Нилин Аристарх : другие произведения.

Переоценка ценностей или о чем писали Сми сто лет назад

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как воспринималось творчество М.Горького его современниками и в чем можно с ними согласиться, а в чем нет.


   Переоценка ценностей или о чем писали
   СМИ сто лет назад
  
   Без малого двадцать лет, как Россия живет в новых социально-экономических условиях. И хотя до развитого капитализма еще так же далеко, как в своё время было до коммунизма, остановить паровоз истории уже вряд ли удастся. Говорить о том, плохо это или хорошо, удел политиков. Я же хочу остановиться на чисто литературном аспекте того, что мы пониманием под словом мировоззрение, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Для неискушенного читателя звучит достаточно заумно, если не сказать более, поэтому выскажусь применительно к литературе - мировоззрение писателя, это его взгляд на мир, выраженный посредством слова в его произведениях.
   Изменения, которые произошли в нашей стране и мире в целом, нашли самое прямое отражение в мыслях и думах писателей. Появилась возможность говорить и писать на самые разные темы, не опасаясь цензуры, запретов и преследований. Такие же изменения произошли и у читательской аудитории. То, что раньше воспринималось однозначно, теперь подвергается сомнению, а то и вовсе, вызывает отторжение. Появились другие герои, иные идеалы. Не стану перечислять, лишь скажу, что образ всеми любимого в школе Павлика Морозова в одночасье изменился. Так и хочется сказать расхожую Цицероновскую фразу - О, времена! О, нравы!
   Интересно, а так ли вдруг изменилось отношение к тому или иному автору? Всегда ли оно было однозначным, и только с приходом эпохи капитализма читатель по-новому стал воспринимать героев именитых в прошлом писателей? Задавшись этой идеей, я неожиданно для себя, нашел весьма любопытный материал, с которым решил познакомить читателя. Речь идет об одном из самых прославленных писателей эпохи социализма - Максиме Горьком. Статья, выдержки из которой, мне хотелось бы привести, так и называется - Миросозерцание и герои Максима Горького перед судом православного читателя. Написана она была в 1903 году и начинается так:
   Едва ли не самый популярный писатель в России и один из наиболее популярных за границей - в настоящее время Алексей Максимович Пешков, пишущий под псевдонимом Максима Горького. Не только Антон Чехов, этот весьма недавний кумир русской читающей публики, но даже Лев Толстой - в последнее время остаются как-то в тени за заслонившим собою почти весь читательский горизонт Максимом Горьким. У нас в России, в настоящее время, произведения Горького и его личность служат - и не только в интеллигентных слоях общества - предметом напряженного интереса, восторженных похвал, толков, изучения, комментирования; каждое новое его произведение встречается как литературное событие; успеха, какой выпал на долю его последнего произведения - "На дне", удостаивались лишь весьма немногие русские драматические произведения. За границей же его уже провозгласили гением, властителем душ, социальным пророком и т.п. и всю русскую литературу сводят почти к нему одному...
   Вот так. А ведь многие считают, что Горький стал популярен исключительно после революции, недаром его так и называли - пролетарский писатель, буревестник революции. Ан нет, еще задолго до семнадцатого года о нем писали, более того, он был популярен как в России, так и за рубежом. Однако, вернемся к статье:
   Всякое не совсем обыкновенное явление вызывает естественный вопрос о причинах его. И в данном случае такой вопрос напрашивается сам собою. Но так как исследование причин необычайной и так внезапно возникшей популярности Горького не входит в нашу задачу, то мы скажем лишь вообще, что причин этих много и что к ним нужно отнести, помимо несомненной талантливости Горького, всеобщую, у нас начавшуюся в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия демократизацию литературы, а в последнее время, под влиянием отчасти марксистских идей, и усиленный интерес к тому классу общества, который почти исключительно воспевает Горький; значительную, хотя далеко не совершенную, новизну предмета; широту фантазии, смелость замысла, парадоксальность взглядов, оригинальность приемов и остроту поставленных вопросов, в связи с необычайностью и исключительностью жизненной судьбы самого автора. С поразительной смелостью развернул Горький пред удивленным обществом картину жизни и понятий класса, живущего на дне социального здания и в большей части считающегося подонками общества, и бросил в лицо этому обществу упрек в лживости основ, которыми оно живет и которые способствовали созданию этого класса.
   Необычайная популярность Горького, парадоксальность его взглядов и суждений и то широкое сочувствие, какое встречает проповедуемая им теория переоценки всех ценностей, - встречает всюду и не только в интеллигентных кружках, - невольно и неизбежно ставит перед мыслящим и не чуждающимся литературы православным христианином вопрос: как он должен относится к сочинениям Горького, насколько верно изображает этот последний народную душу, в каком отношении к исконным заветам православного русского народа стоят миросозерцание Горького и идеалы его героев, и как разобраться в той путанице взглядов и понятий, какая вносится ими в жизнь? Попытаемся посильно ответить на эти вопросы.
   В своих произведениях Горький изображает по преимуществу среду так называемых босяков или, как он сам их называет, "бывших людей", т.е. бессемейных, почти бездомный и преимущественно неинтеллигентный городской пролетариат и различного рода бродяг. Картина русского общества и народа, рисуемая Горьким, - не только печальна, но даже прямо безотрадна. "Читая Горького, - говорит Вогюэ, - подумаешь, что Россия представляет собою только громадный кабак, в мрачном подвале, воняющем потом, салом, керосином, где бродяги в лохмотьях появляются, вздыхают, ругаются, бросают друг другу в лицо свои истины и тонут в океане водки". Необходимо отметить, что сам Горький совершенно иначе относится к разным типам своих героев: иначе к босякам и иначе ко всем тем, кто сколько бы то ни было выше их. Что касается первых, то хотя он и не скрывает их порочности, - он относится и к ней и к ним всем вообще как-то особенно, очень мягко и снисходительно, и каждою строкою своих писаний старается показать, что если есть среди них и дурные люди, то в этом виноваты, во всяком случае, не они, а люди стоящие выше их; - старается показать, как выразился недавно один из биографов Горького, - "как прекрасен человек даже на дне своего падения". Он тщательно отмечает всякий хороший поступок босяка и вообще, по его изображению, босяки те же люди, не только не хуже и не глупее, но даже зачастую во многом лучше и умнее "господ жизни", т.е. людей общества.
   Совсем и даже безусловно иначе относится Горький ко всем тем, кто стоит сколько бы то ни было выше босяка, - жрецам жизни", - как он выражается - не только к мещанству и купечеству, которых он особенно не любит, и не только к интеллигенции, но даже к крестьянам. Везде он старается изобразить, преимущественно мимоходом, их лицемерие и бессилие интеллигенции.
   В рассказе "Коновалов" Горький пишет; "Нет еще такой болячки, которую нельзя было бы найти в сложном и спутанном психическом организме, именуемом "интеллигент". И притом "культурный человек города несравненно хуже культурного человека деревни".
   Из трех бродяг, выведенных в рассказе "В степи", худшим и вполне разбойником оказывается называющий себя студентом университета.
   Но настоящим приговором интеллигенции произносит в "Фоме Гордеев" журналист Ежов. "Я бы собрал, - кричит он, - остатки моей истерзанной души и вместе с кровью сердца плюнул бы в рожи нашей интеллигенции!.. Я бы им сказал; букашки! Вы, лучший сок моей страны! Факт вашего бытия оплачен кровью и слезами десятков поколений русских людей, о, гниды! Как вы дорого стоите своей стране! Что вы делаете для неё! Превратили ли вы слезы прошлого в перлы? Что дали вы жизни? Что делаете? Позволили издеваться над собой... Я сказал бы им: вы! Вы слишком много рассуждаете, но вы малоумны и совершенно бессильны и - трусы все вы! Ваше сердце набито моралью и добрыми намерениями, но оно мягко и тепло, как перина, и оно не бьется у вас, а медленно покачивается, как люлька. Окунув перст в кровь сердца моего, я бы намазал на их лбах клейма моих упреков, и они, нищие духом, несчастные в своем самодовольстве, страдали бы... о, уж тогда они страдали бы!.. Я скажу им, этим несчастным бездельниками: смотрите! Жизнь идет и оставляет вас сзади себя!.. Жизнь сурово взыщет с вас, поверьте: разразится буря, и она сметет и смоет вас с земли, как дождь и ветер пыль с дерева!.."
   Сколь пророческими оказались слова Горького сказанные им устами журналиста Ежова. Прошло всего четырнадцать лет и волны революции захлестнули страну и в полном смысле слова смыли большую часть интеллигенции, купечества и дворянства с земли русской. И вновь вернемся к статье:
   С крайним нерасположением относится Горький к любимцам православного народа - странникам по святым местам, "этой худшей по его словам ("Проходимец"), разновидности "бродячей Руси", - худшей по своим моральным качествам и вследствие лжи и суеверий, которыми люди этого типа заражают духовно-голодную, всегда алчущую деревню". "Это не люди, а так скорлупа одна, - с обычным своим цинизмом говорит о них и Яков Маякин, - и ни на что они не годны... Это вроде как клопы, блохи и другая нечисть"...
   Но в особенно непривлекательном виде изображает Горький купечество и мещанство: для них не щадит и буквально не находит достаточно темных красок. Для них у него уже нет исключений (разве только, да и то лишь отчасти, купец Марк Чемерицын в очерках "Мужики"): все представители этих сословий у него негодяи, для характеристики которых недостаточно ни тех укорительных слов, с которыми в "Ревизоре" обращается городничий к купцам, ни той характеристики, какую делает губернским чиновникам Собакевич. Даже на суде присяжные-купцы, люди уже пожилые, не могут смотреть на судимую проститутку иначе, как жадным циничным и грязным взглядом. Все представители этих сословий в "Фоме Гордееве" - негодяи, воры, грабители, лицемеры, истязатели, убийцы, разбойники и т.п. При этом большая часть из них наружно благочестивы и набожны и все имеют вид вполне почтенных людей и пользуются уважением и почетом "Преподобная лиса, - говорит о грабителе и злодее Щурове Маякин, - возведет очи к небесам, а лапу тебе за пазуху запустит да кошелек-то и вытащит".
   Прочтя это, так и хочется воскликнуть: "Надо же, будто бы с нынешнего общества писалось. С экрана телевизора смотрят не лица, но рожи мужей достойных, внутри коих, словно в гнилом яблоке, червяки, да тлен, именуемая стяжательством и казнокрадством". Впрочем, как говорят в телешоу: "Мнение ведущих, в данном случае, автора статьи, может не совпадать с мнением читателей". Читаем далее:
   Общие черты, свойственные по Горькому, всем этим людям (персонажам) - это, прежде всего и главным образом - нежелание подчиняться установившимся порядкам и рамкам жизни, презрение ко всякому порядку и протест, хотя конечно, преимущественно лишь пассивный, против всяких установившихся, всеми принятых понятий, - нередко декорирующийся протестом против людской неправды. Не желая признавать сложившихся форм жизни, люди эти не желают нести и каких бы то ни было обязанностей по отношению к обществу, и за работу берутся лишь только для того, чтобы не умереть с голоду. Многие из них добывают себе хлеб прямо воровством и другими нелегальными занятиями.
   Вот фразы, которые звучат из уст героев в произведении ("Супруги Орловы"): "...Я родился с беспокойством в сердце, и судьба моя - быть босяком! Самое лучшее положение в свете - свободно и - тесно все-таки... Противно все - города, деревни, люди разных калибров... Тьфу!.. Хоть голодно, да свободно - иди куда хочешь".
   "Совсем напрасно в городах жить, - рассуждает Коновалов, - тухлая там жизнь и тесная. Ни воздуху, ни простору, ничего, что человеку надо... Зачем народ сбивать в такие кучи, когда и двое-трое ужиться между собою не могут?
   Слова сапожника Перфишки - А я скажу: Господи! Родился -мал, помер - пьян, ничего не помню! Он посмеется, да простит меня... И на грош согрешишь - помрешь, и на тысячи - издохнешь, а черти всех одинаково мучить будут".
   С еще большим пренебрежением относятся босяки к совести, чести, труду отечеству, ближнему и его собственности "Куда они - честь, совесть? - равнодушно рассуждает Пепел ("На дне"), - На ноги вместо сапог, не наденешь ни чести ни совести... Честь, совесть тем нужна, у кого власть, сила да богатство есть... Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то её... И это верно... Здесь совести никто не купит. В совесть я не верю"... - "Я стыд имею перед людьми", - говорит Клещ на совет Сатина ничего не делать. - "Брось, - отвечает тот: - люди не стыдятся, что тебе хуже собаки живется". И тот же Клещ потом кричит уже: "Ненавижу и правду... Будь она, окаянная, проклята!.. - "И чего тебе правда-то больно нужна... подумай-ка! - говорит Лука Пеплу. - "Человек, который много согрешил, всегда умен, - грех учить, - рассуждает Ананий Шуров. "Кто от жизни хочет толку добиться - тот греха не боится" - говорит перед смертью Яков Маякин. - Сдерживать и ограничивать себя в чем бы то ни было - нелепо. "Как ни живи, а все-таки умрешь, - рассуждает проходимец Промтов, - зачем же ссориться с собой, зачем тащить себя за хвост влево, когда натура твоя во всю мочь прет направо? И людей, которые рвут себя надвое, я терпеть не могу... Хороший подлец всегда лучше плохого честного человека".
   Таково же отношение и к труду. "Мне благороднее пьянствовать и погибать, чем жить и работать", - говорит певчий Тетерев. - "Не тянет меня к делу... - говорит и Фома Гордеев. - Что оно, дело? Один обман. Ты думаешь - если дело, так будет от него счастье?" - "Работа? - с изумлением спрашивает один из босяков в рассказе "Коновалов". - "Да разве человек для этого на свет родился?" - Совершенно также рассуждает и компания, приютившаяся в содержимом Костылевым ночлежке. "Работать? - с хохотом спрашивает Сатин? - Для чего?.. Сделай так, чтобы работа была мне приятна, - я, может быть, буду работать... Я тебе дам совет, - говорит он же Клещу - ничего не делай! Просто обременяй землю". - "Ленив я. Страсть как работать не люблю", - говорит Бубнов. - "Если труд есть обязанность, то труд есть тяжелое рабство" (там же).
   Родина, отечество - и подавно пустые слова для босяка. Сам Горький называет их космополитами, совершенно оторвавшимися от земли, порвавшими с нею и забывшими о ней. Им - везде место ("Коновалов"). "Человек так много на земле живет, - рассуждает там же босяк-хохол, что не важно, коли он забудет, где родился. Да и разве ж то не все равно? Лиха беда родиться, а где - от этого не лучше!.." - "Старику - где тепло, там и родина" (Лука).
   Отношение к ближнему разумеется самое презрительное и враждебное. "Мне было бы приятно, - говорит Аристид Кувалда, - если бы земля вдруг вспыхнула и сгорела или разорвалась вдребезги. Лишь бы я погиб последний, посмотрев сначала на других... Я - бывший человек... так? Я отвержен - значит, я свободен от всяких пут и уз... Значит, я могу наплевать на всё! Я должен по роду своей жизни отбросить все в сторону всё старое... все манеры и приемы отношений к людям, существующим сыто и нарядно и презирающим меня за то, что в сытости и костюме я отстал от них... и я должен воспитывать в себе что-то новое - понимать? Такое, знаешь, чтобы мимо меня идущие господа жизни, при виде моей представительной фигуры трепет хладный в печенках ощущали!.."
   Студент ( в рассказе "В степи") "ненавидит (как и все, впрочем, босяки у Горького) и полицию и мужиков ненавистью бессильного, загнанного и голодного зверя и мечтает об универсальной ненависти ко все и ко всему".
   "И по си пору хочется мне отличиться на чем-нибудь, - откровенничает Григорий Орлов. - Раздробить бы всю землю в пыль... или вообще что-нибудь этакое, чтобы стать выше всех людей и плюнуть на них с высоты... И сказать им: ах, вы гады! Зачем живете? Жулье вы лицемерное и больше ничего! И - вдребезги!.."
   "Всех бы вас на каторгу... смести бы вас как сор куда-нибудь в яму" (Настя - "На дне"). - "Какую я злобу имею против вас!.. Выбрали бы меня в судьи - только мертвого оправдал бы... (Саша - "Фома Гордеев"). "Ненавижу я всех!" (Клещ). - "Хлопну по башке - и нет тебя на свете - у меня просто", - говорит Сережка Якову ("Мальва"). "Избила бы всех людей страшною смертью" (там же). - "Плюю на всех". - "Все люди - скоты" ("Тоска", "В степи"). - "Человек - гадина крупная" ("Дело с застежками") - "Барство - как оспа" (Лука). - "Жизнь очень просто поставлена: или всех грызи или в грязи лежи".
   Проходимец, рассказывая, как он играл на сцене, говорит, что он чувствовал к публике такую ненависть и отвращение, что она была противна ему до судорог, и часто ему хотелось плюнуть на неё, выругать самыми погаными словами или всему первому ряду сразу ножом носы срезать.
   Ненавидя всех вообще, босяк ненавидит и отдельные сословия. Аристид Кувалда ненавидит купцов и несказанно радуется, слыша или читая о каком-нибудь несчастье с купцом, а если и печалится при этом, то лишь о том, что купцу мало досталось. "Законен ли купец? - рассуждает он. - Что есть купец? Рассмотрим это грубое и нелепое явление; прежде всего каждый купец - мужик. Он является из деревни и по истечении некоторого времени делается купцом. Для того, чтобы сделаться купцом, нужны деньги. Откуда у мужика могут быть деньги? Как известно, они не являются от трудов праведных. Значит, мужик так или иначе мошенничал. Значит, купец - мошенник, мужик... Купец только животное, временно исполняющее должность человека. Он скверно делает жизнь, он лишь ловко мнет и портит её. Он груб, он глуп не имеет вкуса к жизни, не имеет представления об отечестве и ничего выше пятака не знает".
   Приведенные выше цитаты из произведений Горького, несомненно вызывают эмоциональный всплеск. Еще бы, ведь в памяти всплывает фраза, которую нам буквально вдолбили в школьные годы, что Человек - это звучит гордо! Невольно возникает вопрос - о каком человеке шла речь, если мужик, купец, интеллигент, мещане, дворяне и прочий люд, - скверные люди (мягко сказано) и только те, кто оказался на дне жизни, попавшие туда в силу жизненных обстоятельств, собственной лени, нищие по духу, и есть люди, которыми стоит гордиться? Так и хочется воскликнуть - Не согласен!
   Относясь пренебрежительно ко всем правилам нравственности и основам человеческого общежития, босяки уважают и преклоняются только перед силой. Это преклонение перед силой и восхваление силы так заметно, так выпукло изображено в сочинениях Горького, что некоторые из его критиков видят в этом основную идею всех произведений Горького и доказывают, что они - открытая и убежденная проповедь ницшеанства.
   "Кто силен, тот и умен, - говорит Варенька в рассказе "Мой спутник, - "Виноват ты тем, что постоять за себя не умеешь... без когтей и зубов" - честит снохач Силан им же безбожно обиженного сына. - "Ежели видишь - сильный, способный к делу человек, - пожалей, помоги ему. А ежели какой человек слабый, к делу не склонен, - плюнь на него и пройди мимо", - поучает Игнат Гордеев сына.
   Наоборот, некоторые другие из критиков Горького защищают и стараются доказать противное. - И по нашему мнению, уже высказанному ранее - общая и главнейшая черта героев Горького - отрицание порядков и форм человеческого общежития, а преклонение перед силою - уже одна из второстепенных черт.
   Отношение к женщине - самое циничное и презрительное. - "Ты говоришь: и баба человек! - рассуждает Коновалов, этот еще лучший из босяков. - Известно, ходит она на одних задних лапах, травы не ест, слова говорит, смеется... значит, не скот. А все-таки нашему брату не компания".
   Таково же, конечно, отношение и к семье. "Какой я семьянин?.. Жизнью такою жить не умею, я и не учусь", - говорит Коновалов. И он и Илья Лунев совершенно отрицают семейную жизнь.
   Из всех земных благ босяк прежде всего жаждет водки. У него всегда "внутри жжет" (Коновалов). - "Разве я могу не пить, коли в этом моя радость... Водка гасит сердце". - "Если бы мне тысячу рублей, - мечтает Емельян Пиляй, - сейчас бы открыл кабак... устроил бы под стойкой постель и прямо из боченка в рот трубку себе провел... отвернул кран... и буль-буль-буль... прямо в горло". - "Мне поп говорит, - цинично рассказывает Сережа ("Мальва"), - что человек о душе своей должен заботиться. А душа у меня требует водки..." - "Хороший человек всегда пьяница" - говорит сапожник Перфишка. "Терентий Богословский - потомственный алкоголик и кавалер Зеленого Змия" - рекомендуется певчий Тетерев. И вообще "босяки или пьют или сгорают неудержимым желанием выпить. - А затем, конечно, интересы брюха. "Брюхо в человеке - первое дело".
   Таково миросозерцание и таков нравственный облик не только босяков и близко к ним стоящих людей, но в значительной степени и всех героев Горького. Н в этой массе есть и особенно выпуклые типы, и из них можно выделить несколько разновидностей положительного, по взгляду автора, типа. Таковы:
   Проповедники свободы в особенности, безусловной свободы. Таковых Горький находит преимущественно вне русского народа: цыган Макар Чудра, молдаванка Изергиль, татарин - и их романтические легенды. И люди эти и рассказываемые ими легенды полны самого обидного презрения к установившимся формам жизни и стеснениям, налагаемым ими на людей, и воспевают простор белого света, разгул страстей и свободу от всяких обязанностей.
   "Смешные люди, - резонирует старый цыган Макар Чудра. - Собрались в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько... И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в неё и сгинет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит со своего поля и умрет, как родился, дураком. Что же он родился за тем что ли, чтобы поковырять землю, да умереть, не успев даже могилы себе выковорить? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Эге! Он раб - как только родился, и во всю жизнь раб, да и всё тут! Что он с собою может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного".
   Затем, искатели смысла жизни. И босяки и сем вообще герои Горького очень любят философствовать и рассуждать о жизни. И насколько циничны по большей части эти рассуждения, насколько же они и безотрадны. "Философствовать всегда глупо", - рассуждает Аристид Кувалда; - когда в голове заведутся насекомые - и это беспокойно; если же в неё заползут еще и мысли, как же ты будешь жить?" - и тем не менее сам философствует с утра до ночи. "Люди скоты", - рассуждает Безрукий ("Тоска"). - Впрочем, все держится в своих законах, и человек на земле не более, как ничтожная гнида. Все в порядке, ныне и плакать не стоит - ни к чему не поведет. Живи и ожидай, когда тебя изломает, а если изломало уже, - жди смерти. Только и есть на земле всех умных слов... Значит живи и не кобенься, а то тебя сейчас же разрушит в прах."
   Но помимо этого, у Горького есть искатели смысла жизни по преимуществу. Они всю жизнь ищут в ней смысла, но так как с этим исканием смысла жизни у них не соединяется никакой заботы о нравственном самоусовершенствовании, то оно нисколько не мешает им вести безобразную, безнравственную и скандальную жизнь. Таковы - Фома Гордеев, Илья Лунев, сапожник Григорий Орлов.
   Сапожник Орлов говорит: "Выйду я, к примеру, вижу то, другое, третье, а у меня ничего нет. Это мне обидно... Я не знаю даже, чего хочу?.. Всего!.."
  
   Прошу извинить читателя, что позволил себе привести столь объемные выдержки из прочитанной мною статьи, хотя и пытался выделить лишь наиболее интересные, на мой взгляд, места. Подводя итог, автор статьи пишет:
  
   Теперь мы должны ответить на вопрос: верна ли картина нравственного состояния русского общества и народа, нарисованная Горьким?
   Сильно ошибся бы тот, кто вздумал бы судить о русском обществе и народе по сочинениям Горького. Все, кто в каком бы то ни было отношении стоят выше босяка, кто приобрел себе более или менее устойчивое положение в жизни, - все одинаково и почти без исключения осмеяны в сочинениях Горького. Интеллигенция - "гниды", духовно сгнила, пошлость её превосходит всякое верование, все её либеральные учреждения - лишь лицемерие и обман; купечество - все, без малейшего исключения, - люди, хуже которых и представить себе невозможно, интеллигентный и либеральный купец гад, какого не найдешь ни в одном болоте; мужик - зверь, туп, жаден и труслив. Таков приговор обществу и народу Кто же остается в выигрыше? Кто заслуживает уважения? Только один босяк. Босяк заслоняет собою у горького весь русский народ; из-за его широкой спины не видно совсем многомиллионного православного русского народа, - точно он вымер совсем. Но и этого мало. Босяк не только заслоняет собою русский народ, но он и в своем роде герой. Он (и только он) заслуживает сочувствия и уважения. Хотя Горьки отнюдь не скрывает его отрицательных качеств, но изображает их так, что эти качества обращаются босяку едва ли не в заслугу и, по крайней мере, составляют вину не его, а интеллигенции. Это в своем роде герой, нередко носящий в груди почти титанические силы, зачастую носитель мировой скорби и остроумный философ, едко и беспощадно осмеивающий лож, пустоту и зло жизни; это, наконец, будущий социальный мститель, мечтающий об "универсальной мести" всем "господам жизни", хотя он в то же время унижается и лебезит перед всеми и трепещет обыкновенной полиции.
   Горький не первый открыл в России босяка: его изображали до него и Тургенев, и Достоевский, и Лев Толстой, и Григорович, и Островский и другие. Но они старались открыть даже в самом падшем человеке искру Божию, остатки совести и сознания своего падения, способность и желание стать лучшим, но не возвеличивали того, что недостойно возвеличивания, и не изображали босяков героями и едва не титанами.
   Какое же впечатление могут произвести на читателя сочинения Горького, принимая во внимание в особенности то, что они усердно читаются всеми классами общества? - Впечатление, которое никак нельзя признать желательным. Мир босяков, где уважается только сила, нахальство, да звериная хитрость, где хорошо живется лишь тому, у кого длинные когти да острые зубы - и тем лучше, чем они острее и длиннее, где главное правило жизни: "наплевать на всё", где первые места принадлежат волкам, в человеческом образе и ворам - людям босым и голым не в буквальном, но и в духовном, нравственном смысле, - ни в каком случае не способен пробудить в душе добрых чувств и дать здоровое освежающее чтение. Кому принадлежат первые, лучшие места в этом своеобразном мирке, кто здесь "господа жизни", которым в нем живется лучше всех? - Негодяям, ворам, развратникам и лежебокам, беззаконникам. Кому живется хуже всех? Несчастному Каину, Клещу, у которого есть стыд, который желает жить по Евангелию и закону и работать, кто вообще хочет трудиться и работать, да жить по совести? На какие мысли может навести читателя, в особенности малоинтеллигентного, знакомство с этим миром? И если когда-либо эти герои в действительности получат преобладание, - какая судьба ожидает тогда общество? Неужели это здоровое чтение и неужели это идеал, к которому должен стремиться православный русский народ?
   Могут сказать: но ведь и в действительности, в жизни по большей части торжествует зло, а всякое художественное, т.е. правдивое литературное произведение, должно отражать жизнь, как она есть. - Да, но не прав все таки писатель, который изображает одно только зло, и сугубо не прав, если он притом это зло изображает в виде геройства, почти в привлекательном виде. - - "Ты думаешь, - говорит нашему автору фантастический "Читатель", - что это полезно рыться в мусоре буден и не уметь находить в них ничего кроме печальных и крошечных истин, устанавливающих только то, что человек зол, глуп, бесчестен, что он вполне и всегда зависит от массы внешних условий". И писатель должен помнить, что "задача литературы - облагородить человека и что, читая его произведения, несколько тысяч людей живут его мыслью". И тем более должен помнить это писатель, чем он талантливее и чем большим успехом пользуются его произведения.
   "Думал ли ты о своём праве учить?.. Ты даешь крупицу твоего опыта под проценты внимания к тебе. Твое право проповедовать должно иметь достаточное основание в твоей способности возбуждать в людях искренние чувства... Чему вы учите? Чего ради пишите?... Понимаете ли вы жизнь настолько, чтобы объяснять её другим?.." Такие вопросы предлагает нашему автору фантастический писатель в упомянутом уже нами рассказе. И автор, страшно смущенный этими вопросами с тоскою думает:
   "Что же, в самом деле, я проповедую? Я - такой, каков есть? И что я могу сказать людям?" - Имея в виду эти слова, спросим и мы: настолько ли велик и настолько ли созрел талант Горького и таким ли значителен его жизненный опыт, чтобы судить о жизни и людях так смело и решительно, как судит он?
  
   Статья, написанная в период, когда Россию еще не захлестнула волна революций заставляет, по крайней мере меня, совершенно по-новому взглянуть на все происходящее ныне. Сколь актуально, звучат слова не Горького, а автора статьи к современным писателям и журналистам: - "Чему мы учим и чего ради пишем свои произведения?"
   И ответ прозвучит один: - "Ради собственного тщеславия! Ради корысти! Дабы в сиюминутном удовлетворении человеческих пороков, их восхваления и возвеличивания вознестись на Олимп писательского призвания. И то что слова, сказанные нами, конопляным семенем упадут на землю и прорастут в душах подрастающего поколения, не являются для нас чертой для осознания той бездуховности, и того падения, которое мы совершаем перед будущим поколением.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"