Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Что и как обеспечивает неудовлетворенность самосознания человека?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Трудно оспорить утверждение о том, что удовлетворение располагает человека к расслабленности и безмятежности, то есть бездеятельности. Поэтому должно существовать и нечто, способствующее его деятельности, и им не может не быть противоположное удовлетворению, а именно: неудовлетворенность. Что она представляет собой на самом деле, откуда берется и к чему ведет в итоге, отмечено ниже.

  
  
  Ключевые слова: сознание, неудовлетворенность, реальность, информация, активное, пассивное, человек.
  
  I
  Если признать, что в основе всего сущего находится информация, то приходится в свою очередь обратить внимание на то, что информация сама по себе не существует, проявляясь только при ее восприятии.
  Однако тут же появляется проблема, состоящая в том, что все объекты материального мира, кроме живых существ, индифферентны к информации. Иначе говоря, они способны реагировать на те или иные влияния, как фотопленка на свет, но не могут эти изменения никоим образом интерпретировать (анализировать, структурировать), превращая их в понятное для себя, что можно так или иначе использовать, то есть в информацию.
  Поэтому все объекты, которые могут только нести информацию, не ведая о ней, до тех объектов, которые способны эту информацию воспринять и использовать, можно обозначить пассивными, а последние - активными.
  Отсюда следует, что информацию можно определить как сведения о состоянии материальных объектов, которые каким-то образом воспринимаются и распознаются для последующего использования.
  К подобного рода расшифровке и использованию информации способны только живые существа, то есть не предметы, а субъекты реальности, которые имеют средства для выделения информации, то есть понятных для себя сведений из собственного окружения.
  А чтобы понимать, нужны тебе какие-то сведения или нет, надо обладать хоть каким-то соображением, то есть отделять нужное от ненужного хотя бы для собственного удержания в имеющемся окружении.
  Другими словами, информация возникает только в сознании посредством имеющихся у него, точнее, у носителя сознания органов чувств и центра или центров обработки данных, а также формообразующих способностей, но не иначе, являясь распознаваемой в той или иной мере живым существом вполне материальной копией объекта или объектов, доступных через ощущения для сознания, то есть доступных для их последующей переработки в конкретное окружение живого существа.
  Информацию невозможно квалифицировать как нечто нематериальное и независимое, поскольку она является выделенными и расшифрованными сознанием, точнее, носителем сознания, копиями сведений об объектах из окружающей сознание необозримой среды.
  Сознанием эти дешифрованные копии материальных объектов посредством соответствующего центра (центров) так же перерабатываются в образы, смыслы, чувства. Они тоже являются вполне материальными составляющими сознания, влекущими последующие действия носителя сознания. На их основе вкупе с памятью он каждое мгновенье своего "настоящего" взаимодействует с окружающими объектами.
  Таким образом, все взаимодействия существа, обладающего сознанием, осуществляются в данном сквозном процессе только при условии поступления в его сознание соответствующих порций информации, каждая из которых обрабатывается, укладываясь в определенную длительность, составляя ряд последовательных мгновений от рождения до смерти носителя сознания.
  И если все объекты, кроме живых, являются пассивными фиксаторами данных из окружающей среды, взаимодействие с которой для них сводится к реагированию на нее изменением собственных свойств вплоть до распада и возникновения в новом качестве, правда, не хаотично, а по непонятно кем установленным правилам в известной нам реальности, которые констатируются учеными, то есть, если эти неодушевленные объекты не проявляют никакой собственной инициативы (активности), то живые объекты способны, благодаря соответствующей обработке поступающих сведений сообразить, как полученной информацией можно воспользоваться, внося те или иные изменения для собственной выгоды в свое окружение и соответственно меняя свое поведение.
  Естественно, живые существа прежде всего желают удержаться в информационном потоке, который они способны воспринять и уразуметь - каждое на уровне имеющегося у него сознания, - отличая себя от ничего не понимающих вещей тем, что пользуется ими для собственной выгоды и сохранения, конкурируя в этом с прочими живыми существами.
  Поэтому все живые существа активны, то есть они используют на инстинктивно-рефлекторном уровне сознания окружающую среду для поддержания себя в действии (питание и метаболизм), стремясь оттеснить от пищи конкурентов (доминирование), в том числе копируя себя так или иначе (размножение) для дальнейшего распространения во времени и пространстве.
  Тем самым конечность собственного существования, которое они, кроме человека, не понимают, но ощущают по ухудшению функционирования тех или иных частей организма, живые существа преодолевают продолжением рода (передача собственного генома) всеми возможными способами, вплоть до почкования, что требует особой программы роста и развития как индивидуального, так и общего (родового).
  Чтобы удержаться в информационном потоке, создающем для живого существа ощущение присутствия через его органы чувств в текущей реальности, которая непрерывно меняется, каждому живому существу приходится бороться с аналогичными существами за место и пищу.
  Любая остановка или промедление в этой борьбе за жизнь (ощущения) в меняющемся окружении означает смерть, что означает исчезновение ощущений, чего ни одно существо лишаться не желает.
  Поэтому каждое живое существо вынуждено во избежание застоя, а значит, гибели, пополнять собственную базу данных новой информацией, не удовлетворяясь той, которую имеет.
  Отсюда понятно, что базовое свойство активности любого живого существа состоит в неудовлетворенности его сознания и собой, и окружением, трансформирующееся в стремление к лучшей позиции или хотя бы к удержанию имеющегося.
  Иначе говоря, без неудовлетворенности невозможно не только развитие и потребление тем самым более приятных и более разнообразных ощущений, но и обычное выживание.
  Сознание в каждом живом существе реализует себя через органы чувств и центры обработки сведений (интеллект), поставляемых имеющимися органами чувств, а также оно реализует себя посредством программы на белковом носителе в каждой клетке организма (геном), отчасти проявляющей формообразующие способности существа на основе органов чувств и имеющегося интеллекта.
  Таким образом, потребление информационных потоков ограничено прежде всего имеющимися органами чувств и их возможностями.
  Однако стремление к изменению собственного положения к лучшему, то есть, помимо просто выживания, - к более приятным ощущениям, в частности, и через размножение, а не только благодаря увеличению комфорта и улучшения питания, безгранично, и проявляется всегда, а естественной помехой этому стремлению является конкуренция прочих организмов с аналогичными стремлениями.
  В результате, образуется достаточно устойчивая среда живых существ с разнообразными нишами, составляющими определенную иерархию, которая, правда, непрерывно обновляется, но структурно сохраняется.
  Тем самым, неизбывное стремление каждого существа в своей активности к лучшему положению в собственной конкурентной нише существования можно определить термином "неудовлетворенность", внешнее выражение которой довольно многогранно, поскольку активность живого существа не может удовлетвориться только выживанием и размножением - оно всегда стремится к большей сытости и разнообразию питания, более приятным внешним условиям (теплее, безопаснее, организованнее).
  Другими словами, состояние неудовлетворенности сознания собой в живом существе, претворяющееся в выработку способов собственного изменения путем воздействия на наличное бытие с учетом его противодействия, предоставляет любому живому существу ту или иную степень свободы как реализацию его стремлений к лучшему, выражающуюся в изменении им окружающей среды в соответствии с формирующимися запросами и имеющимися средствами.
  То есть неудовлетворенность сознания всегда требует большей степени свободы, что дает ей больше возможностей для получения наиболее приятных и разнообразных ощущений.
  Посмотрим, какими средствами может воспользоваться неудовлетворенность сознания существа для улучшения собственного существования с учетом того, что рамки этого улучшения ограничиваются только выживанием, питанием, размножением, комфортом, а также тем, что способствует оттеснению соперников от всего этого (доминирование).
  К примеру, если обратиться к таким, не совсем уж примитивным существам, как животные, то эти средства, которыми может воспользоваться неудовлетворенность, могут быть довольно разнообразными.
  Одни из этих средств, способствующие непосредственно выживанию и доминированию, невозможно устранить из сознания - это эгоцентричность, агрессивность, стремление к уничтожению соперника, захвату его территории. При этом, для большей эффективности эти средства сочетаются во многих случаях с кооперацией живых существ. например, в виде колоний или стай.
  Тут свобода завоевывается подавлением соперников.
  Однако, как нам известно, не столь уж в природе всё однозначно. Например, акулы сотрудничают с прилипалами, и даже муравьи не уничтожают, а используют тлей для дополнительного питания.
  Кроме того, улучшить условия своего существования живое существо может и поиском перспективы для более выгодного, а значит, приятного существования в более или менее отдаленном будущем.
  Поэтому неудовлетворенность может попытаться реализовать себя через центр обработки информации (мозг у млекопитающих), который у достаточно развитых животных способен к формированию виртуальных образов определенных объектов, их перебору и извлечению на основе уже прошедших и отложившихся в памяти событий, благодаря чему эти животные, например, оказываются способными предвидеть опасность и могут уклониться от нее.
  В частности, дикий скот собирается в стадо, сводя угрозу нападения хищников к минимуму, самки птиц в определенное время начинают строить гнезда, люди готовятся к наступлению холодов, прикидывая собственные возможности для сохранения тепла в жилищах и т. п.
  В этом представлении более или менее отдаленного будущего неудовлетворенность каждого достаточно развитого существа уже способна посредством интеллекта собственного носителя материализовывать информацию ментально-образно для воображаемого выхода из настоящего в будущее, используя для этого резервы собственной памяти, вследствие чего его шансы избежать застоя или гибели значительно повышаются.
  Таким образом, основную роль в информационном контуре представления будущего у достаточно развитых существ может играть воображение, которое проявляется не как "плотная" реальность (бытие), а как "тонкая" материя - виртуальная реальность - в ряде образов, которые основаны на знании протекших событиях прошлого.
  Правда, создание образов будущего у животных настроено в соответствии с программой собственного генома только на адаптивность в отношении окружающей среды.
  Однако, данные, поступающие через органы чувств, превращающиеся после их обработки в соответствующих центрах организма в информацию (понятные сведения), могут быть недостаточными или неточными для понимания ситуации, либо живое существо оценивает их превратно, тем более что каждое живое существо, исключая человека, может использовать только свой генетический и личный опыт, собственную память и оно не способно более-менее точно прогнозировать и корректировать свои действия, поскольку не ставит себе целей развития и усовершенствования, а довольствуется только приспособлением к среде.
  Поэтому все эти существа вынуждены действовать по методу проб и ошибок, где основную роль играет случайность. Именно этим вызвано столь медленное эволюционное развитие живых существ по сравнению с ускоренным движением человеческой популяции в сторону технического и культурного прогресса.
  То есть неудовлетворенность существ мира природы всегда наталкивается на в своем стремлении к более приятному на ошибки, но преодолевает их в поколениях не только за счет стремления к наиболее комфортному устроению в своей нише обитания, не только за счет накопления генетического и личного опыта, но и благодаря проявления своей способности всё время обращаться к новому в форме любопытства, поддерживая это стремление своей настойчивостью в соответствии с сопротивлением окружающей среды.
  Само выживание всякого организма зависит от качества получаемой информации в меняющемся окружении.
  Поэтому удовлетворение нынешним, приводящее практически к нежеланию искать и потреблять новую информацию, ведет в итоге к вытеснению этого организма из занятой им ниши, деградации, и в итоге - к гибели.
  Но каждый организм хочет выжить, раз уж он появился и стал получать ощущения, а не пустоту ничтожества. Значит, он не должен удовлетворяться тем, что есть, а стремиться к чему-то иному, что может способствовать не только удержанию его в существовании, но и сможет способствовать улучшению его существования, сделав жизнь более сытной, комфортной и безопасной, что ассоциируется с приятным.
  Таким образом, каждый организм должен быть неизбежно активным в отношении получения дополнительной и, желательно, новой информации о происходящих изменениях, если он стремится к выживанию, а любая активность характерна неудовлетворенностью потому, что постоянная удовлетворенность лишает существо самостоятельного стремления к изменению как своей позиции, так и к собственному изменению, то есть существо превращается в пассивное, равнодушное, что равноценно смерти, поскольку в сообществе живых существ потеря стремления к изменению в соответствии с меняющейся средой, то есть утрата своевременного приспособления к среде, означает неминуемую гибель.
  Поэтому в основе активности всегда заложена неудовлетворенность имеющимся, которая для наиболее удобного устроения в окружающем как для самых примитивных организмов, так и для человека, ведет к постоянному и наиболее выгодному для существования приспособлению к окружающему, и утрата неудовлетворенности означает быструю и неминуемую гибель с предшествующей деградацией.
  Подобное стремление к выживанию и по возможности к наиболее приятным ощущениям в каждом организме должно поддерживаться, чтобы не угаснуть.
  И эта инстинктивная поддержка обусловливается непременной активностью живого существа, усиливающейся с ухудшением его положения, то есть с ростом подсознательной неудовлетворенности его носителя сознания собой и ситуацией, и ослабевающей с улучшением положения существа, когда ситуация восстанавливается или улучшается - своего рода отрицательной обратной связью сознания со средой, непосредственно выражающейся в его неудовлетворенности сложившимся положением, которая через интеллект дает команду действующим "механизмам" организма, в частности, усилить свое сопротивление негативным воздействиям среды в данный период. Хотя обратная связь может обратиться и в положительную при недостаточном противодействии среды организмам, что, например, прослеживается бесконтрольным размножением ряда водорослей при отсутствии врагов, поедающих их. Отметим тут же, что аналогом этого явления для воли является нарастающее хамство неразвитых морально индивидов в обществе при отсутствии отпора ему.
  Инстинктивное усилие, понуждающее живое существо действовать в соответствии со своими стремлениями, можно было бы назвать подсознательной настойчивостью, либо упорством, поскольку оно не позволяет действию затухнуть до окончания.
  Таким образом, подобный отклик на воздействие среды можно охарактеризовать соответственно большей или меньшей подсознательной настойчивостью организма в сопротивлении ей, или иными словам - природным устойчивым влечением существа к наилучшему приспособлению к окружению в своем стремлении к выживанию и созданию наиболее подходящих условий для размножения и пропитания, закодированном в геноме.
  Поэтому с изменением условий само существо автоматически пытается измениться не в худшую сторону вследствие всегдашней собственной активности, следуя способности поглощать и выдавать информацию в рамках закодированной в его геноме программы роста, развития, размножения и соответствующих им действий, чему способствуют мутации в геноме, хотя, с другой стороны, их роль как случайности может быть и гибельной.
  Кроме подсознательной настойчивости, поддерживающей стремление организма к приятным ощущениям, для более развитых организмов, которые уже понимают разницу в качестве пищи и особенностях объектов противоположного пола, характерна такое внешнее выражение неудовлетворенности сознания, как стремление к новому в форме любопытства.
  Кошка часто отворачивается от вполне съедобной, но невкусной рыбы, из любопытства узнав в свое время, что парное мясо намного вкуснее. То же любопытство в сочетании с инстинктами размножения и опытом помогает ей выбрать из полудюжины котов наиболее подходящего по репродуктивным особенностям.
  Таким образом, любопытство помогает приятнее и удобнее жить, эффективнее размножаться, и занимать тем самым более высокое положение в собственной нише существования. Это свойство неудовлетворенности естественного сознания не обходит стороной и человека, как, отчасти, представителя животного мира.
  То есть неудовлетворенность природного сознания всех живых существ, включая и подобную неудовлетворенность человека, как правило, направлена на то, что кажется ему лучшим, определяющемся имеющимся интеллектом, и которое отличается от прежнего более приятными ощущениями - для человека это лучшее представляется удовольствием, но не удовлетворением, которое есть лишь пауза перед стремлением к новым удовольствиям.
  Такая непременная активность живого существа, при которой проявляется неудовлетворенность настоящим ради лучшего устройства в будущем, обеспечивает в целом восходящее изменение как самих существ, так и их окружения. То есть благодаря активности живых существ содержание флоры и фауны, а также окружающих их предметов (вещей) меняется, усложняясь и приобретая всё большее разнообразие. Иначе говоря, живые существа противостоят росту энтропии мироздания, которое, если посмотреть и с этой стороны, существовать без них не может в стабильном состоянии.
  Эта активность живых существ со всеми ее атрибутами, главным из которых является неудовлетворенность, отличает их, например, от компьютеров, так как последние ищут и обрабатывают только те сведения, которые нужны их хозяевам, не понимая их смысл и цель поиска, действуя тем самым только на подхвате у этих хозяев по заданным программам, ничего не требуя взамен.
  
  II
  Именно стремление к приятным ощущениям, характерное для всех живых существ, большая часть мыслителей в истории цивилизации, видимо, из-за недостаточного понимания содержания сознания человека, квалифицировала как стремление человека к счастью, упуская ту особенность человека, которая отличает его от животных как самосознание.
  Самосознание не только кардинально расширяет горизонт событий и отношение к ним человека, но и вступает в непрекращающуюся борьбу с природным сознанием, которое никуда не исчезает из сознания человека, являющегося по своей структуре млекопитающим.
  Результатом борьбы обеих форм сознания явилось стремительное развитие человеческих сообществ, сравнительно быстро пришедших к цивилизации, высоким технологиям и культуре по сравнению с миллиардами лет эволюционного развития живой природы.
  Собственно говоря, агентами этой борьбы обеих форм сознания в человеке являются неудовлетворенность природного сознания человека и неудовлетворенность его самосознания, чаще всего имеющие противоположные стремления в отношении существования в окружающей среде.
  Именно этот фактор обеспечивает страстную борьбу, случающуюся при решении различных жизненных проблем как в каждой личности, так и человеческих сообществах.
  Объясняется это тем, что неудовлетворенность природного сознания человека руководствуется только выживанием и стремлением по возможности к лучшему питанию, размножению и комфорту, чему не в малой степени способствует стремление к доминированию. Всё это действительно обеспечивает живому существу достижение того главного, чем оно руководствуется, точнее, к чему оно стремится в итоге - приятные ощущения, которые только и требуются от жизни по соображениям природного сознания, и которые действительно способствуют эволюции организмов.
  Взгляд на жизнь со стороны самосознания человека, и соответственно его неудовлетворенность жизнью не ограничивается указанным набором стремлений, диктуемых неудовлетворенностью его же природного сознания.
  Человеческое самосознание в качестве главных ориентиров для себя ставит счастье, познание себя и окружающего мира в виде нахождения во всем интересного и прекрасного, поиска истины, а также оно всегда пытается отыскать гармонию в жизни, избавив человека навсегда от бед и невзгод, что является непреходящим заблуждением самосознания.
  Поэтому неудовлетворенность самосознание человека всё время ищет и находит соответствующие средства для достижения установленных ориентиров в виде воли, интереса, высокого интеллекта, творческого воображения, креативности как способность к поиску неочевидного решения возникающих задач, собственной памяти, опыта и базы данных, накопленные человечеством за обозримое время.
  Однако стремления человека в своем самосознании к указанным ориентирам сталкивается с постоянным отдалением указанных ориентиров, и противодействует ему в этом отчасти природное сознание, которому они только мешают, отвлекая от получения непосредственно приятных ощущений по ходу жизни.
  Как бы то ни было, но неудовлетворенность самосознания возникла не на пустом месте.
  Стремление к приятным ощущениям для него трансформировались в стремление к счастью; которому помогает, подобно настойчивости в достижении приятных ощущений, уже осознанное усилие по достижению поставленной цели - воля, а также воображение, как в абстрактной, так и в образной формах. Что же касается продления получения ощущений за пределами жизни, то человек нашел его в форме религии, обещавшей ему в загробном мире рай или ад в зависимости от его поведения.
  Природное любопытство в качестве внешнего проявления неудовлетворенности природного сознания превратилось для самосознания в любознательность и стремление к интересному, то есть новому, в частности, - в стремление к познанию себя и окружающего мира в поисках конечной истины - выяснения цели собственного существования, чему способствуют опять же появившиеся средства для неудовлетворенности самосознания - воля, интерес, высокий интеллект, абстрактное и образное мышление (воображение), креативность, подкрепленные накопившимися и зафиксированными базами данных человеческой цивилизации.
  Многие заблуждения и верования, ничем не подкрепленные, также отличают человека от животных, которым подобная глупость не присуща - они пользуются тем, что есть, а человек, считая себя венцом творения, ошибочно полагает, что будущее можно превратить в настоящее навсегда.
  Однако сначала обратимся к взаимодействию природного сознания и самосознания, раз уж они явственно присутствуют в человеке, составляя в целом его сознание.
  Отметим, что появление в человеке самосознания, которое и сделало его человеком, сняло отчасти ограничение в нем субъектности, заставлявшее всё живое только приспосабливаться к окружающей среде.
  С приобретением самосознания, человек, в отличие от остального живого наконец осознал себя, то есть понял, что он находится во времени, что он смертен, и поэтому жизнь нужно использовать не только для удовлетворения собственных насущных потребностей, адаптируясь к среде, но сознательно изменять эту среду по своему желанию для получения иных ощущений по сравнению с животными в соответствии с определенными целями, которые превращают его в субъекта действия, продвигая его к осознанию себя в форме новых соображений, не только в утилитарной сфере, но и во всех поддающихся его разуму направлениях, что делает его наиболее свободным из всех живых существ.
  Человек начинает понимать смысл своих действий, составляя проекты и корректируя их на ходу, то есть, оставаясь частью среды, он вместе с тем поднимается над ней, становясь отчасти ее хозяином и даже творцом как в различных рукотворных сооружениях, механизмах, процессах, так и творениях духа, что отражается в различных направлениях искусства, науки и культуры.
  Подобные действия меняют существенно и с ускорением не только окружающую среду, но и содержание самосознания человека, повышая его образовательный и культурный уровень, то есть позволяя ему постепенно становиться в своем осознании себя всё выше. Поэтому такая дополнительная к низшему (природному) сознанию форма сознания может квалифицироваться как высшее сознание живых существ, или самосознание, которое присуще только людям.
  Таким образом, в человеческих существах имеется две составляющих сознания - низшее, именуемое часто бессознательным, или подсознанием, и высшее сознание, или самосознание, уровень которого может существенно отличаться в зависимости от степени развития человека или его сообществ - возьмите, например, человека каменного века и нынешнего нобелевского лауреата, - уровень самосознания и в том и другом случае существенно иной, однако самосознание присутствует и тут и там, не исчезая никуда, а вот низшее сознание, отвечающее в основном за функционирование организма (тела) для удержания его в живом состоянии и адекватным в отношении пребывания тела в окружающей среде, а также за его закрепление и распространение в ней, остается практически неизменным, то есть практически не зависит от времени.
  Обе эти составляющие (ипостаси) существуют и действуют в теле и через тело в неразрывной связи, причем высшее сознание существовать без низшего неспособно, так как последнее отвечает за сохранение живого существа в среде, без чего невозможно обойтись, а первое - прежде всего за осознанно-проектную деятельность существа как индивидуально, так и в человеческих сообществах, находящихся в определенной среде, и без него остальные природные существа вполне обходятся.
  Именно эти глубинные сущности в виде низшего сознания и высшего сознания, скрытые и переплетенные в каждом человеческом сознании, а, следовательно, и в общественном сознании, со всем их антагонизмом из-за необходимости решения ими различных задач, чаще всего противоречащих друг другу, реально определяют развитие человеческих сообществ на любом этапе.
  Новые проекты и идеи развивают ум человека, его проницательность, способствуют наиболее эффективному проявлению еще в течение жизни разнообразных способностей, приводят к мысли об украшении жизни, то есть культуре собственного бытия и бытия общественного.
  В человеке обе этих противоположных по отношению к себе и к окружающему ипостаси сознания слиты воедино. Поэтому они не проявляются отдельно, но действуют подспудно, а степень их доминирования зависит от степени развития в человеке высшего сознания. И сам человек часто не может предсказать, что в нем вдруг в следующий момент станет преобладающим - любовь или ненависть, злоба или сочувствие, искренность или лицемерие, робость или мужество, рассудительность или безрассудство.
  Низшее сознание "питается" только ощущениями, которые дают ему всё, в том числе и гармонию существования, то есть нечто приемлемое и даже приятное в нашем понимании в определенном сочетании ощущений, если, конечно, отвлечься от борьбы каждого существа за выживание. Поэтому оно ни в коем случае не желает лишаться ощущений.
  Подобное тип сознания обладает естественным эгоцентризмом, автоматически стремясь выжить, невзирая ни на что.
  В процессе развития живых существ этот тип сознания претерпевает сравнительно незначительные изменения, поскольку ни одно существо не способен изъять свое основное свойство - безотчетное стремление к выживанию, основанное на изначальной активности любого живого.
  Высшее сознание, содержащееся в человеке на любом уровне его развития, является коренной противоположностью низшему сознанию.
  При наличии высшего сознание в живом существе, это существо как бы прозревает, становясь не столько "влитым" в среду, сколько отделенным от нее, и, стало быть, оно обретает возможность посмотреть на нее и на себя со стороны, оценить это соотношение в попытках осознанно ставить себе цели в виду тех или иных недостатков в собственном существовании, которые, по мнению этого существа, можно было бы преодолеть, и добиваться осуществления поставленных целей в действиях.
  Всё это явно выпадает из инстинктивно-рефлекторной сферы действия низшего сознания, и даже начинает противоречить ей, поскольку высшее сознание часто пренебрегает утилитарными соображениями, гоняясь за чем-то недостижимым, но любезным сердцу и уму.
  Отделенное в самосознании от среды существо, с течением времени в своем развитии во взаимоотношениях с себе подобными начинает испытывать потребность в новых формах, отличающихся от первобытнообщинных отношений еще диких людей, полностью поглощенных борьбой за выживание. Во взаимном общении это существо достигает такого предела, при котором его разнообразные осознанные стремления начинают выливаться в существенные изменения окружающей среды, а не просто в ее использование.
  От собирательства человек переходит к скотоводству, выращиванию злаков, прочим формам хозяйствования и соответствующего обмена продуктами труда. Возникает неравенство, собственность, борьба за сохранение и приумножение собственности, за власть и т. п., что требует в свою очередь образования неких институтов порядка во избежание хаоса - появляются локальные государства в лоне растущей и совершенствующейся цивилизации.
  Новые формы, институты, с одной стороны, обеспечивают ускоренное развитие сообществ уже в структурированном виде, то есть как государств с органами управления, безопасности, судами и т. д., а с другой стороны, не дают государствам развалиться в силу раздирающих последние противоречий.
  Несмотря на определенный прогресс в развитии человеческих сообществ в соответствии с развитием самосознания, сущность человеческого сознания, выражающаяся в дуализме, точнее, в разнонаправленных жизнеустремлениях низшего и высшего сознаний (форм сознания), никуда не девается, и не может существенно модифицироваться.
  Обе эти стороны сознания непрерывно конфликтуют как внутри человека, так и в межличностных отношениях: недовольство собой, видимая неспособность быстро измениться, ощущаемая ограниченность интеллекта, способностей и т. д.; зависть и ненависть к конкурентам моментально разнесли бы в клочья любое человеческое сообщество, если бы не государство с его институтами.
  Тем не менее, каждый человек проявляет и свойства высшего сознания, которые выражаются не только в интеллектуально-производственной сфере, но и в любознательности, различных религиозных и культурных формах, а также в приязненных отношениях, как-то: дружба, любовь, переживания за близких, за отечество и т. п.
  Если отношения между людьми на основе самосознания медленно, но неуклонно развиваются, то низшее сознание в человеке остается неизменным.
  Поэтому идеальные люди не появляются, а низшее сознание, несмотря на всю замаскированность его проявлений, действует на любой стадии развития человеческого сознания, выражаясь в неискоренимом эгоизме (эгоцентризм) - личном и корпоративном; лицемерии (маскировка); подозрительности (осторожность); презрении к людям иного круга (недоверие к иным сообществам); животных инстинктах в отношении противоположного пола и т. п.
  Таким образом, высшее сознание в ходе своего роста всё эффективнее начинает противопоставлять себя низшему сознанию - борьба между ними и отличает человека от животных, проявляясь на ранних стадиях развития еле заметно, а потом всё сильнее и сильнее.
  Иначе говоря, рост самосознания, или повышение уровня высшего сознания в борьбе с низшим сознанием постепенно, но с ускорением расширяет человеческую сферу деятельности, обеспечивая перманентное развитие как отдельных персон в их поколениях, так и развитие их сообществ.
  С ростом самосознания и тем самым увеличения самодостаточности цивилизации все более нивелируется действие большинства отмеченных выше природных факторов, из чего следует, что они действительно проявляются в качестве необходимых внешних, но никак не фундаментальных для человеческого сознания.
  Следовательно, интенсивное развитие сообществ живых существ, - до этого бывшее едва заметным, и основной вклад в которое вносили мутации (случайные изменения в геноме), - начинается только с появлением в них самосознания, и соответственно его взаимодействием с низшим (животным) сознанием, которое никуда не исчезает из этих живых существ. Данное взаимодействие выражается практически в непрестанной борьбе этих слитых вместе ипостасей сознания, поскольку они большей частью имеют противоположные устремления, о чем было подробно сказано выше, то есть их взаимодействие преимущественно выражается во враждебности.
  
  III
  Как бы то ни было, любое живое существо, стремясь к наиболее приятным ощущениям, должно преодолевать сопротивление окружающей среды, и, в частности, собственных конкурентов. Поэтому оно всеми силами пытается освободиться от всего того, что мешает ему в этом.
  Подобное стремление к приятному из-за неудовлетворенности существующим пока означает начальную степень свободы, которой обладают только живые существа, поскольку всё остальное ни к чему не стремится.
  Таким образом свобода выражается только в стремлениях, пусть вначале и неосознанных, к тому, что ощущается или кажется для живого существа лучшим, точнее, более приятным, поскольку вся информация идет от органов чувств. То есть свобода в определенных действиях проявляется даже в простейших соображениях инфузорий с их примитивными центрами обработки сведений, поступающих в виде ощущений (информации), диктующих им стремиться туда, где тепло, влажно, сыто, безопасно.
  Природное сознание человека настроено точно так же, как и у всех прочих живых существ, находясь по возможности в поисках лучшего, то есть более приятного, которое человек именует удовольствиями.
  Однако, в отличие от животных, пользуясь своими более развитыми центрами обработки информации и довольно разнообразными органами чувств, человек довел примитивное чувство сытости до тончайших ощущений от самой высококачественной, необычной или изысканной еды выделением гурманов, которые также умеют насладиться тонкими винами и ароматной сигарой, часто сочетая все эти удовольствия с уже наивысшим человеческим комфортом вместо теплой пещеры, отдыхая на шелковых простынях в роскошной спальне с видом на горы, либо попивая сок под пальмами на песчаном пляже, либо скользя на лыжах по хрустящему снегу меж сосен, а вечером наслаждаясь глинвейном у камина с симпатичной дамочкой, желательно, помоложе. К этому можно добавить удовольствия от приятного сочетания звуков, например, симфонии Моцарта, лицезрения кулачных боев или метания мяча по полю - кому чего больше хочется, то есть к чему стремится сознание в своей неудовлетворенности имеющимся пока. Кроме того, если удается оттеснить конкурентов, то необыкновенное удовольствие могут дать почести слава или власть.
  Все эти усовершенствования приятных ощущений, тем не менее, нисколько не меняют их изначально животной сущности Кроме того, они вполне достижимы на том или ином уровне, но быстро надоедают даже при постоянной их смене, что отлично известно богачам, у которых достаточно денег на все эти удовольствия.
  Однако основная масса населения, наблюдая все эти роскошества, только и мечтает о них, занимаясь нудной и неинтересной работой, но напрасно мечтают.
  Если бедняк становится богачом, то он нисколько не может отдалиться от бед и невзгод, пусть и другого порядка, но не менее болезненных, от тревог и смерти, и в этом отношении он так же зависим от обстоятельств и в значительной степени не свободен.
  В отличие от животных, человек всё же понимает проблематичность устранения всех жизненных бед и неприятностей, но не может не мечтать о жизни без них. И тут как тут появляется религия с ее утешением и прокламированием потустороннего рая при хорошем поведении в этом мире.
  Однако человеку хочется благ без огорчений в этом мире. Он всегда думает об устроении своего маленького индивидуального блага, при достижении которого жизнь его превратится в собственный локальный рай. И этот рай, сконструированный им в своем воображении, кажется ему отнюдь не невозможным.
  То есть, если животные стремятся только приятным ощущениям и, достигая их, получают временное удовлетворение, повторяя эту процедуру раз за разом, как, впрочем, и большинство людей, почитающих удовольствия за счастье, то, в принципе, любой человек, имеющий достаточно развитое воображение, не может удовлетвориться животными ощущениями, хотя бы и в усовершенствованном виде.
  Во-первых, животные приятные ощущения пресыщают, и по мере этого пресыщения можно определить степень примитивности человека, то есть близость его к обезьяньему мировоззрению, которое особенно явственно проявляется во власть предержащих - им довольно часто не надоедает пользоваться своим положением для получения этих приятных ощущений, и они не стремятся к большему, в сущности, опускаясь до уровня животных, то есть постепенно деградируя вследствие попытки устранить неудовлетворенность самосознания замещением на неудовлетворенность животного сознания.
  Во-вторых, неудовлетворенность самосознания человека, проявляясь в любом случае, требует от него большего, чем благоустроенная жизнь. Поэтому каждый человек, по крайней мере, в мыслях и желаниях хочет стать лучше, приносить больше пользы обществу, отойти от эгоцентризма, сделать себя носителем правды и справедливости, но ничего не получается, и тогда он строит образ, как ему кажется, доступной для него ситуации, где всё благолепно, где все его любят и уважают, сам он купается в облаке восхищения его достоинствами, незнамо откуда появившимися, всё у него есть и больше ничего не нужно. В общем, он совершенно счастлив. Подобный индивидуальный локальный рай его восхищает гораздо больше преходящих удовольствий, и он всячески пытается, пока есть силы, достигнуть его.
  Но ничего путного не выходит, хотя надежда человека не покидает, пока силы не иссякли, страсти сильны, воля удерживает в напряжении, воображение бурлит и разум еще не затемнен. Нарисованное счастье так и остается в воображении, но зато стремление к нему так или иначе развивает человека, не давая ему застыть на уровне животных ощущений, удовлетворяясь лишь ими.
  Человека в стремлении к счастью всегда поддерживает еще одно свойство неудовлетворенности самосознания, выросшее на базе животной настойчивости в решении различных задач выживания в преодолении трудностей и препятствий, и использующееся им в качестве средства для достижения поставленной цели, какая бы она ни была, реальная или иллюзорная, каковой, например, является счастье.
  Если отклик любого организма на воздействие среды можно охарактеризовать соответственно большей или меньшей подсознательной настойчивостью организма в сопротивлении ей, или иными словам - природным влечением существа к наилучшему приспособлению к окружению в своем стремлении к выживанию и созданию наиболее подходящих условий для размножения и пропитания, закодированном в геноме, то осознание цели, характерное для любого человека, так же как и подсознательная настойчивость, во избежание угасания стремления к намеченному сквозь различные препятствия, создает усилие для преодоления препятствий к цели.
  Таким образом, в ходе своего стремления к цели, достигается она или нет, преодолевая препятствия, человек получает видимое для него самого развитие. Иначе говоря, в процессе развития самосознания важен прежде всего не сам результат, а получаемое в ходе движения к цели изменение самосознания.
  Именно поэтому новую осознанную "настойчивость" в форме понуждения себя к достижению собой же поставленной цели следовало бы назвать волей, то есть позволением со стороны неудовлетворенности самосознания, основанном на обработке данных преимущественно в коре головного мозга человека (интеллект самосознания) и принятии этим интеллектом соответствующего решения для понуждения (волевой импульс) человека осознанно стремиться к намеченному, невзирая на препятствия, раз оно влечет к себе, то есть - в будущее, к новому, и, быть может, к лучшему. В частности, данный факт отмечен в английском языке совпадением этого позволения с глагольной формой будущего времени "will", показывая направленность воли в будущее.
  Кроме побуждения к осознанному действию через волю и побуждения к подсознательному действию через инстинктивную настойчивость, неудовлетворенность человеческого сознания посредством воли и настойчивости соответственно осознанно и инстинктивно регулирует усиление или ослабление воздействия человека на среду в зависимости от ее сопротивления, осуществляя тем самым обратную связь со средой.
  Таким образом, важнейшим следствием действия неудовлетворенности самосознания человека, реализующегося через интеллект, является постановка цели и такое же осознанное решение начать движение к ней.
  Однако, в силу множества возникающих жизненных проблем, это решение может оказаться забытым или отложенным напрасно.
  Поэтому, подобно инстинктивной настойчивости животного сознания, обеспечивающей устойчивость стремления существа к добыче, самке или верховенству в ареале обитания, самосознание человека тоже должно обеспечивать усилие для устойчивости стремления, но уже к сознательно обозначенной цели.
  Эту обязанность так же берет на себя основное свойство самосознания человека - его неудовлетворенность собой.
  Соответствующие данные для сравнения с другими людьми и состоянием дел в сообществе конкретный индивид отбирает из имеющихся информационных каналов. Обработка поступающих данных, осуществляемая в соответствующем центре (интеллект самосознания), конкретизирующая неудовлетворенность собой в определенном отношении, позволяет ответить на те или иные вызовы принятием решения, результат которого может опередить конкурентов в той или иной сфере деятельности.
  Реализация этого решения производится по команде интеллекта, организующей сознательное усилие-направленность для создания устойчивости в стремлении к поставленной цели.
  Это сознательное усилие-направленность подобна инстинктивной настойчивости животного сознания, поскольку она так же в своей основе есть реакция на окружение.
  Однако подсознательная настойчивость - не что иное, как адаптивная реакция на изменение окружающей среды, инстинктивный учет изменений которой дает возможность, как минимум, удержаться в ней.
  Отличие усилия-направленности самосознающей сферы человека от инстинктивной настойчивости его же подсознательной сферы состоит только в его инициативности, диктуемой через интеллект осознанной неудовлетворенностью человека окружающим.
  По этой причине у человека всегда имеется способность к планированию, позволяющая опережать настоящее в постановке будущего (целей), создавая тем самым возможность частичного выхода за пределы среды, обстоятельств. Иначе говоря, неудовлетворенность самосознающей сферы человека в этом процессе преобразуется в понимаемую человеком свободу, реализующуюся в его сознательных действиях, выбор которых не предопределен и не произволен, но разделен на прагматический и фантазийный, и победу может одержать как практика, так и мечта.
  Интенсивность осознанной реакции на происходящее, или воли зависит от важности цели и от уровня развития самосознания человека, который определяется в первую очередь индивидуальными свойствами мозга, а во вторую - степенью воспитания и образования человека.
  Тем самым воля как сознательная реакция на происходящее как вовне, так и внутри человека в форме устойчивого ментального усилия по достижению поставленной цели создает возможность погони за перспективой в условиях конкурентной среды, поддерживая поступательную направленность развития, ускоряющегося всё более и более вследствие роста информационных потоков, производимого расширяющейся деятельностью человеческих сообществ, вплоть до информационного коллапса.
  Влечение к приятным ощущениям может быть для человека и опосредованным - в виде интереса, который является осознанным аналогом инстинктивного любопытства.
  Интерес, сам по себе, есть влечение к новому, непонятному, таинственному, и значит, интересному, в чем человек хочет разобраться, и если у него это получается, то он, безусловно, испытывает приятные ощущения вследствие своей сметливости и ловкости.
  Таким образом, интерес - это процесс, за которым всегда стоит неудовлетворенность самосознания нынешним, а интересное есть продукт интереса. Поддерживает это влечение к интересному также воля.
  От счастья интересное отличается тем, что его можно достигнуть или постигнуть.
  Однако найти окончательно удовлетворение в интересном не удается потому, что, остановившись на одном, можно потерять остальное, чего нельзя допустить, иначе не получить нового удовлетворения в ином интересном.
  Это хорошо известно людям творческих занятий - художникам, литераторам, изобретателям, композиторам, которые, свершив одно, стремятся к другому интересному, потому что уже открытое и разобранное тут же становится для них неинтересным,
  В этом отношении интересное схоже со счастьем, что объясняется действием многогранной неудовлетворенности самосознания и в том, и в другом случае, которая есть производная активности, и останавливается только со смертью человека. Правда, счастье, в отличие от интересного, окончательно достигнуть не удается никогда.
  Таким образом, развитие самосознания человека в определенной мере состоит в непрестанном расширении перечня интересного, главную роль в котором играет неудовлетворенность самосознания.
  Другими словами, влечение к интересному вызывается неудовлетворенностью человека собой в возможности объять необъятное, следствием чего является "выхватывание" из этого бесконечного перечня желаемой формы, чтобы "угнездиться" в ней, но она либо не дается во всей полноте, либо перестает быть таинственной, становясь обыденностью, как телефон или телевизор.
  Кроме счастья и интересного приятные ощущения вызывает прекрасное.
  Прекрасное, то есть те предметы и явления, которые привлекают самосознание человека гармоничностью и нерушимым совершенством, имеет то отличие от интересного, что всегда сохраняется неизменным. Оно не зависит от времени, и поэтому прямого отношения к познанию наподобие любознательности или интереса не имеет.
  Влечение человека к прекрасному отличается от влечения к счастью или интереса к чему-либо отсутствием поиска пользы в нем. И тем не менее, прекрасное приносит человеку наслаждение самим существованием совершенства, к которому следует стремиться, не удовлетворяясь ничем иным, что означает, по сути, стремление к невозможному, которое оказывается, как это ни парадоксально, самым важным для развития самосознания человека.
  И опять же, это стремление к прекрасному может обеспечить только неудовлетворенность самосознания как основное проявление целенаправленной активности.
  Сама же степень прикосновения к прекрасному зависит от уровня развития самосознания человека: чем он выше, тем более склонен человек к прекрасному, чем этот уровень ниже, тем большее пристрастие человек испытывает к удовольствиям, мелкому интересному и просто любопытному, поскольку в его сознании уже преобладает низшая, или животная составляющая, направленная не на высокие идеи и чувства, не на красоту в мире, а лишь на потребление ощущений от еды, размножения, доминирования. и удобства собственного размещения.
  Прекрасное не делает человека лучше - добрее, веселее, оно только высвечивает степень развитости его самосознания, демонстрируя себя, но не раскрывая собственную сущность.
  Поэтому человек, воспринимая в той или иной мере формы прекрасного, может только гадать о его сущности так же, как он гадает о том, что находится за порогом смерти, или о том, какова сущность его собственного сознания.
  [Прекрасное, как и интересное, является источником информации, но, в отличие от интересного, которое при обращении к нему становится обыденным, прекрасное, обращая на себя внимание, всегда вызывает непреходящий интерес не только гармоническим слиянием элементов его образа в сознании, не только своей устойчивостью в этой гармонии, но и своей вечной загадкой для человека: на закат солнца, осеннюю листву деревьев, переливы морской волны, мадонну Рафаэля можно любоваться каждый день, хотя прагматически это совершенно бессмысленно.
  По-видимому, в этом не поддающемся разгадке влечении человек ощущает то неколебимое основание мироздания, которое присутствует и в нем.
  Неудовлетворенность самосознания так же обеспечивает возвышенное настроение человека в его самосознании тем, что он оказывается способным заниматься разгадыванием как мироустройства, так и собственной сущности, что само по себе не может быть неприятным.
  Этот процесс человек называет поиском истины.
  Самым странным в этой погоне за истиной является то, что все открываемые закономерности оказываются локальными, и за ними скрываются иные закономерности, создавая ощущение бесконечности этого процесса.
  Если предположить, что истина есть адекватное отображение действительности в сознании, или адекватная информация об объектах, позволяющая человеку решать теоретические и практические задачи, то есть сознательно развиваться, не стоять на месте, быть в этом отношении свободным, то надо признать недостаточным определение истины, как только соответствия вещи интеллекту, поскольку, в частности, в течение жизни человек каждый раз после переработки информации из разных источников не имеет достаточной уверенности в адекватном отображении действительности в собственном сознании, и многое вынужден принимать на веру, а многое испытывать на практике наудачу.
  Действительно, это определение может отразить лишь стремление человеческого интеллекта к познанию вещей. Интеллект человека слаб, жизнь его коротка, а вещный мир бесконечно разнообразен. Одни установленные закономерности в ходе познания, течения жизни сменяются другими, появляются новые отношения, связи.
  При этом мир человеческих отношений оказывается более сложным и неустойчивым, чем физический мир. Все достижения человеческой мысли не приводят к устранению разобщенности отдельных людей и различных народов.
  Природа периодически показывает свою силу, не сравнимую с человеческой, легко сокрушая любое человеческое сооружение, и его самого, несмотря на нынешнее техническое оснащение человечества.
  Поэтому во многих умах появляется сомнение: существуют ли вообще всеобъемлющие, полные или абсолютные истины, раз ничто не может сделать человека счастливым, жизнь его бесконечной и безоблачной и, вместе с тем, осмысленной?
  И действительно, оперировать понятием абсолютной истины мы можем только в отношении таких банальных утверждений, как Волга впадает в Каспийское море или, что сытый голодного не разумеет, да и то в рамках текущей жизни, когда еще есть моря и сама человеческая жизнь.
  Само углубление ученых в микромир, в освоение космоса никак не объясняет появление живого в этом мире, появление самосознания в человекообразном существе, точнее, появление существа, осознающего себя.
  Знания о любом предмете невозможно получить в полном объеме, поскольку в него можно углубляться бесконечно. Так что истина для человека может иметь только сущностный характер на соответствующих порогах познания.
  Кроме того, надо отметить, что всё первоначально являющееся есть для человека отнюдь не соответствие знаний действительности, поскольку знаний пока никаких нет, но оно есть соответствие ощущениям после их обработки сознанием с появлением пространственно-временной меняющейся картинки жизни,
  Но человек не останавливается, в отличие от остальных живых существ, на этой "картинке". Он, как сознающее себя существо с неизмеримыми потребностями и непреходящими стремлениями, желает узнать мир и улучшить свою жизнь, для чего ему волей-неволей приходится проникать в сущность вещей, "извлекая" из них на каждом уровне те или иные истины, естественно, относительные, или адекватные только для данного уровня. Проходя различные уровни в познании, сознающее себя существо расширяет тем самым собственный кругозор, определяет устойчивость в вещах и их порядке при различных условиях и меняет так или иначе собственную жизнь, и, стало быть, меняет собственное сознание.
  Истина относится к понятиям, с помощью которых человеческое сознание пытается оценить достоверность происходящего, чтобы не погрязнуть в иллюзиях, ложном, различных искажениях информации, что неизбежно ведет к гибели. Собственно, поэтому для человеческого сознания характерно стремление к истине, делающей существование человеческих сообществ возможным.
  Получается, что истина есть эквивалент являющегося сознанию в опыте, подтверждаемый каждый раз успехами сознания в использовании бытия; именно этим условием истина определяется и выходит в существование. Поэтому истина соотносится с уровнем развития сознания и в этом смысле является относительной и ее фактически можно приравнять к сущности определенного уровня и условий бытия, в которых она постигается.
  Многочисленные определения понятия истины затрагивают всего лишь ее отдельные стороны, но не проникают в её смысл, поскольку классическое определение истины, в котором основным критерием истины признается тождество мышления и бытия, упирается в расплывчатые понятия "мышление" и "бытие", которые еще надо каким-то образом привести в соответствие.
  Однако, к истине в любом случае может прийти только сознание в форме самосознания, "посмотрев" на себя, на свое окружение и, далее выделяя предметы, пытаться привести в соответствие со своими намерениями эти предметы, скорее, меняя их в своем высшем выражении, чем приспосабливая себя под них.
  Поэтому истина в процессе познания всегда конкретна и зависит от уровня знаний и умения прикладывать эти знания, то есть она, как правило, проверяется практикой и лишь ограниченно пользой, так как кажущиеся лишними и даже нежеланными на сей момент знания и умения могут в дальнейшем "перевернуть" мир, тогда как стремление к выгоде, удовлетворению определенных лишь убеждением (верой) желаний есть опущение человека до уровня "потребления" только полезного, что сродни животному приспособлению к среде вместо ее преобразования, и ведет в конечном итоге к деградации человека.
  Истина в соответствии с ростом знаний и практических применений меняет свой облик, так как человеческое сознание переходит от сущностей одного уровня к сущностям более глубоким. И в этом смысле истина соответствует открываемым сущностям.
  Кроме практики, критерием истины не может не быть устойчивость искомого, выражающаяся и в целом ряде логических построений, практически не проверяемых, но основывающихся на известных законах.
  Нельзя отрицать прикосновение к истине и интуитивно, то есть в процессе обретения истины без промежуточных ступеней от первоначала, коим может быть только являющееся, поскольку человеческому сознанию невозможно проникнуть в трансцендентное (потустороннее), откуда все являющееся берется.
  С точки зрения взаимодействия сознания и вещей, распознанных сознанием, процесс углубления сознания в любую вещь зависит от уровня сознания, которое может понять сущность вещи только в соответствии с ним, продвигаясь, например, от теплорода до законов молекулярного движения в разных средах.
  Поэтому неадекватно считать каждую ступеньку в познании абсолютной истиной, тем более что в любую вещь можно углубляться бесконечно не только потому, что ее глубины никто не знает, но и потому, что само сознание меняется, "перескакивая" с одного уровня развития на другой, где и сами вещи предстают перед ним в ином обличье и подчиняются другим закономерностям.
  Вероятно, поэтому самая древняя земная религия - индуизм - констатировала: истина не может быть выражена в силу своей многогранности.
  Тем не менее, являющееся нам - не мираж, но сущность первоначальной степени, в условиях которой не только человек как самосознающее существо, но и всё остальное живое может существовать: тут истина, явление, сущность и существование есть одно.
  И эта первоначальная сущность, представляющаяся нам для осмысления, позволяет сделать, возможно, банальный, но окончательный, и в этом смысле основополагающий вывод о том, что без являющегося жизнь невозможна, и представляют ее только две сущности: активное, которое способно воспринимать определенные сигналы, преобразовывая их в информацию, и пассивное, которое может быть только носителем информации.
  Таким образом, истина проявляется в ряду являющегося ради сознания, для его бесконечного развития, которое преодолевает в человеке сопротивление вещей, выявляя их сущность. Этим сознание меняет и себя, создавая для себя жизнь и развитие в виде стремления к чему-то новому, незнакомому, интересному, влекущему. В этом смысле истина представляется лишь всё ускользающей целью, необходимой для "бега" сознания.
  Вот сознание человека и занимается углублением в это сущее, которое оно формирует: идет процесс познания с получением различных относительных истин, помогающих, в частности, человеку жить, и расширяющих его представления о мире от одного уровня познания к другому.
  Сознание в этом процессе проникновения в сущее получает различные вызовы, преодолевает трудности из-за сопротивления антагонистичной среды, совершает ошибки; но оно стремится идти вперед - меняться и развиваться.
  А в общении с подобными себе каждое индивидуальное сознание в этом процессе развития получает возможность делиться имеющейся у него информацией, или выражать себя через различные переживания в человеке, без чего жизнь, как таковая, не имеет смысла.
  Каждое индивидуальное сознание в рамках самосознания через человека и человеческие сообщества должно само разобраться в вещах, постигая их сущности на соответствующих уровнях познания в зависимости от условий. Это и есть главная задача сознания в человеке, которую оно решает в бытии, а не просто жизнь, которая дается сознанию в любом живом. В решении этой задачи в условиях сопротивляющейся среды, то есть в жизни, каждое индивидуальное сознание в человеке получает или нет собственное развитие, повышая свой статус в собственных глазах в своем бесконечном изменении, меняя условия собственного существования.
  И в этом процессе без неудовлетворенности самосознания собой и окружающим не обойтись, тем более что у неё имеются средства, с помощью которых человек в своем самосознании способен находить себя в мире в поисках истины и даже пытаться отыскать гармонию в жизни, что опять же способствует развитию его самосознания.
  Эти средства всем известны - это воля, интерес, высокий интеллект, абстрактное и образное мышление (воображение), креативность как способность к поиску неочевидного решения возникающих задач, собственная память и базы данных, накопленные человечеством за обозримое время, и соответствующий опыт.
  Конечно, определять их можно по-разному, но итогом работы этих средств проявления неудовлетворенности самосознания человека является развитие его самосознания, что мы и наблюдаем воочию, имея возможность сопоставить людей различных исторических эпох - от неолита, с ужасающей дикостью людей, при случае пожирающих побежденных противников, до стадии возникновения интернета, когда люди разных наций знакомятся, вполне понимая и уважая друг друга, несмотря на расстояния и принадлежность к разным народам.
  
  IV
  В заключение имеет смысл сопоставить неудовлетворенность сознания человека в определенных выше формах с явлением пассионарности. Его впервые отметил Л. Н. Гумилев, и оно стало довольно популярным, но неверно им объясненным как по истокам - энергия, пополняемая извне, так и по характеру действия, управляемого, по мнению, Гумилева внешней силой.
  Гумилев полагал, что в каждом человеке действует некая внутренняя сущность и степень активности этой сущности, или способности определяется ее наполненностью в человеке. Именно эта наполненность заставляет человека впадать в пассивное состоянии или в активное, либо оба эти состояния уравновешиваются.
  Однако он свел эту внутреннюю сущность, или способность, которую он назвал пассионарностью, к внутренней энергии непонятного типа, которую человек пополняет в том или ином объеме из резервуара биосферы Земли, причем он отметил, что эта способность может давать настолько сильный импульс к изменению окружения человека, что преодолевается инстинкт самосохранения.
  Подобный подход не только приравнивает живых существ к неживым объектам, каждый из которых обладает энергией, не имея жизненных сил, но и отказывает человеку в самодеятельности, раз им исподволь движет сторонняя сила, не входящая в его сознание.
  Такая сущность, или коренная особенность, но, конечно, не внешнего наполнения, действительно необходима, потому что она отличает движение живых существ от движения прочих объектов, не имеющих жизни, собственной активностью. Эта сущность превращает движение в развитие (усложнение, совершенствование, которое для человека может быть осознанным) собственными силами для любых живых существ.
  Активность живых существ, в том числе и человека, в отличие от остальных объектов бытия, подчиняющихся только естественным законам: законам сохранения, закону неубывающей энтропии, законам Ньютона и т.д., определяется собственным сознанием - единственным отличием живых существ от прочих объектов бытия. В противном случае, активность живых существ ничем бы не отличалась от круговращения остальных объектов бытия, но мы этого не наблюдаем.
  Эта сущность, свойство, особенность, способность заставляет человека, и вообще, всё живое не стоять на месте - развиваться, при этом она чутко реагирует на обстоятельства жизни и окружающую среду, проявляясь для человека в чувствах, мыслях и действиях двояко: с одной стороны, заставляя его в любом случае не терять активности, с другой стороны, резко повышая или понижая свой уровень при определенном стечении обстоятельств, как естественных, так и рукотворных.
  Выше мы показали, что этим свойством сознания является неудовлетворенность сознания, проявляющаяся одновременно как неудовлетворенность природного сознания (инстинктивно) и неудовлетворенность самосознания (осознанно).
  Мы также отметили ориентиры, к которым стремится неудовлетворенность самосознания, вместе со средствами, к которым она прибегает.
  Однако, отмеченном Гумилевым, так называемая пассионарность не имеет отношения к неудовлетворенности самосознания, поскольку является неосознанной.
  Конечно, причиной этой неосознанной неудовлетворенности в ее сильнейшем выражении (пассионарность) не может быть какая-то энергия, непонятно как берущаяся человеком из биосферы Земли и преобразующаяся в работу.
  Внешние воздействия на человека могут быть только поводом для развертывания человеком неосознанной повышенной активности, источником которой является неудовлетворенность природного сознания, в условиях внезапных и угрожающих изменений в окружающей среде, которые пока не фиксируются основными органами чувств человека, например, в силу отдаленности этих угроз во времени или пространстве, но они могут восприниматься своего рода рудиментарными, точнее, вспомогательными органами чувств и обрабатываться лимбическим отделом мозга, подавая тем самым сигнал к спасению жизни, и этот процесс никакого отношения к самосознанию не имеет.
  Правда, человек почти полностью утерял эти способности древних существ, которые довольно хорошо сохранились у целого ряда организмов. Поэтому они заранее чувствуют землетрясения, наводнения и даже пожары, спасаясь своевременно.
  И всё же, находится довольно много людей, сохранивших способности вовремя реагировать на невидимые угрозы, и они могут увлечь за собой людские массы, если имеют власть над ними.
  Этим объясняются немотивированные ничем поначалу миграции отдельных сообществ, не говоря уж о жертвенности некоторых людей для сохранения всего сообщества.
  Однако не только у людей, но даже у рыб и насекомых случаются сбои в толковании (расшифровке) ощущений, вследствие чего они для спасения выбирают неверное направление или действие: так, целые стаи рыб в панике попадают в пасть хищникам, киты выбрасываются на берег, насекомые мигрируют в безводную местность и т. п.
  А уж люди всё время как индивидуально, так и коллективно умудряются довольно часто совершенно неосознанно попадать в неоправданные столкновения и войны, бессмысленные ссоры. Они также часто совершают безрассудные поступки, утверждая иногда, что якобы какой-то голос приказал им сделать эту глупость, которая часто завершается катастрофой.
  Все эти явления, кажущиеся поначалу таинственными и не поддающимися объяснению, на самом деле являются проявлением действующих в человеке двух сил - природного сознания и самосознания, слитых воедино, вследствие чего часто непонятно, какая из них и почему доминирует, но в данном случае, называемом пассионарностью, доминирует именно сильнейшее проявление неудовлетворенности природного (низшего) сознания как реакция на скрытую внешнюю угрозу, естественно, не отслеживающуюся человеком осознанно.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"