Аннотация: Рецензия на цикл книг Лизы Джейн Смит "Царство Ночи"
"Я таинственный гость в серебристом плаще,
И ты знаешь, зачем я явился к тебе"
Наутилус помпилиус
"...Если попробовать превратить в вампира человека старше двадцати лет, он просто умрёт, вернее... превратится в пепел".
Нет, это не основополагающий закон Царства Ночи. Хотя бы потому, что на протяжении всех девяти повестей Лизы Смит его так никто и не попытался нарушить. Два главных таковы: если ты - вампир, оборотень или ведьма - не влюбляйся в смертных и не рассказывай им о ведьмах, оборотнях и вампирах. Разумеется, эти законы нарушаются постоянно: закон жанра. Иначе было бы просто неинтересно.
Но обо всём по порядку.
Лиза Джейн Смит - уже не слишком молодая и не особо безвестная американская писательница. Прославилась, в основном, своими романами "Дневники вампира". Но сейчас речь о более ранних произведениях. А именно - о цикле повестей "Царство Ночи", выпущенных на русском языке ещё в середине девяностых. Цикл удался, раскупился быстро и ещё долго пользовался популярностью - в основном среди старших школьниц. Да и как иначе, если речь у Смит именно о школьницах старшего возраста?
Ракель и Теа, Джиллиан и Джез, Ханна и Мэри-Линетт - всем этим девушкам не больше семнадцати. Да и разницы между ними минимум: подумаешь, одна ведьма, другая оборотень, та - вампирша, эта - охотница за вампирами. А если героиня всё-таки простая смертная, то она на самом деле вовсе не простая - или Древней Душой окажется, или Освободительницей из пророчеств.
Если серьёзно, всех героинь можно разделить на две категории: наивная девочка и безжалостная воительница. Первой приходится повзрослеть и научиться драться. Второй предстоит смягчиться, хотя поначалу она и не хочет этого. Впрочем, разница между двумя типажами не так существенна, если принять во внимание, что цель у героинь одна - воссоединиться с возлюбленными. Разумеется, против воссоединения восстаёт весь свет (точнее вся тьма).
Неумолимы законы Царства Ночи. Нарушишь их - умрёшь. А что делать девчонке, если по ту сторону баррикад оказался не просто красивый парень, а духовный супруг?
Вот и мается ведьма, пытаясь спасти одноклассника от старшей сестры, мечется вампирша, узнавшая, что она на самом деле только полу-вампирша, клянёт себя охотница за вампирами, вдруг ни с того ни с сего пощадившая врага...
"Духовного супруга не выбирают... Он может совершенно не подходить тебе... Но без него ты никогда не будешь счастлива по-настоящему". Нет, разумеется, этот закон Лиза Смит выдумала не сама. Она вообще мало чего сама выдумала.
Особенности вампиров? Что там с ними, кстати? Бессмертны? Прекрасны? Дерева боятся? Делятся на рождённых и посвящённых? Не оригинально? Так если тему второе столетие обсасывать, свежей крови... то есть свежих идей, она не даст - тут только варианты тасовать.
Нечесть не просто так нечистые дела творит, а не иначе, как объединившись в страшную-престрашную, прямо-таки глобальную систему? Ну, так это веяние эпохи глобализации, кто о таких системах сейчас не пишет? Та же Роулинг, тот же Лукьяненко... И у всех-то одиночки оказываются хитрее системы, уходят от наказаний, делают по своему и т.п...
Конец света скоро? Решающая битва между силами Добра и Зла? Ну, это вообще штамп - лучше бы Смит за него вовсе не бралась. Уж больно жалкими выглядят потуги её древней "нечистой силы" повредить современному человечеству.
Итак, мы имеем дело не с новыми идеями, а с удачной компановкой и (с этим не поспоришь) талантливой подачей идей общеизвестных. При всей недостатках серии, одного нельзя отрицать: завести читетеля Смит умеет. Завести, заставить сопережевать, бояться, что вот ещё немного, один неверный шаг - и всё полетит в тартарары, героев поймают, убьют, разлучат... Разумеется, ничего подобного не происходит. Кроме того, у писательницы есть и чувство юмора, и любовь к мелким, ярким деталям девчачьей жизни - таким, например, как разноцветные носки или бардак в спальне. Правда, Смит ни разу не решилась подшутить над читателем, подсунув ему плохую концовку. И ни разу не описала в деталях всю подноготную романтических отношений.
Духовное супружество - удобный приём. Оно позволяет поверить в то, что одно соприкосновение рук может превратить смертельную схватку в объятия. Позволяет поставить точку на том, что герои вместе и им хорошо: разногласий-ссор-измен не будет никогда. Позволяет не думать о будущем этой странной пары: парня-вампира и девочки, вампиром стать отказавшейся. Ведь, даже если предположить, что хорошие (читай, Рассветный Круг) победят-таки плохих (Царство Ночи, разумеется), "долго и счастливо" продлится не так уж и долго. Люди стареют и умирают. Вампиры - нет.
Но это о Ракель и Теа, Мегги и Джез. А ведь проблема глобальней. Смит пишет о вампирах и оборотнях, ведьмах и людях - о четырёх совершенно разных расах. Расы эти, конечно, способны смешиваться между собой, но всё же воевать им привычней. Слишком много страха друг перед другом, слишком разные представления о мире, приорететы, и, хуже того, постоянная потребность в пище... Смогут ли они когда-нибудь жить в любви и согласии?
Писательница не даёт ответа на этот вопрос, опустив занавес аккурат перед началом решающей битвы. И то хлеб. Впрочем, говорят, к изданию сейчас готовится новая, десятая часть цикла. Вот и посмотрим, удастся ли Лизе Смит удивить читающую публику.
Пока же, на мой взгляд, лучшей из повестей остаётся "Тёмный ангел". Почему? Это самая правдоподобная повесть. Соплей-слёз по поводу любови-моркови не слишком много, зато современные школьники видны отчётливо. Тут и стремление быть "крутыми", и борьба за лучших парней, и жестокость, подчас не уступающая жестокости потусторонних существ. А, главное, сюжет позволяет писательнице выглянуть за тесные рамки созданного ей мира.
На самом деле, в сверхъестественное верят многие читатели. Ну, не совсем верят - подозревают, что всё не так просто в этой вселенной. Что самое интересное от них каким-то образом утаивают - и речь не об истинном состоянии банковских счетов. Именно поэтому фантастические произведения звучат порой ужасающе правдоподобно: талантливый автор всегда может сыграть на чувствах читателя, подкинуть, как наживку, намёк-другой, зацепить...
Увы, ловушка здесь поджидает не столько читателя, сколько самого автора.
Пока он намекает - всё хорошо. Но стоит обрисовать выдумку чуть подробнее - и вот уже ясно: писатель сам не в курсе дела. Крови он не пил, на луну не выл, в ведьминском кругу не стоял... Остаётся только врать - врать напропалую, да и то, как правило, не шибко оригинально...
Нет, кому-то, конечно, и это нравится. Тем паче, что Смит ведь и не ставит перед собой глобальных целей. Она просто пишет для девушек - тех самых, до двадцати лет. Девушек, что, прикорнув вечером над книжкой, будут мечтательно вздыхать. О вампирах, конечно. С кем ещё школьница почувствует, что она сильней неумолимых законов этой жизни?