В жизни каждого человека рано или поздно обязательно случаются какие-нибудь несчастья. Болезни, травмы, семейные конфликты, предательство друзей, потеря близких, финансовые потрясения, репрессии, голод, войны, революции и т.д. Вполне понятно, что любой человек при этом задаётся вопросами: "Почему это происходит? Что стало причиной? Можно ли было этого избежать? За что это мне?".
Ответов на эти вопросы предлагается масса, но среди значительной части верующих особенно популярен такой универсальный ответ: "Это Бог посылает нам испытания, испытывает меня (нас)". А раз так, то всё становится понятно: Бог так решил - и всё, не поспоришь, предотвратить ничего нельзя, моей (нашей) вины тут нет., обсуждать тут нечего Более того, при таком подходе мы должны принимать все несчастья со смиренной благодарностью, как некие неизбежные и полезные приключения, интересные задания, требующие выполнения.
Видимо, сторонники данного объяснения полагают, что Бог рассуждает примерно так: "Что-то этот человек живёт слишком спокойно и безбедно. Нашлю-ка я на него болезнь и посмотрю, как он будет выкручиваться". Или так: "Что-то жизнь этой страны стала какой-то пресной и неинтересной. Разожгу я в ней, пожалуй, пару войн и революцию в придачу, пусть люди взбодрятся". Только вот как-то не вяжутся подобные рассуждения с образом любящего, прощающего, совершенного и мудрого Творца.
Что совсем уж парадоксально, убеждения об испытаниях, приходящих от Бога, прекрасно уживаются в некоторых головах с верой в то, что ничто в мире не происходит без воли Бога. Бог, мол, заранее знает все наши мысли и все наши поступки, даже управляет нами, направляет нас. Тут уж любая логика напрочь заходит в тупик. Зачем тогда вообще посылать испытания, если заранее известно, как человек или люди на них прореагируют и что будут предпринимать?
А может быть, существует другое, более логичное объяснение всем нашим несчастьям? Да, конечно, существует. И оно, в отличие от рассмотренного, просто и непротиворечиво.
Согласно ему, все наши несчастья происходят вовсе не от Бога, а от дьявола. Ведь только дьяволу они и нужны, только он на них и подпитывается. Он вовсе не испытывает нас, не проверяет на прочность и сообразительность, а прямо и тупо вредит нам, старается нас испортить, разрушить, уничтожить. Он не хочет, чтобы мы эти несчастья преодолели, победили, пережили. Наоборот, он считает, что мы должны сломаться, стать лживыми, запуганными, покорными, злобными и жестокими, присоединиться к системе зла, а если нет, то просто умереть.
Причём силы зла "работают" как с одиночными людьми (толкают их на травмы, вызывают у них болезни и смерть), так и с группами людей (семейные конфликты, ссоры друзей, политические столкновения). А порой они вредят даже целым странам, группам стран и всему человечеству (голод, репрессии, войны, революции, эпидемии, разрушительные идеологии).
Если мы согласимся с такой версией появления несчастий, то станет вполне понятно, как нам следует ко всем этим несчастьям относиться. Мы не должны им радоваться, не должны покорно с ними смиряться, не должны воспринимать их как необходимость. Нам надо с несчастьями решительно бороться, стараться предотвратить их или исправить их, пытаться извлечь из них полезные уроки. При этом мы обязательно должны оставаться людьми, то есть отвергать всякое новое зло и очищаться от своего прежнего зла. Вот именно такого поведения и ждёт от нас Бог, мудрый и совершенный. Ему наши несчастья совершенно не нужны, они ему противны. Он переживает за нас, радуется нашим победам и огорчается нашим поражениям.
Правда, тут может возникнуть вполне логичный вопрос: "Почему же тогда Бог не уничтожит дьявола, раз любое зло, любые наши несчастья ему не нужны?". Дело в том, что при сотворении мира Бог выделил людям время на обучение и свободное развитие. А настоящая полная свобода обязательно подразумевает возможность нашего выбора в сторону разрушения мира, то есть в сторону зла. Так вот, именно сделанный и делающийся нами неправильный выбор привел к появлению в мире дьявола и к его дальнейшему усилению. Вот теперь нам с ним и приходится бороться. Пока период нашего обучения не закончится, дьявол будет существовать в мире и вредить нам. Мы, конечно, можем его ослаблять, отказываясь от зла и выбирая добро. Мы можем его усиливать, выбирая зло и покорность силам зла. Теоретически мы даже можем нейтрализовать дьявола и полностью уничтожить его, если все люди решительно и навсегда выберут путь добра. И только тогда, когда отпущенный нам период обучения закончится, дьявол безоговорочно и навсегда будет уничтожен, но уже не нами, а самим Богом.
И ещё один вопрос очень важен. Возможно ли в принципе избежать несчастий или хотя бы уменьшить их число, снизить тяжесть их последствий?
Если отвечать совсем коротко, то полной гарантии от любых несчастий быть не может. Просто потому, что зло в мире существует, оно очень сильно, а люди часто совершают ошибки или даже сознательно выбирают зло.
А вот уменьшить число несчастий - это уже вполне реально. Тут принцип простой: чем больше на человеке грязи зла, тем более он уязвим перед силами зла, тем проще наслать на него всякие беды. Поэтому для повышения своей личной защиты нам надо стараться очиститься от своих грехов, пороков и болезней. Прошлые свои грехи надо исправлять или хотя бы уравновешивать добрыми делами. А ещё надо укреплять своё тело, набираться мудрости, слушать свою совесть и соблюдать заповеди. Вот с такими людьми злу "работать" гораздо сложнее, их разрушение требует от него больших затрат сил и энергии.
Однако даже полный отказ человека от зла не гарантирует, что его минуют любые беды. Ведь существуют ещё и другие люди со своим злом, существует накопленное ранее мировое зло. Более того, если силы зла считают, что какой-то человек представляет для них серьёзную опасность, например, способен направить на путь добра много людей, то он становится самой желанной мишенью для разрушения и осквернения. Да, борьба с таким человеком потребует от сил зла большого напряжения, больших трат энергии. Да, после победы над ним мировое зло существенно ослабнет. Но даже эти трудности и угрозы не останавливают силы зла, ведь жить-то им хочется, питаться-то им надо. Поэтому даже праведники, даже святые, пророки и Спаситель не избегают несчастий и гибели. Таково уж нынешнее состояние нашего мира, находящегося в переходном периоде.
Итак, какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Никакой пользы происходящие несчастья нам не несут, они нам враждебны, опасны, хотят нас разрушить и уничтожить. Но, правильно борясь с ними, мы часто можем не только преодолеть их вредные последствия, не только сохраниться неизменными, но даже и улучшиться, то есть стать сильнее, мудрее, добрее. Только не надо приписывать эти положительные результаты самим несчастьям, тем более тем, кто их наслал. Положительный результат достигается не благодаря переживаемым бедам, а как раз наоборот - вопреки им, вследствие нашего правильного противостояния им.