Пауллер Олег : другие произведения.

История народо урхобо до Хх века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История племени урхобо, живущего на Масличном Берегу.


  
  
   История народа урхобо и окружающих племен с XI по начало ХХ века.
  
   Народ урхобо (URHOBO) относится к языковой подгруппе эдо группы ква нигеро-кордофанской семьи и является одной из семи этнических групп западной дельты Нигера. Родственными им из них были племена ишан, кукуруку и ицекири. Остальные этнические группы составляли иджо и племена бенуэ-конголезской группы эфик,ананг и андони. Эти народы населяли четыре административных района (divisions) провинции Дельты Нигера, один из которых назывался районом Урхобо (Urhobo Division). В колониальные времена его часто называют Страной Урхобо. Она, особенно ее восточная, прилегающая к Нигеру часть, занимает большинство суши в провинции Дельты. В общем, вся страна является низменной и покрыта вечнозелеными тропическими лесами, в которых доминирует масличная пальма. На юге район граничит с районом расселения в долине Форкадос западных иджо, на западе - с районом расселения ицекири у Уарри и долине Бенина, на востоке - с районом Або, где осели ибо, а с севера его естественной границей с родственными им племенами бини(обини) является река Этиопи. В этом районе только на северо-западе поселения урхобо занимают узкую полосу правого берега реки. Вместе с урхобо на их территории проживали родственные им племена исоко, которые были постепенно ассимилированы. По сообщению преп. Хабарда(Rev. Hubbard), жители Страны Урхобо, не относящиеся к эдо, являлись выходцами эроуа, иджо и ибо.
  
   1. История региона.
  
   Письменность эдо(едо) создана в XIX веке миссионерами на основе латинской графики. Ведущим племенем этих племен стал народ бини, основавший в X веке Бенин. Ее так назвали португальцы по имени главного племени - бини, а местные жители называли свою страну Эдо по названию всего племенного союза. Первооснователями Бенина считались огиси - цари, пришедшие с неба. Они возглавляли бини, конфедерацию шести вождеств эдо, населявших район современного города Бенин. Возвышение огиси совпало с возникновением вождеств в среднем течении Бенина. Каждое из них возглавлялось двумя лицами - сакрализированым "хозяином земли" - жрецом, одионвере и светским старейшиной - оногие. В борьбе за лучшие угодья бини смогли установить гегемонию над окрестными общинами и перенести на свою територию местный ритуальный центр. За два века "республики" Бенин обрел контроль над территорией в радиусе двадцати километров путем подчинения или основания маленьких земледельческих поселений. Таким образом, возникло сложное вождество - протогосударство, во главе которого стояли сакральный правитель огиси и эдион, состоявший из шести представителей старшего возрастного ранга. Однако, династия огиси не смогли установить действенную надобщинную центральную власть, что привело ее к краху и переходу власти в руки эдиона. Рост противоречий между различными социально-возрастными группами привел к появлению напряженности внутри конфедерации бини. К концу XII века это вылилось в образование целой группы недовольных "младших родственников" первоначальных общин. Стремясь обрести политический центр глава одной из общин посоветовал пригласить из Ифе принца, который мог бы поставить под контроль недовольных. Прибывший оттуда Оранмиян женился на бини , по-видимому, получил власть над вновь созданной общиной недовольных. Эдион выделил принцу и его подданым участок земли на окраине Бенина. Он был расположен таким образом, чтобы новая община находилась под контролем старых кланов, не вторгаясь на их территорию. Все это внешне повторяло основание нового поселения. Однако, это было не так.
   Оранмиян построил свою власть внутри общины на деспотических принципах и создал собственное вождество, способное начать борьбу за гегемонию в Бенине. На рубеже XIII века его сын Эвеке, опираясь на силу своих сторонников и. по-видимому, обеспечив поддержку части старых племен, низверг давно утративших власть огиси. О достоверности традиционной версии свидетельствует ряд ритуалов и обрядов, а также анализ бенинского придворного искусства (литье по восковой модели - "бенинская" бронза, резьба по кости и дереву). Новый правитель принял титул оба(обба) и титулы рехиагбон (Страж Вселенной) и ягбон (Владетель Вселенной), объединив сакральные и управленческие функции правителя в одном лице, положив начало монархическому правлению. С этого момента правитель Бенина не только провозглашался абсолютным самодержцем, живым олицетворением богов и опорой общества, но и в действительности считался таковым бини, а впоследствии и другими эдо.
   Архаическое массовое сознание эдо постоянно воспроизводило веру в то, что страной правит не тот, у кого реальные рычаги управления, а лицо, наделенное иррациональной, "волшебной" властью, которая перешла к Эвеке и его клану от огиси. Таким образом, главной функцией правителя Бенина оставалась сакральная. Именно ради поддержания связи между мирами духов и людей в представлении бенинцев существовал институт верховного правителя. Институт оба, его династия, клан стали частью системы ценностей общества, поскольку их существование означало стабильность Мироздания. Вследствие этого в языке эдо понятия царствование, государство и правительство слились в одно - ариоба, а варваром считается человек, который не знает закона и оба. Эта практика совместила понятие рабство и подданство, что превратило термин "раб оба" в почетное звание полноправных бенинцев. Несмотря на внушительный успех Эвеке не мог игнорировать силу шести "кварталов" Бенина и ликвидировать эдион. Он только поставил его под контроль, назначив главой совета (олиха) главу дружественной общины, пригласившей его отца в Бенин.
   Эвеке пошел на компромисс с родовой аристократией, предоставив ей часть власти в обмен на гарантию сохранения престола за своим линиджем, называвшегося эгбе умогун. Так, эдион из совещательного органа конфедерации племен бини превратился в олигархический институт в монархии Бенин. В обмен на верховную светскую и духовную власть его члены обрели право избирать обу из членов эгбе умогун и титулы, определявшие их долю власти во вновь созданной монархии. Возглавил совет олиха, проводивший церемонию коронации и единственнный из бини, имевший привелегию не преклонять колени перед оба. Эре являлся начальником стражи северо-восточных ворот Бенина и жрецом. Олотон выполнял функции казначея и докладчика, а также готовил коронацию. Эзомо совмещал функции жреца, судьи и военачальника, ему была делегирована власть обы на переферии Бенина. Остальные члены эдиона играли менее важную роль и управляли жизнью столицы. Доходы членов совета первоначально не зависели от монархии: главную их часть составляли поступления от членов клана. Только впоследствии, когда территория Бенина расширилась, они стали получать в кормление территории, половину дохода с которых оставляли себе, а вторую - отправляли ко двору в распоряжение олотона. Таким образом, обладая собственной материальной базой члены совета были прежде всего носителями титула, а не чиновниками, вознаграждаемыми за должность. Обладание титулом имело не личностный, а коллективный характер: правом на конкретный титул и должность обладал весь клан, а не его отдельный представитель. Так, должность олиха была закреплена за общиной, которая выступила инициатором приглашения Оранмияна навечно.
   Другим важным шагом Эвеке по укреплению своей власти было объединение всех потомков Оранмияна в единый клан-линидж, получивший название эгбе умогун. Претензии линиджа обы на ведущую роль обосновывались идеей о его особом, божественном происхождении от Одудвы, что обеспечивало им бессрочный мандат на управление Бенином. Развитие линиджа правителей превратило его в замкнутый аристократический клан, который существовал по собственным традициям и законам. В связи с этим оба редко сам возглавлял эгбе умогун, а его функции правителя часто вступали в противоречие с интересами клана, что приводило к длительным усобицам. Теоретически титул обы передавался от отца к старшему сыну, которым считался не первенец, а признававшийся таковым в соответствии с нормами половозрастной стратификации. Однако, уже третий правитель династии не соответствовал даже этой норме. В условиях не утвердившегося права биологического первородства оба часто оказывался представителем иной линии, чем его предшественник. Так, вплоть до середины XV века эта практика повторилась: в половине случаев трон наследовали братья и другие родственники. Круг претендентов на престол ограничивался принадлежностью к эгбе умогун, а не какой-либо из его линий, боровшихся между собой. Именно родовое обладание правом на власть стало причиной многих распрей. В то же время у народа не возникало ни малейшего ощущения незаконности таких правителей, поскольку аналогичные коллизии существовали на общинном уровне.
   Смерть сына Эвеке и борьба за власть внутри эгбе умогун позволила родовой аристократии взять реванш. Укрепившись на престоле новый оба Эведо постарался восстановить утерянные из-за распрей позиции монархии. Около 1255 года он перенес свою резиденцию из части района "шести кварталов" на новое место. Это вызвало их вооруженное выступление, закончившееся победой оба. Эведо постарался максимально использовать свою победу: он лишил эдион права раздачи титулов и ряда сакральных атрибутов, которые превратились в регалии монарха. Таким образом, Эведо укрепил религиозную составляющую власти оба. Однако, лишить старейшин "шести кварталов" полученных ими привелегий и связанных с ними функций Эведо не смог. Эдион стал существовать как узама нихинрон - коллегия выборщиков монарха. Таким образом, к середине XIII века единоличная власть была совмещена с коллективной, и эта схема управления просуществовала вплоть до ХХ века.
   Пользуясь ослаблением узама оба пошел на создание противовеса - новой, ненаследственной элиты - эгхаэбво н'огбе или дворцовой знати. Всего было учреждено 29 титулов, важнейшими из которых стали огиефа - жрец удачи правителя, увангуе - палатина и хранителя гардроба, эзекурхе - придворного хрониста, озодина и узо - блюстителей гарема. Дворцовая знать делилась на три группы, каждая из которых в свою очередь делилась на три категории по старшинству, формально воспроизводя систему возрастных рангов. К ним примыкали рассыльные оба, хотя они считались рангом ниже. Формально в ряды придворных мог попасть любой бенинец, но практика показала, что при дворе сосредоточилась менее родовитая чем узама знать.
   Первостепенные обязанности и задачи эгхаэбво отличались от титулов. В частности, дворцовая знать руководила наместниками в подчиненных Бенину землях, контролировала "царских" ремесленников. Придворные являлись советниками, администраторами, военачальниками и церемониймейстерами обы, а также отправителями ряда общегосударственных культов. Они кормились не столько за счет своих домохозяйств, сколько приумножали их за счет своей доли дани, военной добычи и судебных штрафов. При этом государственная деятельность эгхавбо часто дополнялась лоббированием интересов их кланов. Таким образом, противостояние монархии и родовой знати продолжалось в Бенине ввиде конкуренции узама с дворцовой знатью. Оно продолжалось вплоть до начала XIV века и закончилась победой придворных, которая выразилась в строительстве крепостных стен вокруг столицы.
   В начале XIII века Бенин зависел от государства йоруба Ифе, которое около Х века превратилось в центр культуры йоруба. Изначальная этническая и культурная близость, схожесть хозяйственных и отчасти социальной систем в сочетании с длительностью и многообразием связей привели к возникновению эдо-йорубской общности, в которой бини и йоруба играли главную роль. В эту общность были постепенно включены и переферийные племена- ицекири, ишан, исоко(эцако). Правители Ифе, носившие титул они, вплоть до середины XIX века обладали непререкаемым духовным авторитетом среди эдо и йоруба. В силу ряда причин в XIII веке политическое влияние Ифе упало. В землях йоруба гегемония перешла к Иджебу и Ойо, основанных выходцами из Ифе. Иджебу было основано йоруба под предводительством Огбороган(Обанта), ставшим первым авуджале(правителем), избиравшимся поочередно из 4 ветвей царского рода. Власть правителя ограничивалась советом вождей. Большую роль в управлении страной играл тайный союз Ошогбо, отправлявший ритуалы земли и наделенный политическими и судебно-карательными функциями. Ойо обрело независимость веком позже - в XIV веке, а ее правитель принял титул алафин. Его столица Катунга также считалась основаной выходцами из Ифе во главе с принцем Оранмияном (Оранйяном у ойо). Первоначально правители Ойо и Иджебы практиковали колонизацию окрестных территорий, следствием которых стало возникновение городов, представлявших подобие столиц. Так, сыном Одудувы, мифологического предка йоруба, был по подобию Ойо основан ставший впоследствии независимым город Иджеше.
   Несмотря на то, что на протяжении шестидесяти лет династия Оранмияна в Бенине породила трех энергичных правителей, много сделавших для укрепления монархии, последующие два века привели к существенному ослаблению монархии. Поскольку все права и привилегии оба вытекали из его сакральности, способом обретения и поддержания престижа стало постоянное и неуклонное исполнение целого ряда табу, набор которых идентичен для других государств Тропической Африки. Именно в стремлении к накоплению престижа, обусловленном иерархией ценностей архаического общества, заложена причина того, что, с определенного момента, правитель вынужден жертвовать элементами системы управления, передавая их под контроль своих родственников и знати, в обмен на обожествление своей власти. С каждым поколением потомки Оранмияна изолировались от внешнего мира и лишались возможности участвовать в жизни бини. Этот процесс превратил подданных оба в объект эксплуатации со стороны узама, а впоследствии и эгхаэбво, которые оттеснив на второй план родовую знать стали фактическими правителями Бенина.
  
   С правления Эвуаре Великого (вторая половина XV века) началась военная экспансия Бенина. В 1486 году в селе Угхотон португальцы основали факторию, на месте которой быстро вырос порт Гвато, через который осуществлялась торговля Бенина с Европой. Отсюда португальские миссионеры предприняли неудачную попытку христианизировать страну. Однако, получив доступ к огнестрельному оружию обы Бенина были мало заинтересованы в изменении внутреннего устройства своей страны, а тем более ее религии. Обы быстро поняли выгоды европейской торговли и вскоре превратили ее в свою монополию. Вооруженные мушкетами бенинские войска вошли в Иджеше, расположеный к северу от Ифе.
   В конце века оба Озолуа превратил авуджале Иджебу в своего данника и покончил с его претензиями на гегемонию к западу от Нигера. Это открыло путь бенинским войскам на запад.
   Несколько десятков лет спустя был построен военный лагерь на острове Эко, положивший начало Лагосу, где с конца века стали править ологуны. Первый ологун Ашипа был внуком обы. За полтора века империя охватила дельту Нигера и контролировало все побережье к западу от нее. 16 городов йоруба в области Экити попали в сферу влияния Бенина. Экспансия Бенина продолжалась пока его войска не столкнулись с армией Нупе(Биды), возникшей также в XV веке. В XVI веке Нупе стало быстро феодализироваться и создало боеспособную армию. Поражение Бенина в столкновенях с конницей Нупе привело к гражданской войне, занявшей первую половину XVII века. Четвертый ологун Лагоса установил прямые контакты с португальцами и стал независимым правителем.
   Смутами в Бенине воспользовались алафины Ойо, которые постарались стать главным партнером европейцев вместо ослабевшего Бенина. Поставив под контроль Ифе и Иджешу алафин Аджагбо захватил Иджебу и посадил там своего ставленника - Фасоджойе.К середине XVII века Ойо стало могущественным настолько, что оба Бенина согласился разделить с алафином контроль над городами Экити. Это случилось после битвы у города Отун. По этому разделу, города Адо и Акуре оказались западными форпостами Бенина, причем последний стал центром торговли с йоруба. Превращение области Экити в пограничную сделало ее главным поставщиком рабов на экспорт.
   Пользуясь ослаблением Бенина, в начале XVIII века алафин Оджига окончательно превратил авуджале Иджебу в своего вассала. В 1726 году войска алафина разбили армию Дагомеи и превратили ее короля в данника. После очередного похода войск Ойо в 1748 году правитель Дагомеи стали платить большую дань. Они также передали алафину работорговые порты к востоку от города Джакин. Стремясь закрепиться на берегу Бенинского залива алафины Ойо основали Эгбадо - область городов колоний, призванных защищать выход империи к морю от Дагомеи с запада и Бенина с востока. Экспансия Ойо на север была остановлена конницей Биды, исламизированного Нупе, переживавшего расцвет.
   В период гегемонии Ойо владения Бенина сузились, а европейцы прочно осели на побережье и стимулировали работорговлю. Одной из главных целей походов алафина стал захват рабов, которые продавались в европейские фактории на Невольничьем Берегу. Вскоре экспорт рабов стал главной торговой статьей. К этому времени владения Ойо охватили почти весь нижний Нигер. Работорговля способствовала расширению царской власти и товарно-денежного обмена. Тем временем, на побережье Гвинейского залива усилились промышлявшие посреднической работорговлей государства иджо Бонни (основано в начале XV века) и Брасс, эфиков - Калабар(объединившие поселения эфиков в начале XIX века). Только через Бонни вывозилось в конце XVIII века до 20000 рабов( 80% игбо). Благодаря специфике торговли невольниками организация городов приобрела особую структуру, приведшую к образованию социально-политических единиц - "домов", которые представляли собой объединение людей занятых торговлей и одновременно обеспечивающих ее охрану. Правители городов все более попадают под влияние глав домов, которые достигали своего положения в жестокой конкуренции.
   В конце XVIII века в Ойо и Биде вспыхнули гражданские войны, усилилось стремление их провинций к отпадению. Так, в последней четверти века от Ойо отпали Эгба во главе с местным вождем Лишаби, основавшим независимое государство, и Дагомея. В 1796 году Бида раскололось на две части с центрами в Гбаре и Рабе.
   Новый политический фактор изменил долину Нигера в начале XIX века. 21 февраля 1804 года суфийский шейх(шеху) из Гобира Осман дан Фодио(Усман ибн Фуди) объявил джихад. Его восстание было направлено против притеснявшей фульбе хаусанской знати, практиковавшей обращение в рабство кочевников, произвола чиновников и введения новых податей. Причиной объявления джихада стала измена ученика шеху Юнфы дан Нафаты, избранного при поддержке Османа царем(сарки) Гобира. В июне 1804 года повстанцы(муджахидины) разгромили отряд тяжелой гобирской конницы. У озера Квотто. После этого к ним присоединились аристократические роды фульбе - торонкава, сулибава, конни, а также жители Замфары. Группы поддержки шеху возникли в Кано, Кацины, Дауры и Зариа. В апреле 1805 года муджахидины заняли столицу Кебби и район города Гванду. Так возникла новое политическое образование на Нигере - халифат Сокото. К 1808 году власть шеху распространилась на все земли хауса, главную роль в управлении которым стала играть знать фульбе. Вслед за хауса халифату подчинились обе половинки Нупе, ставшие прямыми вассалами правителей Гванду. После победы шеху отошел от политической деятельности и умер в 1817 году в Сокото. Уже в 1812 году в Сокото возникла сложная иерархия управления во главе с двумя везирами, как правило близкими родственниками халифа, официально носившего титул амир ал-мумин. К этому времени сложилась структура султаната, который состоял из коронных земель (Сокото), включавших часть Кебби, Гобир, Замфару и Гвандо и царских эмиратов, число которых к середине века выросло двадцати (Кано, Кацина, зариа, Даура, Казауре, Борну и Вост. Борну, Илорин, Бида, Контагора, Явури, Агаие, Лапаи, Патеги, Лафиаги, Адамауа, Мури, Баучи, Гомбе, Кеффи, Насарава, Лафиа, Джемаа, Васе). Многие царские эмиры были потомками прежних царей - сарки, другие были выходцами из аристократии фульбе. В скором времени они образовали сословие титулированой знати - саракунов.
   Тем временем, в 1817 году против Ойо восстал ряд городов северных йоруба, которые обратились за помощью в Сокото. Вазир Гванду брат Османа дан Фодио Абдуллахи пришел на помощь восставшим, которые попали от него в зависисимость. Воспользовавшись слабостью правителей Илорина ему удалось посадить на его трон фульбе Абуссалами. Сын Абдуллахи Мухамман продолжил войну с йоруба. Однако, у него были и другие противники - Аргунга(остатки Кебби) и Боргу, которое стало главным противником везиров. Смерть Мухаммана в сражении с войсками противника, привела к широкомасштабному вторжению армии Боргу, атаковавшей одновременно Илорин и Гванду. С трудом новому везиру, брату Мухаммана Халилу удалось отразить нападение. Ему удалось справиться с кризисом, подавить восстания в Заберме, Ареве и самом Гванду.
   В 1836 году в Ойо вторглись войска сына Османа дан Фодио халифа Сокото Мухаммада Беллу, которые захватили и разграбили Катунгу. Вследствие этого государство алафинов распалось, но завоевателям не удалось закрепить свой успех из-за смерти халифа. Новый халиф Абубакар Аттику более стремился закрепиться на троне своего брата, чем присоединять земли северных йоруба, которые стали подвергаться нападениям сарки. Их нападения прекратились только несколько лет спустя после поражения войск Илорина под Ошогба, где их встретили отряды местных йоруба, к котором на помощь пришли войска Ибадана. Алафин Атиба перебрался на 130 километров к югу, где построил новую столицу - город Ойо. Ему удалось сохранить за собой южные районы своего прежнего государства, предоставив правителям Ибадана и Иджайи важнейшие посты( председателя госсовета и главного военоначальника). Постепенно власть алафина была узурпирована правителями Ибадана, который был основан выходцами из Ойо в 1830 году. Его возглавлял совет старейшин, избиравших из отставных военных вождей гражданского правителя бале, и полководца - балогуна. Став одной из двух провинций Нового Ойо Ибадан быстро занял главенствующее положение среди йоруба благодаря победе над войском Сокото при Ошогбо(1838 или 1841) и захвате городов Экити в 1854 году.
   Длительные войны Гванду с Борго и Аргунгой, а также династический кризис в Нупе не позволили везиру Гвандо Халилу использовать выгодную политическую ситуацию в землях йоруба. Зато ему удалось превратить династию царей Нупе в марионеток, за спиной которых стояли фульбе. После смерти везира фульбе объединили обе части Нупе вокруг новой столицы - Биды. Вскоре старая династия вымерла и эмиром Биды стал фульбе. В 1866 году новый эмир Гванду признал независимость Аргунги, но через пять лет война возобновилась, подрывая силы обеих сторон. Воспользовавшись усобицей, начавшейся в 1852 году, ибаданцы в 1855 году подчинили Ифе. Следом была покорена прежняя автономная провинция Ойо - Иджеша. Освободивщаяся от власти Ойо Иджебу стала главным поставшщиком рабов в середине века. Ее порты Эджинрин, Эпе и Икороду превратились в крупные невольничьи рынки. Через Икороду в Западную Африку ввозилась основная масса огнестрельного оружия. Разгром Иджайи в 1860-62 году сделал Ибадан гегемоном в Новом Ойо. Ему удалось в 1870 году подавить восстание в Иджеше. Но в 1877 году против Ибадана выступили города южных йоруба, образовавшие союз Экити парапо. В него вошли Иджеша, города Экити и Эгба.
   Часть йоруба из Ойо осела в Абеокуте, куда переселилось племя эгба под ркуководством Шодеке. Занимая ключевое положение на путях из области йоруба к Бенинскому заливу город быстро разросся и насчитывал в середине века 60000 жителей. Сюда в 1842 году даже переселились освобожденные рабы из Сьерра-Леоне.Его независимости угрожала Дагомея дважды нападавшая на город в 1851 и 1864 годах. С 1854 года правители города стали носить титул алаке. В Абеокуте преобладали антиевропейские настроения - в 1848 году оттуда были изгнаны миссионеры, а в 1867 произошел бунт. В середине 80-х годов власть алаке в Абеокуте была сменена советом по управлению эгба, который возглавил сьерра-леонец Дж.У.Джонсон.
   Распад Бидые и Ойо, образование султаната Сокото и гегемония Ибадана полностью прервали торговые связи Бенина с внутренними районами. Захват в 1854 году Ибаданом Экити привел к росту напряженности на западной границе Бенина.
  
   2. Культура эдо, урхобо и ицекири.
  
   Основа социальной организации эдо - болшесемейная община с патрилинейным родством, сохранением возрастных классов, полигинией. Она является собственником земли и распределяет между большими семьями участки. Семья всех племен эдо гетерогенна, а брак - вирилокален и экзогамен. Жених у некоторых племен(ицекири) платит за невесту небольшой выкуп. Общины объединялись в вождества, называемые кланами. Их редводители носили титулы ови и окпако. Всего существовало 16 таких автономных кланов. В канун появления европейцев у урхобо и исоку стала складываться надобщинная власть титулированных старейшин и верховного правителя и его линиджа. У ицекири и бини она существовала уже давно - с XI-XV веков. Уже с XII века среди бини известно домашнее рабство военнопленных, которое в XVI веке стало нормой торговых отношений с европейцами. В XIX веке развился институт кабального должничества, культивируемый местными торговыми домами.
   Согласно цензу 1952 года в провинции Дельты проживало 590966 жителей, из которых 244775 или 41,42% составляли урхобо. Еще 97000 урхобо проживале в Лагосе и 20 других районах Западной Нигерии. Площадь Страны Урхобо, второго по величине района, составляет 1684 квадратные мили с населением 323315 человек. Плотность населения в районе достигает 192 человека на квадратную милю. Численность ицекири (ивэрэ) - 40000 человек.
   Основным занятием урхобо, как и других племен эдо, было ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, масличная и кокосовая пальмы, овощи, бананы, кукуруза). Главными товарными продуктами в колониальную эпоху стали хлопок, каучук и какао. С доколониальной эпохи эдо вывозили древесину и пальмовые продукты. Скотоводство развито слабо. Крупный рогатый скот есть только у традиционной знати. В основном распространены козы, овцы и домашняя птица. Рыболовство и добыча соли были развиты только у ицекири и ишан.
   Охота имеет больше ритуальное значение. Ремесло к приходу европейцев у эдо еще не отделилось от земледелия. Из ремесел у эдо были разиты ткачество( ишан), гончарство, обработка дерева и металла(железо - ишан), плетение, а у ицекири - изготовление лодок. У племен эдо важную роль играет простой товарообмен, причем ицекири превратились из рыболовов в компрадоров. Земледелеием у ицекири занимались только рабы из племени урхобо.
   Образ хозяйствования определил проживание урхобо небольшими поселениями, которые по мере истощения почв медленно перемещались по дельте.
   Традиционные поселения эдо - кольцевой планировки, расположены вдоль троп и на расчищенных от леса землях, вдали от воды(ишан) и линейные. Их центром является "общий дом" и святилище. Их одноэтажные трехкамерные жилища имеют в плане прямоугольник, а основу - жерди(ишан) или плетень в качестве каркаса или столбы. Снаружи и изнутри стены обмазываются глиной. Двух- или четырехскатные крыши делаются из соломы, дранки или пальмовых листьев нависает над двором, образуя веранду. Большая семья обладает количеством домов, равным числу ее полноправных, самостоятельных членов. Ее территория огорожена.
   Традиционные праздники эдо связаны с аграрным и жизненным циклом отмечаются танцами под музыку. Главные музыкальнык инструменты у эдо - барабаны, рожки, колокольчики и кастаньеты. Наиболее важные праздники отправлялись у бини самим обой, который обладал джа-джа - магическим духом. Вследствие неразвитости отношений жречество у эдо развито слабо, но в каждой деревне есть рассказчики - хранители мифологии и исторических легенд. У бини важную роль играл тайный союз - окерисон. Традиционные культы - предков, верховного правителя эдо(обы), божеств(верховный бог - Оса), сил природы и тотемов.
   Согласно воззрениям ишан, ицекири и урхобо, их предки переселились из Бенина, который они называли Ака, в XV веке. Однако, ицекири в своей основе являются "бинизированными" йоруба, подвергшимися европеизации, начиная с начала XIX века. Часть ишан происходит от других племен ква - нупе, игала, йоруба, ибо, ицекири, ивбиосакон, а урхобо - от иджо, ибо и эроуа.
  
   3. Европейцы, урхобо и королевство Уарри.
  
   В 1472 году португальские каравеллы появились в Бенинской бухте. Вслед за этим открытием появились торговцы и миссионеры из Лиссабона, с которыми, в скором времени, стали конкурировать немцы, датчане, французы, голландцы и англичане( с 1533 года). На протяжении последующих 420 лет меновая торговля между европейцами и ицекири была основой контактов двух цивилизаций. Торговому городу-государству ицекири Але-Ивере португальцы дали название Уарри. Согласно традиции, оно было основано сыном бенинского овы Гинувы в середине XV века незадолго до появления португальцев. Он стал первым правителем этой страны - олу. Не обладая мощной экономико-демографической базой, олы Уарри всегда признавали сюзеренитет Бенина, что не мешало им проводить собственную политику в отношении европейцев. Уже в следующем веке Уарри становится важным центром работорговли, а в конце XVI века здесь появляются католические священники и церкви. В следующем веке большинство ицекири были обращены в католичество, а некоторые даже торговцы писали и читали по португальски. С этой поры около 10% словарного запаса ицекири заимствованы из европейских языков.
   С началом смут в Бенине Уарри вступает в тесный союз с Португалией. В 1740 году сын олу провел 10 лет в Португалии, получав там европейское образование.Упадок Португалии не сказался на поцветании Уарри. На рубеже XVIII и XIX столетий в правление олу Эреджувы и Акенгбувы их город превратился в процветающий центр работорговли. Торговая экспансия ицекири была направлена в бассейн реки Бенин и Страну Урхобо, жителей которых обращали в невольников и продавали европейцам. Однако, вскоре этому процветанию наступил конец. С запретом работорговли Уарри начинает вывозить пальмовое масло и в 30-50х годах полностью контролирует экспорт Страны Урхобо. Однако, затяжной политический кризис, вызванный борьбой за трон между различными коленами рода олы, религиозные распри и постоянное вмешательство европейцев во внутренние дела Уарри привели к основанию родственником олу и главой дома Олому нового торгового центра в устье Бенина Брохеми, перехватившему торговлю Уарри.
   В 60-е годы XIX века Олому(1810-1883), происходивший из династии олу, вместе с выходцами из Джакпы основал город-ставку Брохеми, который вскоре монополизировал всю торговлю пальмовым маслом страны урхобо, оттеснив на задний план Уарри. В 1879 году Олому был назначен британским консулом "губернатором реки Бенин".Он наделялся правом собирать пошлины и разрешать торговые споры между европейцами и туземцами. Олому проводил независимую политику и часто высылал британских торговцев с реки Бенин. Попытки христианских миссионеров основать миссии также натыкались на сопротивление олу.
   После смерти Олому его наследником стал Нана Эриомала Олому, создавший обширную торговую империю. Он пошел по пути отца и вступил в контакты с ними и получил от них отцовский губернатора, став, тем самым, главным проводником британского влияния на территориях эдо. Вследствие моральной поддержки со стороны доминирующей европейской нации он смог быстро расширить влияние на Страну Урхобо. Понимая, что без англичан им не осилить Брохеми, олу Уарри пошли на капитуляцию - в 1885 году согласился на английский протекторат.
   О хинтерланде Бенинской бухты, который населяли Урхобо, европейцы знали только со слов африканских торговцев, в основном, из племени ицекири. На протяжении многих лет европейцы на гвинейском береге хотели установить связи с племенами, непосредственно производившими пальмовое масло, но африканские торговцы-посредники, которые контролировали берег океана всячески препятствовали этому. Их политика оказалась успешной урхобо и европейцы встретились только через 420 лет после появления последних у берегов Бенина. Полная изоляция урхобо от европейцев обеспечили Уарри четыре века безбедного существования, основанного на посреднической торговле. Как агенты-посредники многие ицекири скопили большие богатства и обрели большую власть над местными вождями, благодаря которой могли препятствовать проникновению европейцев в страну урхобо. Стремясь сохранить свою монополию на торговлю, они враждебно встречали европейцев и часто силой поворачивали их обратно. Среди европейцев они распространяли слухи о жестокости собо, как они называли урхобо, а последних пугали алчностью европейцев. Поэтому вполне естественно, что во внутренних районах Страны Урхобо на рубеже ХХ века целые селения при приближении британских патрулей прятались. Однако, на протяжении колонизации Страны Урхобо ни один европеец (консул, торговец или миссионер) не были убиты.
   Одно из первых сообщений об этом народе сделал португалец Дуарте Пачеко Перейра (Duarte Pacheco Pereira), который описал реку Форкадос (Rio Dos Forcados) и густонаселенную страну Субу (Subou). В 1839 и 1840 годах доктор Даниэл и Джон Бикрофт плавали по реке Бенин и пытались что-либо разузнать об Урхобо и их стране. Даниэль впоследствии писал, что страна Субо состоит из живописных, плодородных равнин, расположенных на тридцать миль ниже Реджио. В апреле 1840 года Бикрофт предложил использовать реку Бенин как фарвартер для судов, следующих в Нигер, для обхода болот его дельты. Он доказал проходимость этого маршрута. Потом он поднялся вверх по реке, исследуя ее судоходность и достиг Страны Урхобо, о которых сообщил, что достиг нижней долины реки - части королевства Бенин, которое называется Суба.
   Доктор Уильям Бальфур Байки, описывая свое путешествие по Нигеру, впервые описал Урхобо как людей страны Собо, являющихся данниками Бенина,, которые говорят на своем языке и привозят пальмовое масло для торговли с кораблями. В 1863 году сэр Ричард Фрэнсис Бартон подтвердил правильность соображений Бикрофта и отметил, что Суба занимают значительную часть между Або на Нигере, рекой Уарри и южным рукавом Бенина, ограничивающим страну с севера. От Уарри до Суба можно было доплыть на гребном каноэ за один день.
   Пятьдесят лет спустя после попытки Бикрофта европейцы почти ничего не знали об Урхобо. В 1890 году сэр Альфред Молоней, губернатор Лагоса, сообщил о том, что бенинцы, джакри и иджо сообщают о племенах иссобо или собо, которых называют давними данниками Бенина. По их сообщениям, этот народ занимается сельским хозяйством, производством масла и процветает, а их язык очень близок к языку бенинцев. Примерно в это же время Разведотдел военного министерства (the Intelligence Division of the War Office) Великобритании отметил, что собо и бини занимают страну к северу от Уарри и западу от Нигера по реке Бенин. Они описывались как темнокожий земледельческий народ, являющийся данником короля Бенина.
  
   4. Англичане на берегах Нигера
  
   Уже с 1809 года в Гвинейском заливе стала действовать британская Африканская эскадра. В 1842 году были открыты первые английские миссии в Бадагри, Абеокуте и Калабаре. В 1849 году в Бенине было открыто британское консульство. 20 ноября 1851 года с 4 английских канонерок началась высадка десанта на остров Лагос, население которого насчитывало 25-30 тысяч человек. Армия ологуна(правителя) Лагоса Косока насчитывала 5000 воинов с 50 пушками и заставила десант отступить. В течение месяца английская эскадра в составе железного парахода, 6 канонерок и военного транспорта с 400 пехотинцами пыталась овладеть городом. Только в конце декабря 200 морским пехотинцам удалось высадиться на берег. При поддержке корабельных орудий в Лагосе завязались бои, во время которых город сильно пострадал от пожаров. Вытеснив защитников англичане разрушили покинутый жителями город. По договору 1852 года с ологуном англичане получили полную свободу действий. В 1854 году был навязан договор о землеустройстве, а с 1859 года на все владения ологуна распространилась юрисдикция британского консула.В 1861 году англичане под предлогом борьбы с работорговлей заняли Лагос, который через год стал королевской колонией, с 1866 года подчиненной губернатору Сьерра-Леоне.
   В 1870 году на Нигере начались военные действия против основанного за год до этого государства иджо Опобо. Его основатель Джа-джа (Джуга-Джубогха) был главой одного из домов Бонни, которые запретили 10 торговым фирмам скупать пальмовое масло. Джа-джа переселился с 14 сподвижниками из Бонни. В ноябре против Опобо были направлены канонерка и флотилия катеров, которые обстреляли селения, но результатов не добились. 4 января 1873 года англичане были вынуждены признать независисимость Опобо и заключить с Джа-джа договор, запрещавший строить англичанам склады и фактории на территории Опобо и ограничивавший свободу торговли.
   После покупки голландской Эльмины в 1874 году была образована колония Золотой Берег, в подчинение которой перешел Лагос. Еще через пять лет была основана Компания Нигера, основной задачей которой стала монополизация торговли с долиной Нигера. Тогда же английские власти вошли в альянс с Брохеми, поставив под определенный контроль торговлю Бенина. Администрация Компании Нигера посчитала возможным нарушить соглашение с Джа-джа и начала строить торговые посты на реке Ква-Ибо. Несмотря на неоднократные обращения в Форин Офис Джа-джа, его требования игнорировались. В феврале 1883 года отряды Опобо были отправлены в долину Ква-Ибо и закрыло свои границы для англичан. Готовясь к экспедиции против Опобо, в 1884 году англичане установили протекторат над Калабаром и Бонни, контролировавшими основные торговые пункты Гвинейского Залива, а еще через год - над Уарри. Однако, в последующие три года Джа-джа сорвал попытки Компании Нигера проникнуть на рынки пальмового пояса Нигера. В 1885 году он заключил союз с вождями Брасса о взаимной помощи против англичан. При этом он опиралася на недовольство домов действиями английской компании. Благодаря этому, он в следующем году склонил Калабар и Бонни к бойкоту английских торговцев, что послужило предлогом для англичан ужесточить контроль над этими государствами. В июне 1885 года был создан протекторат Масляных Рек (Oil Rivers Protectorate), охвативший берег Бенинского залива от Лагоса до Рио дель-Рей. Он подчинялся Форин Офису, который назначал своих представителей - консулов для контроля за политикой "суверенных" государств Калабара, Опобо, Бонни, Брасса, Уарри и Брахини. Готовясь к войне с Опобо, британские чиновники превратили правителей Бонни и Калабара в своих марионеток, сохранив им видимость власти. В январе 1886 года Лагос стал отдельной колонией, а в июле того же года компания Нигера получила хартию и стала называться Королевской. Она монополизировала всю торговлю по реке вплоть до Локоджи и являлась представителем интересов британской короны в районах, контролируемых ею. Остальная часть территории оставалась под контролем Африканской ассоциации.
   Эта реорганизация позволила сконцентрировать усилия колониальных властей против непокорного правителя Опобо. В августе 1887 года английские канонерки и катера смогли неожиданно прорваться к столице. Под дулами их орудий Джа-джа был навязан новый договор, предоставлявший англичанам полную свободу действий в его стране. Но правитель Опобо не сдался. Он тянул с выполнением условий соглашения, постепенно стягивая к столице своих солдат. К началу сентября Джа-джа имел в окресностях своей ставки 4000 воинов и 50 боевых каноэ. 700 воинов, вооруженных современными винтовками и артиллерией, вошли в столицу и составили ее гарнизон. Английские представители ретировались на корабли, которые начали обстрел войск Джа-джа. Однако, последние легко отразили английский десант.
   Тогда, англичане пошли на хитрость: они пригласили Джа-джа на переговоры, где взяли его под стражу. Тем временем, к Опобо была подошла почти вся Африканская эскадра, корабли которой разрушили артиллеристским огнем город и его укрепления. Потеряв своего энергичного вождя, торговая "империя" Опобо не смогла отразить новое вторжение. Ставка Джа-джа была занята морской пехотой и превращена в дистрикт протектората Масляных Рек. В октябре Джа-джа был приговорен к ссылке на остров Сент-Винсент за подрыв европейской торговли, где он умер в 1891 году. На территории переданой Королевской Компании Нигера был создан протекторат дистриктов Нигера, аппарат которого уже через два года смог без труда справиться с большим восстанием иджо.
   Тем временем, в 1888 году алафин, стараясь выйти из-под контроля Ибадана, подписал договор с англичанами договор о протекторате. При его поддержке в 1892 году англичане поставили под свой контроль Иджебу и смогли оказать поддержку антиибаданской коалиции. В 1893 году восставшие южные города йоруба нанесли армии Ибадана поражение. В августе 1893 года, чтобы избежать гибели города, его правители признали британский протекторат, а в договор алафина был включен пункт распространявший протекторат на всех его номинальных вассалов-йоруба. Тогда же совет Абеокута подписал договор о защите с губернатором Лагоса Дж. Т. Картером. Он предусматривал свободу торговли и поддержку деятельности христианских миссий.
   В 1893 году Королевская компания Нигера поглотила Африканскую ассоциацию, а прежний Протекторат Масляных Рек) был преобразован в Протекторат Берега Нигера (Niger Coast Protectorate) с центром в Калабаре. Два из шести консульских дистриктов были развернуты на реках Бенин и Форкадо. Вскоре консульский дистрикт с Форкадо был переведен на реку Уарри, где издавна существовал крупный торговый центр, населенный ицекири. Для установления контроля над долиной Бенина был направлен правительственный агент капитан Х.Л. Галловей.
   Два консульских дистрикта бассейнов Уарри и Форкадо стали плацдармом для проникновения в хинтерланд. В целях обеспечения эффективного контроля за территориями протектората возникла необходимость в создании констабуларии - военизированной полиции, посты которой были развернуты вовсех дистриктах. Основные ее силы располагались в Калабаре, а численность составляла 80 человек. Набранных из хауса. В октябре 1891 года капитан Галловей совершил рекогносцировку вдоль масляных рынков Урхобо на реке Этиопи и изучил места, где можно было бы развернуть вице-консулаты, посты и бараки констабуларии. Так, в 55 милях от Бенина он обнаружил удобное место для вице-консулата в небольшой торговой деревушке Урхобо Сапеле, расположенной на левом берегу Этиопи недалеко от ее устья. Он был первым европейцем, который проник в Страну Урхобо, бросив якорь у Ико. Его в тот же день посетили несколько местных вождей. Потом он, сопровождаемый улыбающейся тысячной толпой туземцев, посетил старшего вождя, который был очень рад, увидев белого человека, впервые посетившего Страну Урхобо. О результатах своей поездки Галловей сообщил майору Макдональду. Уже в ноябре последний посетил Сапеле и полностью согласился с мнением капитана. Местные жители согласились предоставить англичанам столько земли, сколько им надо. Так было положено начало возникновению Сапеле.
   Воспользовавшись появлением англичан вожди Урхобо из Абраки, расположенной к северо-востоку от бенинского консульского дистрикта (the Benin Consular district) заключили договор о защите с Ее Величеством Королевой Великобритании. В это же время на юг и юго-восток от Страны Урхобо консулом из Уарри было заключено еще 14 таких договоров. Однако, этим скромным достижением и ограничились успехи консулов. Это во многом объяснялось противодействием Наны, охранявшим свою монополию на власть в Стране урхобо.. Однако, как следует из ранних договоров о защите, британские власти не ожидали возникновения формального права для их проникновения в хинтерланд. Так, в 1892 году был учрежден вице-консулат в Сапеле. Там была размещена не только штаб-квартира вице-консула, но и тюрьма и казармы.
  
   5. Уничтожение Брохеми
  
   Дальнейшему проникновению британцев в долину Бенина и его притоков препятствовали два туземных государства - Брохеми и Бенин, которыми правили Нана Эриомала Олому и оба Бенина Идугбова Овонрамвен Ногбаиси (Непобедимый).
   Опираясь на наследие отца, Нана монополизировал торговлю и контролировал местную политику в долины Бенина. В 1884 году Нана был, как и его отец, признан англичанами губернатором бассейна Бенина. Тогда же он согласился подписать с англичанами договор о протекторате, из которого были изъяты статьи позволявшие английским миссионерам и торговцам свободно передвигаться по стране.. Расширения влияния Брохеми на Страну Урхобо Нана достиг благодаря тому, что его мать была из влиятельного клана Урхобо Агбаму-Элемодия. Этот клан проживал в Эффуру, что всего в пяти милях от Уарри. Этим происхождением мог гордиться любой вождь. Многие европейцы - путешественники, миссионеры, исследователи и чиновники, встречались с вождем по различным поводам и отмечали его выдающуюся личность, ум, богатство и гостеприимство.
   Сферой коммерческих интересов Наны была торговля пальмовым маслом. Знание языка урхобо в сочетании со свободной манерой поведения дали возможность Нане установить приятельские контакты почти со всеми торговцами маслом Страны Урхобо. Уже его отец Олому, сочетая насилие и подкуп, смог обеспечить за собой львиную долю поставок из хинтерланда. После многих лет господства на рынке Нане удалось установить почти абсолютную монополию на экспорт пальмового масла. Организация торговой и транспортной сети Брохеми строилась на рейсы каноэ по рекам страны Урхобо. Контакты агентов Олому и его сына сводились к меновой торговле с местными кланами и встречам их вождями в ставке у устья Бенина. В большинстве случаев торговые походы каноэ по стране Урхобо были мирными. Тем не менее, причиной недовольства Наной среди вождей хинтерланда стали конфликты его лодочников с урхобо из-за долгов. Другой причиной стало широкое недовольство ицекири, соплеменников Наны прочным монопольным положением Брохеми на рынке пальмового масла. Оба конфликта медленно назревали и привели к падению прежде могущественного вождя. Это произошло задолго до широкого проникновения европейских торговцев через Уарри и Сапеле в Страну Урхобо.
   После установления торговой гегемонии Нана старался создать государственный аппарат, центром которого стали его фактории. Контролируя экспортную торговлю и основные водные, являясь самым богатым и влиятельным человеком долины Бенина владетель Брохеми постарался опутать долговыми узами не только конкретных лиц, но и целые общины.
   Однако, его эмиссары оказались неспособными создать прочную структуру власти по целому ряду причин:
   1. многие агенты Наны были ицекири и воспринимались урхобо как чужаки,
   2. главной задачей лодочников из Брохеми была скупка масла, а не прямое управление подвластными общинами,
   3. в условиях родовых общин политика закабаления вызывала резкий протест всего клана. Таким образом, власть Наны была сильна только в случае, если у него в руках оставались монополия на престижные(европейские) товары, контроль за водными путями и доступ к огнестрельному оружию.
   Уже в 1891 году, благодаря проискам ицекири, Нана был лишен звания губернатора реки Бенин. Это мотивиривалось англичанами тем, что будет учрежден дистрикт. Тем не менее, обиженный Нана открыто не препятствовал британцам, но в течение двух месяцев после учреждения протектората он чинил препоны путешествию капитана Галловея в Страну Урхобо. В записях капитана есть упоминание, что вождь поддержал его мнение об учреждении поста в Сапеле. По-видимому, помогая Галловею, Нана рассчитывал стать главой английского консульства. Когда этот план не удался, правитель Брохеми изменил свое поведение. В конце 1893 года вице-консул басейна Бенин обнаружил нарастание враждебности Наны. Это проявилась в действиях лодочников Брохеми, подстрекавших местное население бойкотировать английских торговцев. Летом 1894 года Нана вообще запретил европейцам посещать его земли, а также перестал продавать пальмовое масло по ценам, диктуемым англичанами.
   Для того чтобы понять причину изменения отношения Наны к британцам, следует понять ситуацию на реке Бенин. Уже к моменту появления Галловея Нана в значительной степени потерял популярность среди задолжавших ему туземцев, благодаря алчности своих агентов. Лишение почетного титула губернатора бассейна Бенина это только усугубило. Нана полностью осознал губительность политики английских властей с их принципом "свободы торговли" для торговой "империи", основанной его отцом.
   Первоначально, меры противодействия предпринятые Наной и его агентами имели успех, но в июле 1894 года Брохеми потерпела полный крах. Формальным поводом для развязывания войны англичанами стало незначительное событие. Из-за непоставки 200 бочек пальмового масла торговые агенты Наны захватили в заложники пятнадцать Урхобо, включая жену местного вождя, который обратился к консулу за помощью. Несмотря на требования британских властей Нана продолжал удерживать заложников. Английские власти расценили это событие как акт пиратства и работорговли и направило против него экспедицию, целью которой было уничтожение Брохеми.
   6 августа английская канонерка и 6 катеров поднялись по рекам Уари и Бенин. Они неожиданно обстреляли и сожгли ряд прибрежных селений, где располагались фактории брохеми. Всего было уничтожено 70 таких пунктов. Попытки Наны урегулировать конфликт успеха не имели и он стал собирать своих сторонников, число которых было велико и достигало 15000. 24 августа в Брохеми прибыла морская пехота Африканской эскадры. 25 августа солдаты Наны в 1,5 милях от его ставки обратили в бегство английский патруль, неожидавший встретить столь многочисленного неприятеля. 29 августа был высажен новый десант в составе 356 человек, но морские пехотинцы не смогли сломить сопротивление солдат Брохеми и отошли на корабли. 18 сентября к нападающим присоединились еще 2 крейсера и канонерка. 21 сентября был высаен новый десант из 300 человек, которые были встречены 5000 ополченцев Брохеми с пушками Наны. Двое суток англичане обстреливали Брохеми, который к 23 сентября был полностью разрушен. После этого защитники Брохеми, погрузив свои пушки на корабли, отступили в направлении Бенина, преследуемые английскими войсками. Они дали еще два боя - у Аятито( в 15 километрах от Брохеми) и Окотабо на реке Аддубрасси. Прибыв в Бенин Нана не получил поддержки от обы, который был озабочен внутренними делами и не захотел помочь прежнему сопернику. В октябре Нана сдался и был отправлен в ссылку на Золотой Берег. В декабре 1894 года, напоминая о своем участии в установлении британского протектората, Нана во время пребывания в Калабаре напомнил Галловею о своих заслугах: "Я помогал правительству, когда оно решило установить свой пост в Сапеле" .Только в 1906 году он смог вернуться на родину.
   Торговая "империя" Брохеми пала и была включена в протекторат, но монополия ицекири из Уарри на торговлю маслом так и не была восстановлена.
  
   7. Англо-бенинская война
  
   Уничтожение Брохеми открыло дороги внутри страны для английских чиновников, торговцев и миссионеров. Уже в 1895 году английский пост в Сапеле приобрел такое значение, что туда была перенесена вся деятельность бенинского вице-консулата. На прежнем месте оставалась только таможня. Закрытие бенинского вице-консулата имело историческое значение и ознаменовало переход англичан от торговой к территориальной экспансии в долине Нигера. Это означало конец фактории, просуществовавшей 433 года и конец посреднической деятельности ицекири. Ликвидация Брохеми развязало руки британским политическим агентам для заключения договоров о защите с вождями урхобо. Этим было положено начало установлению английской администрации. Однако, еще несколько лет не предпринималось никаких конкретных шагов для установления тесных связей между консульской властью и урхобо. Одной из причин этого стал вопрос о разграничении территорий между властями протектората и Королевской компанией Нигера, а другой - наличие второго центра власти - Бенина..
   Еще в 1889 году, когда майор Макдональд был назначен комиссаром, он предложил четко разграничить земли в дельте Нигера и долине Форкадос. Только два года спустя, когда майор был назначен для создания правительства протектората, он постарался согласовать в Лондоне границу, получившую название Временной Пограничной Линии (Provisional Boundary Line). Она оставляла Страну Уроба в пределах протектората Нигера. Описание этой границы было следующим:
   "К западу от реки Нигер линия начинается в середине устья реки Форкадос и следует по ее середине до устья Уарри Крик и далее по ее середине до точки, расположенной в 2,5 милях от устья в направлении Огби и Экиабодо. От этой точки линия идет строго на северо-восток 10 миль, а затем на север на 50 миль. Таким образом, страна , лежавшая на запад от этой линии, полностью оказалась в границах протектората, а на восток - во владениях компании Нигера".
   Фактически, эта граница не существовала вплоть до падения Брохеми. Договора о защите, заключенные консульскими агентами в 1895 году, поставили под контроль протектората пять селений урхобо, расположенных к востоку от линии Макдональда. Как позже выяснилось, агенты компании также заключили договора с этими селениями. Это вызвало серьезные трения между Форин Офисом и Компанией Нигера. После долгих препирательств обе стороны были вынуждены признать, что взяли под защиту одни и те же населенные пункты. Экспедиции сэра Джона Кирка, направленной для изучения причин нападения на Акассу племенами с Брасса, было поручено изучить положение в селениях урхобо.
   В июне 1895 года сэр Джон сообщил о невозможности разрешения спора в ту или иную пользу, поскольку спорный район был вне контроля как протектората, так и Королевской компании Нигера. После изучения реки Этиопи и ее притоков и Асе крик к востоку от нее сэр Джон посчитал нужным соощить, что реальным рубежом в этом районе должна быть река, а не прямая линия. Однако, еще в 1896 году на северо-востоке Страны Урхобо в Абраке был создан пост протектората.
   Туда был назначен африканец Том Фаладо с двумя помощниками. В его функции входило использование туземцев для государственных нужд, поощрение торговли пальмовым маслом, выращивание других экспортных культур и информирование властей протектората о местных событиях. Уже в 1897 году Фаладо получил должность политического агента. Однако, после ряда инспекций выяснилось, что этот наглец часто отлынивает от своих обязанностей. В марте 1898 года консульский чиновник Бенинского дистрикта Генри Лайон сообщал в Сапеле, что арестовал Фаладо, который пользуясь властью сжигал и грабил селения туземцев в районах Абраки и Куэле.
   После разгрома Брохеми возникла ситуация, когда британские чиновники вступали в открытую конфронтацию. Это продолжалась целых два года - с конца 1895 по ноябрь 1897 года, пока Форин Офис, ссылаясь на распоряжение лорда Солсбери, приказал главе протектората сэру Ральфу Муру всеми способами остановить столкновения вдоль временной пограничной линии.
   Ральф Мур отдал распоряжения консульским чиновникам сократить до минимума посещения левого берега реки Этиопи и внутренних районов Страны Урхобо. Он отметил, что это решение является шагом назад в установлении британского контроля над урхобо. Вместе с тем, он надеялся в скором времени восстановить положение и поэтому продолжал выплаты союзным вождям. Запрет на передвижение агентов далее чем на 15 миль к северу от Сапеле или у Уарри к югу выводили из-под контроля консулов Сапеле и Уарри основные районы, контролируемые ранее Наной, хотя, по мнению властей протектората, на них распространялось их "право завоевания" после падения Брохеми.
   Контроль за Страной Урхобо был неполным, поскольку она формально оставалась под сюзеренитетом Бенина. В 1888 году на трон взошел оба Идугбова, получивший титул Непобедимый (Овонрамвен Ногбаиси). Ему сразу же пришлось столкнуться с сепаратистами: в 1889 году он подавил восстание в Акуре, который был взят и разграблен. Этот погром сильно подорвал и без того захиревшую торговлю с землями йоруба. Новое восстание против власти обы произошло в 1896 в городе Агборе, населенном ика, и было также жестоко подавлено.
   В 1895 году Королевская Компания Нигера захватила Брасс, где в 1886 году ею была построена укрепленная фактория у города Туон. В результате была подорвана почти вся торговля Брасса. Тогда правитель Фредерик Ульям Коко(с 1888 года) и вожди Туона и Окпомы собрали 1500 воинов на 50 каноэ и 29 января атаковали главный порт компании Акассу. Захватив город, они разрушили факторию: 24 англичанина были убиты, а 70 попали в плен.19 февраля на реке появились 3 корабля Африканской эскадры. 22 февраля англичане обстреляли прибрежные селения и высадили десант в Нембе - столице Брасса. 25 февраля бомбардировке и разрушению подверглись Туон, Окпома и Эвоама. К голоду прибавилась эпидемия оспы. Только в конце 1896 года Королевская Компания Нигера установила свою власть над опустошенным Брассом. Захват англичанами Брохеми, Иджебу и Брасса поставили перед англичанами вопрос о подчинении Бенина.
   Согласно политическим воззрениям Урхобо у них было два акпо - сюзерена. Первым из них был бенинский оба, который признавался акпо задолго до прихода англичан. Вторым акпо стали Ойинбо - мир белых людей, свергнувшие власть Брохеми. Эта власть для урхобо было менее понятна, но более связана с материальным миром. Власть Наны опиралась на богатство и силу, а оба являлся сюзереном и волшебно-религиозным вождем племени (джу-джу). Даже после его пленения, многие туземцыне верили в возможность белых одолеть джу-джу обы, превратившего его в дух. С исчезновением двух главных источников местной власти урхобо не имели другого выбора, как признать власть завоевателей.
   3 января в Угхотоне высадился британский отряд в 260 человек. Через 3 дня против них выступил отряд из 1000 бенинских воинов под командой овеассери (военачальника) Ологбошери. В бою, состоявшемся 7 января, бенинцы атаковали англичан, половина из которых погибла. В феврале к берегам Бенина подошли семь кораблей Африканской эскадры с 1500 солдатами на борту. 12 февраля главные силы англичан атаковали на реке Ологбо отряды 6 военных вождей и гвардию правителя. После этого сражения под Угхотоном прошли еще два крупных столкновения. У Аро-Олокун отряд овеассери Эбеикинмвина разбила отряд английской морской пехоты. У Сапобара колониальные части при поддержке трех военных кораблей атаковали гвардию обы под командованием Асоро. 17-18 февраля на подступах к Бенину произошло последнее сражение, в котором бенинские войска были почти полностью уничтожены.
   19 февраля 1897 года англичане после бомбардировки вошли в Бенин, разграбили и сожгли его. Оба и его полководцы еще полгода продолжали борьбу, но потом сдались. Овонрамвен был сослан в Калабар и умер там в 1914 году. 20 апреля 1899 года в южных и восточных районах Бенина вспыхнуло восстание во главе с овеассери Ологбошери и военных вождей Эбохуна и Овиаваре. К ним присоединились сын обы Аигуобасимвин с 20 племенными вождями. Вплоть до 16 мая повстанцы отбивали атаки карателей. Наиболее серьезные бои развернулись в Окемуе, где засел Ологбошери. Только в конце мая он попал в плен, а 28 июня он был казнен. Вскоре умер от ран Овиаваре, а Аигуобасимвин сдался в плен. С этим было ликвидировано последнее препятствие к установлению британской власти в Стране Урхобо.
   После падения Бенина в 1897 году окпо Ойинбо оказалась единственной. Власть агентов консулатов теоретически сменила номинальный сюзеренитет обы, но она не охватывала всех урхобо из-за неясности границы. Деятельность Королевской Компании Нигера в восточной части Страны Урхобо свелась к заключению договоров и редким рейдам патрулей. Таким образом, в этом районе образовался политический вакуум после исчезновения Брохеми и Бенина. В условиях нестабильности и хаоса, связанных с военными действиями вокруг мест их расселения, урхобо оказались предоставленными сами себе.
  
   .8. Англичане в Стране Урхобо
  
   Не имея возможности мирно разрешить пограничный конфликт с Королевской Компанией Нигера, Форин Офис приказал чиновникам протектората воздержаться от посещения спорного района Страны Урхобо. Это нарушало работу консулатов, поскольку раздел Страны Урхобо резко ослаблял эффективность администрации.Однако, агенты протектората продолжали посещать селения урхобо и укуани, заключая все больше и больше договоров о защите. Главные вожди селений считали себя суверенными правителями и не видели помех к заключению этих соглашений. Наоборот, вступая в контакты с англичанами, как равные, они поднимали свой авторитет в глазах соплеменников и в обмен на ничего незначивший для них клочок бумаги получали ежегодную денежную пенсию.
   Командир патрульной части Королевской Компании Нигера Джон Мак Таггарт постарался не отставать от своих конкурентов. Падение Бенина способствовало к расширению его зоны патрулирования. Она распространилась не только на территории урхобо и укуани, но и племен ика (Агбор), ишан, афемаи(Кукуруку) и ора. Один раз его отряд даже вступил в Бенин. В 1896 году действующий консул (Acting Consul) округа Уарри майор Копланд-Кроуфорд с пятью вестовыми, проводником и 28 носильщиками, первым из европейцев прошел по пешеходным тропинкам из Уарри в Сапеле. Одной из главных задач его похода стало установление прямой связи между обоими консулатами кратчайшим путем по земле. Этот поход занял два дня, но Копланд-Кроуфорд предположил, что он был бы на полдня короче, если он взял бы с собой военный отряд. Путешествуя по Стране Урхобо, агенты протектората к тому времени уже разгадали двойную игру ицекири, представлявших белых среди Урхобо в мрачных красках. Насколько чиновникам протектората после уничтожения Брохеми удалось преодолеть это свидетельствует поездка помощника комиссара дистрикта Сапеле Хьюга Леки в 1896 году. Он впервые посетил селение Экуайку, где также, как и Галовей, был доброжелательно встречен. Туземцы преподнесли ему подарки и заключили договор о защите без каких-либо проволочек. Развитию отношений способствовали и прямые контакты с европейскими торговцами, расширившиеся со времени падения Наны. Они расширили взаимные представления Урхобо и англичан друг о друге.
   Описывая несколько лет спустя сложившееся на юго-западе Нигерии положение, Генри Морли из Королевской компании Нигера описал ситуацию, когда в течение пяти лет после падения Бенина губернатор Лагоса, власти его компании и протектората, офицеры Западноафриканских пограничных сил давали одним и тем же вождям противоречивые приказы, совершенно не консультируясь друг с другом. По его мнению, эта ситуация была беспрецедентна в новой истории в цивилизованной стране, неохваченой революцией или гражданской войной.
   Данная ситуация дезориентировала Урхобо, которые просто не могли понять белых людей и методы их управления. Вследствие этого стало нарастать насилие. Так, из Абраки комиссару в Сапеле было доставлено тело и голова вождя Акатаму. Это стало следствием стычки между двумя кланами ороган, которые предпочли сами решить свои проблемы, а не обращаться к консулу в Сапеле. В это же время произошли еще два вооруженных столкновения в стране Ороган. Эти стычки привели к резкому снижению торговли пальмовым маслом и переносу рынков от реки к крупным поселениям урхобо. Несмотря на это чиновники Королевской компании Нигера не предпринимали никаких попыток установить свой контроль над востоком страны. По-видимому, это было связано с финансовым кризисом компании.
   В январе 1899 года сэр Ральф Мур сообщил Джону Флинту, генеральному агенту компаниив Буруту, что он посылает военный отряд в 25 человек для инспекции всех торговых поселений урхобо. Он направил в Форин Офис доклад, в котором доказывал необходимость включения всей Страны Урхобо и прилегающих к ней земель в протекторат Берега Нигера. Флинт сообщил о шагах Мура своему начальнику в Лондон. Губернатор компании посчитал, что действия сэра Ральфа угрожают интересам компании, и выступил против этого рейда. Однако, он не смог помешать этому, поскольку 1 января 1900 года все владения Королевской Компании Нигера перешли под контроль британской Короны. После этого все споры о границе и Стране Урхобо прекратились, а у властей протектората Берега Нигера оказались развязаны руки. Реальный административный контроль над востоком Страны Урхобо установился только в 1900 году с учреждением вице-консульств в Абраке (северо-восток) и Агбери(юго-восток). До этого времени ее штаб-квартиры располагались только в Сапеле и Уарри.
   Последнее десятилетие XIX века привело к разрушению представлений урхобо о системе власти. Начало ХХ столетия ознаменовалось установлением нового, эффективного и твердого административного порядка. К началу века только внешние поселения Урхобо имели представление о "белом " человеке. Во многих местах о нем даже не слышали. Главы поселков Урхобо, называемые косини, были часто индифферентны к установлению британской власти. Поэтому для организации стабильной опоры для администрации перед чиновниками консулатов встала задача полностью охватить более трех сотен поселений Страны Урхобо.
   Перед правительством протектората стояли следующие задачи:
   - умиротворение страны, поскольку вооруженные столкновения хотя и существовали, но не в больших размерах,
   - организация непрямого управления через вождей и родовых глав,
   - очистка рек и проток(криков) для упрощения тоговли,
   - строительства дорог.
   Вместе с тем ни одна из этих задач не имела особого приоритета, хотя и была необходимой.
  
   9. Умиротворение и непрямое управление
  
   Умиротворение Страны Урхобо охватило ее внутренние районы, жители которых препятствовали проникновению европейцев доступными им средствами. Начиная с конца XIX века отрядами протектората было совершено четыре экспедиции, две из которых можно считать большими - против Наны и Бенина, обеспечивших проникновение британцев вглубь страны. Однако, походы против Наны и обы не затронули Страну Урхобо и не изменили их отношения к британским властям. Два других похода были направлены против двух поселений урхобо. Их целью было проявление силы белых людей. Городок Эфуру был атакован через два месяца после заключения с его правителем договора о защите. Несмотря на этот договор вождь из Эфуру продолжал всячески препятствовать торговле и отказом главного вождя(аригбе) осудить эти действия. Аригбе, считая себя наследником власти Наны, полагал себя сувереном и поддержал действия вождя из Эфуру. Майор Копланд-Кроуфорд из консулата Уарри возглавил небольшой отряд в составе 2 офицеров и 12 солдат, направленный в Эфуру. Подойдя к городку британцы зажгли его с востока. Разразившийся пожар уничтожил часть поселения. Местные жители, замешанные в захватеторговцев, устроили засаду на протоке и убили одного из солдат майора. Отказ местного вождя сдаться властям и убийство им парламентера поставило англичан перед необходимостью продолжить акцию.
   Между 1901 и 1909 годами правительство протектората пришло к необходимости организации постоянного патрулирования. Первый патруль был организован в 1901 году в Орхокпоре, в 1904 - в Куале. В 1905 году были построены казармы для патруля в Абраке, которые усилили существовавший там с 1896 года пост. Вскоре в этот район был назначен комиссар дистрикта, с появлением которого резко усилился административный контроль над этой частью Страны Урхобо. В 1907 году патруль из Уарри был направлен в селения Агбаса и Айеди. Жители последнего отказались признать власть протектората и представляли угрозу окрестному населению. Капитан Бимиш с политическим офицером С.Д. Симпсон-Греем посетили и успокоили эти селения в начале 1908 года. Вслед за ними 4 февраля в Агбасу прибыл отряд во главе с майором Вэйлингом и майором Свэнстоном в качестве политического офицера. После нескольких дней пребывания они заставили местное население признать власть протектората. Два старших вождя были арестованы и высланы, а порядок в городке восстановлен. Все эти военные акции оказали большое впечатление на миролюбивых Урхобо, которые получили наглядное представление о военной мощи белых. Как только территория Урхобо оказалась под эффективным контролем патруль Куале был отзван, и в апреле 1909 года его место заняла гражданская полиция. Одним из существенных результатов рейдов патрулей и полиции стало большое количество дел о "персонализации" (кабального рабства) среди урхобо. Персонаторы во мнгогих случаях грабили своих должников, забирали их имущество и даже детей для дальнейшей продажи, что вело к нестабильности в поселениях Урхобо. Эта политика властей дала положительный результат. Уже к 1905 году Ф.С. Джеймс( F.S. James) сообщал, что Урхобо перестали бояться белых людей.
   Одним из главных элементов установления непрямого управления в стране Урхобо стало учреждение туземных судов в соответствии с актом N9 от 1900 года. Этот акт определял статус и нормы функционирования туземных советов и судов, некоторые из которых уже существовали на протяжении пяти лет ( с 1895 года). Два таких туземных суда существовали в Стране Урхобо в Сапеле и Уарри. В 1900 году во внутренних частях страны возникли еще семь таких судов. Система туземных судов и советов стала наиболее важной составной частью системы непрямого управления. Несмотря на многочисленную критику этой системы, она оказалась наиболее дешевым и быстрым способом установления британского контроля над территорией, где существовали иерархические системы управления. С 1900 по 1904 годы правительство протектората учредило в Стране Урхобо 9 туземных судов и назначило 174 младших вождя, поставив под контроль 329 селений. Два суда - в Сапеле и Абраке, позже на берегу Окпары, располагались на западе, в то время как остальные семь - на востоке страны. Суды делились на четыре категории A,B,C,D. Первые создавались на основе традиционных судебных органов, существовавших ранее. Остальные три категории имели ограниченую компетенцию: кражи, разводы, имущественные споры.
   Туземные советы, позденее известные как туземные власти (Native Authorities) играли роль не только исполнительной власти, но и выполняли функцию аппеляционных судов для туземных судов, расположенных на их территории. Для организации местной администрации в Стране Урхобо были учреждены три туземных совета. Туземному совету в Сапеле подчинялась долина реки Бенин. В 1907 году, когда был учережден туземный совет в Абраке-Окпаре, его территория была разделена. Территория остальных семи туземных судов была подчинена туземному совету в Уарри, председателем которого стал вождь ицекири Доре Нума. В 1914 году система управления была реорганизована в соответствии с ордонансом о туземных судах N8. В соответствии с ним Доре Нума стал верховным вождем Юридического Совета (the Judicial Council), ставшего высшей аппеляционной инстанцией туземных судов дистрикта Уарри. В 1916, был выпушен первый Акт о туземных властях (Native Authority Ordinance), согласно которому урхобо и ицекири дистрикта Уарри вновь подчинялись вождю Доре Нума. Согласно этому ордонансу, контроль местных вождей над туземцами был официально признан и закреплен. Они должны были обеспечивать "безопасность и общественный порядок", для чего наделялись полицейскими полномочиями. Им было разрешено создавать туземную полицию и тюрьмы. Таким образом, акты о туземных властях и налогах дополняли систему местного управления. Ордонанс о туземных доходах определял норму обложения туземцев прямыми налогами, сбор которых поручался туземным властям. Часть этих средств поступали в местные казначейства и направлялись на содержание местных служб.
   Комплектация судов клерками представляла большую проблему для функционирования всей системы туземной администрации, особенно, в началный период. Во многих случаях чиновники дистриктов сами периодически посещали заседания туземных судов, выполняя роль председателей и секретарей суда одновременно. Часто один секретарь суда выполнял свои функции в нескольких туземных инстанциях. Годовой отчет за 1899/1900 год отмечает мнение исполняющего обязанности верхоного судьи (Acting Chief Justice) Менденеса: " туземная администрация под контролем комиссаров дистриктов работает достаточно хорошо". Особенно, это относится к Сапеле и Уарри, где установлен эффективный контроль за окружающими поселениями, чье первоначальное отношение к власти было далеко недружественным.
   В укреплении британской власти важную роль сыграли несколько африканцев, получивших звания политических агентов. Они фактически выполняли роль представителей правительства и посредников между традиционной иерархией Урхобо с европейской администрацией. В ранней стадии утверждения англичан в Стране Урхобо известны трое таких агентов: Джордж Эйюба в Уарри, Том Фаладо в Абраке и вождь Доре Нума на реке Бенин. Только в Агбери консульские офицеры осуществляли прямую связь с местным населением.
   Вождь Доре Нума после падения вождя Наны оказался наиболее влиятельным среди ицекири, который стал большим другом британских властей. Он во ремя операций против Наны и Бенина оказал большую поддержку английским войскам. Она была признана и вознаграждена. С начала ХХ века началось восхождение этого вождя, который стал не только вождем ицекири, но и основным представителем правительства при контактах с урхобо и иджо. В 1908 году он стал главным представителем вождей из района Сапеле, который подписал договор об аренде земель с британской администрацией Сапеле.
   Как только в 1901 году в Уарри была создана штаб-квартира, вождь Доре перебрался туда. Тот факт, что дистрикт охватывал центр поелений ицекири и добрую половину Страны Урхобо дало вождю Доре возможность управлять делами своего и соседнего племени. Он стал на многие годы главой высшего туземного суда в Стране Урхобо. Ни один младший вождь(Warrant Chief) не мог занять свой пост без согласия Доре Нумы. Его власть и влияние, основанные на поддержке британских властей, длились вплоть до 1918 года, когда два иви урхобо обратились в Бенин с просьбой об их утверждении. Резидент в Бенине рекомендовал обе согласовать это назначение с влиятельным вождем. Когда одна из кандидатур не была поддержана, резидент рекомендовал обе передать утверждение вождей вождю Доре, поскольку частые поездки в Бенин за утверждением могли подорвать авторитет Доре Нумы. В назначении вождя ицекири в Уарри было одной из политических ошибок англичан, поскольку это вызвало глухое недовольство среди Урхобо. Доре Нана в течение 30 лет управлял восточной частью Страны Урхобо, в качестве политического агента правительства. Ее жители, в лучшем случае, воспринемали его как чужестранца из соседнего племени. Вместе с тем, Урхобо ощущали поддержку британцев, развязавшую руки Доре Нуме в их делах. Эта деятельность привела в дальнейшем к серьезным земельным конфликтам между урхобо и ицекири, а также породила безосновательные претензии последних на сюзеренитет над первыми.
  
   10. Проникновение
  
   Очистка и углубление рек и проток началась осуществляться после Акта N15 от 1903 года о дорогах и реках (the Roads and Creeks Proclamation, No. 15 of 1903). Согласно нему, в обязанность вождей и подчиненных им общин входили очистка водных путей и поддержание дорог в исправном состоянии на подвластной им территории. В случае невыполнения этих требований нарушитель подвергался штрафу в L50 или шестимесячному заключению. Водные пути обеспечивали колонизаторам, в первую очередь, пути сообщения. Поэтому администрация протектората придавала особое значение выполнению этого закона вождями. Игнорирование акта от 1903 года могло привести к смещению вождя. Для контроля за водными путями в центральнм правительстве протектората был создан Водный отдел ( Marine Department), который приступил к очистке рек. Так, в 1905 году на очистку реки Этиопи было затрачено ё388. Второй этап по очистке реки начался в 1908 году и стоил ё609. После этого река стала доступна для судов от Сапеле до Куале. В 1911 году река стала судоходной в верховьях до Умуту, облегчив сплав леса. Другим рекам Страны Урхобо - Бенин и Агбери Водный департамент уделил не меньше внимания. Эта политика правительства протектората получила широкую поддержку среди торговцев, в основном, ицекири и йоруба, контролировавших рынки по берегам рек.
   С самых первых шагов британских консульских и других чиновников открытие Страны Урхобо связывалось с развитием дорожной сети. Одной из целей посещения ими поселений туземцев было определение возможных маршрутов дорог, которых в европейском понимании здесь не существовало. В большенстве мест поселения Урхобо связывали пешеходные тропинки, которые с большим трудом можно было использовать. Строительство дорог началось тоже после 1905 года, когда был принят упоминавшийся выше акт N15. Контроль за строительством дорог был поручен одному из чиновников, который в 1907 году получил должность комиссара округа по путешествиям (the Traveling Commissioner for the Division). Он напрямую подчинялся суперинтенданту дорог протектората (the Superintendent of Roads), который возглавлял департамент дорог (Roads Department). Некоторые вожди сразу выполнили предписания властей о прокладке дорог через джунгли и выслали своих людей для этого. Другие отнеслись к приказам комиссара безразлично и против них были применены репрессивные меры, предусмотренные актом. Большинство дорог были проложены между 1903 и 1910 годами. В 1911 году уже можно было проехать на автомобиле по маршруту Уорри, Сапеле и Куале. Это была самая старая дорога в Стране Урхобо.
   В 1906 году был разработан проект о строительстве легкой железной дороги или трамвайной линии между Сапеле и Бенином. Согласно ему, колея шириной в 87 см обошлась в ё79,000, а в 118 см - в L105,000. Однако, этот проект не был реализован, поскольку глава протектората сэр Уолтер Эгертон отклонил его и редложил проложить дорогу с твердым покрытием. Она была закончена 46 лет спустя - в 1952 году. С расширением деятельности политических чиновников протектората, которые часто останаваливались в больших селениях Урхобо надолго, возникла необходимость в строительстве для них гостиниц (Rest House), которое происходило за счет местных средств под надзором комиссаров дистриктов. Первый такой дом был построен в 1904 году в Абраке. К 1907 году в Стране Урхобо существовало уже 17 таких домов.
   В январе 1905 года капитан телеграфного батальона Дж.П. Мойр ( J.P. Moir) был назначен суперинтендантом по строительству телеграфа. В том же году была проложена первая линия между Уарри и Сапеле. В 1906 году была организована еженедельная служба почтовой связи между Сапеле и Куале. В 1908 году телефонные линии связали Уарри с Абеокутой, Афикпо и Обабра Хиллом. Вскоре телеграфные линии соединили Абраку и Угели, а телефонные - Аджа-Игбодуду, Угели и Абраку.
   Таким образом, за 22 года (с 1891 по 1913 год) англичане проникли в Страну Урхобо и установили над ней полный контроль. Это началось с появления вице-консула дистрикта реки Бенин в Сапеле в конце 1891 года. В 1900 году правительство протектората Берега Нигера начало управление страной путем издания серии актов, регламентировавших систему управления, пути сообщения и т.д. Эта деятельность продолжалась до тех пор, пока протекторат Южной Нигерии не был объединен с колонией Лагос в Колонию и протекторат Южной Нигерии (the Colony and Protectorate of Southern Nigeria). Изменения в структуре управления не повлияли на низовую администрацию, которая окончательно сложилась к 1913 году. Эта ситуация сохранялась до 1914 года, когда лорд Лугард объединил всю британскую администрацию в Нигерии в один аппарат. Таким образом, 22-летнее проникновение англичан в Страну Урхобо представляет собой несомненный успех.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"