"Почему в мире так много несправедливости, грязи, болезней, вражды, лжи, унижений?", "Почему люди так несовершенны, постоянно творят зло и отказываются от добра?", "Почему жизнь так сложна, опасна и беспросветна?", "Какой вообще смысл в существовании такого мира?". Подобные вопросы довольно часто возникают у самых разных людей. И понять их вполне можно, ведь зла в мире, и правда, очень много. Ответов на эти непростые вопросы предлагается много, причём характер ответов сильно зависит от веры отвечающего человека.
Например, для атеистов данные вопросы - это лишний повод удостовериться в своей вере в то, что Бога нет. Действительно, если бы существовал Бог, да ещё и мудрый, добрый и любящий, разве допустил бы он такой разгул зла, такое бессмысленное существование мира? Конечно, нет. Он бы быстро навёл полный порядок и вообще не разрешил бы появления и разрастания в мире любого зла. А так как Бога всё-таки нет, мы сами должны за него выполнить всю работу, разобраться со всем злом. Тем более, что идеологий для улучшения мира предложено немало, выбирай любую и железной рукой загоняй человечество к счастью и благоденствию. Как пелось в одной революционной песне: "Никто не даст нам избавленья...". Или же возможен ещё и другой путь: любыми способами улучшать собственную жизнь, оставив несовершенный мир погибать во зле. В обоих случаях для достижения своих целей все средства хороши, никаких запретов и заповедей не существует.
У верующих в Бога людей ситуация гораздо сложнее, чем у атеистов. Им надо решить сложнейшую задачу - объяснить одновременное существование совершенного, всезнающего, всеблагого, всемогущего Творца и огромного количества зла в мире. При этом предлагаются самые разные варианты решения этой задачи. Перечислим основные из них.
1. Бог просто не в курсе, что у нас тут творится. Он занят своими, более важными делами. А когда узнает, обязательно вмешается и улучшит нашу жизнь, уничтожит всё зло. Как вариант - Бог только создал мир, а дальше вообще никак и никогда не следит за состоянием мира. В обоих этих случаях считается, что как Бог, так и зло реально существуют, но существуют они сами по себе, никак не пересекаясь друг с другом. Получается, что Бог - не всезнающий, но при этом всеблагой.
2. То, что мы считаем злом, на самом деле злом не является. Это просто другая сторона бытия, неотъемлемая часть мира, с которой нам надо смириться. И это самое "зло" зачем-то нужно Творцу. То есть в данном случае считается, что всемогущий и всеблагой Бог есть, а зла попросту не существует, это всего лишь наши глупые выдумки.
3. Бог творит не только гармоничное добро, но и разрушающее зло. И вообще, ничто в мире не происходит без его воли. Зло нужно Богу для того, чтобы подтолкнуть, направить людей на истинный путь или наказать нерадивых людей. В данном случае предполагается, что вредное и разрушительное зло реально существует в мире, но оно исходит от самого Бога. Получается, что Бог - вовсе не всеблагой, зато всезнающий, всемогущий, всё жёстко контролирующий.
4. Бог просто не способен справиться с мировым злом. Он всячески пытается зло уничтожить, но сил на это у него не хватает. Поэтому зло захватывает всё новые позиции, становится всё могущественнее, по сути, оно уже правит нашим миром. В данном случае Бог объявляется всеблагим, но вовсе не всемогущим.
Такие объяснения вполне устраивают очень многих верующих в Бога. Причём совершенно неважно, к какой религии и к какой конфессии эти верующие себя относят. И в зависимости от предпочитаемого варианта они выбирают подходящий алгоритм своих действий. Например, если Бог не в курсе наших дел, надо ему напоминать о себе, побольше молиться, жертвовать, исполнять обряды, поститься - и тогда Бог наверняка поможет побороть зло. Если зла не существует в реальности, то надо изменить своё отношение к злу, попытаться с ним смириться, поискать в нём положительные моменты. Если Бог сам творит зло, то надо стараться не злить Бога, пытаться скрыть от него свои грехи, а полученные удары принимать с благодарностью, относиться к ним с пониманием. Если же Бог не может справиться со злом, то имеет смысл подумать о смене приоритетов, возможно, даже и перейти на сторону зла, которое уверенно побеждает в битве за мир.
Для большей наглядности рассмотрим следующую ситуацию: человека поразила серьёзная болезнь (то есть зло). Какова будет его реакция в четырёх рассмотренных случаях? В первом случае: "Помолюсь - и всё пройдёт!". Во втором случае: "Это никакая не болезнь, а разновидность здоровья, надо привыкать". В третьем случае: "Так мне и надо, дураку, заслужил! Помучаюсь, может быть, поумнею". Наконец, в четвёртом случае: "Раз уж сам Бог не может справиться с болезнью, то мне нечего и пытаться". Разумными и конструктивными все эти реакции больного человека вряд ли можно назвать. Ничем хорошим всё это не кончится, полного выздоровления без осложнений ждать не приходится.
Так неужели же нет какого-нибудь более разумного, логичного и простого объяснения, почему в мире всё-таки существует много зла при наличии совершенного Бога? Конечно, такое объяснение существует. Оно восходит ещё к древнеарийскому учению, зороастризму, а потом было заимствовано многими более поздними религиями. И объяснение это вовсе не требует ни отказа от существования зла, ни отказа от полного совершенства Творца.
Итак, во-первых, Бог прекрасно знает о существовании зла в мире и вообще обо всём происходящем в мире. Во-вторых, зло в мире вполне реально, оно враждебно миру и всем творениям и совершенно не нужно Богу. В-третьих, Бог никогда не делает и не создаёт никакого зла, он просто не способен на такую глупость. Он любит мир и все свои творения и не желает их разрушения и уничтожения. В-четвёртых, Бог вполне способен уничтожить всё зло мира и обязательно сделает это, когда придёт время. Так что все четыре варианта объяснения, перечисленные нами, совершенно неверны.
Так почему же Бог всё-таки допускает существование в мире зла?
Всё дело в том, что Бог по-настоящему любит все свои творения. А настоящая любовь подразумевает возможность для творений обучаться и развиваться вплоть до уровня самого Творца. Понятно, что такое обучение и такое развитие невозможны без предоставления творениям максимальной свободы выбора. В свою очередь максимальная свобода выбора подразумевает, что творения могут выбирать не только добро, но и зло, то есть путь разрушения гармонии мира. Вот потому-то в мире и появляется зло, которое затем разрастается и становится влиятельной силой, стремящейся разрушить весь мир и все творения.
То есть Бог временно позволяет нам, своим творениям, частично разрушать созданный им гармоничный мир ради нашей свободы, ради нашего шанса на развитие. Конечно, мы и сами страдаем от созданного нами же зла, но таковы уж издержки свободного выбора. И только когда период нашего обучения и развития закончится, Бог уничтожит всё зло мира, а всех людей спасёт для вечной жизни в бессмертных телах.
А пока Бог внимательно наблюдает за каждым из нас, радуется, когда мы делаем добро, огорчается, когда мы выбираем зло. Радуется, если мы развиваемся и приближаемся к нему, огорчается, если мы деградируем и отходим от него. При этом Бог уважает дарованную нам свободу и очень редко вмешивается в наши дела, предоставляя нам самим решать свои проблемы. А после смерти нашего тела Бог оценивает опыт, полученный при жизни нашей бессмертной душой. И дальше душа идёт туда, куда стремилась: в гармоничный рай для отдыха и наслаждений или в созданный злом ад для мучений и отработки своих грехов.
При этом Богу совершенно не важно, во что человек верил при жизни. Например, верил ли он, что Бога нет, или в то, что Бог есть. Также не имеет значения, какие качества человек приписывал Богу, а какие качества Бога категорически отрицал. Важнее всего не вера, не убеждения, а поступки человека, то есть мысли, слова и дела. Гармонизировал человек мир, делал добро - высокая оценка жизни. Разрушал гармонию мира, делал зло - низкая оценка жизни.
Вот так всё просто, логично и оптимистично. Жизнь наша - это учёба для нашей души и работа по восстановлению утраченной гармонии мира. Всё зло мира возникло из-за ошибок людей, поэтому нам самим надо справляться с этой болезнью мира. При этом ни в коем случае нам нельзя переходить на сторону зла, отбрасывая моральные принципы, заповеди и пренебрегая своей совестью. Только в этом случае мы проживём свою жизнь не напрасно, получим правильный опыт души и приблизимся к уровню самого Творца, безмерно любящего всех нас.
Напоследок вернёмся к рассмотренной ситуации с заболевшим человеком. Правильное поведение в данном случае состоит в том, чтобы найти и применить безвредные методы уничтожения болезни. Не помешают советы знающих и опытных врачей, а также использование проверенных временем лекарств и процедур. А лучше всего заранее укреплять и закалять свой организм, чтобы предотвратить все заболевания или уменьшить вред от них. Вот точно так же нам надо вести себя и при борьбе с любым другим злом, которое как раз и представляет собой болезнь мира.