Ждал я, ждал, что кто-то обзор напишет - и не дождался. Решил вот сам его написать.
Обзор рассматривает рассказы из номинации 'Нанофантастика'. Поскольку рассказов в этой номинации очень много, я рассматриваю только те, которые мне очень нравятся.
Разбор всех рассказов производится по единой схеме: краткое изложение рассказа, общее впечатление, что понравилось, что не понравилось, пожелания автору.
Эта схема, однако, не является догмой. В случае необходимости могут вводиться дополнительные этапы разборки.
Поскольку общий список миниатюр заполняется снизу вверх, новые рецензии появляются сверху (а не снизу). Поэтому и нумерация - снизу вверх.
Для удобства поиска в начале обзора присутствует общий список рецензий со ссылками на соответствующие рецензии.
Если кто-то из авторов не согласен с моей оценкой - с удовольствием готов обсудить наши разногласия.
Жил-был человек по фамилии Ватрушкин. От предков он унаследовал не только фамилию, но и любовь к выпечке.
И вдруг с этим начались проблемы. Жена сказала, что из заменителя творога ватрушки не испечь.
- Так купи настоящий! - предложил Ватрушкин.
- А нету его! Давно нету! - беспечно ответила жена.
Оказалось, что искусственным стал не только творог. Молоко, масло, пиво, мясо, сигареты, - всё оказалось ненастоящим. А также одежда, мебель, дома и автомобили.
В качестве утешения Ватрушкин решил выпить водки. На всякий случай стал читать этикетку. А там - пищевое сырьё "Люкс" с алиментарным сорбитом, глицерином, винной кислотой, а также двууглекислым натрием... Кошмар, в общем.
Что оставалось делать? Всё равно выпил...
Тут и жена подошла. Колбасу нарезала. Яичницу поджарила. С разноцветными желтками. Из яиц китайского производства.
Ненастоящими оказались не только товары. Природа тоже стала какой-то ненастоящей. Слишком грязными были воздух и вода. Тут уж заводы и автомобили постарались...
Ватрушкина охватила тоска. Захотелось чего-то... Нет, не натурального, а хотя бы необычного. Например, моря.
Ведь в городе, где жил Ватрушкин, моря не было.
С работы шёл мимо бассейна. Зайти, что ли? Но бассейн оказался закрытым. Ввиду невостребованности. Взамен него стрелка. Реклама индивидуальных надувных бассейнов.
Ватрушкин взял и купил. Даже в кредит ради этого залез.
Поставил на балкон, выкинув с него всё, что ранее было. И начал надувать.
Когда с работы пришла жена, всё было готово. Можно было плавать и нырять.
А заканчивается рассказ как-то странно. Тут я опять по своей привычке размешаю самый конец рассказа в качестве развёрнутой цитаты:
'Взволнованная масса воды колыхалась, жадно лизала и ласково баюкала голые тела счастливых обитателей, курчавилась стыдливыми барашками и клокотала яростной страстью, переливаясь через край, заполняя квартиру, подъезд, дом. Загрохотала по пьяным сосудам улиц, вышибла шипучие пробки, смыла авгиевы конюшни города и устремилась в океан Вселенной.
- Догоняй! - крикнула Люба, размашисто загребая и удаляясь.
"Да ведь она за буйки заплывёт, - встревожился Ватрушкин. - А там - акулы...".
И торопливо поплыл вслед'.
Общее впечатление
Рассказ сразу же располагает к себе актуальностью темы.
Всё знакомо... привычно... и страшно... В общем, даже фантастики почти нет - одна грубая реальность.
Правда, написаны начало и середина рассказа несколько сумбурно.
А вот конец совсем лругой. Гораздо менее логичный - но написанный более мастерски, нежели предыдущая часть рассказа.
Полёты людей в космос признали опасными и неэффективными. Взамен этого учёные предложили принимать сигналы, телепортируемые из различных уголков вселенной - вплоть до самых дальних.
А принимать эти сигналы должны были операторы в теплом и уютном офисе на Земле. На экраны виртуальных шлемов.
Непросто было реализовать эту технологию. Почти шесть десятилетий на это ушло. И просто немеряное количество денег.
Но всё равно это было гораздо дешевле, чем отправлять звездолёты в неизвестность.
Пока систему разрабатывали, звездолёты продолжали летать. Но так ничего интересного и не нашли.
А когда разработка была закончена, полёты с чистой совестью отменили. Космонавтам пришлось искать себе новую работу.
Особенно трудно было космонавтам-ветеранам. Изучать новую профессию вроде бы уже поздно - а жить как-то надо... На одну пенсию не очень-то проживёшь...
У тех, кто сканировал космос, были свои проблемы. Трудно было набрать людей на должность операторов. Ведь эта работа была скучная и не очень денежная.
И вдруг оказалось, что для этой работы прекрасно подходят космонавты-ветераны. Для них-то как раз работа не выглядела особенно скучной. Они были рады снова оказаться в космосе, хотя и виртуально. А что платили маловато - тоже не страшно. В качестве добавки к пенсии зарплата оператора выглядела довольно неплохо.
Всё - предыстория закончена. Начинается сама история.
Главный Герой рассказа (далее - ГГ) - космонавт-ветеран, вышедший в отставку. Теперь он работает оператором, сканирующим космос.
Ему немного грустно без реальных полётов. С другой стороны, теперь человек сможет заглянуть в такие дальние уголки космоса, куда реальные звездолёты просто не смогли бы долететь.
И ГГ с энтузиазмом взялся за новую работу.
Но уже через полгода готов был разочароваться. В космосе было много жутких вещей: ядовитые атмосферы, кислотные дожди, высокое давление, магнитные бури. Только вот никаких цивилизаций и в помине не было. Даже никакой инопланетной жизни... Да что там жизнь - даже полезных ископаемых не удавалось найти...
А потом ГГ вообще начал замечать что-то странное... Объекты на изображениях начали повторяться. Вот несколько разных планет - а на ней одна и те же скала. Случайным такое совпадение быть не могло...br>
ГГ поделился сомнениями со своим напарником. Том ответил ему, что давно это подозревал. И пришёл к выводу, что на самом деле никакого сканирования космоса нет. Сплошная компьютерная имитация.
Далее не обойтись без цитаты:
'- А как же... звезды?
- А что звезды? Ты уверен, что они вообще существуют?
Стянув шлем, я смотрел на друга и не верил своим глазам и ушам.
- И как ты с этой мыслью каждый день на работу-то ходишь? - наконец сумел сформулировать я.
- Ну почему с этой? - флегматично пожал плечами Бирк. - Сегодня, например, я думал о том, что на новый год наконец-то смогу купить своим пигалицам самокаты'.
Общее впечатление
Читая рассказ, я сразу же вспомнил Клиффорда Саймака с его романом 'Что может быть проще времени'. Но у Саймака всё было на полном серьёзе, а в рецензируемом рассказе всё кончается жуткой профанацией.
Возможно ли такое в принципе? Да запросто! Если ради сверхприбылей травят людей вредной едой и лечат опасными для жизни лекарствами, то почему бы не заменить реальные космические исследования их полной фикцией? Даже несмотря на то, что это ставит жирный крест на развитии человечества.
Нетрудно реконструировать процесс превращения нужного и полезного дела в фикцию.
Сначала-то, конечно, всё хотели сделать на полном серьёзе. Но потом все сроки вышли, деньги закончились - а результата так и не было. А деньги закончились, потому что их больше воровали, чем по назначению использовали.
Что дальше? Заплатить огромную неустойку, лишиться репутации, потерять источник дальнейшего финансирования? Нет только не это!
А чтобы такого не произошло, надо совсем немного - небольшую компьютерную программу написать. И операторы будут работать не с реальным космосом, а с придуманным. И всё сразу становится в полном ажуре!
А что в результате человечество теряет последнюю надежду?
О чём это вы? Тут серьёзные деньги крутятся, а вы о какой-то надежде?
А простым людям, случайно прикоснувшимся к этому гнусному обману, остаётся искать утешения в решении своих мелких бытовых проблем. Например, в покупке самоката для внучек.
Так что 'послевкусие' рассказа, конечно, очень горькое. Но это отнюдь не его недостаток. Просто следствие актуальности затронутой темы.
Что понравилось
Во-первых, ситуация описана очень убедительно - и логически, и психологически.
Даже 'повторения картинок' вполне обосновано. С одной стороны, конечно, для такой крупной фирмы вроде бы не проблема написать имитатор без повторов. Тут никаких научных открытий не требуется - только лишь не забывать везде, где надо, использовать генератор случайных чисел.
Но тут ключевая фраза 'кончились деньги'. Ну, почти кончились. Так что имитатор пришлось разрабатывать на те гроши, которые остались. С соответствующим уровнем качества...
Во-вторых - ясное и чёткое построение рассказа. Повторы не мешают восприятию, а как бы подводят читателя к нужному результату.
В-третьих, лёгкий и понятный стиль.
По-моему, трёх серьёзных 'плюсов' вполне достаточно.
Что не понравилось
Не совсем понятна цель, с которой сканируется космос. У Саймака хотя бы из тех мест, к которым был получен виртуальный доступ, можно было доставлять материальные объекты (хотя, честно говоря, и у него этот аспект описан не очень понятно). А тут вопрос последующего материального контакта вообще не затрагивается.
Во вторых, отсутствие даже полезных ископаемых в имитации - это явный перебор. Не так уж трудно их смоделировать!
Хотя... Может быть, и тут автор прав? Найденные полезные ископаемые могут создать нежелательный ажиотаж вокруг проекта - и в конце концов приведут к раскрытию обмана.
Пожелания автору
Развивать и дальше свою великолепную фантазию.
Не забывать прорабатывать скучные, но, тем не менее, необходимые мелочи.
В рассказе описан жизненный цикл листа - от его появления до падения на землю.
Я понимаю, что эта фраза сразу же вызовет недоумение многих читателей. Достаточно ли такого сюжета для рассказа? Ведь это грустно... и скучно...
Ну так вот. Сразу же заявляю: и не грустно, и не скучно. А, напротив, очень красиво и даже оптимистично.
Для иллюстрации приведу две цитаты: самое начало рассказа и самый конец.
Начало:
'Мягкая утренняя прохлада проникает в нежные клеточки тела. Отчий свет окутывает теплом: "С днём рождения..." Вхожу сочным несмелым листиком в мир, раскрашенный розовым светом. Пришла весна!
- Здравствуйте... Здравствуйте... Здравствуйте..., - раздаётся отовсюду - мне рады.
- Здравствуйте, - вторю каждому в ответ'.
Конец:
'...Плавное кружение завершится у корней давшего мне жизнь дерева. Касаясь щекой влажной земли, я вновь почувствую тепло солнечного дня. Это оно поддерживало во мне жизнь на протяжении круга. Оно пульсировало внутри, связывало такие же, как и я, листья с родным деревом. Мы готовимся к удивительному преображению. Едва заметной дымкой парит земля, отпуская нашу благодарность высоко вверх. Но часть её, обязательно, останется с нами'.
Большинство читателей согласится, что написано очень красиво. Могу заверить, что та часть, которая в середине, ничуть не хуже.
Общее впечатление
В первые секунды чтения этого рассказа меня охватило недоумение. Потому что это не рассказ... и не совсем фантастика...
Но потом я почувствовал, что погружаюсь в волшебную сказку... и пришел в себя лишь после того, как прочитал текст до конца.
А потом начал размышлять: что же это я такое прочитал?
Это реалистическое произведение? Ни в коем случае!
Тут явно присутствует фантастическое начало... и сказочное... А, точнее говоря, их неразрывный сплав: сказочно-фантастическое.
Следующий вопрос: а что именно в рассказе является сказочно-фантастическим?
События? Ничего подобного! События в рассказе вполне обычные. Жизненный цикл листа. Почти учебник по биологии.
Точка зрения автора? Уже горячее! Но всё равно этим дело не ограничивается.
Подумав ещё чуть-чуть, я нашёл нужную формулировку: сказочно-фантастическим является представление автора об устройстве мира. Думаю, с такой формулировкой никто спорить не будет.
Что понравилось
Умение автора писать очень красивую прозу. Если кому-то кажется, что это не так сложно, - попробуйте сами!
Умение автора видеть обычное с необычной точки зрения.
И при всём при этом - умение писать понятно и интересно.
Что не понравилось
Опять немного позанудствую.
Это не фантастический рассказ. Это сказочно-фантастическое стихотворение в прозе.
'И что, разве это плохо?' - может спросить кто-то из читателей.
Да нет. Плохого в этом нет ничего. Просто есть сомнение, что озвученный жанр соответствует теме конкурса.
Пожелания автору
В какую бы сторону Вы ни развернули своё творчество. Какие бы жанры литературы ни осваивали. Какие бы договора с издательствами ни заключали...
Никогда не забывайте о главной 'изюминке' своего творчества - умении писать невероятно, сказочно, изумительно красивую прозу.
Белку поймали в лесу, отнесли в человеческое жилище и посадили в клетку.
Бедный зверёк боялся, что его убъют. Попытался убежать. И с ужасом обнаружил, что даже при очень быстрый беге остаётся на месте.
Но люди белку пощадили. Даже напоили и накормили. Такими большими и вкусными орехами, которых в лесу не найти.
Клетка была маленькая и тесная. Зато в ней было колесо. Когда белка начинала по нему бежать, колесо превращалось в Путь.
Белка бежала по этому пути, чувствуя, что впереди её ждёт что-то необычное. И однажды вырвалась в Космос! А потом стала бывать в чёрной пустоте всё чаще и чаще.
Тут не обойтись без цитаты:
'Я бегу к сияющему, переливающемуся радужными цветами облаку, похожему на россыпь драгоценных камней. Оно становится больше - разливается вширь, заполняет собой всю необъятную тьму Космоса. Светящиеся линии, сотканные из чистой энергии, указывают путь. Здесь нет времени, и нет гравитации. Есть только бег, и есть цель. Если я достигну её, то получу ответы на все вопросы.
Мне снова не хватает сил. Не хватает самой малости. Я задыхаюсь, снижаю скорость и вываливаюсь обратно - в узкое пластиковое колесо. Это моя тюрьма вот уже пять месяцев'.
С каждым разом белка углублялась в Космос всё больше и больше. Обнаружила в нём таинственные указатели. Следуя им, увидела впереди разноцветное сияние. Что-то вроде облака. И поняла, что должна добраться до него.
Приближаясь к облаку, белка впитывала новые знания. Например, язык людей.
Наконец, белка достигла своей космической цели.
Тут я опять не могу удержаться от цитаты:
'Манящий свет оказался шёрсткой Вселенской Белки. Высший Разум, Бог, Абсолют - люди дали этому существу множество имён. Вселенская Белка вращала Колесо Бытия, причину и исток энергии, времени, духа, информации, материи и всех проявлений сущего. Колесо Бытия в свою очередь вращало гигантский нематериальный, невидимый Вал Законов. К этому валу примыкало множество колёс и шестерней поменьше, которые вращали другие валы. Каждая шестерёнка - физический или иной закон, регулирующий материальную вселенную. И одновременно, все эти шестерни проявляются в видимом мире как белки в колёсах - обычные грызуны, мои собратья, чей род на латыни называется Sciurus'.
Маленькая белка слилась с разумом Вселенской Белки. А также с тысячами белок, бегущих в колёсах.
Одна из белок умирала от старости. Ей нужно было найти замену. И через всеобщее информационное поле был отдан приказ одной из французских семей: пойти в лес, найти белку, изловить, посадить в колесо. И не забывать хорошо кормить.
А потом маленькая белка решила использовать ситуацию в своих целях: послала по сети собственный приказ.
Кому? Собственным хозяевам. Клетку на ночь оставить открытой.
И белочка убежала обратно в лес. Ведь, несмотря на прелести Пути, она всё время вспоминала лесное приволье и свою семью.
Общее впечатление
Рассказ захватывает читателя с самого первого абзаца. И этот интерес не ослабевает до самого конца.
Прочитав один раз, хочется прочитать второй... и третий...
А ещё через неделю опять перечитать...
Что понравилось
Во-первых, невероятная фантазия автора. Такая, от которой в глазах искрит и дух перехватывает.
Мир, управляемый белками! Да, до такого бы я точно не додумался!
Но идея - это далеко не всё. Её надо ещё и проработать. В подробностях.
И у автора это неплохо получилось. Сетевая структура с беличьими колёсами в качестве узлов - хоть и экзотично, но достаточно стройно и логично.
Развёртывется рассказ просто мастерски. Несмотря на то, что эпизоды хронологически перемешаны, читатель этого не замечает. Потому что логическая последовательность как раз соблюдена очень чётко.
Что ещё осталоcь? Стиль изложения.
Ну, с этим вообще всё в порядке. Рассказ очень интересный. Читается легко. Говоря честно, для читателя это самое главное.
Что не понравилось
Во-первых, картина мира в рассказе хотя и проработана, но, по-моему, всё-таки недостаточно подробно. Тем более что резерв есть - целый килобайт.
Во-вторых. Не совсем понятно, как трактовать самоосвобождение белки. То ли как нежелательное самоуправство, то ли как вполне допустимый вариант поведения.
В-третьих. В рассказе есть неудачные выражения, которые могут шокировать читателей с религиозными убеждениями. А чужие убеждения всё-таки надо уважать.
Пожелания автору
Уделять больше внимание не только идее и общей схеме произведения, но и скучным мелочам.
В огромном спальном районе огромного города работала прачечная самообслуживания. В ней были самые разные машины - и старые, и новые.
Замена машин производилась по простому принципу: как машина серьёзно ломалась, так её и заменяли на более новую. В конце концов все машины в прачечной оказались современными. Кроме одной.
Одна старая Машина никак не хотела ломаться. Поэтому её так и не выбросили. Зачем выбрасывать, раз работает?
А не ломалась Машина потому, что однажды стала разумной. Как и почему - автор рассказа не объясняет.
Как разумность Машины помогала ей выживать? Очень просто - Машина научилась закручивать стираемые вещи так, что они не повреждали её рабочие детали.
Одним из тех, кто пользовался прачечной, был молодой человек по имени Макс. Он был неженат. Но не потому, что был убеждённым холостяком - просто с подходящей девушкой никак не мог познакомиться.
Макс привык пользоваться старой Машиной и стирал только с её помощью. И Машине молодой человек тоже очень нравился - хотя бы потому, что перед стиркой сам выворачивал все металлические детали внутрь подлежащей стирке одежды.
Однажды, когда Майк загружад очередную партию белья, Машина услышала, как внутри неё что-то испуганно ойкнуло. Это была Майка, забытая после предыдущей стирки.
Испуг Майки был волне понятен. Ведь что можно сделать с чужой вещью, обнаруженной в стиральной машине? Только выбросить!
Тем более что выглядела она очень непрезентабельно. Когда-то белая, от многократной совместной стирки с цветными вещами она стала грязно-серой.
Быть выброшенной! Какая страшная судьба для ещё нужной вещи!
И Машине стало её жаль. Она, незаметно прокрутив барабан, позволила Майке спрятаться от Макса.
А потом у Машины появился план, как одновременно помочь и Майке, и Максу.
Она решила превратить потёртую майку в дизайнерскую одежду, одев которую, Майк сразу же стал бы более оригинальным и привлекательным.
И Машина взялась за дело. Пришлёпнула завалявшуюся пуговицу в центр Майки. Связала в узлы её рукава и прижала штанины джинсов к нижней части Майки. Чтобы при стирке грязно-белое изделие приобрело цвет индиго, причём не равномерный, а прерывающийся в перекрученных местах.
Макс нашёл после стирки необычную Майку, понял, что она чужая, - и понёс к дежурной. Та отмахнулась. Мол, можете выбросить, хозяин всё равно не найдётся.
Услышав такие слова, Майка перепугалась. Но Макс решил, что у этого изделия совершенно дизайнерский вид. И решил оставить её себе.
Далее - цитата из рассказа:
'На следующий день рядом с Максом, ехавшим на работу в автобусе, села очень симпатичная девушка. Через пару остановок она, немного смущаясь, спросила:
- Извините, а где вы достали такую интересную майку?
И, не дожидаясь ответа, представилась:
- А меня зовут Лена'.
Ну так что, хэппи-энд?
Увы, нет. Знакомство с Леной могло бы произойти - но не произошла. Потому что Макс, как человек аккуратный и брезгливый, "дизайнерскую" Майку на самом деле выбросит.
Но если бы даже он её и оставил - всё равно никогда не решился бы одеть.
Психологическая зашоренность так просто не лечится...
Общее впечатление
С самого первого абзаца рассказ поражает сочетанием повседневного и чудесного.
Линия Макса олицетворяет повседневность. Такую ясную, понятную, привычную - и скучную!
Стиральная Машина олицетворяет чудо. Но чудо... как бы это сказать... обыкновенное. Легко встраивающееся в реальность и вполне спокойно с ней уживающееся.
Две эти линии, то развивающиеся по-отдельности, то соприкасающиеся друг с другом, не дают читателю ни на минуту заскучать.
А потом в рассказе появляется Майка. И вместе с ней - третья линия. Чудо необыкновенное.
Третья линия придаёт рассказу сказочность и динамичность. И вроде бы доводит его до счастливого конца.
Но нет! Потенциал необычного, содержащийся в Машине и Майке, не смог преодолеть потенциал повседневного, в котором буквально утонул Макс. И все. Макс и Машина остаётся при своих, а Майка вообще уходит в мусор. Грустно...
В процессе чтения рассказа естественным образом возникает вопрос: откуда у Машины и Майки берётся интеллект?
В рамках 'чистой' фантастики этот вопрос неразрешим. В обоих случаях приходится привлекать 'сказочный' взгляд на мир. Но в обоих случаях - в разной степени.
Начнём с Машины. С ней вроде бы всё просто.
В стиральной Машине должен быть микропроцессор. Говоря повседневным языком - маленький комьютер. А 'оживший' и 'поумневший' компьютер - типичный фантастический сюжет. Ведь так же?
Так - да не так!
Всё дело именно в том, что стиральная Машина - старая. Очень старая. В ней либо нет микропроцессора, либо он очень слабый. Так что появление в ней разума в рамках чисто фантастического жанра полностью отпадает. Без сказки не обойтись.
С Майкой ещё проще. Никакого микропроцессора в майках отроду не водилось. Так что интеллект в ней может появиться лишь чисто сказочным образом.
Есть, правда, ещё более экзотический вариант (тоже чисто в рамках сказочного жанра): все неодушевлённые предметы в той или иной степени имеют разум, но очень редко им пользуются. Но это уж совсем экзотика...
Что понравилось
Прежде всего - блистательная инфраструктура.
Во-первых, жанры. Сказка - несомненно. Но и фантастический элемент в той или иной степени присутствует.
Во-вторых, очень нетривиальный сюжет. Три сюжетные линии (если говорить совсем точно - микролинии). К тому же с развилкой в конце.
В третьих, умело выстроенный психологизм. В первую очередь применительно к Максу.
В четвёртых... Есть такое сюжетное явление - позитивный прорыв. Когда человек, задавленный текучкой, резко меняет свою жизнь в желательном направлении. Здесь попытка прорыва есть - хотя и неудачная.
Мне кажется, что не в каждом романе можно такую инфраструктуру найти.
Да, встати. Авторский стиль замечательный. Написано ясно, интересно и легко. Это тоже немалый плюс.
Что не понравилось
Отсутствие хорошего конца. Мне кажется, что все три (а если говорить совсем точно, то четыре) героя рассказа заслуживают лучшей судьбы.
Правла, я отдаю себе отчёт, что это - моё субъективное мнение.
Жил-был мальчик. Он очень любил новый год и ёлочные игрушки.
А самой его любимой игрушкой была гирлянда из стекляруса. Она состояла из переливающихся разными цветами цилиндриков, которые к тому же чуть слышно звенели. Отец привёз эту игрушку из Москвы. В провинциальном городке, где жил мальчик, такую игрушку было не купить.
Мальчик долгими зимними вечерами смотрел на стеклярус и мечтал, что скоро вырастет, уедет работать в Москву и купит себе большую елку. И украсит её всю такими красивыми гирляндами...
У мальчика была ещё мечта: о большом деревянном самосвале. Красивой машине, у которой кузов поднимался бы и опускался.
Эту игрушку должен был привезти из очередной командировки отец. Но не успел - погиб под колёсами машины, которую вёл пьяный шофёр.
Мальчик стал взрослым. И его 'главная' мечта сбылась: после школы он поступил в институт, остался жить и работать в Москве. Купил двухметровую искусственную ель - чтобы больше игрушек на ней поместилось. Только украшать её было нечем - современные игрушки были гораздо хуже старых. А старые оставили, когда переезжали на новую квартиру. Отдали соседям. В том числе и папин стеклярус.
Тогда герой рассказа и стал собирать старые игрушки - как память об отце.
Гирлянду из стекляруса сначала найти не удавалось. Но, наконец, нашел. И купил. За пять тысяч. Но она того стоила...
Дома гирлянда была повешена на елку. И получилось очень красиво! Почти как в детстве.
Герой рассказа встречал Новый год один. Поэтому спать лёг рано. Тем более что завтра у него был рабочий день.
Перед сном он зажег на елке все фонарики и долго смотрел, как играют огоньки...
А потом случилось чудо. Но тут я лучше приведу цитату из рассказа:
'...Среди ночи меня разбудил какой-то шум: в большой комнате кто-то ходил. И тихо разговаривал. Приподнял голову, прислушался.
- Ну вот, Лариса, подарок сыну. Как и обещал!
- Да зачем ему, Миша! Он уже взрослый!
- Обещания, Лариса, надо выполнять! Ладно, мы свое дело сделали, пошли.
У меня бешено заколотилось сердце - папа, мама? Они же давно умерли. Полежал, подумал: вчера купил стеклярус, вспомнил про родителей, вот и почудилось сквозь сон...
Я вздохнул, перевернулся на другой бок и закрыл глаза: у всех людей первое января - выходной, а у меня - рабочий день. Так выпало по графику'.
А утром под елкой лежал большой желтый сверток. В нём лежал игрушечный самосвал. Деревянный, с поднимающимся кузовом.
Подарок от отца...
Общее впечатление
Этот рассказ с первой же строчки всколыхнул мои детские воспоминания о Новом годе и ёлочных игрушках. Про простенькие игрушки из прессованного картона, которые мне безумно нравились, и более пафосные игрушки в виде стеклянных шаров, к которым я относился гораздо спокойнее.
Про то, как родители всё время пытались выбросить мои любимые картонные игрушки - и как я каждый год их с огромным трудом отстаивал.
Ладно, это я так, увлёкся. Возвращаюсь к самому рассказу.
Условно его можно разделить на две части: эмоциональную сказку и событийную сказку.
Большая часть рассказа - это эмоциональная сказка. То есть ничего формально необычного не происходит, но вся эмоциональная атмосфера изложения - явно сказочная.
А в самом конце рассказа и сказочные события появляются.
Что понравилось
Во-первых, сюжет. Ясный и чёткий (хотя и необычный).
Во-вторых, способ изложения. Написано очень интересно - и слог лёгкий.
В-третьих, сама эмоциональная атмосфера рассказа. Яркая и сказочная.
В третьих, интересная и необычная развязка.
Что не понравилось
Сказочные события в конце рассказа слишком быстро заканчиваются. Хотелось бы этот эпизод чуть расширить.
Хотя, тут, конечно, ограничение размера свою негативную роль сыграло...
Пожелания автору
Развивать свои сильные стороны: фантазию, лёгкость стиля, умение построить сюжет, искусство создать необходимую эмоциональную атмосферу.
Не забывать прорабатывать мелкие детали, особенно в конце произведений.
Практически весь рассказ дед рассказывает внуку о том, что было много лет назад.
Тут не обойтись без цитаты:
'- В давние-давние времена, ... когда мир был молод, первый человек создал корабль, возжелав увидеть новое и познать неведомое. Но одного корабля оказалось мало, тогда человек позвал на помощь других людей, чтобы построить ещё, и ещё...
- Корабли были большие?
- Очень большие ... огромные, сверкающие гиганты. Ими управляли мужественные люди, не отступающие перед лицом опасности. ... Храбрецы шли, узнавая мир и совершая открытия'.
Один корабль потерялся. Напоролся на острые камни и прочно застрял в песчаных дюнах. И было это в месте, неизвестном доселе. Путники оказались одни и не могли позвать на помощь.
Корабль так и не нашли.
Тем временем приближалась холодная и суровая зима. Починить корабль не получилось. И люди разобрали корабль, чтобы построить себе жилища.
Заплатив эту страшную цену, люди выжили.
Зима была долгой, - но всё-таки закончилось, сменившись весной. За ней пришло лето.
Жизнь продолжалась. Люди создали помощников, обжились на новом месте. И не оставляли попыток построить новый корабль. Чтобы вернуться домой...
Дед рассказывает - и вспоминает. О том, как люди уходили из жизни один за другим. Он остался последним - и последний уйдёт. Как и полагается капитану...
В конце рассказа всё оказывается совсем не так, как первоначально воспринималось.
На небе светит красное солнце - огромное и чужое. То есть катастрофа произошла не на далёком острове, а на другой планете. Следовательно, потерпевший крушение корабль - на самом деле звездолёт.
Дед так и остался человеком (спасибо автору хоть за это). Зато все остальные (включая и внука) - андроиды.
И главная печаль деда - кто позаботится об этих механических существах, когда последнего человека не станет?
Общее впечатление
Сначала всё воспринимается, как обычный рассказ о морском путешествии. Даже непонятно вначале - где здесь фантастика? Тем не менее написано интересно - поэтому внутреннего протеста не вызывает.
А вот конец удивляет и даже несколько потрясает. Своей оригинальностью и неожиданностью.
Что понравилось
Автор замечательно держит интригу до самого конца. Это требует немалого мастерства.
Сюжет чёткий, слог лёгкий, изложение яркое и образное.
Так что плюсов вполне достаточно.
Что не понравилось
Очень грустный рассказ.
Ну не люблю я таких грустных концов!
В одной далёкой стране выдалось засушливое лето. Полям грозил неурожай. А людям - голод.
Чтобы спасти урожай, колдун Маркос вызвал дождь. И тем самым выдал себя...
Спасённые им люди назвали его пособником дьявола и выдали инквизиции.
Маркоса арестовали. Его ожидал костёр.
К счастью, его чёрному говорящему коту Ники удалось скрыться.
От узника отвернулись все знакомые. Одна только девушка Пилар навещала его в тюрьме.
В последний день перед казнью Маркос подарил ей грецкий орех. По совету кота Ника (который на самом деле не убежал, а прятался в укрытии) девушка разбила его и достала письмо.
Письмо имеет смысл привести полностью:
"Милая Пилар... Спасибо тебе за всё! Если снова случится засуха, и ты не испугаешься смертной казни, я скажу тебе заклинание, как вызвать дождь. Но его нужно читать, сидя на крыше или на высокой стене, и рядом непременно должна быть чёрная кошка....
Прощай!
Алехандро Маркос".
Девушка с трудом забралась на крепостную стену и достала грецкий орех. Рядом сидел Ники.
Сейчас она вызовет дождь - и потушит костёр.
Общее впечатление
Художественное впечатление самое благоприятное. Написано интересно, читается легко.
И проблемы затронуты серьёзные. Настолько серьёзные, что хочется выть от описанных в рассказе событий.
Что понравилось
Очень понравилась способность автора излагать кратко, но ёмко. Даже некая 'белая зависть' появилась. У меня-то с этим большие проблемы...
Понравились оба героя. Чистые сердцем, смелые, готовые к самопожертвованию.
Понравилось отношение автора к злу - решительное и беспомпромиссное.
Что не понравилось
В первую очередь бросается в глаза некоторая логическая нестыковка.
Маркос пишет в письме:
"Если снова случится засуха, и ты не испугаешься смертной казни, я скажу тебе заклинание, как вызвать дождь".
Но ведь завтра казнь! Произойдёт она, скорее всего, на рассвете (была у инквизиции такая традиция - на рассвете казнить). Так что это свидание почти наверняка последнее. Когда же Маркос собирается передавать своё заклинание?
Может быть, будет ещё одно свидание - поздно вечером или рано утром? Совсем рано? Но полагаться на такой вариант было бы для Маркоса большим легкомыслием.
Гораздо надёжнее было бы написать заклинание на бумаге и сунуть в тот же самый орех. Но тогда и процитированный фрагмент письма выглядел бы по-другому. Примерно так:
"Если снова случится засуха, и ты не испугаешься смертной казни, используй заклинание, вызывающее дождь. Ты найдёшь его в этом же орехе".
Честно говоря, с главными героями рассказа не всё в порядке. Да, они борются с жестокой средневековой системой. Но делают это наивно, легкомысленно и, можно даже сказать, неадекватно.
Начнём с Маркоса.
Его ошибка заключалась вовсе не в том, что он вызвал дождь. Ошибка была в том, что об этом узнали посторонние. Ведь наверняка это действие можно было сделать как-то незаметно!
Да и то, что он передал Пилар заклинание, ничего не сказав ей о мерах предосторожности... Может быть, потому, что сам о них ничего не знал?
Вообще возникает вопрос: каким образом человек сумел выучиться магии, не научившись умению скрывать это знание? Как он вообще сумел пережить годы учёбы?
А потом у меня возникла странная мысль: а, может быть, и не было их, этих годов учёбы? Раз Пилар за несколько минут сумела освоить заклинание, вызывающее дождь, то, может быть, знания Маркоса тоже не очень глубоки, - и получены так же 'походя'? Тогда его не совсем адекватное поведение вполне понятно...
Теперь их общая... Нет не ошибка, а, скорее, проблема.
В инквизиции ведь наверняка не дураки работали. И то, что Пилар посещает опасного преступника, не могли не заметить.
Почему сразу не арестовали? Тут могло быть две причины: или они всё-таки старались не трогать невиновных (с их точки зрения) людей, либо просто дополнительный материал собирали.
Мне более правдоподобным кажется второй вариант. И ещё я почему-то уверен, что камеру прослушивали. Опять же - с целью получения дополнительного материала.
Можно подумать, что Маркос подставлял девушку. Косвенно - да. До прямой вины его в этом нет. Вслух об этом не скажешь (ведь прослушивают же). Остаётся сводить разговор к разным нейтральным темам (типа сказок).
Кстати, при передаче ореха он сказал очень осторожную фразу 'Ты любишь орехи? Возьми". Даже не намекнув, что этот орех чем-то необычен и что внутри него что-то находится.
Была при этом, конечно, вероятность, что Пилар в ближайшее время его так и не раскроет, так и не узнав заклинание, вызывающее дождь. Но, похоже, это Маркоса не очень и волновало. Ну, не узнает, - значит, не судьба... Зато живой останется!
Кстати говоря, такое 'отстранённое' отношение к тому, освоит Пилар заклинание или нет, говорит как раз о том, что заклинание Маркос дал ей исключительно для борьбы с засухой, - а вовсе не для собственного спасения. Вопросы собственного спасения люди на самотёк не пускают...
Но самый неадекватный поступок совершает (точнее пытается совершить) как раз Пилар. Я имею в виду попытку спасения Маркоса. Да, да, именно попытку. - а вовсе не полноценное спасение. И я сейчас попытаюсь это объяснить.
Вот представьте себе такую картину. Начинается казнь. Поджигается костёр. И вдруг начинается дождь и костёр гаснет. Что, после этого осуждённого освободят? Да ни за что! Дождутся хорошей погоды и всё равно сожгут!
А колдунью, вызвавшую дождь, скорее всего, поймают. И тоже сожгут.
Так что Маркос хоть что-то полезное сделал - людей (хотя и неблагодарных) от голодной смерти спас. А Пилар суждено сгинуть зря. И Маркоса она не спасёт, и сама погибнет. Такой вот грустный итог.
Хочу заметить - то, что я так подробно пишу о недостатках, вовсе не означает, что рассказ мне не понравился. Просто затронутые проблемы очень сложны.
Пожелания автору
Во-первых, развивать свою замечательную способность: писать кратко и ёмко.
Во-вторых, не забывать прорабатывать в произведениях мелкие подробности.
Водила везёт пустые контейнеры. Местность глухая. Скучно...
Как бы не заснуть. Тогда - беда!
Вдруг водила замечает сбоку что-то интересное. Он глушит двигатель и съезжает на обочину.
А там тонут маленькие букашки. Водила начинает их спасать. А букашки пищат 'ой-ой-ой'!
Водила пытается повторить их писк, и букашки затихают.
А водила возвращается на дорогу и двигается дальше.
Букашки пищат чуть более отчетливо:
- Ной, нас спас Ной!..
Последний абзац рассказа буквально всё переворачивает. Оказывается, водила двигается по космическому пространству, а его маршрут - половина Галактики.
Значит, кусочек пространства, который был залит водой, был не маленькой кочкой, а целой планетой!
Общее впечатление
Сначала рассказ вызывает некоторое недоумение. Обычный водитель, обычный маршрут. В общем, обычная история. Скучно... Где же тут фантастика?
Но последняя строка всё искупает. И думаешь: 'Ай да автор! Вот придумал, так придумал!'
Что понравилось
Блестяще закрученная интрига. Это раз.
Умение писать коротко, но ёмко. Всего 2 килобайта (при очень неэкономном программировании) - а получилась полноценная миниатюра! Это два.
Написано интересно - и читается легко. Это три.
Что не понравилось
Можно было бы, конечно, придраться к деталям. Например, обратить внимание на то, что в библейском сюжете Ной - это обычный человек, а не сверхсущество.
Но я не стану придираться к деталям...
Пожелания автору
Мне бы всё-таки хотелось прочитать чуть более развёрнутый вариант этого рассказа. Тем более что у автора в распоряжении есть ещё 3 килобайта резерва. А если убрать пустые строки между абзацами - то и больше!
Всё началось с постройки огромного корабля под названием 'Посланник Солнца'. Он строился целых двадцать лет.
Корабль был просто замечательный! Не могу обойтись без цитаты:
'Это был огромный цилиндр высотой пятьдесят километров и диаметром двадцать. С одной стороны имеющий приемник основного питающего излучения от лазерной станции вблизи Солнца и фотонные двигатели, а с другой огромный щит из бериллия. Корабль был обвит тремя огромными сверхпроводящими катушками резервного хранения энергии и усеян холодильниками-излучателями. Внутри он походил на огромную залитую светом зеленую долину, с реками, лесами и озерами, несколькими городами. По оси цилиндра в облаках проходил резервный линейный термоядерный реактор, а вдоль него каждый день двигался огромный светильник, воссоздавая Солнце в условиях Земли. Корабль вращался и этим создавал на своей внутренней поверхности "исскуственное притяжение" необходимое для комфортной жизни людей, растений и животных.
В экипаже корабля были самые смелые и талантливые люди Земли. Каждый из них знал, что обратно в Солнечную систему уже не вернется.'
Десять лет летели без происшествий. А потом в корабль попала комета. Защитная система не успела вовремя сработать.
Корабль оказался очень сильно повреждён.
Середина рассказа посвящена описанию этих самых повреждений. А конец описывает процесс их устранения.
Важен итог - в конце концов все повреждения были устранены, и корабль спокойно полетел дальше.
Общее впечатление
Начало рассказа выглядит интригующе. Не зря я такую огромную цитату привёл.
А вот конец разочаровывает. Вместо ожидаемой интриги - описание аварии с излишком техничских подробностей.
Говоря честно, это больше похоже не на рассказ, а на фрагмент большого романа. В этом качестве он выглядит естественно и уместно.
Что понравилось
Главное достоинство автора - он умеет писать ярко и интересно. Даже когда идёт речь о технических подробностях.
Вообще, судя по всему, в науке и технике автор разбирается. И хорошо владеет жанром 'классической' научной фантастики. Это тоже ценные качества.
И сжато излагать свои мысли автор умеет...
Что не понравилось
Автор, к сожалению, легко переходит грань, за которой интересные технические подробности переходят в подробности скучные. Насколько легко было читать описание конструкции корабля, настолько громоздкими и малопонятным получилось описание самой аварии и процесса её устранения. Причём у меня при чтении было стойкое ощущение, что сделать его интересным было бы не так сложным. Если бы автор перед собой эту цель из виде не упускал...
Далее, автор фактически попытался оформить кусок романа как рассказ. Я думаю, это не совсем то, что ожидают читатели.
Пожелания автору
Укреплять свою сильную сторону: ярко, сильно и интересно писать. При этом соблюдая некоторую осторожность при изложении технических подробностей.
Если этот рассказ действительно отрывок из романа - дописать этот роман. И на Самиздате выложить.
Двое учёных - Игорь и Света - разработала телепортатор. И стала его испытывать.
Сначала с его помощью перемещали чугунные гири. С ними всё было в порядке. Затем настала очередь животных. И вот тут начались проблемы.
Во-первых, все животные теряли в весе во время процедуры перемещения. Это уже было странно.
Во-вторых, серьёзно изменилось их поведение. Курица с перестала высиживает яйца, пес укусил хозяина, кошка бросила своих котят.
Так что, хотя животные внешне не изменились, в аппарате с ними явно что-то произошло!
Это был тупик...
Чтобы выйти из него, Игорь решил послать через телепорт добровольца. Себя самого.
Напрасно Света его отговаривала, убеждая, что прошедший через телепорт, скорее всего, теряет душу.
Но Игорь в существование души не верил. А изменения? Человек тем и отличается от животного, что способен понять и проанализировать то, что с ним происходит. После переход он обязательно поймёт, в чём тут дело!
И вот Игорь зашёл внутрь телепортатора. Эксперимент начался...
После телепортации Игорь физически не изменился. Лишь двадцать с половиной граммов потерял. Зато во всем остальном...
Но тут я решил сам рассказ процитировать. Лучше мне всё равно не сказать.
'Мозг ученого не пострадал, так же, как и его тело. Он мог производить сложные вычисления, читать и пересказывать прочитанное, в памяти его сохранились имена знакомых ему людей и то, кем они ему приходились. Исчезли лишь воля, желания, стремления, чувства и эмоции. Игорь целыми днями аморфно просиживал в кресле, уставившись в одну точку. Он ел, когда ему давали еду, пил, когда приносили воду, спал, когда говорили, что пора спать; ничего не просил и ни о чем не спрашивал, хотя сохранил способность к человеческой речи. Почти на все вопросы он отвечал односложно и по существу. По просьбе мог сложить и умножить числа, объяснить принцип действия своего изобретения, рассказать одно из выученных в детстве стихотворений. Но на некоторые вопросы ответа у него не было, и со временем Светлана просто перестала их задавать. Игорь не только не мог сказать, любит ли он по-прежнему свою жену, не под силу ему было даже выбрать блюдо себе на обед.'
Вот такой грустный результат. Судя по всему, Игорь действительно душу потерял.
И не было никакого способа вернуть её обратно...
Общее впечатление
Рассказ сразу же захватывает и читается на одном дыхании. И конец не разочаровывает.
Правда, некоторое ощущение незавершённости всё же остаётся. Совсем небольшое.
Что понравилось
Очень актуальная тема. Просто невероятно актуальная. Сейчас ведь разрабатываются многие научные направления, тесно связанные с самой сущностью сознания. Не только телепортация, но заморозка с целью дальнейшего воскрешения, клонирование, пересадки областей мозга... Если чётко не понимать, что такое сознание, тут такого можно наворотить!
И написан рассказ очень хорошо. Чёткая линия событий, лёгкое и приятное изложение.
Что не понравилось
Упомянутая мной раньше лёгкая незавершённость. Никак не могу избавиться от ощущения, что рассказ чуть-чуть не дописан.
Хотя, может быть, я просто придираюсь...
Пожелания автору
Если Вы не войдёте в состав победителей - попробуйте переработать эту миниатюру в полноразмерный рассказ. Я уверен - получится очень хорошо!
Герои этого - два загадочных персонажа: Старый и Хитрая.
Кто они такие? Автор прямо не говорит. Даже толком и не намекает.
Практически весь рассказ заполнен описаниями событий, которые происходят со Старым и Хитрой. Но кто они такие - так всё время и непонятно. Почти до самого конца.
Ясно становится лишь в самом конце. Кстати говоря, очень грустном.
Общее впечатление
В самом начале чтения я испытал некоторое недоумение. Потом личности главных героев меня заинтриговали. А конец - восхитил. В эстетическом плане.
А в сюжетном плане - расстроил. Слишком грустно всё закончилось...
Что понравилось
В первую очередь - великолепная интрига длиной во весь рассказ. Во-вторых - замечательная реализация.
По-моему, этому вполне достаточно...
Что не понравилось
Лишь одно - плохой конец.
По-моему, такие замечательные герои заслуживают лучшего.
Пожелания автору
Посмотрел Вашу страницу.
Маловато... С Вашим талантом имеет смысл писать гораздо больше!
К президенту (судя по дальнейшему изложению - всей Земли) пришел министр обороны. И сообщил очень плохие новости.
С Марса была передана жуткая видеофонограмма.
На невероятно реалистичном объёмном изображении были видны жадные языки пламени, вспышки бластеров, залитые кровью стены и пол, горы изувеченных тел. И слышны вопли, стоны и грохот очередей.
Анализ переданной информации показал, что на колонию напали враждебно настроенные пришельцы. Они уничтожили всю колонию и, похоже, собираются атаковать Землю.
Что тут можно было сделать? Вроде бы ясно - немедленно отправить туда флот. И уничтожить пришельцев.
Но тут есть одна трудность: корабли доберутся до Марса в лучшем случае через год! За это время пришельцы построят на захваченной планете военные базы.
Имелся, правда, альтернативный вариант: мобильный телепорт, который можно создать в любом месте солнечной системы. Благодаря ему эскадра может добраться до Марса за пару часов.
Но у этого телепорта имелись два недостатка. Во-первых - чрезмерный расход энергии. Во-вторых, использовать его было просто опасно. В любой момент он мог превратиться в сгусток тёмной материи.
Но президент решил рискнуть...
На следующий день с Земли вылетели два десятка военных звездолётов, оснащённых самым современным оружием. Они прошли через телепорт и быстро приблизились к Марсу. Командующий эскадрой уже собрался отдать приказ атаковать.
Неожиданно раздался сигнал связи и на экране появился командир марсианской базы. И спросил, зачем эскадра прибыла к Марсу.
Командующий эскадрой очень удивился. Как это зачем? Разве не с Марса послали сигнал бедствия, что на базу было совершенно нападение пришельцев? Вот эскадра и прилетела на помощь.
Тут настала очередь удивляться командиру марсианской базы. Какое нападение пришельцев? Никто не посылал никакого сигнала!
В общем, выяснилось следующее.
Бойцы базы увидели трейлер нового голофильма "Кровавая баня в марсианском аду". Он так им понравился, что они послали на Землю запрос, чтобы им прислали копию. Зачем-то включив в сообщение отрывки из трейлера.
Командир марсианской базы громко расхохотался. С его точки зрения, это была очень остроумная шутка.
Но смеяться тут было не над чем.
Телепорт, превратившись в сгусток тёмной материи, разорвал гравитационные связи между планетами солнечной системы. Земля стала быстро отдаляться от Солнца, обрекая на смерть всех своих обитателей.
Общее впечатление
Главное впечатление - ужас перед человеческой глупостью. Вот так, особо и не задумываясь, взять и погубить Землю...
А потом в голову приходит ещё более жуткая мысль: а ведь такое может случиться не только в будущем! Разрушительных средств и в наше время успели накопить изрядно, а глупости во все времена хватало.
Да, страшно, друзья мои! Очень страшно!
Что понравилось
Во-первых, стандартный набор достоинств. Актуальность, глубина, чёткий сюжет, стиль.
Но есть в этом рассказе достоинства, так сказать, и нестандартные.
Во-первых, умение 'втиснуть' в малый объём текста огромный объём информации! Как миниатюру в четыре килобайта написать так, чтобы она выглядела полноценным рассказом килобайтов так в десять - этого я не понимаю!
Ещё одно достоинство - невероятная яркость, объёмность и выпуклость изложения. Посмотрите, например, как автор описывает проход космическими кораблями телепорта:
'В телескопы можно было наблюдать созданный телепорт, который выглядел, как искажение карты звёздного неба, если смотреть на него через стеклянную ножку бокала. Один за другим корабли приближались к нему и бесследно исчезали'.
Что не понравилось
Не понравилось мне лишь одно: автор так толком и не объяснил, каким образом с Марса на Землю пришло это страшное видео.
Ведь для того, чтобы заказать фильм, достаточно послать короткую фразу. И для этого вовсе не нужно демонстрировать отрывки из трейлера.
Это вовсе не значит, что я сомневаюсь в том, что бойцы базы не могли послать это слишком реалистичное видео. Могли! Ещё как могли! Но вот почему они это сделали? Что бродило в это время в их дурных головах? Это читателю тоже очень интересно.
Тем более место есть. Ещё целый килобайт свободен...
Пожелания автору
Пожеланий, собственно говоря, целых три.
Во-первых, продолжать писать дальше.
Во-вторых, совершенствовать свою замечательную способность 'плотного изложения'.
В-третьих, не забывать разъяснять читателю мелкие сюжетные подробности.
Некая фирма изобрела прибор, позволяющий определить, насколько человек обладает свободой воли. И начала его массовую продажу.
Люди покупали его не только из чистого любопытства. Во-первых, создатели прибора уверяли, что он не только определяет уровень силы воли, но также этот самый уровень увеличивает. А ведь каждому охота стать более волевым!
Но главным стимулом было то, что тем, у кого сила воли оказывалась особенно высока, обещали бесплатную поездку в развлекательный центр Лас-Ганимед.
Люди даже не представляли, насколько нагло и цинично их обманывают!
Никто не собирался отправлять выигравших на Ганимед. Вместо этого их отправляли в пояс астероидов - добывать редкие ископаемые.
Вроде такое невозможно? Ведь у пропавших людей были родственники? Они бы обязательно стали искать своих пропавших близких!
Родственники? У выигравших никаких родственников не было! Их специально по этому принципу отбирали. Так что и сам тест был обманом!
Кстати, одинокие люди не удивлялись, что выбрали именно их. Они ведь привыкли считать себя самыми свободолюбивыми...
Преступный бизнес получился очень выгодным. Теперь хозяева фирмы думают о его расширении...
Общее впечатление
Несмотря на фантастический жанр, рассказ очень актуальный. Сегодня нас кормят ядовитыми продуктами и травят сомнительными лекарствами - а это, по существу, ненамного отличается от того, что написано в рассказе.
Так что прочитал на одном дыхании.
Что понравилось
Тема животрепещущая (не в плане тестирования воли, а в плане произвола ТНК), идея ясная, написано легко. Всё на 'отлично'!
И ещё - автор не просто мастер миниатюр, а супермастер. В три килобайта сумел вместиться!
Что не понравилось
Не то что не понравилось - но как-то заставило задуматься.
Основная идея, собственно говоря, не фантастическая. Фантастика лишь придаёт ей специфический антураж.
Ну это так, к слову. Антураж-то ведь получился красивый... и убедительный...
Пожелания автору
Как я уже сказал, Вы настоящий мастер миниатюр.
Не забывайте этот жанр.
Хотя я почему-то думаю, что у Вас и романы не хуже!
В некотором царстве, в некотором государстве остановилось время.
Ну не совсем, конечно, остановилось... Просто перестали происходить самые значимые события. Люди в царстве теперь не рождались и не умирали.
Время остановилось десять лет назад. Тогда у короля заболел сын. За морями существовало лекарство от его болезни - но доставить его не успевали. Тогда король обратился за помощью к часовому мастеру. Лучшему в королевстве.
И мастер помог. Остановил время с помощью часов на здании городской ратуши.
А потом пропал. И вот уже десять лет всё королевство мучается с остановившемся временем.
И вдруг один из героев рассказа вспомнил: да ведь он ведь и есть тот самый пропавший мастер! А также вспомнил и всё остальное...
После выздоровления сына король предложил ход времени не возвращать. Мол, так гораздо лучше...
Мастер отказался. Тогда его попытались убить.
Не добили... Мастер выжил. Только память потерял.
Но теперь он обязательно восстановит ход времени!
Общее впечатление
Произведения про время читать всегда интересно. Особенно если в них не упрощаются возникающие при этом проблемы.
Недовольство жителей королевства очевидно. Но ведь, с другой стороны, и короля понять можно.
Кстати, описанные в рассказе проблемы немного похожи на те, которые возникают при повышении продолжительности жизни.
Что понравилось
Тема интересная, сюжет чёткий, написано легко.
Так что читал с огромным удовольствием.
Что не понравилось
При чтении рассказа у меня возник вопрос: а где проходит граница между 'нормальным' и 'ненормальным' ходом времени. И не может ли, например, женщина, у которой 'остановилась' беременность, поехать в соседнее государство и спокойно родить там.
С другой стороны, я понимаю, что автор жёстко связан объёмом рассказа. Так что это не замечание, а, скорее, придирка.
Пожелания автору
Напишите что-нибудь ещё про время!
У Вас это замечательно получается!
Дочка принесла домой котёнка. Мама против этого не возражала. А вот отец был против.
Отец, кстати, в космической отрасли работал. Вот и решил он кота этого в космос отправить. Нехорошо так отправить - без возврата. Да ещё с мучительным концом.
И коту бы действительно конец пришёл - но появились инопланетяне, забрали к себе и стали исследовать. А в знак благодарности за полученные научные данные сделали коту два царских подарка: разум и долголетие. И самое главное - спасли, обеспечив мягкую посадку космической капсулы.
Теперь кот людей не любит и боится. Предпочитает вести бездомную жизнь. С разумом это не так трудно.
А ночью кот смотрит на звёзды и вспоминает добрых инопланетян.
Общее впечатление
Рассказ хороший и добрый.
Добрый не в плане 'розовых соплей', а в части осуждения зла и жажды добра.
Это его свойство - главное, что бросается в глаза при чтении.
Что понравилось
Ясная позиция автора, чёткий сюжет, хороший стиль - всё это явные плюсы.
Но главные его плюсы - актуальность и глубина.
Что не понравилось
Рассказ выглядит немного скомканным.
Но это, скорее, недостаток формы. В 5 килобайтов много не впихнёшь...