Новиков Александр Николаевич : другие произведения.

Кому поставлен памятник рядом с офицерским собранием?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иногда врачи бывают убийцами, а реставраторы вандалами.

  
 []
  
  Недавно проведённая реставрация памятника генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову в Новой Ладоге вызвала естественный интерес и привлекла внимание общественности: всё-таки личность была неординарная, не чета современным "суворовым"... Поэтому сто́ит хотя бы кратко, по фотоснимкам и самым общим сведениям, вспомнить историю происхождения бетонного бюста.
  Истоки Его - в дореволюционной России. Удивительный по исторической индивидуальности портрет создала, отлив в бронзе, российский скульптор-модернист Адель Васильевна Вернер ещё в 1904 году, словно в предчувствии трагедии Русско-Японской войны, где также не хватило России настоящих Суворовых.
  Как сообщают источники, в частности Е. Карпова в своей статье "Адель Вернер" ("Наука и Жизнь" за июль 2020 года), существовало две идентичных копии бронзового портрета. Первую из них установили в кают-компании броненосца "Князь Суворов", погибшего 14 [27] мая 1905 года в Цусимском сражении вместе со всем экипажем, командиром и одноимённым кораблю памятником.
  
 []
  
"Князь Суворов", флагманский броненосец 2-й эскадры Тихого океана.
  
  
  Вторую копию бронзового бюста установили в Мемориальном музее Суворова в Санкт-Петербурге, примерно в то же самое время, что и памятник на флагманском броненосце "Князь Суворов". Судьба второго бюста столь же драматична, как и первого, затонувшего в Цусимском проливе, поскольку музей во время Ленинградской блокады подвергся чудовищной атаке 250-килограммовым фугасом. Но бронзовый бюст уцелел (интересно, где он теперь?), и именно на основе петербургского скульптурного портрета в 1947 году, во второй год по окончанию Великой Отечественной войны отлили, в пропорциях и с сохранением творческого замысла Адель Вернер, рассматриваемую нами бетонную скульптуру. Установили бюст в Новой Ладоге на улице Суворова возле бывшего Дома офицерского собрания, ныне Суворовского музея.
  Суворовский памятник во многом определил исторически суровое лицо нашего древнего города. Ведь здесь, командуя полком Суздальских мушкетёров и гренадёров, будущий великий полководец провёл четыре года своей полувековой службы. Построил на свои средства деревянную Георгиевскую церковь и, обобщив личный опыт Семилетней войны, начал работать над рукописью "Суздальское учреждение", первым вариантом знаменитого сочинения "Наука побеждать". Надо ли говорить, насколько дорог стал ладожанам Суворовский памятник, с его привычным и узнаваемым Лицом, простоявший в городе семь с половиной десятилетий!
  Далее мы рассмотрим ряд фотографий в той последовательности, которая смогла бы в какой-то мере объяснить... сомнительную деградацию этого российского объекта исторической значимости. Причём, деградацию не постепенную и равномерную, а подозрительно быструю, примерно за одну трудовую пятилетку. Но прежде я напомню одну техническую истину, полученную опытным путём в лабораториях науки под названием Сопромат (сопротивление материалов), хорошо известной всем инженерам-строителям. Истина в том, что бетон - это не гипс и не глина. Бетон набирает свою прочность постепенно, год за годом, достигая максимума примерно за сто лет после отливки в форму. Поэтому пятидесятилетний бетон крепче десятилетнего, а семидесятилетний крепче пятидесятилетнего и т.д. По исходу столетия его прочность может снижается, но чем выше марка бетона, тем медленнее идёт данный процесс. Разумеется, для бюста знаменитого полководца скульпторы первых послевоенных лет могли использовать бетонные растворы только самых высоких марок, не менее М600. Быть может, даже спецбетон М900, наиболее прочный, уже используемый тогда при отливке метростроевских дюбингов, и затем для возведения атомных бункеров и ДОТов. Если бы скульпторы-бетонщики накосячили с Суворовым в сталинские годы, замесив ему М200, то оправились бы на север прокладывать ветку "мёртвой дороги" от Воркуты до Чукотки. Там бы и остались.
  Всё это к тому, что в первые десятилетия нашего текущего столетия Суворовский памятник в капитальном смысле был даже крепче, чем во все предшествующие десятилетия своего существования века XX-го. Но в смысле декоративном, в основном связанном с покраской бюста и постамента, он, конечно, мог значительно обветшать с годами и выглядеть непрезентабельно.
  А теперь обратимся к фотоснимкам.
  
 []
  
Таким был памятник А. В. Суворову в 1969 году. Кругом ещё пустырь, где никто не танцует. Простоял бетонный генералиссимус с момента отливки 22 года - и ничего ему не сделалось. Фото Петра Ефимовича Сегала. Из материала от 18 марта 2022 года на НОВАЯ ЛАДОГА news
  
  
 []
  
Таким был памятник А. В. Суворову в сравнительно недавнем 2015 году. Состояние совершенно удовлетворительное, практически неотличимое от состояния на прежней фотографии 46-летней давности. Прописаны абсолютно все черты лица, где есть: воля, честолюбие, интеллект, ирония, великодушие, печаль... И наш бравый Александр Васильевич ещё не догадывается, что ожидает его в ближайшем будущем. Из сетевого материала "В Новой Ладоге. Начало истории" + Отдельно: адрес фотографии
  
  
 []
  
Вот таким памятник А. В. Суворову стал в 2018 году. За три года почему-то резко сдал наш доблестный полководец: то ли кислотой его, то ли ещё чем-то... На лбу какая-то заплатка появилась. Интересно, что это? Центральная часть фото из Википедии для статьи "Адель Вернер"
  
  
 []
  
Вот так выглядел памятник осенью 2020 года, в канун 290-й годовщины рождения полководца. Уже не уверен в себе, погрустнел, одолевают мрачные предчувствия... Фото 2020 года из статьи и сетевого ролика Андрея Смирнова "Суворовские места в Санкт-Петербурге" Ролик краткий, но познавательный. Рекомендую.
  
  
 []
  
Таким был памятник А. В. Суворову 29 апреля 2021 года, незадолго перед тем, как его отправили на реставрацию, а фактически - на уничтожение и подмену. Фото Александра Николаевича Новикова, автора данной статьи.
  
  
 []
  
  С того дня как я фотографировал с разных ракурсов бюст и музей на улице Суворова прошло всего два года, три месяца и семнадцать дней... И вот 16 августа сего года сообщество НОВАЯ ЛАДОГА news преподносит нам нечто интересное: "Установили памятник в 1959 году. В 2019 бюст демонтировали - скульптура пришла в негодность". Это похоже на сообщение из параллельной вселенной, где по определению всё слегка сдвинуто. Ведь памятник спокойно стоял пред взором ладожан на своём обычном месте ещё в конце апреля и, по крайней мере, начале мая 2021 года. Будто бы жители города, гости города и, в частности, питерский журналист Андрей Смирнов, автор вышеупомянутой статьи и ролика, ходили мимо него лунатиками в 2020-ом и по весне 2021-го года!
  Но чуть позднее конца апреля 2021 года, когда я фотографировал памятник, он действительно надолго исчез, столь же тихо и таинственно, как и староладожский Сокол осенью того же года.
  
 []____ []
  
Такой памятник А. В. Суворову представлен на НОВАЯ ЛАДОГА news от 14 августа 2023 года.
  
  Таинственны и, можно сказать, зловещи обстоятельства, связанные с исчезновением Суворовского памятника. В середине августа этого года в сети появились фотографии состояния исторического объекта на момент начала "оздоровительных" скульптурных мероприятий (См. два страшных фото выше), которые наводят на мысль, что в процессе демонтажа памятник били кувалдой, не иначе: то по одной щеке, то по другой... Да и сама реставрация была проведена так, что после неё многие ладожане и гости нашего города, особенно, кто приезжал в город ранее, стали искренне сомневаться, что на постаменте отныне находится бюст великого русского полководца XVIII века.
  Приведу маленький пример из обсуждений. В своём комментарии к материалу на НОВАЯ ЛАДОГА news от 16 августа зарегистрированный пользователь Татьяна Сорокина так выразила своё впечатление от увиденного ею в момент, когда распеленали вернувшегося на привычное место... якобы Суворова:
  "...я долго разглядывала профиль, волевой подбородок и напряженные скулы неизвестного нам человека. Первый возглас, который я услышала.
  - Кто это?
  Сказали, что памятник изготовлен по экспертному описанию лица настоящего А. В. Суворова...
  Возможно, он такой и был в жизни?!
  Просто, мы многого не знаем..."
  Да, уважаемая Татьяна, мы многого не знаем. Многого знают члены экспертной комиссии, которые лично лицезрели живого Суворова и даже сражались с ним против французской армии в Альпах, чтобы потом "по описанию" составить фоторобот, как в детективном сериале. Это тоже из параллельной вселенной. Привыкайте.
  
 []
  
  Нет сомнений в том, что памятник А. В. Суворову действительно нуждался в косметической реставрации, но проведённой с любовью и уважением, как к личности полководца, так и к личности скульптора, создавшего свой оригинальный портрет. Где у прежнего новоладожского Суворова, по модели Адель Вернер, отвисала позади прусская косичка, упразднённая в Русской армии Потёмкинской реформой, начатой в начале правления Екатерины Великой?
  Господа реставраторы, у вас имелось своё собственное вИдение генералиссимуса? Так и сделали бы свою скульптуру, поставив её где-нибудь. Но зачем портить, не вами созданное и не вами установленное?
  Иногда и мне кажется, что Рембрандта надо бы немного подправить, а то слишком он темноват в некоторых местах... Но мне никто не позволит, потому что, извините, это Рембрандт, и трогать его нельзя. Почему же нашим реставраторам позволено "подправлять" на свой сомнительный аршин исторически значимые и узнаваемые черты лица великого человека. На каком портрете они увидели горбоносого Суворова?
  Я извиняюсь за каламбур, но отныне Новая Ладога в своём Суворовском сквере обрела самый скверный памятник из всех поставленных великому полководцу в России.
  Дабы ни у кого не осталось сомнений, что черты лица великого человека грубо искажены реставраторами, я приведу в конце статьи для сравнения ещё два фотоснимка, профильных, сделанных практически с одного ракурса, объединив их в коллаж. С одной стороны, фрагмент моего снимка памятника ясным апрельским днём 2021 года (он из той же серии, что и первый мой снимок памятника выше). А с другой, фрагмент сетевой фотографии памятника, установленного в Новой Ладоге в середине августа 2023 года. Кроме ясного понимания, что это разные лица и памятники, на моём снимке отчётливо видно, что основной проблемой прежнего бюста являлось отслоение старой краски, которой его неоднократно покрывали. Сквозь эти лохмотья проглядывает совершенно монолитная и ровная поверхность бетона, что свидетельствует о крепости материала. Очистить бюст от краски, заделать мелкие каверны и провести аккуратное железнение поверхности специальным раствором для заделки микротрещин, - этого было бы достаточно, чтобы город и далее сохранял своё Суворовское лицо, отныне утерянное.
  
 []
  
Прямоносый и остроносый новоладожский Суворов участливо смотрит на своего горбоносого двойника-самозванца с причёской прусского образца: "Что, приятель, от кувалды надеешься сманеврировать?"
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"