Рассуждать о "низменных инстинктах" сейчас стало очень модно. Мол, грубая необразованная толпа так и норовит следовать этим самым низменным инстинктам, а недобросовестные политики только и думают, как бы эти низменные инстинкты толпы (большинства) использовать для достижения своих грязных целей. И только некая интеллектуальная элита, свободная от низменных инстинктов и полная возвышенных духовных устремлений, переживает по этому поводу, безуспешно стремясь просветить темный народ. По-своему красивая картина, но по сути абсолютно неверная. Давайте разберемся.
Прежде всего, что такое инстинкт? Древнеарийское учение говорит, что в человеке имеется все, что есть в целом мире, в том числе все четыре природные стихии (Огонь, Воздух, Вода, Земля), растительное начало и, наконец, животное начало. Так вот инстинкты как раз и есть проявление этого самого животного начала. Дело вовсе не в том, что человек произошел от животных в процессе эволюции, как утверждает теория Дарвина. Просто животных Творец создал раньше, чем людей, и в человека был вложен уже "опробованный" ранее на животных механизм. То есть инстинкт представляет собой олицетворение и проявление прошлого времени, это то, что нам диктует наше прошлое, то, что было еще до появления человека. Наиболее мощными и сложными инстинктами являются инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Противостоит инстинкту разум, причем не примитивный разум животного, а развитый человеческий разум. Противостояние в данном случае вовсе не означает взаимоуничтожения, а означает только взаимодополнение, уравновешивание, соразмерность. Разум в свою очередь является олицетворением и проявлением будущего времени, так как все наши размышления о будущем - плод разума, а наше будущее рождается сначала в наших мыслях. Так что разум противостоит инстинктам точно так же, как прошлое противостоит будущему.
Ну и где же здесь "низменность"? Где противостояние инстинктов "высокой духовности"? Конечно, человек не должен всегда и во всем следовать своим инстинктам, он должен проверять свои инстинкты разумом. Иначе, например, инстинкт продолжения рода выливается в сексуальную распущенность, сексуальное насилие, приводит к разрушению семей и увеличению числа брошенных детей. На помощь в данном случае приходит именно разум. Но в то же время инстинкт продолжения рода совершенно необходим, иначе просто прекратится род человеческий. И точно так же необходим инстинкт самосохранения, который позволяет человеку сохранить свою жизнь и здоровье даже тогда, когда информации для разума недостаточно, когда разум не успевает за ситуацией, когда разум извращен, обманут. То есть изначальный инстинкт никак не может быть низменным (как и высоким) сам по себе. Это всего лишь один из механизмов, заложенный в нас. А вот в какие формы мы облечем свои инстинкты, на что мы их направим, чему заставим служить - добру или злу - полностью зависит от нас самих, от нашего выбора.
Да и вообще, совершенно неверно считать, что в человеке изначально есть как низменное, злое, разрушительное, так и высшее, светлое, созидательное. Человек по своей истинной сути совершенен и целостен, он самое совершенное творение Бога. Но в каждом человеке есть, к сожалению, зло, вызывающее грехи, пороки, болезни. Это зло, порожденное нашим прошлым неверным выбором, противостоит нашей светлой сущности, нашей целостности, нашей совести, оно разрушает нас, наше тело и душу, наши разум, чувства и наши инстинкты. С этим злом надо бороться, от него надо освобождаться. Разные люди в разной степени поражены злом, разные люди подвержены в той или иной мере тем или иным грехам, но сути дела это не меняет. И грехи наши вовсе не связаны с инстинктами прямо и жестко, не порождаются ими, наоборот, именно грехи могут поражать инстинкты. Чистый инстинкт, облагороженный и направляемый чистым разумом, безусловно служит добру. Пораженный злом инстинкт, не сдерживаемый разумом или направляемый разумом, искаженным злом, безусловно служит злу. Отказ от инстинкта может быть направлен как на торжество добра (например, самопожертвование ради семьи, страны, человечества), так и на торжество зла (например, самоубийство, взрывы террористов-смертников).
Простейшая аналогия. Если молотком можно проломить голову человеку, никто же не будет называть этот инструмент "низменным". При правильном использовании он может принести большую пользу. Молоток должен быть исправным и должен направляться разумным человеком.
Говорящие о "низменных инстинктах" чаще всего относят к ним зависть, желание унизить ближнего, стремление разрушать и убивать. Все это к настоящим инстинктам не имеет ни малейшего отношения. Животные в своем большинстве лишены этих человеческих грехов и пороков, возможных только при той свободе выбора, которая изначально есть только у человека.
Конечно, общественное и материальное положение людей способствует развитию у них тех или иных грехов. Например, бедные и униженные люди действительно часто страдают завистью, ненавистью по отношению к вышестоящим, желанием отнять и поделить чужое. Точно так же богатые и высокопоставленные люди обычно страдают гордыней, хвастовством, страхом перед бедными людьми, скупостью. Что здесь "низменные инстинкты", а что "высокие духовные устремления"? Все это зло, разные проявления зла, не связанные ни с инстинктами, ни с духовностью. И бороться с ними надо не призывами к "толпе" восхищаться богатством более "удачливых", а созданием условий, при которых не будет такого напряжения полюсов, при которых разрыв между нищетой и роскошью не будет столь разительным, как сейчас.
Теперь о духовности, якобы противостоящей инстинктам. Духовность в ее высшем понимании - это стремление человека к Богу, к высшему идеалу, полностью свободному от зла. Поэтому истинно духовными устремлениями можно назвать только желание морального самосовершенствования, очищения от зла, развития своих творческих способностей в направлении гармонизации мира и его частей. Одним словом, духовное развитие - это очищение от зла себя и мира. Противостоит духовному развитию только одно - служение злу, то есть разрушение себя и мира. На это служение злу человек может направить и свое тело, и свой разум, и свои чувства, и в том числе свои инстинкты. Благодаря своей свободе выбора он может нанести миру максимальный вред. Но благодаря той же самой свободе выбора он может и принести миру максимальную пользу. Выбор состоит именно в этом, а не в том, отказываться от своих инстинктов или нет. И выбор этот в равной степени важен для любого человека, независимо от его достатка или общественного положения.
Таким образом, человек вовсе не идет в своем развитии от бездуховного животного к некоему высокодуховному существу, начисто лишенному животного начала, инстинктов. Животное начало, инстинкт ни в коем случае не являются злом, с которым надо бороться, от которого надо избавляться, не может считаться чем-то низменным, неприличным, недостойным просвещенного человека. Поэтому словосочетание "низменные инстинкты" попросту безграмотно.