Кто придумал теорию относительности?
В 2005 году вышла книга Владимира Бояринцева "АнтиЭйнштейн. Главный миф XX века", в которой оспаривается авторство теории относительности, приписываемой Альберту Эйнштейну. Убедительно доказывается, что научную основу теории впервые разработали физик Гендрик Лоренц и математик Анри Пуанкаре. Однако, по всей видимости, истоки теории относительности нужно искать еще глубже.
В журнале "Знак вопроса" N1-2 1993 года была напечатана статья В.А. Ацюковский и С.Н. Зигуненко "Откуда дует эфирный ветер?". В частности в ней рассматривалась проблема противоречивости специальной и общей теории относительности. Подвергнув сомнению саму теорию и ее постулаты, авторы статьи, тем не менее, не вполне прояснили причину этих противоречий.
Между тем нетрудно заметить, что основные положения теории относительности имеют немало общего со знаменитыми апориями (рассуждениями) Зенона Элейского, греческого философа, жившего в V веке до н.э. Разница заключается лишь в том, что Зенон доказывал иллюзорность (субъективность) движения, а релятивисты обосновывают относительность пространства-времени, то есть собственно неабсолютность движения.
Вероятно не все хорошо помнят кто такой Зенон и чем он прославился. Но тем больше поводов обратиться к данной теме.
Зенон Элейский (ок.490 - ок.430 г. до н.э.) - сын Телевтагора, любимый ученик Парменида. О его жизни сведений немного. Известно, что философ героически погиб в борьбе с тиранией. Зенон был мастером эвристики (искусство спора). Это свое искусство он использовал, желая посрамить тех, кто смеялся над учением Парменида о единстве и неподвижности бытия. Он показывал, что противные ему обычные представления о множественности и движении распадаются во внутренних противоречиях.
Апории Зенона
"Лягушка"
Лягушка никогда не достигнет противоположного края болота, так как прежде чем достигнуть конечного пункта, она должна добраться до середины. Затем ей нужно будет достигнуть середины оставшегося пути, а затем середины вновь оставшегося пути и т.д. Таким образом, всегда будет оставаться непройденный участок пути.
Эта апория представляет собой параллель с положением теории относительности о недостижимости скорости света телом, имеющим скорость меньшую, чем скорость света.
Из преобразований Лоренца, математической основы теории относительности, следует, что с увеличением скорости тела его масса будет увеличиваться. Причем чем ближе скорость тела к скорости света, тем сильнее масса тела будет стремиться к бесконечности. К бесконечности будет стремится и энергия, необходимая для перемещения тела. Иначе говоря, ни одно тело не сможет достигнуть неизменной (постоянной) скорости света.
"Ахиллес"
Быстроногий Ахиллес никогда не догонит медлительную черепаху, так как пока он достигнет того места, где находилась черепаха, она успеет пройти определенное расстояние. Когда же Ахиллес достигнет следующего места, где была черепаха, то она к тому времени успеет пройти новый отрезок пути и т.д. Таким образом, черепаха всегда будет опережать Ахиллеса на какое-то расстояние.
Эта апория представляет собой параллель с положением теории относительности о недостижимости скорости света телом, имеющим скорость большую, чем скорость света.
Формально теория относительности не запрещает движение со сверхсветовыми скоростями, при условии, что тело или элементарная частица всегда обладают скоростью, превышающей световую. И хотя такие объекты еще не обнаружены, но название для них уже существует - это тахионы. Из тех же преобразований Лоренца вытекает, что тахион никогда не сможет снизить свою скорость до того, чтобы она равнялась световой. Иначе говоря, быстрый тахион никогда не достигнет более "медлительной" скорости света.
"Стрела"
Летящая стрела летит неподвижно, так как в каждый момент движения занимает определенное пространство, то есть находится в покое и, таким образом, все движение разлагается на моменты покоя.
Эта апория представляет собой параллель с постулатом теории относительности об инерциальных системах отсчета.
В июне 1905 года А.Пуанкаре в окончательном виде сформулировал принцип относительности, согласно которому во всех инерциальных системах отсчета (т.е. в которых выполняется первый закон Ньютона - закон инерции) физические явления протекают одинаково. Одновременно с этим постулируется и независимость скорости света в вакууме от скорости и направления перемещения инерциальной системы отсчета. Иначе говоря, в теории относительности движущуюся инерциальную систему отсчета можно рассматривать как находящуюся в покое.
"Ристалище"
Две лошади бегут по ристалищу, одна от старта, а другая от середины дистанции. Они бегут с одинаковой скоростью к финишу. Первая лошадь достигает финиша за время в два раза большее, чем вторая лошадь. Таким образом, по мнению Зенона, получается, что половина времени равна ее двойному количеству.
Эта апория представляет собой параллель с так называемым "парадоксом близнецов" в теории относительности.
В 1895 году Г.Лоренц опубликовал основные формулы (преобразования) теории относительности. Из них в частности вытекало, что космонавт, который пролетел на ракете некоторое время (по часам космического корабля) со скоростью, близкой к скорости света, возвратившись на Землю, встретит брата-близнеца, сильно постаревшего по сравнению с ним, так как по земным часам пройдет значительно большее время. Иначе говоря, в теории относительности малый отрезок времени "будет равен" более длительному промежутку времени.
***
Представленная статья не претендует на какие-либо далеко идущие выводы, но в связи с открывшимся параллелизмом апорий Зенона и положений теории относительности все же правомерно будет задать один вопрос. Если софистические рассуждения Зенона построены главным образом на принципах демагогической логики, то какова тогда научная ценность сходных с ними постулатов теории относительности?
Copyright (c) А. Новиков.
Читайте также:
Античные философы о Зеноне
Откуда дует эфирный ветер?
Эфиродинамика и теоретическая физика
|