Аннотация: Перевод в рамках домашнего задания Школы художественного перевода "Азарт", курс Марии Владимировны Зоркой
Курт Тухольский
ЧТО ПОЗВОЛЕНО САТИРЕ
Фрау Фокерат: 'От искусства
нужно получать удовольствие'
Йоханнес: 'От искусства можно получить
намного больше, чем только удовольствие'
Если кто-нибудь удачно шутит про политику, то пол-Германии, сидя на диване, возмущается.
Для них сатира выглядит абсолютно неприемлемой. Она же ясно говорит: 'НЕТ!'. Сатира, призывающая покупать облигации военного заёма, таковой считаться не может. Сатира кусает, высмеивает, освистывает и барабанит во все барабаны против застоявшегося и косного.
Сатира во всех отношениях положительное явление. Именно здесь быстрее, чем где-либо, обнаружит себя посредственность, именно здесь твердо заявит о себе нахальный шут, который не боится сегодня нападать на одно, а завтра атаковать другое.
Сатирик - обиженный идеалист. Он хочет, чтобы мир был хорошим, что в действительности совсем не так, и сатирик грудью бросается на плохое.
Сатира неординарного художника, своим творчеством борющегося за лучшее, совершенно не заслуживает обывательского пренебрежения и возмущенного шипения, с которым отвергается это искусство.
Немец, прежде всего, делает ошибку в том, что путает изображаемое с изображенным. Если я хочу показать, к чему ведет пьянство, и таким образом бороться против этого порока, то недостаточно просто применить благочестивые изречения из Библии, но более действенно представить в стельку пьяного в занятно-увлекательном виде. Я приподнимаю завесу, аккуратно задернутую над гнилью, и говорю: 'Смотрите!' - хотя в Германии мой поступок назовут хамством. Но ведь пьянство - зло, оно вредит народу, и помочь может только безжалостная правда. Так было с ткачами, восставшими против унизительных условий труда, так было и есть по сегодняшний день с проституцией.
Влияние захолустной провинции удерживает немецкую сатиру в жестских границах. Важные темы практически полностью исключены. Единственный 'Симплициссимус' ('Simplicissimus' - литературно-художественный иллюстрированный сатирический журнал, выходивший еженедельно с 1896 по 1944 год в Мюнхене - прим.перев.) в те времена, когда еще имел на эмблеме большого красного бульдога, осмелился затронуть немецкие святыни: избитый сержант, запятнанный бюрократ, школьный ментор с розгами и уличная девушка, равнодушный бизнесмен и надменный офицер. Конечно, каждый может иметь свое мнение об этих темах, и каждый волен считать нападки необоснованными или чрезмерными, но непозволительно уничтожать бранными словами право честного человека критиковать время.
Сатира преувеличивает? Сатира и должна преувеличивать, по глубинной сути своей она предвзята. Сатира раздувает действительность, чтобы сделать ее выпуклой; она делает свое дело не иначе, как согласно библейским словам: 'Праведные страдают с неправедными'.
А теперь в немцах укоренилась скверная привычка думать и выступать не по отдельности, как индивид, а сословиями, объединениями, и горе вам столкнуться с одним из них. Почему наши юмористические журналы, наши комедии и водевили, наши фильмы такие постные? Потому что никто не решается приблизиться к туше гигантского спрута, который подмял под себя всю страну - толстый, ленивый и губительный для всего живого.
Немецкая сатира ни разу даже не дерзнула выступить против врагов страны. Наверное, не стоит подражать ужасным французским карикатурам военного времени, но какая в них мощь, какая безотчетная ярость, какой выброс и какое воздействие! Правда, они ничем не брезговали. В то время как наши непритязательные расчетные таблицы с числом подводных лодок никому не вредили и никем не читались.
Не стоит нам быть такими ограниченными. У нас у всех - школьных учителей, и коммерсантов, и профессоров, и редакторов, и музыкантов, и врачей, и женщин, и чиновников, и представителей народа, - есть недостатки, есть странные стороны, а так же большие и маленькие слабости. Вовсе не обязательно всегда протестовать, - 'Мясник, береги свои священные блага!' (отсылка к рисунку Германа Кнакфуса (1848 - 1915) 'Народы Европы, берегите свои священные блага!' - прим.перев.) - когда кто-нибудь уколет нас острой шуткой. Она может быть злой, но она должна быть честной. Не сносящий справедливых насмешек человек не отличается ни благородством, ни уровнем. Он не защищается тем же способом, он не наносит ответный удар, но он отворачивается, обиженный, возмущенный и оскорбленный. Если бы не всеобщее неприятие, воздух в нашей общественной жизни был бы намного чище.
Повсеместное чванство раздувается в манию величия. Немецкие сатирики постояннно выплясывают по лезвию бритвы между отраслями, классами, конфессиями и местными учреждениями. Надо признать, довольно изящно, но со временем становится утомительным. Настоящая сатира должна очищать кровь - здоровая кровь приводит к красивому цвету лица.