.
  
   Героизм нации - способность рождать одиночек для подвига.
  
   Героизму свойственна Пассионарность - избыток биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей. Пассионарность - это непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на осуществление каких либо целей. Цель эта представляется пассионарной особе ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни счастья современников и соплеменников. В широком смысле, ''пассионарность'', -- наследуемая количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению.
   Л.Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности, включающую девять её уровней.
   # Высший -- шестой, жертвенный, человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью. Примерами таких личностей являются Ян Гус, Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум, Александр Македонский, аятолла Хомейни.
   # Несколько ниже лежит пятый уровень -- стремление к идеалу победы -- человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон, Иосиф Сталин и др.
   # То же самое, но в меньшем масштабе, проявляется на четвёртом уровне -- стремление к идеалу успеха. Примеры -- Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов, С. Ю. Витте. Это уровни перегрева, акматической фазы (четвёртый уровень -- переходный).
   # Ниже идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома -- стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л.Н. Гумилёв называл "пассионарность слабая, но действенная"). Это - крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т. д.
   # Для выхода из фазы надлома характерен второй уровень -- поиск удачи с риском для жизни. Это искатель счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.
   # Со снижением пассионарности на смену им приходят другие -- пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни.
   # Ещё ниже стоит обыватель -- тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Это нулевой уровень. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза , и гомеостаз является определяющим в поведении этноса. При дальнейшем снижении пассионарности приходят люди с отрицательными её значениями -- субпассионарии. Они бывают двух уровней: -1-го и -2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса.
  
   Процесс генерации пассионарных импульсов в этносе наводит на ряд аналогий в физике:
  
   Кавитация -- (от la. cavitas -- пустота) -- образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая кавитация), существуют и другие причины возникновения эффекта. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырек захлопывается, излучая при этом ударную волну.
   Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.
   Хотя кавитация нежелательна во многих случаях, однако есть исключения. Например, сверхкавитационные торпеды, используемые военными, обволакиваются в большие кавитационные пузыри. Существенно уменьшая контакт с водой, эти торпеды могут передвигаться значительно быстрее, чем обыкновенные торпеды.
   Кавитация может быть полезной при ультразвуковой очистке устройств. Эти устройства создают кавитацию, используя звуковые волны и разрушение кавитационных пузырей для чистки поверхности. Используемая таким образом, потребность в очистке от вредных химических веществ может быть уменьшена во многих промышленных и коммерческих процессах, где требуется очистка как этап производства.
   ''Иванов А. Н.'' Гидродинамика развитых кавитационных течений. Л.: Судостроение, 1980. 237с.
  
   Электрический пробой -- лавинный пробой, связанный с тем, что носитель заряда на длине свободного пробега приобретает энергию, достаточную для ионизации молекул кристаллической решётки или газа и увеличивает концентрацию носителей заряда. При этом создаются свободные носители заряда (увеличивается концентрация электронов), которые вносят основной вклад в общий ток. Генерация носителей происходит лавинообразно.
  
   А. И. Лебедев. Физика полупроводниковых приборов. М., Физматлит, 2008
  
   В оптике в случае, когда дифракционная расходимость пучка точно уравновешивается оптической нелинейностью среды, мы можем наблюдать так называемый солитонный режим распространения света. Явление самофокусировки луча в нелинейной среде было предсказано советским физиком-теоретиком Г.А. Аскарьяном в 1961 году и довольно быстро было обнаружено экспериментально (см. обзор
   http://www.ufn.ru/archive/russian/abstracts/abst6295.html Аскарьян Г.А., УФН, 1973, т.111, в.10, с.249-260] ''). Оно является типичным эффектом нелинейной оптики, когда мощный луч электромагнитного излучения, проходя сквозь вещество, изменяет его свойства, что, в свою очередь, искривляет путь самого луча.
  
   Общество объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой. Общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями.
   # Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (Общественный договор Жан-Жака Руссо,);
   # Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
   # Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми -- осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было
   адекватно понято другими участниками социального отношения;
   # Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
   http://psychotype.ru/article/a-32.html Специализация и социальная востребованность людей с различными типами психики (психотипами) с точки зрения соционики
  
  
   Цивилизация включает в себя три доминирующих аспекта - это государственность, экономика и культура. На первых стадиях развития человечества значительную часть культуры составляет религия. Можно говорить о различных уровнях цивилизации, об особенностях цивилизации различных народов, но цивилизация есть там, где есть человек. Соответственно, цивилизации различаются по форме государственной организации народа, по уровню экономического развития, по культуре.
   Цивилизация - это форма бытия человека. Эти формы создают одиночки для масс. Всякая цивилизация порождает свое одиночество для человека.
  
   В концепции О. Шпенглера Цивилизация -- это определённая заключительная стадия развития любой культуры. Её основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие "массы".
  
   Освальд Шпенглер ( de. Oswald Spengler; 29 мая 1880, Бланкенбург, Германия -- 8 мая 1936, Мюнхен, Германия) -- немецкий философ и культуролог.
   Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако, после прихода к власти нацистов в 1933 году и изъятия одной из его книг, вёл уединённую жизнь.
   Предметом исследований Шпенглера была "морфология всемирной истории", то есть своеобразие мировых культур (или "духовных эпох"), рассматриваемых, как неповторимые органические формы. Шпенглер предлагает взгляд на мировую историю -- как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
   По мысли Шпенглера, духовная жизнь человека, наделенного "бодрствующим сознанием", разворачивается во времени и в определенном направлении. Как результат, в сознании индивида конституируется присущая только ему, его личная картина мира: либо образно-символическая, либо рационально-понятийная. Культура, подразделяемая Шпенглером на возможную и осуществленную (действительную), отображается в сознании человека. Посредством типа математического числа или слова фиксируется образное мирочувствование уже ставшего, осуществленного -- "природа", согласно Шпенглеру, "исчислима". История же как динамичное осуществление возможной культуры сопряжена с хронологическими величинами и чужда однозначным расчетам. При этом, согласно Шпенглеру, саморазвитие культуры возможно лишь в контексте осознания ее субъектами значимости процедур измерения, счета, формирования и фиксации образов внешнего мира и т. д. Так, в контексте концепции "смысла чисел", античная культура, базирующаяся, по Шпенглеру, на конечности, телесности числового ряда, противоположена цивилизации современного Запада, фундируемой числовой идеей бесконечности. Древнеегипетская же культура, создавшая "жуткие символы воли к длительности во времени", есть воплощение "забот" о прошедшем и о будущем: мумифицирование, по Шпенглеру, -- символ отрицания неумолимости времени.
   С точки зрения Шпенглера, "человечество" -- пустое слово, внимания заслуживает только "феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр своей страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал -- человечество -- свою собственную форму, у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть".Европейскую цивилизацию характеризует Фауст -- одинокий, тоскующий по бесконечности чернокнижник. Ей свойственно одновременно бремя бытия, чувство гордости и трагическая мораль. Отсюда символ устремленной иглами в небо готики, миф Рагнарёк о гибели богов, математика бесконечных величин и мрачные механические часы. Техника является ключом к умиранию Западной Культуры
   По схеме Шпенглера, все способы познания суть "морфологии"; морфология природы -- это обезличенная систематика; морфология же органического -- жизни и истории -- есть "физиогномика" или перенесенное в духовную область подчеркнуто индивидуализированное искусство "портрета культуры".
   Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации ("цивилизация", по Шпенглера, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация. Согласно Шпенглеру, "в мировом городе нет народа, а есть масса. Присущее ей непонимание традиций, борьба с которыми есть борьба против культуры, против знати, церкви, привилегий, династий, преданий в искусстве, границ познаваемого в науке, ее превосходящая крестьянский ум острая и холодная рассудочность, ее натурализм совершенно нового склада, идущий гораздо дальше назад, чем Руссо и Сократ, и непосредственно соприкасающийся в половых и социальных вопросах с первобытными человеческими инстинктами и условиями жизни, то "panem et circenses", которое в наши дни оживает под личиной борьбы за заработную плату и спортивных состязаний, -- все это признаки новой по отношению к окончательно завершенной культуре и к провинции, поздней и лишенной будущего, однако неизбежной формы человеческого существования".
  
   http://vpn.int.ru/index.php?name=Biography&op=page&pid=710 Освальд Шпенглер -- Биография. Библиография. Афоризмы
  
  
   В настоящее время выделяют следующие Цивилизации:-
   Западная
   Славяно-Православная
   Исламская
   Индуистская
   Конфуцианско-буддистская
   Синтоистская
   Латиноамериканская
   Африканская
  
   http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/index.php Ерасов Б.С. "Сравнительное изучение цивилизаций".
  
   Одиночество как элемент культуры нации явление уникальное.
  
   Гипотеза Сепира -- Уорфа (англ. ''Sapir-Whorf hypothesis''), гипотеза лингвистической относительности -- концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.
   Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого "среднеевропейского стандарта") выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике).
   Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -- М.: Языки славянской культуры, 2001.
  
  
   В. А. Ильина в статье "Сопоставительный анализ номинализации образа одиночества в наивной картине мира русских и англичан" (Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / 2008 / Ж 5 2008 - Филология) анализирует образ одиночества в картинах мира русских и англичан и делается вывод о степени их общности в данном аспекте. Ключевые слова: картина мира, наивная картина мира, языковое сознание. Сопоставительный анализ номинализации образа одиночества в наивной картине мира русских и англичан предполагает исследование лингвистического представления об образе одиночества, вербализованном номинантом "опустошенность"/ "desolation", которое находит свое отражение в наивной картине мира русских и англичан, воссоздающейся в филологических источниках русского и английского языков.
   "Начнем мы с анализа представления об образе одиночества, вербализованном номинантом "desolation".Рассмотрим как лексикографируется номинант "desolation" в толковых словарях английского языка
  
   [1] . Приведем некоторые определения из разных словарей:
   1 a state or spell of low spirits; 2 land that is uninhabited or not fit for crops; 3 the state of being unattended to or not cared for; 4 the state or fact of being rendered nonexistent, physically unsound, or useless; 5 a: grief , sadness , b: loneliness ; 6: devastation , ruin ; 7 : barren wasteland; desolation 1 . the condition of a place or person that is desolate; 2 . the act or process of making desolate;
   desolation - 1 .the state of being decayed or destroyed;2 . sadness resulting from being forsaken or abandoned;3. an event that results in total destructionk; [ desolation 1 . The act or an instance of desolating. 2 . The state of being desolate. 3 . Devastation; ruin. 4 . a. The state of being abandoned or forsaken; loneliness. b. Wretchedness; misery. 5 .The state of being decayed or destroyed.6 . a bleak and desolate atmosphere. 7.Sadness resulting from being forsaken or abandoned. 8 . An event that results in total destructionk; [desolate empty: bare, uninhabited, and deserted 2 . alone: solitary, joyless, and without hope3 . grim: dismal and gloomy;
   1. devastate place: to make a place barren or deserted make somebody wretched: to make somebody feel sad and lonely
  
   Начнем с анализа дефиниций номинанта "опустошенность", предложенных в толковых словарях русского языка. Приведем некоторые определения: "опустошенность, -и,.
   Состояние по знач. прил. опустошенный; душевная, нравственная пустота"; "опустошенность, -и,.
   Утрата нравственных сил, ощущение душевной пустоты
   2; "опустошенность. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: опустошённый".
   Мы приводим определения лексемы "опустошить", т.к. на эту ссылку указывается в дефиниции лексемы "опустошенный". "Опустоши'ть, опустоша'ть что, разорять впухъ, напусто, изводить, истреблять разоромъ, уничтожать вразоръ.|| Опустоше'нье [ср.] дuйствiе по гл. || Опустоши'тель [м.], -ница [ж.] кто опустошаетъ что-либо. || Опустu'нье ср. состн. по гл. Опустu'лый, опустuвшiйk; [опустоши' ть, -шу', -ши'шь; - шённый (-ён, -ена'); сов. 1. что. Сделать пустым, превратить в пустыню, разорить.
   2. перен., кого- что. Лишить нравственных сил, богатства внутреннего содержания. || несов. опустоша'ть, -а'ю, -а'ешь. || сущ. опустоше'ние, -я, ср"; "опустоши'ть, -шу', -ши'шь; прич. страд. прош. опустошённый, -шён, - шена', -шено'; сов., перех. (несов. опустошать).
   1 . Сделать пустым, пустынным, разорить. 2 . Освободить от содержимого, опорожнить. 3 . перен. Лишить нравственных сил, сделать не способным к творческой, активной жизни"; "опустошать несов. перех. - 1 . Делать пустым; опорожнять. 2. Приводить в запустение; делать безлюдным, нежилым. 3. перен. Лишать нравственного, духовного содержания.
   Мы выделяем следующие дифференциальные семантические элементы: родовая сема "духовный кризис", "обеднение внутреннего мира", "духовное бесплодие", родовая сема "разорение", сема "депривация", "освобождение от содержимого". При анализе номинанта "опустошенность" с учетом всех ссылок мы выделяем следующие семантические компоненты: родовая сема "состояние", родовая сема "духовный кризис", видовая сема разорение", сема "депривация", "освобождение от содержимого", "обеднение внутреннего мира", "духовное бесплодие", сема "духовная пустота", сема "отсутствие душевных сил".
  
   Можно сделать вывод о большей значимости образа одиночества, вербализованном номинантом "опустошенность" для представителей русской культуры, чем номинантом "desolation" для англичан.
   ...Далее мы выделяем лексические единицы, связанные с образом одиночества, вербализованном номинантом "опустошенность", которые были выявлены на основе компонентного анализа словарных дефиниций.
   Номинация опустошенности: состояние, пустота, чувство, утрата нравственных сил, ощущение душевной пустоты.
   Действия, приводящие к опустошенности территорий: разорить , погубить , уничтожить , привести в запустение , делать безлюдным, нежилым, превратить в пустыню.
   Действия, приводящие к разорению людей: доводить до нищеты, пускать по миру. Действия, приводящие к духовной опустошенности: лишить нравственного, духовного содержания, сделать неспособным к творческой, активной жизни. Действия, приводящие к освобождению содержимого: опорожнять, смывать, вытравлять, выедать.
   Характеристика опустошенного человека: ощущающий духовное опустошение, не способный к активной жизни, лишенный нравственных сил, пустой, бесплодный.
  
   Лексические единицы, связанные с образом одиночества, вербализованном номинантом "desolation".
   Номинация опустошенности: a state or spell of low spirits, land that is uninhabited, wasteland , neglect, destruction , the state or fact of being rendered, grief , sadness , loneliness , devastation , ruin , mourning , the act or process of making desolate, a feeling of grief or misery, emotions, an event that results in total destruction, without hope. Характеристика пребывания в состоянии опустошенности: empty, bare, uninhabited, deserted, alone, solitary, joyless, grim, dismal, gloomy, bleak, desolate, nonexistent. Действия, приводящие к состоянию опустошенности: to devastate, to make a place barren or deserted, to make somebody wretched, to make somebody feel sad and lonely.
   Была выявлена большая детализация значений номинанта "опустошенность" по сравнению с номинантом "desolation". При анализе синонимического ряда было выявлено 3 одинаковых у двух номинантов признаков ("агрессия", "отрицательная знаковость", "состояние"), которые служат еще одним доказательством частичного совпадения картин мира русских и англичан.
  
   Можно сделать вывод о существовании некоторой общности репрезентации образа одиночества, вербализованного исследуемыми номинантами, в наивной картине мира русских и англичан, несмотря на явную тенденцию к несовпадению представлений об одиночестве носителей разных культур.
  
   Литература 1 . Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: Около 5000 синонимических рядов. Более 20 000 синонимов 7 -е изд., стереотип. М.: Русские словари, 1999. 2 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М.: ЭКСМО, 2006. 672 с. 3 . Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный в 2 -х т. Т. 1 . М.: Русский язык, 2000. 1209 с. 4 . Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 14 -е изд., стер. М., 1982. 5 . Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998. 6 . Словарь русского языка: В 4 -х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. 2 -е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984. 7 . Словарь синонимов русского языка / Под редакцией А. П. Евгеньевой - М.: АСТ, Астрель, 2002. - 656 с. 8 . Словарь синонимов русского языка / Под редакцией З.Е. Александровой. - М.: Русский язык, 1975. - 600 с. 9 . Толковый словарь русского языка: В 4 -х т. Т. 2 . / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Рус. слов., 1994. - 523 с. 10 . Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля / Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Св. 200 тысяч слов; 2 изд., 1880- 1882. 11 . Фасмер М. Этимологический словарь рус. яз. В 4 -х т. / Пер с нем. и доп. О. Н. Трубачева / М. Фасмер. М.: Прогресс, 1987. - 832 с. 12 . Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994. - 400 с. 13. Cotter E. Roots of English: an Etymological Dictionary / Eugene Cotter. Seton Hall University, 2000. 14. Douglas Harper An Etymological Dictionary of Modern English. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 15 . Encarta^ World English Dictionary [North American Edition] Y & (P) 2007 Microsoft Corporation. All rights reserved. Developed for Microsoft by Bloomsbury Publishing Plc. 16 . Jean Callahan,Joe Myer, Jaime Wharburton, Joan Patrick The Wordsmyth Dictionary-Thesaurus (WDT), 1990- 1992 // http://www.wordsmyth.net . 17. Miller G. A.WordNet Lexical database for the English language / Cognitive Science Laboratory / George A. Miller WordNet 3.0 Y Princeton University, 2006. 18 . Merriam-Webster Dictionary. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 19 . TheFreeDictionary Copyright Y 2008 Farlex, Inc. // http://www.thefreedictionary.co m/despondent . [1] Encarta^ World English Dictionary [North American Edition] Y & (P)2007 Microsoft Corporation. All rights reserved. Developed for Microsoft by Bloomsbury Publishing Plc. ; Jean Callahan, Joe Myer, Jaime Wharburton, Joan Patrick The Wordsmyth Dictionary-Thesaurus (WDT), 1990-1992 // http://www.wordsmyth.net ; Miller G. A.WordNet Lexical database for the English language/Cognitive Science Laboratory / George A. Miller WordNet 3.0 Y Princeton University, 2006 ; Merriam-Webster Dictionary. Cambridge: Cambridge University Press, 2005 . TheFreeDictionary Copyright Y 2008 Farlex, Inc. / http://www.thefreedictionary.co m/despondent [2] Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь М.: ЭКСМО, 2006 ; Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный в 2 -х т. Т. 1 . М.: Русский язык, 2000 ; Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 14 -е изд. М., 1982; Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998 ; Словарь русского языка: В 4 -х т. / Ин-т рус. яз. РАН ; Под ред. А. П. Евгеньевой. 2 -е изд. М.: Русский язык, 1981- 1984 ;Толковый словарь русского языка: В 4 -х т. Т. 2 . / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Рус. слов., 1994 ; Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ св. 200 тысяч слов; 2 изд., 1880-1882. [3] Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: Около 5 000 синонимических рядов. Более 20 000 синонимов 7 -е изд. М.: Русские словари, 1999 ;
  
  
   С развернутой цивилизационно во времени национальной нормой выстраивается ценность культуры и индивидуального одиночества.
  
   "Уилла Кэтер трогательно рассказывает историю аскезы, имевшей место уже в Новом Свете. Эта же писательница приводит еще один пример добровольного мученичества времен начала миссионерской деятельности среди канадских индейцев. Речь идет о некоем Ноэле Шабанеле, окончившем свои дни среди диких ирокезов. Наш герой приехал в Америку из французского города Тулузы, где преподавал ораторское искусство. Это был утонченный эстет, мало приспособленный к суровой миссионерской жизни среди дикарей. Несмотря на это, он решил изучить язык индейцев, рассчитывая обратить новые души в истинную веру. Его существование превратилось в настоящую пытку. К этому располагала вся окружающая обстановка: топящиеся "по- черному" вигвамы, неистребимые насекомые-паразиты, сон и еда в окружении собак и дикарей, невыносимая вонь и грязь, плохо приготовленная пища, состоящая из собачьего мяса и других подобных "деликатесов". Неудивительно, что после пяти лет, проведенных в индейском стойбище, он так и не выучил язык народа, который, со своей стороны, относился к нему с презрением. Неудача на лингвистическом фронте говорит о многом, ибо, кроме родного французского, он владел греческим, древнееврейским, итальянским и испанским. Индейцы не скрывали своего отвращения к молодому ученому и не упускали случая пнуть его или перепугать до смерти. Приводится эпизод, когда ему предложили мясо, на поверку оказавшееся человеческим, и, после того, как об этом было объявлено, долго смеялись и издевались над незадачливым "белым человеком". В отличие от многих, более мужественных миссионеров, он так и не привык к лишениям и трудностям индейского быта. Брезгуя спать в грязных жилищах индейцев, он устраивал свой ночлег прямо на снегу, ел грубую растительную пищу, служил объектом постоянных и оскорбительных шуток. Его крайне огорчала невозможность справиться с поставленной задачей и до глубины души оскорбляла непристойность и грубость дикарей. Кроме того, он испытывал постоянную тоску по родине. Начальство, видя его неспособность к выполнению возложенной миссии и принимая во внимание подавленное настроение миссионера-мученика, посоветовало ему вернуться во Францию, но отец Шабанель отринул протянутую руку помощи, поставил крест на преимуществах прошлой жизни, дал обет остаться с гуронами до конца своих дней. Два года спустя он отдал богу душу, оставленный племенем умирать в дикой местности, и до сих пор неизвестно, была ли смерть следствием переохлаждения или его убили сами индейцы".
  
   Меннингер Война с самим собой
  
   Лишь в 1595 году Испанское правительство приняло решение не истреблять индейское население Америки, а крестить его, разделив колонии на территории миссий.
  
   В индустриальном обществе люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Бенедикт Андерсон назвал нацию "воображаемым сообществом" -- сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств. Воображаемые сообщества -- концепт, разработанный Бенедиктом Андерсоном в одноимённой книге, в которой тот рассматривает нацию как социально сконструированное сообщество, воображённое людьми, воспринимающими себя как его часть Воображаемое сообщество отличается от реального сообщества, потому что оно не может быть основанным на повседневном общении лицом-к-лицу его участников. Вместо этого, его участники удерживают в своём сознании ментальный образ своего сходства. '' http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/anders/index.php
   Воображаемые сообщества ''. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001 г. ISBN 5-93354-017-3, стр. 30-32 .
   Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. -- М.:Канон-Пресс-Ц, 2001. ISBN 5-93354-017-3
  
   "Исчезновение наций порождает множество проблем, и главная из них это проблема одиночества человека, который более не принадлежит ни к какому роду-племени, который настолько индивидуален, что попросту никому не понятен.
   Национализм - это попытка решить эти новые проблемы старыми способами, попытка загнать нового, индивидуализированного человека в старые этнические рамки, создать для него иллюзию принадлежности к какой-то группе, пусть даже созданной по такому весьма искусственному признаку".
   Александр ЛАЗАРЕВ. СОВЕТИЯ
  
   Ксенофобия (от el. "чужой" и "страх") -- нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.
   Принцип -- объединение общей идеей (создание "образа врага", разжигание ненависти / ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения своих.
   Ряд этологов указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции -- агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения -- запрет на образование смешанных пар.
   ''Владимир Фридман'' http://scepsis.ru/library/id_1594.html Национализм и ксенофобия: социальные причины и психологическая основа явления]
  
   Разновидностью ксенофобии - антисемитизм, идеологией враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе.
  
   В нацисткой Германии в то время как "ариец" изображался в исторической роли созидателя и героя, недочеловеки описывались как неспособные к организации примитивные народы, способные лишь на разрушение, опасные для существования ариев, которые в соответствии с социально-дарвинистскими принципами должны быть подчинены или уничтожены.
   Роль евреев в советском этносе, в рамках доктрины национал-социализма отражена в следующих словах Гитлера:
   "Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось ее государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам -- превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. Именно так были созданы многие могущественные государства на земле. Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в ее высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни евреи не в силах надолго держать в своем подчинении это громадное государство. Сами евреи отнюдь не являются элементом организации, а скорее ферментом дезорганизации. Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. К этому созрели уже все предпосылки. Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства. Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы, которая лучше, чем что бы то ни было, подтвердит безусловно правильность нашей расовой теории". Цитата из главы "Восточная ориентация и Восточная политика", Адольф Гитлер: "Моя борьба" http://vlastitel.com.ru/hitler/kampf/glava2-14.html .
  
   Недочеловек ( de. Untermensch) -- расистско-евгенический термин из идеологии национал-социалистов. В нацистской расовой теории недочеловеки противопоставлялись "сверхчеловекам" ( de. Ubermensch).
   "Недочеловек -- это биологически на первый взгляд полностью идентичное человеку создание природы с руками, ногами, своего рода мозгами, глазами и ртом. Но это совсем иное, ужасное создание. Это лишь подобие человека, с человекоподобными чертами лица, находящееся в духовном отношении гораздо ниже, чем зверь. В душе этих людей царит жестокий хаос диких необузданных страстей, неограниченное стремление к разрушению, примитивная зависть, самая неприкрытая подлость. Одним словом, недочеловек. Итак, не все то, что имеет человеческий облик, равно. Горе тому, кто забывает об этом".
   Гиммлер [Цититуется по: Wulf J. Heinrich Himmler. [West] Berlin, 1960. S.23]
  
   Как надо относиться к "недочеловекам", четко и ясно видно из следующего высказывании рейхсфюрера СС Гиммлера:
   "Живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода -- интересует меня лишь в той степени, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания культуры... Мы, немцы, единственные в мире, кто хорошо относится к животным. Мы будем прилично относиться и к этим людям-зверям. Однако было бы преступлением перед собственной кровью заботиться о них и внушать им какие бы то ни было идеалы и тем самым еще больше затруднять нашим детям и внукам обращение с ними". [Ibid. S.25]
   Термин "сверхчеловеки" был заимствован из ницшеанства. Он отражал социал-дарвинистскую и человеконенавистническую сущность национал-социализма. Недочеловеки противопоставлялись сверхчеловекам, то есть "полноценным арийцам", к которым относили прежде всего родственные расы, выделенные немецким учёным-расологом Гансом Гюнтером, например: нордическую, средиземноморскую, фальскую, динарскую, а также другие близкие им по происхождению расовые типы и их подтипы, имеющие единый "арийский" расовый корень. Так появилось обобщающее определение "арийская раса".
   Его расовая теория выделяет основные типы людей по отличительным антропологическим признакам - черепному указателю, пропорциям тела, лица, абсолютным размерам и пигментации (цвет волос, глаз, кожи). Каждому типу приписываются определённые психические и умственные качества.
   "= Европеоидная раса =
   = Нордический тип =
   Высокорослые долихоцефалы стройного телосложения. Узкое лицо, преимущественно жёлтые волосы, голубые или серые глаза, узкий длинный нос, угловатый выступающий подбородок. Распространены в Германии, Скандинавии, Англии. Характеризует, как рассудительных, расчётливых, холодных, зачастую жестоких людей. По умственной одарённости ставит на первое место.
   = Восточно-балтийский тип =
   Брахицефалы низкого или среднего роста, ширококостного коренастого телосложения. Широкое лицо, волосы серо-жёлтого или серо-коричневого цвета, серые или голубые глаза, относительно широкий короткий нос. Распространены в Восточнославянских, Прибалтийских, северных Финно-угорских странах. Характеризует, как гостеприимных, терпеливых людей с хорошим воображением, быстрой сменой настроения, не ценящих деньги и не способных к принятию решений. По умственной одарённости ставит приблизительно на третье место. Это не совсем тот тип, который в современной терминологии так же называют восточно-балтийская раса.
   = Западный тип =
   Или средиземноморский. Низкорослые долихоцефалы, стройного грациозного телосложения. По пропорциям похожи на нордический тип. Тёмный цвет волос и глаз, темноватая кожа. Распространены в Испании, Италии, меньше - во Франции, Ирландии. Характеризует, как очень эмоциональных, весёлых, легкомысленных людей, немного сколнных к жестокости и лени. По умственной одарённости ставит на пятое место. Это не та средиземноморская раса, которая используется в современной терминологии.
   = Восточный тип =
   Или альпийский. Низкорослые брахицефалы, коренастого телосложения, склонные к полноте. Широкое, круглое лицо, тёмные волосы и глаза, широкий и короткий нос. Распространены повсеместно, особенно в Скандинавии, Испании, Франции, Западнославянских странах, но нигде не составляют большинства. Характеризует, как спокойных, миролюбивых, замкнутых, самодостаточных, бережливых, склонных к жадности и ведомых людей. По умственной одарённости ставит на четвёртое место.
   = Динарский тип =
   Высокорослые брахицефалы, стройного телосложения. Узкое лицо, тёмные волосы и глаза, темноватая кожа, выступающий "орлиный" нос. Распространены в Динарских Альпах, Австрии. Характеризует, как храбрых, гордых, грубых и вспыльчивых людей. По умственной одарённости ставит на второе место, наравне с фальским типом.
   = Фальский тип =
   Или дальский. Неоднозначно определяет, как подтип нордической расы. Долихоцефалы или мезоцефалы очень высокого роста, широкого, но плоского телосложения. Широкое лицо, относительно длинный нос, светлые, часто - рыжие волосы, светлые глаза. Распространены в Вестфалии. Характеризует, как скрытных, дружелюбных, обидчивых, упрямых и добродушных людей. По умственной одарённости ставит на второе место, наравне с динарским типом".
   Г.Гюнтер, "Расология немецкого народа"
  
   К 1921 году евгеника -- учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств, стало признанной во всём мире научной теорией.
   Ещё за год до этого была опубликована книга "Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни". Её авторы, профессоры Карл Биндинг и Альфред Хохе из Фрайбургского университета, писали, что "идиоты не имеют права на существование, их убийство -- это праведный и полезный акт". Хохе, бывший физиологом, обосновывал утверждение, что некоторые люди -- это просто балласт, который создаёт неприятности для других, а также, что немаловажно, и экономические издержки. Его соавтор юрист Карл Биндинг, предлагал государству учредить специальные комиссии по умерщвлению людей, недостойных жизни.
   Уже в 1921 году была сформирована правительственная комиссия, призванная давать советы по поводу абортов и стерилизации (лишению возможности иметь потомство) для людей с отклонениями.
   В 1923 году в Мюнхенском университете была создана кафедра расовой гигиены, призванной улучшить "расовую чистоту" немцев. В данном случае, расовая гигиена представляла собой науку, а не комплекс политических и социальных устремлений и мер.
   В 1927 году в Берлине основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. Кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме "Расовые различия структуры нижней челюсти" -- врач, который во время своей службы в Освенциме будет прозван "ангелом смерти". Уничтожению подлежали все евреи, как "загрязняющие" расу, цыгане, в качестве социально опасных элементов общества, и некоторые меньшинства. Даже после издания приказа по прекращению программы, уничтожение продолжалось. В медицинских клиниках, ставших центрами по уничтожению людей, стали умерщвлять не только пациентов, но и направляемых туда нетрудоспособных узников концентрационных лагерей и больных представителей "низшей расы" -- "остарбайтеров", то есть бесплатной рабочей силы: евреев Восточной Европы и пригнанных в Германию на работу (в основном женщин и детей) из СССР.
   http://www.school.spb.ort.ru/library/torah/muzeum/museum/library001.htm Краткий обзор истории Холокоста. Устранение бесполезных
   Для названия этой программы применялось словосочетание "Акция -- смерть из жалости" (нем. "Aktion Gnadentod"), или использовалось слово "эвтаназия" как более благозвучное, в документах использовалось также слово "дезинфекция".
  
   Эрих Кох 5 марта 1943 сказал следующее:
   ''Мы народ господ и должны жестко и справедливо править. Я выйму из этой страны всё до последнего. Мы должны осознавать, что самый мелкий немецкий работник расово и биологически в тысячу раз превосходит местное население.''
   Источник: Hans-Erich Volkmann (Hrsg.), Das Russlandbild im Dritten Reich (Образ России в Третьем рейхе), Koln 1994, стр. 43 .
  
  
   Проявлением национализма в 20 столетии стала и "Борьба с космополитизмом" в узком смысле -- кампания, проводившаяся в СССР в 1949 году. Партийные организации призывались неустанно разъяснять указания товарища Сталина, что даже "последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит на голову выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства" http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/kentavr/1994/kr.pdf Дело КР. (Из истории гонений на советскую интеллигенцию). Давались установки: "Партийные организации обязаны широко пропагандировать замечательные традиции великого русского народа как наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав СССР... должны разъяснять, что сталинская оценка... является классическим обобщением того исторического пути, который прошёл великий русский народ".
  
   Кампания сопровождалась обвинениями евреев в "безродном космополитизме" и враждебности русскому и советском патриотизму и их массовыми увольнениями со сколько-нибудь заметных постов и должностей и арестами.
   Евреи в Советском Союзе в 1945-53 гг. http://www.voskres.ru/idea/vdovin.htm Александр Вдовин. "Низкопоклонники" и "космополиты"
  
   В ходе "борьбы с низкопоклонством перед Западом", началась кампания поиска "русских приоритетов" во всех областях науки и техники. Так, например, пионерами воздухоплаванья, вместо Монгольфье и братьев Райт, были объявлены фантастический подъячий Крякутный, якобы построивший воздушный шар еще в 1731 году http://alexdrozd.narod.ru/Sulukadzev.htm Рукопись, найденная в архиве
   Ссылки на работы современных зарубежных авторов расценивались как недопустимое проявление "низкопоклонства"; среди физиков в связи с этим возникла шутка, рекомендовавшая при ссылках называть Эйнштейна "Однокамушкиным" (калька фамилии) http://www.antirak-center.ru/index.php?catid=48&page=460 Михаил Голубовский. Как были прекращены самые успешные исследования в СССР по созданию вакцины против рака //"Знание-Сила", 2003 .Стремление печататься в иностранных журналах также вменялось в вину, как криминал http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/son91vr3.htm А. С. Сонин Несколько эпизодов борьбы с "космополитизмом" в физике .
  
   Почти половина ведущих научных журналов мира, включая такие, как Science и Nature, была изъята из свободного доступа и направлена в спецхраны.
   Как отмечал Я. Л. Раппопорт, такая ситуация оказалась наруку наиболее бездарным и беспринципным ученым, для которых ''"массовый отрыв от зарубежной литературы облегчал использование ее для скрытого плагиата и выдачу его за оригинальное исследование"''. http://www.russiantext.com/russian_library/sahkarov/rappoport/ch%2018-40/page7.htm Я. Л. Раппопорт. На рубеже двух эпох.
  
   В январе 1948 года было впервые употреблено знаменитое впоследствии выражение "безродный космополит". Оно появилось в выступлении А. А. Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС. Жданов заявил буквально следующее:
   "Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает... потерять своё лицо, стать безродным космополитом". http://www.bibliotekar.ru/encSlov/2/33.htm Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
  
   20 ноября выходит постановление "О Еврейском Антифашистском Комитете", и происходят аресты его членов, обвиненных в работе на американскую разведку .
   Антисемитизм открыто проявлялся во внутренних документах ВКП(б), но при этом маскировался указаниями на "буржуазность" "космополитов" что, потрафляя самым низменным инстинктам работников партаппарата, не позволяло однако напрямую выдвигать обвинений в национализме. В результате, антисемитизм и "борьба с низкопоклонством" объединились в мощной кампании по "борьбе с космополитизмом" http://psyfactor.org/lib/fateev4.htm А.Фатеев. Образ врага в советской пропаганде. 1945--1954 гг. Борьба с космополитизмом.
   По данным И. Г. Эренбурга, до 1953 г. были арестованны 431 еврея-представители литературы и искусства: 217 писателей, 108 актеров, 87 художников, 19 музыкантов.
   К. А. Томилин. Физики и борьба с космополитизмом
  
   Сегодня борьба с одиночеством во многом означает отказ от модели современной цивилизации и попытки ее переосмысливания и модификации пассионариями- одиночками для этносов.
  
   Анархо-примитивизм -- анархистская критика истоков и достижений цивилизации. Примитивисты утверждают, что переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству дал начало расслоению общества, принуждению и отчуждённости. Они являются сторонниками отказа от цивилизации посредством: деиндустриализации, ликвидации разделения и специализации труда, упразднения технологии.
   Примитивизм, во многом, основан на достижениях культурной антропологии и археологии. За последние полвека общества, которые раньше считались варварскими были переоценены академическими кругами. Многие учёные сейчас считают, что древний человек жил в относительном мире и процветании. Например, Фрэнк Хоул, специалист по раннему сельскому хозяйству, и Кент Флэннери (Kent Flannery), специалист по месоамериканской цивилизации отмечали, что никто на земле не имел столько свободного времени как охотники и собиратели, которые тратили его, в первую очередь, на игры, беседы и отдых.
   Такие учёные как Карл Поланьи и Маршалл Салинс (Marshall Sahlins) характеризовали примитивные общества как экономику дара, где вещи оценивались по их пользе и красоте, а не стоимости и обменивались по необходимости, а не меновой стоимости. Распределение в обществе в целом происходило без оглядки на работу, проделанную его членами. Работа выполнялась без мысли об оплате или личной прибыли. Более того, такого понятия как "работа" не существовало.
   Примитивисты рассматривают в качестве цивилизации логику, общественные институты, органы власти, контроля и одомашнивания диких животных. Главным образом, они сосредотачивают внимание на их истоках. Цивилизация рассматривается как основная проблема и корень угнетения, которая должна быть демонтирована или разрушена.
   Примитивисты описывают взлёт цивилизации как сдвиг, произошедший в последние 10 тысяч лет от существования в глубокой связи с жизнью к изолированному от неё и контролирующему остатки другой жизни состоянию. Они утверждают, что до цивилизации: свободное время было в изобилии; существовали гендерные равенство и автономия; взгляд на природу исключал её разрушение; отсутствовало организованное насилие; не существовало посреднических и формальных структур; люди были здоровыми и сильными. Примитивисты утверждают, что цивилизация стала причиной возникновения: войн; подчинённого положения женщины; роста населения; монотонной работы; понятия собственности; иерархии и практически всех известных заболеваний. Они заявляют, что цивилизация возникает и зависит от усиливающегося и необратимого отречения от инстинкта свободы.
   Аграрная цивилизация убила одиночество охотника, разорвала его связь с тайной божественного, отвергнуто было жертвенное каиново животное. Первое братоубийство, таким образом , стало защитой индивидуального одиночества от интерференции с другим.
   Они утверждают, что результат взаимодействия с ней -- всегда отчуждённая, опосредованная и искажённая действительность. Современная технология также, как и наука, считается не нейтральной. Ценности и цели тех, кто порождает и контролирует технологию, насаждаются ею же.
  
   Примитивисты утверждают, что символическая культура фильтрует наше целостное восприятие посредством формальных и неформальных символов. Это происходит, начиная с присвоения вещам названий, и распространяется на взаимоотношения с миром в целом, которые осуществляются посредством репрезентации. Примитивисты говорят, что символический способ выражения и понимания ограничен и зависимость от него ведёт к олицетворению, отчуждению и ограниченному восприятию. Многие примитивисты продвигают и практикуют соприкосновение и возбуждение дремлющих и не до конца используемых способов взаимодействия и познания, таких как прикосновение и запах, а также экспериментируют и развивают уникальные персональные способы понимания и выражения.
   Приручение, по мнению примитивистов, это процесс, который цивилизация использует для инкорпорации и контроля над жизнью посредством своей строго упорядоченной логики. Приручение -- тенденция цивилизации к ассимиляции всей остальной вселенной для того, чтобы сделать весь мир одной колоссальной упорядоченной предсказуемой системой. Механизмы приручения включают в себя: дрессировку, разведение животных, модифицирование генов, школьное образование, тюрьмы, запугивание, принуждение, вымогательства, обещания, заключение договоров, регулирование, порабощение, терроризирование, убийства и т. д. Приручение -- патологический (порождённый страхом) процесс власти, начатый какими-то группами древних людей, которые пожелали избавиться от неопределённости и опасностей жизни, чтобы обеспечить полностью безопасное и упорядоченное существование.
   Согласно примитивистам, массовое общество сильно противоречит не только автономии и индивидуальности, но также и природе с сетью отношений, составляющей ее живые сообщества. Они считают его просто неустойчивым, экологически нерациональным (ввиду добычи ресурсов, транспортировки и систем коммуникации, необходимых любой глобальной экономической системе), чтобы продолжать существовать или обеспечить альтернативное развитие массового общества.
  
   Примитивисты также описывают приручение как процесс перехода прежде бродячих людских популяций к оседлому существованию, связанному с сельским хозяйством и животноводством.
   В соответствии с примитивизмом, люди приблизились к началу последней фазы процесса приручения, потому что сейчас мы уже экспериментируем с генной инженерией и делаем впечатляющие, пугающие успехи в области психологии, антропологии и социологии. Это позволит нам высчитывать и воплощать самих себя до тех пор, пока мы тоже не станем не более ценным товаром, чем любое другое имущество.
   Доминирование, которое постоянно увеличивает современные "экономящие время" технологии, создано. Примитивисты утверждают, что это неизбежно влечёт за собой создание еще большего количества технологий, необходимых для поддержки, снабжения, сохранения и восстановления оригинальной технологии. Как утверждают примитивисты, это очень быстро ведёт к созданию сложной технологической системы, которая будет существовать независимо от людей, создавших ее. Примитивисты полагают, что такая система методично разрушает или подчиняет природу, создавая мир подходящий лишь для машин.
   Они хотят полностью другую систему координат. Им нужен мир, в котором каждая группа автономна и выбирает как ей жить согласно собственным договоренностям, взаимодействуя на основе близости, свободы, открытости, отсутствии принуждения.
  
   http://www.primitiv.tk Первый русскоязычный анархо-примитивисткий портал -''Ресурсы анархо-примитивистов и зеленых анархистов''
  
  
   Проникнутые смертью и отформатированные ею, мы не имеем больше сил войти в Здесь-и-теперь. Для отдельных человеческих существ одиночество могло наделяться радостным смыслом ухода из группы; но эти одиночки, отказываясь от своей первоначальной принадлежности, всегда стремились обрести новые законы, новую группу. Сегодня все группы распались, племена рассеялись; мы знаем, что мы все одиноки, но похожи, и утратили желание объединяться.
   Уэльбек. Возможность острова
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   13
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"