Осиновский Александр Александрович : другие произведения.

В защиту Идеи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
   Александр Осиновский
  
   В ЗАЩИТУ ИДЕИ
  
  Сейчас стало модно ругать коммунистов и пугать коммунизмом. Коммунизм ниспровергают, уничтожают, над ним всячески издеваются, пытаются вытравить мысли о нем из сознания тех людей, которые успели в него поверить. Причем делается все это грубо, с поистине большевистским сабельным задором. Нынешние господа демократы, как они утверждают, "навсегда отказались от утопии коммунизма".
  Аргументы против него выставляются стандартно-убойные: неисчислимость жертв революции; жестокость ее вождей; произвол ВЧК, НКВД, КГБ; мощная сеть ГУЛАГа; одурманенный рабочий класс; бесправное и нищее колхозное крестьянство; униженная и оскорбленная интеллигенция.
  Но ведь во всем этом - только негатив практической деятельности большевиков! Причем здесь сама коммунистическая Идея? А если уж говорить о практике, то справедливости ради следовало бы не забывать о позитиве, который был очевиден прежде всего: о невиданном энтузиазме "забитого и бесправного" советского человека, получившего широкий доступ к образованию и медицинскому обслуживанию; гарантированное право на труд и на отдых, позволившие накопить огромный творческий потенциал и уверенность в завтрашнем дне.
  Однако и не об этих успехах практического коммунизма я хочу повести речь. А именно о КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕЕ.
  "Призрак коммунизма" стал бродить по Европе не с 1848 года, когда впервые был издан "Коммунистический Манифест" Маркса и Энгельса, а намного раньше. Он появился за сотни, даже за тысячи лет до теоретических обоснований его необходимости. Ведь люди, как существа мыслящие, никогда не соглашались с эксплуатацией человека человеком, с присвоением единицами энергичных бездельников результатов труда огромного количества трудящихся. Лозунг "Кто не работает, тот не ест" придумали не коммунисты, а первобытные люди во времена пещерного коммунизма. Потом его четко сформулировали христианские апостолы, а уж затем был использован коммунистами.
  То же самое можно сказать и по поводу широко ныне порицаемого лозунга "Кто не с нами, тот против нас". Ведь слова эти принадлежат не большевикам и не Максиму Горькому, а самому Иисусу Христу, и повторены так или иначе во всем Новом Завете. Особенно четко они звучат в Евангелии от Матфея:
  
   Кто не со Мною, тот против Меня,
   И кто не собирает со Мною, тот расточает.
  
   Гл.12, стих 30
  
  Примеров таких совпадений христианских и коммунистических сентенций можно было бы привести великое множество. Но ярче всего это выразилось в статьях "Морального кодекса строителя коммунизма", которые чуть ли не слово в слово повторяют широко известные христианские заповеди. Так что же? Эти совпадения случайны? Нет, они результат логического развития накопленного человечеством исторического опыта.
  Коммунистическая идея не смогла бы вырасти на пустом месте, не имея такого мощного питательного слоя, каким является христианство. Но тогда возникает вопрос: почему христианство и коммунизм стали врагами? Да вот в том-то и дело, что врагами они никогда и не были!
  Врагами (я надеюсь, только до сих пор) были церковь и большевики (и подумалось: из ревности, что ли?). Конфликтовали не идеи. А конкретные выразители идей, то есть обычные грешные люди. А грешили (и грешат!) у нас все. В том числе сами создатели благородных идей.
  Вспомним, что мы знаем из Древней истории о гонениях на первых христиан. Сколько их было распято на крестах, замуровано в катакомбах, растерзано хищными зверями на аренах цирков! Но вот христианство стало государственной религией, церковь непомерно разбогатела, разрослась, и ...запылали костры инквизиции. Теперь она сама начала свирепо пытать и сжигать отступников от новой веры, а заодно и тех, кто вовсе не хотел ее признавать. Потребовалось не одно столетие, чтобы церковь наконец осознала совершенные ею злодеяния. Только уже в наше время папа римский Иоанн Павел Второй признает грехи церкви: разрыв единства христиан, религиозные войны, суды инквизиции, дело Галилея. Кстати, а почему одного только Галилея? А Джордано Бруно? А Томмазо Кампанелла? А широко известная "охота на ведьм", вошедшая в поговорки?
  Первым коммунистам тоже довелось испытать немало: и виселицы, и расстрелы, и каторгу. Но, как и первые христиане, они не были сломлены. А когда их последователи-большевики пришли к власти, то без церемоний и колебаний отыгрались на тех, кто их притеснял. В том числе и на церкви. А заодно и на миллионах непричастных людей. Удивительное совпадение нравов по обе стороны от благородных идей! Печально, но факт...
  Спрашивается, если даже в среде христиан нет единства взглядов, то о каком единстве церкви и большевиков можно было говорить в годы революции и гражданской войны? А потом это вошло в глупую и жестокую привычку: противопоставлять одну идею другой.
  Да, коммунистическая партия (не забудем - большевиков) повинна во многих грехах. Однако называть ее преступной организацией. как этого требуют оголтелые "демократы" (по сути - те же большевики), никак нельзя. Иначе тогда и христианскую церковь следовало бы назвать организацией преступной. Нет, как христианская идея не повинна в преступлениях церковников, так и коммунистическая идея не отвечает за действия ее проводников в жизнь.
  Нынешние коммунисты нашли в себе мужество признать ошибки своих отцов и дедов. Им на это признание не потребовалось сотен лет. Все произошло в исторически кратчайшие сроки: каких-нибудь 50-70 лет 20-го века. То есть всего лишь в срок, сравнимый со сроком деятельности первых христиан. А это означает, что коммунистическая идея в развитом своем состоянии еще только начинает нелегкое и долгое движение "в светлое будущее" человечества.
  Да, движение предстоит долгое, так как слишком косно человеческое сознание. За две тысячи лет существования христианства его заповеди так и не вошли в плоть и кровь верующих и даже не слишком приумножили их число. Христианство не стало единственной всемирной верой. А открытия в естествознании и широко распространившаяся в мире образованность превратили эту веру лишь в привычку вспоминать иногда о Высшем Разуме, будто бы управляющем всей нашей жизнью.
  В отличие от христианской веры коммунистическая идея предполагает веру не в верховное мистическое существо, а в реального человека. И, следовательно, она более доступна пониманию и более привлекательна современным людям. В конце концов, человек должен преодолеть в себе эту свою реликтовую косность, выдавить, наконец, из себя раба! И только тогда можно будет рассчитывать на формирование в человеческом сообществе коллективного и личного коммунистического сознания.
  Никакие революции здесь не помогут. Невозможно, как мы теперь убедились, насильно загнать в коммунистический рай. Тем более, если четко себе не представляешь, что это такое. Роковая ошибка большевиков в том и состояла, что они этого не приняли в расчет. Или вообще грубо проигнорировали. Освободившись от царского гнета, они, как и древние бунтари, по образу действий своих оставались рабами, подражая своим угнетателям. И не могли, следовательно, внести ничего нового в методы борьбы за подлинную свободу личности. Им не дано было познать "радость, более достойную человека, - радость быть свободным от чувства вражды к ближнему". Так писал еще Максим Горький в своих "Несвоевременных мыслях". Теперь-то мы понимаем, насколько своевременны были его мысли. Только не надо высокомерно думать, что мы - нынешние, уже вполне познали такую радость! Увы, рабов из себя мы еще не выдавили. Иначе мы стали бы снисходительнее к нашим дедам и прадедам.
  Гегель писал, что жизнь на грани тления может быть преобразована только насильственными действиями. Но вот прогремели революции и мировые войны, и люди убедились, что путем насилия мир к лучшему не переделаешь. Мне лично думается, что при обновления общества мнение Гегеля справедливо только для первого толчка. Иисус Христос принес себя в жертву во имя спасения человечества. Погибли за веру первые христиане. Но воскрес Христос! (Я думаю, в переносном смысле). Не погибла и молодая религия. И здесь заложен глубокий философский смысл. Мудрость древних открыла нам один из основных законов бытия: оно в самосовершенствовании и обновлении.
  Однако проходили века христианства, а желанного самосовершенствования человека и человеческого сообщества будто бы и не происходило. Мир погряз в пороках, преступлениях, войнах. Требовался еще один Христос для очередного спасения человечества. Нужна была новая великая жертва. И если хотите, новая Вера. И она появилась в лице многомиллионного Советского Человека. ("В белом венчике из роз - впереди Исус Христос..." - Александр Блок). Это Он, Советский Человек, стал коллективным Спасителем человечества!
  То, что Он вынес на своих могучих плечах, было бы непосильно Иисусу из Назарета. Революция, Гражданская война, индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война, навязанная Ему Второй мировой, послевоенная разруха, восстановление народного хозяйства. Мир ужаснулся и восхитился великой жертвенностью народов огромной страны. Ни один другой народ в мире не понес в двадцатом веке столько потерь во имя спасения на Земле человеческого вида вообще и его идеалов в частности. Жертвы советского народа в одной только Великой Отечественной войне составили больше половины общего числа погибших во Второй мировой войне. "Цивилизованные" союзники не спешили открывать Второй фронт, ставя себе цель максимально обескровить этого непокорного коммунистического гиганта, а самим потом "примазаться" к победе с минимальными собственными потерями.
  Нечего сказать, очень "благородно" с точки зрения христианской морали! И не осознают они там, как мне кажется, что не будь этой величайшей жертвы советского народа, то не было бы ныне и так "благоуханно" процветающего Запада.
   И вот теперь произошло то, чего никак не ожидали даже самые прозорливые западные политики: этот Новый Спаситель человечества был предан и распят собственными радетелями за приобщение к так называемому "цивилизованному миру". Размах такого глобального предательства Иуде Искариоту не мог бы и присниться. Советского человека унизили, втоптали в грязь, облепили издевательскими кличками и повели на Голгофу, которая оказалась пострашнее той, что досталась Иисусу Христу. Причем все действо сопровождалось иезуитским вопёжем о бездуховности "совка", о его полном ничтожестве. Мол, так ему, стервецу, и надо!
  А между тем советский человек потому и смог сформироваться, что народы его вскормившие, никогда не расставались с духовностью. Несмотря ни на что. Сменился лишь основной предмет духовности. Большевистское же уничтожение церквей ее потенциал только усиливало. И не было никогда в советском человеке того лицемерия, которым заражен западный прагматично настроенный к вере субъект.
  Мы знаем, что крещение на Руси проводилось насильно. Но насильно посеянные семена дали хорошие всходы. Христианская вера укоренилась в сознании людей. Потом появились большевики и стали тоже насильно загонять народ в коммунистическую веру. Страшно подумать, ценою каких жертв, но и эта вера (что бы там ни говорили!) стала приживаться. Видно, из-за того, что почувствовал "простой советский человек" глубинное родство обоих духовных течений и об их сути не судил по разного рода чудовищным извращениям.
  Сейчас церкви интенсивно восстанавливаются и строятся новые, так как только теперь стала очевидна катастрофически падающая духовность. То есть молчаливо признается, что духовность-то при большевиках все-таки была! Теперь же у людей выбили почву из-под ног, и многие не знают, на что можно опереться. Утеряна благородная цель, которую не может заменить циничный лозунг "Обогащайтесь!". Раньше верующие люди говорили: "Бога на вас нет!" - имея в виду все неблаговидное и преступное, в том числе и разрушение храмов. Теперь с именем Бога на "устах" разрушается сама способность во что-либо верить.
  Но я верю, что мы выйдем из состояния духовного шока, и все то лучшее, что уже накопило христианство и коммунизм, начнет претворяться в жизнь. Пусть медленно, но уверенно человечество будет двигаться по пути совершенствования духовной и социальной сфер жизни.
  Глупо считать рыночные отношения, пусть даже самые "цивилизованные", пределом социального развития человечества. Ибо предел - это застой, а где застой - там и тупик. В этом мы уже убедились. Мы убедились, как много пороков явных и старательно маскируемых являет нам общество необузданного потребления. Невозможно предположить, что этому просто-таки сатанинскому явлению когда-нибудь не наступит конец. Не может человечество вечно терпеть чудовищный разрыв между нищетой и богатством. Стремление к равенству было, есть и будет всегда.
  К служению на этом поприще и призваны обе Идеи: Христианство и Коммунизм. Без революций, без кровавого бунтарства - только мерами убеждения, воспитанием добрых чувств, только примерами добровольных самоограничений следует добиваться вхождения в сознание всех и каждого бессмертных христианских и коммунистических заповедей.
  Никто не должен ставить себе и обществу цель построения коммунизма. Тем более в отдельно взятой стране. Коммунизм должен прийти сам, постепенно, естественно, как результат длительного нравственного и духовного самосовершенствования человека. Но это не означает, что не надо работать над проблемой формирования нового сознания. Надо работать! Но без всякого духовного или физического насилия.
  Историческая ошибка большевиков в том и состояла, что они занялись не внедрением коммунистической идеи в сознание людей, а насаждением насильственного коммунизма. Однако именно их жестокий эксперимент очень убедительно показал, чего нам нельзя делать на пути к эре благоразумного земного бытия.
  Коммунизма требует от нас сама истощаемая нами природа. Растет народонаселение нашей маленькой планеты. И все сложнее становится рационально использовать ее небезграничные ресурсы. Усложняется общепланетарная экологическая ситуация. Ждать помощи извне, из холодного бездонного Космоса - удел фантастов. Научно-познавательное "завоевание" Вселенной тоже мало повлияет на наше земное благосостояние. Остается только одно: перестать быть хищниками в своем родном доме, в своей собственной общечеловеческой семье.
  И - НАДО ВЕРИТЬ!
  "... не стоит жить, если невозможно верить в братство людей, жизнь бессмысленна, если нет уверенности в победе любви" - Максим Горький.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"