Контртенор - это мужской голос по высоте равный женскому контральто, меццо-сопрано или сопрано, но по звучанию отличающийся от женских голосов из-за различий в строении мужского и женского голосового аппарата.
На самом деле контртенор это довольно обширное понятие, включающее в себя все мужские голоса, обладающие необходимыми вокальными данными для того, чтобы петь в тесситуре женских голосов: контральто, альта, меццо-сопрано и сопрано. Однако, невзирая на способность обладателей этого не обычного голоса брать те же ноты, которые берут женщины, на этом сходства мужского и женского альта или сопрано заканчиваются, имея под собой абсолютно разную природу строения голосового аппарата, физиологию и даже историю, о которой я и хочу порассуждать в данной статье, систематизировать и попробовать разобраться в некоторых мифах и неточностях, окружающих этот редкий и загадочный голос - контртенор.
Окунувшись в историю возникновения этого голоса, как культурного явления, я считаю, что контртенор это не один мужской голос, а триумвират из трёх разных по происхождению, но схожих по звучанию, диапазону и тесситуре мужских голосов: кастратов, фальцетистов и природных контртеноров.
Как оказалось, история контртенора очень тесно связана с историей христианства и церковного пения. Довольно долгое время в христианских храмах и капеллах разрешалось быть певчими только мужчинам (исключением из этого правила были только женские монастыри). В то время регентам церковных хоров постоянно приходилось сталкиваться с проблемой, как расширить диапазон мужского хора?
Первой эту проблему решила Византийская церковь, введя практику кастрации певчих мальчиков, что позволяло не только сохранять их первозданный дискант, но со временем развивать и укреплять его путём специальных тренировок голосового аппарата таким образом, что по диапазону и силе голос кастрата был сопоставим с женским, или как считали люди ангельским.
Ведь в основе альта или сопрано каждого из певцов-кастратов лежал, всё тот же, детский голос - дискант - олицетворение чистоты и невинности.
Известен факт, что певцы-кастраты пели в хоре храма Св. Софии в Константинополе и на долгое время стали олицетворением небесных ангелов в певческой церковной традиции. Уже в девятом веке нашей эры певцы-кастраты становятся известны в Византии вплоть до 1204 года, когда во время четвёртого крестного хода Константинополь был взят и разорён крестоносцами.
Примечателен тот факт, что поскольку в организме певцов-кастратов остановлен процесс полового созревания, мутация их голоса проходит не полностью: размер гортани увеличивается значительно меньше, чем при естественном взрослении, гортань не опускается, и не образуется кадык.
Примерно тот же процесс проходит и с естественными контртенорами. В основе их голоса лежит, всё тот же дискант, но в силу естественных причин и многих внешних факторов мутация голоса у обладателей естественного контртенора происходит намного медленнее, чем у других, и порой длится десятки лет, но в отличии от голосов кастратов, обладатели естественного контртенора сохраняют, как достоинства, так и недостатки дисканта.
Дискант - высокий мальчишеский певческий голос с диапазоном от ?до? первой до ?ля? второй октавы, ещё не подвергнувшийся мутации вследствие полового созревания. Тембр детского голоса в 90% случаев очень мало звучный, пусть и звонкий, но совершенно не наполненный объёмом головных обертонов, что там говорить о грудном регистре, который в принципе напрочь отсутствует. Есть исключения, как например Робертино Лоретти, у которого был в детстве необычайно звонкий и мощный голос, что выделяло его среди остальных. Дискант - голос очень хрупкий и должен быть максимально ограждён от всех возможных нагрузок.
В шестнадцатом веке мода на ангельские голоса кастратов возродилась не только в католических храмах, но и стала крайне популярна в миру, впервые зазвучав в оперных театрах Италии. Так кастраты обрели своё современное название - контртенор, заняли своё место в оперном репертуаре между тенором и дискантом, нередко заменяя дискант. Но опера сыграла с кастратами довольно злую шутку, навсегда дискредитировав их голос не только в глазах общества, но и в глазах самой церкви. Поскольку общество того времени считало не подобающим занятием для женщины публично выступать на сцене, то женские роли нередко исполняли кастраты. Такая игра некогда ангельских голосов, то в женщин, то в мужчин, привела не только к размыванию моральных устоев общества, но и к оскудению музыкального репертуара в самой оперной культуре. Известен факт, что такие композиторы, как Геóрг Фри́дрих Ге́ндель и Луи́-Экто́р Берлио́з были возмущены тем, что в оперных театрах не было больше музыкальных композиций, а были лишь капризы кастратов. Всё это привело к тому, что уже в начале восемнадцатого века кастрация во имя искусства была официально запрещена, но итальянские врачи продолжали прибегать к этой процедуре вплоть до 1870 года. А в 1903 году после избрания кардинала Джузеппе Мелькиоре Сарто на пост Папы Римского от певцов-сопрано постепенно стала отказываться и церковь. Считая эту традицию не богоугодной, Папа римский Сарто ввел ?белые голоса? мальчиков-певцов вместо мужских сопрано. Последнего из них, Мустафу, в конце 1898 года заменил на посту руководителя этой знаменитой капеллы дон Лоренцо Перози. Это и был закат эпохи кастратов.
Но с уходом певцов-сопрано со сцены традиция мужских высоких голосов под названием - контртенор не умерла, хотя и приобрела принципиально новую природу, основанную не на физиологических факторах, а на вокальных данных и мастерстве вокалиста. В отличии от голосового аппарата кастратов и естественных контртеноров, певческие голоса фальцетистов мутировали в своё время в период полового созревания и являются результатом развития природного потенциала верхнего голосового регистра, который ещё называют фальцетным регистром или "головным голосом".
Невзирая на то, что начиная с восемнадцатого века в Сикстинскую капеллу приглашали петь испанских фальцетистов, они всё же не обладали чистотой верхних нот и твердостью дыхания, во многом уступая вокальным данным певцов кастратов, они были не столь популярны и даже забыты вплоть до начала двадцатого века.
Однако, именно благодаря фальцетистам была возрождена традиция современного контртенора, родиной которого стала Англия. Одним из родоначальников современной вокальной традиции под названием "контртенор" стал Альфред Деллер - английский хорист-фальцетист (1912 - 1979) принял решение выступать сольно, возобновив тем самым традицию сольного фальцетного пения. Ему удалось вернуть академическое место и художественную репутацию контратенору, в Новое время сохранившемуся лишь в мужских церковных хорах, и во многом способствовал обращению музыкантов и публики к вокальному искусству Средневековья, Возрождения и эпохи барокко. Он был удостоен Ордена Британской империи.
Примечателен тот факт, что невзирая на то, что в Английской традиции голоса фальцетистов, исполняющих в хоре альтовую партию, в Англии традиционно называют мужскими альтами (male alto), но по совету композитора Майкла Типетта, Альфред Деллер использовал для обозначения своего голоса термин ?контртенор? (countertenor).
С тех пор контртенорами стало принято называть фальцетистов, но даже в современном звучании контр-тенор является довольно редким голосом, поскольку далеко не у каждого вокалиста верхний голосовой регистр обладает качествами, позволяющими адаптировать фальцет для исполнения в определённом схожем с дискантом звучании, поэтому фальцетисты заслуженно являются одной из частей этого прекрасного вокально-культурного триумвирата.
Каждый из этих голосов по-своему прекрасен, и как и в древние времена, так и поныне не оставляет равнодушным каждого, кто его слышит.