Сразу оговоримся, что в этой главе не будет никаких рецептов новых лекарств, никаких уникальных методов лечения, никаких диет или систем физических упражнений. Пусть всем этим занимаются специалисты или те, кто считают себя специалистами. И книг обо всем этом сейчас более чем достаточно. Мы же будем рассматривать проблему на том уровне, на котором с ней знакомы абсолютно все, на котором ею интересуется каждый. Мы попытаемся понять связь добра и зла с нашим здоровьем и питанием и проанализировать некоторые сложившиеся в данной области стереотипы. Потому что без этого не имеют смысла никакие методы оздоровления. Без этого любое лечение может оказаться бесполезным и даже может принести вред.
Согласно древнеарийскому учению, забота о своем физическом здоровье (как, впрочем, и душевном и духовном) -- вовсе не личное дело каждого человека. То есть нам, конечно, дана свобода выбора и в данном случае: мы можем как укреплять свое тело (правильным режимом, питанием, разумными физическими нагрузками, лечением своих болезней), так и разрушать его. Альтернатива существует, но есть и ответственность за тот выбор, который мы должны сделать, чтобы хоть немного продвинуться к цели нашей жизни. Тело дано нам совсем не просто так, это наш инструмент, необходимый для земного воплощения. Без тела или с больным телом мы не можем выполнить большей части своих функций на земле. Мы можем, конечно, избавляться от зла в своей душе, в своих мыслях и словах, но дела в этом случае нам уже недоступны, а именно они имеют первостепенное значение как результат всего остального. Наше тело, наша душа, наш дух -- все это вместе представляет собой ту часть мира, которая находится в земной жизни в нашем распоряжении. И разрушая их или даже пассивно наблюдая за их разрушением, мы способствуем тем самым разрушению всего мира, росту влияния зла.
Поэтому совершенно не правы те, кто говорит о необходимости болезней, о том, что они посылаются Богом, что лечить их -- грех, что главное сохранить душу, а на тело можно не обращать внимания. Сторонники такой точки зрения доходят даже до того, что призывают специально разрушать тело, чтобы оно не отвлекало от главного, чтобы можно было сосредоточить все внимание на душе и духе. В действительности же наше тело в целом, как и любой его орган, -- творение Создателя, поэтому ничего лишнего в нем нет, и правильное и четкое взаимодействие всех органов (собственно, здоровье) представляет собой частный случай общемировой гармонии, которую нам надо максимально бережно сохранять и укреплять. И, по большому счету, можно считать, что тело нам полностью не принадлежит, мы взяли его, так сказать, напрокат, следовательно, должны по возможности сохранить его в полной исправности.
Некоторые пытаются обосновать необходимость физических болезней, болезней тела тем, что они, якобы, отвлекают человека от греховных мыслей, помогают избавиться от самых страшных грехов души и духа. Но тело и душа, тело и дух ни в коем случае не враждебны друг другу, они представляют собой всего лишь разные стороны человека как единого творения. Поэтому призывать умерщвлять свою плоть, наносить вред своему телу с целью излечения души ничуть не лучше, чем предлагать, например, сойти с ума для того, чтобы не чувствовать физической боли. Конечно, известны случаи, когда страдания (физические или душевные) приводили людей к отказу от греховного пути, к обращению к Богу, к покаянию и очищению, к осознанию своего высшего призвания. Но известны также и прямо противоположные случаи, когда сильные страдания озлобляют человека, внушают ему ненависть ко всему миру, толкают на преступный путь или к самоубийству. Так что специально назначать такое лекарство, как страдания, крайне опасно. Более того, провозглашать страдания самоценностью, стремиться к ним любой ценой, увеличивать свои и чужие страдания в мире -- это значит разрушать мир, то есть служить злу.
Простейший пример. Если кто-то, переболев опасной болезнью, осознал свои прошлые заблуждения, не надо делать вывод, что все дело именно в болезни, что она сама по себе полезна, и поэтому надо стараться заболеть ею. Если вы знаете, что ваш знакомый, потеряв близкого человека, встал на путь исправления, вам не стоит пытаться сжить со света кого-нибудь из тех, кто вам дорог, чтобы повторить этот путь. Даже если ваши страдания заставят вас стать лучше, это не сможет компенсировать того вреда, который к этим страданиям привел, и того вреда, который они принесли сами. Наши страдания в этом мире являются результатом наших прошлых ошибок, нашего отхода от правильного пути, который стал причиной роста нашей уязвимости перед силами зла. Таков закон нашего мира, установленный Творцом. Но из этого совершенно не следует, что страдания посылаются нам Богом, что Бог заинтересован в наших страданиях, наконец, что мы должны стремиться к ним, чтобы заслужить милость Бога. Наши страдания не нужны Богу, так как все мы представляем собой частички Бога.
Чтобы понять сущность болезней, надо изучать поведение зла в мире, ведь болезнь -- это зло в нас, так же, как зло -- это болезнь в мире. Зло всегда пытается внести дисгармонию в мир, нарушить целостность мира, создать трещины между его элементами и внедриться в них, разорвать мир на куски и затем уничтожить их, уже лишенные первоначального единства. Человек -- это самая совершенная частица мира, следовательно, она особо привлекательна для зла. Поэтому если злу не удается поставить человека себе на службу, сделать его бездумным исполнителем своих приказов, то оно стремится разрушить его с помощью болезней. Другая цель болезни состоит как раз в том, чтобы запугать человека, запутать его, внушить ему мысль о том, что нужно служить силам зла. То есть рассуждать о пользе болезни не приходится. Правда, болезнь иногда может привести к мобилизации всех жизненных сил организма, и, как результат, к уничтожению или резкому ослаблению внутреннего зла человека. Но это уже заслуга не болезни, а самого человека, сумевшего собраться и справиться с силами зла.
Болезнь действует точно так же, как и любое другое зло. Например, недуг, поражающий наше тело, вносит рассогласование в работу наших органов или даже отдельных клеток, нарушает взаимодействие систем организма, заставляет их бороться между собой, ослабевать в этой борьбе и становиться легкой добычей зла. В том случае, когда организм силен и един, когда все его части действуют согласованно, ни одна болезнь не сможет не только победить его, но даже сколько-нибудь глубоко внедриться в него. Если же мы ослабляем свой организм или отдельные органы тем или иным способом, мы открываем путь болезни.