Молочники и сливочники - как предмет коллекционирования
Изделия из фарфора - традиционный предмет коллекционирования. Первые коллекции стали создаваться задолго до того, как в Европе началось его производство, а с 18 века появились первые коллекции европейского фарфора. В России производство фарфора связано с именем Д.И.Виноградова, который самостоятельно разрешил большинство вопросов, связанных с созданием нового производства. Порцелиновая фабрика Виноградова стала основой для создания Императорского фарфорового завода. Вторая половина 18 века и восхищение французской культурой отразилось на фарфоровом производстве в России, как формах, так и благородных декорах роскошной столовой посуды. Однако 19 век вызвал духовный подъем русской культуры, что сказалось на появлении в России большого количества как крупных, так и мелких заводов. Их самобытность, качество, многообразие форм, не могло быть не замечено коллекционерами.
В настоящее время коллекционирование изделий из фарфора можно условно разделить на несколько направлений. Наиболее значимое - это скульптура и декоративные изделия - вазы, кашпо, и пр. Второе по значимости -- посуда, включающая в себя: сервизы и отдельные его элементы. С большим уважением относясь ко всем перечисленным направлениям, я остановился на изделиях, которые присутствуют во всех чайных и кофейных сервизах и называются: молочник и сливочник.
Уже само название изделий, говорит о том, для чего предназначены эти редко употребляемые в наши дни маленькие кувшинчики. А ведь сравнительно недавно, чуть более ста лет назад, молочник и сливочник были обязательным атрибутом русского чаепития, наряду с самоваром, сухарницей и сахарницей. Следует отметить, точного понятия, что следует считать молочником, а что сливочником нет. Некоторые коллекционеры считают, что решающим являются размеры, обуславливая своё мнение тем, что молока подают на стол в больших объемах, нежели чем сливки. Другие утверждают, что молочник должен иметь крышку, так как, молоко должно на столе оставаться как можно дольше теплым. По их мнению, все остальные предметы - сливочники вне зависимости от размера. Нет единого мнения на этот счет и в литературе, поэтому в статьях и каталогах можно прочитать на аналогичные предметы разные названия. Я думаю, что это не столь важно, главное, что многообразие форм и размеров поражает и позволяет создать интересную и своеобразную коллекцию этого чуда фарфорового искусства.
В качестве примера приведу классическую форму молочника изготовленного на фабрике Кузнецова в Твери (фото 1).
В казалось бы, простой и не примечательной форме, молочник становится узнаваем в любых вариациях раскраски и типо-размерах. От миниатюрного (из кукольных сервизов), до полноразмерного молочника. На приведенной ниже фотографии (фото 2) вы наглядно убеждаетесь, что независимо от размера легко угадывается классическая форма. Полностью соблюдены пропорции, формы горловины и ручки.
Кузнецовы в России создали настоящую империю фабрик по производству фарфора. Заводы располагались в Конаково, Волхове, Вербилках, Риге, Дулево, Будах и других городах России. Это неизбежно сказалось на широком ассортименте посуды, и, конечно же, нашло своё отражение в формах молочников. Интерес коллекционера представляет не только возможность пополнить коллекцию самыми разнообразными по форме экземплярами, но и проследить по клеймам, а значит и по месту и времени изготовления, качество продукции, характер и манеры отделки. Стоит отметить, что Кузнецов шел в ногу со временем и первым в России стал применять деколь на фарфоре. На фотографиях приведены несколько интересных, на мой взгляд, экземпляров Кузнецовских молочников. Розовый молочник с живописным цветочным орнаментом напоминает чешую рыбы, что особенно подчеркивается ножками у основания. Не менее выразительно смотрится фигурная ручка (Фото 3).
Красивый молочник с крышкой, выполненный в форме маленького заварочного чайника. Рельефная форма, плавные изгибы носика и ручки смотрятся весьма эффектно несмотря на то, что рисунок представляет собой деколь с подрисовкой. Рядом с ним аналогичный, но выполненный в ином стиле - прямые линии в тулове и форме ручек, но с интересным живописным рисунком (Фото 4).
В раскраске молочников использовались различные методы, например эмалевые краски, а также роспись золотом (Фото 5).
Цветочный орнамент в сочетании с золотом всегда придавал изделиям из фарфора привлекательность. Примером может служить молочник в форме маленького кувшинчика (Фото 6).
Следует сказать, что изделий Кузнецова на антикварном рынке много, однако найти интересные, с точки зрения коллекционера вещи, все же не так просто. Еще труднее найти предметы других частных фарфор-фаянсовых заводов и живописных заведений, которых в России было более сотни. Многие из них представляли малые производства, быстро разорялись или переходили от одного владельца к другому, а то и вовсе, просуществовав несколько лет, закрывались. Именно они представляют интерес для коллекционеров.
Главенствующее место в списке фарфоровых заводов России по праву принадлежит Императорскому фарфоровому заводу, основанному в 1744 году. Предметы этого старейшего предприятия России крайне редко появляются на антикварном рынке. Да это и понятно, сервизные предметы изготавливались в таком малом ассортименте, что до наших дней дожили единичные экземпляры. Их отличает изящество, красота и непревзойденное качество. В качестве примера приведу молочник времен Николая I (1825-1855) (фото 7). Поражает обилие золота, изящество мастеров по живописи.
В одном ряду с Императорским фарфоровым заводом стоят заводы купца Алексея Гавриловича Попова, братьев Корниловых и конечно же, одного из старейших в России - Ф.Я.Гарднера, основанного еще в 1766 году. Изделия Франца Яковлевича Гарднера были прекрасного качества, обладали изяществом форм и рисунков. Изделия этих предприятий украсят любую коллекцию. На (фото 8) представлены молочники Ф.Я.Гарднера периода 1810-1830 гг. Маленький с крышкой и ярким цветочным букетом и в противовес ему роскошный молочник с красивым пейзажным сюжетом характерным для дорогой посуды того периода. На (фото 9) оригинальный молочник Гарднера середины 19 века.
Братья Корниловы основали завод в 1835 году и производили продукцию высочайшего класса. Посуда, особенно начального периода, богато декорировалась золотом и во многом следовала европейской моде. На (фото 10) представлен молочник раннего периода 1835-1840 годов, а на (фото 11) - роскошные молочники 1843-1860-е гг. Они наглядно демонстрируют характерный для того времени стиль с использованием рокайльных завитков, волюты и обильного применения золотой краски.
Как уже было отмечено выше, большой вклад в производство фарфора в России внес завод Попова. Алексей Гаврилович Попов продолжил развивать технические достижения Гарднера и одновременно стремился к самостоятельности в художественном отношении. На заводе Попова вырабатывался фарфор высокого качества, а изделиям присущи тонкое чувство колорита, любовь к ярким, сильным, чистым краскам, к крупному декоративному пятну, к смелому, выразительному рисунку. Надо заметить, что уже в первой половине 19 века фарфор Попова был очень дорогим. Так столовый сервиз мог стоить от 1000 до 1500 рублей, что для того времени было астрономической суммой. Неудивительно, что предметы такого уровня, предназначались, как правило, для особо торжественных случаев, и изготовлялись по спец заказам. Это наглядно видно на примере молочников, представленных на (фото 12), а (фото 13) дает возможность детально убедиться в качестве живописи, богатстве росписи золотом всех элементов, будь то ручка или внутренняя часть горловины молочника.
К середине 19 века в России существовало около 100 фарфоровых заводов, из них около 60 было основано в районе Гжели, остальные в других районах России. Большая часть из них, это мелкие "крестьянские" фарфоровые мануфактуры. Их расцвет пришелся на период становления крупных фабричных производств, с которыми в дальнейшем им трудно было конкурировать и они постепенно закрывались. Однако именно они представляют огромный интерес для коллекционера, т.к. их продукции осталось чрезвычайно мало на антикварном рынке, а без них невозможно представить в полном объеме весь спектр выпускаемой в России фарфоровой продукции.
Приведу несколько образцов из коллекции, которые показывают, сколь разнообразны по форме и манере декорирования молочники частных заводов России 19 века.
Молочник с яркой цветочной раскраской завода Храпунова-Новаго второй половины 19 века (Фото 14).
Маленький молочник-сливочник завода Иконникова полностью повторяет очертания формы изделий завода Попова. И неудивительно, ведь после прекращения в 1875 году деятельности завода А.Г.Попова, Иконников приобрел формы для изготовления посуды. Завод просуществовал всего 14 лет и в 1879 году был закрыт. Формы были проданы сначала Куринову, а впоследствии перешли Кузнецову. Таким образом, знание истории тех или иных заводов, позволяет объяснить и проследить поразительное сходство формы молочников совершенно разных, на первый взгляд, производителей. Судите сами, два молочника для сравнения слева - нежно белый с цветами завода Попова и рядом с цветочным медальоном завода Иконникова. Посередине, чуть меньшего размера, но совершенно одинаковый по форме, сливочник завода Гарднера в Вербилках (Фото 15).
На некоторых образцах молочников дореволюционного периода можно увидеть богатство и вычурность росписи с обилием золота. Это подчеркивало с одной стороны, народный колорит, а с другой характер русского купечества с его размахом и широтой. Примером может служить молочник завода Михаила Куринова (Фото 16).
Предметы фабрики Петра Фомина редко встречаются даже в музейных экспозициях. Завод был основан купцом Петром Тимофеевичем Фоминым в 1800 году и работал вплоть до 1883 года. В качестве примера приведу молочник периода 1840-1860 гг. Он имеет оригинальную форму, и если бы не атрибуция представленная в книге Попова -- Русский фарфор частные заводы, можно было бы подумать, что это соусник. На (фото 17) молочник снят на фоне страницы из книги, где представлен чайник и сахарница из чайного сервиза.
Заслуживают внимание предметы фабрики Вавилы Дмитриевича Сабанина. Предприятие было организовано в 1840 году и просуществовало до 1875 года. Основатель завода В.Д.Сабанин был родственником одного из лучших фарфоровых заводчиков России А.Г.Попова. Именно в первый период работы завода его продукция не уступала по качеству продукции Попова. Молочник оригинален по форме и имеет изящную роспись (Фото 18).
Ярким представителем многочисленных гжельских заводов является фабрика братьев Петра и Василия Анохиных. Завод просуществовал менее 20 лет с 1865 по 1880-е годы. В разные годы на предприятии работало не более 40 человек, и производилась различная посуда. На (фото 19) пример продукции этой фабрики. Внешне он напоминает типично кузнецовскую форму молочника, но благодаря клейму, относится к редким экземплярам.
Среди интересных предметов коллекции я бы выделил молочник завода Миклашевского. Завод просуществовал с 1838 по 1861 год. Отличительной особенностью изделий этого завода - производство высококачественных фарфоровых изделий. Они пользовались известностью и успешно конкурировали с лучшими мировыми фирмами. К сожалению, с отменой крепостного права в 1861 году завод был закрыт, т.к. крестьяне, работавшие на заводе, получив свободу, разбежались. На фото 20 наглядно видно как великолепно выписан цветочный букет и выполнена роспись золотом.
Заслуживают внимание предметы братьев Кудиновых. Основанный в 1818 году завод просуществовал до 1885 года. В середине 50-х годов на заводе трудилось до 400 человек, и выделывалась порой продукция высокого качества. Наглядным тому примером может служить молочник на (фото 21) с клеймом середины 50-х годов 19 века.
Изделия завода Марковых, находившийся в деревне Коняшино Бронницкого уезда Московской области, также можно отнести к числу тех, что лишь изредка встречаются на антикварном рынке. В коллекции есть несколько экземпляров с клеймами разного периода. Как образец продукции завода, молочник второй половины 19 века (Фото 22).
На (фото 23) представлен образец продукции завода Федяшиных из так называемой "мраморной" массы. Внутри - белый полив. Подобного типа фафор практически никто не выпускал. Фабрика существовала на рубеже 40-80-х годов 19 века.
Большой интерес для коллекционеров представляют молочники живописных заведений. Как правило, это были небольшие мастерские, которые использовали белье известных как российских, так и европейских фабрик. На них трудились высокопрофессиональные живописцы по фарфору и учитывая малые объемы производимой продукции качество живописных работ было очень высоким. В качестве примера молочник живописного заведения Жукова (Фото 24).
Особой гордостью в любой коллекции собирателей посуды, являются предметы, имеющие сюжетную роспись. К сожалению, они встречаются крайне редко, т.к. изготавливались штучно и не всегда являлись сервизными предметами. И все же, представлю несколько образцов:
Молочник живописного заведения Андрея Орлова, середина XIX века (Фото 25).
Молочник завода Домны Андреевны Барминой периода 1849-1878 гг. (Фото 26).
Редко встречающиеся предметы завода Мефодия Гавриловича Попихина. Завод располагался в деревне Речицы московской губернии и в силу того, что на заводе трудилось всего 20 человек, выпускал фарфор в малом количестве. (Фото 27)
На (фото 28) представлен молочник завода Кузнецовых в Ново-Харитоново, основанный в 1810 году Яковом Васильевичем Кузнецовым и его сыновьями Терентием и Анисимом. Он интересен тем, что имеет первое клеймо завода и датируется 1810 -1860 гг. - по каталогу Т.И.Дулькиной.
На (фото 29) представлен молочник завода Гулина. Прекрасный образец одного из крупных фарфор-фаянсовых производств Гжельского керамического района Московской губернии первой половины XIX века. Завод был основан в 1814 году крестьянином Василием Гулиным и просуществовал до 1857 года. Многие предметы украшались тончайшим орнаментом методом цировки по золоту.
Жемчужиной любой коллекции являются предметы раннего периода работы того или иного предприятия или завода, существование которого было очень непродолжительное время. К числу таких смело можно отнести молочник завода Василия Краснощекова. В каталоге - Марки российского фарфора и фаянса 1750 -1960 гг составитель Т.И.Дулькина, клеймо значится под номером 1240 и числится, как марка неизвестных российских заводов. В описании фабрик и заводов с изображениями фабричных клейм под редакцией А.В.Селиванова в списке живописных заведений указано: Краснощеков Василий в г.Москва. Марка из букв В и К. (св., дост. Ив.Ф.Рачкин) Сопоставляя данные двух каталогов можно с уверенностью сказать, что марка относится к заводу Василия Краснощекова. (Фото 30).
Про завод Макарова так написано в литературе: Кувшин мной упомянутый, покрыт желтой глазурью с фигурами в индийском стиле, хорошей работы. Сведений о заводе крайне мало, и неудивительно, он существова с 1842 по 1845 ? гг. и находился в селе Морье Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. О заводе братьев Макарова и Плетневе сведений до настоящего времени вообще не обнаружено. Известно, что выделывались предметы из красной глины. В Томском историческом музее хранится предмет из терракоты -- кувшин с клеймом Макарова и Плетнева. Разумеется я был рад, когда коллекция пополнилась столь редким предметом (фото 31)
И наконец великолепный образец начала 19 века, молочник Дмитрия Насонова Изделия этого завода редчайшие на антикварном рынке, что неудивительно, завод был создан в 1810 году. В период Отечественной войны 1812 года предприятие было разрушено, и хотя в 1816 году была предпринята новая попытка его возрождения на новом месте, он просуществовал всего пять лет и был закрыт. На фото 32 представлен молочник Насонова с клеймом 1810 г. на фоне иллюстрации из книги В.А.Попова -- Русский фарфор частные заводы, где представлен музейный аналог молочника и чайника.
Это лишь часть того, что собрано, но и она позволяет сказать, что даже такой, казалось бы простой объект, как молочник, может стать предметом для исследований, ярко иллюстрировать фарфоровую промышленность дореволюционной России. Поэтому коллекционирование, это не просто хобби, это неустанные поиски нового, интересного, изучение и сохранение наследия прошлого, которое сильно пострадало в период войн ХХ века, и тех бед, которые выпали на долю нашего народа. Сохранить крупицы истории, не это ли задача нашего поколения?
Спасибо всем, кто помог в создании коллекции и буду признателен, если кто-то предложит что-то по данной теме. По всем вопросам и предложениям, просьба обращаться на адрес: ainilin@rambler.ru
Внимание! Все права защищены законом об авторском праве и смежных правах в РФ. Перепечатка и размещение на других сайтах и СМИ текста статьи и фотоматериалов запрещена и осуществляется только с разрешения автора. По всем вопросам размещения обращаться на адрес: ainilin@rambler.ru
Приношу извинения у читателей за неудобство просмотра фотоматериалов, но вынужден нанести водяной знак, т.к. участились случаи несанкционированного размещения материалов на других сайтах и персональных страницах без согласования с владельцем коллекции.