Блуждая по интернету я обнаружил интересную закономерность.
Все сайты, рано или поздно, собирают СВОЙ круг общения, так как обладают некоторой спецификой, отличающей их от других.
Это может быть связано как с особенностями тематической ориентации сайтов, так и с постепенным изменением сайта в погоне за посетителями.
При достаточно долгом существовании сайта, его посетители образуют полузамкнутую группу с образованием СЕКТЫ.
Полузамкнута она по той причине, что всегда имеется группа посетителей, иногда значительная, не выбравшая подходящую для вступления секту. Эта группа влияния на существования секты практически не оказывает, а часто даже способствует стабилизации секты для защиты от посторонних идей.
Секта формируется вокруг некоей основной идеи. Идеи могут быть различны, как по общей тематике, так и по ее деталям.
Секты отличаются от прочих организаций тем, что их основная идея направлена внутрь секты, на ее членов, а не наружу. На ее инкапсуляцию.
Например, личное исцеление членов секты, а не поиск общей панацеи для всех.
Внутри секты вокруг основной идеи постепенно создается некий ритуал, набор основных идеологических положений и правил их обсуждения, комфортные для членов секты, обеспечивающие устойчивость секты.
По отношению к попыткам внести в ритуал что то новое, члены секты занимают ритуальную же позицию. Обычно она заключается в охотном согласии ознакомится с новыми идеями и немедленным отторженим без попытки понять, с мотивацией "какая то ерунда", хотя возможны и некоторые отклонения. Это объясняется опасением разрушить устоявшийся и комфортный мир ритуалов, комфортную отгороженность от внешних идей, стремлением к упрощению мотивации, как некий эквивалент алкогольной эйфории.
Следствием образования интернет сект становится их неадаптивность, как к новым идеям, так и к новым членам сайта, не принявшим систему ритуальных действий (тематики и форм высказываний об основной идее секты).
Очевидно, что попытки новых посетителей сайта проявить сомнения в любой форме, или даже отнестись нейтрально к принятию ритуалов, будут расцениваться как враждебное отношение к секте, и жестко пресекаться путем различных вариантов шельмования.
Стабильность секты сохраняется наличием общей игры. В этой игре некоторые члены секты начинают выражать мягкое сомнение в правильности выполнения ритуалов, а остальные убеждаю их в необходимости правильного выполнения, доказывая оптимальность нахождения в секте и выполнения старых ритуалов по сравнению с поиском новых ритуалов и затрат на формирование новых правил.
С точки зрения теории игр (Эрик Берн "Игры в которые играют люди") этот вариант игры является вариантом игры "Алкоголик", подвариант "Анонимные алкоголики" .
Сущность игры подробно описана у Э. Берна.
Отказ от замкнутости в секте возможен в случае значительного уменьшения количество "стариков" секты, или постепенном отказе от части ритуалов при появлении более перспективных идей, позволяющих расширить круг общения, так как некоторые члены секты желают большего разнообразия ритуалов. Но предпочтительный вариант - расширение набора идей и ритуалов, при сохранении основных принципов секты.
Исходя из выше сказанного, все интернет ресурсы рано или поздно становятся сектами с различной степенью замкнутости.