Опря Вадим Романович : другие произведения.

Немного о физике сознания (комментарий к работе Рины Светловой Физика Сознания)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выложено 05.12.2008


  
  
  
  
  
   Нахожу все больше общих точек.
  
   Поэтому в картину мира мы введем сразу и наблюдателя (субъект), и изучаемый им объект, т.е. установим существование субъекта и объекта в процессе мироздания на паритетных началах в качестве субъективной и объективной реальности. Два равновеликих начала, создающих и существующих во Вселенной. Поэтому и процесс создания Вселенной должен включать в себя формирование обеих реальностей не только одновременно, но и зависимыми друг от друга.
  
   Полностью согласен с таким подходом. Вы используете термин самоорганизующаяся система, я предпочитаю термин информационная система, подразумевая, что она способна к самоорганизации. Разница вот в чем, я рассматриваю эту систему в большей степени со стороны субъекта, а вы со стороны объекта (по крайней мере, во второй главе). Вероятно, это во многом определяется использованными нами источниками информации и путем, которым мы шли к построению своей теории. Тем более интересно рассмотреть те же процессы с другой стороны.
   Вы рассматриваете принципы самоорганизации системы и располагаете их в определенном порядке. Я оперирую понятиями состояния информационной системы и уровни бытийности. Уровни бытийности можно рассматривать как состояния сознания человека, осознающей себя информационной системы. Предлагаемая мной модель построена на основе анализа ряда практических методик работы с сознанием. В их числе и работы психологов и работы мистиков. Психосинтез, теория и практика, разработанная Роберто Ассаджиоли, психологом, развивавшим идеи Фрейда, методики, используемые в тантре и описанные Ошо, работы Л. Р. Хаббарда и ряда других независимых исследователей. Из интересных разработок последних десятилетий, хочу отметить нашего соотечественника А. В. Усачева, который развивал идеи австралийца Д. Стивенсона (Анализ ума). В сети я нашел очень интересную публикацию за подписью Е. А. Джус, в которой описывается созданная Усачевым система. Меня эта публикация заинтересовала потому, что в ней очень подробно и точно описана последовательность состояний человеческого сознания. В публикации они обозначены как 13 витков Сансары и совершенно точно соответствуют 26 циклам бытийности (см. четвертую главу "Циклическая теория эмоций"), по два уровня на виток, соответственно, по Усачеву, Большой и Малый цикл. На статью Джус я наткнулся случайно и не использовал эту информацию при построении своей модели. Как и Ваша статья, это независимый источник, который подтверждает общую схему.
   Еще раз определю понятие уровень бытийности. При работе с сознанием, подъем происходит, следуя определенному циклу состояний, которые принято называть состояниями существования, я в своей работе определил этот цикл как: Быть - Иметь - Делать - Создавать - Быть (снизу вверх). Если знать о существовании этого цикла, то его можно отчетливо проследить. Упоминание об этой последовательности можно найти у самых разных авторов, у Эрика Фромма, у Ошо, у Хаббарда и в ряде других независимых источниках. Именно основываясь на данной информации, я начинал построение своей модели.
  
   Теперь я постараюсь объяснить, что общего вижу в Вашей разработке и своей модели.
  
   Основным условием для образования новой системы является ее способность выделяться из окружающего равновесия, другими словами, происходит как бы ее выпадение из единства.
  
   Любая информационная система начинается с какой-то точки, а затем в ней развивается и усложняется система логических связей между элементами. Но всегда в самом начале есть одна точка, сингулярность. Это состояние можно сравнить с первым моментом включения компьютера, когда построение логических связей в оперативной памяти между отдельными элементами еще только начинается.
   Состояние, когда существо осознает (является или только воспринимает) себя богом, это качественно иное состояние. Как показывает практика, вполне достижимое состояние. Описания фактов достижения этого состояния можно найти и йоге, и в тантре, и в суфизме, и даже в саентологии. Более того, можно найти описание достижения значительно более высоких состояний.
   Другое дело, достижение сингулярности, того состояния, с которого начиналось построение информационной системы. Я, например, не уверен, что это состояние можно достигнуть без разрушения сознания, без разрушения логических связей. Однако, концепцию, воспоминание близких к этому состояний получить можно, любая самоорганизующаяся система имеет определенную память и в ней должна быть подобная информация.
   Тем не менее, законы, принципы, по-вашему, построения информационной системы из сингулярности и эволюция сознания после осознания себя богом, одни и те же. Поэтому, я считаю в данном случае допустимым некоторое смешение понятий. Если проследить происходящее с точки зрения субъекта, от уровня к уровню, то можно обнаружить ряд больших циклов, в которых предлагаемые Вами принципы реализуются, и реализуются они именно в том порядке, который дан у Вас.
   Образование, развитие, становление систем не происходит на пустом месте, всегда этому предшествует какое-то исходное состояние, из которого система должна выделиться, реорганизоваться или переструктурироваться.
  
   Начало циклов, которые упоминаются выше, связанны с переходом системы на принципиально новый уровень. При этом, упомянутые Вами принципы для каждого из циклов, на каждом принципиально ином уровне реализуются в том же самом порядке, в той же самой последовательности.
   Я не утверждаю, что описываю все возможные случаи. Я только указываю на то, что с точки зрения субъекта существуют несколько принципиально различных состояния сознания, для которых можно проследить эти принципы.
  
   Я рассмотрю два характерных цикла, первый и пятый. Начну с первого.
  
   Первый принцип назовем принципом самоопределения. Образование, развитие, становление систем не происходит на пустом месте, всегда этому предшествует какое-то исходное состояние, из которого система должна выделиться, реорганизоваться или переструктурироваться, и еще при этом заранее знать, какой, в конечном счете, должен быть конечный результат.
     
   Первый цикл, по моим представлениям, соответствует возникновению в информационной системе памяти. Большинство мистиков, в том числе Хаббард, отрицают существование объективной реальности и для них ощущения субъекта, и есть конечная и непреложная истина. Поэтому Хаббард, исходя из ощущений субъекта, располагает в самой верхней точке Бога. Если тот же самый процесс рассмотреть с точки зрения информационной системы, то обнаружится нечто совсем иное. Только начавшая формироваться информационная система не имеет возможностей определить присутствие чего-либо кроме себя. С этой точки зрения она слепа и глуха. Но вот если рассматривать эту систему с точки зрения ощущений субъекта, то она должна быть "уверена", что ничего в мире кроме нее самой не существует.
   Воспоминание из этой области должно выглядеть как ощущение равномерного однородного потока, любые зрительные или иные образы будут более поздними ассоциациями. Поскольку в этот поток вовлечено все внимание субъекта, он действительно может трактовать это ощущение таким образом, что он сам и есть весь мир. Осознание "меня нет", описание которого можно найти у йогов и в тантре, как раз и относится к состояниям первого цикла.
   Сам факт того, что воспоминания подобных состояний может быть достигнуто, свидетельствует (для меня, но не для мистиков!) о том что в начале первого цикла уже существует структура способная сохранять информацию, то есть первому циклу должно предшествовать определенное развитие информационной системы. Можно даже предположить, что это развитие происходило по тем же самым законам, по тем же самым принципам.
  
   Второй принцип - реализует идею существования выделенной целостности во внутренних противоречиях, это принцип нахождения двух противоположностей по выделенному исходному признаку. Этот принцип можно также назвать еще принципом дополнительности. В приведенных выше примерах они соответствуют двум противодействующим силам, способным организовать в выделенной системе конфликт.
      При отсутствии внешних сил конфликт может быть создан за счет внутреннего признака. По установленному признаку определяются два его возможных состояния, максимальное, когда признак наличествует, и минимальное, когда признак отсутствует.
  
   Во всех рассмотренных мной циклах, развитие происходит по одному сценарию, после состояния единства системы в цельной системе образуются противодействующие силы. Можно сказать, что это фаза определения векторов развития системы, система приобретает вид, необходимый для развития, в зависимости от внешних условий. В системе происходит определенная эволюция, как правило, методом проб и ошибок, которая приводит к отсеиванию бесперспективных вариантов. Постепенно этот отбор приводит к тому, что система приобретает свойства, позволяющие ей расширяться.
   При воспоминаниях этой фазы развития субъект получает ощущения диссонанса, ощущения потоков несущих его в разные стороны.
  
   Третий принцип осуществляет разрешение конфликта, который был создан двумя противоборствующими началами, определяемыми вторым принципом. Фактически третий принцип устанавливает качество нового третьего признака или новую степень свободы, которая образуется в результате объединения двух противоположностей, сформированных вторым принципом. В результате чего оба противоположных начала образуют новое состояние системы, которое, являясь неравновесным по отношению к окружающей среде, в то же время становится устойчивым, и способно к дальнейшему отстаиванию своей целостности.
  
   Это фаза экстенсивного развития системы. Система очень быстро и интенсивно развивается, как правило, захватывая новое пространство или новую среду обитания. В этой фазе, существующие внутрисистемные противоречия играют как раз на пользу развития системы. Основные направления развития определяются как раз теми векторами развития, которые были определены в предыдущей фазе.
   С точки зрения субъекта, в этой фазе начинают появляться различные образы и новые ощущения.
  
   Вот здесь у нас небольшое отличие в подходах.
  
   Так очевидно, что второй и третий принципы обусловливают единство и борьбу противоположностей.
  
   На мой взгляд, определение принципов выглядит несколько иначе:
      -- Фаза единства (синкритичность, неразделимость)
      -- Фаза борьбы противоположностей (дополнение)
      -- Фаза активного экстенсивного развития.
  
   Примечание:
   Значение слова СИНКРЕТИЧЕСКИЙ:
   СИНКРЕТИЧЕСКИЙ, -ая, -ое (книжн.). 1. см. синкретизм. 2. Слитный, нерасчлененный в своем исходном, первоначальном состоянии. Синтетические языческие ритуалы. 3. Отличающийся эклектизмом, внешней соединенностью того, что внутренне не соединимо. Синкретические теории.
   Толковый словарь русского языка (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова).
  
   В таком расположении принципов есть определенная логика. Прежде чем возникнут противоречия, должно быть единство, исходная точка для противоречий. Прежде чем начнется экстенсивное развитие, должны быть определены векторы развития.
  
   Четвертый принцип организует форму идеи, которая фактически задает граничные условия ее существования. В результате чего у нас появляется содержание и форма любой самоорганизующейся системы, или точнее пока только идеи ее существования.
  
   Фаза любого интенсивного развития сменяется фазой пассивного экстенсивного развития системы. Это может быть связанно тем, что система заняла большую часть доступного пространства, с тем, что системе не хватает времени для адекватной реакции на происходящие процессы, система сталкивается с недостатком информации, недостатком энергии или материи. В любом из этих случаев, ограничение роста лучше всего описывается как обретение системой формы, определении достаточно четких границ. Но вот что интересно, граница появляется, но сама система этих границ не осознает. Внешний наблюдатель может обнаружить и систему, и ее границу. Для самой системы, субъективно, существует только то, что существует внутри ее границ.
  
      В результате того, что мы выделяем три формы существования идеи, которые представляют собой трехуровневую структурную иерархию, то и существование любой самоорганизации будет также подчинено аналогичной иерархии. Такие структуры в дальнейшем будем определять как надсистема, система и подсистема.
  
   Великолепно! В своей работе я отследил проявления указанных вами принципов в надсистеме, системе и подсистеме. Здесь я рассматриваю систему. Подсистема достаточно подробно описана в работе "Циклическая теория эмоций", но в качестве подсистемы она будет рассмотрена только в третьей части моей работы. Что самое интересное, и в системе, и в подсистеме, и в надсистеме, указанные вами признаки проявляются в одном и том же порядке. Тона шкалы аффинити от 8 до 0 как раз и есть проявление описываемых вами принципов в подсистеме. Просто они первой части моей работы еще не рассматриваются в этом ключе.
  
   В конце четвертой фазы развития система переходит в равновесное состояние. Ее дальнейшее развитие по пути экстенсивного расширения исчерпано.
   Образы и ощущения субъекта приобретают законченную и определенную форму.
  
   Пятый принцип - это принцип, позволяющий любой образованной системе выделять внутри себя новые и новые подсистемы. Здесь как бы воплощаются в едином процессе все вышеперечисленные принципы, т.к. в любой выпавшей из равновесия системе можно найти два противоборствующих начала, уравновешивающий признак и определить граничные условия существования. Это дает возможность каждой новой индивидуальности бесконечно дифференцироваться по установленному признаку, образуя всякий раз новую целостность более мелкого масштаба, которая является составной частью предшествующей целостности. Подобная дифференциация единого целого на множество его составляющих назовем процессом развития внутрь, нисхождением или инволюцией. Поэтому будем считать, что инволюция - это путь нарушения первоначального равновесия, исходной симметрии, путь выпадения из единства, это способ выделения и образования бесконечного числа неравновесных систем.
  
   Экстенсивное развитие сменяется интенсивным развитием, которое может сопровождаться даже некоторым уменьшением объема, который занимает система. Начало пятой фазы, это состояние равновесия системы. Фазы от пятой до восьмой отчасти повторяют фазы от первой до четвертой, но при этом определяют интенсивное развитие системы. В пятой фазе в системе, как в едином целом, начинают идти процессы усложнения и оптимизации ее внутренней структуры.
   В этом состоянии внутренний мир субъекта должен отчасти напоминать комнату заполненную объектами разной формы и размера, между которыми имеется некоторые логические связи.
  
   Шестой принцип провозглашает процесс восхождения, т.е. эволюции. Это процесс интеграции частностей в единое целое. Причем интеграция происходит с сохранением всех ранее выделенных противоположностей, в результате чего целостность приобретает внутреннее дифференцированное содержание. Существенным отличием новой целостности от исходной, которая получается в результате объединения дифференциальных частностей, является ее новая внутренняя упорядоченная структура. Это значит, что внутреннее строение интегрированной целостности обладает более низкой энтропией.
  
   На шестой фазе определяются перспективные пути интенсивного развития системы, развития за счет внутренних резервов. Одновременно с этим проявляются и противоречия интенсивного развития. Внутри системы выделяются основные центры развития, между которыми идет определенная конкуренция.
   Для субъекта его внутренняя вселенная заполняется связями между отдельными объектами, напоминая большую паутину. Именно число и эффективность связей играют большую роль.
  
   Шесть перечисленных принципов образуют содержание и форму идеи организации любой системы.
  
   Действительно, в результате последовательного развития системы, фаза за фазой, в этой точке она приобретает форму и достаточно развитую внутреннюю структуру.
  
   шесть начальных принципов предлагают концепцию эволюционного становления, но не развития.
  
   Не совсем точно определено различие между становлением и развитием. Наверное, следует говорить о принципиально новой стадии развития.
  
   Другими словами, главным условием теперь является замена однозначной детерминации на вероятностную детерминацию. Новая, более сложная система закономерностей с элементом случайной составляющей в конечном счете определяет такие физические законы для организации системы, которые обуславливают эволюцию как поступательное прогрессивное развитие, хотя и предопределенное в ходе инволюции.
  
   Я все же считаю, что возможность вероятностной детерминации существует и выше, но по мере движения вниз, действительно дерево возможных вариантов развития событий растет экспоненциально, по крайней мере, в первых циклах. В нижних циклах, точно так же экспоненциально, число возможных последующих вариантов развития системы сокращается, и вероятностная детерминация постепенно вновь сменяется однозначной.
  
   Седьмой принцип определяет функциональные взаимодействия систем между собой.
   Теперь в 7 принципе устанавливаются по три функциональных признака, организующее взаимодействие между подсистемами и системой, между системами и надсистемой. Следовательно, мы выделяем здесь у системы 7 новых свойств: три - внутри, три - снаружи или иначе три низшие структурообразующие функции и три высшие управляющие функции, между которыми существует функция отражения, позволяющая отражать низшие функции в высших. Вследствие этого уже на этапе инволюции 7 принцип действует как ограничивающее начало, которое запрещает по одному признаку проводить дифференциацию более семи раз.
  
   У меня несколько иной подход к тому, что является подсистемой и надсистемой. По крайней мере, я, очевидно, называю этими словами другие вещи. Очевидно, Вы связываете эти термины с развивающейся структурой информационной системы, с тем, что я называю центрами развития. В этой фазе данная структура действительно становится, по крайней мере, трех уровневой, может и больше.
  
   На седьмой фазе развития внутри системы возникает развитая инфраструктура. Это фаза активного интенсивного развития, то есть развития за счет более рационального использования внутреннего потенциала системы.
   С точки зрения субъекта, в паутине связей между объектами появляются ключевые точки, которые позволяют эффективно воздействовать на различные элементы и группы элементов системы.
   Восьмой принцип поддерживает вторую функцию контроля, одновременно производя вместе с этим селекцию и отбор самоорганизующихся систем. Седьмой и восьмой принципы нельзя рассматривать отдельно, т.к. они представляют собой два диалектически связанных закона: закона созидания и закона разрушения, которые, дополняя друг друга, позволяют свершаться эволюционным процессам. Поскольку седьмой принцип позволяет появляться системам всех мыслимых и немыслимых конфигураций, назначений и течений, поэтому восьмой принцип произведет селекцию и оставит только те из них, которые способны пройти весь путь эволюции до конца, т.е. до полной интеграции. Основным критерием здесь является функция целеполагания, которая изначально предписывает направленное развитие системы.
  
   Восьмая фаза развития системы, это пассивная фаза интенсивного развития. На этом этапе внутренние ресурсы развития заканчиваются и в системе происходят активное разрушение слабых частей структуры и замена их более эффективными. Именно за счет такой замены, а не за счет образования новых центров, продолжается развитие в этой фазе.
  
   В целом эти восемь фаз развития системы и составляют первый большой цикл.
   Экстенсивное развитие
      -- Единство / рост системы как единого целого.
      -- Борьба противоположностей / определение векторов роста.
      -- Активная фаза экстенсивного роста.
      -- Пассивная фаза экстенсивного роста.
   Интенсивное развитие
      -- Равновесие / определение пространственных границ роста.
      -- Внутренняя борьба / определение векторов развития.
      -- Активная фаза интенсивного развития.
      -- Пассивная фаза интенсивного развития.
  
   После прохождения такого цикла система приобретает качественно новые свойства, которые изменяют надсистему, в которую она включена. Причем, с точки зрения внешнего наблюдателя, появление надсистемы или качественные изменения в надсистеме можно обнаружить уже на 6 или 7 фазе развития. А вот субъект обнаруживает эти изменения только после прохождения всего цикла, после прохождения восьмой фазы.
  
   В данном случае, я рассматривал первый цикл развития системы, и этот цикл полностью соответствует первой фазе, или первому принципу, примененному для надсистемы. Первая фаза развития надсистемы это тоже единство и рост надсистемы как единого целого. В полном соответствии с этим принципом, в первом цикле система и надсистема являются одним целым. Это можно рассматривать как процесс появления системы из надсистемы или эволюцию системы, которая привела к качественному скачку - появлению надсистемы, наверное, эти подходы тоже имеют право на существование. Но наиболее точным мне кажется, подход, при котором процесс рассматривается как разделение единой системы на два принципиально различных уровня, надсистему и систему.
  
   Для субъекта завершение первого цикла достаточно знаменательно. В этом месте расположена точка, которая известна под обозначением "Не Я". В разных системах она может называться по-разному, но суть не меняется. При движении вверх, например, при медитации, человек проходя точку "Не Я", получает определенные осознания, после которых заявляет "меня нет, я не существую". Описания подобных вещей можно свободно найти в литературе по йоге и тантре. Рекомендую посмотреть Ошо, у него таких историй достаточно много.
   При движении вниз точка "Не Я" тоже оправдывает свое название, но несколько иным образом. Опускаясь до этой точки человек, вдруг осознает, что существует нечто, что им не является, нечто чужое.
   В двадцатом веке было большое число дискуссий, посвященных вопросу, как может искусственный интеллект осознать себя. Так вот я заявляю, что ключевой точкой в этом процессе является осознание "Не Я", которое происходит значительно раньше осознания самого себя. В самом начале система развивается как нечто целое, неразделимое, и понятие "Я" возникнуть не может в принципе. Лишь после обнаружения чуждых элементов, система начинает перестраиваться и накапливать информацию необходимую для осознания своего собственного "Я".
  
   Затем начинается второй большой цикл, цикл, в котором определяются векторы роста надсистемы и связанные с этим ростом противоречия. Но одно из основных противоречий роста надсистемы во втором цикле, это противоречия между системой и надсистемой. Дальнейшее развитие системы можно рассматривать различными способами, а лучше, одновременно с разных точек зрения.
   Так, последующие фазы можно рассматривать как фазы нового цикла: первая фаза второго цикла, вторая фаза второго цикла. А можно, рассматривать и как продолжение предыдущего развития, девятая фаза, десятая фаза.
  
   Девятый принцип представляет собой учение о замкнутости, целостности и единстве не только всех систем, но и всего мироздания. Он одновременно как бы вбирает в себя все предшествующие принципы. Так первая триада принципов задавала содержание идеи существования систем, вторая триада определяла форму этой идеи. Обе триады, составляющие диалектическое единство содержания и формы, в третьей триаде претворяются в конкретное воплощение в виде структуры системы и ее функций.
  
   Действительно, как начало второго цикла, девятый принцип отражает диалектическое единство системы и надсистемы. Как первая фаза второго цикла, он действительно вбирает в себя все предыдущие принципы. Как гармоника первой фазы, он представляет собой учение о целостности, единстве и замкнутости системы на качественно новом этапе развития.
   В этой фазе субъект, обнаружив нечто чужое, пытается ему противостоять, пытается закрыть свое открытие.
  
   Десятый принцип - это точка приложения всех остальных принципов. Это конкретная реальная система, которую можно еще рассматривать как опытный образец, осуществленный по проекту 9 принципа. Это точка реализации, когда принципы воплощаются в реальность.
      Переход от принципа единицы к принципу десяти обозначает преобразование некоторой несвязанной однородности, определяющей целостность единицы в определенную, связанную функциональными свойствами, структуру целостности системы. Десятый принцип это принцип системности, включающий в себя принцип единства, целостности, системообразующих факторов.
      С другой стороны, это решающий заключительный этап всего того, о чем было изложено в предыдущих принципах. Это путь преобразования неизменного, неделимого единого универсума в изменчивую, бесконечно делимую, разнородную целостность.
  
   В десятой фазе развития, система начинает взаимодействовать с внешним миром, выходит из изоляции. И это далеко не последняя фаза развития системы.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"