Пауллер Олег : другие произведения.

Итальянская лира за семь веков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Изменение стоимости итальянской лиры с эпохи Карла великого до Позднего Средневековья


   История итальянской лиры начинается с реформы Карла Великого (ок. 780--790 гг.), которая заменила римские золотые солиды серебряными денариями и установила серебряный монометаллизм по всей Каролингской империи.
   Каролингский денарий содержал 1,76 г серебра 95-й пробы (ок. 1,67 г чистого серебра) и представлял собой единственную чеканную монету; 12 денариев составляли солид, 20 солидов (240 денариев) -- лиру, однако ни солид, ни лира реально как монеты не существовали.
   Лира (libbra -- фунт, ок. 410 г) применялась (так же как и солид), только в качестве счетной единицы.
   Монета, введенная Карлом, более 100 лет почти не подвергалась изменениям. Однако с X в. повсеместно наблюдается "порча" монеты. Во времена Оттонов она официально узаконивается.
   Оттоновский денарий содержит всего 1,4 г серебра 83-й пробы; соответственно лира равна 330 г этого металла (или 276 г чистого серебра -- вместо 390 г при Каролингах). Таким образом лира окончательно превращается в символическую единицу, потеряв свое прежнее значение меры веса (фунт).
   Широкое распространение получают "генриховские денарии",-- мелкая разменная монета, имевшая хождение по всей Италии. Денежный голод вызвал появление многочисленных новых монетных дворов -- в XI в. в Асколи, Парме и Сузе; в Генуе (после 1138 г.), Асти и Пьяченце (ок. 1140 г.), Пизе (до 1151 г.), Кремоне (ок. 1155), Вольтерре и Анконе (до 1170), Сиене (ок. 1180 г.), Брешии (ок. 1184 г.), Болонье (после 1191 г.), Ареццо (до 1196 г.); на рубеже XII--XIII вв.-- в Ферраре, Мантуе, [285] Флоренции; в XIII в. -- в Реджо-Эмилии (11233 г.) и Бергамо, Модеме (1242 г.), Верчелли (1255 г.), Турине (1297 г.). Монеты этих городов на протяжении XI--XIII вв. претерпевали разнообразные изменения, однако была общая тенденция к снижению их реальной стоимости. Например, павийский и миланский денарий ко второй половине XII в. содержали лишь 0,2 г чистого серебра, веронский -- 0,1 г.
    Первым актом ее была реформа Фридриха I Барбароссы, приступившего между 1155--1161 гг. к чеканке "имперских денариев" (denarios imperatoris); они содержали ок. 0,5 г чистого серебра и соотносились с павийскими и миланскими денариями в пропорции 1:2.
   На этот же путь вступила Венеция: в конце ХII -- начале XIII в. здесь стали выпускать серебряный дукат или grosso (denario grosso) в 2,2 г серебра 96-й пробы (в отличие от прежнего местного denario piccolo -- 0,36 г 25-й пробы). В это же время и Генуя занялась чеканкой своего grosso (ок. 1,5 г серебра 96-й пробы), равного 4-м прежним генуэзским денариям. Подобные же grosso возникли в 1220 г. в Сиене, несколько позже -- в Пизе, а после 1230 г.-- во всех монетных дворах Тосканы. В середине XIII в. grossi тосканских цехов содержали ок. 2,3 г чистого серебра и соответствовали 12 прежним пизанским или луккским денариям.
   Последним актом этой "монетной революции" была ликвидация установленного Карлом Великим серебряного монометаллизма: в 1252 г. в Генуе и Флоренции стали чеканиться золотые монеты -- genovino d'oro и fiorino d'oro, содержащие ок. 3,5 г золота (в 1284 г. равноценную им монету выпустила Венеция -- ducato d'oro, позже названный zecchino). В оборот был пущен новый тип монеты, коренным образом изменивший существовавшую практику.
   В 1252 г., в год установления биметаллизма, прежние серебряные генуэзская и миланская имперская лира шли за 7 г золота, флорентийская -- за 3,5 г; несколько позже возникшая венецианская лира соответствовала 2 г золота. С учетом соотношения золота и серебра в то время (1:10), серебряный эквивалент этих монет был равен 70, 35 и 20 г серебра. Это было время относительной стабильности денег -- за столетие с середины XIII до середины XIV в. венецианская и генуэзская лиры снизились всего на 5%, миланская имперская -- на 30% и лишь флорентийская -- на 60%. Однако уже за вторую половину XIV--XV вв. миланская лира потеряла 90% своей стоимости, генуэзская -- свыше 30%, тосканская -- около 85%, венецианская -- 70%, астиджанская -- около 90%. В конце XV в. наиболее ценной была генуэзская лира, содержащая ок. 13 г чистого серебра; миланская (имперская) лира стоила 8,6 г, венецианская -- 6,2 г, флорентийская -- 5,7 г, астиджанская -- 2,4 г серебра.
   Таким образом, к середине XIII в. в Северной и Средней Италии сложились пять основных денежных районов: венецианский, миланский, флорентийский, генуэзский и савойско-пьемонтский (в основном -- астиджанская монета). Так, флорентийский флорин, равный в момент своего создания, в 1252 г. 240 местным "малым" денариям, уже через 25 лет шел за 396 малых денариев. Венецианский золотой дукат, который в 1284 г. был равен 576 местным денариям, в 1600 г. состоял из 1488, а 1760 г.-- из 5280 денариев. Непостоянными были также отношения между лирами в малых денариях и "больших" денариях -- денариях "гроссо". В Венеции, например, 1472 г. при доже Николо Трон была выпущена первая чеканная серебряная лира -- "лира Трон", которая должна была соответствовать 240 денариям; тогда же в Милане Галеаццо-Мария Сфорца стал чеканить серебряную монету (в 240 денариев); в Пьемонте и Савойе (1562 г.) Эммануил-Филибер также выпустил свою лиру (lira instar omnium). Однако судьбы новой лиры повторяли историю флорина и дуката. Потребности обмена вели к прогрессирующему уменьшению стоимости денария и увеличению числа денариев в лире, сама же лира постоянно повышалась в своей ценности, становясь в один ряд со старой moneta grossa. В конце концов обесценивание денария практически привело к его исчезновению. В Милане и Венеции последние денарии были выпущены в I половине XVI в.; на их место пришли монеты в 3 (terlini), 4 (quatrini), 5 (cinquini), 6 (sestini), 8 (ottini) денариев; возникают 12-денариевые монеты (soldini soldi). Все эти монеты чеканились уже не из серебра, а из меди; денарий из реальной, монеты все более превращался в символическую единицу, а лира теряла свое прежнее значение (240 денариев) и становилась теперь суммой 60 кватринов, 20 сольди и т. д. Это положение сохранилось до конца средневековья.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"