Если непредвзято посмотреть на прошлое и настоящее человечества, то нетрудно заметить, что люди постоянно совершают очень много зла. Ложь, страх и насилие, гордыня, жадность, предательство, сексуальные извращения, войны, репрессии, голодоморы, геноциды и множество других грехов и пороков - всё это постоянно повторяется в истории человечества. В результате складывается впечатление, что всё это зло не только исходит от людей, но и органично присуще каждому человеку, свойственно любому человеку, более того - является неотъемлемой частью человека. Да и покопавшись в себе, все мы можем найти в своём сознании зачатки злых дел, например, желание кого-нибудь обмануть, оскорбить, унизить, ударить, обокрасть, убить и т.д. Кроме того, в каждом из нас кроется немало болезней, расстройств, а порой и стремлений навредить своему здоровью: курение, алкоголизм, наркомания, ночная жизнь, бессмысленные риски, переедание и т.д. А ведь всё это тоже зло. Так что вывод о том, что всем нам свойственно зло, вполне обоснован. Вот только надо разобраться, в какой степени оно нам свойственно и почему. А главное - каковы взаимоотношения человека и зла.
Для начала рассмотрим несколько аналогий.
Возьмём, например, компьютер. Сейчас уже практически все знают, что любой компьютер в процессе работы может давать сбои, зависать, ломаться или подхватывать вирус, который не даёт нормально работать. Так вот, можно ли считать, что все эти неисправности свойственны компьютеру, были предусмотрены разработчиком или изготовителем, являются неотъемлемой частью компьютера? Да, в какой-то степени свойственны, но совершенно чужды, враждебны, опасны и никак не являются частью компьютера. Они не заложены в конструкцию, вызываются случайными факторами или внешним вредительством. Без них было бы гораздо лучше.
Возьмём теперь жилой дом. В нём также бывают всякие неполадки: протекает крыша, засоряются водопроводные трубы, оседает фундамент, слезает старая краска и т.д. Можно ли считать, что всё это свойственно дому? Ну да, без дома эти неполадки не могли бы появиться. Но можно ли считать неполадки неотъемлемой составной частью дома? Нет, они вредят дому, разрушают его. Можно ли считать, что неполадки были специально спроектированы архитектором? Конечно, нет.
Последний пример. Если мы возьмём кусок хлеба, положим его на стол и забудем о нём на пару дней, то очень высока вероятность, что хлеб покроется плесенью. Конечно, без хлеба не было бы и этой плесени. Но можно ли считать, что плесень органично присуща хлебу, непременно свойственна ему, является его неотъемлемой частью? Конечно же, нет. Плесень паразитирует на хлебе, вредит ему, портит его, лишает его полезных качеств и тем самым приводит его в помойку.
И вот теперь возвращаемся к человеку.
Как известно, совершенный и мудрый Бог создал человека по своему образу и подобию. Отсюда следует, что в изначальном проекте человека нет и не может быть никакого зла, никакого губительного несовершенства. Человек по своей сути - это чистое добро. Более того, каждый человек имеет шанс в процессе своего развития не только приблизиться к Богу, но даже стать таким же как Творец.
Но ведь зло-то в мире есть, более того, оно порой побеждает добро. И чаще всего зло это творят именно люди. Нет ли здесь противоречия? Не заложил ли Создатель в нас помимо добра ещё и зло? И если заложил зло, то с какой целью?
На самом деле, Бог целостен и непротиворечив. Он не способен закладывать в созданный им гармоничный мир механизм саморазрушения и деградации. Поэтому ни одно творение не содержит в себе изначального зла. Однако Богу были бы просто неинтересны предсказуемые и покорные творения. Он хочет, чтобы люди, самые совершенные из его творений, могли свободно и безгранично развиваться. Поэтому Бог дал человеку максимальную свободу выбора между добром и злом, тем самым разрешив людям частично разрушать самих себя и мир. То есть Бог допустил временное существование зла в мире для нашего свободного развития. А дальше уже в результате нашего неправильного выбора зло вторглось в мир, стало значительной и всепроникающей мировой силой. Оно налипает на все творения и старается их разрушить и уничтожить. А ещё зло хочет сделать человека своим помощником, заставить его также разрушать мир, чтобы экономить свои силы.
То есть зло человека - это вовсе не его составная часть, а всего лишь паразит, присосавшийся к человеку и всячески вредящий ему. Причём вред этот имеет два основных направления. Во-первых, зло пытается направить человека по ложному пути рабства и деградации, то есть заставить его разрушать самого себя, других людей и мир вокруг себя. Если человек поддаётся злу, то он не выполняет двух основных задач своей жизни: саморазвитие и очищение мира от зла. Во-вторых, зло разрушает изнутри самого человека, используя для этого разные болезни и внушая вредные привычки. При этом атаки зла идут как на тело человека, так и на его душу. Для тела нападки зла смертельно опасны, а бессмертную душу они могут только осквернить, испачкать, исковеркать, но не убить. А вот своим самым покорным рабам зло может временно не вредить, но и их ждут неизбежные разрушение и смерть, а затем ещё и посмертные адские муки.
Зло человека можно ещё сравнить с коварным кровожадным карликом, сидящим на плечах этого человека и заставляющим его выполнять все свои прихоти. Карлик постоянно нашёптывает злые мысли, угрожает наказаниями за неповиновение, направляет человека на злые дела, больно бьёт его пятками, щипает и царапает руками. Повиноваться ли этому карлику или стараться сбросить его с себя - каждый решает сам.
И получается, что зло, совершаемое человеком, на самом деле довольно редко исходит от самого человека. Конечно, любой из нас может самостоятельно ошибаться, делать глупости, попадать впросак и тем самым вредить миру и себе. Но гораздо чаще совершающий зло человек - это лишь проводник чуждой и враждебной ему злой воли, лишь орудие в руках мирового зла или людей, служащих злу. И каждый из нас всегда свободно выбирает, подчиняться этому мировому злу или сопротивляться ему, бороться с ним, отказываться от любого сотрудничества с ним. Например, если зло внушает вам какой-то грех или порок, обещая большие выгоды от этого, всегда можно послать это зло куда подальше. Если зло натравливает вас на других людей, надо суметь вовремя остановиться и вспомнить, что все люди Земли - это творения единого Бога. Если зло пытается внушить вам ложные идеологии, лишающие вас свободы, порабощающие вас, надо сразу вспомнить, что свободу нам даровал сам Бог.
А чтобы успешнее противостоять этому паразиту, присосавшемуся к нам, или карлику, сидящему у нас на плечах, нам нужны три основные вещи.
1. Знания о принципах мироустройства. Конечно, имеются в виду не узкопрофессиональные знания и не туманные рассуждения о том, чего мы никогда не сможем проверить. Нужны знания о том, что такое добро и зло, зачем нам дана жизнь, за что нам придётся отвечать.
2. Сила физическая (телесная), душевная и духовная. Физическая сила позволяет дольше и успешнее противостоять болезням и смерти. Душевная сила помогает настойчиво развивать свою душу, получать необходимый положительный опыт души, очищать и просветлять душу. Духовная сила даёт нам волю к жизни, к творчеству, к самореализации.
3. Вера в добро, в совершенного и мудрого Творца, в конечную победу добра и грядущее всеобщее спасение от зла. Вера в дарованную всем нам Богом совесть, которая никогда не ошибается.
Так можно ли надеяться, что нам когда-нибудь как-нибудь удастся полностью избавиться от усевшегося на нас зла? К сожалению, пока что это невозможно. Зло сейчас очень сильно в мире. Мы можем только мешать ему разрушать нас изнутри и разрушать мир нашими руками. Другое дело, что при нашем сильном сопротивлении наш карлик зла скукоживается, слабеет и чахнет, что для нас очень хорошо. Но помимо нашего личного карлика в мире есть ещё много другого, внешнего зла. С ним мы, конечно, тоже можем и должны бороться, однако победить всё мировое зло нам не по силам. Именно поэтому мы все когда-нибудь умрём, то есть умрёт наше тело, но не наши бессмертные душа и дух.
А полностью победить и уничтожить всё мировое зло способен только сам Творец. И он непременно сделает это, когда закончится срок нашего свободного обучения. Вот тогда уже не будет ни болезней и смерти, ни грехов и пороков, ни дьявола, ни бесов, ни ада. Тогда души всех людей будут очищены от зла и получат вечную жизнь в бессмертных телах.