Остапенко Юлия : другие произведения.

Мотивация литературного творчества, или Почему мы пишем

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Здесь представлены, в очень сжатой форме, общие результаты проведённого мной исследования. Полагаю, они могут быть интересны всем пишущим. В контексте этой же темы я сейчас рассматриваю проблему творческого кризиса, поэтому большая просьба высказывать в комментариях всё, что вы думаете по этому поводу. Ну или по мылу, если при всех неловко ;)

Почему же мы всё-таки пишем? Этот вопрос хотя бы единожды задавал себе каждый, пробовавший себя в литературе. Зачем я это делаю? Что мне это даёт? Почему мне хочется писать и почему я чувствую, что не могу иначе? Вопросы, довольно интересные для писателя, и ещё более интересные для психолога.

Если в двух словах, то вот что можно сказать по этому поводу.

Любая деятельность обусловлена двумя факторами: желанием и нежеланием, или, говоря терминами, мотивами и барьерами. Если мотивы сильнее барьеров - деятельность практикуется. Могу поспорить, что у вас, если вы имеете какое-то отношение к Самиздату, мотивы превалируют. Однако и без барьеров не обходится, и тогда у вас мелькает мысль: а не бросить ли всё это?.. Чем вызвано одно и другое?

Отсылаю вас к схеме, отображающей общие результаты моего исследования. Красным цветом выделены наиболее сильные факторы, оранжевым - немного меньше выраженные, но всё же оказывающие существенное воздействие, синим - самые слабые.



      Мотивы


      Хочу:


      - внутренние (истинные) -

      1. желание самовыразиться

      2. желание излить свои переживания

      3. сиюминутное желание выразить определённую мысль, излить эмоции или настроение.

      4. получение удовольствия от самого процесса создания произведения

      5. иррациональная потребность (призвание)

      6. желание доказать себе, что я чего-то стою


      - внешние (неистинные) -

      7. желание доказать окружающим, что я чего-то стою

      8. жажда славы

      9. желание попасть в круг литераторов


      Могу:


      10. осознание того, что у меня есть литературные способности

      11. стремление к литературному самосовершенствованию

      12. осознание того, что я могу сказать нечто новое и/или важное


      Надо:


      13. необходимость, связанная с родом моих занятий (я - журналист, переводчик, студент-гуманитарий и т.д.)

      14. литературная деятельность является для меня источником финансового дохода


      Барьеры:


      Было:


      1. неудачи в попытке обнародования (издания)

      2. неудовольствие от качества сделанного


      Есть:


      3. страх неполноценности (неспроможности) как творческой личности

      4. ощущение бесполезности проделанной работы, её ненужность окружающим


      Будет:


      5. страх ошибки

      6. страх критики



Итак, мотивы. Они ориентированы либо на эмоции ("хочу"), на поведение ("могу") и на волю ("надо"). Легко заметить, что первая группа самая многочисленная. В ней есть две подгруппы: внутренние и внешние мотивы. Внутренние - те, которые ориентированы на саму деятельность. Это заинтересованность в удовольствии, источником которого является сама литература. Их ещё называют истинными, потому что они непостредственно связаны с деятельностью, которую обусловливают. Внешние мотивы, или неистинные, - это те, которые связаны с социальной выгодой от деятельности. С самой этой деятельстью они связаны лишь косвенно, она здесь выступает как метод, а не как самоцель. Как выяснилось, у тех людей, которые пишут потому, что их побуждают к этому внешние мотивы, внутренние мотивы почти не используются. Иными словами, писатель или журналист, а также просто человек, жаждущий добиться признания, смотрит на литературу как на средство, а не цель, то есть не заинтересован у получении удовольствия от писательства, а следовательно, получает этого удовольствия гораздо меньше, чем рядовой "графоман". Какое-никакое, а утешение для тех, кто пока ничего не добился.

Что же до барьеров, то это палка о двух концах. Перечитайте ещё раз список. Вероятно, вы либо наблюдали у себя все эти барьеры, либо не наблюдали ни одного или почти ни одного. Дело в том, что барьеры очень тесно связаны между собой. Один из них почти неизбежно тянет за собой активизацию другого. Поддавшись страху критики, вы наверняка рано или поздно начнёте думать, что вы всё делаете неправильно, ничего не умеете и так далее. Не испытав никогда ни одного из этих страхов, вы можете быть спокойны: вряд ли они вас посетят.

Наверняка это далеко не всё, и я уверена, что вы могли бы дополнить этот список. Особенно это касается барьеров. Что мешает вам писать? Какие "литературные кошмары" мучают вас по ночам? Какие события или мысли пересиливают ваши мотивы? Иначе говоря: как у вас проявляется творческий кризис?

Я была бы крайне признательна, если бы вы оставили в комментариях ответы на эти вопросы.



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"