В одном тихом провинциальном городке жил осветитель по имени Василий. Работал он в местном театре, получал гроши, но жизнь такая его вполне устраивала, оставляя много времени на размышления и чтение книг. Театр особым шиком не блистал, но актеры в нем были работящие, театр любили, и дело свое делали добросовестно. Вася тоже любил свою работу и яркий свет подопечных - прожекторов. Порой ему казалось, что не будь его, не было бы и спектаклей, ибо кто сможет увидеть актеров в полной темноте? Управляя светом, он временами казался себе богом, проливающим свет на жизнь, происходящую на сцене. Он проработал так довольно долго, пока в один день не случилось нечто странное.
Театр давал постановку про трех богатырей. И вот, действие дошло до момента, когда один из героев встал на распутье перед камнем. Осветитель направил на него яркий луч прожектора, вдруг что-то щелкнуло, и Василий понял, что это уже он стоит на дороге перед камнем. И это ему надо делать выбор. Камень был старый, покрытый вековым мохом, через который с трудом можно было разглядеть буквы. Василий помотал головой, пытаясь отогнать мираж, но ничего не произошло. Он по-прежнему стоял на перепутье. Холодный ветер забирался за шиворот и устраивался там как дома. Осветителю стало холодно. "Интересно, что это со мной? И что же мне делать?" - подумал он. Для порядку он пару раз пребольно ущипнул себя за руку и вскрикнул, поняв, что боль вполне реальна, и что он не спит. "Нда, ну и ситуация... Надо выбираться. Это же надо было такому со мной приключиться! Видимо слишком много умных книжек я прочитал. Хотя какая сейчас разница". Он оглянулся назад, но сзади была только давящая мгла. Она как бы подталкивала его вперед, заставляя сделать выбор. Василий подошел к камню, дотронулся до него. Он был на удивление теплым. "Ладно, будем читать. Что тут у нас написано. Ага. Как и положено. Направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь...- это понятно. И что же мне предлагают на выбор? Посмотрим". Он стер пыль веков с надписей и вот что прочитал: "Путник, ты стоишь перед выбором. От того, какое направление ты изберешь, зависит твоя жизнь. Поверь в себя и выбери!". Василий стал осматривать камень дальше. На правом боку было высечено: "Направо пойдешь - зрителем станешь". "А, ну это уже ближе к теме. Театр я знаю, разберусь" - подумалось ему. "Выберешь быть зрителем в театре жизни - будешь смотреть на сцену из уютного кресла, а все события буду проноситься мимо тебя как сон. Главные роли будут играть другие люди, а ты сможешь только смотреть и аплодировать в самых интересных местах".
- Это как это - только смотреть? Нет, я не согласен!!! Хотя иногда приятно посидеть и посмотреть новую постановку из зала, но чтобы постоянно, каждый день - нет, это не для меня!
И он стал осматривать камень дальше. А дальше было написано: "Прямо пойдешь - актером станешь".
- Актером, это уже интереснее. Режиссер говорил, что у меня есть данные, посмотрим, какие тут условия предлагают.
"Ты можешь быть актером. Надевать на себя роль за ролью, прыгать как марионетка в руках режиссера, повинуясь его указаниям. А по вечерам стирать с себя грим и искать в зеркале настоящего себя, не находя за мешаниной ролей своего настоящего Я".
- Опа, да как же это так? Я - это я! Не хочу терять себя! Нет, актер мне тоже не подходит. Остался один путь. Сразу по нему пойти, или прочитать? Пожалуй, прочитаю. Надо же знать, на что иду.
И он подошел к левой части камня. На ней, как и положено, было написано: "Налево пойдешь - режиссером станешь"
- Ну, это уже гораздо лучше! Пожалуй, сюда и пойду.
Но что-то на секунду задержало его, и он прочитал то, что было написано дальше: "Ты можешь быть режиссером. Управлять событиями на сцене, выбирать пьесы для постановки, актеров. Брать на себя ответственность за принятое решение и иногда страдать от того, что не можешь выйти на сцену и сыграть роль так, как это видишь только ты. А когда, уставший, ты захочешь тихо посидеть в зрительном зале, и побыть просто зрителем, тебе это не удастся, потому что ты знаешь театр изнутри, и никогда не сможешь за игрой актеров увидеть цельную картину так, как это видит зритель".
- Да что же это такое? Куда же мне идти? Я не хочу выбирать из этих путей! Мне не нравится предложенное! Должен же быть еще путь!
Сел он на травку рядом с камнем, да призадумался. И вспомнился ему кружок по математике, любимый учитель, который пристрастил его к разным головоломкам. "Василий, развивай пространственное воображение" - вспомнились ему слова учителя.
Вот оно! Есть! Должен, должен быть еще один выход, да даже не один, а два! Не может того быть, чтобы не было! И он полез на камень. Это было не так просто, как показалось вначале, но его усилия были вознаграждены. Стоило ему провести рукой по камню в поисках четвертой фразы, как она тут же появилась, будто всю жизнь ждала, что ее прочитают. Там было написано кратко: "Наверх пойдешь - себя найдешь". Он встал во весь рост на камне, раскрыл руки к небу и подумал: "Наверх иду". Это было последнее, что он помнил.
Когда он открыл глаза, богатырь все еще стоял на распутье. Казалось, что прошло всего несколько мгновений. Но Василий чувствовал, что за эти мгновения он повзрослел на целую жизнь. Он понял, что из любой жизненной ситуации можно найти еще один, сначала не видимый, выход. Такой путь, на котором ты остаешься собой, а не берешь предложенную тебе жизнью роль. И в то же время ты свободен в выборе. В один момент быть зрителем, в другой актером, и всегда быть режиссером для событий своей жизни. Быть всеми, и оставаться собой. "Ты свободен" - сказал он себе. И стал.