Всего один вопрос нас должен занимать: К чему стремиться нам и от чего бежать.
Итак, как отмечалось в первой главе, любая модель мира, любая система мироздания должна иметь некоторую шкалу ценностей, с которой можно затем сравнивать все события, поступки, желания. И самое главное в этой шкале ценностей -- это точка между тем, что хорошо, и тем, что плохо, между тем, что признается добром, и тем, что считается злом.
Надо сказать, что большинство людей не любит, когда им говорят о добре и зле, о том, как надо и как не надо себя вести. "Не учите меня жить", "Не читайте мне морали" -- вот стандартная реакция. Но это не значит, что эти вопросы никого не интересуют. Наоборот, практически все мы хоть иногда думаем о них и, конечно же, хотели бы получить на них подробные и исчерпывающие ответы. Как же объяснить этот парадокс? Здесь важно два момента. С одной стороны, у всех нас в подобной ситуации, даже если мы согласны с тем, что нам говорят, невольно возникает желание ответить: "На себя бы посмотрел", "Кто бы говорил", "Чья бы корова мычала..." То есть мы практически всегда протестуем против нравоучений от данного конкретного человека. А ведь все мы так несовершенны... К тому же часто именно те, кто сам отнюдь не отличается праведным образом жизни, не отказывают себе в удовольствии поучать других (точно так же, как откровенно некрасивые женщины обожают порассуждать о роковых красавицах, убийственных страстях и любят вспоминать о десятках своих не существовавших в действительности поклонников, которым они разбили сердца).
С другой стороны, почти все мы в глубине души сами знаем, как надо было бы поступать "по совести", "по-хорошему", "по правде", "по чести". Знаем, но тем не менее делаем не так и стыдимся этого, хотя часто и не хотим в этом признаться даже самим себе. Именно из-за этого внутреннего чувства вины нечестные, непорядочные люди нередко бывают нервозными, суетливыми, угрюмыми, озлобленными, грубыми, даже жестокими. Порой на лице у подобных людей можно прочитать такое: "Да, я негодяй и сволочь, это, конечно, плохо, но что же поделать: такова уж наша жизнь, таким меня сделали обстоятельства". Просто у них нет внутреннего покоя, нет согласия с самим собой. И именно поэтому все мы не любим, когда нам напоминают о том, что мы нарушаем свои внутренние, глубинные, даже иногда не осознаваемые ясно принципы (конечно же, нарушаем исключительно в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств, из-за других людей, как мы себя успокаиваем). Тем более неприятно, когда об этом напоминают те, кто ничем не лучше нас или даже заведомо хуже (во всяком случае, как нам кажется).
Но дело-то все в том, что понятия добра и зла ни в коей мере не принадлежат тому, кто о них говорит. Они вообще никому не принадлежат. Поняв это, можно дальше обсуждать эти вопросы гораздо спокойнее. Кстати, книга в этом смысле имеет определенные преимущества перед личной беседой: то, что написано в ней, воспринимается обычно читателем скорее не как точка зрения конкретного автора, а просто как объективно существующее мнение, живущее как бы своей самостоятельной жизнью.
Стоит также отметить, что в наше время быть честным, порядочным, чистым человеком стало просто неприлично. Иногда это даже небезопасно. На таких людей все смотрят обычно как на какой-то музейный экспонат, аномальное явление, достойное изучения, но не более того. К тому же их часто стремятся использовать в своих неблаговидных целях. Именно поэтому сейчас есть немало людей, которые стараются выглядеть хуже, грубее, эгоистичнее, корыстнее, чем они есть на самом деле. Это говорит о многом: те маски, которые мы на себя надеваем, чтобы не слишком выделяться из толпы, характеризуют общий уровень общества. То есть сейчас зачастую не зло вынуждено прикрываться маской добра, а наоборот, добро -- маской зла. Если так пойдет и дальше, любые ориентиры могут быть утеряны навсегда.