Неоднократно задумывалась над тем, какие люди окружали меня по жизни, что могло им дать общение со мной и что дали мне они. В результате пришла к выводу, что насчитывается всего несколько человек, которые своей богатой индивидуальностью, личным примером и поступком помогли мне подняться на одну ступеньку выше в моем становлении и развитии, а не пытались меня переделать...
Университет дал мне настоящих друзей. Уже после его окончания, даже когда мы все обзавелись семьями и жили в разных городах, то продолжали дружить и новогодние праздники всегда проводили вместе. Места для встреч были самые разные - Карпаты, Москва, Воронеж, Киев. Чаще всего это был Киев. Встречи наши были насыщенны общением и всегда - очень доверительные и познавательные.
В один из наших с мужем приездов в Киев, 31 декабря, наша компания разделилась по интересам - кто-то пошел с вениками в русские бани, кто-то повел детей на прогулку, а Валентин с женой пригласили меня посетить Кирилловскую церковь. Я шла туда, как в музей, на экскурсию, чтобы посмотреть работы великого Врубеля, услышать и увидеть историю его любви, запечатленную в росписях.
Валентин - это кладезь знаний и информации, и потому рассказ его был, как всегда, содержателен и интересен.
Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после перехода на киевский стол в 1140-е годы черниговским князем Всеволодом Ольговичем на окраине Киева - в сельце Дорогожичи. Это был главный собор Кирилловского монастыря. Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году здесь была похоронена жена Всеволода Ольговича - Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого. В 1194 году в Кирилловской церкви был погребен киевский князь Святослав Всеволодович - герой "Слова о полку Игореве".
В XII веке стены храма были покрыты фресками и частично сохранились до наших дней. В XVII веке церковь заново расписывается. Роспись этого времени также частично сохранилась, в том числе портрет игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа.
В 1881-1884 годах в храме расчищены и обновлены старинные фрески. В 1884 году при проведении консервационных работ профессор искусствоведения А.Ф. Прахов привлек к росписи храма молодого еще Михаила Врубеля, студента Петербургской Академии художеств. Его кисть коснулась фресок "Сошествие Святого Духа", "Ангелы с лабарами", полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона и созданы четыре новые композиции на месте утраченных.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы для иконостаса - "Афанасий", "Богоматерь", "Христос" и "Кирилл". В 1885 году для написания иконостасных образов - Врубель поехал в Венецию. Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор святого Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. В иконах Врубеля наблюдается большее следование в самих деталях византийским образцам, чем при создании настенных композиций, и в то же время по своему духу эти произведения оказались дальше от тех древних памятников, которые послужили художнику исходным моментом. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. С ним происходило то, что часто бывает с людьми, оказавшимися на длительный срок за пределами родины: только тогда они чувствуют всю силу ее притяжения.
Была и еще причина, по которой Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну.
Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э.Л. Прахову - ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Это один из его несомненных шедевров - женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия - нежные белые розы. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит, выпрямившись, и смотрит перед собой печальным вещим взором. В чертах и выражении лица есть какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова.
Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу.
На хорах Кирилловской церкви есть еще две росписи богоматери, выполненные Врубелем и имеющие сходство с Эмилией Праховой - это трогательный женский лик, погруженный в молитву, и фреска, выполненная в тенистом своде арки, с которой на тебя смотрят истомленные разлукой и любовью глаза. На открытии церкви А.Ф. Прахов, увидев эти работы, из церкви ушел.
Там же, на хорах, на бугристой стене сохранился набросок Тайной вечери художника......
....Рассказ Валентина закончился. Мы посидели на хорах на лавочке, затем подошли к парапету и молча, стояли. Валентин спустился вниз, постоял у алтаря, затем повернулся к нам лицом и стал проникновенно читать молитву Господню:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя.....
Молитва поднялась вверх и затем поплыла в своды, заполнив пустоту церкви. В этот момент "музей" Врубеля стал ХРАМОМ... То, как все изменилось вокруг, и как наполнилась светом душа, стало откровением и потрясением.
.... По образованию Валентин физик-ядерщик, хотя всю жизнь работал с металлом. В свое время он руководил заводской лабораторией на киевском заводе "Большевик", затем трудился в Институте проблем литья АН УССР, где занимался штамповыми сталями.
В начале 1990-х годов вместе с единомышленниками Валентин открыл в Киеве фирму, специализирующуюся на изготовлении церковных колоколов и производстве церковной утвари. Апогеем его работы в колокололитейном деле стали разработанные принципиально новые модели колоколов для звонницы Свято-Михайловского Златоверхого мужского монастыря. Некоторые заводы Украины до сих пор льют колокола по моделям Валентина.
В этот период Валентин часто приезжает на пару дней в Воронеж. Город находился в глубоком кризисе, но Валентину еще нужна была эта неповторимая атмосфера Alma Mater - Воронежский университет и встреча с сокурсниками. В каждый свой приезд он навещает нас. Нам всегда есть, что сказать друг другу. И каждый раз, перед отъездом в Киев, он успевает забежать к нам домой и заполнить продуктами наш пустующий холодильник.
Наверное, у каждого человека в жизни наступает момент, когда он уже не хочет жить, и не может жить как раньше. Он начинает искать. Именно так произошло и с Валентином, когда в какой-то момент жизни он осознал, что необходимо что-то менять в своей трудовой деятельности.
Результатом переосмысления стала созданная им в 2002 году компания "СловинЪ. Благовещенские мастерские", специализирующаяся на изготовлении фамильных крестов, икон, панагий, церковной утвари по уникальным технологиям.
Валентин собрал вокруг себя творческих людей - это мастера по рисунку, вышивке бисером, по изготовлению скани, есть умельцы по работе с эмалями, ювелирные литейщики из латуни, меди и мельхиора, просто ювелирных дел мастера, работающие в технике инкрустации синтетическими и полудрагоценными камнями, позолоты и посеребрения. Безусловно, основное в их деятельности - производство эксклюзивных церковно-ювелирных произведений: культовые изделия христианской религии (кресты и крестики, ладанки, панагии и иконы), ювелирные изделия. Словины участвовали в Ювелир Экспо Украины, где успешно выставляли свои изумительные иконы, зачастую продававшиеся прямо с выставки....
И в настоящее время Валентин вместе с иконописцами изготавливает чудесные иконы. Много его икон хранится в храмах и монастырях. Некоторые иконы мироточат, являют чудеса исцеления и расточают благовонные запахи.
Мир вашему дому.