Много лет прошло с тех пор, как нас, разновозрастную деревенскую детвору, завораживала своими сказками бабушка Малуша. Необыкновенной рассказчицей была; слушали мы ее, затаив дыхание. Слово боялись пропустить! Сейчас думаю: сама ли она сочиняла свои истории или где-то их слышала?... Впрочем, какая теперь разница? Давно уже нет в живых бабушки Малуши, а сказки ее продолжают жить. Пока в моей памяти. Просятся на бумагу, чтобы не быть потерянными, не кануть в небытие, прожорливое жерло которого поглотило безвозвратно огромное количество преданий.
Словно отражение в зеркале появляется из прошлого образ высокой худощавой старушки в белом ситцевом платке. Одного глаза у Малуши не было. Еще с войны. Мы не раз просили ее рассказать, где она его потеряла. Малуша же только отшучивалась, говорила, что такой ее сделал Бог за многочисленные прегрешения. Как это - мы, младшая ребятня, не понимали. Помню, побаивались сурового Бога, способного отнять у человека глаз за какие-то прегрешения. Также страшились и нечистой силы, о которой рассказывала нам Малуша. Детский мир наш, благодаря ее сказаниям, был наполнен фантастическими персонажами, которые помогали ненавязчиво постигать разницу между добром и злом.
Не помню, чтобы Малуша сидела без дела; особенно любила вязать. Расположится, бывало, удобно в любимом кресле у окна, накинет на плечи пуховую косынку и вяжет.... Да так ловко, только спицы мелькают в натруженных за долгую жизнь руках. А тут мы, ребятня, набежим. Расположимся подле, хотим очередную сказочную историю услышать.
Добрая была улыбка у бабушки Малуши. Щеки впалые, а улыбка - мягкая. Располагающая. Улыбалась бабушка Малуша, при этом единственный золотистый глаз ее хитро прищуривался. Это значит, что наготове была у неё очередная история.
Эти истории и хочу вам рассказать. Конечно, дословно все, о чем рассказывала Малуша, сейчас вспомнить сложно. Много времени прошло с тех пор. Мы и сами теперь рассказываем своим внукам сказки. Поэтому даю ее дивные истории в своей обработке, где-то, может быть, слегка додумывая, приукрашивая ее по-деревенски простую речь. Но разве это умаляет само стремление бабушки Малуши через сказочную историю донести до нас простую житейскую мудрость? Нет, конечно.
Все, хватит лишних слов! Вот они - удивительные истории Малуши...
История первая
О баннике и шапке-невидимке
- Расскажу я вам, малетки, историю про то, как полученный обманом дар легко потерять. Когда она приключилась, лет мне было немногим поболе, чем вам сейчас. Жил у нас в селе мужик по имени Амвросий. Глуповат был, помню, смеялись над ним местные мужики. А чего смеялись? Мечтал Амвросий разбогатеть, вот только работать не любил. Так в мечтаниях о сказочном богатстве, что само в руки свалится, жизнь и прожил. Жена его, горемычная, на себе все хозяйство, как лошаденка тяжелый воз в гору, тащила, детей на ноги поднимала. А ему все нипочем.
Тут возьми, да и прознай про то, что в соседской бане банник живет.
- Бабушка, а кто это такой?- наперебой стали спрашивать мы Малушу.
- Банник-то? Это такой недобрый дух, обитающий в бане. Сказывают про него, что живет под банным полком. Подождет, пока все семейство напарится, и ну сам мыться-плескаться! В это время в баню никто не отваживался даже заглянуть. Говорили: злой банник либо кипятком ошпарит, либо угаром отравит. Боялись его, старались всячески угодить. Для чего оставляли в бане кусочек мыла и свежий веник. Чтобы хозяин бани мог помыться-попариться.
- Бабушка, а как он выглядит?
- Самой, слава тебе Господи, не доводилось видеть, а вот те, кто с ним встречались, рассказывали, что похож он на человека. Только дюже маленького. Тощенький, сморщенный, а глаза как уголья в печи горят, в темноте светятся. Иной раз путали его с кошкой: "кис-кис", а он как зашипит, застучит сердито. А то, говорят, в зверя мог превратиться. Захочет - в кошку, захочет - в лягушку, а то и вовсе по стене темной тенью скользнет. Бывало, что и соседом, и родственником мог привидеться. Как ему вздумается, такой и облик принять может.
- А почему он живет в бане?- не унимались мы с расспросами.
- А где ему жить? Баня - место нечистое, потому как образов, то есть святых икон, в ней нет, и отродясь не бывало. Оттого и избрала бани для своего обитания адова сила. Из-за отсутствия святых икон и креста человек в бане не защищен от злых проделок нечисти, и чтобы обезопасить себя, просят у банника разрешения баню истопить, воды накипятить. А в дни, когда не топится баня, обязательно кусочек хлеба с солью на полке оставляют. Любит нечистая сила хлебушек. Принимает угощение и не проказит. Так мирно с людьми и соседствует.
... Отклонилась я от рассказа об Амвросии. Но ведь это самое интересное! Не знаю где, но услышал он о том, что если с банника в час Христовой заутрени шапку стянуть и принести ее в церковь, превратится она в шапку-невидимку. А с такой шапкой до богатства рукой подать. И захотел обладать волшебной шапкой. Да так захотел, что ночами спать перестал. Ему люди твердят: оставь бессмысленную затею, небылицы все это. Да только, как я уже говорила, глуповат был Амвросий. Что ему людские предостережения перед возможностью сказочно разбогатеть? Его даже не страшила возможность того, что банник не прощает нанесенной обиды.
Решил-сделал. В час Христовой заутрени проник он в соседскую баню. Смотрит, малюсенький мужичок на полке лежит, положил руки под голову и сладко похрапывает. А на голове у мужичка шапка, на горшок похожая. Стянул с головы мужичка шапку Амвросий - и вон из бани. Бежит в сторону церкви, оглянуться боится. Все же любопытство верх взяло, оглянулся на секунду - увидел сзади себя большую черную собаку. Горят злые глаза ее в темноте, полыхают адским пламенем. Понял Амвросий, что это банник за ним гонится. Убить за поругание готов. Не сумел догнать банник мужика. Добежал Амвросий до церковной ограды, а за нее нечистой силе ходу нет.
- Бабушка, а шапка банника действительно невидимкой стала?
- Сказывают, что стала. С ее помощью Амвросий быстро стал богатеть. Сельчане только диву давались: откуда столько добра у него появилось? Сомнений не было, что ворованное. Только, поди, докажи! Ведь Амвросия никто за преступлением не застал. Даже милиционер местный руками от удивления разводил. Чудеса, говорил, да и только. Не бывает так, чтобы средь бела дня целую контору обокрали, а свидетелей нет. Не для добра Амвросий шапкой банника завладел, для темных дел. А зло с человеком рано ли, поздно ли обязательно сыграет недобрую шутку.
Кичлив стал Амвросий, на сельчан свысока поглядывал. Оно и понятно, что не от большого ума. Только ведь люди хотят уважительного к себе отношения, поэтому многие с ним перестали знаться. А ему хоть бы хны. Ходит птицей-павлином по селу, деньгами сорит, хвастается достатком.
Однажды поутру пошел он к колодцу за водой. Смотрит - сосед стоит. Был бы поумней, догадался, что это не сосед вовсе. Стоит у колодца, а ведра для воды с собой нет.
- А кто это был, бабушка?
- Слушайте дальше.
Подошел Амвросий ближе, сосед ему и говорит:
- Здорово, Титыч. (Это, значит, отчество у Амвросия такое было-Титыч.) Ты, сказывают, сказочно разбогател?
- Коли сказывают, так оно и есть.
- Уж не шапка ли невидимка тебе в этом помогла?
- Откуда знаешь?- с испугом спросил Амвросий соседа.
- Так ведь земля слухами полнится. Только не верю я, Титыч, что такая шапка может в действительности существовать. Поди, люди брешут.
- И не брешут вовсе, есть такая шапка.
- Да нет, сказки все это. Откуда бы ей взяться?
- Откуда не скажу, но показать могу.
- Так покажи!
Достал Амвросий шапку из-за пазухи, на голову надел. И тут же невидим стал.
А сосед не унимается.
- И ты хочешь мне сказать, что шапка, что у тебя на голове, невидимка?
- А ты разве видишь меня?- спросил изумленно Амвросий.
- Конечно, вижу.
- Не может быть! Никто не видит, а ты видишь.
- Откинь крышку колодца и посмотри на свое отражение. Чего попусту со мной спорить.
Откинул крышку колодца Амвросий, наклонился низко, пытаясь увидеть свое отражение в воде. А отражения-то и нет. Не успел слово сказать, как сосед сорвал с его головы шапку, за ноги - и головой в колодец. Бульк!
- Посиди тут и подумай над своими поступками,- донеслось до барахтавшегося в холодной колодезной воде мужика.- А чтобы не утоп - держи!
И пустое ведро на толстой цепи с грохотом полетело вниз. Понял Амвросий, что не сосед это вовсе был, а жаждущий отмщения банник, принявший его облик. Только поздно понял. Спустя пару часов еле живого подняли Амвросия на поверхность. Зубами от холода стучал так, что на другом конце села слышно было. Долго болел, даже священника позвали, думали - отойдет в мир иной. Ничего. Оклемался. Покаялся в преступлениях. Все нечестно приобретенное вернул. Сколько в тюрьме отсидел, за давностью лет не припомню. А к банникам у нас в селе после этого стали относиться с еще большим почтением. И страхом. Этого теперь людям, живущим в больших домах с ванной, не понять.
История вторая
Жмара
- Когда это случилось, малетки, мне семнадцатый годок шел. Несмотря на то, что была я комсомолкой, не верила ни в бога, ни в черта, уговорили меня подружки принять участие в святочных гаданиях. Святки - дни между Рождеством и Крещением, праздниками, идущими вслед за Новым годом. В далекую пору на Руси считалось, что именно в Святки открываются врата Ада, и нечистая сила чувствует себя вольготно среди людей. Самое время для того, чтобы погадать и узнать свою судьбу.
Мы что делали: залезали на крышу бани и бросали оттуда веники. Такое гадание у нас было. Считалось, что если веник листьями в сторону кладбища упадет, то умрешь. А в ту сторону, в которую комлем ляжет, замуж пойдешь. Глупо, конечно. Не верили, а все равно гадали. Смешно было. И тут одна из подруг наших, Нюра, возьми да предложи погадать на суженого. Да не просто так погадать, а ночью в бане перед зеркалами да свечками. Мы - в отказ: страшно, мол. А она: мне любопытно, правда ли суженый может показаться, или враки все. Вот такая была наша Нюра. Более любопытных людей я в своей жизни не встречала.
И вот в Крещенский сочельник, то есть вечером накануне последнего дня Святок, пошла Нюра в нетопленную баню. Сделала все, как ей подсказали. Поставила на принесенную с собой табуретку зеркала, зажгла свечи. Села на лавку, ждет. Долго ждала, уже в сон клонить стало. И тут вдруг как в бок кто толкнул. Всматривается в зеркала, в них видит, что за ее спиной человек стоит. В этот момент следовало бы опрокинуть зеркала и сказать: "Чур сего места!". И бегом из бани, чтобы не причинила вреда нечистая сила. А Нюра наша, любопытная, давай в зеркало дальше смотреть, разглядывать. Видит человека. Симпатичный такой, черноусый. Улыбается и протягивает обручальное кольцо. И тут почувствовала Нюра, как горло ей сдавили, и давай душить. А кто - непонятно. Вроде как в бане кроме нее и нет никого. Только после этого подхватилась - и бежать. А заветные слова, чтобы отогнать нечистую силу, не произнесла. От страха обо всем забыла. И сила эта, нечистая, как оказалось, за ней следом увязалась.
Наутро нам эту историю рассказала. Мы удивлялись, помню, тогда, что удалось подруге нашей увидеть своего суженого. А по прошествии пары недель призналась нам, что по ночам к ней начал являться спать некто невидимый. Придет и ляжет за спину, только пружины кровати прогнутся под его тяжестью. А она до утра не может глаз сомкнуть.
Похудела Нюра, осунулась. Под глазами от бессонных ночей круги черные образовались.
- Девочки,- призналась она однажды.- Он ко мне снова приходил. Но я все же поборола страх, хоть это и непросто было, и дотронулась до него. Он на ощупь волосатый. Не знаю, как мне дальше жить, что делать? Извелась - мочи нет.
- Ты вот что, не отчаивайся, Нюрка, - сказала одна из подруг. - В соседней деревне колдунья живет. Она добрая, людей травами да снадобьями различными лечит. Надо к ней съездить. Может, какой дельный совет даст.
И поехала Нюра к колдунье. Нас с собой для храбрости прихватила. Поэтому и знаю о том, что сказала бабушка отчаявшейся избавиться от посещений нечистой силы Нюре.
Выслушав подробный рассказ нашей подруги, колдунья перекрестилась и слегка ударила Нюру кулаком по лбу.
- Глупые вы, девчонки, комсомолками себя называете, а такие дела творите. Нельзя, запомните раз и навсегда, шутить с нечистой силой.
- Бабушка, а кто он? Почему привязался и не отстает?
- Жмара это. Нечистый дух, вроде домового. Жмает, то есть давит человека, к которому привяжется. В следующий раз, как придет к тебе спать, спроси его: к худу или к добру. Ответить должен. Не ответит, знай: решил от тебя избавиться. Будь готова к тому, что не оставит в покое до тех пор, пока не уйдешь из дома. Эх, девки-девки, вот до чего доводит беспечность вкупе с любопытством и неверием.
- Бабушка, а Нюра спросила жмару: к худу или к добру он приходил?
- Спросила. Только ответа не услышала. Ближе к весне узнали мы, что обнаружили у Нюры врачи тяжелую легочную болезнь. Посоветовали сменить наш сырой болотистый климат и перебраться на юг. Недолго раздумывали родители моей подруги. Продали свой дом и уехали к родственникам на Украину. Первое время еще приходили письма от Нюры, в них писала, что встретила она там своего черноусого красавца, точь-в точь такого, каким увидела в зеркале. Потом Нюра писать перестала. Только позже от общей знакомой я узнала, что недолгим было их семейное счастье.
- Почему, бабушка?
- Война, малетки. Вот такая история. А вы, если не хотите с нечистой силой связаться, поменьше любопытствуйте. Не гадайте, не вызывайте, добром не кончится.
История третья
Месть древоделов
- В давние времена, малетки, на севере Руси почти не было каменных домов. Даже в городах строили терема деревянные. Дерева-то у нас всегда много было, леса дремучие вокруг, а вот кирпич был дорог. Церкви, божьи дома, те - да, часто возводили из камня. А вот селиться люди предпочитали в тех домах, в которых, как считалось, был здоровый дух. Для этой цели дерево - наилучший материал. Потому-то профессия древодела, плотника по-современному, всегда пользовалась наибольшим почетом и уважением на нашей земле. Хозяева новых домов щедро расплачивались с работниками, возводившими для них жилища. Ничего не жалели! Так исстари было заведено. Но случалось, что работники оставались недовольны оплатой. Поэтому прежде чем начать строительство, узнавали, что за хозяин, насколько щедр. И если прошел слух, что прижимист, устраивали ему всяческие каверзы.
- Бабушка, а что они делали?
- Что делали-то? Да много чего. И дерево плохое, поточенное червем, использовали, и свиную щетину под половицу подкладывали, чтобы черти не давали хозяевам покоя, и гвозди от гроба, и удавка висельника-все шло в ход. Лишь бы лишить будущих жильцов покоя. Но чаще всего шли на такую уловку: в еле заметную дыру вставляли бутылочное горлышко. Вот где начинались ужасы! Стоило только подуть ветру, слышался вой. Да такой, что мурашки по телу. И выла, и выла нечистая сила до тех пор, пока не съезжали хозяева из нового жилища или не приглашали попа. Попы знали об этой уловке, и когда их приглашали в дом на освящение, проделки нечисти прекращались. Поэтому за плотниками утвердилась слава как о людях мстительных, не упускающих возможности навредить не слишком щедрым заказчикам.
История, о которой я вам сейчас расскажу, приключилась не у нас в селе. Но о ней много толков ходило. Жил в соседнем районе довольно известный агроном. Специалист был хороший, его портрет постоянно на доске почета висел. Но жадный. Ему ковша колодезной воды в жаркий полдень для уставшего путника жалко было. Прошел слух однажды, что решил агроном, его Павлом Никифоровичем звали, новую избу поставить. Да такую, какой ни у кого в округе не было. Всем на зависть. Нанял бригаду плотников. А те тоже ребята непростые были. О жадности агронома наслышанные. И решили они над ним зло подшутить.
Как только готов был дом, на крыше под коньком в виде петуха прикрепили они ящик без передней стенки и набили его сухой берестой. Въехал агроном в новый дом. Первое время нарадоваться не мог.
А однажды утром жена ему и говорит:
- Паша, ты ничего ночью не слышал?
- Нет, а что?
- Проснулась я среди ночи, а у нас на чердаке черти бесятся.
- Тю, Маша, какие черти? Не существует чертей, все это тебе приснилось.
Успокоилась, было, хозяйка, да только на следующую ночь - то же самое. Охает, шуршит на чердаке нечистая сила. Растолкала мужа. Вместе слушают.
- Теперь понял, что я правду говорила?
И стало это повторяться каждую ветреную ночь. А поскольку ветры у нас - дело обычное, то вскоре хозяева и днем стали слышать возню чертей на чердаке. Вот где был ужас! А тут еще сами плотники слух пустили: что, мол, за то, что не щедр был агроном к своим работникам, они в его доме кикимору поселили.
Кто верил этим слухам, кто посмеивался. Только семье агронома не до смеха было. Хоть из нового дома беги! Втайне из города агроном попа привез, чтобы дом освятил, выгнал кикимору. Да только разве тайну сохранишь? Прознали об этом колхозники, коммуниста-агронома на собрании так пропесочили, что хоть партбилет на стол клади.
- И не стыдно тебе, Павел Никифорович, во всякую там нечистую силу верить?- прилюдно сказал агроному председатель колхоза.
На что тот только руками развел и опустил повинную голову.
Хоть поп и освятил новый дом, за что крепко досталось агроному, проделки нечистой силы не прекратились. То, вроде, ничего, то - как разойдется...
Плюнул агроном на новый дом с его беспокойной кикиморой и, рыдая от жалости, поджег свое имущество. А всем сказал, что от печной головешки загорелось. Потом, говорят, в Казахстан на целину подался, больше мы о нем не слышали.
История эта про беспокойную кикимору на многие лады у нас передавалась. Теперь почти забылась. Так что, малетки, не будьте жадными, и будет вам счастье.
История четвертая
Агафьин рукав
- А вот еще одна история про жадность. Жила некогда в нашем селе женщина по имени Агафья. Жила одиноко. Муж ее давно умер, а детишек, так уж получилось, Бог не дал.
Больше всего в своей жизни любила Агафья в лес по грибы-ягоды ходить. Бывало, что на целый день уходила. Лес ей ближе дома сиротливого стал. Подруг у Агафьи не было, зналась только со своей соседкой - Аленой. А та Алена шибко уж болтливая была. Ни одна новость мимо нее не проходила. И у нее не задерживалась. Благодаря этой Алене и знаем мы о том, что произошло с Агафьей.
- А что с ней произошло, бабушка?
- Не торопите меня с рассказом. Легкое ли дело вспомнить все и не запутаться? Со слов этой самой Алены однажды пошла Агафья в лес и заблудилась. Идет по лесу, трясется от страха. И то ведь дело, вечер близко, вот-вот смеркаться начнет. А вокруг только ельник густой незнакомый да буреломы. И тут слышит Агафья - вроде как скулит кто-то, повизгивает.
Прислушалась. "Вдруг какой лесной обитатель в беду попал, помощь нужна", - подумала она и пошла туда, откуда раздавались звуки. Подошла, смотрит - медвежонок в капкане дергается. Плачет человеческими слезами. "Что, если медведица близко?"- подумала Агафья, но жалость к попавшему в беду зверю взяла верх. Освободила она беднягу из капкана и только собралась уйти, как на пути ее выросло огромное чудовище. Ростом с дерево, само волосатое, на обезьяну похожее, а статью - вроде как человек. Обомлела от страха Агафья, не сразу сообразила, что перед ней сам хозяин леса - лешак.
Медвежонок подбежал к ногам чудища, ластится. Смотрит Агафья - это и не медвежонок вовсе, а маленький лешачок. Не приходилось ей раньше с хозяином леса встречаться, как себя вести-не знает. Алене, соседке своей, позже призналась, что такого страху, как тогда, никогда в жизни не испытывала. И не дай-то бог еще испытать.
Лешак посмотрел на Агафью, издал звук, похожий на уханье филина, хлопнул в ладоши и пошел прочь. Малой его следом побежал, но продолжал оглядываться. Поняла Агафья, что надо уходить поскорее прочь. Мало ли чем может грозить случайная встреча с хозяином в лесу? И вот ведь что удивительно: несмотря на непроходимые буреломы, быстро вышла к нужной тропе, которая прямехонько к дому и привела. Отблагодарил ее лешак за спасение малыша.
С тех пор, сколько ни ходила Агафья по грибы-ягоды, всегда с полной корзинкой возвращалась. На нужную тропу выходила, словно кто невидимый вел ее по лесу.
В селе стали поговаривать, что заключила она союз с нечистой силой. И то ведь дело: год, бывало, неурожайный, а у нее всегда полная корзинка лесных даров.
Сама Агафья слухи эти не опровергала, чем вызывала еще большие подозрения у сельчан.
Так прошло несколько лет. Стареть стала Агафья. Глаза уже плохо видели. Только в нее словно бес жадности вселился. Сколько ни носила из леса грибов-ягод - все мало! Пристрастилась на рынок ездить продавать. А деньги, вырученные от торговли, на книжку клала в сберегательной кассе. После смерти ее, сказывают, объявился дальний родственник, который и в глаза-то Агафью никогда не видел. Ему все накопленные деньги и достались. Если не хотела на себя тратить, так уж лучше бы детскому дому отдала, таким как вы, малетки, все польза.
Вздохнула Малуша, о чем-то задумалась.
- Бабушка, а что, Агафья больше никогда не встречалась с хозяином леса?
- С ним, малетки, не так-то просто встретиться. Остерегается он людям на глаза показываться. Но шутки шутить любит. Бывает, заведет на тропу, по которой сам ходит, незадачливого грибника и давай беднягу по лесу водить. Кружит по одному месту до тех пор, пока не натешится.
Что же до Агафьи, то рассердила она хозяина леса неуемной жадностью своей. Сколько ни давалось ей грибов и ягод - все мало!
Алена, соседка, бывало, говорила ей:
- Отдохни ты, Агафья, от леса. Голова уже не та, неровен час - заблудишься. Пропадешь почем зря.
Агафья же только посмеивалась над словами соседки. И таскала, и таскала целыми корзинами лесные дары.
Только, малетки, нельзя хотеть забрать от природы больше, чем она тебе дает. Во всем мера должна быть. Жадность ведь и погубить может. Что и случилось с Агафьей. Однажды не вернулась она из леса. День прошел, два, Алена шум подняла: пропала, мол, соседка, надо людей на поиски поднимать. Искали целую неделю. И вряд ли нашли, если бы не охотничья собака. Километрах в пяти от нашего села есть огромное болото. Мало кто решается туда ходить. Гиблое место, черное, его даже зверье стороной держится. Попадешь, не выберешься. Вот в этом болоте и нашли Агафью. Саму-то ее топь засосала, да, видимо, перед лютой смертью своей пыталась ухватиться за ствол чахлой сосенки. Так одна рука на поверхности болота видна и осталась.
С тех пор болото это прозвали Агафьин Рукав. По имени той самой Агафьи, что некогда в нем утопла. Вот так наказал ее лешак за неуемную жадность.
- Бабушка Малуша, а ты видела когда-нибудь живого лешака?
- Тю, малетка! Спаси Господь! А вот рассказы о шалостях его неоднократно слышать доводилось. Только сегодня устала я очень, расходитесь, милые, по домам. В следующий раз приходите за очередной историей про проделки хозяина леса.
История пятая
Как леший над молодкой пошутил
- Хозяин леса, малетки, в своем истинном обличье редко людям является. Есть в нем волшебная сила превращаться в того, в кого он захочет. Бывает, идет человек по лесу, а на дороге заяц сидит. Заяц как заяц. Только не косой это, как думается. Лешак облик заячий принял, за человеком осторожно наблюдает. Мысли его читает: с добром пришел человек в лес или злой умысел имеет. Бывает, что и медведем обернется. А то пнем косматым. Не захочет в лесу человека видеть - путь ему буреломом преградит. Но бывает, что и человеческий облик принять может. Вот тут-то встреча с ним не сулит ничего хорошего. Человек не догадывается, что лешак перед ним. И охотно ведется на его шутки. Вот что рассказывают об одной молодке, которая встретила в лесу принявшего человеческий облик хозяина леса.
... Раз пошли деревенские девушки и молодые женщины в лес по грибы. Разбрелись кто куда. Одна из них возьми, да и заблудись. Сколько ни кричала, не слышно подруг. В какую сторону идти - не знает. Испугалась, конечно. Уже и грибы не нужны, поскорее бы только из леса выбраться. Вдруг видит - старичок навстречу идет. Одет странно. Так у них в деревне уже никто не одевался.
- Почему странно, бабушка?
- А вы знаете, что такое лапти?
- Нет, не знаем.
- Лапти - это такая крестьянская обувь, сплетенная из лыка, полосок коры осины. Вот такая старомодная обувка и была на ногах старичка. А на голове - берестяная шляпа. Смотрит на него заблудившаяся молодка, дивится. Откуда такой странный дед в лесу взялся? Старичок подошел ближе. Снял плетеный короб с плеча.
- Ох, умаялся таскать тяжесть по лесу.
И заглянул в большую корзинку молодки, которая была полна только на четверть.
- А вам, дедушка, в вашем почтенном возрасте и вовсе незачем в лес ходить,- ответила старичку молодка. - Сидели бы дома на печи. Лес молодые ноги любит.
- Чего грибов так мало набрала?- спросил старичок, пропустив обидные слова молодки мимо ушей.
- Сколько было, столько и набрала.
- Не больно ты вежливая, красавица, - покачал головой старичок.
- Дорогу к деревне не подскажете?
- Отчего не подсказать? Подскажу. Прямком пойдешь - в ельник попадешь. Там ручей будет. Его держись, он к нужной тропе выведет.
- Где же вы, дедушка, проживаете?
- Здесь и проживаю, - уклончиво ответил ей старичок.
- Я к тому спрашиваю, что, может, помочь вам короб донести? Тяжел ведь.
- Тяжел, красавица. Ох, тяжел. А ты мне вот как помоги. Корзинка твоя почти пустая. Отсыплю я тебе в нее грибов со своего короба. И тебе радость, и мне облегчение.
Посмотрела молодка в короб - грибы в нем отборные: крепыши боровики да красные подосиновики. И где только такое богатство дед нашел? Подставила свою корзинку. Обрадовалась, что с такой легкостью лесные дары добыла. Распрощалась со старичком и быстро в указанную им сторону пошла. Через ельник, вдоль ручья - до хорошо протоптанной тропы.
Пришла домой. Поставила корзинку на крыльцо.
- Смотрите, - закричала зычно,- сколько я грибов нашла!
Высыпали домочадцы на крыльцо, глядят, а корзинка-то полна сосновых шишек. И никаких грибов! Только тут поняла молодка, что лешаком был встреченный ею в лесу старичок. Пошутил он над ней беззлобно, а ведь за невежливость мог бы и по лесу поводить до самой ночи.
Так что будьте всегда вежливыми, малетки. И не приключится с вами подобных историй.
- Бабушка, а почему в корзинке шишки оказались?
- Шишки? Так, знать, лешак захотел. Мог ведь превратить грибы в пупырчатых жаб или, чего хуже, в ядовитых змей. Власть у него над природой огромная. Знать, просто настроение хорошее было. Как, понравилась история?
- Да!
- Тогда еще одну расскажу про проделки хозяина леса.
История шестая
Как леший мужика-невежу проучил
- Сказывают, однажды пошел мужик в лес. Идет, грибы собирает, модную мелодию себе под нос насвистывает. Найдет гриб - в корзинку кладет. Вдруг видит - лежит на его пути дерево. Видимо, от старости завалилось, могучие корни, словно змеи, в разные стороны торчат. А на дереве том сидят дряхлые старик со старухой, в руках у каждого по краюхе хлеба, жуют, меж собой хитро переглядываются.
Невежей оказался мужик. Не поздоровался со стариками, как это сделал бы всякий воспитанный человек, не поинтересовался, может, какая помощь им, немощным, в лесу нужна. Развернулся и пошел прочь. Шел-шел, смотрит - опять то же дерево, и старики на месте.
"Что за чертовщина, - подумал мужик, - уж не мерещится ли мне все это?"
Пошел в противоположную сторону. Идет, идет.... Снова знакомое дерево перед ним. И старики все те же - сидят, молча хлеб жуют.
- Дед, - обратился мужик к старику, - не подскажешь, как к деревне мне выйти? Дорогу не могу найти, кружусь на одном месте.
- Отчего не подсказать, - ответил ему старик, - только ты к нам сперва со всем почтением отнесись. Встань на колени.
- Дед, уж не сошел ли ты вместе со своей старухой с ума, раз о таком просишь?
- Не хочешь - твоя воля.
В какую бы сторону мужик не шел, к странному дереву постоянно выходил. А старики сидят, хитро улыбаются. Тут понял мужик, что не старики это вовсе. А лешак со своей лешачихой.
- Дедушка, помоги, - взмолился вымотанный хождением по лесу мужик,- подскажи дорогу. Что хочешь - все для тебя сделаю!
- Я же сказал: со всем почтением к нам отнесись. Встань на колени.
Делать нечего. Никогда не стоял на коленях мужик, а тут опустился перед нечистой силой. Знал, что хозяин леса непочтительного отношения к себе не прощает. Может и в болоте утопить. Тут уж, как говорится, не до гордыни.
- Имел бы хоть малую долю почтения, не стоял бы сейчас на коленях. А так тебе урок - не будь невежей, - сказал старик и вмиг пропали и он, и его бабка.
Поднялся мужик с коленей, перекрестился. Вмиг о Боге вспомнил. Хотя до этого неверующим себя считал. Бегом побежал. Более лешак его по лесу не кружил. Как дома оказался, позже вспомнить не мог. Но урок, преподанный хозяином леса, запомнил надолго.
- Бабушка, после этого он невежей быть перестал?
- Наверное. Ведь подобные уроки не забываются. Да вы и сами, поди, встречали невеж. Грубость, непочтительность, пренебрежение к людям, малетки, не красят человека. Но вы-то у меня все умницы!
История седьмая
О нерадивой и ленивой Степаниде
- Знаете, кто такие домовые?
- Знаем- знаем, это такие невидимые человечки, которые в домах живут!
- Почти угадали. Домовой - дух любого жилища, его хозяин и охранитель. Может и злым к хозяевам быть, может и добрым. Особо, говорят, не любит он пьяниц и растрепанных простоволосых женщин.
- Почему, бабушка?
- Да кто ж его знает? Не любит - и все тут! Хозяек нерадивых не любит. Вот об этом и будет моя история.
Сказывают, жила некогда одна баба по имени Степанида. Когда, в каком краю жила, об этом молва умалчивает. А вот историю о том, как приучил ее домовой к порядку, та самая молва передает во всех подробностях.
Радения в хозяйственных делах у Степаниды не было. Танцевать под гармошку любила, а вот домашними делами кто бы другой занялся, только не она. В доме все кувырком, ни в чем порядка не было.
Муж ей говорит:
- Неси, жена, еду, накрывай на стол. Обедать пора.
А она ему с лавки отвечает:
- Нет у меня ничего, умаялась с самого утра, не успела печь затопить, щей наварить. На столе краюха хлеба, в ведре вода. Вот тебе и еда.
Муж ей:
- Тогда рубаху чистую подай, в баню пойду.
- Не успела я постирать. Выбери из корзины ту, что почище, ее и надень. Завтра будет время - постираю.
Как и следовало ожидать, времени навести порядок в доме у нее никогда не находилось. Смотрел на все это безобразие домовой, только сердился. Бывало, слезет со своей лежанки да как грохнет по печи кочергой.
- Стешка, - подаст голос муж, - что у тебя опять опрокинулось?
- Пойди да посмотри, коли любопытно.
Домовой снова кочергой колотит.
- Стешка, кошка, поди, на стол забралась!
- Ну и пусть себе. На столе все равно ничего съестного нет.
Так и жили.
- Бабушка, а у Степаниды дети были?
- Про детей не знаю. Молва о них ничего не говорит. Может, и были. Слушайте дальше. Надоело на все это безобразие смотреть домовому. Решил горе-хозяйку проучить. А как это сделать? Пробовал посуду колотить. Без толку. Степанида крупные черепки соберет, а мелкие в угол заметет, и горя ей мало. Выл по ночам, но она так крепко спала, что ничего не слышала, даже собственного храпа. Кошку за хвост таскал, Степанида ее пнет ногой, чтобы не орала, - и на улицу. Ничем бабу не пронять! Один выход остался: показаться ей во всем своем страшном обличии.
Следует сказать, что домовые крайне редко показываются людям, хотя и живут с ними бок о бок. Не должен человек потустороннюю силу видеть. Не положено.
- Почему, бабушка?
- Нехорошо это. Два мира, непохожих друг на друга, иногда враждебных - духи и люди, - соприкасаться им не допущено, только в самых крайних случаях. Но здесь как раз такой случай. И вот что из этого вышло.
Пошла Степанида утром в хлев. Открыла дверь и в ужасе отшатнулась. Сидит на скамейке старик в вывернутом наружу мехом тулупе и доит корову. Обернулся. Сверкнули на Степаниду из темноты огромные, похожие на миски, глаза незнакомца, исказилось недоброй гримасой сморщенное лицо его.
- Заходи, хозяйка, - кивнул плешивой головой. - Пока ты сладко спала, я уже успел корову подоить.
- А-а-а! - закричала в ужасе Степанида и бросилась вон из хлева. Прибежала в дом, не отдышится.
А старик - тут как тут. Уже грохочет у печи чугунами.
- Пора, хозяйка, огонь разводить. Щи с кашей варить.
- Ты кто?
- Я-то? Ты хотя и ленивая баба, но сметливая. Сама догадайся.
- Кем бы ты ни был, чего тебе надо в моем доме?
- А он не только твой, но и мой. По праву здесь проживал и проживать буду.
- Изыди! - закричала истошно Степанида. - Не желаю видеть тебя, страхолюдина окаянная!
- Таз неси, белье. Стирать буду, - спокойно сказал старик, взял ведро и плеснул воду под ноги Степаниде.
- Пол-то давно не мыла? Не стыдно? Давай я помою.
- Все сама сделаю, только уходи откуда пришел, - взмолилась Степанида.
Уж больно страшный был облик у старика. Такой страшный, что бедная Степанида от ужаса глаза зажмурила.
- Ну смотри, баба,- сказал ей домовой, и в голосе его Степанида услышала такую угрозу, что сразу поняла: не шутит. - Увижу с твоей стороны нерадения в домашних делах, снова явлюсь. И тогда уж не обессудь. Не только сам за дело возьмусь, но и тебя загоняю.
- Только изыди! - заплакала Степанида.- Не увидишь меня более без дела сидящей.
Смотрит - пропал старик, словно пригрезился. Вздохнула с облегчением. Уселась на лавку. Тут кто-то незримый как схватит ее за ноги! Вскочила Степанида и давай по дому бегать, искать дела, которые давно ее заждались. До вечера без устали мыла, скребла, готовила. С тех пор, вспоминая страшный облик старика, старалась содержать свой дом в порядке.
Вот такая история, малетки.
- Бабушка, а домовой действительно такой страшный?
- Говорят, что страшный. Подчас вредный. Нет от него покоя жильцам: посудой по ночам гремит, домашних животных дразнит, видели, поди, как иногда кошка в пустоту смотрит? Если хозяева придутся ему по душе, лад и покой в доме будет. А уж если невзлюбит - добра не жди. Только в домовых нынче мало кто верит. Все странности, происходящие вокруг, наукой стремятся объяснить. Может, оно и правильно. Как думаете?
История восьмая
Бедняк Увар и черт
- Во времена не столь уж и давние, малетки, жил на белом свете мужик по имени Увар. Беднее его никого в деревне не было. На столе даже в праздники - только черный хлеб да жидкая каша. Зато детей полон дом. И все есть хотят. Нужда такая, что хоть ложись под иконы и помирай...
Бездельником Увар никогда не был, просто все, за что бы он ни брался, удачи не приносило. Одним словом - горемыка. И так, и сяк прикидывал Увар, где денег раздобыть, семью накормить. Выходило: где ни возьми - долг-то все равно отдавать придется.
И посетила его однажды странная мысль: что, если рискнуть и украсть в богатом селе лошадь? Да и продать ее цыганам. "Решено,- подумал мужик,- иного выхода я не вижу".
Спозаранку отправился Увар в соседнее село. Шел, размышлял, как бы половчее коня увести. И тут увидел, что посреди дороги стог сена стоит. "Странно, - подумал Увар.- Кто же стог посреди дороги ставит?" Подошел ближе. Господь всемогущий, то вовсе и не стог! Черт - мохнатые бока, на голове коровьи рога: точь-в-точь как на иконе Страшного Суда. Испугался Увар не на шутку, подумал: "По мою, верно, душу Лукавый явился, слишком часто произношу его имя". Перекрестился, молитву спасительную прочитал. А черту все нипочем. Хрюкнул, довольный тем, что мужик от страха обомлел, повел длинным хвостом из стороны в сторону.
- Куда, мужик, путь держишь?
- В соседнее село. Тебе-то, Лукавому, зачем это знать?
- Так ведь и я туда же. Пойдем вместе.
- Пойдем, все одно ведь не отстанешь. Знаю я вас, чертей.
Обрадовался Увар, что черт не по его душу явился, осмелел.
- Тебе, мужик, чего надобно в том селе?- прямо спросил черт Увара.
- Признаюсь тебе как на духу, нечистая сила. Решил я там коня украсть.
- Зачем?- удивился черт.
- Нужда заела. Коня украду, цыганам его продам. На вырученные деньги еды накуплю. Детишкам сладости, жене расписной платок. А себе - сапоги яловые.
- Вот ты-то мне и нужен!- радостно воскликнул черт.- Не согласишься ли подсобить в одном нехитром деле? А я тебе помогу. В коня превращусь, ты меня на базаре продашь. Будут тебе яловые сапоги. Как, согласен?
- Это что же получается? Ты, нечистая сила, мне предлагаешь подобие взаимовыручки?
- Да-да!- радостно закивал головой черт.- Ты все правильно понял.
- Что я для тебя должен сделать?
- Совсем немного. Живет в селе, куда мы направляемся, одна баба. Без конца имя мое поминает. А я, чтоб ты знал, всякий раз при этом чешусь, словно блохами покусанный. Лопнуло мое чертовское терпение, решил ее проучить.
- Вона как!- присвистнул Увар.
- Не свисти, денег не будет.
- Их и так нет. Как же ты, нечистая сила, думаешь ту бабу наказать?
- Подойдем мы с тобой к воротам ее дома, ты постучишься. Я в это время за спиной у тебя спрячусь. Баба выйдет, заругается. Дальше уже мое дело.
- Лады. Только уж и ты, Лукавый, меня не обмани. Помоги денег достать.