Аннотация: Книга Галины Маневич "Опыт благодарения" - рецензия, впечатление от прочтения, желание поделиться ощущениями
В отличие от жен известных писателей, жены художников не так часто берутся за перо. Но из-за этого и из-за того, что они знают тот предмет, который описывают, в буквальном смысле изнутри, появление их книг становится поистине знаковым событием. К числу таких знаковых событий можно отнести издание книги Галины Маневич "Опыт благодарения", являющейся не чем иным, как ее автобиографией и биографией огромного явления в русской художественной жизни - "второго русского авангарда". Галина Маневич, супруга и, по собственному образному удачному выражению художника Эдуарда Штейнберга, его многолетний ангел-хранитель, является непосредственным и выдающимся участником событий, которые привели к появлению в России так называемого "нового искусства" 1960-1970ых годов. В своей книге Галина Маневич пишет о художниках-нонконформистах, ставших ныне мэтрам отечественной живописи, гордостью ее музейных собраний и авторами хитов на международных выставках и аукционах. Одно из самых наиболее видных мест среди них занимает Эдуард Штейнберг - и не только потому, что он муж автора книги, но и прежде всего за счет качества его живописного творчества и той роли, которую он объективно играет в современном художественном процессе.
В своей книге Галина Маневич рассказывает о том, как в жесткой обстановке безвестности и непризнанности, практически полного отсутствия материальной поддержки и внимания критики происходило становление "нового искусства". Его творцами стали настоящие апостолы духа, внутренне свободные и независимые люди, обладавшие к тому же титанической работоспособностью. Выпуклые портреты этих людей - от Шварцмана и Краснопевцева до Янкилевского с Рабиным и Зверевым живой пестрой чередой проходят через страницы книги. Галина Маневич со знанием дела и сдержанным юмором очерчивает траекторию пути нонконформизма - от первых, еще квартирных выставок, когда все их участники были спаяны своеобразным братством нищих и непризнанных, до оглушительного успеха на первом аукционе "Сотби" в Москве и последовавшим за этим неизбежным соперничеством и конкуренцией между ними.
Из книги Галины Маневич следует поразительный факт- успех или его отсутствие никак не отражались на жизни и поведении наиболее выдающихся мастеров. И тогда, когда они творили в полуподвалах и зачастую не имели денег даже на хлеб, и тогда, когда они обзавелись комфортабельными мастерскими и домами в Москве и за границей и стали полностью финансово независимыми, они оставались все такими же внутренне свободными людьми. Эта внутренняя свобода и независимость и опора на собственный духовный стержень, который формировался на протяжении десятилетий их сложной и непростой жизни, составляет ту основу, на которой выросло их творчество, лучшие образцы которого поражают своей энергетикой и глубиной, когда мы видим на их в залах центральных музеев Европы и мира и в наиболее авторитетных частных собраниях.
Касаясь загадки этого поразительного успеха, Галина Маневич лишь частично приоткрывает завесу тайны над ним, ибо искусство лучших представителей "второго русского авангарда" по самой своей природе метафизично, а значит, лежит за пределами нашего понимания. Метафизика сама по себе из области величайших загадок. Художники-шестидесятники пришли к метафизике через познание Бога, путем проникновения в величайшие философские доктрины, через непрерывное упражнение духа. Все это требовало с их стороны подлинного подвижничества и такой колоссальной самоотдачи, которая была фактически равносильна подвигу. Галина Маневич показывает, что далеко не все выдерживали подобного напряжения и либо ломались, либо преждевременно сходили с дистанции. Лишь самым стойким, убежденным и одаренным удавалось добраться до самой вершины - вершины подлинного признания и успеха. Известно, что когда достигаешь вершины, то голова может невольно закружиться. Однако, как подмечает Галина Маневич, с лучшими из художников этого никогда не происходило, поскольку все они были подлинными почвенниками, твердо стоявшими обеими ногами на родной земле и никогда не порывавшими своей глубинной связи с нею.
В своих воспоминаниях Галина Маневич рисует поразительно широкую географию перемещений художников - от Москвы до глухой поволжской деревни Ветлуга, от блистательного Парижа до заброшенного где-то в Баварии городка Фельдафинг. Но, куда бы судьба ни забрасывала русского художника, он везде оставался самим собой, оставался сконцентрированным на своем творчестве и решении тех сложнейших живописных задач, которые ставил перед собой и которые ставила передним сама эпоха.
Бросающаяся в глаза отличительная черта книги - скромность ее создателя. Являясь автором целого ряда авторитетных искусствоведческих трудов и художественной историографии огромного пласта в истории отечественного искусства, Галина Маневич нигде не подчеркивает свою особую роль. Что ж, благодаря изданию настоящей книги ее роль действительно становится особой, и никуда от этого не уйти - Галина Маневич становится официальным биографом одного из наиболее ярких и заметных периодов в истории развития русской живописи, повествующим обо всем этом от первого лица.