Конечно, все мы неоднократно слышали и читали, что Бог-Творец создал человека по своему образу и подобию. Слышали все, но готовы согласиться с этим немногие. Мы сейчас не будем говорить о тех, кто верит в обезьянью теорию происхождения человека. Но даже верующие в Бога люди часто усматривают в этом утверждении неразрешимое противоречие.
Действительно, ведь все люди разные как по внешнему облику, так и по характеру, не говоря уже о поступках. У людей часто встречаются болезни, уродства, среди людй много глупых и тупых, много законченных негодяев и жестоких злодеев. А Бог, как известно, совершенен и безгранично мудр. Так какой же человек может тогда считаться созданным действительно "по образу и подобию" Творца? А по каким образам и подобиям созданы в таком случае все остальные люди? И кем они созданы? Или, может быть, "образ и подобие Бога" - это всего лишь красивая фраза, за которой нет ничего конкретного? Попробуем разобраться.
Итак, имеется колоссальный контраст между реальными людьми и образом создавшего их совершенного, доброго и мудрого Творца. Для преодоления этого явного противоречия разными авторами предлагаются несколько вполне правдоподобных объяснений.
1. Творец совсем не так идеален, как нам рассказывают. Он такой же, как все мы, люди. Потому-то мы и созданы по его образу и подобию. Тогда получается, что Бог не защищён от наших человеческих слабостей, ошибок, недугов, прегрешений. Бог вполне может уставать, болеть, он может на нас злиться, он может нас игнорировать, может нас смертельно ненавидеть. Он может иметь любимчиков, которым помогает во всех делах. Он может некоторых людей считать своими врагами и вредить им всеми способами. Он может насылать на людей болезни, природные катаклизмы, войны, голод и прочие бедствия. Он может натравливать одних людей на других. Он может обрекать некоторых людей на вечные муки, а другим людям обеспечивать вечное блаженство. То есть в данном случае выходит, что Бог - это некий взбалмошный, мстительный и жестокий человек, отличающийся от нас, обычных людей, только всемогуществом.
2. Бог, конечно, совершенный и мудрый, но нас создал вовсе не Бог или не один только Бог. Этим и объясняются все наши отличия от Бога. В нашем создании вполне мог принимать участие, например, дьявол, разрушитель мира, который и создал все наши несовершенства. Или, может быть, нас вообще создали какие-то другие существа, пришельцы из неких высших, совсем не добрых цивилизаций. А они специально сделали нас такими плохими, или же хороших они делать просто не умеют. Возможно, мы представляем собой неудачный результат генетического эксперимента этих пришельцев. Таким образом если мы хотим поклоняться своим создателям, то нам не нужно забывать о дьяволе или о злобных пришельцах. И в любом случае ничего хорошего нам в результате не светит, потому что ждать милостей от этих злодеев просто глупо. Видимо, всех нас в конце концов полностью уничтожат, или же отправят на вечные муки.
3. Да, Бог совершенен и мудр, но по его образу и подобию были созданы только самые первые люди. А потом уже запустился некий механизм неизбежного вырождения и разрушения. Или же мы сами выбрали путь деградации, одичания, ухудшения. Поэтому мы теперь не имеем никакого права считать себя хоть в чём-то похожими на Творца. Мы всего лишь жалкие подобия своих далёких действительно совершенных предков. Потому и спрос с нас не может быть слишком строгим. А Бог, видимо, уже давно отвернулся на нас, предателей и отступников, и занимается сейчас какими-то своими, более важными делами. Мы ему просто неинтересны.
4. "Образ и подобие" имеются в виду только внешние. То есть люди похожи на Бога исключительно своей внешностью. Так же как, например, продающиеся в магазинах разнообразные куклы в общих чертах похожи на людей. Но никто же не требует, чтобы кукла полностью повторяла все особенности тела человека. Тем более, никто не требует, чтобы кукла вела себя, как человек, была такой же умной, такой же умелой, такой же обучаемой и сильной. Или ещё нас можно сравнить с рисованными персонажами компьютерных игр: внешне выглядят как люди, но поступки, возможности, интеллект - совсем другие.
Конечно, все эти и им подобные предположения интересны, однако они совсем не объясняют, зачем, собственно, мы были созданы, какой смысл в нашем существовании, чего от нас ждал Творец, как нам себя вести, какое будущее нам уготовано. Может быть, есть какое-то другое, более логичное объяснение, для чего нам были даны образ и подобие Бога?
Да, есть такое объяснение, предлагаемое древнеарийским учением. Именно это учение, кстати, и выдвинуло тезис об образе и подобии Бога. Все другие религии просто повторяли этот тезис и предлагали свои интерпретации.
Итак, никаких других творцов, кроме Бога, в нашем мире нет и быть не может. Для такого творчества обязательно нужны совершенство и наивысшая мудрость, которых нет ни у кого, кроме Бога. А главная цель создания Богом нашего мира состояла в том, чтобы дать возможность некоторым своим творениям (нам, людям) свободно развиваться вплоть до уровня самого Творца. Да, именно так: каждый человек имеет шанс стать совершенным, как Отец его небесный. Призыв Иисуса Христа (Мф. 5:48) абсолютно верен. А раз мы можем стать столь же совершенными, как Создатель, вполне логично, что он сотворил нас по своему образу и подобию. То есть дал нам совершенное тело, бессмертную душу, божественный дух, творческое начало, безошибочную совесть, сложнейший разум и многое другое. В результате чего мы и получили возможность свободно выбирать добро и развиваться по направлению к Богу.
Но наличие у людей полной свободы выбора неизбежно предполагает и то, что они могут выбирать не только добро, но и зло, то есть разрушение гармонии мира. Именно поэтому Бог вполне сознательно допустил временное существование в мире зла, то есть разрешил нам, людям до поры частично разрушать созданный им гармоничный мир. Как раз вследствие этого в мире появилось и разрослось зло, дьявол и его бесы, живущие за счёт разрушения мира и всех его частей. А основной целью зла стали как раз люди, самые совершенные творения Бога.
Так что же с нами делает зло? Если совсем коротко, то оно старается отдалить нас от Бога, то есть сделать из нас своих рабов и врагов Бога или же просто убить. Для этого оно всячески вредит нашему телу, насылая на нас болезни и уродства. Для этого оно внушает нам разрушительные идеи с помощью своих трёх главных инструментов: лжи, страха и гордыни. Для этого оно подталкивает нас к различным грехам и порокам. Для этого оно стравливает людей между собой, порождая вражду, репрессии и войны. Для этого оно организует всяческие бедствия: засуху, голод, эпидемии, наводнения. Короче говоря, зло любыми путями стремится нас испортить, осквернить, разрушить, отнять всё, что даровал нам Бог, помешать нам развиться до уровня самого Творца.
Вот именно в результате этой паразитической и разрушительной работы зла подавляющее большинство людей так далеки от изначально дарованного нам образа и подобия Творца. Просто мы в погоне за земными благами утеряли понимание, что такое добро и что такое зло. И потому очень часто вместо добра мы выбираем зло, которое затем нас же самих разрушает и убивает. А вот каждый наш выбор в сторону добра обязательно приближает нас к Богу, при этом хоть немного, но очищая нас от налипшего враждебного зла.
Что же касается Творца, то он несмотря ни на что всех нас любит, переживает за нас, огорчается нашим ошибкам, радуется нашим успехам. Он сам никогда не делает никакого зла, потому что просто не способен на это. Он очень уважает дарованную нам свободу, поэтому довольно редко вмешивается в нашу жизнь. Он знает все наши мысли, слова и дела и после смерти обязательно даёт оценку нашей жизни. А вот когда закончится установленный период нашего свободного обучения и развития, Бог уничтожит всё зло мира, очистит всех людей от налипшего на них зла и спасёт всех нас для вечной жизни. И тогда уже все мы реально приблизимся к изначально дарованным нам образу и подобию Творца.