Аннотация: О судьбе Георгиевского монастыря XIX-XX веков на Кавказе.
Падение Российской монархии в феврале 1917 года, революция в октябре 1917 года, опустошительная волна репрессий и тюрем 30-х годов ХХ столетия кардинально изменили ход русской истории. Эти события привели к гибели миллионов людей, к страшным гонениям на Церковь, проводившимся под видом борьбы с контрреволюцией.
В 1917 году по всей России изымается церковное имущество.
С начала 1918 года церковь отделена от государства, прекращена выдача средств на содержание церквей и священнослужителей, церковь лишают движимого и недвижимого имущества.
Решение о закрытии монастырей и выселении из них всех монахов и монахинь накрывает следующей волной верующих - один за другим по всей России следуют аресты, ссылки, расстрелы.
Гонение на Церковь на Северном Кавказе принимает особо жестокие формы, так как к нему присоединилась еще борьба с казачеством, в результате которой были уничтожены многие станицы и села. Только в начале тридцатых годов с Кавказа в тюрьмы Новороссийска и Тифлиса, а затем в бесчисленные лагеря ГУЛАГа было отправлено около 10 000 монашествующих.
В этот период на территории Пятигорской и Черкесской епархии было пять монастырей - и всех их постигла эта страшная участь.
На территории епархии в настоящее время действует три монастыря: Успенский мужской монастырь на горе Бештау, Свято-Троицкий женский монастырь на хуторе Хомяковой (ныне село Совхозное, Зольского района КБР) и Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка. Первые два монастыря возрождены из руин, а Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка построен впервые.
Земля Северного Кавказа и память людская хранят еще один Свято-Георгиевский женский монастырь, что стоял на левом берегу реки Куры (ныне село Горнозаводское Кировского района Ставропольского края).
История возникновения обители связана с именем ветерана русско-турецкой войны 1877-1878 годов полковника Михаила Спиридоновича Ласточкина. В 1879 году отставной полковник обратился к епископу Ставропольскому Герману (Осецкому), выразив желание увековечить память о славной победе русского оружия постройкой на земле своего имения храма. Епископ Герман предложил М.С. Ласточкину обустроить женскую иноческую обитель для подготовки сестер милосердия, с больницей и церковью во имя святого великомученика Победоносца Георгия.
В том же 1879 году указом Ставропольского епископа для первоначального обустройства монастыря в имение полковника Ласточкина были направлены насельницы Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря - монахиня Агафоника с двумя послушницами - Евдокией Кондратовой и Параскевой Беловой, которые в русско-турецкую войну исполняли обязанности сестер милосердия.
С благословения преосвященного Германа и с помощью монахинь Михаил Спиридонович Ласточкин устроил в одном из частных домов Георгиевскую церковь.
Через шесть лет, в 1885 году, указом Святейшего Синода Георгиевская женская община была преобразована в монастырь. В этом же 1885 году полковник Михаил Ласточкин рукоположен во священника Михаила к Георгиевской церкви обители.
Еще при жизни отца Михаила на территории монастыря началось строительство новой церкви. Мечта отца Михаила сбылась только после его кончины - трудами монахинь и при материальной помощи ближних и дальних окружных поселений в монастыре был построен величественный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также - больница, приют для девочек и здание церковно-приходской школы.
18 апреля 1904 года храм освятил епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский).
Как протекала иноческая жизнь в монастыре, можно видеть из отчета благочинного Третьего округа Владикавказской епархии:
"Нравственно-религиозное состояние монастыря не представляет желать лучшего. Торжественное совершение служб, стройное пение и благоговейная молитва сестер глубоко влияет на души сторонних посетителей монастыря, так что у них всех надолго остается благодарная память о нем - как рассаднике благочестия. Уединенный от жилья и огражденный высокой каменной стеной, монастырь внешним своим видом служит для окружающего населения указанием надежной пристани души, местом отрешения от сует мира и душевного успокоения".
Георгиевская женская обитель просуществовала до 1928 года. А потом монашествующие подверглись жестоким репрессиям: многие были расстреляны, высланы и разогнаны. Осенью 1936 года храм был разрушен.
На территории бывшего монастыря теперь находится специальная школа для детей с девиантным поведением. Сохранилось одно из монастырских зданий и старая кирпичная монастырская стена с воротами, которые именуют в народе - "Венчальные ворота".
Поездка к месту бывшей обители георгиевских монахинь XIX-XX веков показала, что люди неравнодушны к судьбе православного монашества и чтят его историю. Среди них - директор Горнозаводской спецшколы Николай Васильевич Шрамов, который активно сотрудничает с представителями Церкви по вопросам духовной поддержки своих подопечных. Семья Е.С. Козачок бережно хранит архивы документов своих монашествующих родственников в двух поколениях. А книга "Георгиевский женский монастырь", изданная Николаем Дмитриевичем Левченко, учителем истории школы ?8 села Горнозаводское, и школьный музей истории являются нравственной и культурной опорой новому поколению граждан России.
В работе использованы материалы из книги Н.Д. Левченко "Гергиевский женский монастырь"