Опря Вадим Романович : другие произведения.

Циклическая теория эмоций. Глава 4. Состояния существования. #2 Возвращаясь к первоисточникам. Тантра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    24/10/2008 Выложена вторая часть четвертой главы.

Опря В. Р.

Циклическая теория эмоций



Глава четвертая

Состояния существования

2. Возвращаясь к первоисточникам. Тантра


Дэви спросила:
О, Шива! В чём заключается твоя
подлинная сущность?
Что есть эта наполненная чудесами Вселенная?
Что составляет начало всего?
Что есть центр колеса Вселенной?
Что есть та бесформенная жизнь,
которая пронизывает все формы?
Как можем мы войти в неё полностью,
вне пространства и времени,
вне имён и описаний?
Проясни мои сомнения!

Вигьяна бхаирава тантра

Эпиграф к данному параграфу взят из древнего индийского трактата "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA" в котором перечисляются используемые в тантре методики. А ниже я привожу довольно большой отрывок из книги Ошо (Бхагавана Шри Раджниша), "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA: КНИГА ТАЙН", многотомного комментария к небольшому трактату, в котором он описывает последовательность Быть - Делать - Иметь. Это современная редакция философии тантры, прочтение информации, понятное нам и переданное понятным нашему современнику языком. Но эта информация полностью базируется на источниках, которым не просто много тысяч лет, которые были созданы за тысячи лет до возникновения ислама, христианства и буддизма.
У жизни две точки равновесия: одна из них существование, другая - делание. Вашим естеством является существование. Оно всегда с вами, вам ничего не нужно делать, чтобы приобрести его. Оно всегда в наличии, вы сами и есть существование. Это не значит, что вы обладаете им, между вами и им нет никакого промежутка, вы - это оно. Вы и есть ваше существование. Делание же является некоторым достижением. Что бы вы ни делали, ранее этого не существовало. Если вы делаете нечто, оно случается; если вы что-то не делаете, оно не случается. Все, что не существует само собой, не является вашим существованием..
Чтобы существовать, чтобы выжить, вы должны многое делать. А затем, постепенно, ваша активность, ваша деятельность становится барьером к познанию вашего существования. Ваша деятельность - это ваша периферия, ваша окружающая среда, вы живете в ней, вы не можете без нее жить. Но это только периферия; это не вы, это не центр. Все, что вы имеете, является результатом вашего делания; имение является результатом делания. Но центр окружен, завален вашим деланием и тем, что вы имеете.
Прежде, чем перейти к техникам, следует отметить, что, что бы вы ни имели, оно вашим существованием не является, и что бы вы ни делали или могли сделать, это также вашим существованием не является. Ваше существование превосходит все ваше делание. Ваше существование превосходит все, чем вы обладаете, все, что вы имеете. Но ум постоянно вовлекает вас в делание и обладание. Ваше существование находится за пределами ума, оно находится под наслоениями ума. Как проникнуть в этот центр - ответ на этот вопрос ищут все религии. Это то, что ищут все те, кто интересуется знанием основной реальности человеческого существования, конечной сути, истинного смысла вашего бытия, вашего существования. Пока вы не осознаете разницу между периферией и центром, вы не сможете понять сутры, которые мы собираемся обсуждать.
Итак, отметьте отличие. Все, что вы имеете - деньги, знания, престиж, чем бы вы ни обладали - это не вы. Вы имеете это, это ваша собственность; вы отличны от нее. Кроме того, все, что бы вы ни делали, также не является вашим существованием. Вы можете делать это, а можете и не делать. Вы, например, смеетесь, но вы можете смеяться, можете не смеяться. Но вы существуете, и в этом у вас нет выбора. Вы не можете выбрать свое существование. Вы уже здесь, вы уже существуете.
Действие является выбором. Вы можете выбрать, а можете и не выбрать. Вы можете делать "это", но можете и не делать "этого". Вы можете стать праведником, вы можете стать преступником, но и праведность, и преступность являются действием. Вы можете выбирать, вы можете все изменить. Праведник может стать преступником, а преступник может стать праведником. Но это не ваше существование; ваше существование предшествует вашей праведности и вашей преступности.
Когда бы вам ни нужно было что-либо делать, вы должны к этому времени уже существовать; в противном случае вы не сможете делать это. Кто бежит? Кто смеется? Кто ворует? Кто становится праведником? Всей этой деятельности должно предшествовать существование. Деятельность может быть выбрана, а существование - нет. Существование является выбирающим, а не выбираемым; вы не можете выбрать выбирающего - он уже здесь. Вы ничего не можете с ним сделать. Запомните это: обладание, делание сопровождает вас так же, как периферия сопровождает центр, но вы сами являетесь центром .
Если бы не слово "сутры", можно принять этот отрывок за саентологический текст, настолько предлагаемая концепция и стиль изложения близки к текстам написанным Хаббардом. Название трактата "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA" - в переводе на русский язык означает "методика выхода за пределы сознания". Само слово ТАНТРА, в переводе означает методика или техника, однако, учитывая количество входящих в тантру отдельных техник и методик, многие из которых являются целыми направлениями, тантра это уже технология создания человеческих способностей.
Трактат "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA", по утверждению Ошо (настоящее его имя Бхагавана Шри Раджниша), был написан пять тысяч лет назад. Однако, тантрическая философия, изложенная в этом трактате, предстает уже вполне развитым учением. Вполне резонно будет предположить наличие еще более ранних источников, возможно письменных, но не дошедших или не известных нам, возможно, устной передачи знания от учителя к ученику. В любом случае, само существовании столь развитых знаний о человеческом сознании плохо совместимо с представлениями о людях той эпохи, как о дикарях, только перешедших от кочевой жизни к строительству постоянных поселков. И ведь, что интересно, и в буддийской, и в индуистской, традиции есть убеждение, что учитель передает ученику крохи некогда существовавшего, а затем утерянного знания. Похоже, что и во времена написания трактата "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA" уже существовало подобное убеждение.
Современная психология идет своим путем, использует другие термины, чурается упоминания богов и древних мистических учений, однако после более сотни лет своего развития, только начинает приходить к знаниям, которые, по утверждению древних ведических учений были некогда утеряны. Я не собираюсь рассуждать об Атлантах, Ариях или божественном даре, однако, для меня, очевидно, что наши представления об истории человечества сильно искажены.
Трактат "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA" использует художественный образ, на вопрос Деви, жены Шивы, который вынесен в эпиграф этого параграфа, Шива отвечает, просто перечисляя известные ему способы работы с сознанием. "Список Шивы" получается приличным, 112 пунктов. Причем явно не все способы перечислены, например, ничего связанного с гипнозом и внушением в этом списке нет. Но если обратится к комментарию Ошо, по поводу этого списка, окажется, что почти каждый из перечисленных пунктов это целая школа работы с сознанием, включающая в себя ряд разнообразных методик. Многие современные методики и способы работы с человеческим сознанием можно классифицировать по "списку Шивы" из трактата "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA". В подобную классификацию попадают и психоанализ Фрейда, и методики осознанных сновидений, и пляски шаманов, и многие другие одобренные и не одобренные современной наукой методики. Даже дианетический процессинг, если и не использовался в современном виде, то существовало нечто концептуально похожее.
Возможно, вы до сих пор убеждены, что шаманы и племя, накурившись благовоний, просто пляшут вокруг костра, до тех пор, пока не устанут и не упадут без сил на землю? На самом деле, шаманы используют остатки дошедшей до них технологии, которая тоже упоминается в трактате "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA":
"Броди до исчерпания всех сил, и тогда, падая на землю, ощущай целостность" .
В этом направлении в начале двадцатого века, очень плодотворно работал Георгий Гурджиев, который восстановил многие секреты утерянной технологии. Многое становится понятным, когда узнаешь, как, что и почему делает человек, ведущий подобные пляски. В самом процессе нет ничего мистического, это просто работа с потоками внимания людей. За пределы понимания современной науки выходят результат подобного действия, когда многие из людей начинают видеть все происходящее со стороны, словно находясь вне своего тела. Причем, насколько мне известно, йог Георгий Гурджиев, не использовал наркотических препаратов. При правильном проведении этого процесса, они не нужны.
Йога, а также буддизм, возникший гораздо позже тантры, только около двух с половиной тысяч лет тому назад, использовали и развивали те же самые идеи и практические разработки, на основе которых возникла и развилась тантрическая философия. Очень часто различные направления йоги тоже причисляются к тантрическим методикам, однако Ошо возражает против таких утверждений и указывает, что в действительности между системой йоги и системой тантры существуют принципиальные различия. Если не вдаваться в детали, он утверждает, что йог идет через преодоление, а тантрист через принятие препятствий в своем сознании. Йог силой ломает препятствие, а тантрист его растворяет:
"Тантра утверждает, что ничто не должно рассматриваться как враг. Каждая энергия является дружественной; нужно только знать, как ее использовать. Так что не делайте никакого выбора. Преобразуйте вашу любовь в медитацию и преобразуйте вашу медитацию в любовь ".
Преобразование эмоции гнева в эмоцию любви, это фирменная тантрическая методика. Отчасти по этой причине, для очень многих слово тантра ассоциируется с тантрическим сексом. Многие даже думают, что это какая-то особая форма секса. На самом деле, только одна из ста двенадцати тантрических методик использует ощущения и эмоции, которые человек получает во время секса, для медитации:
"Вступая в сексуальное соединение, удерживай внимание на огне вначале. Так продолжая, избеги тлеющих углей в конце ".
Как и при написании заявки в патенте, описание достаточно расплывчатое и предназначено для людей обладающих знанием секретов технологии. В этой методике секс используется просто как ракета носитель, которая приводит человека в высокий тон. Однако я полагаю, что найдется не так много энтузиастов, которые бы стали заниматься сексом только для того, чтобы сразу после оргазма начать медитировать. Такая практика снижает остроту получаемых в сексе ощущений, и для борьбы с этим, как раз и понадобилось разнообразие позиций в камасутре. На снижение остроты ощущений указывает сам Ошо:
"Теперь скажите мне, как перешагнуть через него. Вы принимаете секс только для того, чтобы стать несексуальным ".
Нужны еще какие-то доказательства? Секс в тантре воспринимается просто как препятствие, которое нужно принять, для того, чтобы избавиться от него.
Еще по одной тантрической методике предлагается перед медитацией вспоминать свои сексуальные переживания:
"Даже воспоминание о соитии, без объятий, - трансформирует ".
Однако же нужно иметь в виду, что подразумевается не просто воспоминание о сексуальных переживаниях, а определенная техника, которая использует эти воспоминания.
Некоторые из методик могут показаться весьма необычными для человека западной культуры, например методика того, как правильно произносить священное слово "аум". Но дело здесь, на мой взгляд, прежде всего, в концентрации внимания на вещах высоких, божественных и терапевтический эффект имеет природу такую же, что и эффект молитвы в христианской церкви.
Ошо утверждает, что тантрические техники, перечисленные в трактате "ВИГЬЯНА БХАЙРАВА TAHTPA", это вообще все возможные техники самосовершенствования:
"Они являются полными, - всего 112 техник. Они взяты со всеми своими возможностями, всеми способами очищения ума, выхода за пределы ума. К ста двенадцати методам Шивы невозможно добавить хотя бы один метод. Книге Вигьяна Бхайрава Тантра - пять тысяч лет. Ничто нельзя добавить, нет возможности что-либо добавить. Она является исчерпывающей, полной. Она является наиболее древней, и, в то же время, самой последней, новейшей. Старые, как древние горы, методы, кажутся вечными - и, в то же время, новыми и свежими, как капли росы под солнцем ".
Возможно, в этом утверждении и есть некоторое преувеличение, но совсем небольшое. По крайней мере, мне неизвестны методики, хотя бы отчасти не связанные со "списком Шивы". Гипноз и НЛП не в счет, к методикам душевного совершенствования они отношения не имеют.
Даже психоанализ, разработанный Фрейдом, имеет некоторое отношение к одной из сутр:
"Пусть внимание будет в том месте, где ты видишь какое-либо прошлое событие. Твоя форма станет преображённой, утрачивая свои нынешние черты ".
К этой сутре относится и дианетический процессинг, разработанный Хаббардом. Хаббард, в нескольких местах, туманно ссылается на то, что использовал древние ведические трактаты, хотя и не указывает точно, какие именно. Это вообще характерно для его текстов и создает иллюзию у саентологов, что именно Хаббард является первоисточником всей информации. В любом случае, Хаббард называет саентологов двоюродными братьями буддистов, намекая на древние ведические источники информации. Хаббард, как и Ошо, последовательность состояний Быть - Делать - Иметь относит к базовой информации, на которой строится его теория устройства человеческого сознания.
Эрих Фромм рассматривает только два состояния этой последовательности, состояние Иметь и две формы состояния Быть. Объектом наблюдения Фромма были обучающиеся у него студенты, таким образом, он изучал, в основном, людей, мотивированных на обучение. А категории людей в состоянии Иметь и В одном из состояний, которое Фромм называет Быть, как раз и мотивированны более других на обучение. Люди стабильно находящиеся в состоянии Делать предпочтут обучению практику, а люди, которые по Фромму относятся ко второй форме состояния Быть, заняты своим субъективным миром и на обучение тоже не слишком мотивированны.
Под самыми разными названиями эту последовательность можно обнаружить в самых разных философских системах и у самых разных авторов. П. В. Симонов, автор Информационной теории эмоций, рассматривает ее в несколько иной редакции, Делать - Иметь - Быть, что вполне обосновано, ведь эта последовательность циклическая:
"согласно военной науке они существуют в трех основных разновидностях: наступление (преодоление), оборона (защита, сохранение) и отступление (утрата ранее занимаемых позиций) ".
Еще один пример, это Теория развития коллектива, авторы которой, в конце восьмидесятых годов входили в группу энтузиастов развития ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) и методик преподавания этого предмета в старших классах школы как предмета РТВ (развитие творческого воображения). Авторами этой теории были Б.Злотин, А.Зусман и Л.Каплан.
Авторы Теории развития коллектива, ссылаясь на статистические данные и графики, утверждали, что в истории развития любого начинания, любого предприятия, любого коллектива, есть три ярко выраженные фазы или стадии. Первая стадия отличается тем, что предприятие существует только благодаря желаниям людей и движущей ими идеи. В истории развития космической техники, такими людьми были Циолковский и Цандер.
На первом этапе предприятие не дает никакой материальной отдачи, разве что моральное удовлетворение исследователям. Вторая стадия наступает тогда, когда предприятие выходит из области исследований и у него появляются реальные перспективы. Тогда к управлению предприятием приходят люди решительные и по-настоящему деловые, способные заставить предприятие эффективно работать и приносить пользу, конкретный конечный продукт. Таким руководителем был Сергей Павлович Королев. А потом, когда предприятие становится весьма прибыльным, оно вступает в третью стадию своего развития. На этой стадии люди первого типа, которые работали в самом начале за идею, отодвигаются на самые окраины предприятия, люди деловые, занимают место среднего управленческого звена, а к руководству приходят люди, которые способны сделать из предприятия источник прибыли. Конечный продукт на этой стадии уже не цель, а средство извлечения прибыли. Эти люди часто называют себя деловыми, но дело для них это только бизнес - средство обогащения. Дело здесь рассматривается только как источник доходов, а не как первичная цель. На этой стадии предприятие обрастает большим числом управленцев и сильно развивается бюрократия. Излишняя бюрократизация со временем приводит к развалу дела и тогда его могут спасти либо люди действительно деловые, которые потеснят бюрократов, либо люди идейные, которые выведут предприятие на новый уровень.
Эти три стадии вполне соответствуют состояниям Быть - Делать - Иметь. А то, что они относятся не к конкретному человеку, а целым коллективам, лишний раз подтверждает, что шкала тонов описывает развитие не только человеческого сознания, но и человеческих коллективов.
Характерно то, что цифра три фигурирует у большинства авторов, но сущность этих состояний они понимают различным образом. По поводу состояний Делать и Иметь, особых разногласий не возникает, а вот состояние Быть, авторы рассматривают различными способами.
Так, у П. В. Симонова, состояние Быть соответствует поражению, отступлению. В теории развития коллектива, состояние Быть соответствует первой стадии, когда люди работают из идейных соображений. Фромм отмечает, что существуют две формы состояния Быть:
"Одна из них является противоположностью обладания, как это показано на примере Дю Маре, и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия - это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости, как это показано на примере этимологии слова "быть" ".
Хаббард определяет бытийность несколько иначе:
"Состояние "быть" определяется как принятие какого-либо типа идентичности (индивидуальности) ".
Это определение совершенно противоположно тому, что об этом думает Ошо:
"Прежде, чем перейти к техникам, следует отметить, что, что бы вы ни имели, оно вашим существованием не является, и что бы вы ни делали или могли сделать, это также вашим существованием не является".
"Вы все отождествляете себя со многими вещами: "Это мое, это мое..." Вы отождествляете! "Это моя страна, это моя нация, это мой национальный флаг..." Если кто-то выбросит ваш национальный флаг, вы рассвирепеете - что он делает? У вас нет нации, и все национальные флаги являются мифами. С ними хорошо играть, как играют дети - это игрушки. Но вы можете убивать и можете быть убитым из-за них, а по причине оскорбления национального флага могут создаваться и разрушаться страны. А это всего лишь кусок материи.
Что происходит? Вы отождествляетесь с ним. Это отождествление является бессознательным. Бессознательность является грехом ".
То есть, согласно этой концепции, состояние бытийности является потенциальным состоянием, а любой выбор, любое принятие индивидуальности в рамках потенциального состояния, это уже движение к действию.
Как же это понимать? Все очень просто. Все эти исследователи рассматривают разные аспекты одного и того же явления, но каждый из них упускает из виду часть информации. Во-первых, состояний не три, а четыре. Как совершенно точно отметил Фромм, существует два совершенно различных состояния, которые отождествляются с состоянием Быть. Во-вторых, данная последовательность не линейна, а циклична, поэтому одно из этих состояний можно рассматривать и как завершение одного цикла, и как начало другого.
Так Хаббард определяет бытийность как принятие индивидуальности, и это верно, если рассматривать бытийность как движение вниз из более высокого уровня:
"Вы до некоторой степени становитесь тем, с чем вы соглашаетесь ".
Состояние Быть он рассматривает как принятие некоторой индивидуальности. Состояние, в котором человек принимает некоторую реальность как свои собственные убеждения, соглашается с этой реальностью. Это точка, завершающая цикл существования, расположенный выше. Это гармоника Поражения. Такое принятие какого-либо типа идентичности это всегда сужение области внимания, всегда переход на расположенный ниже уровень существования.
Выход за рамки этой идентичности, обнаружение себя чем-то большим, чем казалось раньше, это движение вверх. И Ошо рассматривает состояние бытийности именно с точки зрения движения вверх. Эту точку Ошо рассматривает как исходную точку с которой началось формирование сознания человека, как цель, к которой следует стремиться при самосовершенствовании. Ошо рассматривает бытийность как абсолют, как состояние, в котором человек уже не отождествляет себя больше ни с чем. Ошо считает бессознательность наибольшим грехом. А Хаббард указывает на то, что бытийность как раз и является бессознательным отождествлением человека с чем-либо.
И то и другое верно. Это все полемика из ряда "что было раньше, яйцо или курица". Такой вопрос может быть решен только структурно. На самом деле, существуют разные уровни бытийности. На каждом из этих уровней человек бессознательно отождествляет себя с чем-либо, но в то же время и осознает определенные вещи. Движение к большей осознанности как раз и заключается в движении от одного уровня бытийности к следующему. И достигая очередного уровня, человек обнаруживает, что существует нечто, чего раньше он не осознавал, нечто, на что не обращал внимания, и нечто, с чем он себя бессознательно отождествлял. Но это происходит не за один раз, а циклично, раз за разом.
А вот что интересно. Хаббард тоже говорит о состояниях Быть - Делать - Иметь, в той же последовательности, что и Ошо, и в той же самой последовательности, как это дано в древних трактатах. Но при этом Хаббард рассматривает бытийность как состояние, в которое приходит человек, когда соглашается с чем-либо, терпит поражение. Очень странно, что никто из саентологов, более чем за полвека существования учения Хаббарда, не заметил это противоречие, ведь Хаббард нигде не отмечает цикличность состояний существования. Наверное, так велик был его авторитет, а может быть принимаемые в Церкви Саентологии меры по "Сохранению действенности ".
Что же касается вполне равноправного четвертого состояния существования, то оно расположено между состояниям Быть и состоянием Делать. Это состояние Созидания или Творчества. Оно кардинально отличается от состояния Иметь и имеет существенные отличия от состояний Быть и Делать.
От бытийности состояние созидания или творчества отличается активностью, в нем уже присутствует действие. Но творчество и действие это тоже разные вещи. В состоянии творчества, человек преобразует окружающий мир, ориентируясь в первую очередь на свои эстетические взгляды и на свои представления о том, каким должен быть мир. В этом качестве творчество близко к бытийности. В состоянии действия человек управляет окружающим миром и изменяет его, учитывая свойства и особенности объектов. В этом качестве, между творчеством и действием большая разница.
Ошо неявно объединяет состояние Созидать с состоянием Делать, потому, что в этом состоянии человек уже начинает контактировать с внешней реальностью:
"Вы и есть ваше существование. Делание же является некоторым достижением".
"Все, что вы имеете, является результатом вашего делания; имение является результатом делания ".
Технология, которую разработал Хаббард, в области состояния Созидать действует не очень хорошо, и, неявно, он относит часть этой области к состоянию Делать, а часть к состоянию Быть.
Фромм называет это состояние одной из форм состояния Быть, однако он хорошо понимает различия между этими состояниями.
В теории развития коллектива нет таких слов как Быть, Делать, Иметь и Созидать, но кроме трех устойчивых состояний на пути развития коллектива, неявно присутствует четвертое состояние, состояние в котором коллектив переживает кризис, возможно, перестает существовать или переходит в качественно иную форму.
Симонов отмечает существование четвертой категории эмоций и четвертую категорию он называет категорией контактных действий. В нее как раз и попадают эмоции соответствующие состоянию Созидать. Если быть более точным, то корреляция между классификацией по Симонову и состояниями существования примерно приведена на рисунке ниже.
По Симонову

Как видно из этого рисунка, контактные действия по классификации Симонова несколько выходят за рамки состояния Создавать. Тем не менее, совпадение очевидно.



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"