В многочисленных спорах о добре и зле часто ставятся вопросы, которые не проясняют истину, а наоборот уводят от неё. Ведь если вопрос не имеет смысла, если он некорректен, то любой ответ на него может оказаться ложным, может завести нас в такие дебри, из которых мы вообще никогда не выберемся. А вот если вопрос правильный, то он может служить истине даже больше, чем любые ответы на него. Но сейчас мы поговорим именно о бессмысленных вопросах.
Рассмотрим всего несколько примеров таких вопросов.
1. "Для чего миру нужно зло?"
То есть здесь сразу же предполагается, что зло необходимо и для чего-то нужно миру. Любой ответ на этот вопрос будет означать согласие с этим глубоко ложным предположением. Кто-то ответит, что зло - неотъемлемая часть гармонии мира. Кто-то скажет, что только наличие зла обеспечивает развитие мира, его полноценную жизнь. Кто-то заявит, что зло нужно, чтобы человек понимал, что такое добро. Будут и другие столь же "глубокомысленные" и столь же ложные ответы.
А есть ли ответ правильный? Конечно: "Зло не нужно ни миру в целом, ни его частям. Оно всем чуждо, враждебно. И смысл его существования - только паразитирование, разрушение мира". Но это, на самом деле, не ответ, а полное отрицание вопроса. Только таким отрицанием и можно приблизиться к истине в данном случае. Это всё равно, что спрашивать: "Для чего человеку нужен грипп?". А ни для чего не нужен, без него гораздо лучше.
2. "Зачем Бог создал дьявола?"
Этот вопрос очень похож на предыдущий. Но у него есть своя особенность. Он подразумевает, что всё в мире создано Богом, значит, и дьявол тоже. Ответы предлагаются такие: "Для выполнения необходимой, но грязной работы", "Для наказания нерадивых людей", "Для того, чтобы люди боялись ослушаться Бога". И опять же любой ответ будет ложным, так как лжива сама постановка вопроса.
Правильный ответ: "Бог дьявола не создавал, так как просто не может творить зло". Как и в первом случае, это отрицание самого вопроса. Дьявол появился в мире не по воле Бога, но вследствие того, что людям была Богом дарована свобода выбора между добром и злом. Конечно, Бог совсем не хотел, чтобы люди выбирали зло, помогали дьяволу и усиливали его. Но свобода выбора подразумевает, что люди могут ошибиться или сознательно выбрать зло. А без свободы у людей не было бы возможности развиваться и приближаться к Богу. Так что дьявол и зло - плата за нашу свободу и её неправильное использование. А в конце времён дьявол будет повержен и нейтрализован. Вот это уже будет по воле Бога.
3. "А вот этот человек - добро или зло?"
Опять же, любой ответ будет лживым. Конечно, человек по сути своей - добро, так как создан Богом. Но в каждом человеке обязательно есть внутреннее зло - грехи, пороки, болезни. Каждый человек ошибается и поддаётся искушениям сил зла. Поэтому назвать чистым добром ни одного человека нельзя. Тем более, нельзя назвать человека законченным злом. Даже если он полностью порабощён силами зла, активно разрушает мир, в нём всё равно есть светлое начало. Конечно, люди отличаются друг от друга количеством добра и зла в них, но это не значит, что людей надо делить на добро и зло.
Правильный ответ: "В каждом человеке есть и добро и зло". И этот ответ отрицает сам вопрос.
4. "А вот этот предмет - добро или зло?"
Данный вопрос обычно задаётся не для того, чтобы разобраться в истине, а для того, чтобы убедить оппонентов в относительности добра и зла. Например, кухонный нож может использоваться для нарезания хлеба (добро), а может - для убийства (зло). Интернет может служить распространению полезной информации, светлых учений, а может - пропаганде пороков, лжи, насилия. И предполагается, что такая двойственность доказывает относительность понятий добра и зла. На самом же деле, добро - это гармония мира и его гармоничное развитие, а зло - разрушение гармонии мира. Всё остальное никак не может считаться безусловным добром или злом. Именно таков и будет правильный ответ, опять же отрицающий бессмысленный вопрос.
5. "А с какой целью Бог помогает негодяям и посылает хорошим людям беды, напасти и болезни?"
В этом вопросе содержится сразу две ложные идеи.
Во-первых, предполагается, что Бог жёстко контролирует всё происходящее в мире. То есть он некий кукловод, который сам для себя разыгрывает пьесу с известным сюжетом и расписанными заранее ролями персонажей. Смысла в этом никакого, и даже никакой доли истины здесь нет. Бог уважает дарованную им людям полную свободу выбора между добром и злом, поэтому вмешивается в нашу жизнь очень редко. Он хочет, чтобы мы свободно выбрали путь добра и развития, а не зла и деградации.
Во-вторых, предполагается, что Бог сам нарушает установленные им моральные заповеди. То есть помогает негодяям и вредит хорошим людям. На самом же деле Бог в принципе не может совершать никакого зла, потому что он совершенен и мудр. Поэтому приписывать Богу грехи и пороки просто глупо. А все людские несчастья и помощь в разрушении мира - не от Бога, а от дьявола, единственная цель которого - как раз разрушить и осквернить всё созданное Богом. И именно дьявол помогает своим служителям и вредит тем, кто ему мешает.
Правильный ответ: "Бог этого не делает, потому что не способен на зло". И это снова отрицание вопроса, а не ответ на него.
Таким образом, не стоит торопиться отвечать на любой вопрос. Сначала его стоит обдумать. Ведь вопросы, как, впрочем, и ответы, бывают бессмысленными, ошибочными, а то и попросту лживыми. И, пытаясь прямо, в лоб ответить на них, можно не приблизиться к истине, а уйти от неё.