Пауллер Олег : другие произведения.

Религиозные войны на Ротуме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Религиозные войны на Ротуме стали проявлением англо-французского соперничества в Океании с применением стратегии "непрямых действий" задолго до Лиделла Гарта


  
  
   9 июня 1879 года, делегация вождей острова Ротумы обратилась к губернатору Фиджи Ульяму де Во с просьбой включить его остров в состав колонии. В её состав входил факпуре (первенствующий вождь острова) марафу и два вождя округов Альберт и Манао. Следствием этого стала аннексия Ротумы Великобританией 5 мая 1881 года. Через шесть дней британский военный корабль "Конфликт" бросил якорь у берегов острова, а через два над ним был поднят "Юнион Джек". События, которые привели к этому представляет собой паутину международной политики, миссионерских программах и политических амбиций ротуманских вождей. Наиболее значимым событием, непосредственно предшествующим обращением марафу стали междоусобные войны между преимущественно веслианскими и католическими вождями, длившиеся на протяжении сорока лет. С точки зрения людских потерь они представляли собой стычки, в которых погибало от двадцати до сорока человек зараз. Наиболее кровопролитной оказалась Мотусская война 1871 года, унёсшая жизни почти сотни островитян. Она привела к ликвидации традиционного верховного института власти и остатков язычества. Фагутская война 1878 года стала последней из серии столкновений, в которых религия сыграла главную роль в определении сторон. По нашему мнению, эти "войны" являются вопиющим примером христианского лицемерия, приведшим остров не только к утрате независимости, но и, в какой-то мере, самоидентичности.
   Ротума - группа вулканических базальтовых островов, состоящих из большого острова и восьми маленьких скалистых островков вокруг него. Богатые вулканические почвы и обильные дожди - леса. Луга имеются только на кокосовых плантациях. Однако лесные разработки невелики и сосредоточены у Мотусы, где разводят хлопковое дерево и другие экзотические породы (тик, махагони, драконовое дерево). В связи с отсутствием значительных водных потоков, вода на острове добывается из колодцев.
   На Ротуме растут кокосовые орехи "королевского размера" (8 зрелых орехов дают 9 фунтов копры), что позволяет острову экспортировать, в среднем, 2100 тонн копры. Кокосовые плантации включают в себя не только собственно пальмовые рощи, но и апельсиновые, кофейные и иные насаждения, загоны для скота и копровые сушильни.
   Кокосовые пальмы занимают почти половину с/х угодий, а остальные земли используются для выращивания продовольственных продуктов на вершинах холмов. Основные продовольственные продукты: маниок(кассава), батат, хлебное дерево, таро, ямс. Благодаря плодородию почв клубни последнего достигают гигантских размеров - до 200 фунтов. Из других продуктов выращиваются апельсины (на кокосовых плантациях), бананы, ананасы, папайя, манго, арбузы, каштаны и амбарелла. Позже среди кокосовых рощ разбиты небольшие плантации какао и кофе.
   Богатые почвы позволяют вести смешанное земледельческо-животноводческое хозяйство. Принципы ведения хозяйства, в основном, патриархально-традиционные. Мужчины работают в садах и огородах, женщины ведут домашнее хозяйство и занимаются рыбной ловлей на рифах. Большая часть продовольствия потребляется на месте. Основным видом транспорта вдоль берега острова является каноэ-оутриггер, которые используются как для рыбной ловли, так и перевозки продуктов. До прихода европейцев Ротума поддерживала связь с другими островами (Фиджи, Увеа, Футуна, Тикопия, Макин, Самоа) Ротума поддерживала связь при помощи двойных каноэ.
   К началу XIX века население острова достигало четырёх тысяч человек с преобладанием полинезийской крови. Первое население Ротумы, называемое полинезийцами манахуне, было носителем культуры Лапита. Оно было достаточно многочисленным, ро всё же было оттеснено внутрь острова в результате двух последовательных вторжений самоанцев. Хотя манахуне были побеждены, их роль в становлении островного общества оставалась значительной. По нашему мнению, уже во время первой волны переселения самоанцев произошёл синойкизм двух племён, что подтверждается включением в ротуманский пантеон лесной богини Ханитимаус ("женщины лесов"), враждебной к береговым жителям. Горные поселения манахуне сохранялись очень долго после появления европейцев и исчезли только после полной христианизации Ротумы.
   Полинезийцы на Ротуму прибыли двумя основными группами. Первую группу возглавлял легендарный вождь Рахо, который, согласно легендам, имел смешанное тонгано-самоанское происхождение. Следовательно, появление первых полинезийцев можно связать с началом становления тонганской талассократии, т.е XII веком. Можно предположить, что социальная стратификация внутри этой группы переселенцев была незначительна. Они поселились в западной части острова, основав родовой союз Иту, первым верховным вождём которого стал Рахо. Он принял титул муа, который,по-видимому, является родственным футунскому "мола" - предводитель. Со временем его функции трансформировались в "хранителя древних обычаев". Первое время он проживал на севере острова, где позже появилась область Малхаха.
   Собственно, общину возглавил вождь (фа'ес иту'у) и совет (тауна'не иту'у), в который входили вожди деревень хо'ага. Селения в свою очередь делились на кланы-кайнаги и домохозяйства-каунохога. Рост населения Иту сопровождался поглощением общин манахуне. Одновременно с ним возникла социальная дифференциация внутри островной общины. По-видимому, уже тогда началось соперничество между различными кланами за власть. Этот конфликт привёл к распаду Иту на Итутиа и Итумуту. В каждом из них закрепился правящий клан - мосега, члены которого имели монополию на власть.
   Внутренняя борьба сделала остров беззащитным перед новым вторжением с Самоа. Его возглавил Токаниуа, который, по-видимому, был вынужден бежать с Самоа в ходе самоано-тонганских войн (конец XIV века). Его появление на острове ассоциируется с установлением аристократического строя. Согласно легендам, Токаниуа высадился на востоке Ротумы и двинулся на запад. Встретив Рахо (т.е. муа) на территории Малхаха, он силой оружия заставил его признать свои права на землю. Установление аристократического режима отразилось в появлении должности "верховного вождя" острова- сао. Это был первый известный нам конфликт на Ротуме, связанный с религией.
   Первым сао стал Санитога, согласно легендам, назначенный непосредственно Рахо (точнее его преемником - муа). В управлении ему помогали целый ряд должностных лиц, в частности:
   - муа(хранитель обычаев), проживавший в Малхахе,
   - фауфиси (руководитель церемоний),
   - тауте (главный смотритель морских сообщений и рыболовства),
   - майау (главный плотник, ведал строительством домов и кораблей, а также лесозаготовками),
   - мафуа (герольд),
   - тону (телохранитель и личный представитель).
   Фа'ес иту'у считались представителями в иту, число постепенно увеличилось росло. Двор сао находился в постоянном движении, в течение полугодия, ставшего впоследствии ритуальным циклом, перемещаясь из одной деревни в другую. Осуществляя полюдье, он выполнял ряд религиозные обряды и вершил правосудия, получая приношения и подарки. Отсутствие собственной материальной базы ставило правителя Ротумы в зависимость от его окружения, при этом личные качества сао становились фактором, определяющим пределы его власти.
   Вторжение тонганцев под предводительством Ма'афу привело к включению Ротумы в состав Тонганской морской империи. За время оккупации институт сао деградировал, а фа'ес иту'у или как их стали теперь называть алики стали непосредственно подчиняться завоевателям. В конце XV века власть туи-тонга стала клониться к упадку. Когда флот Кауулуфонуа I потерпел жестокое поражение у острова Футуна, алики Ойнафы организовал заговор. Согласно местной легенде, тонганцы были перебиты за одну ночь. Однако, это вряд ли соответствует действительности, поскольку после восстания на востоке острова возник иту'у Ноа'тау, глава которого носил титул марафу, где поселились остатки тонганцев. Таким образом число округов острова увеличилось до шести: Итумута, Итутиа, Ойнафа, Фаагута, Малхаха и Ноа'тау. Количество деревень в каждом округе из них было различным. В настоящее время их число варьируется от двух (в Итумуте) до восьми (в Итутиа). Другим следствием тонганских войн стало усиление светской власти: военные вожди-мангаиа, в местном произношении нгангаи, оттеснили алики от власти.
   С обретением независимости иту'у стали полностью самостоятельными, а утерявший власть сао стал выполнять роль номинального правителя острова. Островитяне продолжали снабжать сао и его свиту продовольствием и приносить дары, признавая его верховный авторитет. Как показывают сравнительные списки он, как правило, совмещал свою должность с муа. Каждый из вождей иту'у носил собственный титул, как правило образованный от имени первого вождя округа: токаниуа в Ойнафа, марафу в Ноа'тау, тигареа в Итутиу, васеа в Малхаха, фага в Итумута и риамкау в Фагута. Ещё одним результатом обособления иту'у привело к появлению в каждой из них должностей фауфиси, тауте, майяу, мафуа и тону. При этом фауфиси стал выполнять функции помощника фа'ес иту'у. Для координации деятельности совета вождей был учреждён институт факпуре - "говорителя", который формально выполнял функции спикера при сао.
   Однако, вскоре выяснилось, что многие фа'ес иту'у являются номинальными правителями в своих областях. Уже во время тонганского завоевания вожди деревень усилили своё влияние внутри иту'у и постепенно добились права смещать неугодных окружных начальников. В это же время завершилась ассимиляция самоанцев с манахуне. Их влияние на самоанские институты власти привело к изменению титулования фа'ес иту'у. Так, для обозначения главы округа вместо искажённого полинезийского "нгангаи" они стали использовать титул "гангач". Новая политическая система не могла сохраняться долго, поскольку внутри иту'у стали конкурировать различные кланы. В начале XIX века европейские путешественники отмечали наличие 24 вождей на острове. Уже преемник токаниуа на посту факпуре не являлся гангачем. Как показывают генеалогии, факпуре становился вождь, который мог силой или интригами подчинить остальных. На протяжении ста лет островом правили семь второстепенных вождей, происходивших из Ойнафы и Ноа'тау. Таким образом, к моменту европейцы обнаружили на Ротуме протополитарное общество, власть в котором делили несколько аристократических кланов.
   Новой вехой в трансформации ротумского общества стало прибытие двойного каноэ с островов Гилберта. На нём прибыл вождь Тениау, который смог закрепиться в Ноа'тау. Это событие совпало во времени с прекращением мужской линии потомков Саифоги. Тениау, поддержав претензии преемницы сао, навязал остальным фа'ес иту'у новый порядок управления островом. В частности, должности сао и муа были разделены. Срок пребывания сао у власти стал ограничен девятью "ритуальными циклами" -полугодиями, и он стал избираться из числа глав округов. Этот пост было разрешено занимать как мужчинам, так и женщинам, получившим титул саухине. Его выборщиками являлись лица, занимавших эту должность до него, но рещающую роль в его выборе играл факпуре. Муа, предположительно, назначался пожизненно.
   Система властных отношений на Ротуме постепенно эволюционировала. Сопоставление списков сао, муа и факпуре позволяют выявить определённые закономерности политической карьеры фа'ес иту'у, которые из соображений престижа чередовали должности сао и факпуре. В начале XVIII века сложилась традиция, согласно которой проигравший в борьбе за власть гангач, уступая пост факпуре победителю, становился очередным сао. Внешняя опасность в виде пиратов или жителей соседних островов продолжала беспокоить островитян. Так, около 1780 года на Ротуму совершили набег островитяне Тикопии (по другим сведениям - Леваниуа/Отонг Ява), а вслед за ними - каннибалы с Футуны. Согласно легендам, налётчики в обоих случаях были перебиты ротумцами. Появление тикопийцев было, по-видимому, связано с изгнанием одного из кланов этого перенаселённого острова. Скорее всего, уцелевшие были ассимилированы одной из общин Ротумы, поскольку много позже оба острова поддерживали между собой торговые связи. В отличие от "вынужденного" вторжения тикопийцев, набег воинственных футунцев имел явно грабительскую окраску. Как известно, он закончился неудачей. Вслед за этим успехом последовал длительный период междоусобиц. ОН охватил весь конец XVIII и начало XIX века. Этим воспользовались муа По из Ойнафы и его преемник Конао из Малхахи, которые смогли выйти из-под влияния факпуре.
   Хотя испанцы считают, что Ротума была открыта Киросом в 1606 году, первым европейцем на острове стал капитан "Пандоры" Эдвардс в 1791 году. После этого остров посещали многие европейские суда: военные, миссионерские, китобои, купцы и работорговцы, первым из которых был Дафф в 1797 году. Некоторые члены их команд дезертировали и оставались на берегу. Это были не только европейцы, но и жители других островов Полинезии. Так, в 1814 году на Ротуме высадился гаваец по имени Бабахей, служивший матросом на судне "Кемпбел Макуори". Он добился расположения со стороны муа Конао и поселился в Мотусе. Вскоре факпуре Ирава сделал его сао под местным именем "Гагафог". Вслед за ним на Ротуму сбежали шесть матросов с китобоя "Рочестер". Трое из них (Паркер, Янг и Ульям Джон) были встречены Р. Лессоном в мае 1824 года. Три года спустя число бичкомберов на Ротуме достигло восьми, а к 1830 г. Превысило 20.
   В начале 30-х годов риамкау попытались захватить верховную власть над островом. Коалиция вождей Ноа'тау, Ойнафы и Малхахи нанесла поражение ополчению Фагуты, потерявшему в бою около ста человек. Затем развернулась борьба за власть между победителями. Их раздорами воспользовался муа Конао. Поддержанный пришельцами он занял пост факпуре. На протяжении девяти лет он удерживал верховную власть на Ротуме, превратив её в удобную стоянку для китобоев. По сообщению Ю.Аллардайса, в селении Мотуса базировалось полтора десятка китобойных судов, а их капитаны охотно вербовали ротумцев в свои экипажи. Конао оказывал приют дезертирам и беглым каторжникам из Нового Южного Уэльса. Остров был настолько популярен среди каторжников Тасмании. В декабре 1831 года одиннадцать преступников захватили шхуну "Каледония" в бухте Моретон-Бей на Тасмании. Высадив команду за борт, они потребовали её капитана Дж.Браунинга доставить их на Ротуму. Однако, достигнув острова, на нём решил остаться только один из беглецов, взявший с собой "мешок с сухарями и пистолет". Попавшие на остров европейцы женились на местных уроженках и заводили семьи, спивались, ввязывались в междоусобицы и, как правило, быстро погибали. За время правления Конао число "бичкомберов" достигало семи десятков. Джон Уильямс, посетивший остров в 1835 году, встретил двух европейцев, предложивших организовать торговлю. Газета "Сидней Херальд" в том же году сообщала даже о сотне европейцев, живущих на Ротуме, но это было явным преувеличением. К концу 30-х годов их число составляло всего лишь 23 человека. Однако, этот "влив" европейской крови сделал кожу ротумцев более светлой по сравнению с соседями.
   Культурное влияние бичкомберов на ротумское общество определялись их образовательным уровнем. Дезертиры и каторжники обладали определёнными техническими сведениями, могли кое-что рассказать о событиях во внешнем мире, но не обладали достаточными знаниями, чтобы существенно изменить социальный порядок, религиозные воззрения и общественное развитие островитян. Так, французский путешественник Рене Лесон, посетивший в 1824 году Ротуму на французском военном корвете "Кокила", был шокирован тем, что его рассказы о загробной жизни вызвали большое удивление у островитян. Всего через пять лет Джордж Беннет констатировал, что ротумские вожди довольно изъяснялись по-английски, а также имели представление о Европе, Наполеоне и Веллингтоне. Вместе с этими, безусловно полезными знаниями, европейцы внесли определённые новшества в быт островитян, изменив их потребности и взгляды. Это сильно сказалось на дальнейшей судьбе острова.
   Служба на европейских судах также расширяла кругозор островитян. Больше всего от этого выиграли жители Фагуты, поскольку риамкау поддерживал дружественные отношения с Конао, поселившегося в Мотусе. Благодаря этому между Фагутой и Итутиу с Итумутой установились тесные связи. Население округов богатело и росло, несмотря на болезни, приносимые европейцами. По-видимому, в это время в Фагуте постепенно выделились две "подобласти" - Чучу и Пепчей. По-видимому, под влиянием бичкомберов Конао пытался установить режим личной власти на острове. Это вызвало недовольство не только других гангачей, но и простых общинников. В конце 1838 года жители Итумуту восстали и убили Конао вместе с его ставленником на пост сао (Варомуа из Савлея).
   Пост факпуре при поддержке вождей Малхахи получил Соловалу из Лепограси. Посты сао и муа он уступил Манави и Таво из Малхахи. Однако, они не учли позицию риамкау, который решил взять реванш за события десятилетней давности как только появится такая возможность. Появление вербовочного корабля в Мотусе побудило его к действиям. Риамкау вступил в переговоры с капитаном судна, обещав предоставить ему работников в обмен на оружие и боеприпасы. В соответствии со сложившейся практикой их вербовка происходила из расчёта "один человек - один мушкет". Воины Итутиу и Фаагуты в сопровождении матросов напали на Малхаху. Пленники были погружены на корабль и увезены на плантации в Перу, а сао и муа низложены. Солавалу попытался сохранить за собой пост сао, но вскорее был вынужден переуступить его риамкау. Титул муа получил Айту из Фаагуты.
   Победившая фракция лишила сао формальных функций "главы совета вождей". С 1838 года он стал избираться из числа гангачей на один или несколько ритуальных циклов. Чтобы более никогда не повторилась узурпация Конао, муа стал назначаться на срок и ему выделялась для проживания самая бедная деревня в округе Ноа'тау. Совершенно очевидно, что реформа верховной власти на Ротуме имела в своей основе англосаксонские парламентские традиции. "Элитарная демократия по-ротумски" просуществовала недолго. Спустя год риамкау узурпировал должность факпуре и удерживал её в течение триннадцати лет. Его приход к власти вызвал значительный отток населения с острова. По сообщению Диллона, после установления власти риамкау на Самоа эмигрировали более сотни ротумских семей. По нашему мнению, начало ротумских религиозных войн следует отсчитывать именно с этого момента, поскольку именно в 1838-9 гг. под влиянием бичкомберов изменилось отношение островитян к религии и сакральной роли сао и муа.
   12 ноября 1839 года у берегов острова появилось судно Лондонского миссионерского общества "Камден", следовавшее с Самоа на Эромангу. На его борту находился пастор Джон Уильямс, который внял уговорам токинуа и высадил на острове двух проповедников-самоанцев Лиритаму(или Леиатуа) и Са'у. По-видимому, гангач Ойнафы хотел заручиться союзниками в борьбе с риамкау. Привлечение проповедников давало такой шанс токинау. На следующий день "Камден" ушёл на Эромангу, где неделю спустя пастор и его коллега были съедены аборигенами. Не подозревая о судьбе миссии, Лиритамо и Са'у начали проповедовать в Ойнафе. 28 апреля следующего года "Камден" бросил якорь на рейде Мотусы. На его борту было десять туземных проповедников. Прибывший на борт судна токинуа сообщил новому главе миссии пастору Томасу Хиту, что Лиритамо и Са'у перебрались в Ноа'тау и находятся под покровительством марафу. Однако, встречи с миссионерами разочаровала пастора, поскольку выяснилось, что ни Лиритамо, ни Са'у не смогли освоить местный диалект, а все их успехи составляют крещение двух самоанцев. марафу открыто предложил Т.Хиту заменить этих эмиссаров на более активных. Пастор Хит согласился с предложением и оставил на острове трёх проповедников Сако, Ритау и Сакопо. Они поселились в Ойнафе под защитой токинуа и одного из младших вождей (каусириаф). После высадки миссии капитан Норман повёл "Камден" к берегу Ноа'тау. Здесь корабль был приветливо встречен марафу. Высадившись на берег, Т.Хит обнаружил на острове группу христиан-полинезийцев, выходцев из Новой Зеландии и Аитутаки. Маори построили небольшую часовню, в которой велось христианское богослужение. С отбытием миссии риамкау стал добиваться высылки христианских проповедников. Для этого он использовал новую систему управления островом. Назначенный им муа Мамео из Ноа'тау быстро пресёк христианскую пропаганду в своей родной области. Локализация миссии в Ойнафе была осуществлена путём назначения верховного правителя острова, родом из этой области. На протяжении года сао Ваваоти и Ватафоце, а после них саохине Патипат дискредитировали христианскую миссию, проживая в Ойнафе. Немалую помощь риамкау оказали "бичкомберы", не желавшие учреждения на острове христианской миссии, поскольку её появление грозило им преследованием со стороны британских властей. В конце 1840 года христианские проповедники покинули остров. Капитан "Камдена" Морган, посетивший Ротуму уже после отъезда проповедников, с горечью констатировал полный провал их миссии. В 1841 году к берегам Ротумы подошло новое миссионерское судно "Тритон". На его борту также находился пастор Дж. Уотерхауз и группа крещённых тонганцев с архипелага Вавау. Среди них также находился крещённый ротумец. После встречи с токаниуа глава миссии убедился в тщетности попыток христианизации острова без знания местного диалекта.
   К этому времени креольская колония на Ротуме насчитывала около семидесяти человек. Будучи кровно связанными с аристократией Ротумы, её представители играли важную роль в торговле и судоходстве острова, а также владели большими земельными участками. Сокращение китобойного промысла не привело к экономическому застою, поскольку с середины века основым источником дохода островитян стало кокосовое масло, а после 1865 года - "королева копра". Кроме того, несколько сотен молодых ротумцев оказались завербованными на корабли и плантации Австралии. Возвращаясь с заработков, они привозили большие по островным меркам суммы и новые потребности. Для их удовлетворения на острове открылись европейские фактории, торгующие всякой всячиной. Теперь богатство вождей стало измеряться не столько числом подданных, сколько количеством кокосовых орехов, собираемых в их угодьях: каждые 2000 орехов оценивались в один фунт стерлингов. Остров оставался стоянкой китобоев и достиг определённого экономического процветания, связанного с производством пальмового масла. Вследствие своего географического расположения и покровительства со стороны риамкау благосостояние жителей Итутиу и Фагуты резко выросло. Это вызывало недовольство у вождей восточной части острова - токаниуа, марафу и васеа.
   Неудивительно, что Ойнафа, Ноа'тау и Малхаха стали первыми округами, где появились миссионеры. Именно религиозный протест стал основой движения, разрушившего социально-политический строй Ротумы. По совету Уотерхауза, токаниуа и его жена `Алити были приглашены в гости тонганским аристократом Тауфа'ахау. Дело упрощалось тем, что `Алити сама происходила с Тонга. Во время своего визита они приняли христианство, а в их свиту вошли четверо тонганцев-христиан со своими жёнами. После этого события Лондонское миссионерское общество заключило соглашение с Веслианским, по которому отказывалось от дальнейших попыток христианизации острова. Веслианцы сразу направили на Ротуму миссию. Её возглавили Джордж Тёрнер и Арчибальд Мёррей. Их корабль "Джордж Уильямс" подошёл к берегам острова в апреле 1845 года.
   Тем временем, в январе 1845 года марафу Соркиав, попытался сместить риамкау с поста факпуре. Повторяя опыт последнего, он вступил в контакт с китобоями и приобрёл для увеличения своей боевой мощи пушку. После того, как марафу оскорбил сао Сокогатау, не уступив его лодке дорогу. Такое преступление являлось серьезным нарушением среди островитян, и факпуре был обязан наказать виновника. Риамкау послал официальный вызов марафу, назначив местом сражения селение Саукама, где располагалась резиденция сау. Войско Ноа'тау выступила к назначеному месту сражения. Достигнув селения Туакой, они исполнили боевую пляску. Наутро они выдвинулись навстречу отряду риамкау. Первоначально воины Фагуты опасались артиллерийских выстрелов, но, убедившись, что они не наносят ущерба вступили в бой. Во время ожесточённой перестрелки марафу был убит. Вожди Утут и Калвак приказали своим воинам отступить с поля боя, бросив остальных соплеменников. После этого остатки войска марафу были окружены и перебиты. По сообщению гангача Итумуту Альберта, в бою под Саукамой погибло около сотни воинов из Ноа'тау, в то время как количество убитых фагутцев было незначительно. Прибывший на остров три месяца спустя, веслианский миссионер Джордж Тёрнер, после описанных выше событий, сообщил о гибели 27 человек из отряда марафу и 30 из отряда риамкау, включая двух его сыновей. По-нашему мнению, это было крупнейшее сражение на Ротуме за всю её историю. Окончание боевых действий завершилось серией переговоров, в котором принял участия токаниуа. Тело Соркиава было выдано родственникам и с почестями погребёно в селении Сисило. Его пост занял его младший брат Факрауфон. После этих событий между Фагутой и Ноа'тау началось сближение.
   Пастор Дж.Тёрнер остался на Ротуме по совету Уотерхауза, который считал, что только присутствие белого человека сможет отвратить островитян от язычества и католицизма. Несмотря на то, что токинуа симпатизировал христианству, пастор обосновался в Малхахе. Вскорее он добился поддержки васеа. В своём письме в штаб миссии он сообщал, что в большинстве своём придерживаются традиционных верований. В своём докладе он отметил основные причины этого:
   - краткосрочность пребывания самоанских проповедников на острове,
   - противодействие проживающих на острове европейцев и их потомков,
   - нежелание ротумцев иметь одну веру с тонганцами,
   - желание окружных вождей сохранить сакральную власть,
   - удовлетворение островитян своими традиционными верованиями - атуа.
   Несмотря на это Дж.Тёрнер добился некоторых успехов в проповеди христианства, но вскорее покинул остров. Тем не менее, результаты деятельности веслианцев были значительны. По сообщению фиджийского миссионера Джошуа, посетившего Ротуму в мае 1847 года, на острове имелось не менее 80 туземцев-христиан.
   Победа над марафу укрепила власть риамкау. Он уже пробовал вести независимую политику по отношению к европейцам. Когда в 1847 году к острову подошло вербовочное судно "Велосити", риамкау не побоялся вступить в конфликт с его капитаном. При швартовке с него сбежали три десятка рабочих, завербованных на островах Лояльности. Понимая, что не в силах справиться с поисками, капитан обратился к факпуре за помощью в поимке беглецов, но не добился результата, поскольку отношение к вербовщикам на острове изменилось. Во время поисков предпринятых экипажем судна самостоятельно произошла стычка, в которой погибли два члена экипажа. После этого "Велосити" должна была покинуть остров без луизиадцев.
   Вскорее после ухода "Велосити", на Ротуму прибыл католический миссионер о.Верне марафу, не понимая тонкостей христианского вероисповедания, принял их весьма приветливо. Католики развернули свою деятельность и смогли окрестить некоторых жителей Ноа'тау и Фагуты. Один из младших вождей последней по имени Уафта был отправлен в Европу на французском военном корабле. Он вернулся на остров, получив теологическое образование в Париже и Риме. Миссия просуществовала до 1853 года. После того, как стареющий риамкау покинул пост факпуре, её судьба была предрешена. Новый факпуре Каусилиафе являлся ставленником креольской общины, традиционно ориентированной на Великобританию. Немаловажным фактором, повлиявшим на его отношение к католическим миссионерам, стала аннексионистская политика французского правительства в Южных морях. В царствование сао Катоагатао из Саукамы отец Верне были выслан на Футуну. К этому времени число аборигенов, принявших христианскую веру достигло двух сотен, составив примерно двенадцатую часть населения.
   Новая попытка христианизации Ротумы была предпринята фиджийцем Эльесом Такело в 1854 году, который для этого специально выучил ротуманский диалект. Прибыв на остров по приглажению сао Джайтега из Ойнафы, он сумел расположить к себе Каусилиафе и окрестил ряд туземцев, включая младших вождей Сопапелу из Ноа'тау и Таво из Ойнафы. Миссионер перевёл часть библейских текстов на ротуманский язык, чем особенно расположил к себе туземцев. Его успех вызвал определённые иллюзии у веслианцев. Прибывший с Тонга на остров пастор Томас Калверт посчитал его успех многообещающим и решил направить на остров белого миссионера. Однако, в этот раз веслианцы переоценили свои силы. В 1858 году, токаниуа, опираясь на паддержку сао Уафа и новообращённых христиан, сместил Каусилафе. Затем он попытался занять пост факпуре. Такело встал на его сторону и вмешался в выборы сао. Кроме того, он стал требовать отмены ряда языческих обрядов, чем возмутил против себя большинство ротумских вождей. В апреле войско Ойнафы было разбито отрядами Фагуты и Ноа'тау у селения Хуо. Токинуа отказался от своих претензий на власть и согласился на высылку фиджийца с острова. Победители заключили между собой соглашение, согласно которому пост факпуре переходил к риамкау, а марафу контролировал должности сао и муа. Веслианский пастор Кари высадился на острове вскорее после сражения у Хуо. Он к своему неудовольствию обнаружил, что вожди Ротумы придерживаются традиционных верований. Сопровождавший Кари пастор Мур, обвинил местную креольскую колонию в том, что её представители ведут антихристианскую пропаганду среди туземцев. Возник конфликт, в который вмешался сао Тиу II. Используя антипатию островитян к тонганцам, он добился отъезда миссии.
   В 1860 году на Ротуме разразилась эпидемия, во время которой умерло три сао (Фаориро, Фарапапау и Сауророта) подряд. Этим воспользовался риамкау, совмещавший в это время должности муа и факпуре. Он постарался поселить сао в Фагуте. Марафу посчитал это нарушением прежних договорённостей и отказался признавать власть риамкау. Противостояние продлилось два года, после чего стареющий правитель Фагуты уступил должность факпуре своему сопернику. Их раздорами воспользовался вождь Таво из Ойнафы, пригласивший миссионера Паулу. Тонганский метис прибыл к моменту, когда эпидемия пошла на спад и смог убедить туземцев в силе Христа, распространив свои проповеди не только на Ойнафу, но и Ноа'тау и Малхаху. Одним из его союзников стал младший вождь из Ноа'тау Сопапелу, окрещённый под именем Зерубабель. Вскоре он стал одним из старших вождей округа, оттеснив своих конкурентов. Ему предстояло сыграть важную роль в последней религиозной войне на Ротуме.
   В 1862 году марафу добился должности факпуре. Паулу успешно проповедовал методистскую доктрину до своей смерти в 1863 году. Пастор Калверт, посетивший остров вскоре смерти Паулу, был приятно удивлён успехами миссии. Ему особенно понравилось то, что марафу попросил его провести первый христианский обряд бракосочетания в Ноа'тау, после чего крестился сам. По возвращении на Фиджи, Калверт назначил пастора Уильяма Флетчера главой веслианской миссии на Ротуме. В начале 1865 году Флетчер с женой прибыл на остров и обосновался в Ноа'тау. Вместе с ним в подарок Сопапелу прибыли два ящика с переводами Такело. Деятельность миссионера была довольно успешной благодаря тому, что он смог подружиться с европейцами Ховардом и Гордоном, проживавшими на острове более тридцати лет. Переход в христианство островитян тормозился следующими причинами:
      -- Значительная часть молодёжи (до 700 чел.) временно эмигрировала, работая на европейских судах моряками и ныряльщиками, или служа плантациях Южных морей,
      -- Миссия были изолированы от островитян в силу различных этнокультурных подходов и привычек,
      -- Значительная часть ротумцев во главе с сао была враждебно настроена по отношению к христианам.
   Моряки и рабочие, возвращавшиеся на остров, считали главной причиной успеха европейцев их умение писать и считать. Многие из них приобрели новый жизненный опыт и были готовы к восприятию нового образа жизни. Возвращение каждой партии отходников пополняло ряды сторонников Сопапелу, щедро раздававшего библейские тексты. Молодой вождь и его последователи стали сами посещать деревни острова, вербую себе новых сторонников. Через несколько лет из трёх тысяч жителей Ротумы две пятых стали христианами. Чета Флетчер прожила на острове шесть лет. За это время пастор перевёл на местный язык Новый Завет, часть псалмов и составил словарь. В 1870 году Новый Завет был издан в Сиднее типографией "Джозеф Кук и Компания". Через три года Флетчеры вернулись на Ротуму.
   Риамкау с опаской следил за успехами веслианцев на севере острова, резонно полагая, что это ведёт к ослаблению его власти. Поэтому, когда в 1868 году в Фагуте высадились два французских миссионера, он оказал им поддержку. Французы принадлежали к католическому Ордену св.Марии(маристы). Их появление нарушило монополию веслианцев на острове. Маристы обладали лучшей подготовкой и значительными средствами, а также были "снисходительны" к язычникам". Они сразу же возвели дом, привезли европейскую мебель, а также стали учить туземцев не только богословию, но и ремёслам. Это дало гораздо лучший эффект, чем тупое заучивание библейских текстов, практиковавшееся Сопапелу. Благодаря этим приёмам католическое влияние на острове быстро росло, особенно в округах Фагута и Итутиу. Таким образом, налицо становилось противостояние северной и южной частей острова.
   Несмотря на успешную пропаганду христианства, большая часть островитян придерживалась традиционных верований. Поэтому на контроль над всем островом мог претендовать только тот правитель, который назначал сао. В 1867-1869 годах эту должность занимали вожди веслианцев (васеа и марафу) или их ставленники. Когда в 1870 году этот пост занял язычник Сукимаса, католические миссионеры попытались воспользоваться обстановкой, чтобы перехватить контроль над островом. К этому времени большинство островитян были обращены в христианство. Веслианцев возглавляли марафу и Таво из Ойнафы. К ним примыкал Мама'о из Малхахи, Католиками возглавлял Мара'a из Пепчея. Риамкау, который должен был стать лидером "католической" фракции постоянно колебался, что, как мы увидим в дальнейшем, решило судьбу острова. Во главе Итутиу стоял гангач Таура'тоак, сохранявший веру своих предков. Манао из Итумуты постоянно менял ориентацию и даже принял католичество, но был весьм ненадёжен. Он объявил себя защитником сао, поселив Суакамасу в селении Савлеи. Силы веслианцев и противостоящих им католиков и язычников были примерно равны.
   В это время на Ротуме действовали восемь европейских торговцев, которые сбывали продукты европейской цивилизации туземцам в обмен на копру. К моменту конфликта большинство из них поддержали веслианцев, поскольку маристы выступали против продажи огнестрельного оружия туземцам. Единственным сторонником католиков был Робер Ватье, прибывший на остров за год до начала мотусской войны.
   В конце 1870 года, некоторые младшие вожди-веслианцы отказались приносить сао традиционные дары, мотивируя это своей новой религией. Таура'тоак решил использовать их отказ как повод, чтобы подчинить их. Он призвал католиков Итумуты к оружию и получил их полную поддержку. Под командованием Таура'тоака собрались как язычники, так и христиане. Вечером 27 февраля 1871 года патер Жозеф Труйле отслужил мессу, благославляя бойцов на штурм. Тем временем, веслианцы укрепляли свои дома в Мотусе и возводили земляные укрепления, а также послали за помощью к единоверцам в Ойнафу и Итутиу. После утренней проповеди Таура'тоак скомандовал общее наступление. Его бойцы смогли преодолеть оборону противника и овладеть окопами. Однако, после подхода отрядов Таво и Манава, веслианцы контратаковали. Войско Таура'тоака обратилось в бегство. Он и его сторонники укрылись в Фаагуте под защитой риамкау, который под давлением маристов предоставил убежище беглецам. Жилища католиков и их храмы в покинутых беглецами селениях были разрушены с согласия пастора Дж.Осборна, прибывшего на смену чете Флетчеров.
   Часть веслианских младших вождей, окрылённых победой, настаивали на продолжении войны и походе на Фагуту, но гангачи отказались в нём участвовать. Они предложили заключить мир с католической фракцией при условии, что все жители Итутуи либо примут веслианское учение, либо переберуться в Фагуту. Риамкау и маристы были вынуждены принять эти условия. Значительная часть жителей Итумуту не захотела покидать дома предков и стали придерживаться методистской доктрины. Таура'тоак был лишён поста тигареа, а его место занял веслианец Альберт. Суакамаса был смещён с должности сао, его сын в качестве компенсации получил ничего не значащий титул туиротума. Другим нововведением стало создание совета вождей, который возглавил самый влиятельный из веслианцев - марафу. Образцом нового государственного устройства послужила конституция Тонга. По-видимому, марафу попытался стать королём острова.
   После прекращения военных действий напряжённость на Ротуме продолжала сохраняться, поскольку победители всячески ущемляли побеждённых. Об этом сообщают офицеры российского корвета "Витязь", посетившего остров 28(16) августа 1871 года. По сообщению участника экспедиции Перелешина, Дж.Осборн до того возбудил своих приверженцев, что они совершили нападение на островитян-католиков: "...нескольких человек убили, сожгли часть домов и в том числе церковь". Католические миссионеры "трепетали от страха в ожидании нового нападения, которое, по словам их, должно было разыграться трагической катастрофой". Капитан "Витязя" Назимов вмешался в конфликт с целью прекратить кровопролитие. Он демонстративно пригласил католических патеров на корвет, где вручил им письмо католического епископа Элуа, в котором сообщалось о направлении на остров французского военного судна для их защиты, как граждан Французской республики. Затем капитан Назимов вместе с миссионерами съехал на берег и посетил несколько деревень.
   Известие о французском корабле сразу остудило горячие головы в рядах веслианцев. Будучи британским подданными миссионеры попытались апеллировать к британским властям, но не дождались ответа. 10 сентября у берегов острова бросил якорь французский военный корабль "Хамелин", на борту которого находился епископ Батальон. После того как верховный пастырь отслужил мессу в Фагуте, французский капитан Пултье разослал вождям Ротумы приглашения в Мотусу. На следующий день все гангачи с большой неохотой явились на встречу. К концу встречи Пултье от имени Франции ультимативно предложил вождям Ротумы подписать договор, ставший известным как Договор Хамелина. Согласно его условиям:
      -- Жители острова Ротума заключали договор о дружбе с Французской республикой,
      -- прекращались преследования ротумцев за их действия во время последней войны;
      -- католикам должны было быть разрешено свободное отправление их культа,
      -- им предоставлялись равные гражданские и политические права;
      -- католики, изгнанные из своих округов, получали назад своё имущество и могли вернуться в свои дома.
   От имени католиков его подписали капитан Пултье, епископ Батальон, патеры Дезест и Падель.
   Уже через несколько дней после ухода "Хамелина" тигареа Альберт сообщил марафу, что не примет изгнанников-католиков и не разрешит маристам строить церкви в своём округе. В марте 1872 года марафу под угрозой высылки в Фагуту потребовал от католиков Ноа'тау перехода в методизм. Неисполнение договора дорого обошлось веслианцам. 25 июля 1872 года у Ротумы появился второй французский военный корабль, "Вандрель". Он прибыл для того, чтобы проконтролировать соблюдение Договора Хамелина. Когда капитан Лефевр узнал о действиях веслианских вождей, он пригласил их на встречу. Марафу и его союзники попытались уклониться, дважды проигнорировав письма капитана "Вандреля". Только под угрозой пушек они были вынуждены встретиться с Лефевром. Позиция французского капитана была жёсткой: он потребовал восстановления разрушенной католической церкви в Мотусе, возврашения изганных католиков в Итумуа и выплату в течение шести последующих месяцев штрафа в размере 50 баррелей кокосового масла. В случае задержки выплаты контрибуции, Лефевр грозил прибытием ещё одного военного корабля. Марафу и другие протестантские вожди тщетно пытались уклониться от уплаты штрафы или соблюдения договора. Сначала, они подали жалобу губернатору Новой Каледонии на действия капитана Лефевра. Не получив ответа, марафу в августе 1872 года обратился к британским властям с просьбой аннексировать Ротуму, поскольку миссионеры ему представили это как способ избавиться от французский претензий. Однако, британские политики всецело были заняты включением королевства Фиджи в состав империи и проигнорировали это обращение. Для того, чтобы ослабить напряжённость на острове веслианцам было рекомендовано отозвать пастора Осборна с Ротумы. В 1873 году ему на смену прибыл Флетчер.
   В 1873 и 1874 годах остров подвергся опустошительным ударам циклонов. Вследствие этого вражда между религиозными общинами несколько ослабла. Вместе с тем, периодически возникали трения между общинами. Опыт общения с французами призывал веслианских вождей к благоразумию, к этому же призывал вернувшийся на остров Флетчер. В эти годы конфликты между общинами улаживались мировым путём и заканчивались уплатой пени деньгами или товарами. Располагая значительными средствами, католическая миссия попытались экономически закрепиться на острове, скупая землю. К 1881 году маристы обладали на Ротуме 26 акрами в районе Суми, в то время как веслианцы только тремя участками общей площадью в 6 акров. Усилиями обеих миссий остатки язычества были искоренены на острове к 1874 году, когда жители последних горных деревень были переселены на побережье. В этом были заинтересованы не столько миссионеры, сколько гангачи, получавшие в свое распоряжение новых подданных. Однако, мирное сосуществование двух религиозных общин на Ротуме длилось недолго. В 1875 году Флетчер навсегда покинул остров.
   Последняя религиозная война на Ротуме была инспирирована преемником Флетчера Муром, истинной целью которого было окончательное вытеснение католиков с острова. Начало было положено соперничеством между двумя веслианскими вождями Альбертом из Итутиу Альберта и Таво из Ойнафы. Претензии Альберта поддержал риамкау, который видел в этом возможность расколоть лагерь противников. Мур и его помощник Аллен, в свою очередь, пытались сыграть на властолюбии марафу. Воспользовавшись отсутствием риамкау на совете вождей, миссионеры добились принятия ряда правил, направленных непосредственно против гангача Фагуты: на него был наложен штраф в 6 фунтов и предъявлен ультиматум о принятия методистской доктрины. Дабы избежать войны, риамкау сообщил марафу, что согласен. После возвращения в свой округ он отказался от обещания, поскольку жители его иту'у не поддержали его. Риамкау решил воспользоваться ситуацией и заменить вождя Пепчея Мара'a на своего сына, который принял методизм. Однако, Мара'a, поддерживаемый патерами Лойе и Трулье, отказался отречься. Это стало поводом для начала боевых действий против него. В конце 1878 года объединённая армия пяти веслианских округов атаковала ополченцев Пепчея, укрепившихся в селение `Уджуа. Потеряв 22 воина, последние отступили на полуостров, где были блокированы в течение двух месяцев. В начале 1879 года после небольшого смерти римкау пепчейцы капитулировали.
   Несмотря на требования Мура, Марафу отказался разрушать католические храмы и конфисковать земли, приобретённые маристами. Вместе с тем, он решил воспользоваться смертью риамкау, убитого, по-видимому, собственными соплеменниками, и разделил Фагуту на две части. Согласно, "Акту сецессии" округ был разделён на две половины западную(Чучу) и восточную (Пепчу), а их правителями становились, соответственно, Осиас с титулом нафта и сын риамкау с титулом моа. Столь умеренная позиция марафу была, по-видимому, вызвана опасностью французской интервенции. Тем не менее, по настоянию Аллена был наложен запрет на строительство католических церквей за пределами католических округов, а так же ограничено право наследования земли для католиков в методистских округах и наоборот. Аналогичные правила были введены в отношении браков. В зависимости от места проживания новобрачные должны были выбирать религию.
   Таким образом, веслианцы укрепились на большей части острова Ротума, локализовав католиков в двух южных округах. Ситуация была закреплена установлением над островом британского протектората с вручением титула суахине королеве Виктории. Через двадцать лет после окончания последней религиозной войны вожди, в частности Альберт, осознали ту роль, которую сыграли веслианцы в истории острова. Ещё через тридцати пяти лет их школы и другие институции стали общественным достоянием. После 1881 года католики сохранили своё влияние в округах бывшей Фаагуты и расширили свой участок в Суми до 50 акров. Их школы и церкви существуют на острове до сих пор. Однако, в сравнении с островами Уоллис и Футуна, ставшими "заморской территорией" Франции островитяне живут относительно бедно, являясь дальней переферией Республики Фиджи. Вместе с тем, именно благодаря этому им удалось сохранить свою идентичность. Возможно, если бы католики взяли в конце февраля 1871 году Мотусу, судьба Ротумы была бы иной...
   Таким образом, т.н. религиозные войны на Ротуме явилялись попыткой адаптации переферийного полинезийского общества к новым условиям. Они начались в момент появления первых носителей европейской цивилизации на берегах острова и вылились в цепь вооружённых конфликтов между вождями острова, поддерживаемых торговцами и миссионерами. Основными "игроками" стали вожди двух наиболее крупных областей: Фагуты и Ноа'тао. Гегемония первой из них на протяжении длительного периода привела к сплочению оппозиции под знаменем веслианства и, в конце концов, определила её конечное поражение. Другим, субъективным фактором исхода этих войн стала личность последнего риамкау, не сделавшего решительные шаги, когда это было необходимо...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"