(Апофатика применяет методы парадокса и антиномии в анализе опыта. К ее основным положениям принадлежит убеждение, что сущность Бога и тайны веры невозможно постигнуть.)
Жизнь как просьба.
Один человек болел графоманией. Он страдал и иссыхал, если не было в голове мыслей, сюжетов и образов, которые он мог бы перенести на бумагу.
И вот однажды он понял, что всегда, осознанно или неосознанно молил о том, чтобы ему была дарована возможность писать. Когда он писал, тогда он чувствовал себя наполненным, тогда он понимал наполненность мира, через себя в меру своих возможностей осуществляя её.
И вот он понял, что давно уже не молил, не просил о разрешении на письмо. И, действительно, он не мог писать с тех самых пор.
Он, собственно, перестал просить, потому что однажды удивился - а кого он просит? Этот вопрос поставил его в тупик. Он тогда работал в храме сторожем и видел множество людей, усердно молящихся перед иконами, просящих Бога о чём-либо. И он не обнаружил в себе никакой веры. Он попытался молиться по принуждению, и отходя от иконы, чувствовал, как в него входит облако света, не имеющее ничего общего с любыми переживаниями. Может быть, его можно охарактеризовать как желание добра. Потом облако уходило. Он снова принуждал себя подойти к иконе, но обнаруживал, что ему не о чем просить - тогда он просил всего доброго для всех, кого мог вспомнить.
Но он страдал от неполноценности мира, ведь не мог писать. И тогда он стал просить, не анализируя, кого он просит, и верит ли он или не верит, но испытав безусловную необходимость в таком прошении. И потихоньку писал. И иногда, в эти счастливые моменты чувствовал наполненность.
Из чего он сделал вывод, что лично для него это лучше всего - просить.
И когда он познал это чудо, он задался вопросом - если я так страдаю, если большую часть времени я чувствую опустошённость, почему бы мне не попросить о Рае? И сам же себе ответил, как он отлично делал, - Рай далеко и никогда меня не волновал, а вот когда я пишу, тогда я осуществляюсь, проявляюсь, и все мои дни, недели опустошённости и подавленности стоят минут вдохновения.
И тогда он понял, что мог бы просить о рае, или хотя бы о том, чтобы его тексты были напечатаны в виде книг, которые бы читали люди, и что можно было бы ради этой цели, собственно, и писать. Но уж очень он хотел писать - это был и Бог, и Рай, и Люди, и Любовь в едином потрясающем действии. А для того, чтобы писать, он должен сначала получить разрешение на это - благословение.
Поэтому, конечно, если ты будешь просить о чём-то одном, то ощущение Того, Которого ты просишь, и появится, и Он будет проявляться в этом действии. А всё остальное, крепись, дружище, делай сам и благодари за то, что у тебя есть разрешение на самоосуществление.
Так он говорил сам себе.
А если ты просишь обо всём подряд, значит, ты ещё не знаешь цену вещам и действиям этого мира, не знаешь ни наполненности, ни опустошённости, не понимаешь себя, не чувствуешь, что Рай возможен здесь, а значит - не знаешь ответственности, то есть той меры, которою будут мерить только тебя.
Было бы вообще здорово, если бы на практике всё обстояло так же, но это то, как можно обрисовать ситуацию. Уже неплохо - хотя бы "ситуация" появилась.
В общем, суть в том, что мы все, так или иначе, просим. И это ли не чудо - просить и получать?
В перерыве между таймами футбола по ТВ
я ем квашеную бруснику из кружки
закладываю за щёку шоколад
с грохотом падает поднос со стаканами
влажно, и темнота сменяет солнечный день
тренажёрные залы постоянные входы
выходов не обещали из свободы
бездушные выводы о наблюдениях
за игрой света в наших мгновениях
"Ждать и сомневаться. Ждать и сомневаться"
если есть воздух, то есть игра пальцев
чтоб не прикасаться, не соприкасаться
на расстояньи усердно держаться
на телевизионном плацу не до смерти
если хотите, сами проверьте
несомневаемость есть настоящесть
а если не так - наобум и впотьмах
актёры, актёры, любви ухажёры
сторожа жизни, сторожа врат
верим в Единого, актёры пред Ним
фрагменты и двери доверья хрустят
мы реагируем на... на усталость
фрагментарное сознание
сплошное синкретическое сознание -
сознание паразитическое, желающее
чтобы им управляли
сознание, жаждущее морали
и не находящее морали
находящее лишь то, чтоб продолжали
мы остаёмся, устав, в любом из фрагментов
поскольку ни одно из них не имеет пред
другими преимуществ, поскольку каждое мертво
и не имеет самостоятельного побужденья
и прелести, сплошные прелести я ощущаю
идти внутрь я не хочу, любоваться прелестями
наконец надоедает
и первое слово, Всеобъемлющее
задаёт тон всему дальнейшему сказанному
и вот раздаётся щелчок - я щёлкаю
в поисках новых красочных и разномастных
фрагментов
а ночью вновь холодает и тянет поесть.
Моё Познание здесь не сильно. Оно лишь гонится за влюблённой.
Моя задача - присматривать за территорией.
Девушка поёт, как птичка.
Максимум, что мне доступно - периметр
- Чему радоваться? - вопрошает Отец.
Мы все с ним согласны.
Радость чем старше, тем больше Откровение.
Ты - сумасшедший на время.
в безвременьи
***
Знать что-либо можно только с определённой позиции,
отталкиваясь от определённой традиции.
Такое знание умно, сухо и схематично.
Знания бывают глубокие и обширные.
В любом случае необходимо направление
ретроспективы и перспективы.
Свободный от традиции рано или поздно приходит к тому,
чтобы сказать: "Я ничего не знаю",
поскольку с тем опытом, которым он обладает,
он может обращаться, как угодно,
ведь его опыт становится манерой,
технологией сознания,
где он занят не тем, чтобы дать кров,
а архитектурой строения,
тогда как опыт традиционалиста
используем в раз и навсегда определённой перспективе
и, так сказать, застраивает перспективу.
Польза и вред здесь -
это стороны, куда ты обращаешь свою силу,
достигнутую наблюдением.
Из поиска, при определённых усилиях, возможно сделать традицию.
Жизнь - это море.
Человек - это корабль.
Когда штормит и рвёт паруса,
не до анализов воды
и восприятия красоты солнечного дня,
поскольку его и нету здесь и сейчас.
Из поиска возможно сделать ячейку некоей смутносознаваемой традиции,
но путь этот требует
глубочайшего вслушивания в самого себя,
ибо ищущий ищет себя.
***
Кому нечего скрывать, тот может улыбаться.
Кто скрывается - улыбается всё время.
Можно соглашаться, но готовый ко всему чувствует постоянное противоречие.
Он соглашается, имея в виду обуздание чрезмерности.
Чрезмерность - одно из качеств бесконечности.
Бесконечность вредна человеку во всей своей полноте,
поскольку она не-человечна.
Человеку свойственно делать всё съедобным.
Чрезмерность же съедает самого человека.
Существует путь поедания, когда все отдельные элементы поедают,
поглощают друг друга,
а есть путь наблюдения, когда элементы, передвигаясь непрерывно,
составляют новые и различные интерпретации.
Есть сознание домашнее и есть бездомное.
Целеполагание домашнего сознания -
орбита, замкнутая на самой себе.
Цель бездомного - обретение дома.
Система порождает неудовлетворение.
Система создаётся как этап пути.
Она формирует домашнее сознание.
Обретение человеком ценностей есть обретение дома.
Нет ничего ценнее дома,
то есть формы, принимаемой на себя добровольно.
Для движения необходимо внезапное прорастание неудовлетворения,
потребность в новом самоощущении,
вслед за чем следует, путём противоречия,
понимание качеств веры
и деликатность в возобновлении объекта веры.
Для человека, находящегося в системе,
вера есть потребность вырваться из замкнутости.
Для бездомного вера является стремлением обрести форму
и единственно основу.
У каждого человека,
у каждого элемента,
у каждого пути и каждого дома
- своя правда.
Не стоит себя обманывать.
Как это выглядит? -
ты чувствуешь, что делаешь не своё дело.
Разность есть необходимость.
Но и не существует одной и той же правды
в разные моменты времени.
Основа есть вера.
Вера есть совесть.
Истинный труд есть чистота.
Поэтому обретение правды,
а значит, и обретение своего труда,
приходит через чувствование чистоты.
Поэтому тот, кому нечего скрывать, говорит:
"Кто? Я? Я совсем не такой!"
а тот, кто наблюдает, говорит:
"Возможно, такое тоже возможно".
Я улыбаюсь, пряча за улыбку тоску от того,
что скрывать-то мне нечего,
и мне приходится это скрывать.
***
Я просто боюсь новых мест.
От этого грустно.
... Родился определённо и не менее определённо умер...
Человеку нужно хоть что-то, чем можно похвастаться.
***
Так, внезапно умирая молодым, можно осознать,
что Бог не является первым встречным.
Ты смотришь вперёд,
туда, где тебя ожидают бесконечно,
и ты постоянно заканчиваешься,
плавишься, теряешь взгляд и всё больше приближаешься к началу,
туда, где тебя ждут.
***
Сижу у стены.
У информационной стены.
***
Заразившись однажды,
не обнаруживая корней болезни,
мы будем болеть всё дольше и всё тяжелее.
Нет никакого увлечения,
не приведшего бы к разочарованию.
***
Вы заметили, как я кручу-верчу одними и теми же составляющими,
в зависимости от обстоятельств,
но дать им чёткое определение не могу,
к тому же, вам видны только выводы,
обстоятельства находятся за кадром дисплея.
Под воздействием их я и кручу-верчу.
Нет никакой истины, которая бы не видоизменялась.
Зараза очень ловко перебегает,
словно крыса,
с одного элемента конструкции под названием "личность"
на другой.
Если ты обнаружил её и убил,
это значит,
что она возродится в другом месте.
Убить её невозможно -
закон жизни, очередной закон -
её можно только наблюдать и подавлять,
без того, чтобы её увидеть, даже и не думай,
что справишься с ней
- теоретически возможно -
на практике нет.
Зараза - это загрязнение чистоты.
***
Дневник шестого года.
1. "Отлично! Прекрасно! Это результат наблюдений. Выжимки опыта, они ничем не помогут мне в реальной жизни, где мозг неистово мечется, где разум либо спит, либо умерщвляется". Отчаянье.
2. "Что за говнистые идиоты! Я должен находиться здесь, не имея возможности быть Одиноким, постоянно принимать их во внимание, людей, у одних из которых ума хватает только на то, чтобы сказать: "Чё, Серёга, куришь?", у других - чтобы прошмонать передачи в холодильнике в поисках чем бы поживиться". Злоба.
3. "Конечно, она может испортить мне тут всё дело, она настолько тупа, что пытаться ей что-нибудь объяснить в моём теперешнем положении всё равно, что увязать ещё глубже и глубже... Что ж, положимся на Провидение". Злоба.
4. "Не отрицать и не утверждать, а - наблюдать, чтобы явственно увидеть, что существуют и утверждения, и отрицания, которые вполне можно обосновать, как и всё, что можно обосновать". Универсум. По-русски - Всеобъемлющесть.
5. "Под любыми навесами и предлогами скрывается наша нищета". Откровение.
6. "Вот я и дожил до того, что везде мне приходится делать вид, что я "нормальный человек". Неутешительный вывод, коих в жизни даже самой развесёлой больше, чем утешительных.
7. "Бездарный день. Пустота. Ходил и показывал всем, что я на них обижаюсь. Невмоготу совладать с собой". Расстройство.
8. "Чего ты нервничаешь? Возьми в голову одно и обрети успокоение - "В любом случае я буду сражаться! И да поможет мне Господь!" Обещание, данное давно. - Обет.
9. "В основном, люди понимают и принимают две позиции по отношению к другим - либо "под собой", либо "над собой" - равенства они не понимают. Я это заметил, потому что в первую голову так поступаю я". Восхищение собой.
10. "Мне надо ждать. Ждать и бороться с каждодневным дерьмом. И если я паду в этой борьбе, значит, так и надо. Но бороться необходимо!" Подвиг партизанщины.
11. "Только страдая, проходя сквозь страдания я могу сохранить в неприкосновенности неприкосновенный кусок мечты". Желание чистоты.
12. - "Потому что ты своим поведением разрушаешь стремление делать тебе добро! И как ты разговариваешь! Ты не имеешь права так говорить, я имею, а ты не в том положении, чтобы мне дерзить!" Разговор друзей на определённой стадии отношений.
13. "Моя самовлюблённость может обернуться глубоким анализом, осуществляемым в обход диалектики". Внезапная трезвость.
Подытожу: я борюсь со страстями. Даже ещё не борюсь, хотя бы их выявляю. Даже не выявляю, а, собственно, страдаю. Даже не страдаю, а хочу страдать. Даже не то, что хочу, а так получается.
Каждому из нас приходится сравнивать, сличать сначала "то-то" и "то-то", принимать, исходя из этого, решение и действовать уже исходя из решения. (Потом, правда, придётся сравнивать идею с действием, но лучше этим не заниматься, а довольствоваться убеждением, что действие от решения не отступает). Я не сравниваю "того-то" с "тем-то" и совсем не действую, я принимаю и "то-то" и "то-то", чтобы проникнуться.
14. "Давить, давить всё и вся, что поддаётся давлению! А не получается давить, так нужно размышлять. Мышей разводить!" Обретение мира сего.
15. "Посмотри на дерево. Представь себе корни. Можешь объяснить мне, что это?" Ощущение Чуда.
16. "Борись!
(а не сопротивляйся!)". Классификация понятий.
17. "Острые ощущения любой ценой! - вот девиз одного из меня. Острым ощущениям я отдаюсь целиком". Понимание слабости.
18. "С обществом нужно бороться, чтобы быть ему полезным". От противного.
19. "Человек в процессе труда - не самое приятное зрелище". Пик Субъективности.
20. "Ты думаешь, ты не будешь трепетать? - Ты будешь, брат, трепетать, ещё как!" Обещание страстей.
21. "Я могу сколько угодно бередить раны и анализируя нападать на мерзостные качества, вылупившиеся и взросшие в ходе борьбы за существование, но выйдя из умствования преспокойно ими пользоваться. Главное сейчас для меня - это видеть их постоянно, не пропускать, выявить их и назвать". Старые добрые три сосны.
22. "Я принял решение, сравнил "то-то" и "то-то", плюс к тому прочитал тут несколько интересных книг, общаясь с ними, как люди общаются между собой, книги как зеркала, с которыми общаешься с глазу на глаз, пришёл к выводу - и успокоился". Обретение духа.
23. "Со спокойствием рассматриваю сейчас постоянные мельтешения, круговерть размышлений - долгоиграющая пластинка, которую можно слушать снова и снова, пока она не сотрётся. Спокойствие - это результат найденного решения. Если я опять войду в этот водоворот размышлений, я попросту потеряю спокойствие, пытаясь вновь найти ответ на вопрос, который уже решил. Но я ему не поддамся. И теперь разглядываю этот круговорот со стороны. Что толку, всё равно страдать, так или эдак". Классифицировал всё.
24. "Но - решение принято. Позади - страдания, впереди - страдания, а сейчас я спокоен. На сколько часов, интересно?" Непоседа.
25. "Надо всегда знать, чем заменить и уметь заменять". Цитата.
26. "Отталкиваясь от необозримой широты объективности, в этой Абсолютно пассивной Свободе и Одиночестве, ты спрашиваешь - "что делать конкретно мне? Что делать конкретно мне для людей, ибо для себя я ничего не хочу, поскольку перепробовал множество, и смерть не принимает меня?",
(я никогда бы не подумал, что умереть так же трудно, почти невозможно, как и жить)
Значит, нужно найти в себе необходимость делать что-либо - пускай это "как вам угодно" звучит - во имя людей. Во Имя Человека.
Высшей степени искренности я могу достичь только когда я невозмутим. Когда пропустив через себя страдания максимальных противоречий и осознав их истоки, я принимаю то решение, которое удовлетворяет моей совести.
Я говорю не о сегодняшней пользе, а о завтрашней.
Мои Потуги - это способ найти свою позицию. Найти гору, с которой бы открывался ясный взгляд на то, что нужно делать именно мне, как поступать. Мне необходимо сначала найти эту гору, чтобы затем с неё спуститься - уже делать.
От перестановки слагаемых сумма не меняется. Кусочки, из которых при помощи монтажа составляется каждый раз по-новому понимаемое Целое. Нужно сначала разъять и определить, что это за кусочки такие". Трагический романтизм. Близорукость.