Почему-то многие люди считают эти четыре понятия: Бог, вера, религия, церковь чуть ли не синонимами. Или, во всяком случае, неразрывными звеньями единой цепи. Или жёстко связанными ступенями некой пирамиды, где на вершине Бог, ниже - вера, затем религия и внизу - церковь. Между тем, каждое из этих понятий имеет своё особенное значение и вовсе не тянет за собой автоматически все остальные. Более того, каждое из них может прямо противостоять любому другому или даже всем вместе. Попробуем разобраться.
Итак, Бог - это Творец мира и источник добра. Он никак не зависит от наших представлений о нём, он совершенен, вечен, свободен от зла, абсолютно мудр. Никакие события, никакие наши открытия и прозрения ничего не могут изменить в сущности и качествах Бога. И именно этим понятие Бога принципиально отличается от понятий веры, религии и церкви. Бог - это наивысший уровень в мировой иерархии. С определёнными оговорками к этому же наивысшему уровню можно отнести такие понятия, как добро, истина, гармония, красота, моральный закон, совесть. Это тоже понятия абсолютные, вечные и неизменные.
А вот три остальные понятия: вера, религия и церковь уже сильно зависят от мнений, решений, взглядов людей. Они вполне могут изменяться со временем, они могут быть различными у стран, народов, даже отдельных людей. И каждое из этих трёх понятий в процессе своих изменений может войти в противоречие с абсолютной истиной, то есть с Богом. Причём противоречие это может перерасти даже в полное отрицание, в прямую вражду. Здесь уже всё зависит от свободного выбора людей. Рассмотрим кратко некоторые особенности этих трёх понятий.
Вера в общем случае - это та информация, которую человек принял без многократной личной проверки на опыте. Например, верить можно в школьные учебники, в науку, в идеологию, в высказывания людей, в религию, в прогноз погоды и т.д. Но мы сейчас остановимся только на вере в высшую ступень мировой иерархии - на вере в Бога. Так вот, вера эта бывает очень разнообразна у разных людей.
Например, человек может по своему усмотрению приписывать Богу те или иные качества. Он может считать, что есть много богов и у каждого из них своя особая роль. Наконец, он может верить, что Бога или богов вообще не существует. То есть вера человека вполне может быть как полностью истинной, так и частично истинной или даже абсолютно ложной. Всё зависит от того, какой источник информации выберет человек в качестве основы для своей веры.
В идеале, если вера основывается на совести, то она будет очень близка к истине. Представления человека о Боге в этом случае будет практически правильным, поэтому человек будет стараться приблизиться к идеалу - Богу, то есть стать совершенным, мудрым, свободным от зла и всегда выбирающим добро. А вот в случае, когда вера ложная, она может подтолкнуть человека в прямо противоположном направлении - на путь выбора зла и отказа от добра.
Теперь следующий, более низкий уровень нашей иерархии - религия. Выбор человеком какой-то религии или попытка создать свою религию - это внешнее оформление его внутренней веры. Любая религия по своей сути представляет собой инструкцию по жизни, её основа - это система запретов и предписаний, которых должен придерживаться человек, выбравший эту религию. Но помимо этих прямых указаний религия обычно включает в себя ещё и информацию о мироустройстве, исторические сведения, мифы, притчи и т.д. И если в своей основе все религии мира довольно близки между собой, то вот в этих подробностях вполне возможны большие отличия и противоречия.
В идеале религия человека полностью соответствует его личной вере, между ними практически нет различий. Но очень часто различия всё-таки есть. Ведь каждый человек старается трактовать религиозные тексты по-своему, чтобы приблизить их к своей личной вере. И иногда трактовки разных людей бывают прямо противоположны друг другу. Хотя сами люди при этом уверены, что следуют одной и той же религии.
Кроме этого надо учесть, что все религии не остаются неизменными. Со временем люди пытаются подкорректировать изначальные тексты, подогнать их под свои представления, под современные им проблемы и цели. Поэтому считать любую религию абсолютной ценностью довольно легкомысленно, даже если изначально она была совершенно истинной, полностью соответствовала высшему уровню иерархии - Богу. Не случайно во всех мировых религиях есть множество конфессий, течений, направлений, которые не соглашаются друг с другом, а порой даже враждуют между собой.
Наконец, понятие самого нижнего уровня - церковь. Церковь - это общность людей, придерживающихся той или иной религии, конфессии, а также священники, обряды, ритуалы, храмы и т.д. То есть в отличие от религии церковь уже имеет обширное материальное воплощение, она максимально приближена к повседневной жизни.
В идеале церковь полностью соответствует религии, её истинной основе, то есть близка к высшему уровню - Богу. В этом случае она помогает человеку и разобраться в религии, и очистить свою веру от лжи, и приблизиться к Богу. Но в реальности церковь очень часто противоречит не только своей религии, но и самому Богу. Слишком уж много в церкви зависит от людей, от их взглядов, устремлений, заблуждений, корыстных побуждений. Причём всё это накапливается со временем, даже становится частью традиции. Поэтому, кстати, так нередки противоречия и вражда между разными церквями, и даже между священниками и прихожанами одной церкви.
Таким образом, отождествлять Бога, веру, религию и церковь ни в коем случае нельзя. Гармония и согласие между всеми этими четырьмя понятиями - это редкое исключение, а вовсе не правило.
А то некоторые склонны видеть в недостатках церкви доказательства отсутствия Бога, порочности веры и ложности религии. Например, если какой-то священник склонен к воровству, разврату, обжорству, говорит явную ложь, пресмыкается перед властью, то это якобы доказывает, что Бога нет. На самом же деле, это личные проблемы данного священника, это дело церкви, а вовсе не религии, веры или Бога.
Иногда человек находит в истории примеры, когда церковь массово пытала, сжигала убивала еретиков, раскольников и ведьм. И отсюда делает поспешный вывод, что вся вера в Бога - это вредная и опасная чушь. Но в действительности это всего лишь проблемы данной церкви, её прегрешения и преступления. Не стоит поднимать эти проблемы на уровень религии, веры, тем более, Бога.
Или, например, люди вычитывают в религиозных текстах, что Бог требует кровавых жертв, призывает к массовым убийствам, насылает на людей болезни и другие бедствия. И отсюда делают вывод, что Бог жесток, помогает только любимчикам и безжалостно расправляется с их врагами. Поэтому верить в такого Бога просто глупо. На самом же деле, это всего лишь проблемы данной религии, всего лишь накопленные в ней заблуждения людей. Бог любит всех людей, а вражда между людьми, смерть людей ему совершенно не нужны.
Допустим, человек горячо верит в то, что Бог обязательно поможет ему во всех делах, оградит его от всех напастей. И вдруг с этим человеком случается большая беда (увольнение с работы, потеря жилья, тяжёлая болезнь, смерть близких и т.д.). И человек делает совершенно ложный вывод, что Бог вовсе не всемогущий, не любит людей, что его вообще нет. На самом же деле, это проблема его личной ошибочной веры, но никак не Бога.
Таким образом, не стоит заблуждениями и ошибками людей обосновывать свой отказ от веры в Бога, своё отрицание существования Творца мира, своё неверное представление о Боге. Бог даровал всем людям свободу выбора, поэтому их многочисленные ошибки совершенно неизбежны. Не ошибается только один Бог.
Что же касается людей, они могут иметь самые разнообразные убеждения, причём порой совершенно неожиданные.
Например, вполне может быть верующий в Бога человек, но не принимающий церковь. А может быть полностью воцерковлённый человек, при этом не верящий в Бога. Может быть верующий в Бога человек, не принявший ни одну религию. А может быть неверующий человек, утверждающий полезность и необходимость религий. Может быть религиозный человек, не выбравший для себя церковь. А может быть человек, прекрасно знающий все обряды и ритуалы церкви, но плохо знакомый с религией. Может быть также человек, не верующий в Бога, но уважительно относящийся к верующим, религиозным и воцерковлённым людям. А может быть верующий в Бога человек, напрочь отвергающий как все религии, так и все церкви.
И ни один их всех этих перечисленных людей автоматически не может считаться ни хорошим, ни плохим, ни добродетельным, ни порочным. Потому что оценка жизни любого человека производится не по его убеждениям, а исключительно по его поступкам. И оценивает нашу жизнь только сам Бог, совершенный, мудрый и никогда не ошибающийся.