"Не божественная комедия" или Сатана как мерчендайзер.
"Ну давайте, ругайте меня. И вам, и мне не привыкать к этому" - этими словами начинается рассказ Сергея Бычкова "Исповедь Сатаны". Раз уж автор сам приглашает, почему бы и не поругать? Но делать это мы будем не абы как, а постепенно, используя картину ада Данте из "Божественной комедии". Круг за кругом, мы проанализируем весь рассказ, спустимся к самой сути, и кто знает: что мы найдем там, на дне?
Круг первый: ошибки орфографии.
Ошибки мелкие, но многочисленные. Тут и "придавайте анафеме", и "заимствоваными", и "нисшего интеллектуального уровня". За большой грех считать их не стоит, тем более что автор, кажется, проживает в Канаде. Но впечатление портит, согласитесь: вчитываешься в строки "воевать стали не только за цвет кожи, языка, рассы, но и за бога" - и склонен бы согласиться, но как с двумя "с" в слове "раса" согласишься? Я не стараюсь превозносить форму над содержанием, но от таких ошибок произведение существенно пострадало.
Круг второй: сюжет и авторская идея.
По смыслу рассказа, Сатана - это менеджер среднего звена, реализующий проект под названием "Земля". Как многие нерадивые менеджеры среднего звена (по собственному опыту), он подвергается постоянным нападкам и давлению со стороны своего непосредственного руководителя, которым является ни много ни мало - сам(а) Иегова. И весь рассказ это менеджер рассказывает, какой он хороший работник, как много он сделал для реализации проекта, но вот глупый и некомпетентный руководитель (женщина) все испортил. А руководитель постоянно смешивает работу и личную жизнь, должностные обязанности не выполняет, ответственность на других перекладывает, и вообще "давно смоталась куда-то - ни слуху, ни духу".
Что принципиально нового в этом сюжете? Не очень много. Про женскую сущность божественного нам поведал фильм "Догма". Про проект "Земля" нам доходчиво рассказал фильм "Автостопом по Галактике". Окинув взором все те идеи, что собрал автор, и отсеяв из них заимствованные, я нашел одну, которая лично мне нигде не встречалась: "пиво является одним из двух обязательных условий успешного развития любой цивилизации". Однако ценность этой идеи представляется мне несколько сомнительной. Прочитать рассказ о сотворении мира, об истории человечества, о невероятных событиях, в которых участвуют сверхъестественные существа - и в конце понять, что это всего лишь пропаганда употребления пива?
Круг третий: Стиль изложения.
Допустим, мы все же решили не ограничиваться усвоенным слоганом "Сатана пьет "Содомское". Мы решили, что автор через свой рассказ хочет обратить внимание на те стереотипы, что определяют мировосприятие каждого из нас. Хочет если не сломать эти стереотипы, то хотя бы поколебать нас в том, во что мы верим. Посеять сомнение - значит, заставить думать. "Все подвергай сомнению" - основной принцип софистики, и в лучших традициях греческой школы автор спрашивает: как можно воевать за того, "кого никто и никогда не видел"? Однако, кроме самого принципа, автора с мастерами дискуссии и полемики, пожалуй, не связывает более ничто. При ведении повествования от лица Сатаны, автор использует язык маргинальных слоев населения, хотя сам же упоминает, что тот не только закончил Академию, но и получил почетное звание, что предполагает определенную культуру речи. В результате многочисленного использования идиоматических выражений ("ударила Ей в голову жидкость", "совсем с рельсов съехала"), вместо интеллигентного научного работника перед нами предстает рецидивист со стажем, сплевывающий сквозь желтые зубы и почесывающий под майкой впалую грудь. Подобный примитивизм оправдан в двух случаях: для характеристики самого персонажа либо для простоты восприятия читательской аудиторией. Причем даже не всей читательской аудиторией, а целевой группой, на которую и рассчитано произведение. Так вот: по стилю изложения можно сделать вывод, что автор рассчитывает на такую целевую группу, которая позитивно воспримет его авторскую мысль о глобальном значении пива в развитии человечества. "Да будь Бог мужчиной, разве бы вы жили в этом бардаке?" - над этими словами читатель серьезно задумается, откроет еще одну банку пива "Содомское" и сядет перед телевизором смотреть реалити-шоу.
Дно: итоги.
У Данте было девять кругов Ада, но нам хватит, пожалуй, и трех. Мы оказались на самом дне. Что мы видим? Пустоту. Сюжет рассказа откровенно простой. Сами персонажи гротескны. Стиль изложения примитивный. Укажи автор в теме произведения "юмор" - мы бы все объяснили особенностями восприятия юмора разными людьми и общностями (Канада все же), но в теме заявлена только "фантастика". Исповедь в христианской доктрине - это покаяние в своих грехах, а Сатана у автора не кается, он обвиняет. Обвиняет всех: Бога, людей, обстоятельства. И ничего не дает, не предлагает. Разве что... "ай, черт, сбегай-ка за пивком". Спасибо, не хочется.