Белояр Ирина : другие произведения.

Весна 2002. Обзор конкурсов фантастики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Участие авторов Самиздата в сетевых конкурсах. Будет особенно интересно услышать мнение широкой публики о данной статье (НЖС).

Весной 2002 г. в сети проводился ряд конкурсов фантастики, в трех из которых принимали активное участие авторы СИ.
Сетевая литература как таковая пока еще не является самодостаточной: по крайней мере для большинства авторов, серьезно относящихся к своему творчеству, сетевая литературная деятельность - это временный суррогат или увлекательное дополнение традиционной. То же самое можно сказать о конкурсах: большинство из них не преследуют коммерческих целей, хотя в какой-то мере способствуют раскрутке и, безусловно, подогревают тщеславие авторов.
Литератор, участвующий в конкурсах и других сетевых литературных проектах лучше представляет себе, на каком свете находится: у него есть возможность сравнить свой уровень с уровнем других авторов, а также отследить конъюнктурные процессы, т.к. разросшийся интернет уже давно перестал быть клановым явлением и адекватно отражает состояние общества вообще и искусства в частности.
Хотелось бы поделиться мыслями о специфике этих отражений, а также предложить вниманию читателя краткую информацию о трех состоявшихся конкурсах и представить ряд рассказов-участников, написанных авторами Самиздата.

 

КОНКУРС "Дас Ист Фантастишь!"
сетевого издания "Техно Экспресс регион".

Сроки проведения - 1 февраля - 8 марта 2002 г.
Окончание голосования - 15 марта 2002 г.
Условия конкурса: рассказ объемом не более 10 тыс. знаков. В тексте должна присутствовать фраза: "Технология не подвела его и на этот раз. Положение стало безвыходным". (Личное местоимение может быть изменено).

Изначально предполагалось, что судить конкурс будет независимое жюри (устроители). Ситуация изменилась, когда большинство конкурсантов уже отправили работы - возникли технические и организационные проблемы на сайте ТЭр. В итоге в роли жюри оказались сами участники. Из 37 предполагаемых арбитров в судействе приняли участие менее двадцати. Сильный разброс мнений: из 49 рассказов 39 были упомянуты в топах.
Итак, четыре рассказа авторов СИ, вошедшие в первую десятку.

Евгений Головин. На связи. Первое место.
Сама по себе тема не нова: "поумневшая" техника выходит из под контроля и берет власть над человеком. Не нова и форма: Шекли, Каттнер и ряд других фантастов разрабатывали юмористическую версию этой темы. В рассказе Головина телефон учит своего владельца жить, причем весьма деспотичными способами: самовольно подключаясь к интернет, снимая деньги с банковского счета хозяина, пресекая нежелательные (с точки зрения телефона) контакты и т.д.
В целом рассказ читабельный, но сырой: довольно много стилистических огрехов и логических нестыковок.
" - Я прервал связь. Это был абонент 8916ххххххх.
- Откуда ты знаешь? - зло ответил я. - У меня нет АОН!
- Теперь есть, - так же зло и нагло ответил Siemens, - лично я считаю, что не имеют АОН только неуважающие себя Носители. Если тебе наплевать на мнение окружающих о себе, то мне - нет. Не хочу, чтобы другие телефоны косились на моего Носителя и обзывали неудачником, даже если это и правда! И вообще, тебе не нужно контактировать с абонентом 8916ххххххх. Абонент 8902ххххххх по всем техническим параметрам подходит тебе больше. У нее великолепная раскладушка SGH A 400. Тебе нужно сократить дальность связи с ней."

Виталий Романов. Вирус. Шестое место.
По тематике и настроению перекликается с рассказом Головина, только здесь роль тирана и мучителя играет не своевольная машина, а "сырой" софт, бета-версия странной и зловещей игрушки. Решение оригинальнее предыдущего, хотя сценарий тот же: все попытки исправить положение приводят к ухудшению ситуации, пока та не становится совсем безнадежной.
На сайте размещена версия, отредактированная после конкурса.
"Что-то мигнуло прямо перед глазами, и вдруг на столе появился маленький человечек. До такой степени маленький, что я точно знал - таких в природе не бывает. Он был всего лишь чуть-чуть повыше стоявшего рядом с ним монитора.
- Привет! - Сказал человечек, с интересом разглядывая меня. Его голос гулко отдавался в моих ушах... Что-то сегодня странно работают колонки. Надо бы проверить предусилитель, да и эквалайзеру спектр подправить..."

Сергей Панарин. Привет из параллельного мира. Седьмое место.
Сюжет - раздвоение личности. Хотя в конце выясняется, что все не так просто. Выразительный язык, пародийный стиль с неожиданными эксцентричными выходками автора. По ходу чтения возникают некоторые ассоциации с произведениями С.Лема, но концовка абсолютно непредсказуема. Несомненная удача в жанре юмористической фантастики.
"Надо же, в двух абсолютно одинаковых головах - совершенно одинаковые мысли!
- А как я завтра на работу пойду? - озадачились мы.
И тут же накатило: "Сейчас из магазина жена вернётся, а я..."
Что делать? Так, я могу двигаться асинхронно. Ведь один я доставал бутылку, разливал, а другой ждал! Уже что-то. Я попробовал пройти в спальню, оставаясь при этом на кухне. Не удалось: поплелись оба..."

Эли Крав. Неудачная экспедиция. Десятое место.
Надо сказать, что узнаваемые персонажи нередко приходят из космоса на Землю. Чаще это боги, маги, нечисть. Реже что-то еще. С середины рассказа дальнейшее развитие событий предсказуемо, единственно, что остается еще непонятно - кто именно к нам свалился в этот раз.
Рассказ забавный, но напоминает скорее сюжет передачи, на которую облокотился автор, чем самостоятельное литературное произведение.
"Самое неприятное в бесконечном дрейфе - это скука. Даже к однообразию меню пищевого процессора - он выдавал только тосты странной формы и пудинг - можно было привыкнуть, а вот к равномерному и прямолинейному полету...
Мы даже пытались всем экипажем бегать от одного края дисколета к другому, чтобы изменением центра тяжести искривить траекторию - все тщетно! Челнок был слишком хорошо сбалансирован..."

 

КОНКУРС "Рваная Грелка", весна 2002 г.

Место проведения - сайт "Русская Фантастика".
Сроки проведения: начало в 15.00 в пятницу, 15 марта, окончание - 23.59 понедельника, 18 марта.
Голосование - с 00.00 вторника, 19 марта до 24.00 понедельника, 31 марта.

Независимым арбитром конкурса стали ОЛДИ. Ими была предложена начальная фраза конкурсных произведений "Чалый звездолет, всхрапывая и тряся соплами, пятился от Гончих Псов" и заключительная "А нуль-шишиги все шуршали в черных дырах, сетуя на падение скорости света..."

По условиям Грелки функции жюри выполняют сами участники конкурса. Во избежание предвзятых оценок рассказы публикуются на сайте анонимно, авторство обнародуется только после подведения итогов.
"Рваная Грелка" третьего захода напоминала Вавилонское Столпотворение - за две недели члены жюри должны были прочесть 84 рассказа 77 авторов и составить свой топ-6. Второго апреля итоги конкурса появились на сайте "Русская Фантастика". Потогонный режим, различие вкусов и литературного уровня участников голосования не могли не повлиять на объективность судейства: многие рассказы не были оценены соответственно их художественной ценности.
Официальные итоги конкурса можно посмотреть здесь.

Дмитрий Шатров. Беспокойное хозяйство. Шестое место на конкурсе.
...Началось все с мелких неприятностей: резко подскочила температура в грузовом отсеке звездолета, контрабандная древесина экзотического растения вдруг дала свежие побеги, а еще, похоже, на корабле завелись крысы...
" - Да погоди ты! Зямочка, кто перед грузом руками махал? - осторожно начал выпытывать Даниль.
- Кто-кто, старик конечно! - девушка размазывала слезы по щекам, - решил мне отомстить. Куда это, говорит, наш святой лес повезли? Не твое дело, отвечаю, пенек замшелый. А он зыркнул так нагло и говорит: "ну, будет вам лес, нечестивцы!". И поше-е-ел..."

Шимун Врочек. Книга перемен.
... Раньше люди, жаждущие узнать судьбу, шли к оракулу, к гадалкам, обращались к Книге Перемен. Времена меняются - теперь будущее предсказывает машина прогнозов, и ни-ког-да не ошибается...
"Жабенций-то призраком оказался. Как-как... сказал бы, да образование мешает. Твое. Высшее. Жабенция в погибшие записали после того рейда. Тело кремировали, прах развеяли в космосе, как для павших смертью храбрых положено... Мы помянули сержанта. Все честь честью... А он возьми, да объявись. Ошибочка вышла. Компьютер Жабенция с тезкой перепутал - и похоронку выписал, и по всем инстанциям провел - а сержант тем временем в госпитале валялся без сознания..."

Виталий Романов. Вечная беда.
(отредактированная версия)
...Увы и ах - даже в космосе, даже в нуль-пространстве возникают транспортные проблемы. А кому приходится расхлебывать? Разумеется, тем, кто живет рядом с шумным перекрестком. Им-то что, горе-водилам - проскочил с грехом пополам нуль-кидалово и погнал себе дальше, а сколько их, таких, за день тут застрянет?..
"После третьего "бу-бума" Громыхала привычно упал с нуль-т-кровати на пол. Нуль-Шишиг- Первый, великий и ужасный, в задумчивости почесал ухом пятку, припоминая подробности вчерашней вечеринки. Память услужливо отказывала ему в процессе. Не погрешив против истины, можно было сказать, что память вообще отказывала ему, а не только в процессе. Смутными разноцветными пятнами мелькали красочные кометные фейерверки, сталкивающиеся астероиды и чья-то тяжелая нуль-т-подошва на свирепой роже наиглавнейшего..."

Олег Козырев. Пограничный звездолет "Чалый".
(отредактированная версия)
...Молодой вспыльчивый капитан и старый упрямый звездолет с огромным запасом анекдотов в необъятной памяти везут через пространство груз медикаментов. Обычный рейс, обычная работа. Неожиданно приходит приказ изменить курс...
"Илье на секунду показалось, что у Чалого сорвался голос. Но это вряд ли. Звездолеты не умеют плакать.
- Он просил показать им Гончих Псов и сказать им, что он всегда будет с ними. Всякий раз, когда они будут смотреть на Псов, пусть они вспоминают своего отца, который перед смертью смотрел на те же самые звезды.
Чалый раньше не рассказывал о том, как погиб его третий напарник. Илья встал и подошел к заднему экрану. Там сияли Гончие Псы..."

Карина Шаинян. Не мешай мне играть.
...Космобиолог - специалист по межзвездной фауне - на корабле, нашпигованном информацией, рыскает в пространстве в поисках неведомых форм жизни. Но иногда с Неведомым лучше не встречаться...
"- Ты сам понимаешь, что говоришь? - Илья опасливо поглядывал на зверя, подбирающегося к кораблю. Зверя? Если компьютер прав... то он столкнулся с разумом. Теоретически это возможно. Но только теоретически.
- "Новая зверюшка..." - компьютер погнал расшифровку, проигнорировав возглас биолога. - "с такими я еще не играл..."

Виктор Бо. Неизлечимая болезнь.
...Не совсем обычная... да чего уж там, совсем необычная пара друзей удирает от блюстителей порядка. Тяга к свободе, находчивость, помощь скучающих шишиг, авантюрный дух - и еще кое-что, а что - читайте сами...
- Давненько я сюда не забредал! - присвистнул Шимуз. - Ну да ладно, поксы любят все!
- Боюсь что не все... - задумчиво пробасил Боб.
- Я ошибся, бриллиантовая моя, два мешка поксов!
- Куда два мешка! Тебе хорошо наши поксы разбазаривать, ты в седле прохлаждаешься, а звездолет-то я! У меня уж и силы на исходе. - Бурно запротестовал Боб..."
К сожалению, автор пока не разместил рассказ на сайте Самиздат. Скачать текст можно на конкурсной странице сайта "Русская фантастика".

Все произведения конкурса "Рваная Грелка-3", опубликованные в Самиздате, можно найти здесь.

 

КОНКУРС "Предгорье"

Место проведения - СИ.
Сроки проведения - 1 марта - 31 марта 2002 г.
Подведение итогов - 15 апреля.

Инициатива и организация - Хокан Лондо, обозреватель фантастики Самиздата.
Компетентное жюри: Хокан Лондо, Сергей Серегин, Виталий Романов, Артем Малахов, Эли Крав.

Задание конкурса:
"Написать фантастический рассказ от первого лица, при этом не использовать местоимение "Я" при описании действий главного героя и в его репликах. Сюжет - старый, но достаточно широкий - петля времени, при этом в одном из промежутков должны быть задействованы персонажи из трех временных потоков. Объем - от 8 до 12 килобайт." (Хокан)

Конкурс стартовал в этом сезоне впервые, поэтому выставленных работ было немного - 12 рассказов от 12 авторов. Приз победителю - два сборника рассказов серии "Lib.ru представляет" - "СеРверное СИяние" и "Вся неправда Вселенной".

Ирина Белояр. Капкан и комуз. Первое место.
Фантастика с элементами мистики.
...Никогда не связывайтесь с шаманами! Добром не кончится...
"... Не было бы сна - ничего бы этого не было. Неодолимое влечение на страх - так наверно загипнотизированная птица лезет в пасть удаву... сами мы делаем свою реальность - или привлекаем ее своим сумасшедствием, как запах свежей крови привлекает хищника?.."

Сергей Панарин. Прошлое будущее настоящего. Второе место.
Еще одна блестящая юмористическая работа автора.
... А вы знаете, что такое Чаша Грааля на самом деле?...
"...Что такое время? Каждый имеет на сей счёт своё мнение, но вряд ли любое из них можно считать истиной в последней инстанции. Вот вам моё. Ах, вы сейчас думаете, куда, мол, запропастился официант с нашим "Бурбоном"? Ужасный, дескать, ресторан, с таким "чутким" обслуживанием он быстро превратится в рюмочную... Однако, как ни печально, тут, на Луне, это действительно лучший французский ресторан. Не отвлекайтесь - к делу..."

Николай Орехов. Таракан.Третье место.
Фантастическая антиутопия.
...Как по-вашему, кто унаследует господство на нашей несчастной планете?..
"... - Ты руками-то поосторожнее своими размахивай! Раздавишь ведь ненароком! Дай поближе к уху подползти! Да что ты на потолок пялишься! Я здесь, на плече. Да не на левом - я же не идиот, что бы под плевок попасть и в нем захлебнуться - на правом. Ну что, теперь видишь?
Повернул голову: на плече - таракан. Большой такой, лощеный, но какой-то серый, ни дать, ни взять - серебристый металик. Усы длинные и шевелятся, а глазенки, как у лягушки..."

Все произведения, представленные на конкурс Предгорье, с линками, в таблице результатов, можно посмотреть здесь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О конкурсе "Дас Ист Фантастишь" трудно говорить, как о состоявшемся. Не только судейство, но и подсчет голосов в итоге проводился силами самых настойчивых участников. Компетентное жюри самоустранилось, "народное вече" на принципах Рваной Грелки - не состоялось. Конкурс в равной мере не дает представления ни о конъюнктуре, ни о литературном уровне представленных вещей. Работы были присланы, в какой-то мере оценены, но большинство участников остались разочарованными, и не столько даже своим местом в таблице результатов (что было бы естественно), сколько тем, что организаторы их попросту "кинули".

"Рваная грелка" и "Предгорье":
Очевидно, что цели у этих конкурсов различны. Там, где судит компетентное жюри, оценивается в первую очередь литературный уровень; где судит "народное вече", этот критерий не является приоритетным, т.к. сами члены жюри очень сильно различаются как по уровню, так и по степени искушенности в жанре. На Грелке неплохие места подчас занимают рассказы, сюжет которых неоднократно обыгрывался в фантастике прежде. Примерно та же картина в массовом искусстве вообще: многочисленные римэйки одних и тех же фильмов, которые поставляет на рынок киноиндустрия, иногда превосходящие по качеству оригиналы, а чаще - загроможденные штампами, не сильно смущают массового зрителя, ведь основным потребителем этой продукции по статистике является молодежь, а молодежь предыдущих версий зачастую попросту не видела.
Нужно отдать Грелке должное - по крайней мере, литературно-безграмотные рассказы не проскочили на хорошие места, сказалось, видимо, общее число конкурентов. Жалко только, что остались незамеченными многие оригинальные вещи. Такова цена демократии.
В то же время оценки компетентного жюри больше говорят о литературном уровне и оригинальности произведений, но конъюнктурный фактор здесь отодвигается на второй план. На первые места могут выходить рассказы, которые вряд ли будут пользоваться спросом у массового читателя.

И еще по поводу Грелки.
Трудно судить, какие механизмы срабатывают в оценках профессионалов, когда им приходится просматривать огромное количество работ - человек, который занимается такими вещами регулярно, очевидно разработал свою собственную методику экономии сил не в ущерб вниманию и качеству судейства.

Другое дело - дилетант, а таких на Грелке большинство. Когда человеку приходится в принудительном порядке за пару недель просмотреть и оценить без малого сотню рассказов, причем, с клишированной первой и последней фразой (пустячок, а напрягает), поневоле включаются иные механизмы, чем те, что работают при чтении "для удовольствия". Люди, чувствительные к стилистическим огрехам, становятся беспощадными - и талантливый в целом рассказ может оказаться в корзине из-за одной небезгрешно построенной фразы где-то в конце третьего абзаца первой страницы. Люди с выраженными тематическими предпочтениями, ограничивают свой выбор только этими предпочтениями, т.к. на таком объеме это единственное, что может их "зацепить", а все остальное просматривается формально и, по сути, не имеет перспектив. Не последнюю роль играет и "человеческое лицо" автора, которое тот время от времени показывает в общем форуме. В итоге призовая таблица является зеркалом суммарного мнения, отражающим сумму непоймичего.
Есть надежда, что организаторы Грелки в следующем сезоне все-таки пойдут навстречу представителям "левого крыла" конкурсантов, настаивающим на разделении всех рассказов (и, соответственно, всех арбитров) на группы и поэтапном голосовании. Это снизило бы нагрузку на членов жюри, и, соответственно, повысило шансы на объективное судейство.

Смотрите также: Весна 2002.Обзор конкурсов фантастики,часть 2. Все произведения авторов Самиздата, представленные на конкурс "Рваная Грелка"


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"