Как часто в суете мы забываем, Что человек, как мир, неисчерпаем.
Что такое психология? Если обратиться к происхождению этого слова, к его переводу, то получится "учение о душе". Исторически психология сначала была частью философии и только в конце XIX века выделилась в самостоятельную область исследования. В современных словарях психология наиболее часто определяется как наука о различных проявлениях и закономерностях психической деятельности человека.
Таким образом, сейчас психологию считают всего лишь одной из множества наук. Но дело в том, что у нее есть ряд особенностей, позволяющих отвести ей совершенно самостоятельное место. Прежде всего -- это предмет исследования. Психология претендует на познание внутреннего мира человека: его разума, характера, побудительных мотивов поведения, убеждений, особенностей мышления и т.д. Но, согласно древнеарийскому учению, внутренний мир человека ничуть не менее прост, чем весь огромный внешний мир, в нем можно найти все то же самое, что и в целом мире, как это ни покажется странным многим нашим современникам. Ведь человек и мир -- это микрокосмос и макрокосмос, построенные по единым принципам и живущие по единым законам. Человек был создан по образу и подобию Создателя. Он содержит в себе все божественные потенции, хотя и в непроявленном виде. Поэтому предмет исследования психологии так же неисчерпаем, как и весь мир в целом. Это сближает ее как раз с философией, из которой она и вышла. И точно так же, как в философии, здесь тоже ничего нельзя целиком и окончательно понять, дойти до конца в изучении даже отдельных проявлений психики. Точно так же нельзя проверить экспериментально очень многие положения. И опять же в психологии мы встречаем чрезвычайно много различных теорий, противоречащих друг другу, но тем не менее долго и успешно существующих и приобретающих все новых и новых последователей.
Поэтому неудивительно, что многие рекомендации современных психологов расплывчаты, неконкретны, непоследовательны. Неудивительно и то, что довольно часто люди, не имеющие к психологии никакого отношения, оказываются гораздо проницательнее в оценке конкретного человека, чем самые что ни на есть дипломированные, остепененные и авторитетные психологи. И ничего нет странного в том, что в психологии предлагается чрезвычайно много различных сложных и непонятных терминов и даже целых систем терминов. Эта последняя особенность, кстати, всегда свидетельствует о глубоком кризисе в любой отрасли знаний: если не знаешь даже, как назвать какое-то явление, то, тем более, не можешь понять его, объяснить другому и, конечно, повлиять на него.
Создавая свои схемы, системы, методы, подходы, психологи практически всегда исходят исключительно из собственных представлений и трудов своих предшественников. Таким образом, они не выходят за рамки все тех же личных моделей мира (точнее, микрокосмоса), а следовательно, не могут преодолеть свойственных этим моделям недостатков. Здесь опять же явное сходство с философией. Отметим, что довольно регулярно предпринимаются попытки поставить психологию "на современную научную основу", то есть создать некие математические модели поведения человека в различных ситуациях, связать психические процессы с физиологическими, понять механизмы их возникновения и развития. Проводится много разнообразных экспериментов, создаются приборы, воздействующие на психику. Но особых успехов на этом пути достигнуть пока не удается: слишком сложен объект исследования, и даже вскрытие того, как происходит данный процесс, ничего не говорит о том, почему и зачем он происходит. Конечно, можно определить, какие зоны головного мозга отвечают за те или иные психические процессы, управляют теми или иными чувствами. Можно даже, воздействуя электрическими сигналами на эти зоны, искусственно вызывать у человека заданное состояние, например, удовольствия или страха. Можно выделять химические вещества, появляющиеся в крови при различных ситуациях, и даже специально вызывать эти ситуации, вводя человеку синтезированные вещества, например, состояние влюбленности. Но все это нисколько не приближает нас к пониманию человеческой психики, к тому, что все эти механизмы запускает в естественных условиях, что ими управляет, что определяет индивидуальность каждого отдельного человека, несмотря на всю схожесть электрических и химических процессов у всех людей. Зато опасных и негативных последствий подобные эксперименты несут в себе массу, вызывая порой у людей разнообразные психические расстройства.
Приблизиться к пониманию различных психических явлений, к осознанию их причин, путей развития, источников возникновения можно только на основе знания законов мира в целом. Только учитывая основные силы, действующие в мире, роль и место человека в нем, мы можем составить сколько-нибудь достоверное представление об этой важнейшей для каждого из нас стороне мироздания. Только имея четкие ориентиры, можно судить о том, что является нормой, а что патологией, что надо беречь и укреплять, а с чем необходимо бороться. Ведь именно во внутреннем мире человека проходит передний край борьбы добра и зла, составляющей основное содержание Эры смешения. Именно здесь дают свои первые всходы семена зла, что в дальнейшем позволяет злу окрепнуть и в дальнейшем активно разрушать мир во всех трех его формах (Меног, Гетиг, Ритаг). Потому что если человек не сделает первичный выбор в сторону зла, не поддастся лжи и страху, то он никогда не станет служить злу на деле. А без этого оно бессильно. Но об этом было сказано уже много.