Как известно, существует множество определений добра и зла. Но одно из этих определений занимает особое место, многие считают его даже абсолютно бесспорным. А школьные учителя любят его цитировать и задавать по нему сочинения. Речь идёт об утверждении, что добро - это жизнь, а зло - это смерть. Или в более развёрнутой формулировке Альберта Швейцера: "Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что препятствует жизни или уничтожает её". Замечательно сказано. И, на первый взгляд, глубоко и мудро. Во всяком случае, это несравненно умнее всяких рассуждений об относительности добра и зла, об их переменчивости, перетекании друг в друга, об их равнозначности, взаимодополнении и т.д.
Так что же? Неужели это и есть единственно верное и всеохватывающее определение таких важнейших мировых понятий, как добро и зло? Не будем спешить с выводами. Попробуем проанализировать это высказывание, подумать над ним и над его практическим применением.
Несомненно, жизнь во всех её проявлениях - это высший уровень сложности среди всех творений нашего мира. А человек - вообще самое сложное и совершенное творение, наделённое максимальной свободой и способное развиться до уровня самого Творца. Именно ради существования жизни вообще и развития человека в особенности был создан наш мир. Без жизни существование вселенной теряет всякий смысл. Жизнь - это то, что человек пока не смог создать и вряд ли когда-нибудь сможет создать. Всё так.
Стоит также отметить, что профессии, связанные со спасением и продлением жизни, совершенно справедливо считаются самыми благородными и уважаемыми. А Альберт Швейцер как раз работал врачом, поэтому прекрасно понимал ценность жизни и опасности, которые ей угрожают. И вполне понятно, почему он так высоко ценил жизнь.
Но вопрос в данном случае состоит в другом. Можно ли считать, что жизнь полностью равнозначна абсолютному добру, а то, что против жизни, равнозначно абсолютному злу? И вот здесь-то выявляются некоторые противоречия. Напомним, что абсолютное добро - это то, чего не может быть слишком много, то, что нужно всем и не мешает никому, это идеал, норма. И точно так же абсолютного зла не может быть слишком мало, оно мешает всем и не нужно никому. А теперь возвращаемся к определению Швейцера.
Начнём с простейших примеров.
Можно ли считать жизнь паразитов и вредителей абсолютным добром? Стоит ли однозначно объявлять служителями зла тех, кто уничтожает саранчу, слепней, клопов, тараканов, крыс? Ведь это тоже жизнь, тоже сложнейшие творения.
Можно ли считать безусловным злом лекарства, которые убивают болезнетворные бактерии или вирусы? Можно ли считать абсолютным злом ядохимикаты против сорняков и вредителей или уничтожение тех же сорняков при прополке полезных растений? Можно ли объявлять абсолютным злом изготовление мебели из дерева, одежды и обуви из шкур животных, поедание растений и животных? Ответы, наверное, понятны всем. Но ведь всё это вредит жизни, препятствует ей!
Ну, хорошо. Возможно, Швейцер имел в виду не любую жизнь, а только жизнь человека, то есть сложнейшего и совершеннейшего творения Бога. Может быть, в этом случае его определение добра и зла безупречно?
Опять же рассмотрим простые примеры.
Можно ли считать безусловной и высшей ценностью, абсолютным добром жизнь террориста, обвешанного взрывчаткой и входящего в кинотеатр? Можно ли считать явным злом убийство этого террориста сотрудником полиции за секунду до взрыва?
Стоит ли объявлять злом расстрел партизанами колонны эсэсовцев, которые только что сожгли их родную деревню? Это ведь человеческие жизни!
Можно ли однозначно осуждать пассажиров самолёта, избивших и связавших человека с ножом, который угрожал пилоту? Они ведь нанесли вред его жизни!
Или как оценивать пожизненное заключение серийного педофила? Оно же препятствует его полноценной жизни, губит её! Значит, это зло?
А полная конфискация имущества у казнокрада и взяточника? Это же огромный ущерб его драгоценной жизни! Может, не стоит наносить ей такой вред?
И так ли уж хорошо, что во многих городах плотность населения растёт в геометрической прогрессии? Но ведь это же разрастание жизни, жизни людей!
И снова никак не сходятся концы с концами. Не получается безоговорочно принять определение Швейцера. Не тянет оно на исчерпывающее и бесспорное. Но только не надо отсюда делать поспешный вывод, что вообще никакого определения абсолютного добра и зла быть не может, раз даже сам гениальный Швейцер его не нашёл.
А правильное определение известно с древнейших времён, оно составляло основу древнеарийского учения, а потом стало стержнем и всех современных мировых религий. Добро - это гармония мира и его гармоничное развитие. Зло - это разрушение гармонии мира и препятствование его гармоничному развитию. Это если формулировать совсем кратко.
И вот здесь-то становится понятным место определения Швейцера. Да, жизнь - это безусловное добро, если только она не становится на путь разрушения гармонии мира. А вот если она начинает служить злу, разрушает мир, ей не только можно, но и нужно препятствовать и иногда даже допустимо уничтожать её.