Пауллер Олег : другие произведения.

Сокотра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История изолированного от всех мира.


   Архипелаг Сокотра расположен при входе в Аденский залив между 12? 18' и 12? 24' северной широты и 53? 19' и 54? 33' восточной долготы. Расстояние от острова до хадрамаутского мыса Рас Фартак - 380 км и Адена - 885 км, а до Африканского Рога( м. Гуадрафуй) - только 80 км( до собственноСокотры - 250 км.). Архипелаг состоит из одного большого острова - Сокотры, группы из трёх островов Абд ал-Кури, Самъа и Дарса, двух скалистых островков - Сабунья(31 га) и Кал Фарун(8 га). Кроме Сокотры обитаемы Абд ал-Кури и Самъа, где проживает по несколько сотен рыбаков.
  
   Самый западный из архипелага - остров Абд ал-Кури имеет площадь 133 кв.км. Он расположен на половине пути от Сокотры к Гуадрафую. Он имеет длину 33 км и ширину от 2 до 5 км. Остров Самна расположен в 60 км к востоку от Абд ал-Кури и имеет площадь 41 кв.км. Остров Дарса расположен в 17 км от Абд ал-Кури. Главный остров Сокотра занимает площадь 3625(3650) кв.км. Он протянулся на 125 км с запада на восток и 33 - с севера на юг. Самая высокая точка острова расположена в горах Хаджер в цепи Джебель Драйет -Джабал Сканд(1526 м). Ранее считался самой высокой точкой острова пик Даукам, поскольку его высоту ошибочно определили в 1630 м.
  
   Глубина океана у берегов Сокотры достигает в некоторых местах 900 м. Остров стоит на гранитном основании, из гранита также сложены горные вершины Джебель Хаджер (Хагьера - горного массива в центральной части острова), поднимающиеся на высоту до 1500 м. По данным геологов, в известняковых образованиях на Сокотре можно обнаружить следы вулканического извержения, происшедшего около 60 млн. лет назад. Основную часть острова занимает Центральное плато, разделённое долиной Татрат на западную и восточную части, которые спускаются к северной прибрежной равнине Хадибо, выходящей к заливу Арида. Она делится горами на три части: Рас Мдъин, долины Дыръа и Тауа'ан. Южная равнина - Науджад состоит из долин Дефар'о и Дизар'у. Она отделена от севера мысами Шоаб Рас(на западе) и Мома Рас( на востоке). Равнины имеют плодородные почвы внутри страны, переходящие в песчанные дюны у побережья. В центре острова расположена долина Азру, соединяющая север и юг. Горы Джебель Хаджер (Хагьер) протянулся с запада на восток на 24 км вдоль залива Арида. В нём имеется пять уединённых долин Данджн, Хасара, Данъа, Драба'а, Тоа'ак. Вглубь острова горы тянутся на 25 км. Кроме пика Даукам здесь имеется горная вершина Валедже(640 м). Вна юго-западе острова лежат горы Кулаъл(978 м), а на юге - Кадах(699 м) и Оётен(800 м).
  
   На острове господствует жаркая погода с температурой в 26-28? С(горы Хаджер). На июнь-июль выпадают жаркие месяца, а в январе-феврале температура снижается. При этом температура воды в море может упасть до 2-4? С. На погоду влияют два муссона: юго-западный(июнь-октябрь) и северо-восточный(апрель-май). В июне-августе дуют сильные(13-18 км/ч) юго-западные ветры. Иногда они достигают силы 40-50 узлов и вызывают серьезные морские бури, а также повышение температуры в горах до 35-40? С . Они постепенно спадают в сентябре- октябре. В это время архипелаг практически недоступен, поскольку судоходство в его водах опасно. Среднее количество осадков на островах составляет 150-170 мм, но оно сильно колеблется из года в год( В 2002 - 224 мм). В отдельных долинах может выпадать до 1000 мм осадков. Влажность на островах составляет 55% в августе,а в январе - 70%.
  
   Среднее число жителей острова составляет примерно 50000 человек. В 1994 году на Сокотре проживало 65514 жителей. К 2010 году число жителей считается равным 70000. Сокотрийцы имеют смешанное арабское, сомалийское и индийское происхождение. Среди сокотрийцев можно определенно выделить несколько этнических и расовых групп - не менее трех. Первую группу составляют негроиды и метисы с негроидными признаками. Они темнокожи, низкорослы, имеют характерный тип лица, курчавые волосы. Многие из них являются прямыми потомками тех обитателей Восточной Африки, которые когда-то были привезены на остров в качествe рабов или на военную службу. Негроидныйй тип сокотрийцев населяет только прибрежные районы острова. Они продолжают строить такие же пальмовые хижины, какие можно встретить в африканских деревнях. Вторую группу образуют жители сокотрийских равнин. Это выделение довольно условно, поскольку тот же тип населения живет и на побережье. Они низкорослы, смуглы, по внешнему виду похожи на йеменцев или хадрамаутцев. Третья группа - горцы, изолированные от жителей других районов острова. Это рослые крепкие люди, со светлой кожей, крупными руками и ногами, прямыми волосами. Внешность горцев напоминает европейскую. На острове Абд ал-Кури проживают около 200 соалийцев.
  
   В настоящее время они исповедуют ислам и разговаривают на семитском языке - сокотри. Он имеет общее с современными южноаравийскими диалектами (Mehri, Harsusi, Bathari, Shehri, Hobyot), но всосходит к языку химьяритов. Кроме сокотри на острове употребляется арабский язык. В Хадибу проживает небольшая, но влиятельная община выходцев из континентального Йемена.
   Примерно 8000 островитян работают в странах Персидского Залива (в основном, в ОАЭ), где сохраняют свою языковую идентичность.
   Основное занятие береговых жителей острова - прибрежное рыболовство(акула, кингфиш и тунец). На берегу рыба засаливается или сушится( на экспорт). Сокотрийцы ведут рыбную ловлю на небольших лодках. Часть рыбаков северного побережья имеют африканское происхождение. Они были завезены на остров в XIX веке в качестве рабов султанов Махры. Новым занятием стала ловля обитателей рифов, крабов и лобстеров, которые в свежем виде продаются на побережье. На острове нет удобных корабельных стоянок и прибрежное пиратство всегда существовало в этом регионе. Сокотрийцы ведут рыбную ловлю на небольших лодках. Часть рыбаков северного побережья имеют африканское происхождение. Они были завезены на остров в XIX веке в качестве рабов султанов Махры для ловли жемчуга. В селениях часть населения занимается торговлей, ремеслом и строительством, состоит на государственной службе или выращивает табак. Торговцы диктуют рыбакам цены и объемы закупок.
   Во внутренних районах острова живёт большинство жителей страны. Они ведут полуоседлый образ жизни и занимаются скотоводством(разведением верблюдов, коров, овец и коз), выращивают финики и алоэ. Добывается также камедь, киноварь (Cinnabar), ладан (Frankincense), мирра (Commiphora). В горных лесах добывается дерево для строительства и отопления. В лесах добывается известь, красители, танин, смолы и т.д., необходимые ремесленникам, а также некоторые фрукты( Cordia Obovata, Ziziphus spina-christ) и дикий кат.
   Кроме примитивного садоводства земледелие туземцам неизвестно. Питание жителей состоит из рыбы и морепродуктов, мяса и молока, фиников, местных овощей и фруктов, а также привозных проса и риса. Остров -- из тех немногих мест в мире, где глиняную посуду изготовляют без гончарного круга.
   Крупной промышленности на острове нет, за исключением нескольких морозильных камер для рыбы, построенных в районе Хадибу. Уровень жизни островитян ниже, чем в континентальном Йемене. Главные статьи экспорта: в основном, сушеная рыба, топлёное масло, финики, табак, а также, в небольших объемах, сок алоэ и благовония. С 1999 года, когда был расширен аэропорт в Кадаме стал развиваться туризм(до 2000 чел. в год).
   Благосостояние острова зависит от внешней помощи по линии правительства Йемена и международных организаций( в т.ч. с 1990 - ООН). Развитие системы складов позволит повысить прибыльность рыболовного сектора экономики.
   В 1999 году( декрет 23) остров разделён на два района:
      -- В Хадибу(Тамрида) проживает 32285 жителей( Хадибу - 8545, Куадуб - 929).
      -- В Калансия(Калисса) проживает 10557 жителей(Калансия - 3862). К Калансии относятся все малые острова архипелага, включая Абд ал-Кури, где проживает около 200 жителей.
   Большинство жителей проживает в окрестностях Хадибу( на востоке города расположен Сук - бывшая столица, а на западе - небольшая военная база). Административный центр острова окружён редкими пальмовыми лесами, произрастающими в долинах. В городе имеется медицинское обслуживание, а его жители разводят коров и коз.
   Калансия и район Абдул Кори расположены на западе острова и имеют одноэтажную застройку.
   Морское сообщение осуществляет трампы, по линии Сокотра(5 км зап.Хадибу) - Мукалла. Их маршрут в один конец занимает 2-3 дня. С июля по сентябрь рейсов не бывает.
   В июле 1999 года в Кадубе(12 км к западу от Хадибу) открылся аэропорт (OYSQ), на который оперируют две авиакомпании Йемен Эйрвейс и Феликс эрвейс, осуществляющие ежедневную связь с Сан'а и еженедельную(по понедельникам) - с Аденом(с 2009 г.). Они имеют промежуточную посадку в Рийане(Мукалла, RIY). Электричество на острове вырабатывается дизель-генераторами, но его не хватает(в Хадибу с 5 до 9 утра оно его отключают). На острове имеется 2 дороги: от Калансийи через Хадибу до диХамри, а другая ведёт на юг острова через плато Диксам. Количество автотранспорта на острове ограничено. Он представлен линией Калансийя-Хадибу, которую обслуживают микроавтобусы, а также группой частных такси-АПП.
   На острове имеются промышленные запасы только двух видов минеральных ископаемых: строительные материалы (известняк, гранит, мрамор, песок, гипс, глина, песчаник) и рибекит. Этот полудрагоценный камень добывают только в двух местах: Вади Керегниди и Вади Сяхи. Он обнаружен германской исследовательской экспедицией в 1888 году.
   Производство (выпаривание) соли.
   История
   Остров был населён не позднее, чем 1,4 млн лет назад. Здесь существовала т.н. Олдувайская культура (в 2008 году участник Российской комплексной экспедиции в Йемене В. А. Жуков обнаружил в окрестностях Хадибо древние каменные орудия олдувайской культуры). В III тыс. до н. э. Началось развиваться морское судоходство вдоль берегов Аравии и Северо-Восточной Африки. Уже в 18 веке до н.э. Сокотра были известны египтянам, называвших их Pa'-Ankh. В I тыс. до н. э. Сокотра оказалась в подчинении правителей Хадрамаута. О ней упоминает в своей истории Геродот( 5 в. до н.э.) и индийские рукописи(4 в. до н.э.). Название Сокотра происходит от санскритского названия архипелага - dvipa sukhadhara или остров блаженства. В греческом звучании она выглядела, как Eipheba Sakhotora.
   Около 330 года до н.э. по совету Аристотеля Александр Великий основал греческую колонию на Сокотре с целью культивитровать алоэ. если верить средневековым арабским источникам, он переселил сюда часть жителей из разрушенного его отцом греческого города Стагир. Великий Аристотель посоветовал своему воспитаннику наладить заготовку на Сокотре лучшего в мире алоэ.
   Греки захватили остров у индийцев и назвали его в честь братьев Диоскуров. Диодор Сицилийский (1 в. до н.э.) сообщал, что остров был главным в мире поставщиком ладана и мирры. Остров стал начальной точкой Аравийской "дороги благовоний": отсюда драгоценные смолы и другие ценные товары морем доставляются в Аден и Кану (древний хадрамаутский порт на аравийском побережье у горы Хусн аль-Гураб). В "Перипле Эритрийского моря"(60 г.) Сокотра названа Диоскурадой (Dioskouridou). По сообщению автора, его жители селятся в северной части острова. Это пришлое население из аравийцев, индийцев и греков, занимающихся торговлей благовониями. Они подвластны правителям Хадрамаута. О Сокотре сообщал также Плиний.
   В соответствии с местной традицей считается, что острова христианизировал св. Фома около 52 г., котрый потерпел крушение оу берегов острова по дороге в Индию. Он обратил местных греков в христианство, а из обломков своего корабля построил первую церковь. В связи с повсеместным распространением христианства аравийская торговля благовониями почти прекращается.
   Примерно в 354 году на острове высаживается Теофил Арианин (Индийский), который успешно обращает в свою веру всех жителей острова. Около 450 года местные христиане принимают сторону патриарха Нестория и "откалываются" от православной церкви. В 522 г. н. э. остров посещает несторианин Козьма Индикоплов. В своём труде "Топография христианского мира"(536 г.) он сообщал, что население Диоскориса составляют греки-христиане, а их верховным пастырем является несторианский католикос Вавилона.
   К VI в, н. э. южноаравийские цивилизации зачахли и в 525 г. уже эфиопы завоевали юг Аравии и на некоторое время установили там свое господство. Примерно тогда же часть южноаравийских племен мигрировала на север Аравии, в Сирию и Ирак. Некоторые из них (наќпример, кинда), смешавшись там с местным населением стали основными племенами нового народа - арабов. Можно предположить, что древние жители Аравии попали на Сокотру очень давно, возможно, одновременно с вторжением Эфиопии. Но сабейцы или другие южноаравийские племена могли появиться там и ранее. Первые арабские описания острова относятся к 10 веку(ас-Сирафи, ал-Хамдани, ал-Идриси, ибн Баттута, ал-Хамави, ал-Мукаддаси), хотя хадрамаутцы стали переселятся на Сокотру в VII-IX веках. Ок. 916 г.  в своем повествовании "Мин ахбар ас-син ва-ль-хинд" ("Из новостей Китая и Индии") один из первых арабских путешественников исламского времени Абу Зейд аль-Хасан бен Язид ас-Сирафи сообщает, что после победы Александра над Дарием Аристотель, состоявший в постоянной переписке с правителем Македонии, посоветовал тому найти и захватить остров Сокотра, поскольку "на нем есть места, где растет алоэ, важное лекарственное снадобье, без которого лекарство не может быть совершенным. Аристотель посоветовал вывезти с острова его жителей и поселить там греков, которые охраняли бы его и отправляли бы это снадобье в Сирию, Грецию и Египет. Александр выселил жителей с острова и послал туда группу греков. В то же время он приказал правителям провинций, которые со времени смерти Дария повиновались одному ему, заботиться об охране этого острова." Ас-Сирафи сообщает, что потомки тех греков, которые затем приняли христианство, живут на острове "до сего времени вместе с прочими (жителями острова)". Арабские авторы ал-Хамдани(945 г.) и ал-Масуди(956 г.) также упоминали легенду о том, что Александр Великий основал греческую колонию на Сокотре. Вместе с тем, аль-Хамдани подчёркивает тесную связь островитян с Йеменом: "Жители же Адена говорят, что там вовсе не бывал никто из румов, но среди жителей острова были монахи, а потом исчезли. И поселились на нем люди Махры и хариджиты (религиозная мусульманская секта, возникшая в VII веке, выдвигающая идею равенства всех мусульман, арабов и неарабов, требовавшая выборности духовного и политического главы мусульманской общины-государства), распространилась там проповедь ислама, а затем увеличились хариджиты числом и напали на всех кто там был из мусульман, и перебили всех за исключением десятка. Там есть мечеть, в местечке, которое называют Сук". Здесь есть 10 тыс. христианских воинов, возможно, монахов. Арабский автор аль-Масууди впервые указал на новое занятие островитян - пиратстве. Якут аль-Хамави (ХII -- XIII вв.) сообщает, что на Сокотре располагается греческое поселение и убежище пиратов.Ибн-Батута также сообщает о пиратах на Сокотре.
   Упоминает о Сокотре и Марко Поло. По его утверждению, на Сокотре живут христиане, это лучшие в мире колдуны. Они подчиняются Багдадскому архиепископу. На Сокотре присутствует активная торговля, в которой пираты тоже принимают участие. Из этого можно сделать вывод, что епархия Сокотры на протяжении семи веков поддерживала непрерывную связь с несторианским(ассирийским) патриархом(католикосом) Вавилона(Багдада). Нам известно, что епископы острова утверждались Энушем в 880 году, Сабришу III(+1072) и Ябаллахом III. Епископ Сокотры, который встречался с Марко Поло, заявил, что присутствовал при выборах последнего в 1282 году.
   На рубеже 15-16 веков описание острова в своей лоции сделал Ахмад ибн Маджид. К этому времени Сокотра уже полвека находилась под властью султанов из династии аль-Катири, владевших Шихром (Хадрамаут). Султаны, в свою очередь, передали остров своим вассалам из клана Бану Афрар. В своей "Книге польз об основах и правилах морской науки" он пишет: Сокотра, десятый по значимости остров, населен христианами -- потомками греков. Население острова -- 20 тыс. человек. Островом завладели шейхи Махры из династии Бану Афрар. Амр бен Афрар и Бану Абд ан- Наби ас-Сулеймани аль-Химьяри, оба из шейхов Махры, построили там крепость и правили частью местных жителей, принуждая их работать на себя; они обложили их налогом: с каждого мужчины манн (898,56 г) масла или тюк камеди, а с каждой женщины - одеяло местной выделки (шамли). Аборигены убили Ахмада Бен Муаммада бен Афрара, который правил ими после смерти своего отца. Тогда прибыли братья его отца вместе с соплеменниками, отомстили за него, силой заставили их работать - и поставили Ибн Абд ан-Наби править ими. Коренное христианское население (ахмадж ан-насара, которое, когда к ним приходит чужеземец, дает ему питьевую воду и пищу, свою одежду и своих женщин. Ими правит женщина Захра(Сара), а что касается их женитьбы, то это находится в руках священников, которые обитают в их церквах; они женят людей по ее совету, но в наше время её власть закончилась, ослабела. Вскоре в 1497 году Ахмад ибн Маджид провёл каравеллы Васко да Гамы до Каликута, положив начало Португальской империи.
   Португалец Барруш писал, что к португальскому завоеванию, т. е. к 1507 г., Сокотра находилась под управлением султана Кишна уже 26 лет. Таким образом, колонизация была завершен примерно в 1481 г. Махрийский форт Сук, центр тогдашней Сокотры, находился к востоку от современной столицы острова Хадибо, он был построен еще до 1481 г. и перестроен после португальского завоевания. Форт располагался в 350-400 м от гавани на мысе, который португальцы называют то Соко, то Сото или Косо (по-видимому, испанский и португальский вариант арабского слова сук - "рынок"). Как отмечают многие специалисты по южноаравийской архитектуре, руины напоминают крепости стиля "яфи", которые до сих пор сохранились в области Яфи (высокогорная область в Йемене, знаменитая своими оборонительными сооружениями в виде сторожевых башен) и в Хадрамауте. Видимо, махрийцы во время колонизации острова ХV-ХVI вв. использовали ее как опорный пункт. Крепость полностью контролировала главную дорогу с севера на юг острова, она стояла в самом сердце территории, занимаемой аборигенами, а поэтому была идеальной базой для дальнейшего продвижения махрийцев вглубь или для карательных рейдов. Правда, мы не знаем, насколько активно население сопротивлялось махрийскому проникновению на остров. Можно допустить, что колонизация проходила относительно мирно, тем более что сокотрийцы не были фанатиками христианства, которые активно сопротивлялись бы внедрению ислама.
   В 1505 году Диего Фернандес Перейра предоставил королю Аффонсу доклад о Сокотре, в которой доказывал лёгкость её подчинения. В январе 1507 г. Афонсу Альбукерки и Тристан да Кунья бросили якорь в Соко, который был главным портом острова, где обитали местные жители.
   В праздничный день, с флагами, реющими на всех кораблях, они отсалютовали острову артиллерией, так как его населяли христиане. Неожиданно для себя португальцы обнаружили арабский форт Сук(Шек). Здесь располагалась резиденция шейха Махри ат-Тавари аз-Зувайди, которого португальцы называли хаваджа Ибрахим. Форт был окружен стеной и крепостными башнями с высокой башней в центре. Арабский форт оказался неприятным сюрпризом для португальцев. Поскольку король приказал построить крепость на Сокотре и оставить её командиром Алфонсу ди Норонью для охраны и защиты христиан, которые жили на острове со времен Святого Фомы, португальцы вступили в переговоры. Все попытки договориться с шейхом потерпели неудачу. Он не только отказывался покинуть крепость, но и вообще не хотел иметь никаких дел с португальцами. Тогда адмирал Тристан да Кунья решил атаковать форт. Высадка была очень трудной, так как море было неспокойным, а берег не давал прикрытия. Алфонсу д'Албукерки на маленькой лодке сам произвел разведку побережья и "возле пальмовой рощи обнаружил бухту, где море было более спокойным. Алфонсу д'Албукерки приказал своему племяннику дону Алфонсу ди Норонье привести в готовность его лодку с сорока мушкетерами, взять с собой пушку, порох для нее, ядра и двух бомбардиров, кабрию и две веревочные лестницы для того, чтобы штурмовать стены форта. Проплывая вдоль берега, д'Албукерки увидел, как из крепости вышел шейх с сотней людей, направляясь к частоколу, который они воздвигли ночью, чтобы помешать высадке в лагуне. Море успокоилось, и д'Албукерки приказал Норонье начать высадку немедленно. Прежде чем моряки успели это сделать, шейх заметил их и послал восемьдесят человек обратно в крепость, а сам с двадцатью другими людьми остался, чтобы преградить путь Норонье. Началась схватка, результат которой решил д'Албукерки с резервом. Шейх ат-Таваари аз-Зувейди был убит, а его воины бежали в сторону форта. При преследовании 8 человек были убиты, а остальные, миновав крепость, скрылись в горах. Под стенами форта д'Албукерки получил удар по темени большим камнем, брошенным с карниза. После этого он приказал людям кружить крепость и послал Нуну Важа ди Кастелу-Бранку, доставить ядра, подъемные устройства, лестницы, топоры и тараны. С прибытием осадных приспособленй португальцы овладели внешними укреплениями, потеряв много воинов. Из полутора сотен арабских воинов оставалось в живых всего двадцать пять. Понеся большие потери, они укрылись в главной башне. Португальцы блокировали дверь, ведущую в башню, и стали ожидать прихода отряда Тристана да Куньи.Тот у частокола в лагуне встретил слабое сопротивление арабов, многие из них были уничтожены, остальные бежали в горы. Португальцы попытались взять главную башню приступом, но были отбиты. Тогда Тристан да Кунья вступил в переговоры с осаждёнными, но они ответили, что "фартакцы не привыкли возвращаться живыми домой, оставив своего предводителя мертвым на поле боя, тем более, что он был сыном их властелина". Штурм возобновился. Под прикрытием "бискайских колов" португальцы, наконец, прорвались в башню, где уничтожили всех арабов, кроме одного. Атака началась в шесть часов утра, а к часу дня крепость пала. Трофеев там оказалось немного - кое-какие продукты, снаряжение да меч, на котором по-латыни было написано: "Да поможет мне Бог". Кроме упомянутого воина выжил еще один араб - слепой старик, которого португальцы нашли у колодца. Сражение у стен сокотрийской крепости оказалось непредвиденно тяжелым. До сих пор хранится в одном из музеев Лиссабона картина художника Жоржи Коласу "Штурм Сокотры", - воспоминание об этой битве.
   На утро следующего дня Тристан да Кунья со свитой отправился в мечеть - она стала главной церковью, которую они назвали именем Богоматери Победы. В ней отец Антониу ди Лоурейру, из францисканского ордена, отслужил мессу. После богослужения Тристан да Кунья побеседовал с аборигенами-христианами, которым объявил, что король Португалии послал его с воинами защитить жителей от произвола арабов и что им теперь нечего бояться. Взамен этой защиты он просил островитян сохранять мир в отношениях с португальским гарнизоном, снабжать его продовольствием, а также изучать основы и обряды христианской веры, которые они давно позабыли. Португальцы отремонтировали крепость и назвали ее фортом Святого Михаила. На острове был оставлен гарнизон в сто человек под командованием дона Алфонсу ди Нороньи. Жуан ди Нова принял участие в португальском захвате Сокотры в августе 1507. К его удивлению, он был назначен остаться на Сокотре для патрулирования Красного моря отрядом из шести судов
   1 августа эскадра Тристана да Куньи отплыла в Индию, а через десять дней д'Албукерки с шестью кораблями отправился в Ормуз, предоставив гарнизон самим себе. Ди Норонья начал строить форт и церковь Богоматери Победы, но неожиданно столкнулся с враждебностью несториан, которых притесняли католические миссионеры. Арабы, бежавшие в горы, убедили местных жителей в том, что франки пришли обратить их в рабство, и подняли восстание. Они ограбили крепость, убив несколько человек, и прекратили снабжение гарнизона продовольствием. Гарнизон терпел лишения: солдатам пришлось есть пальмовую кору и дикие плоды. Лодки сгнили, а корабли нуждались в ремонте.
   Через семь месяцев д'Албукерки вернулся на Сокотру и застал своего племянника больным. Четверо солдат погибли, а остальные были в очень плохом состоянии. Тогда он разделил поровну все продовольствие, которое у него было, а также выплатил гарнизону жалование за все восемь месяцев. В мае 1508 года корабли португальского флота встали на сезонную стоянку на Сокотре. Этим воспользовался Алфонсу д'Албукерки, который совершил карательный поход вглубь острова. По договору туземные вожди согласились ежегодно давать гарнизону крепости 600 овец, 20 коров и 40 мешков фиников. После этого Алфонсу д'Албукерки отплыл с Сокотры. Через год он стал вице-королем Индии и больше не возвращался на остров.
   После зимы 1508/9 года, когда португальский флот едва не унесло в море юго-западным муссоном, остров уже не использовали для зимней стоянки, хотя в последующие годы португальские корабли, бороздившие океан, время от времени заходили на Сокотру заправляться водой.
   В 1509 году в Кишне умер "шейх родов ат-Тау'ари и аз-Зувейди". Р.Б.Сэржент предположил, что речь могла идти, а сыне хаваджи Ибрахима. В 1510 году сыновья Саада бен аз-Зувайди Хамис и Амр Махри совершили набег на Сокотру. Они заключили договор с сокотрийцами, но солдаты гарнизона выступили против них. В бою около десятка португальцев было убито, и мусульмане одержали победу, захватив трофеи. Гарнизон же еще год-два вел борьбу за существование, а потом, истощенный болезнями и недоеданием, убрался с острова. В связи с этим сообщением Сэржент указывает, что по словам Кастаньеды, португальцы оставили форт по единственной причине, которая заключалась в следующем: "Население страны в общем более дружелюбно относилось к маврам, чем к нам, и часто восставало, когда мавры приходили с войной". Возможно, что это определение мотивов ухода португальцев несколько преувеличено, но, так или иначе, найти общий язык с местным населением им не удалось. в 1511 г. король принял решение эвакуировать гарнизон, и д'Албукерки послал на Сокотру два корабля, люди с которых должны были снести крепость. Они также должны были эвакуировать всех местных христиан, которые хотели покинуть остров, включая более 200 женщин, вывезти артиллерию и все ценное, что было в крепости. Комендант должен был передать наместнику Ормуза "часовню на Сокотре, серебро, ризы и все остальное.
   После того, как в 1511 году португальцы оставили остров, он перешёл в подчинение шейхов Махры. От тех времен осталась мечеть, превращенная ими в храм Богоматери Победы, руины форта, завезенные из Португалии апельсины (на сокотри они называются "тэнэже", что происходит от португальского "ларuнжа"), а также некоторые названия: Галасуна, может быть, Калансия, гора Делафонте к востоку от Соко. Махрийцы разрушили крепость после того как ее покинули португальцы, и построили новую. Её местонахождение точно неизвестно. Баттинг высказал предположение, что в районе холма Хасун в долине недалеко от Хадибо. В 1513 г. д'Албукерки отправился на завоевание Адена и зашел в Сук, где обнаружил "фартакских мавров, которые начали реконструкцию крепости". Они бежали в Калансию. Португальские корабли заходили на остров и в последующие годы, заправлялись там питьевой водой. "Фартакские мавры" вели себя мирно, и португальцы даже увидели в них союзников в противостоянии с "румийцами".
   Однако угроза португальского завоевания не исчезла. В 1517-31 года их эскадры 9 раз появлялись у берегов Аравии, Судана и Африканского Рога (В 1517 году Лопо Суареш на 37 каравеллах с 5500 человек подчинил Аден, а затем оказался на рейде Джидды). Кроме них в водах острова стали часто появляться португальские корсары, дейстовавшие по королевским лицензиям. С 1523 года португальские капитаны нападали на побережье уже самовольно. Формально они действовали на свой страх и риск, но де факто пользовались покровительством администрации вице-короля Индии. Основной зоной их действия были берега Дофара, Махры и Хадрамаута. Наиболее частым нападениям подвергались города Кишн, Сейхут, Шихр, Массауа, Зейла, Бербера. В марте 1524 года правитель Адена подписал договор о признании сюзеренитета португальского короля. Несмотря на это мекканский торговый путь продолжал функционировать, а арабы, познакомевшись с каравеллами, стали использовать лёгкие прибрежные суда. В этих условиях сокотрийцы, махрийцы и хадрамаутцы перешли к прибрежному пиратству. При этом махрийцы не разбирали принадлежность судов. Следствием этого стали нападения португальцев на прибрежные города. Так, в 23-25.2.1523 и 27.2.1527 они неудачно атаковали Шихр. Во втором сражении войска касиридского султана Бадра Бу Тувейрика захватили 14 кораблей и 70 пленных, много португальцев было убито.
   Султан Бадр Бу Тувейрик занял престол Хадрамаута в 1516 году в возрасте 20 лет. Осознав опасность со стороны португальцев, он вступил в союз с Портой. Уже в 1520 году в его столицу Шихр прибыл турецкий отряд во главе с Реджебом ать-Турки. С его помощью султан подавил сопротивление родственников и мансабов и объединил страну. Его румские полки взяли Шибам, Шабву, Хайнин и захватили государство Яманидов (11.1521 был взят Тарим), а затем направились на восток - в Махру и Дофар. В 1530 году шейхом Махры стал Саид ибн Абдаллах ибн Африр аль-Махри. В 1535 году он заключил соглашение с португальцами и посчитал себя достаточно сильным, чтобы объявить о своей независимости. Это вызвало второй поход Бадра в Махру и Дофар. Чтобы обезопасить Шихр от нападений Бадр заключил договор с Португалией. В 1530 г. анонимный автор "Записок" рекомендовал португальскому королю отвоевать остров у арабов и подарить его какому-либо родовитому португальцу, фидальго. Да Кошта даже писал, будто португальцы на самом деле частично восстановили контроль над островом, хотя считал это ошибкой. 
   13 июля 1538 года османский флот вышел из Джидды в сторону Индии. 3 августа турки захватили Аден, 4 сентября прибыл в Гуджарат. Бадр воспользовался этим, чтобы расторгнуть договор с Португалией. Диу устоял после 20 дней осады, и 4 ноября турки ушли в Шихр. Бадр стал вассалом Порту и был облечён властью "от ворот Адена до Дофара". Кроме того, он должен был поддерживать Порту и платить дань в 10000 ашрафи. В декабре турецкий флот прибыл в Моху и высадил десант, который занял Йемен. Главными противниками централизаторской политики Бадра и его османской ориентации стали высшие касты Хадрамаута "сада" и "машаих" (кахтанидская знать). После объявления Бадром о признании османского сюзеренитета начались восстания. Они были усугублены голодом, охватившим побережье Аравийского моря. В 1541 году вождь сана мансаб Бейды Осман аль-Амуди начал открытое восстание против султана Бадра. Только в 1545 году его удалось подавить. При этом Осман сохранил Бейду. После мятежа турецких войск в Йемене восстания вновь охватили Хадрамаут. Двоюродный брат Бадра "султан суфиев" Али бен Омар захватил Шибам, беспорядки охватили Махру, где началось третье восстание против султана, а на западе вновь восстал Осман аль-Амуди.
   Большие надежды руководители восстания возлагали на португальцев. Их приход многим казался предпочтительнее турецкого владычества. В 1541 году у Сокотры побывал адмирал Жоау ди Каштру. Саид ибн Абдаллах ибн Африр аль-Махри и вождь бедуинов Абъяна обратились за помощью к португальцам, обещая признать власть португальской короны. Из Ормуза в распоряжение повстанцев прибыли 3 корабля под командованием Пайо ди Нороньи. С их помощью Саид захватил столицу Махры - Кишн и перебил его гарнизон. Затем португальцы направились в Аден, который вскорее осадили турки. С прибытием их эскадры ди Норонья покинул порт. 26 февраля 1548 года Аден пал. 3 марта к нему подошла эскадра дона Алваро, но не решилась атаковать город. Португальцы ушли к Шихру, а затем вернулись в Гоа. Их уход решил судьбу восстания. Кишн был взят флотом Бадра, а султан Саид ибн Абдаллах ибн Африр аль-Махри прекратил сопротивление и лично прибыл к Бадру как "стародавний приятель". Между ними был заключён мир, по которому султан сохрнял власть. Махра стала вассалом Хадрамаута и обязалась не нападать на его гавани и корабли. Столицей султаната был город Кишн в Махре. Там также находились другие крупные города султаната: Сейхут, Гайда. В следующем году султан Саид умер. Ему наследовал сын Ахмад.
   При султане Ахмаде (1549-52 гг.) и его преемнике - двоюродном брате Исе ибн Али (1552-1560 гг.) махрийцы стали вытеснять коренных жителей в горы, где обитатели прибрежных районов смешались с горцами. Вскоре махрийская колонизация была завершена, и остров пришел в то состояние, в каком мы находим его сейчас. После смерти Исы власть в султанате Кишна и Сокотры, как еще называлось государство махрийских султанов, переходила по очереди от одной ветви махрийского "бану зийад" к другой. С некоторого времени султан постоянно жил на острове Сокотра в окружении гвардии из рабов-негров, а в Кишне его замещали родственники. Султан редко выезжал с острова, разве что в паломничество в Мекку. Из стран Восточной Африки привозили рабов для работы и военной службы и рабынь для гарема и домашней работы.
   Резиденцией правителя стал городок Тамрида. На протяжении последующего века католики не обходили вниманием Сокотру. Так в 1541 году адмирал Жоао ди Кастро посетил Сокотру, оставил интересное описание острова. В частности, он сообщал о множестве христианских церквей на острове, а также широком распространении имён Фома и Мария. Вслед за ним в 1541--1542 гг. на Сокотре по пути в Индию побывал Св. Франциск Ксаверий, подтвердивший силу христианства. В середине XVI в. Игнатий Лойола сообщал папе, что на Сокотре проводятся христианские богослужения, но нет ни священников, ни монахов. Согласно сообщению кармелитского монаха Винченцо, следы христианства сохранялись на острове, по меньшей мере, до середины XVII в. Об этом же упоминал и служащий Ост-Индской торговой компании Сэмюэл Пэрчас. В 1557 году португальцы окончательно отказались от попыток колонизировать Сокотру. У них остров приобрел репутацию гиблого места: множество кораблей терпело крушение у его берегов. Моряки, которым удавалось выбраться на сушу, умирали от малярии и других тропических болезней. Точно неизвестно, где махрийцы построили свою новую крепость в XVI в. Баттинг высказал предположение, что в районе холма Хасун в долине недалеко от Хадибо. Ещё Томас Роу, посетивший остров в 1615 г., писал, что видел там форт, но ему не разрешили приблизиться к стенам. Стены эти, по словам Роу, казались очень толстыми, а сам форт был расположен на высоте, контролировавшей всю долину. Он был совершенно неуязвим. Примерно через 25 лет ислам стал господствующей религией на острове, а через век на остров не осталось ни одного христианина. В 1800 году на Сокотре высадились вахаббиты, уничтожившие христианские памятники и кладбища. Хариджитов на острове уже не было, а все сокотрийцы стали суннитами шафиитского толкА. При султанах здесь жили еще только несколько ханбалитов - выходцев из Омана, да несколько персов-шиитов, сейчас их также не осталось.
   Британская Ост-Индская компания постепенно концентрировала свои усилия в районе Адена. В апреле 1608 года её корабль впервые посетила столицу острова Тамариду. Британский купец Уильям Финч в течение трех месяцев жил на острове, ведя дневник. В
   августе 1615 года Сокотру посещает английский дипломат сэр Томас Роу, который пытался предотвратить пиратские набеги на британские суда. Только через двести лет англичане вновь заинтересовались островом. В 1833 году в Аденский залив на исследовательском судне Ост-Индийской компании "Палинурус" был послан капитан С.Б.Хейнс. Он провёл картографическое исследование Сокотры, а его коллега лейтенант бомбейской морской пехоты Дж. Веллстед записал 236 слов местного языка (Это было первое знакомства европейцев новейшего времени с живыми новоюжноаравийскими бесписьменными языками). Веллстед прибыл в Кишн и предложил тридцатому султану Махры Амру бен Сааду(1833-45), носившему древний титул правителя Фартака, продать остров для устройства угольной станции. Тот отверг это предложение, и в 1834 году Сокотра была захвачена англо-индийским морским десантом. В ответ султан собрал ополчение бедуинов и захватил два судна под британским флагом, но переправиться на остров не смог. Условия пребывания английского гарнизона на острове вследствие эпидемии малярии оказались чрезвычайно тяжелыми.
   В январе 1839 года капитан Хейнс по приказу ОИК захватил Аден и стал его первым британским губернатором. В том же году англичане оставили Сокотру, несмотря на её важное значение. Султан Абр ибн Сайд ибн Тавари(1835-45 гг.) восстановил свою власть над островом. По мнению лейтенанта Кратендена, в 1847 г. доход султана Тавари ибн Али (ок. 1845 - 60) с острова составил 320 долл. В 1877 г. английский капитан Хантер оценивал его уже вдвое больше. 23 января 1876 года англичане подписали субсидарный договор с султаном Кишна (султаном Махры и Сокотры) Ахмадом I ибн Саадом (ок. 1860 - 80). По нему султан обязался гарантировать защиту грузов и пассажиров британских кораблей на острове, не отдавать остров другой иностранной державе и не разрешать иностранцам создавать там поселения без согласия на то британского правительства. За это англичане уплатили единовременно 3 тыс. долл. и обязались ежегодно давать 360 долларов. Через 4 года( в 1880 г.) остров посетил профессор Исаак Бейли Бальфур (1853-1922) из Королевского Ботанического сада в Эдинбурге. Он пребывал в течение семи недель на Сокотре (провёл первую ботаническую экспедиция). В 1881 и1882 годах состоялись две экспедиции немецкого путешественника Г. Швейнфурта. Уже первые исследовании показали эндемичность местной флоры. 23 апреля 1885 года Великобритания подписала с новым султаном Абдаллахом II ибн Саидом (1880-1885) договор о протекторате. Неожиданная смерть султана спутала английские планы. С новым султаном, сыном предыдущего Али ибн Абд Аллахом(1885-1907) пришлось заключать новый договор(30.10.188?). После этого султан с почестями перевезён из Кишна на Сокотру, где теперь по договору должна находиться его столица. В Тамариде и Калансии были подняты британские флаги.
   В конце XIXв. остров снискал репутацию одного из самых опасных мест для проходящих пароходов. Особенно опасным была плаванье близ Рас Муми, так как скорость течения и сила ветра там чрезвычайно велики. Суда, которые плывут из Суэца в Индию, специально предупреждают, чтобы они дальше обходили восточную оконечность Сокотры. Сочетание течения и ветра мажет привести к тому, что судно с силой бросит на скалистый берег, который к тому же неизменно окутан туманам и облаками. Под водой скрываются страшные рифы, грядой выходящие от мыса в море. Много кораблей потерпели крушение и затонули, напоровшись на эти рифы. Два наиболее крупных кораблекрушения произошли в конце XIX века. В 1887 г. в ночной темноте германский пароход "Одер" налетел на рифы у Рас Муми. На борту находился тигр, которого везли в Берлинский зоопарк. Когда оставшиеся в живых покинули борт корабля, тигр выбрался из клетки. Аборигены долго ждали на берегу, надеясь взобраться на корабль и поживиться брошенным имуществом, но тигр все ходил по палубе, будто страж, худея на глазах, но продолжая рычать. Когда они, наконец, забрались на судно, от тигра остался лишь скелет, обтянутый кожей. Через десять лет на том же месте произошла еще более страшная катастрофа. Первоклассное почтовое судно "Аден" с водоизмещением 3925 тонн, перевозившее 138 пассажиров, экипаж и ценный груз (чай, олово, шелк, а также почту) вышло из Коломбо в начале июня в разгар довольно сильного юго-западного муссона. "Аден" налетел на скалы Рас Муми ночью 9 июня 1897 года, не имея возможности сориентироваться и разглядеть что-либо, поскольку двое суток всё было закрыто туманом. И только 26 июня были спасены немногие оставшиеся в живых, которым удалась продержаться на обломках - девять пассажиров, три офицера и четыре матроса-индийца. Всего погибло девяносто три человека. Судно уже опаздывало на 27 дней, когда в прессе появились сообщения о том, что "неизвестный пароход в опасном состоянии наблюдали у восточной оконечности Сокотры". На следующий день, во время празднования юбилея королевы Виктории, новости получили подтверждение. "Аден" потерпел крушение, приведшее к большим человеческим жертвам. За многие годы забвения название острова стало объектом внимания многих стран. Празднование юбилея королевы было омрачено трагедией, а в английском парламенте начались дебаты о её причинах. Почему на Сокотре не построен маяк, коль скоро мимо острова пролегала оживленная судоходная линия? Сама королева выразила соболезнование семьям погибших.
   В 1899 году остров посетили участники Южноаравийской экспедиции Императорской Академии наук в Вене Д.-Х. Мюллер и Х. Форбс. В 1902 году Д.-Х. Мюллер с помощью информанта-сокотрийца сделал в Вене первые фонографические записи образцов сокотрийского языка. Ими были собраны значительные лингвистические материалы, опубликованные впоследствии Д.-Х. Мюллером и М. Биттнером в Вене в 1902--1918 годах. На фоне этих исследований и бушующей где-то мировой войны мирно прошло правление султана Абдаллаха III ибн Исы (ок. 1907 - 35).В 1938 году в Париже вышел в свет "Lexique Soqotri" -- "Сокотрийский лексикон" Вольфа Леслау Wolf Leslau (1906-2006) (сокотрийско-французский научный словарь, основанный на материалах австрийской экспедиции 1898-99 годов).
   С начала Второй мировой войны Сокотра стала зоной ответственности британского командования, которое развернуло в Суке аэродром Мори. Султан Ахмад II (ок. 1935 - 52) неожиданно для себя оказался в гуще событий, но не смог воспользоваться этим. В 1941--1944 гг. в районе острова активно действовали итальянскихе, японские (I-29) и немецкие подводные лодки ("муссонные подводные лодки" Дёница). Это вызвало ответные действия авиации и флота англичан и их союзников. В мае-июне 1943 года англичане провели рекогносцировку, а затем организовали на Сокотре пункт авиационного базирования для 621-й и 321-й "Нидерландской" эскадрилий противолодочной авиации (самолеты "Каталина" и "Веллингтон", личный состав из британцев, австралийцев, канадцев, голландцев), разместили радиоцентр и силы охраны (индийцы, аденские рекруты, Хадрамаутский легион). За время войны на кладбище были похоронены 10 британских лётчиков, разбившихся при посадке. Собственно, боевые действия свелись к потоплениию немецкой подводной лодкой доу у Калансии. Позже она была потоплена британской авиацией. База была ликвидирована в декабре 1945 года. Покидая Сокотру, англичане забрали с собой все, что было на базе, даже единственную на острове дизель-электростанцию. Только обломки самолетов да остатки сложенных из необработанного камня казарм остались на острове.
   В 1956 году состоялась Оксфордская экспедиция на Сокотру -- первая комплексная научная экспедиция (экспедиция даже выпустила свои собственные почтовые марки). В ней принял участие Дуглас Боттинг, вскоре написавший о Сокотре книгу " Island of the Dragon's Blood" ("Остров драконовой крови"). В 1959 году султан Иса ибн Али ибн Салим (2.1952-1966 гг.) отказался присоединиться к ФЮА. В 1960 г. три роты Хадрамаутского бедуинского легиона заняли султанат Махры. Две роты разместились в фортах на её территории. В декабре 1964 г. -феврале 1965 г. состоялась Британская экспедиция во главе с капитаном Петером Боксхоллом, а в 1967 году - Комплексная британская ближневосточная экспедиция на Сокотру. Под руководством офицеров ХБЛ в 1965 г. создана Племенная гвардия Махры за счет британских субсидий. В 1966 г. британский эксперт полковник Дж.Браун по поручению колониальных властей проводил обследование социально-экономического состояния Сокотры с целью выявления перспектив развития экономики в выгодном колонизаторам направлении. Будучи опытным и наблюдательным специалистом и имея широкие возможности поездок по острову, Браун сумел собрать ценный материал, который он изложил в своем официальном отчете о поездке. Султан Иса был смещён. Однако новый султан Абд Аллах ибн Ашур (1966-16.10.1967 гг.) продолжал политику изоляции султаната и отказался принимать участие в коалиции Куайти и Касири. В 1967 году он санкционеровал высадку войск на Сокотре, во время которой была уничтожена верхушка республиканцев. 29 ноября 1967 года, когда на острове Сокотра высадился немногочисленный отряд бойцов Национального фронта -- подпольной организации южнойеменских патриотов, ведшей борьбу за освобождение страны от гнета английских колонизаторов и их местных марионеток. Борцы быстро заняли остров и завершили освобождение внутренних районов страны -- султанатов, эмиратов и шейхств. Последний султан Махры и Сокотры Иса бен Афрар был ранее арестован представителями НФ в Кишне в октябре 1967 года. Бывший султан через несколько лет был выпущен на свободу. Он работал в одной из артелей в столице Сокотры Хадибо, а затем и в пригороде Адена, где тихо доживал свой век.
   30 ноября 1967 года была объявлена независимость Народной Республики Южного Йемена (с октября 1970 -- Народная Демократическая Республика Йемен). В этот день представители Национального фронта высадились на Сокотре, и остров стал частью нового независимого государства. Сокотра и острова архипелага стали "мудирией" (районом) 1-й Провинции (с 1979 -- провинции Аден), но в непосредственном ведении премьер-министра страны. В 1971--1975 гг. при содействии Программы развития ООНна острове началось дорожное строительство. Были сделаны попытки организовать крупное сельскохозяйственное производство, создается система здравоохранения и народного образования и ликвидации неграмотности. В Хадибо и Мури основаны средние школы. Школа-интернат в Мури ("Мадрасат Сальмин") создавалась при поддержке министерства обороны и ВМС НДРЙ.Если до 1967 года на острове бло только 2 медресе, то к 1974 году здесь было 16 начальных и средних школ.
Остров не избежал "социалистических перегибов". 9 февраля 1971 г. произошло "восстание рыбаков", вызванное раскулачиванием собственников и коллективизацией. По приговору ревтрибунала в 1974 году был расстрелян бывшый первый министр султана Ибрагим бен Халед и ещё десять других видных лиц острова. (РПОсле 1990 года на перевале Хейбак им поставлен памятник). К этому времени население острова достигло 30000 жителей. В декабре 1977 года жители Сокотры впервые участвовало в альтернативных выборах в Верховный народный совет (парламент) НДРЙ. С1983 года начали работат сокотрийские экспедиции в рамках Советско-йеменской совместной комплексной экспедиции в Хадрамауте и на острове Сокотра (по договоренности с властями Йеменской Республики продолжает действовать).
   22 мая 1990 года ЙАР и НДРЙ объединились в единое йеменское государство -- Йеменскую Республику. Со второй половины 1990-х в соответствии с принятым в государстве административно-территориальным делением страны архипелаг Сокотра поделен на две "мудирии" (района) -- район Хадибо и район Калансия и Абд-эль-Кури, которые вошли в состав провинции Хадрамаут. К этому времени население острова достигло 43000 жителей. В 1996 году начался проект по экологической защите всего острова (Socotra Biodiversity Project). В 1999 году был построен гражданский аэропорт в Кадаре, расширивший связь острова с материком. Вследствие этого не менее 8000 островитян покинули остров и нашли работу в странах Персидского Залива. Их денежные переводы являются важной статьёй доходов острова. Другим источником дохода стал туризм. В 2000 гшоду остров посетили 140 туристов, в 2004 - 700(в т.ч. 450 иностранцев), в 2005 году - 1000, а в 2007 - 2500. Строительство первой дороги с покрытием закончилось в 2001 году.
   С 1997 года на Сокотре живёт 2-4 постоянных сотрудника ООН и 4 чиновника правительственного агентства защиты среды (Environmental Protection Authority), которые занимаются охраной экологии острова. В 2000 году был издан 275 президентский декрет, утвердивший план по созданию зон консервации на Сокотре (Conservation Zoning Plan) и создан Национальный парк (занимает 73% поверхности острова) и заповедник, а также принят план развития архипелага (Socotra Archipelago Development Masterplan). В 2001 году проект по экологической защите был заменён Программой консервации и развития, а в 2003 году остров был включён в резерв биосферы ЮНЕСКО (UNESCO MAB Biosphere Reserve). В 2008 году Кабинетом Министров были принят декреты 45 и 49 по защите острова, ограничивающие строительство дорог, скотоводство, экотуризм и создание системы управления. Всего на острове имеется 10 сухопутных и 22 морских заповедников, охватывающих всю поверхность и часть прибрежных вод. Численность сотрудников ЕРА достигла 51 человек, а также 17 технических специалистов. Их работу финансируют ЕС через Голандию и Италию. Правительственное финансирование экологических программ на Сокотре выросло с US$360 в 1997 году до US$171,000 в 2008. По линии ООН за эти годы было получено ещё US$5000000. Дополнительно US$1300000 было ассигновано Нидерландами в 2001-3 годах. В 2003-9 годах US$5500000 было получено от правительств Йемена, Италии и ООН. С 2009 года на острове введены пошлины за въезд. В 2009 году началась реализация пятилетнего плана, предусматривающего вложение US$2700000(в т.ч. по US$975000 вкладывают ООН и Мировой экологический фонд и US$750000 -правительство Йемена). Франция предоставила грант в Є 200,000 (US$300,000) на создание администрации, а французские экологи - Є1million (US$1.5million) на проекты консервации побережья и организацию рыболовства.
   В настоящее время численность сокотрийцев достигла 70000 человек, из которых до 50000 живут на острове.
  
  
  
   Кишн (Сокотра)(ок. 1530 - 1967).
О-в Сокотра. Стол. Хадибу.
1. Саид ибн Абдаллах ибн Африр аль-Махри (1530 - 49).
2. Ахмад, сын (1549 - 52).
3. Иса ибн Али, плем. (1552 - 60).
4 - 28. неизвестные правители.
29. Ахмад ибн Султан (султан ок. 1820 - 35).
30. Амр ибн Саад аль-Махри (ок. 1835 - 45).
31. Тавари ибн Али, плем. (ок. 1845 - 60).
32. Ахмад I ибн Саад (ок. 1860 - 80).
1866 - 1967 английский протекторат.
33. Абдаллах II, брат (ок. 1880 - 85).
34. Али, сын (ок. 1885 - 1907).
35. Абдаллах III ибн Иса (ок. 1907 - 35).
36. Ахмад II (ок. 1935 - 52).
37. Иса ибн Али (1952 - 66).
38. Абдаллах IV ибн Ашур (1966 - 67).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"