С вопросами о выборе религии ко мне неоднократно обращались посетители моего сайта. Действительно, какую религию выбрать, как не ошибиться в этом важном выборе?
Раньше такой вопрос возникал крайне редко: люди выбирали религию родителей, государственную религию своей страны. О других религиях они порой даже не слышали, а если и знали о них, то очень поверхностно. Но сейчас ситуация резко изменилась. Информация стала доступной для всех. И на нас обрушилась агитация за огромное количество религий: древних и новых, мировых и этнических, широко известных и доступных только узким группам адептов. Мало того, во многих религиях есть масса течений, направлений, сект, и все они заявляют, что именно их толкование религии - самое правильное. А ещё есть и различные философские учения, призывающие верить или не верить в самые разные вещи. И как тут не запутаться, как не сделать ошибки?
Прежде всего, надо остановиться и подумать: "А зачем нужна религия? Что это вообще такое?".
Некоторые люди почему-то уверены, что религия - это что-то вроде автобуса. Вот выбрал его, сел в него, а дальше он тебя обязательно довезёт в светлое будущее, в царство небесное, к вечному блаженству. Маршрут выверен и пройден не раз, водитель опытен и мудр, все пассажиры едины в своём устремлении - поехали! Главное - знать, в какой автобус сесть, а то ведь завезут на пустырь, ограбят, а может, и зарежут.
То есть предполагается, что человек должен сделать свой выбор только один раз - при принятии религии. Дальше можно расслабиться и не беспокоиться, ответственность - на водителе и на составителе маршрута. А те пассажиры, которые выбрали неправильные автобусы, пусть пеняют на себя, нам о них беспокоиться нечего.
По-своему логичная и стройная картина, но совершенно неверная.
На самом же деле, человек должен делать свой выбор постоянно, в течение всей жизни, на каждом шагу. И за каждый свой выбор, за каждый шаг он несёт личную ответственность. При этом никакие ссылки на коллективы, на вожаков, на обстоятельства, на традиции не принимаются во внимание. Сам сделал - сам отвечай.
И что же должен постоянно выбирать человек? Не религию же менять на каждом шагу! Здесь надо понять одну простую вещь: есть что-то выше всех религий, важнее всех религий. Это истина, это Бог, Творец мира, это добро и зло. Даже если религий будет миллион, и каждая будет звать к себе, ругая все остальные, истина останется одна, неизменная и вечная. Творец останется единственным. Добро останется добром, а зло останется злом. И изменить это не в силах ни одна религия, ни одна философия. Ни прошлая, ни настоящая, ни будущая.
Главная задача человека - это научиться различать добро и зло, выбирать добро и бороться со злом. Всё остальное - вторично. Во что верить или не верить, как себя называть, к каким сообществам себя причислять, какие книги изучать, кого слушаться - это личное дело человека. Всё это не имеет значения при оценке его жизни. Важны только результаты, только поступки, только мысли, слова и дела человека. А что привело к этим результатам - дело десятое.
Вот точно так же и с религией. Внешние атрибуты любой религии далеко не так важны. Они нужны не Богу, а человеку, чтобы настроить его на правильный лад, заставить задуматься о вечном, об истине, о необходимости постоянно творить добро и отказываться от зла. Поэтому в любой религии надо прежде всего видеть именно этот призыв к человеку: учись, развивайся, улучшай мир, твори добро и борись со злом. Такой призыв есть почти во всех религиях, это то общее и самое главное, что их объединяет. А вот отличительным признакам разных религий (обряды, посты, праздники, молитвы, правила поведения, исторические события из религиозных текстов и т.д.) не стоит уделять слишком много внимания. Иначе можно скатиться к религиозному фанатизму, который, как и любой фанатизм, - безусловное зло.
Религия - это не автобус. Это скорее дорога, по которой каждый, выбравший её, должен пройти самостоятельно, шаг за шагом. Ты можешь свернуть с дороги, остановиться, пойти назад, свалиться в пропасть, перейти на другую дорогу. Главное - постоянно помнить о цели и стремиться к ней. А когда дошёл до цели - уже не важно, какой дорогой ты шёл. Если же не дошёл - тоже не важно, какую дорогу ты выбирал, почему и зачем ты её выбирал.
И ещё несколько слов о выборе и сравнении религий.
В последнее время стало модно изучать языческие верования наших славянских предков и даже объявлять себя их последователем. Мы не будем говорить сейчас о достоверности тех сведений о языческой культуре, которые преподносятся нам как бесспорная истина. Вот тысячу лет о них никто не знал, а сейчас вдруг все узнали. Нашли где-то древнейшие книги и сразу снова утеряли их, но кое-кто успел переписать. И среди старожилов каких-то деревень, родившихся, правда, при советской власти, вдруг нашлись хранители обрядов, преданий, песен, обычаев языческих времён. Не смогли их стереть из памяти ни тысячелетие христианства, ни семьдесят лет атеизма, ни бурные десятилетия нынешнего смутного времени.
Ладно, допустим всё так и есть. Допустим, что всё это правда. Были такие языческие боги, были такие обряды, такие одежды, такие обычаи, такие знания. И никто уже не может запретить жить по всем эти обычаям, при этом отвергая всякие иноземные религии и гордясь своей верностью собственной истории. Замечательно.
Но дальше-то что? Какое отношение всё это имеет к истине, к добру и злу, к цели жизни человека?
У славян, у русских были свои языческие боги, у немцев - свои, у татар - свои, у греков - свои. А истина-то где?
Ведь тогда получается, что под каждым кустом живёт свой местный бог. И тем, кто поселится рядом с этим кустом, надо поклоняться только этому самому богу. Но ни в коем случае не тому богу, который живёт под другим кустом, на другой стороне реки. А вот если ты переедешь через реку, то надо срочно менять объект поклонения. Или ещё так: каждый народ был сотворён своими богами, и поэтому обязан поклоняться только им. Абсурд.
Есть ещё вариант - признать, что только наши боги настоящие, а все остальные боги - выдумки глупцов. Но точно так же могут решить и все другие народы. А дальше - вражда, войны, смерть, и никакие боги не спасут.
И последний вариант. Всё язычество - это всего лишь красивые сказки, легенды, местный фольклор, не имеющий под собой реальной, истинной основы. И не надо воспринимать его всерьёз.
Ну, хорошо. Вопрос, кому поклоняться - далеко не самый важный. Гораздо важнее другое - как должен себя вести человек, что делать можно, а что нельзя, что считать добром, а что злом. А вот здесь - как-то глухо. Есть, конечно, призывы укреплять свой род, не допускать разврата и извращений. Есть призывы укреплять здоровье, закаляться, лечиться, соблюдать чистоту, охранять природу. Это хорошо, но к этому призывают многие учения.
А дальше-то что? Кто не моего рода, тот мой враг? Кто не признаёт наших богов, должен быть уничтожен? Кто не приносит жертв нашим богам, тот негодяй? Если ты русский, ты всегда прав? Что приносит пользу роду, то и хорошо, что вредит роду - плохо? Мы перебили инородцев и разграбили их селения - это добро, а если они нас - это зло? А глава рода и волхвы непогрешимы? А если разные наши боги требуют прямо противоположного, кого слушаться? А как решать конфликты в пределах рода? Наконец, самое главное - что такое добро и зло, и какова роль человека в их противостоянии?
Вопросов много, а вразумительных ответов нет.
Поэтому давайте лучше будем водить хороводы и сражаться бутафорскими мечами, давайте реабилитировать Бабу Ягу, есть блины и носить старинные костюмы - это же так интересно и весело. А жить будем так, как захотим, не обращая внимания на всякие там заповеди иноземных религий. Хватит уже нас дурачить, у нас теперь свобода!
Возвращаемся к образу с религией - дорогой. Вместо того чтобы идти по выбранной дороге к цели - к саморазвитию, к пониманию добра и зла, к очищению мира от зла, к Творцу мира, нам предлагают отойти в сторонку и устроить вечный пикник на живописной полянке. А жизнь пусть проходит своим чередом и не мешает нам веселиться. Только от проблем мира не удавалось спрятаться ещё никому и никогда. И спрос с каждого из нас обязательно будет.