Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Соблазн пофигизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

   "А может быть, лучше совсем не думать о том, что такое добро и зло?", "Или вообще признать раз и навсегда, что добра и зла не существует вовсе?" - такие вопросы совсем не редкость в наше время. И своя логика в подобных рассуждениях, несомненно, есть. Ведь у каждого человека по любому вопросу есть своё мнение, а столкновения разных мнений, как известно из истории, ни к чему хорошему обычно не приводили.
  
   Философы с пеной у рта утверждали правильность именно своих представлений о мироустройстве. Политики шли на всё, чтобы привести к власти или удержать у власти своего "правильного" правителя. Экономисты провозглашали, что именно их вариант распределения собственности - самый прогрессивный и эффективный. Учёные до хрипоты спорили о том, какие законы управляют миром, откуда мир появился и как развивался. Священники и богословы фанатично отстаивали свои представления о Боге или богах, свои обряды, молитвы, свои системы духовного подчинения. Люди одной национальности, жители одной страны объявляли себя избранным народом, который должен покорять все остальные народы, с чем не были согласны жители других стран. Представители какой-то социальной группы вдруг называли себя самым передовым классом, который просто обязан насильно установить свою жестокую диктатуру над всеми, кто к этому классу не принадлежит. Да и обычные люди агрессивно доказывали друг другу, что только их представление о том, что хорошо, а что плохо, имеет право на существование.
  
   И все эти споры часто приводили к трагедиям не только отдельных людей, но и целых народов, к вражде, репрессиям, войнам, даже крушениям цивилизаций. А ведь каждый из спорщиков при этом считал, что именно он проповедует настоящее добро, борется с настоящим злом, заботится обо всех людях, самоотверженно служит истине. Каждый из спорщиков был уверен, что именно его точка зрения правильная, что именно она гарантирует резкое улучшение жизни. И если кто-то вдруг имеет иное мнение, его надо или переубедить, или заставить молчать, или просто уничтожить. И вот тогда якобы наступит рай на Земле.
  
   При этом как победителей, так и побеждённых во всех этих спорах время от времени объявляли выдающимися, гениальными людьми, гордостью человечества, пророками и святыми. Им ставили памятники, посвящали им стихи и песни, снимали про них кино, называли их именами города, улицы, институты, библиотеки и т.д. А потом мнения людей кардинально менялись, памятники сносились, улицы и города переименовывались, появлялись разоблачительные книги, бывших героев проклинали... Словом, вся эта суета во все времена отнимала у человечества много времени, сил, средств, однако жизнь почему-то упорно не желала становиться лучше.
  
   Вот как раз в результате подобных рассуждений и сформировалось стремление многих людей плюнуть на все эти дискуссии и бои. И начать просто жить, радоваться жизни, никого не осуждая и не проклиная, никому ничего не доказывая, никого ни в чём не убеждая. Сторонникам данного подода кажется, что именно в этом и состоит настоящий секрет всеобщего счастья, мира, спокойствия, устойчивого развития общества. А все свои мнения о добре и зле, о хорошем и плохом каждый пусть оставит при себе. Такая вот позиция пофигизма.
  
   Так в чём же тогда не правы эти пофигисты? Или они правы во всём? Попробуем разобраться.
  
   Прежде всего отметим, что все люди несовершенны, все они порой заблуждаются, совершают ошибки, часто меняют свои взгляды. Как известно, никогда ни в чём не ошибается только один совершенный и мудрый Бог, Творец нашего мира. Поэтому вполне естественно, что у каждого из нас может быть своё особое мнение по любому вопросу, в том числе и по вопросу о том, что такое хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что такое добро и что такое зло. И мнение это вполне может быть неправильным, ложным. Но запрещать людям заблуждаться, требовать от них полного совершенства и монолитного единомыслия - это абсолютно бессмысленно и просто глупо. В этом пофигисты бесспорно правы.
  
   А вот дальше с этим самым пофигизмом возникают проблемы. Ведь всех людей невозможно заставить держать свои мнения при себе. Кто-то обязательно будет стремиться поделиться с другими и даже поступать в соответствии со своим мнением. При этом наибольшее влияние в обществе неизбежно получат самые активные, беспринципные и злые люди. Там, где воспитанный, культурный, интеллигентный человек скромно промолчит, эти хамы обязательно наплюют на принятые правила поведения и будут проталкивать свои разрушительные убеждения в жизнь. При этом остальные люди окажутся совершенно беззащитными и бессильными перед этим напором. Более того, у них даже сложится впечатление, что эти разрушительные идеи и есть мнение большинства людей, выступать против которого просто опасно.
  
   Вот именно это мы и наблюдаем сейчас в мире. Нам активно навязываются те идеи, которые явно служат злу и потому решительно осуждались народами в течение тысячелетий. Здесь и разврат, и гомосексуализм, и смена пола, и отказ от семьи, и педофилия, и наркомания, и воровство, и взятки, и унижения, и рабство, и насилие, и ложь, и гордыня, и уничтожение сельского хозяйства и т.д. При этом нормальные люди понимают всю пагубность этих грехов и пороков, но считают неприличным возражать и возмущаться. Ведь им уже довольно долго внушали, что терпимость, толерантность, всепрощение - это хорошо, это правильно и прекрасно. Зато негодяи, прорвавшиеся к власти, бессовестно пользуются этим пофигизмом большинства и успешно делают своё чёрное дело.
  
   Таким образом, в результате торжества пофигизма подавляется активность только честных, порядочных, совестливых, нормальных людей. Но зато активность негодяев, мерзавцев, подлецов бесстыдно вырывается наружу и, не встречая сопротивления, разрушает мир. Нормальные люди со своими более или менее правильными представлениями о добре и зле оставляют свои мнения при себе. Зато безусловно разрушительные идеи служителей зла беспрепятственно разливаются по миру, захватывая газеты, радио, телевидение, интернет, засоряя сознание слабых людей. И многие слабые люди уже склонны считать навязываемую им ложь настоящей и полной истиной, доступной только самым сильным умам человечества.
  
   Нельзя также забывать и ещё об одной опасности пофигизма. Утеря чётких и ясных ориентиров в жизни, прочных точек опоры, непонимание, что такое хорошо и что такое плохо, к чему надо стремиться и от чего бежать, катастрофически разрушают психику людей. Совесть человека отказывается принимать навязываемую со всех сторон ложь, но других, правильных идей никто не провозглашает. Именно поэтому сейчас так широко распространены одиночество, депрессия, фобии, так много случаев самоубийств, такое большое количество психосоматических расстройств, так расцвела наркомания. И получается, что частный, на первый взгляд, вопрос о добре и зле имеет первостепенное значение как для здоровья всех людей, так и для их простого выживания.
  
   В последние годы эти смертельные угрозы пофигизма постепенно становятся всё более очевидными даже для самых безразличных и пассивных людей. Именно поэтому регулярно делаются несмелые одиночные попытки всё-таки вернуться хоть к какому-то определению настоящих, абсолютных и неизменных добра и зла. Но уже, конечно же, на принципиально новом уровне. Не возвращаться же, в самом деле, к взглядам наших "тёмных" предков.
  
   Например, предлагается считать добром всё, что служит жизни, её сохранению, воспроизводству и развитию. А злом - соответственно то, что жизни мешает, что её убивает. Или, например, добром объявляется счастье людей, а злом - то, что мешает этому самому счастью. Нужно же иметь в жизни хоть какие-то незыблемые, вечные и истинные ориентиры, которые признаёт большинство людей. Иначе - гибель и мрак.
  
   Вот только все подобные попытки обречены на непонимание, бессилие и скорое забвение. Просто потому что объявлять безусловным добром безбедную и долгую жизнь казнокрада или убийцы - это глупость. А счастье сексуального маньяка или взяточника тоже как-то не тянет на абсолютное добро. Поэтому придётся в конце концов вернуться к истинным и абсолютным понятиям добра и зла, хорошо известным нашим предкам. Они-то уже много тысячелетий назад знали, что добро - это гармония мира и его гармоничное развитие, а зло - это разрушение гармонии мира и препятствование гармоничному развитию мира. Если же такого возвращения к истине не произойдёт, то торжествующий пофигизм вскоре уничтожит всё человечество.
  
   Но как же тогда быть с разными мнениями людей по всевозможным вопросам? Не послужат ли они новым поводом к вражде и гибели людей, как это бывало не раз в истории?
  
   Да всё очень просто: никого нельзя осуждать, преследовать, убивать всего лишь за его мнение. Наказывать людей можно только за их поступки, разрушающие гармонию мира, то есть за грехи, за активное служение мировому злу.
  
   Например, нельзя осуждать человека за то, что он считает Землю плоской или шарообразной, вращающейся или неподвижной. Нельзя осуждать человека за то, что он признаёт генетику и кибернетику или отрицает их существование. Нельзя осуждать тех, кто верит или не верит в Бога, кто считает правильными только свои обряды. Нельзя осуждать человека за то, как он предпочитает питаться и как лечиться. Нельзя осуждать человека за его политические предпочтения. Нельзя осуждать тех, кто считает социализм или капитализм наиболее эффективным экономическим строем. Нельзя осуждать тех, кто полагает свой народ самым лучшим из всех, а свой класс - самым передовым. Даже самого последнего дурака нельзя осуждать за его дурацкие представления. Но всё это только до тех пор, пока все эти люди не начинают активно враждовать со своими оппонентами, оскорблять их, требовать их штрафовать, сажать в тюрьму или расстреливать.
  
   Более того, нельзя осуждать даже тех людей, которые считают вполне допустимыми самые страшные преступления. Но только до тех пор, пока они не будут эти самые преступления совершать. Вот когда личные мнения воплощаются в разрушительные призывы и дела - это уже прямое служение злу. Тогда надо всеми способами наказывать этих преступников: от всеобщего осуждения и штрафов до полной конфискации имущества и пожизненного заключения, в исключительных случаях - и до смертной казни. А вот ложные, вредные и даже опасные мысли - это, конечно, плохо, но плохо только для самого человека, у которого эти мысли засели в голове.
  
   Какой же вывод следует из всего сказанного? Совершенно недопустимо кидаться в крайности, которые, как известно, всегда служат злу. Плохо как бесконтрольное и жестокое столкновение всех мнений, так и стремление запретить высказывание любых мнений. Можно сказать, что в первом случае на мир обрушивается острая болезнь, наносящая ему многочисленные кровоточащие раны. А во втором случае мир поражается хронической болезнью, приводящей к его разложению и гниению. Какая из этих болезней лучше? Да обе они хуже, не нужны они никому, кроме сил зла. А чтобы мир оставался здоровым, надо просто не забывать о том, что такое здоровье, что такое правильная гармоничная жизнь, что на самом деле является хорошим и плохим, что такое добро и что такое зло.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"