Новиков Владимир Николаевич : другие произведения.

Крутые виражи сетевой поэзии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  Наш современник, великий русский поэт Юрий Кузнецов, ныне покойный, пока ещё не оцененный в полной мере читателями и специалистами-литературоведами, написал примерно следующее: "За две недели успел написать всего 6 строк, прочитал для этого 13 книг". Какая невероятная самоотдача, какая адская работоспособность, какая великая ответственность перед собой, перед читателями, перед будущим! По меткому выражению одного известного российского критика, Ю. Кузнецов жил с Богом в душе. От этого, наверное, происходит его глубинное понимание поэзии, служение ей. Мне думается, что понимание приходит тогда, когда это дает Господь! Последние десятилетия во всех нас уже сидит "русское ничто" и поэты, подобные Юрию Кузнецову, только и могут помочь возрождению нашего национального самосознания. Через поэзию! Существует древняя легенда о том, как бес заплакал, вспомнив ангельское пение, а Юрий Кузнецов считал, что именно к ангельскому пению восходит поэзия своими чистыми истоками.
  
  К сожалению, сегодня стало общим местом утверждение, что сейчас время не для поэзии, а время для публицистики. Действительно, поэтическое затишье несомненно и оно видится в том, что нет явного внимания общества к поэтам, как это было, допустим, в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Критики переключились со стихов на исторические изыскания, на публицистику, любители поэзии сталкиваются с полным хаосом издания поэтических сборников. Столько за счет самих авторов или их спонсоров выходит явной графомании, что читатели перестали вообще заглядывать в новые книги стихов. В популярных изданиях навязываются модернизм и постмодернизм, которые, прежде всего, характеризуются отсутствием стремления к гармонии. Зачем, мол, стремиться к гармонии, если мир дисгармоничен; правда искусство как раз и скажется в том, что хаос мы будем переносить в стихи, на полотна, в музыку - это и станет прямым отображением происходящего. Хотя все дело тут не в отображении, а просто так легче быть якобы творцом. Достичь гармонии - вот истинное искусство, и я убежден, что читатель русской поэзии вскоре отвернется от такого "модернизма", он ждет лучших времен и новых ярких поэтов. В обществе наступило двоякое осознание бытия. С одной стороны современные литературные издания в поэтическом отношении являют собой весьма печальную картину. Эти либеральные "толстячки" переполнены витиеватой постмодернистской безвкусицей, где глубинное органичное содержание подменяется затейливой узорчатой формой. С другой стороны, поэзия патриотических газет и журналов, напротив, продолжает классические традиции русской литературы. Она, безусловно, лирична, содержательна, изящна с точки зрения рифмы, но в то же время бесцветна, бескровна, обыденна - душу как-то не греет, сердце не растапливает. Пробегаешь глазами такие стихи равнодушно и закрываешь их, откладывая, без всякого сожаления.
  
  Как же быть?
  
  Российский литературный критик, тоже ныне покойный, Вадим Кожинов говорил, что, не осваивая современную поэзию, а только читая и перечитывая классику, мы обедняем себя не меньше, как если бы отказались от освоения классики. Он считал, что если прекратится развитие поэзии, в конечном счете, как бы исчезнет и классика. Мысль Кожинова заключалась в том, что необходимо продолжение поэтического делания - пусть даже оно в наши дни продолжается не на должном уровне. Главное, чтобы продолжалось.
  
  Как-то у Юрия Кузнецова спросили: "К чему сегодня поэзия? Нужна ли она вообще этому времени, в котором заниматься литературой в глазах общественности так же наивно, как быть честным или любить Родину?". И мэтр прямолинейно, без обиняков сказал: "Я далек от рассуждений, нужна поэзия или не нужна, в какое время нужна, а в какое нет. Я пишу стихи и не писать их не могу. Вы говорите о подлой общественности. Вот ей, как раз, поэзия не нужна. Такая общественность вызывает чувство гадливости и отвращения".
  
  Необходимо ждать вдохновения, надо работать, надо искать свой путь в поэзии, думать о душе, иметь волю к созданию прекрасного стихотворения. "Душа обязана трудиться и день и ночь!"
  
  У нас в сетевой поэзии, в сетевой литературе всё не так! Где те грани между литературой и не литературой, между поэтом и графоманом? Этих граней, по мнению некоторых современных литературоведов, серьезно и профессионально занимающихся развитием поэзии, ее продвижением, в том числе, посредством организации и проведения сетевых поэтических конкурсов, сейчас не существует. Они убеждены, что всё это плавно перетекает одно в другое. К тому же, считают они, все исторически меняется: если какого-либо автора, допустим Серебряного века, не знали тогда, то сейчас его издают в академическом виде, да еще с многочисленными комментариями. Сейчас авторов, поэтов гораздо больше.
  
  Среди специалистов существует мнение, будто бы из-за того, что ныне граница между поэтом и графоманом подвижная, ее каждый может легко перейти. Человек может писать очень плохо, а потом начать писать очень хорошо. Но часто бывает наоборот. Поэтому сейчас многих современных графоманов называют поэтами. Исходя из этой новомодной концепции, с целью выявления талантливых поэтов, сегодня в поэтическом сообществе проводится множество конкурсов, в том числе и международных, строящихся по такому принципу и условиям, что на конкурс одновременно присылается много работ от одного автора. Для того, чтобы судьи объективно могли оценивать не человека, а его творчество. Один стих у него может быть плохой, а другой очень хороший. И любой талантливый человек может написать очень плохое стихотворение. Поэтому должны состязаться стихи, а не люди. И это очень хорошо, что нет на подобных поэтических состязаниях строгих рамок, ограничений. Можно отобрать лучшее. А если проводить конкурсы на одну тему, то, скорее всего, лучшего не будет. Особенно, если люди специально будет писать к конкурсу. Стихи должны идти от души. Сетевые поэты должны выбирать свое лучшее и присылать на конкурс. Публиковать же, вне конкурса, можно все. А для состязательного процесса необходимо выбирать только лучшее. Те же самые критерии относятся и к возрастной категории. Никаких ограничений по возрасту сегодня не существует и не должно существовать на современных сетевых конкурсах не только поэзии, но и прозы тоже.
  
  Однако, чтобы там не говорили профессионалы от стихосложения, каких бы аргументированных умозаключений не выстраивали, панегириков в адрес поэтов, авторов творческого конкурса 'Вольная Поэзия РТ- 2011', проводимого 'Русской Тройкой' в самиздате Мошкова, с обширно заданной темой 'Вираж Судьбы' в номинации "стихотворение", от меня, к великому моему сожалению, совсем не услышите! Возможно, авторы прислали на конкурс не лучшие свои стихи, хорошие же стихи, которые у них имеются, просто не соответствуют этой теме, поэтому и не были представлены. Если попытаться образно изложить свою мысль сленговым языком автогонщиков, то, безусловно, виражи на данном поэтическом конкурсе были крутыми и немыслимыми, но ... на плохих гоночных автомобилях, с недалекой видимостью и недостаточной тренированностью экипажей. А некоторые авторы умудрялись при этом намеренно уходить даже в неуправляемый занос, о сложности которого не имеют ни малейшего представления.
  
  А теперь, давайте свернем с гоночной трассы и вернемся к нашим "баранам", как оригинально выразился однажды французский судья, возвращая увлекшихся участников к предмету судебного спора на процессе в Лионе, т.е. к сетевому конкурсу поэзии. Увы, но во второй группе авторов вышеназванной номинации, стихи которых мне пришлось оценивать в соответствии с условиями конкурса, талантливых произведений и неожиданных приятных открытий совсем не оказалось. Безусловно, пара-тройка стихов заслуживает пристального внимания. Они хорошо сделаны, основательно продуманы. Но вот так, чтобы захватило дыхание, чтобы захотелось после прочтения очередного стихотворения повторно обратиться к этой работе, зайти в раздел заинтересовавшего тебя автора, ознакомиться с другими его стихами - такого желания вовсе не возникало. Много в стихах авторов непродуманного, наносного, не пережитого что - ли ? Не подготовлены и, посему, не оправданны многие действия и характеристики героев произведений, часть образов, при внимательном прочтении рассыпается, увиденное не заставляет сопереживать и переносить через себя поэтическую мысль автора. Не возникает состояния души, когда слову тесно, а мысли просторно. Иногда коробит сознание разорванность событий (даже в пределах одной строфы), ложная значимость и книжность не позволяют насладиться авторской индивидуальностью.
  
  Ну, а теперь общий обзор стихотворений, мой личный рейтинг и субъективные персональные оценки авторских работ из второй группы. Все понимают, что очень трудно оценить дар поэта по одному только стихотворению. Поэтому ниженазванным авторам следует учитывать, что речь в дальнейшем пойдет не о талантах и бездарях, не о творческих возможностях поэтов, а об одном единственном и конкретном стихотворении, без далеко идущих выводов.
  
  Для понимания ситуации: первые оценки ставились, что называется, навскидку или "по слуху". И они, скорее всего, являются субъективно-эмоциональными, чем строго-объективными. Как в фигурном катании.
  Вторые оценки более взвешены и именно они являются официально заявленными при судействе. Система судейства от единицы до десятки, с обязательным выставлением всего спектра оценок (эта информация для сторонних читателей).
  
  Каждый автор мечтает о том, чтобы его произведение прочитали и оценили. А если при этом кто-то напишет к такому произведению эпиграмму - будет еще лучше. Ну что же, попробую в конце разбора каждого стихотворения написать к нему добродушную, шутливую эпиграмму, являющую собой итог рецензии.
  
  Привожу в данном обзоре полные тексты авторских работ, дабы авторы, читатели и критики не уличили меня в искажении отдельных слов или выражений. Итак, начинаем...
  
  1. Тарасов С.В.
  
  Не Боги...
  
  Тебе пятнадцать, неказистый малый
  Ты не окреп, но убегаешь прочь...
  И даже я, в таких делах бывалый...
  Не в силах даже чем-нибудь помочь...
  
  Уходишь быстро - бег в асистолию
  Без фибрилляций, как прыжок с моста
  Зрачок широкий, мышцы в атонию
  И аппаратная немая хрипота...
  
  Прости, но мы, увы, не Боги
  Не псы мы, чтобы раны зализать...
  В спасении, так бывает, мы убоги...
  Не Боги...
  По-другому не сказать...
  
  Первая оценка- 2. Вторая оценка - 3
  "Вот он типовой образчик графоманской литературы',- мелькнула первая противная мысль. ' Вам надо срочно к доктору", - хотелось сказать автору при первом прочтении стихотворения "Не Боги". Но, чтобы разобраться в причинах, побудивших автора написать это стихотворение, не поленился заглянуть в толковые словари, и выяснилось, что не автору надо к доктору, а критику. Ибо автор, по всей видимости, работает врачем, и в перерывах между сложными операциями сочиняет "медицинские" стихи. Чтобы не утруждать несведущих в медицинской терминологии читателей, поясню значение отдельных слов, употребленных автором в сочинении:
  - фибрилляция - быстрое хаотическое сокращение многих отдельных мышечных волокон сердца, в результате которого сердце теряет способность к эффективным и синхронным сокращениям;
  - асистолия - прекращение деятельности сердца;
  - атония - отсутствие нормального тонуса мышц скелета и внутренних органов, развивающееся вследствие недостаточности общего питания, расстройств нервной системы, при инфекционных заболеваниях, нарушениях деятельности желёз внутренней секреции.
  
  Само стихотворение в этом свете оказывается, вдруг, совсем не смешным, а наоборот - грустным и даже трагическим. Начинаешь уважать автора как человека, как врача, который искренне переживает, что ему не удалось во время операции спасти пятнадцатилетнего мальчишку, будь тот хоть наркоманом, хоть токсикоманом - кем угодно! Ну что же тут поделаешь, у каждого врача свое кладбище пациентов, а жизнь продолжается.
  
  Теперь поговорим о технических приемах, используемых автором.
  В первом и третьем стихах второй строфы, во втором и четвертом стихах этой же строфы не совсем удачная и не совсем точная мужская рифма: асистолия - атония; моста - хрипота. Вообще вторая строфа является самой неудачной из всего стихотворения. Применение иностранных или узкопрофессиональных слов в русском стихосложении очень опасная вещь, хоть и допустимая, поэтому такие вставки должны быть хорошо обдуманными, оправданными и применяться только в исключительных случаях, когда их звучание подчеркивает красоту стиха, дополняет смысл. Во второй же строфе представленного стихотворения присутствует сразу три !!! слова явно 'медицинского направления', и, возможно, не русского происхождения. Хочется пожелать автору детально продумать образ героя (героев) произведения, как и почему он видит мир так, а не иначе. Поработать над совершенствованием размера стихотворения, рифм, правильным чередованием ударных и безударных гласных, вплоть до их схематического изображения. Может быть, разнести 'медицинские слова' по разным строфам. Это захватывающий труд, уверяю вас!
  
  Эпиграмма:
  
  Прости, не зализали мы...
  
  Прости, пацан, но мы, увы, не Боги,
  Не псы мы и не бандерлоги,
  Не львы, не тигры, не медведи из берлоги,
  Поэтому не будь к нам слишком строгим,
  Что раны не смогли мы зализать,
  И неказистому тебе мы дали убежать!
  
  И гложет нас теперь асистолия,
  А вон, в кустах, крадется атония,
  И все, заметь, без всяких фибриляций,
  Без разных томограмм и дефиляций.
  В спасеньи мы бываем так убоги,
  Что скоро сами от таких стихов протянем ноги!
  
  
  2. Скоглунд И.
  
   Против романтики смерти
  
  Величие мраморных слов -
  Творенье хрустальной души.
  
  Когда умирают надежды,
  Мечты превращаются в прах,
  Тебе шепчут на ушко бесы:
  Уничтожь этот мир и себя!"
  
  Подлый раб пред соблазном не сможет
  Устоять. Ну, а если важна
  Тебе честь, то над каждой бедою
  Водрузижь свой победный стяг!
  
  Первая оценка- 3. Вторая -2.
  Почему так? Почему второе подряд стихотворение заставляет выносить мозг, вместо того, чтобы доставлять удовольствие при прочтении. Полное отсутствие хотя бы так называемой 'неточной' рифмы, к которой сейчас прибегают многие авторы. Да, понятно, что неточная рифма предполагает приблизительное созвучие слов, что придает стихотворению большее звуковое разнообразие, понятно, автор пишет вольным стихом, но не с такой же рифмой: надежды - бесы. Ни в одной строфе этого стихотворения нет даже приблизительной рифмы. Конечно, в русском стихосложении есть стихотворения без рифм или с так называемыми "бедными" рифмами. Причем существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений. Одна из них - "белый" стих. Технически белый стих весьма прост: достаточно соблюдать размер и следить за смыслом. Но надо отдавать себе отчет в том, что ввиду простоты технического исполнения, белые стихи обязаны содержать в себе нечто такое, что 'затмит' отсутствие рифмы. В стихотворении "Против романтики смерти" размер отсутствует или, в отдельных строках, очень плохо выдерживается, а смысл вообще ускользает. Это какие-то три разных стихотворения в трех строфах. Мне кажется, что это стихотворение можно было бы отнести к другой номинации конкурса. Про грамматические ошибки не говорю. Отразил их в эпиграмме:
  
  Взятие рейхстага...
  
  Что случилось с моим слухом?
  Бес забрался как-то в ухо.
  И давай себе шептать,
  Не дает, подлец, мечтать.
  
  Долго я боролся с бесом,
  Говорил ему, балбесу:
  - Разорю весь ваш рейхстаг,
  Водрюзью победный стяг!
  
  3. Гур К.
  
  Я Шла По Переулку...
  
  Я шла по переулку
  В вечерней тишине.
  С собакой на прогулку
  Ты шёл навстречу мне.
  Уставший и не бритый
  Согнувшись от печалей...
  Так Мастер с Маргаритой
  С любовью повстречались.
  Хрустальный звон капели,
  Весны шальной начало...
  Мы шли, потом летели,
  Как на панно Шагала.
  Нас свёл с тобою случай,
  Изменчивый такой...
  Ты мой, ты самый лучший,
  Дарованный судьбой...
  
  
  Первая оценка- 5. Вторая оценка - 6
  Читается стихотворение очень легко. На мой взгляд, можно бы было разбить его на четыре строфы. Но тогда надо будет переделать вторую строфу, чтобы мысль и действие в ней были законченными. Присутствуют в стихотворении неточные рифмы, которые можно без труда переделать в точные или созвучные. Хотя бы похожие на эти удачные рифмы: бритый - Маргаритой, печалей - повстречались. Что не понравилось особо - это упоминание про Мастера и Маргариту. Этот стих и следующий за ним как - то выпадают из контекста всего стихотворения. И не только напыщенностью и явной надуманностью сопоставления, книжностью, но и резким переходом в другое состояние. Надо как-то смягчить, сгладить ситуацию, написать проще и теплее, продумать и передать свое настроение, а не булгаковское. Автор старается выдержать размер, но не всегда это получается. К сильным сторонам этой работы можно отнести очень хорошо применяемые в отдельных кусках стихотворения мужские и женские перекрестные рифмы, что предает произведению динамику шага, прогулки, а, благодаря женской рифме, некую философскую направленность и любовную романтику, любовных чувств и восторга от встреч с любимым человеком.
  
  Любовь на бульваре...
  
  Спасибо, пес немытый,
  За светлое начало,
  Когда с тобой не бритый
  Бродил я по бульвару.
  
  А если - б был я бритый,
  Пошел бы к стойке бара,
  И Мастер с Маргаритой
  Тогда - б не повстречались!
  
  4 . Гаврильченко А.
  
  Всего лишь февраль
  
   Стены царапает снег
   Вкрадчиво, словно кошка.
   Затвердевает печаль
   Хмурою маской льда.
  
   Белые осы омег,
   Альфы вторая крошка -
   Это всего лишь февраль.
   Попросту - ерунда.
  
   В мире полно ведь разлук.
   Рану залечит время.
   Так повторяю себе...
   Кровоточит опять.
  
   Время... безрадостный звук.
   Памяти угол, бремя:
   Было угодно судьбе
   Временем наказать!
  
   Кем-то открытая дверь...
   Старенькая подруга -
   Светло-туманная грусть
   В месяце феврале...
  
   Чуткий какой уже зверь
   Полуслепая вьюга!
   Знающая наизусть
   Стены в моем крыле!
  
   Игры. Камин. И вино,
   Чтобы на миг забыться.
   Может, я даже усну,
   Смяв половину карт.
  
   Выиграю? Все равно,
   Та же зима, страница.
   Мне бы скорее весну...
   Встретить сердечный март.
  
  Первая оценка- 6. Подумал и поставил итоговую оценку - 9 (за технику).
  Представленное на конкурс стихотворение обращает на себя внимание, прежде всего, сложной системой рифмовки. Во-первых, через все произведение проходят сквозные рифмы, соединяющие межстрофными перекрестными рифмами пары соответствующих стихов соседних строф : снег-омег; кошка-крошка; разлук-звук; дверь-зверь, создавая эффект звуковой целостности всего рисуемого автором состояния героя накануне прихода весны, когда депрессия, авитаминоз достигли своего апогея. Конкретно, образно передается ощущение надоевшего февраля и предчувствие марта, весны, как мощных стимулов возрождения жизни, продолжения творческого начала. И мы, следом за героем стихотворения, надеемся, что и у нас закончится вдруг депрессивное, угнетенное состояние с приходом весны. На фоне сказанного можно увидеть другую закономерность: в последних стихах третьей и четвертой строфы не совсем удачно подобрана рифма: опять - наказать. Интересно, сам автор сознательно использует подобный принцип сложной рифмовки или нет? Даже если это получилось случайно, данная особенность воспринимается как органичный элемент формы стиха, кажется, что действие становится все энергичней и в последней строфе оно достигает своей определенной кульминации. Вместе с тем, некоторые сравнения вызывают недоумение. Например, почему вторая крошка Альфы, а не, допустим, третья или первая? Это одно из самых интересных стихотворений в группе по техническому исполнению.
  
  Февральский авитаминоз...
  
  Альфы вторая крошка
  В ухо попала мне.
  Как хорошо, что не кошка,
  Не белые осы омег.
  
  Если бы осы напали,
  Мне бы уже, навряд,
  Эти вампиры дали
  Встретить сердечный март!
  
  5. Фабрициева Н.
  
  Андромеда
  
  ...Порывы песчаной бури
  уродством проснувшимся душат,
  горстями впиваются в глотку,
  а хули...
  ссосут добродетель, иссушат.
  
  И немощность вьётся в ехидной истоме:
  "Кричи! Извивайся в предсмертной агонии,
  Неверье твоё восседает на троне,
  В, тобою сплетённой, из гнева, короне!"
  
  ***
  В тиши, утомлённая личностным бредом
  Лежит, у истока обид, Андромеда.
  Не ждёт, не зовёт и не ищет спасенья,
  Свершилось ещё одно преображение.
  
  Итоговая оценка- 1. Очень сожалею, единственный кол в группе. Надо было кому-то ставить его по правилам конкурса. И вот почему: если иностранные и узкопрофессиональные слова в стихотворении надо применять очень осторожно, то матерные слова - тем более. Здесь матерное слово абсолютно не оправдано как по смыслу, так и по техническому исполнению. Автор ставит перед собой задачу показать состояние безнадежного положения мифического героя. Но все это стихотворение состоит из разрозненных по содержанию строф, абсолютно не скрепляющих замысел, общую мысль стихотворения, которую автор, как мне кажется, все же пытался донести до читателя. Нарушено в этом стихотворении золотое правило стихосложения: рифма либо должна быть везде, либо ее не должно быть нигде. Если она есть кусками, то создается впечатление, что поэт - просто неумеха. Он не знал, как зарифмовать, ну и оставил на произвол. Например, совсем не рифмуются слова бури - глотку, истоме-короне - агонии - троне. Портят стихотворение бедные, предсказуемые рифмы: душат - иссушат; троне - короне. И лишь одну парную рифму бредом - Андромеда, можно считать удачной находкой автора в этом стихотворении.
  
  Ссосали...
  
  Лежит Андромеда нагая.
  Не ждет. Не зовет. И не плачет.
  А немощность, сука такая,
  Орет. Извивается.Скачет.
  
  Ссосет добродетель, иссушит,
  И плюнет читателю в душу.
  А после, в ехидной истоме
  И вовсе наладит из дома!
  
  6. Казовский А.
  
  Конторская сага
  
  
   Вечер. Пятница. Работа.
   Лица - пятна. Люди - тени.
   В голове одни заботы.
   Стоны, впитывают стены.
  
   Дни мелькают, как секунды,
   Утекает жизнь сквозь пальцы.
   В сердце хрупкие сосуды
   Вновь натянуты на пяльцы.
  
   Сигарета тешит горло,
   Монитор в глаза, как сварка,
   За окном уж тьма прогоркла,
   Телефон бренчит "подарком".
  
   Стопки "высших" циркуляров -
   На столе злым частоколом.
   Клочья рваных письм-вампиров,
   В урне умирают, корчась.
   Взять бы молот - руки просят!
   Развалить бы эти стены!
   И из клетки - птицей вольной,
   Сбросив пыльные проблемы!
   И послать бы всё подальше!
   Дать себе для жизни роздых.
   Выплюнуть конторский кашель,
   Ртом глотая льдистый воздух!
  
  Первая оценка- 9 (хотелось поставить 10) Вторая оценка - 5. В этом стихотворении перед нами многочисленные неточные рифмы: секунды-сосуды, горло-прогоркла, частоколом-корчась, просят-вольной. И лишь второй и четвертый стихи последней строфы являются образчиками точной и красивой женской рифмы : роздых-воздух. Наверняка автор, принимаясь за эту тему, понимал, что тема изъезжена вдоль и поперек, и открыть в ней что-то новое для себя и для читателей не представляется возможным. Именно по этой причине, как мне думается, автор написал стихотворение в юмористическо - ироническом стиле. Словосочетание 'льдистый воздух' запоминается, но не вызывает восторга своей надуманностью: лед представляет из себя, как известно, твердое состояние материи, воздух же обладает совсем другими химическими и физическими свойствами.
  
  Молоток - оружие пролетариата...
  
  Взять бы молот - руки просят,
  Как в семнадцатом году,
  Вызов капиталу бросить
  Не порол что б ерунду.
  
  Что за жизнь у нас такая:
  От рассвета до темна
  Мышку по ковру катаем
  Неподъемная она.
  Мне бы в рощу, нам бы в поле,
  Чтобы роздых дать душе:
  Вон сосед за 'частоколом'
  Не шевелится уже!
  
  Как же упахался он
  Бедный офисный планктон!
  
  7. Виверс О.И.
  
  Новый год
  
  
  Мчатся Мартовские Зайцы
  За улыбкою Кота.
  Значит, время собираться,
  Значит, это не спроста.
  
  Рявкнет Тигр нам напоследок,
  И уйдет себе в метель.
  Гнать, как птиц весенних с веток,
  Дней грядущих карусель.
  
  Ну, а мы - другие звери,
  Нам опять не повезло,
  Год не наш стучится в двери.
  Бьёт снежинками в стекло.
  
  Нам опять пахать и сеять,
  Снова будут шкуры драть,
  Шерстку стричь. Котов лелеять.
  Зайцев по весне спасать.
  
  Ничего, ведь мы привычны.
  В гости топает народ.
  Стол накрыт, да не обычный!
  Всё же праздник. Новый Год!
  
  Итоговая оценка- 8.Стихотврение читается легко, автору удалось передать свое настроение читателю. А оно, это настроение, какое-то светлое, жизнерадостное. Хотя по смыслу оно должно быть грустным. Перед нами редкий пример того, когда читаешь одно, а думаешь о другом. Сложно сказать, думал ли сам автор о таком эффекте противоположностей, приступая к написанию, но стихотворение хранит иронично-интимную и лирическую интонацию.
  
  Коррупционер...
  
  Дед Мазай, спасая зайцев,
  Так сказал: Едрёный Кот,
  Ну-ка, стол мне накрывайте.
  Все же праздник. Новый год.
  
  8. Тимофей Ю.
  
   Цветы
  
  Медвяный аромат пурпурных роз
  Напоминает запах трупов,
  Что мы оставили под чередой уступов,
  Перестреляв их, точно диких коз.
  Словно цветов набухшие бутоны,
  Они внизу лежат - враги короны.
  
  
  То был веселый бой: мы их зажали
  В ущелье узком с двух сторон,
  Изжалив блики лат свинцом.
  Из наших десять ранено едва ли.
  
  
  Их кондотьер, безмозглая скотина,
  Завел в ловушку сотен семь -
  Пришел конец, конечно, всем.
  Я сам свалил его из кулеврины.
  
  
  Я голубей воды не видел и небес,
  Чем горный тот поток и дали,
  Пока их с алым не смешали, -
  Когда стрелять вдруг начал лес.
  
  
  Закончил бойню протазан.
  Днем мародеры там сновали;
  Всю ночь стервятники в теснине пировали
  И ссорились из-за дебелых партизан.
  С зарею расцвели бутоны тел на дне -
  И розами там пахло, как нигде...
  
  
  Напомнили еще мне роз охапки
  Твоих кудрей и кожи аромат,
  Прекраснейший Цветок, до коего так падки
  И коннетабль, и молодой солдат.
  
  
  Первая оценка- 7. Вторая-6.
  В представленном стихотворении много неудачных, неточных рифм: охапки-падки; дне-нигде; и т. д. И только во второй строфе автор использует интересную, охватную или опоясывающую составную рифму, что в представленной группе присутствует впервые: зажали - едва ли. Что касается построения строф, то едва ли оправдано, как синтаксически, так и по смыслу чередование четверостиший с шестистишьями. Это сбивает с заданного ритма. Кроме того, а эта шероховатость встречается еще в некоторых стихотворениях авторов второй группы, не продумана должным образом расстановка отдельных стихов в строфах. Такая ошибка видна, например, в стихотворении А. Ваньюкова (о нем чуть ниже). Читая второй, третий и четвертый стихи первой строфы стихотворения " Цветы", останавливаешься, чтобы смекнуть: а что или кого, собственно, расстреляли как диких коз - уступы, трупы или розы? Я уж не говорю о том, что трупы расстреливать не гуманно, да и бессмысленно. Хочется пожелать автору более четко продумать: образы героев; при описании боя дополнительно аргументировать (хоть легким намеком), почему трупы или розы стали вдруг врагами короны; почему трупы пахнут розами, а не смердят гнилостными разложениями; откуда на небе и в воде столько крови; почему лес стреляет; как пулями можно изжалить не латы, а их блики и многое другое продумать, чтобы это трагическое произведение заиграло красками настоящего мастера, наложенными умелой рукой на холст истории средних веков. Хотя!!! Может ли прославление жестокости, смерти, убийства быть красивым. И еще одно замечание или дополнение по самой теме стихотворению: есть такая категория людей, изучал их психические реакции, когда учился в юридической академии и проходил учебную практику по судебной психиатрии в НИИ Сербского. Этих людей влечет к трупам, вплоть до сексуальных извращений. Помнится, лечили там одного солдатика, который убегая в самоволку, залезал ночью в морг через окно и насиловал трупы девушек. Не этот ли случай перед нами? Впрочем, могу ошибаться.
  
  
  Ода о сытом партизане...
  
  Всю ночь стервятники терзали
  Тела дебелых партизан:
  Не плохо жили партизан,
  А здесь - всегда пустой карман.
  
  Наверно, чтобы стать дебелым,
  Пора и нам уйти в леса:
  Питаться сыром, сёмгой, салом,
  А на второе - колбаса.
  
  А чтобы быть всегда дебелым,
  Всем надо залосниться телом!
  
  
  9. Ускова Е.
  
  Ты не ветер...
  
  Ты не ветер, я же - слово,
  я свободна, ты в плену.
  Слово вылететь готово
  и взметнуться в вышину...
  
  Молодой поэт под утро,
  слово звонкое найдет,
  и своей невесте стройной
  в косу длинную вплетёт.
  
  Понесет невеста слово,
  под венец. И во дворец.
  Слово вылететь готово,
  как из гнездышка - птенец.
  
  Расплетет невеста косу,
  слово бросит на комод,
  а наутро на комоде
  ничего и не найдет...
  
  Ночью слово соскользнуло
  на пол, по полу, в окно.
  Звездам, морю подмигнуло,
  да и было таково...
  
  И, свободу ощущая,
  Ветер слово отыскал...
  Как оно запело эхом,
  отражаясь между скал!
  
  
  
  
   Оценка- 9.
  Хорошая рифма, красиво. Но, к сожалению, есть и неточные рифмы. Само стихотворение читается легко, словно ручеек по камушкам бежит, переливается, читается на одном дыхании. Мне думается, что это стихотворение легко переделать в песенку, если автор уже этого не сделал. Вот только наличие слова 'комод' в двух рядом стоящих строках - это явный недостаток стихотворения. Портят стихотворение (и очень сильно) следующие рифмы: утро - стройной; косу - комоде; комод - найдет; окно - таково; ощущая - эхом. Не хочется опять повторять аксиому о золотом правиле поэзии...
  
  Когда молчание - золото...
  
  Молодой поэт не знает,
  И не в том его вина,
  Если слово вылетает,
  Кто-то должен отвечать.
  
  Слово ведь не воробей,
  Вылетит, едрена вошь,
  Даже, если невзначай,
  То таких ...ты огребешь!
  
  
  10. Мудрова Т.А.
  
  Стихи монаха неопределенной ориентации
  
  
  С дырявым зонтиком в руках брожу я целый день,
  Воруя солнце в облаках, в лесу воруя тень.
  Поймаю звездочку одну, а вместе с ней луну -
  С лампадкою и ночником сойду тогда ко сну.
  Припев:
  С монетой напряженка, с работой полный швах -
  Но я в поре, но я в игре - кайфовый я монах!
  
   У хрюшек жемчуг я словчил, алмаз сыскал в золе -
  Как много див мне суждено на бренной сей земле!
  У ниндзи ловкость приобрел, у самурая - честь:
  Как много, брат, прикольных штук на белом свете есть!
  Припев
  Шустрю я тут, шустрю я там, краду улыбки дам,
  За гонор кавалеров их полушки не отдам!
  Но коль признать, любая стать годна мне для пути:
  Иной желал бы всё отдать, я - всё приобрести.
  Припев
  Из песен ноты я тяну, из книг тащу слова -
  Мир не становится бедней с такого воровства!
  Пусть под конец моих часов простятся мне грехи,
  Что и у Бога я без слов заимствовал стихи.
  Припев
  Перебирался за пустяк чрез уйму переправ,
  Гнилых подошв не замочив, тряпья не затрепав;
  Мне от не знай каких щедрот вся в лен дана земля:
  Я генерал степных широт, полковник ковыля.
  Припев
  Желая дольный мир объять, я расточился в прах -
  Башка в пыли, душа в огне, а сердце - в небесах.
  Теперь уж, верно, никуда не станется брести:
  Ты сам - свой дом, ты сам - свой кров, ты - все твои пути...
  А припева уже нет никакого...
  
  Первая оценка- 8. Вторая оценка- 6 (за сбой ритма).
  В стихотворении удачно подобраны рифмы в парных стихах, это придает стихотворению (песне) необычайную легкость характера героя монаха. Последняя строчка стихотворения - это уже какое-то дурачество, вызывающее беззлобную улыбку. Впрочем, это тоже продолжение веселого стиля повествования. Наверное, автор так всё и задумывал?
  
  Монах - рецидивист...
  
  Шустрю я здесь,
  Шустрю я там,
  То меж повес,
  То между дам.
  Из песен ноты я тяну,
  Из книг тащу слова.
  И вот меня ведут в тюрьму:
  На год? Или на два?
  
  
  11. Лескова В.
  
   Наши дети
  
   В ночную пору человек шел через лес,
   Сгущалась тьма, стонала где-то птица...
   Вдруг детский плач послышался окрест -
   В траве ребенка бросила блудница.
  
   И тянет ручки к взрослому дитя,
   Мужчины сердце начинает часто биться,
   Поднял ребенка, нежность затая -
   Торопится он к дому воротиться.
  
   Трудна дорога - неровна, бугриста.
   Нести младенца дальше все трудней.
   Вот в лунном свете полоса искрится -
   Речной преградой на пути людей.
  
   На шаткий мостик встал тот человек
   И сделал шаг... еще прошел немного...
   Дрожат колени, и как будто целый век
   Продлилась трудная, опасная дорога.
  
   Встает заря. Деревня впереди,
   И добрый человек вздохнул устало:
   -Как было тяжело тебя нести!
   -Я новой жизни светлое начало!
  
  
  Первая оценка- 9.Вторая оценка -7. В общем то неплохое, с претензией на некую философскую аллегорию, жизнеутверждающее произведение. Последние два стиха в пятой строфе ставят в тупик: если это светлое начало, то почему его было так тяжело нести? Хочется пожелать автору более четко продумать финал этой светлой истории. Светлое начало необходимо нести с распахнутой от восторга душой, а не вздыхать устало. Мне, как читателю, финал видится именно так.
  
  О самовлюбленном, но добром путнике...
  
  И добрый человек вздохнул устало:
  - Я новой жизни светлое начало.
  Как было тяжело себя нести,
  Окончен путь - деревня впереди.
  
  
  12. Лапина Е.В.
  
  Царь Петр в Европу прорубил окно...
  
   Царь Петр в Европу прорубил окно.
   Придумал офис Microsoft Билл Гейц.
   Нам слов привычней смайлики давно -
   С соседями общаясь по email.
  
   Нам аватара заменяет лица,
   А подпись к нику - смысл бытия.
   И мышка - электронная синица
   В руке. В сети мы ловим журавля.
  
   Нам ближе стало Рио-де-Жанейро,
   Чем о бок проживающий сосед:
   Включая "ящик", мы спешим к "Дон Педро",
   Соседу бросив на ходу: "Привет."
  
   И пробегая гигабайты сайтов
   On line-событий сетевых друзей
   Из Петербурга, Риги, Мальты...
   Живём в офлайне для родных людей.
  
  
  Первая оценка- 8.Вторая оценка - 4.
  Авторская индивидуальность приходит через собственное понимание жизни, тогда такое стихотворение или рассказ становятся особенно интересными читателю. Здесь же этого нет вовсе, хотя тема раскрыта полностью. Может потому не цепляет это стихотворение за живое, как женщина с маленькой грудью, что сама тема избита, как пьяный мужик у трактира (как в "Конторской саге") , но там хоть с юмором написано и чрезвычайно образно!
   Очень осторожно надо браться за такие темы, а если взялись, необходимо находить свои самобытные, яркие характеристики и образы. Иначе читатель попросту будет скользить взглядом по строчкам, а думать о своем. Больше ничего не могу сказать об этом стихотворении. Не увидел в нем ни одной авторской находки, ни одной индивидуальной и запоминающейся детали. А другого, исходя из изложенного выше, и не ожидалось.
  
  Петр I и ...
  
  Когда-то кто-то прорубил окно,
  Когда-то кто-то написал (э-э-э),
  А мы сидим - его читаем,
  И что сказать - совсем не знаем!
  
  13. Калинин А.А.
  
  Часы с будильником
  
   Был круглый циферблат,
   теперь - табло квадратное.
   Секундной стрелки бег
   сменил мигалки пульс.
   А время, как тогда,
   уходит невозвратно,
   и вновь не по себе
   когда в остатке нуль.
   Звонок ещё звенит,
   но жизни дерзновенной
   истёк последний миг.
   У каждого - свой срок.
   Твой маятник застыл,
   а на часах Вселенной
   всё капает вода
   и сыплется песок...
  
  
  Оценка- 10.
  Строго продуманное по смыслу и по использованным сравнениям стихотворение, но опять же, и уже в который раз в группе, нет изюминки, не хватает этому стихотворению яркой авторской метафоры. Все напоминает тикающие часы, все изложено в академическом стиле. Судя по компоновке, по механизму исполнения, автор способен на большее. И гораздо на большее! Мне кажется, он может написать так, что слову будет тесно, а мысли просторно. Допускаю, что у автора есть яркие стихи, подчеркивающие его индивидуальность. Надо будет посмотреть его авторскую страницу.
  
  Геометрический стишок...
  
  Мне уже какой годок?!
  Чую. Сыплется песок.
  Во, квадратно завернул,
  А в остатке круглый нуль!
  
  14. Георгиева И.А.
  
  Триумф
  
   Я здесь, я пришла,
   Я увидела и победила,
   К черту все ваши слова
   И высокопарность фраз!
   Я здесь! Наконец...
   Этот мир
   Я у ног своих положила
   И рассказала все,
   Что должна была вам рассказать.
  
   Увидеть и победить,
   Поймать свой единственный шанс,
   Схватить за пернатый хвост
   Коварную синюю птицу.
   Хотите меня убедить,
   Что я бесчеснее вас?
   Но в свете моих торжеств
   Мне нечего этим стыдиться!
  
   Я тронула пальцем звезду
   И не обожгла ладонь,
   Я в небо смогла взлететь,
   Верхом на крылатом драконе.
   И пусть я однажды уйду,
   Да... все мы когда-то уйдем.
   Но я обогнала смерть,
   Скользнув за жизнью в погоне.
  
   Я здесь, я пришла сюда,
   Увидела и победила.
   Ни вы, ни подобные вам
   Не заставят меня уйти!
   Я мир этот... бренный мир
   Мечтам своим подчинила,
   Дала ему новый шанс
   И призрак иного пути.
  
  Первая оценка- 7.Вторая оценка-6.
  Очень агрессивное, как мне показалось, стихотворение, с претензией на какое-то большое откровение. Читаю дальше, ищу, но, увы, не нахожу. Это стихотворение можно охарактеризовать так: поэт обманул надежды читателя. Нелепые же выражения с физиологической детализацией просто ввергают в шок (о них в эпиграмме). Ну что же? У каждого автора своя манера подачи материала, будем снисходительны.
  
  
  Большие женские ладони...
  
  Я тронула пальцем пень,
  И думаю: "Как же так?
  Совсем не болит ладонь",
  А впрочем, какой пустяк...
  
  Рука это тоже ладонь
  И грудь и нога - ведь так?
  Пишу я такую хрень,
  А впрочем, какой пустяк...
  
  15. Ванюковъ А.
  
  Стих-2
  
   В разгаре дачная весна,
   я смастерил в саду качели,
   подмазал, чтобы не скрипели,
   а сам уселся у окна.
  
   Чаек затеяла жена
   и достает буханку хлеба.
   Девчонка подлетает в небо,
   наверно, счастлива она.
  
   Всплывает вечная луна,
   на ней холёная усмешка.
   Я бросил в печку два полешка,
   пора бы спать, да не до сна.
  
   Такая в мире тишина:
   ни ветерка, ни трепетанья,
   и вся махина мирозданья
   мне вдруг становится ясна.
  
   Всей этой бездны глубина
   и звезд пасущееся стадо...
   ...И подновить скамейку надо,
   а то ругается жена...
  
  
  Первая оценка- 8(или9). Вторая оценка -7.
  Доброе, с простыми словами житейское стихотворение, не вызывающее, в сравнении с предыдущим, никакого чувства ответного aggredio. Я даже автора вижу за этими строками, его добрую, довольную улыбку. Стихотворение написано с применением охватывающей рифмы, форма его напоминает качели. Но при этом однообразие и предсказуемость рифм ослабляет смысл стихотворения. Хочется отметить три момента, которые портят впечатление от этой авторской работы. Во-первых, во второй строфе автор упоминает свою жену, и вдруг в эту дачную комнатную идиллию врываются качели. Автор не воспользовался огромным преимуществом опоясывающей рифмы, когда в одной строфе можно сравнительно легко закончить одну мысль, одно действие и перейти к другому действию в соседней строфе, не нарушая общую картину и смысл происходящего. В данном контексте очень легко можно было объединить рассказ о качелях в первой строфе. Во-вторых, продолжая мысль о качелях, папа пошел спать, а дочка всю ночь качается при луне. Мне кажется, что автору надо определиться во времени и дать какие-то пояснения, что действие происходит в течение одного дня, а не одномоментно.
  В - третьих, четкое построение четырех строф портится нечеткостью пятой строфы с сомнительной привязкой её к четвертой строфе, что нарушает стиль и порядок этого неплохого стихотворения.
  
  
  Наркотическая булка...
  
  Девчонка подлетает в небо,
  Наверно, переела хлеба.
  Чаек сварганила жена.
  Я вижу, счастлива она,
  Что ту буханку не умяла,
  А то, вот так же бы летала!
  
  16. Тари
  
  Гитара
  
   Чуть замерзшие пальцы притронутся к струнам гитары,
   Пробегутся, как будто лаская, по плачущим нервам...
   И в молчаньи рассыплются брызгами музыки чары,
   И средь тех, кто услышал бы песню, закат станет первым.
  
   Струны всхлипнут, роняя слезинками рваные ноты,
   Будто плачут о чем-то несбыточном, милом, желанном,
   Будто просто устали петлять по судьбы поворотам,
   По тропинкам, укрытым от глаза белесым туманом.
  
   Промелькнет вдруг надежда. Набрав обороты, несется
   Разудалая песня, залитая солнцем и ветром -
   Что ж, навстречу дороге! Заливисто нота смеется,
   И зовет обуздать новый путь в миллион километров...
  
   Только екнет вдруг сердце, вольется дыхание стужи,
   И хотелось бы вновь приголубить строптивые струны,
   Но ведь рвется, ведь рвется та серость, что в сердце, наружу,
   И мотив тут становится грустным и страстно-безумным...
  
   Нота стынет. Напев умолкает, и струны спокойны.
   Я отставлю покуда гитару - мы обе устали...
   Ну так что же, подруга? Сегодня, надеюсь, довольна?
   А ответом мне тихое эхо рыдания стали...
  
  
   Оценка- 10.
  Единственное стихотворение в группе, которое написано многостопным способом. Такую тактику можно считать как достоинством, так и недостатком этого произведения. Многостопность усыпляет, рассеивает внимание, смысл стиха размывается в памяти. Вместе с тем, в каждом стихе этого произведения прослеживаются строго выдержанные метрические аналоги, что говорит о хорошей технической подготовке автора, его понимании ритма, размера, шага. Впрочем, автор, судя по содержанию стихотворения, музыкант, и сбой этих параметров, сразу же отразится на инструментальной игре, он будет виден. Однако, неточные рифмы в отдельных строфах портят общее хорошее впечатление от стихотворения. Хочется пожелать автору последний стих в последней строфе немного модернизировать, особенно 'тихое эхо'. Там, наверное, элементарная опечатка.
  
  
  Две подружки...
  
  Мы с гитарою вдвоем
  Замечательно живем.
  Мы такие с ней друзья:
  Куда она - туда и я!
  
  17. Ролдугина С.
  
  Мы были когда-то...
  
   Мы были когда-то - юны,
   Друг в друга слегка влюблены,
   Но ждали... Чего-то? Кого-то?
   Отчасти - игра или флирт,
   И воздух пьянил, будто спирт.
   Беспечны... юны... беззаботны...
  
   Я знала, что я не "Она".
   Всплывали неспешно со дна
   Растресканной кружки чаинки,
   А он - все болтал ни о чем,
   Слегка задевая плечом,
   И хрипло играли пластинки...
  
   Порой - обнимал напоказ,
   Я другом сердечным звалась,
   Но другом - скорей, чем сердечным.
   Как вальс - на границе любви...
   Желание всех удивить...
   Юны... беззаботны... беспечны...
  
   Но снов наших зыбкий полет
   Разбился о солнца восход:
   И я - влюблена, я - любима!
   Я - дама из старых поэм,
   Я стала всецело и всем,
   Но - не для него... Словом, мимо.
  
   Но я благодарна ему...
   За что? И сама не пойму...
   За игры? За сны? За былое?
   Пусть не было моря страстей,
   Венчанья, семьи и детей...
   Мы - были... и было - другое...
  
  
  Первая оценка - 9. Вторая оценка -7.
  Легкой исповедальной грустью пронизано стихотворение " Мы были когда-то...". Сильной стороной стихотворения является цепочка чувств и переживаний героини, главные из которых состоят в чувстве неразделенной любви к мужчине. Применение "refrain" убедительно и обосновано, плотность повторяющихся образов усиливает ощущение безответного чувства, спокойного восприятия ситуации. У многих была первая любовь и щемящее чувство утраты былого остается на всю жизнь легкой пушинкой в тенетах сознания. При этом совершенно не понравились следующие строки:
  Всплывали неспешно со дна
  Растресканной кружки чаинки.
  Очень неточное описание действия. Сказанное автором можно истолковать вот таким образом: " Кружка растрескалась на чаинки и они всплыли со дна". То, что кружка может треснуть, - не возражаю, но треснуть в виде чаинок, - это уже нонсенс. Куда понятней и логичней было бы написать: "В растресканной кружке чаинки...". Поэтому я слегка удивился, что автор этого стихотворения занял первое место в группе. Наверное, этому способствовало упоминание о первой любви, которая так растопляет женские сердца. Значит, автор угадал тему.
  
  О раздвоенном сознании...
  
  Растресканной кружки чаинки
  Неспешно всплывали со дна.
  Была я как две половинки,
  Смекнуть бы: кто 'Я', кто 'Она'?
  
  P.S: Только сегодня (и первый раз в жизни) зашел на авторскую страницу С. Ролдугиной и испугался, что учу писать стихи именитого автора, профессиональную поэтессу, опубликовавшую не один сборник своих стихов, мэтра с невероятной и нереальной посещаемостью её авторской станицы в 63 тысячи читателей и с высочайшими рейтингами. Поэтому, надеюсь, Софья простит меня, так же как и мэтр А. Ванюковъ за следующую, не подкрепленную ничем гипотезу: участники голосования знали, с кем имеют дело, поэтому поставить оценку ниже девятки или десятки у них рука не поднялась. Я же, простой русский парень, никуда не заходил, фаллометрией не занимался, а судил конкурсантов с завязанными глазами Фемиды. И если весы в моих руках были не с теми гирьками, то это не вина автора, а вина критика.
  
  18. Показаньев А.И.
  
  Написанная страница
  
  Тоска внезапно навалилась.
  Как надоело всё кругом.
  Опять вершина ночью снилась.
  Пора покинуть тёплый дом.
  
  Рюкзак оттягивает плечи.
  Тропа уходит круто вверх.
  Уже вершина недалече,
  и на пределе каждый нерв.
  
  Ледник потрескивает глухо.
  Его никак не обойти.
  Ступил на лёд, и ледорубом
  цепляю трещины в пути.
  
  Я на вершине! Ветер злится,
  пытаясь сбросить смельчака.
  Ещё написана страница...
  А жизнь не кончилась пока!
  
  
  Оценка- 10 (с плюсом)
  Замечательное стихотворение. На мой взгляд, одно из лучших в группе. Скорее всего, оно выйдет в полуфинал. Несколько замечаний по ходу...
  Встречаются неточные рифмы. И если многие из них совсем не портят стихотворение, то перекрестная рифма в третьей строфе вводит в ступор: глухо - ледорубом. В четвертых стихах первой и последней строф легко можно вместо первых слов поставить заглавную букву 'И', что позволит создать этому стихотворению определенную динамику и прекрасную незавершенность действия и мысли.
  
  Лучше гор могут быть только горы...
  
  Шел поэт к седой вершине
  Шел над пропастью, по льдине,
  Закружилась голов,
  Растерял он все слова.
  Захотел метнуться с кручи,
  Но не дали облака.
  Жизнь не кончилась пока!
  
  19. Кашапов Э.Р.
  
  Пьемонт и Таврида
  
  Есть в мире место,где всегда тепло,
  Где море спит и над судьбой не властно.
  Там взгляды женщин,как огонь опасны
  И вина греют жадное нутро...
  
  Как сладок сон в краю прекрасном,
  И сердце будоражит дивных песен звон,
  Когда гитары стройный перезвон
  Разносится в полях аккордом страстным.
  
  Там паруса отплывших кораблей,
  Как призрак исчезают в горизонте,
  И юная богиня много дней
  Мечтает слезно о своем Пьемонте.
  
  А он несется вдаль ветрам назло,
  И волны с шумом плещутся о судно.
  Он знает,ему будет трудно,
  Но храбрым из покон веков везло...
  
  И вот уже встречают его в странах
  Чужих,неведомых,на грубом языке
  Ему продать желают сарафаны,браслеты медные,
  Все в черном жемчуге.
  
  А он идет подхваченый потоком
  Немытой и уродливой толпы,
  По сторонам роскошные ковры,
  Карманные воры снуют под боком...
  
  И в этом королевстве без зеркал
  Ему мерещатся родные лица,
  Чьи образы под сердцем начертал,
  Когда в ночи душа домой стремится.
  
  Он вспомнил об измученой любви,
  Предался созерцанию разлуки,
  И прошлого священные огни
  Вселили силы в сохнущие руки...
  
  И вновь поднял он к звездам паруса,
  И вновь страдает о своей Тавриде,
  И молит ежечасно небеса:
  "О боги,мне ее верните!"
  
  А между тем печальная Таврида
  Смотрела,как пылал закат.
  На склоне,у опасного обрыва
  Бросала в бездну сладкий виноград.
  
  И нестерпев отчаянья,в порыве,
  Скатилась вниз,как слезы по щеке...
  И солнца луч исчезнул вдалеке,
  И чайки вдруг загаркали в надрыве...
  
  Есть в мире место,где всегда тепло,
  Где море спит и над судьбой не властно...
  Там взгляды женщин,как огонь опасны,
  И вина греют жадное нутро...
  
  
  Оценка- 9.
  Красивая легенда. Написано много, поэтому теряется выразительность. Автор, видимо, не знаком с особенностями сетевых конкурсов поэзии и прозы, когда при судействе, особо тогда, когда стихи судят сами конкурсанты, не у всех хватает терпения дочитать до конца длинное произведение, поэтому такому стихотворению ставятся оценки, что называется наобум. Как правило - средние оценки. Только очень хорошее длинное стихотворение, которое буквально завораживает, оценивается высоко. Думаю, что в данном случае оценки будут выставляться по первому признаку. Проверено.
  
  
  20. Винокур Р.
  
  Не возвеличивай себя
  
  
  Не возвеличивай себя,
  Других лукаво унижая,
  Ведь род людской - семья большая.
  Живи, надеясь и любя.
  Не возвеличивай себя.
  
  Не возомни себя горой,
  Ведь всё случается однажды,
  И умереть достоин каждый:
  Хоть неудачник, хоть герой.
  Не возомни себя горой.
  
  Себя оплакать не спеши,
  У каждого - своё ненастье,
  Но вспоминай былое счастье
  И верь в бессмертие души.
  Себя оплакать не спеши.
  
  
  Оценка- 10 (с плюсом).
  Это стихотворение сразу запомнилось своей философской направленностью, вот только жаль, что так категорично. Это портит впечатление от прочитанного. Впрочем, по своей сути, если очень внимательно вчитаться и подумать, оно является банальным, каким-то нравоучительным, с хорошо узнаваемыми, а потому, набившими оскомину словестными штампами. Поставил высшую оценку за техническое мастерство, за точную, хорошо подобранную рифму. В стихосложении этого очень трудно достичь. Не так ли?
  
  
  21. Бударин С.В.
  
  Солнечный пес
  
  Отпустило...Снег падал и падал...
  В покрова суету пеленал.
  Во дворах,в переулках,на улицах
  Третий день он собаку искал.
  
  Пес простой,непородный и рыжий,
  Лис огневый- и тот не рыжей.
  Плут большой,добродушный,игривый;
  Он собаки не знал веселей.
  
  Раз,другой улыбнулась надежда:
  Промелькнул вдалеке,словно сон.
  Шаг ускорил,сжал пальцы до боли,
  Присмотрелся,а это не он.
  
  "Где ты?"- болью в душе отдается.
  "Жду,вернись,-как молитву готов повторять.-
  Ты прости меня,друг мой лохматый.
  Глупость сделал - теперь горевать".
  
  Так случилось - все бабьи наветы:
  Будто сторож ты был никакой,
  Много лаял,цепи тяготился...
  Словом,был ты собакой плохой.
  
  И поддался я.С полной луною,
  Лишь ночная настала пора,
  Чертыхаясь и в мыслях, и явно,
  Взял и вывел тебя со двора.
  
  С тех минут мне и радость не в радость:
  Будто вывел себя самого.
  Взгляд тоскливый спиной ощущаю,
  Обернусь - позади никого.
  
  Так живем...Совесть - серая тряпка,
  Не хрусталь и,увы,не стекло.
  Убиваем ее понемножку,
  И большое рождается зло.
  
  Отпустило...Снег падал и падал...
  В покрова суету пеленал.
  Во дворах,в переулках,на улицах
  Много дней он собаку искал...
  
  Первая оценка- 9. Вторая оценка -7.
  Это стихотворение также запомнилось сразу, но не своим мастерством, а темой. Может быть, поэтому сразу, как и многие другие, наверное, поставил высокую оценку. При разборе же стихотворения оценка снизилась до семерки. Поэтому я озадачен тем, что оно выбилось в первую пятерку (кажется?) или где-то близко к ней. Какая-то чехарда с рифмами: то они есть, то их нет, то они приблизительные, то вообще не от мира сего и только в четырех стихах рифма соответствует правильной: пора - двора; самого - никого; стекло - зло; пеленал - искал. А перекрестная рифма в последней строфе " падал - улица" - это, простите за тавтологию, совсем не с той улицы и не к тому двору. К сильной стороне стихотворения можно отнести выбранную автором тему и то, как автор банальными словами-рифмами, узнаваемыми штампами выразил горе героя, выгнавшего собаку. А это, при скудности технических приемов, тоже не так- то просто. Согласны? Ну и сам герой какой-то квелый, бесхарактерный, вьют из него женщины веревки, а он и рад. Вот только совесть героя с женскими каверзами не согласна. Она и выгнала его в непролазную уличную муть.Значит, не все потеряно в этом мире!
  
  
  22. A. Р.М.
  
  
  Песня о Красном бароне
  
  
   Амаль Раф
  
  
   Прилетай, мил друг, Рихтгофен!
   Поскорее прилетай!
   В третий раз остыл твой кофе
   И заветрился минтай!
  
   Сыр любимый, пармезанский,
   Загибается в слезах...
   Уж хамса по-партизански
   Проглядела все глаза!
  
   Припев:
  
   Лучше быть сытым, чем голодным!
   Лучше ля-ля, чем бе-бе-бе!
   Лучше быть нужным, чем негодным -
   Это я знаю по себе!
   Это я знаю по себе!
  
  
   Тухнет мясо, киснет пиво,
   Вянет в супе сельдерей...
   Это ж просто... некрасиво!
   Покажись уже скорей!
  
   Прилетай, барон мой красный,
   Помаши в окно крылом!..
   Иль я жду тебя напрасно
   За обеденным столом?
  
   Припев.
  
   Прилетай, еще не вечер!
   Где стремишь ты свой полет?
   Я как раз готовлю к встрече
   На балконе пулемет!
  
   Прилетай, мой сокол - видишь?
   Не своя, едва дышу!
   Ком цу мир! А прочим идиш
   Я могилку надпишу...
   Припев.
  
  
  Оценка- 6.
  Улыбался, потом смеялся от души. За что автор так ненавидит "прочие идиш", можно только гадать. Он их просто готовить не умеет. )))
  Само стихотворение (песня) является стилизацией какой-то песенки. Искал в интернете, но не нашел. Очень аппетитно нарисованы автором хамса, сельдерей, сыр пармезанский. Превосходно, только 'ком цу мир' - это не совсем идиш. Это даже мне понятно, человеку, который изучал немецкий язык факультативно. ))). А как глубокомысленна сентенция финала!
  
  Полиглот - антисемит...
  
  "Ком цу мир,
  Зи шпрехен дойч?
  Пусть перевернется мир
  Прилетай ко мне на ночь.
  Поболтаем. Ду ю спик инглиш?
  Здесь никто нас не найдет,
  А для прочих мерзких идиш
  Расчехлю я пулемет!"
  
  
  Итак, оценки выставлены, комментарии и рецензии написаны, акценты расставлены, полуфиналисты определились. Кого-то при этом ругали, других хвалили, третьи, по тем или иным причинам, удостоились всего одной или двух строчек внимания. Но и одни, и вторые, и третьи должны помнить слова А.П. Чехова, сказанные писателем сто лет назад о литераторах. Свой разговор о литературе Антон Павлович Чехов заводил только тогда, когда знал, что его собеседник любит в литературе, прежде всего искусство, бескорыстное и свободное.
  - Никому не следует читать своих вещей до напечатания, - говорил он нередко. - А главное, никогда не следует слушать ничьих советов. Ошибся, соврал - пусть и ошибка будет принадлежать только тебе. После тех высоких требований, которые поставил своим мастерством Мопассан, трудно работать, но работать все же надо, особенно нам, русским, и в работе надо быть смелым. Есть большие собаки и есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять - и лаять тем голосом, какой Господь Бог дал.
  
  Пусть А.П. Чехов говорил о прозаиках, о рассказчиках, но этот его совет, эти пророческие слова в равной степени относятся и к нашему брату поэту. Забудьте, что вас ругали или хвалили, возьмите чистый лист бумаги и работайте. Творите прекрасное и неповторимое чудо - СТИХИ!
  
  Автоэпиграмма...
  
  Вас критик Новиков взбесил?
  Теперь хулите вы его:
  Свои стихи он разместил
  В анналах конкурса сего.
  (четвертая и пятая группа номинации 'стихи').
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"