Овчинников Георгий Фёдорович : другие произведения.

Изверги.пролог

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Овчинников Георгий Фёдорович.
  
  
   ИЗВЕРГИ.
   пролог.
  
   Всё началось ещё в прошлом веке , когда наши деды воспылали очередным желанием, построить новый справедливый или даже , как они тогда думали , совершенный мир ; когда у невероятно терпеливого народа наконец лопнуло его терпение и он решил, под гиканье кучки мерзавцев, как обычно возглавивших его, поломать ход истории и позволить собственноручно, провести очередной "лабораторный опыт" над собой; когда после "грандиозного" государственного переворота над ним самим ещё потом довольно долгий срок (семьдесят лет!) глумились... И он (народ) весь этот срок опять терпеливо ждал и вкалывал, обманываясь с удовольствием (а с удовольствием , как говорят , всегда дороже!) - превращался в ту серую массу уставших от собственного самопожертвования людей , наконец , получил ту метаморфозу коей и любуется сегодня на своей изумлённой "физиономии". Царей менял на "царей" , цепи на кандалы , несправедливость открытую на несправедливость прикрытую. Вот это всегда изумляло! Сначала разбаловать правительство до неприличия , а потом накопив огромную кучу обид , недомолвок , недовольства им - неожиданно взбеситься , получив определённую кучу неприятных духовных и физических увечий, всё-таки начать (снова и снова) новую жизнь. Мы , наверное , мазохисты , что ли ? Мы сперва усиленно испокон веков сами себе создаём все различные проблемы , чтобы затем с пионерским усердием целенаправленно решать их. И как ни странно вот уже тысячелетие (и наверное не одно !) живём так. К примеру , читая хотя бы классиков убеждаешься в этом. И живём с таким непонятным для остального мира рвением, неистовым упоением, нисколь не теряя искренности в деянии.
   И правда ! Порой нас не понимает ни вечно рвущийся к цивилизованности запад , ни хранящий тайну древности восток , ни тем более не замечающие свою необыкновенность - мы. Тем не менее мы не кичимся этим , мы даже как-то снисходительно отрекаемся от своей исключительности , вроде как бы даже стыдимся её , предпочитая первостепенному своему - либо западное , либо восточное. И ничего... Те с удовольствием принимают наше уважение , не возмущаются (как делали бы мы и делаем во всяком случае в душе).
   Я вот вспоминаю 1985 год. Мы же, вроде как, до этого и не замечали насколько плохо живём. Может , потому что всем скопом? Как говорят: "На миру и смерть красна!" - что нам тогда бедность?! "Свято место пусто не бывает". Потому материальную бедность заменяли богатством души и грамотностью. Говорил вождь пролетариата В.И.Ульянов(Ленин): знание - сила. Вот мы и накачивали мускулы мозга. А теперь?! Объяснили нам якобы счастье-то оказывается совсем не в этом, а в количестве денег, которыми ты располагаешь для преобретения материальных благ.Не то чтобы кто-то нам объяснял, мы сами вдруг навострились на это, глядя на "прогнивший" запад . Мы вообще жили почти по принципам аскетизма . Тогда и Шолохов-то воспринимался совершенно с противоположной стороны понимания. Зато сейчас его строки читаешь с уничтожающим ужасом. Как начали войну в 17-м году против богатых, так и вели её в последствии до самого 85-го, пока новый Генсек ЦК КПСС М.С. Горбачёв не удосужился начать "ускоренную перестройку".
   В начале-то всё двигалось широко - помпезно! - это потом к всеобщему "удивлению" оказалось, что советская экономика уже давно отыграла похоронный марш - верней по ней отыграли - а до этого все почему-то хоть и предчувствовали подвох, всё-таки упорно ждали КОММУНИЗМА. Так как развитой социализм уже - так же! - давно случился . (Об этом трубили и рапортовали все газеты) . Почему - так же? - спросите вы . Да потому что, простите меня за элементарную меркантильность, но на торговых прилавках в магазинах для такой огромной страны было шаром покати, зато давно осваивали космос и пугали мир ядерными ракетами. И вот этот нищий народ: прошедший гражданскую войну, вымиравший при коллективизации от разрухи и голода , прошедший "колючую проволоку" ГУЛАГа, победивший фашизм, освоивший целину и вообще привыкший "как-тось" выживать, что при татаро-монгольском иге, что при "коммунистах".Опять спросите меня, а почему в кавычках? Отвечу: потому как знавал, несмотря ни на что, честнейших людей среди них. Да и суть не в этом ! Можно подумать, что экономика строится на одной честности и порядочности.(Если бы только!). Утопия! Она и есть утопия... И никуда от неё не денешься. Нравится или не нравится, но до коллективного устройства надо морально дорасти ещё , надо измениться внутренне-духовно , когда своё - естественным путём, само собой - становится общим, а не тогда когда его навязывают из-под палки. За частную собственность даже дети делятся тумаками совершенно не имея никаких ещё представлений о собственности , да и вообще ещё не зная быт и устоев земли. Согласитесь, они просто говорят "Моё!" и всё - и никаких гвоздей. Хотя, на самом деле, это совсем даже (как может оказаться в последствии!) не их вещь. А просто она им прилюбилась. Ну вот и думай здесь.
   Но речь свою повести я хочу совершенно не (да Боже упаси!) о политике. Скорей о её удручающих последствиях. Каждый, мало мальски, поживший в те "старые-добрые" времена, немного подышавший тем "сжатым воздухом" застойных времён и ощутивший на своей шкуре тот "железный занавес" , ту своеобразную атмосферу недосягаемости и недоступности "дикого запада" с его претенциозной культурой, подтвердит не кривя душой, что именно для неё (души!) тогда было гораздо больше положительных предпосылок нежели сейчас. Хотя общество в целом являлось официально атеистическим. Казалось бы, откуда могут взяться такие понятия как доброта, взаимовыручка, альтруизм... и многое другое тому подобное. Не хочу утверждать, что оставшиеся осколки религий способствовали этому, хотя детей посвящали тайно в ту или иную, в зависимости от национальности и каких-либо других обстоятельств, религию. И это было в порядке вещей. Атеизм и религии шли негласно рука об руку в этом своеобразном обществе. Вот я например, как и многие другие мои ровесники был крешён в православной христианской церкви несмотря на то, что отец мой был убеждённый коммунист - свято веривший в светлое будущее коммунизма. Его(коммунизма)кстати , казалось, вообще все "с минуты на минуту" ждали. Ждали как чудо. Как "манну небесную". Все предрекали вот-вот и ОН настанет. Откуда? С чего вдруг?! Не знаю! Но я тоже верил. В ночь на пасху молодёжь скрытно проникала на территорию церкви - больше, чтобы удовлетворить своё любопытство, чем вникнуть в суть церемонии. Повсеместно красили куринные яйца, стукались ими, катали... Администрацией создавались специальные дружины для поимки молодёжи на подобных религиозных мероприятиях. Нельзя было их посещать ! Пойманных - наказывали. Не принимали в пионеры... в комсомол ... И это было серьёзным наказанием.
   О детях беспокоились, слабым здоровьем бесплатно давали в школьной столовой молоко , отправляли в санатории и оздоровительные лагеря отдыха, переодически проводили медицинские обследования, воспитывали в духе честного и добросовестного юного ленинца, который должен будет заменить своих старших товарищей в борьбе за светлое будущее трудового народа всего мира. И все твёрдо верили, что пролетарии всех стран должны, действительно соединиться.
   Кроме того, огромную роль в повседневной жизни трудящихся (ибо не работающих не было, а если, и были то тунеядцы и их непременно сажали в тюрьму) - так вот! - играла советская цензура. Она особенно остро несла свою вахту (и днём и ночью), оберегая внутреннее содержание и внешний облик нового человека. Человека будущего . Телевидение, радио, литература - вся культура! - к тому же пресса в любом её качестве , всё преподносилось исключительно в рамках воспитания этого человека. Да и казалось, большинство таковыми и являлись : честными, морально устойчивыми , готовыми к взаимовыручке и в любой момент делящимися с товарищем последним , а самое главное способными в беде "закрыть свою Родину грудью". Прекрасные качества! И они в большинстве своём действительно были. Так думал тогда и думаю я сейчас о том времени. Как много было всего: чистого, прекрасного , доброго ... в этой вроде как на словах правильной политической системе , но на деле чуждой здравому смыслу галиматье по природе теперешнего, ещё поголовно непривыкшему к безвозмездной добродетели , человека. Вообще отрицательное тогда скорее было случайным, чем закономерным. Может мы в самом деле поторопились, опять безоговорочно сразу разрушили старое, не подготовив ничего нового. Ломать - не строить! Что ж мы такие теперь нетерпеливые? Ведь был у нас уже пример НЭПа , которым нынче воспользовались китайцы. Нет! Нам уже так не надо... Мы по-русски ... Надо же, даже эта фраза звучит как-то неприятно , вызывая широкую дисгармонию в окружающей среде; предвзятое отрицательное преподнося ожидание ; заранее готовя нас к напряжению. А ведь абсолютно ясно, что каждый хочет жить как можно лучше - жить по меньшей мере хорошо,но мы, глядя на нас, как-будто разучились... Или неужели не умели?
   Теперь происходит совершенно обратное тому чего с таким трудом в своё время добивались всем обществом. Пусть не совсем правильным, но всё-таки гораздо добрее нынешнего.
   Когда началась перестройка многие люди оказались на обочине её узкого движения, совершенно не готовые к новым опять наступившим преобразованиям. Многое ставшее за годы ковки нового человека враждебным, странным образом вдруг ожило и преобрело невинный характер. Спекулянты (фарсовщики) стали вполне безобидными коммерсантами и это в то время , когда ещё в тюрьмах доотбывали свои весьма длительные срока товарищи и родственники.
   Всё перекрутилось. Люди, способные взяться за какое-нибудь ремесло, открывали кооперативы или занимались индивидуальной трудовой деятельностью, а те кто по шустрее и по пронырливее - позже бизнесом. Неоспоримое большинство растерялись. Теряли инициативу , но надо было , кроме всего прочего , как-то жить: питаться, одеваться, сначала хотя бы просто выжить. Тут даже как говорится - не до жиру быть бы живу! А некоторые в глубоком отчаянии переступали закон и амбиции кодекса совести, сначала опускаясь в собственных глазах, но впоследствии увязнув и несколько обвыкнув, к преступному статусу в глазах мечущегося общества, уже упиваясь своей "значимостью", беспардонно продолжали эту деятельность с бурным энтузиазмом. А им собственно говоря ничего другого и не оставалось. Судьба, да и общество бросили их в кювет с такой лёгкостью, что было бы весьма удивительно их обозревать в иной интерпретации, то есть в жалком облике стоящих на паперти и просящих подаяния. Они посвятили свою жизнь(в своё время) советскому спорту... И вот эти здоровые, крепкие парни оказались, как таковые, совершенно не у дел. Даже песенка-прибаутка появилась тогда: "Были мы спортсмены, а ныне рэкетмены...".
   Вместе с берлинской стеной были разрушены и идеологические преграды. Представьте, как эта огромная глыба всякой-всячины вдруг обрушилась на неподготовленные и нисколько не ожидавшие умы (некогда "затворников") такой губительной (распылённой) новизны, что от полученных "наркотических" доз информации лопнули ранее нажитые принципы и суждения , превратившись в шелуху СОВДЕПа. Можете себе представить эту запутанную противоречивость в разных умах и ... что, брошенные на произвол судьбы люди, теперь начинали думать о всей этой галиматье,отнюдь! не упрекая себя нисколечко за своё отступничество - напротив! - "возвышаясь" в своих и чужих глазах, вставая на пьедестал "вольного человека" - "Робин Гуда". Воля только эта заключалась в своеволии , в дальнейшем названной "безбашеньем", "отморожением" и другими народными эпитетами.Кто не умел зарабатывать трудом и умом, тот зарабатывал силой и наглостью. И это даже вначале поощрялось в народе прикладным определением, ведь коммерсанты ещё совсем недавно были врагами, туда же относились и кооператоры.Ещё жил в душах дух революции. Народ по неизвестным причинам по-прежнему отрицательно относился к людям самостоятельно ведущим свои дела без участия в них государства. Кооператор долгое время находился в списке отрицательных лиц. Товаров по-прежнему не было, особенно качественных и поэтому приходилось местным производителям идти на различные уловки, скрывая отечественность товара - липовыми лейблами зарубежных стран.Постепенно окружающий мир торговли прогрессировал; в конце концов производство стало нерентабельным, его поглотив, захватила в свои руки посредническое проявление, спекулянты переродились в "челноков" (кстати, неимоверных труженников), отчего рынок перенасытился дешёвым и некачественным товаром. Надо было как можно дешевле оптом купить и как можно дороже в розницу продать. И вот рынок всё-таки перенасытился. Появилась нелепая видимость некоего изобилия, что бесспорно непривычно для "изголодавшегося" глаза обывателя. Народ вникал в новую жизнь. Новое мировоззрение пронизывало последние остатки совдеповского кинематографа. Недостаточно осуждённый бандитизм приобрёл имидж - авантюры, приключений... а самое главное - достатка. На этом-то всё и завертелось, что мною и предполагается быть отмеченным. Очень неожиданно для всех простолюдинов распался огромный Советский Союз. Предстал у власти новой страны первый президент РФ Б.Н.Ельцин. Союз распался преобразовавшись сначала в Союз Независимых Государств(экономически невыгодным для всех его обитателей-стран, а в первую очередь для России), а потому впоследствии именовался таковым лишь формально - и в конце концов совсем рассыпался. Даже сама новая Россия была в зыбком состоянии - ибо могла в любой момент раздробиться на множество мелких княжеств. Казалось, если бы в США знали бы об этом, они бы нас могли захватить голыми руками. В стране господствовал - такой! - хаос, что порой с трудом верилось в существование страны. Все пытались поделить страну, как огромную тушу убитого животного. Отрезать от него самый большой (и жирный) кусок. Обострилась межнациональная рознь. Кровавая бойня в Чечне. Повсеместно шли распределительные войны между бандитскими группировками. Каждая цеплялась за свою сферу влияния и норовила отчекрыжить чего-нибудь от чужой. Формально правительство с помощью "ваучеров" начало эту деятельность, ещё усугубив ситуацию, обострив её нагнетание. * * *
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"