Андрей случайно наткнулся на интересное объявление: 'Самый приятный способ заработать в Интернете'.
Оказалось, можно играть и одновременно зарабатывать деньги! Реальные деньги! И действительно быстро!
Игра оказалась простая, но интересная. Что-то вроде 'Тетриса'.
Андрей быстро освоил её. И стал довольно резво увеличивать мастерство.
А через час ему было предложено дальше играть на деньги... Пока что электронные...
Даже если говорить точнее - на некие условные рубли, существующие внутри игрового сайта. Но декларировалось, что эти деньги легко можно будет вывести в электронный кошелёк любого типа...
Андрею, как начинающему, даже был предоставлен небольшой электронный кредит - двести рублей. Правда, начав играть, он очень быстро его растратил. И уже готов был с сожалением покинуть игру, когда узнал, что здесь можно играть в долг - до трёхсот рублей.
Через некоторое время его долг пересёк отметку '100 рублей'. А потом процесс пошел в обратную сторону - и Андрей начал выигрывать. Потому что понял один очень важный секрет.
В отличие от обычного 'Тетриса', в этой игре была начальная позиция, определяемая случайным образом. Причём с самого начала нетрудно было понять, какая позиция хорошая, а какая - плохая. Так вот, от 'плохой' позиции можно было заранее отказаться. Правда, это считалось проигрышем, - а за проигрыш вычиталась некая электронная сумма. Но, поскольку сумма эта была небольшая, выгоднее было пропустить несколько неудачных конфигураций, а потом сыграть с удачной - и выиграть!
Эта система прекрасно работала, и долг на счету Андрея стал быстро уменьшаться. А потом деньги и вообще пошли 'в плюс'! Правда, 204 рубля неожиданно превратились в четыре - но Андрею было заявлено, что он вернул начальный кредит. И что теперь все деньги на счету - без всяких оговорок его!
А ещё через двадцать минут выскочило всплывающее меню, сообщившее, что учебный интерфейс заменяется на рабочий.
Было такое ощущение, что этот самый рабочий интерфейс создавал какой-то садист. Всё в нём было страшно неудобно. А главное - на экране отсутствовала общая сумма денег на счету. Более того - при просмотре этой суммы с неё снимался один рубль. Так что лишний раз не посмотришь!
Был и ещё один неприятный момент. Теперь выигрыш не начислялся ему целиком.
Нет, конечно, сразу после окончания игры на экране появлялась полная сумма выигрыша. Но потом откуда-то выскакивали штрафные очки, и начисленная сумма выигрыша становилась раза в полтора меньше.
В общем, следующие сорок минут игры с рабочим интерфейсом не принёс ему никакого удовольствия. Всё, надо было кончать! Да и выигрыш он, скорее всего, весь растратил. Где тут можно выиграть - со штрафными-то очками?
Но ощущение проигрыша оказалось обманчивым. Оказалось, всего он выиграл почти триста рублей. Нет, надо было поиграть ещё!
А что интерфейс такой неудобный - так ведь можно и потерпеть! Не в каждом ведь месте деньги даром платят!
В общем, за этот вечер он выиграл полторы тысячи рублей. Это конечно, была сущая мелочь - но он получил их не за работу, а за игру!
Было ещё одно опасение - что эти виртуальные игровые деньги не удастся перевести на электронный кошелёк. Но и тут, как ни странно, обошлось почти без проблем. Да, два раза операция почему-то обрывалась - но на третий весь выигрыш оказался в электронном кошельке Андрея.
Засыпая, Андрей подумал, что сегодняшний день неожиданно получился удачным...
* * *
Через две недели Андрей понял, что окончательно подсел на эту дурацкую игру!
Именно дурацкую! Потому что удовольствия от процесса он не получал никакого. Всё дело было только в деньгах.
И это было особенно обидно...
Вообще-то Андрей был ярым игроманом, и в 'запои', связанные с новыми играми, впадал неоднократно. Дела его напрочь останавливались - а он без передышки играл. Но, похоже, до последних стадий игровой зависимости всё-таки не дошёл - потому что минимум через неделю как-то брал себя в руки.
И наступал период самоугрызения. Андрей стирал с дисков все игры, каждую минуту свободного времени посвящал чему-то полезному. Даже законные (в обычное время) пятнадцать минут после обеда и ужина он не играл, а занимался чтением технической документации. И навёрстывал упущенное (по крайней мере, так ему хотелось думать).
И где-то через месяц ущерб от 'игрового запоя' забывался - оставались только смутные, но тем не менее приятные воспоминания о процессе игры.
А тут никакого желания играть не было. Была лишь возможность быстро и легко разрешить денежные проблемы.
Раньше он как-то обходился. Ведь всегда можно заработать или, на худой конец, занять. Но у каждого из этих способов был свой недостаток. 'Заработать' не давало мгновенного результата, а 'занять' - связано с определённым психологическим дискомфортом. А тут так здорово - быстро и без психологических издержек.
Нет, издержки всё-таки были - отсутствие удовольствия при игре. А удовольствия не было, потому что игра сделана была по-дурацки.
Ситуацию усугубляло то, что мастерство Андрея росло и выигрывал он всё больше и больше. Соответственно больше становился и соблазн поиграть ещё раз.
Где-то на задворках сознания билась мысль: нет, так быть просто не может! Деньги просто так никто не платит!
Здесь явно был какой-то подвох. Но какой, Андрей так и не мог понять...
* * *
Большинство сослуживцев Андрея очень удивились бы, узнав о его проблемах. Он считался высокооплачиваемым специалистом, а такие люди не живут 'от зарплаты до зарплаты'. Его коллеги предпочитали тратить деньги осторожно, чтобы к моменту очередной зарплаты оставалась достаточно заметная сумма от зарплаты предыдущей. Так жить было надёжнее... И спокойнее...
Но у Андрея была другая философия: он считал, что деньги должны активно работать. И что любая отложенная покупка - это всегда убыток.
В какой-то степени он был прав. Цена на любой товар в любой момент может вырасти, так что не купил сегодня - переплатил завтра. К тому же, чем раньше купил - тем раньше начал пользоваться. Время ведь тоже ресурс небесплатный.
Стоп! Но ведь добывая 'халявные' деньги с помощью игры, он исходит как раз из 'бесплатности' времени!
Может быть, в этом и было главное логическое противоречие...
* * *
Но ведь на проблему можно было посмотреть и с другой стороны: рассматривать необычную денежную игру как своего рода работу. А работа не обязана быть приятной. Даже интересной она не всегда бывает.
Разве, например, будни мелкого частного предпринимателя не состоят из рутины, огромного количества муторных дел, недосыпов и прочих 'прелестей'? Почему бы не представить себе, что, играя в эту ненормальную игру, Андрей как бы занимается собственным бизнесом?
Но нет - что-то в этих рассуждениях было не так!
Во-первых, предприниматель, даже мелкий, занимает активную жизненную позицию. Он выбирает свой путь и сознательно по нему идёт. А Андрею казалось, что его несёт поток жизненных обстоятельств. Вот он случайно наткнулся на эту игру... Начал играть... Неожиданно для себя достиг в ней мастерства... И теперь, когда у него возникают мелкие материальные проблемы, его буквально толкает в объятия этой игры.
К тому же он начал замечать, что, получая мелкие повседневные выигрыши, он начинает проигрывать в глобальном плане. Время и силы действительно были не бесплатными. Тратя их на зарабатывание очередной мелкой суммы с помощью постылой игры, Андрей не так хорошо выполнял свои основные обязанности - и в результате где-то через два месяца терял гораздо больше, получив 'урезанную' премию.
Тут имели значение даже мелочи. Например, те 'бросовые' минуты во время поездок, когда нельзя было пользоваться электронной книгой - букридером. Эти короткие минуты Андрей раньше старался тратить на обдумывание будущих работ - а теперь он в это время думал, как получше обмануть ненавистную, но такую навязчивую программу.
В общем, получалось, что ему в своё время жутко не повезло, что он как-то случайно наткнулся на этот странный способ заработка в Интернете...
* * *
Но однажды Андрей сказал себе: 'хватит!'. И, стиснув зубы, отложил на месяц пару важных покупок. Чтобы, значит, деньги свободные всё время были и необходимости их игрового зарабатывания не возникало.
Но продержался он чуть больше двух недель. Ведь одно дело - объективное ограничение, и совсем другое - самоограничение. Только очень волевые люди относятся ко второму так же серьёзно, как к первому. В этом плане Андрей, похоже, был недостаточно волевым...
Собственно говоря, вначале он и не хотел ничего нарушать. Просто, планируя свои покупки, рассчитывал на определённую сумму премии. А премия вдруг оказалась гораздо меньше. Вот так он и вышел из лимита...
Начиная играть после двухнедельного перерыва, Андрей ожидал, что его уровень ввиду отсутствия практики существенно упадёт. Ничего подобного! Если он даже и упал, то на глаз это было абсолютно незаметно.
Наоборот - почему-то после перерыва его квалификация стала день ото дня расти. И когда, подсчитав, Андрей увидел, что игрой зарабатывает больше, чем на службе, он понял, что пропал. От такого соблазна ему точно не отказаться...
Справедливости ради надо сказать, что несколько попыток 'получить свободу' он всё же сделал. Но, как и следовало ожидать, эти попытки были безрезультатны.
* * *
Не сумев решить проблему радикальным способом, Андрей начал искать всякого рода компромиссные решения. Вроде того, как курильщики ограничивают себя: когда можно курить, а когда - нельзя.
Но и тут ничего не вышло. Потребность в игре (точнее, в её результате) появлялась внезапно и никакому контролю не поддавалась.
Оставался последний рубеж обороны - как-то минимизировать неприятные эмоции, связанные с игрой.
Андрея очень раздражали всякие садистские штучки вроде отсутствия на экране количества выигранных очков, небесплатное получение информации, штрафы, вычитаемые после каждого выигрыша и многое другое в том же роде. Но эти параметры управлению не поддавались - с ними оставалось только смириться.
А вот действующий на нервы звук, оказывается, можно было отключить. Более того - система отключения звука была достаточно гибкая - что-то можно было убрать, а что-то - оставить.
Андрей решил отключить практически все звуки - и музыку, и словесные комментарии, и шумовые эффекты. Оставить только предупреждающий звонок - очень полезную штуку, без которой выиграть было просто невозможно.
Но убиралось далеко не всё. Внезапно выяснилось, что во всех неприятных для игрока ситуациях звучало еле слышное, но очень неприятное чмоканье. Раньше Андрей его не замечал - очевидно, из-за музыки и шумовых эффектов, которые были гораздо громче. Но теперь они исчезли - и противный чмок буквально бил по ушам.
Андрей быстро нашёл в меню, как убрать этот звук (который официально назывался 'индикатор невезения'). Но вот незадача - при его отмене почему-то исчезал и предупреждающий звонок! А без этого звонка играть было абсолютно невозможно! Точнее говоря, играть-то, конечно, было можно - да вот выигрывать нельзя!
'Индикатор невезения' был настолько противен, что Андрей опять включил все отменённые звуки, надеясь, что они все вместе заглушат отвратное чмоканье. Не тут-то было. Хотя чмок был и тихий, он 'пробивался' через любой, самый громкий, звук. Для Андрея было загадкой, почему он не слышал его раньше. И пришёл к выводу, что, скорее всего, слышал, - но не различал.
Факт оставался фактом: теперь Андрей, играя, морщился не только от издевательского интерфейса, но и от противного чмоканья.
А дальше было ещё хуже: Андрей стал иногда слышать этот чмок, даже не сидя за компьютером. Обычно это происходило во время разного рода неудач.
В общем, поток отрицательных эмоций всё увеличивался....
* * *
Ещё одно обстоятельство вызывало серьёзное опасение: а вдруг эта странная игра вдруг исчезнет из Интернета? И тогда он окажется в более худшем положении, чем был до её появления: без 'шальных' денег, но с подорванной репутацией на основной работе. Но тут Андрей решил не заморачиваться: исчезнет - ну и пусть! Зато он получит, наконец, свободу! А что до репутации - так всегда можно перейти в другую фирму и начать всё сначала!
Было ещё и иное опасение: что на него каким-либо образом выйдут сотрудники налоговых служб и заставят уплатить налоги со всех выигрышей. А ведь в этом случае налоговая ставка 35 процентов! Немало!
Более того, по своей сути Андрей был законопослушным гражданином и понимал, что это именно он должен первым прийти в налоговую инспекцию и рассказать о своих новых доходах. Тем более что как раз начинался отчётный период.
Останавливали его три причины.
Первая - в нашей стране слова 'правильно' и 'разумно', к сожалению, не всегда синонимы. Андрей знал массу случаев, когда человек поступал правильно - и получал в результате массу проблем. А другие в той же ситуации продолжали поступать неправильно - и никаких проблем не имели!
Вторая причина имела чисто иррациональный характер. Вся эта история с игрой выглядела очень странно. А Андрею вовсе не хотелось стать героем странной истории.
Третья причина, наоборот была весьма тривиальна: а с чего он будет платить налог? Выигрыши-то все потрачены? Так что тут был один выход: продолжать активно играть, откладывая фиксированную долю (например, половину) на погашение налога. Если активно этим заниматься, он вполне может успеть до конца отчётного периода!
А пока он копит деньги, можно не торопясь обдумать все остальные обстоятельства!
Приняв такое решение, Андрей с удвоенным рвением принялся за игру. И сразу же заметил, что его квалификация вновь стала повышаться. Через некоторое время он обнаружил, что зарабатывает на игре примерно в пять раз больше, чем на основной работе.
Так что всё как будто устаканилось. Денег ему более чем хватало даже после откладывания половины выигрыша для уплаты налога. Об остальных проблемах можно пока не думать. Даже с противной, но такой полезной игрой он, в конце концов, смирился. Не жизнь а красота!
Андрей не осознавал, что в данной ситуации очень похож на страуса, при виде опасности глубокомысленно засунувшего голову в песок...
* * *
Неприятности начались неожиданно. Даже неприятностями их вначале было трудно назвать - так, всякие досадные мелочи...
Во-первых, Андрей несколько раз опоздал на работу.
Он вставал вроде бы вовремя - но в процессе сборов действовал как-то не совсем адекватно. Например, травмировал кожу во время бритья, а потом долго не мог остановить кровь. Или же закрывал дверь, а потом начинал сомневаться - выключил плиту или нет. И возвращался, чтобы проверить. Или забывал взять с собой что-то важное. Да мало ли случается всяких досадных мелочей?
Дальше - больше. Андрей начал спотыкаться буквально на ровном месте. А о лестницах и говорить было нечего - теперь он шёл по ним с предельной осторожностью, и всё равно несколько раз чуть не упал. И от автомобилей несколько раз еле уворачивался.
О работе и говорить нечего - у Андрея буквально всё валилось из рук.
В общем, по всем параметрам у него началась полоса неудач...
* * *
А потом начались и более серьёзные неприятности. Однажды утром, побежав в сторону автобуса, который должен был вот-вот закрыть двери, Андрей поскользнулся и очень больно ударился локтем левой руки об асфальт. Ни перелома, ни вывиха не было, но растяжение было довольно сильное. Как следствие - рука стала противно и нудно болеть.
Потом он не заметил слишком быстрого похолодания и оделся на работу слишком легко. И в результате простудился.
Вроде бы ничего страшного: посидел недельку на больничном - и выздоровел! Да вот только с выздоравливанием как-то затянулось... В результате пришлось выписаться на работу полубольным.
Первый день после болезни был ужасен. Самочувствие было отвратительным. Знобило. Всё буквально валилось из рук. Главное - голова совершенно не соображала. В общем, в этот день он сделал где-то в пять раз меньше, чем обычно.
Домой он шёл в расстроенных чувствах. И так задумался, что чуть не попал под машину. Резко отпрыгнув, он споткнулся и со всего маху упал на край тротуара.
Через миг он почувствовал в правой руке резкую боль. Рукой было просто невозможно шевельнуть.
Пришлось срочно ехать в травму.
Выяснилось, что на этот раз он получил перелом. Причем в довольно тяжелой форме.
Пришлось снова садиться на больничный...
Это был настоящий кошмар. Обе руки сильно болели (хотя сломанная, конечно, сильнее). Да и озноб никуда не прошёл - скорее, наоборот, усугубился. Голова сильно болела. Так что в таком состоянии даже читать было трудно!
Было совершенно непонятно: почему на него внезапно обрушилась эта полоса несчастий?
* * *
Андрей даже не догадывался, что виновник всех его неприятностей находится совсем недалеко от него - всего на расстоянии нескольких километров. И что он только что узнал, что с Андреем произошло что-то очень нехорошее. И новость эта повергла таинственного незнакомца в ужас.
Впрочем, почему незнакомца? Это для Андрея он был незнакомцем. А вообще-то его звали Олег. Работал он в небольшой, но преуспевающей, фирме по производству компьютерных игр.
Щедрая игра, на которую 'подсел' Андрей, была разработана Олегом. И была она частью более крупного проекта c условным названием 'Торговцы везением'.
Только недавно в этом проекте что-то пошло не так. И все, случившееся с Андреем, было как раз незапланированным результатом реализации этого проекта.
* * *
Началась вся эта история с того, что однажды Олег серьёзно задумался о том, что такое везение и невезение.
Вроде бы тут всё понятно. Везение - это благоприятная случайность, а невезение - неблагоприятная.
С другой стороны, в жизни людей часто бывают полосы везения и невезения, которые случайностью объяснить очень трудно. Достаточно с помощью теории вероятности прикинуть шанс возникновения такой полосы - и он оказывается исчезающе мал.
Но ведь такие полосы удач и неудач встречаются на каждом шагу! Так что - математика ошибается? Вряд ли! Значит, мы при подсчете исходили из неверной предпосылки. Получается, главная причина полос везения-невезения - не во внешних случайностях! А в чём же тогда?
Стоп! Может быть, ещё где-то есть ситуации, когда случайность явно отсутствует, а слова 'везение / невезение' всё же употребляются?
Да сколько угодно! Например, есть люди, которые всё делают не так без всяких случайностей. Имеется в их поведении некий элемент неадекватности. Таких людей обычно называют нелепыми и неумелыми - но иногда и невезучими.
Может быть, и с обычными людьми происходит что-то подобное? Сидит внутри них такой маленький 'вредитель', который всё по-мелочи портит. А людей, у которого такого 'вредителя' нет или он слаб, называют 'везунчиками'. Им каким-то непонятным образом всё удаётся.
Кстати говоря, интенсивность действия этого 'вредителя' (которого можно назвать 'фактор невезения'), вполне может меняться во времени. Причём не обязательно случайным образом. Отсюда 'светлые' и 'тёмные' полосы.
Ведь если такой внутренний 'вредитель' существует, возможности у него поистине безграничны. Под руку в неудачный момент толкнуть, заставить что-то важное забыть, болезнь усугубить, внимание отвлечь. Человеку кажется, что всё это внешние случайности - а на самом деле это его подсознание 'дурит'!
* * *
Вначале Олег сам не поверил своим выводам. 'Внутренний вредитель'? Да такого ведь просто не бывает! А потом подумал - и понял: бывает! Ещё как бывает!
Взять, к примеру, неврозы. Ведь это реакция подсознания на какие-то жизненные проблемы. Подсознание как бы предлагает (точнее, навязывает) свой вариант решения этих проблем. Но этот вариант, как правило, настолько странный, что это решение часто оказывается хуже самой проблемы.
Олег вспомнил пример из учебника, как один молодой человек боялся, что будет плохо выглядеть на свиданьи с девушками. Подсознание восприняло это по своему: что он боится девушек. И поэтому перед каждым свиданием у него неизвестно откуда появлялись озноб, кашель и насморк. В результате на свидание он не шёл, то есть источник раздражения как бы отменялся. Но молодого человека такой способ решения этой проблемы приводил в отчаяние.
Олегу сначала показалось, что он просто открыл (точнее, предугадал) ещё один вид невроза. А потом понял: нет, это не невроз! Неврозы всё-таки удел меньшинства. А 'налог невезением', судя по всему, брался у большинства населения Земли.
* * *
Теперь бы ещё понять, зачем вообще в человеческой психике возникла такая странная конструкция?
Может быть, для тренировки выживания? Искусственное невезение создавало более жёсткие условия. Значит, в экстремальной ситуации это механизм должен отключаться?
А может, такой механизм отключается, но не для всех? От слабых исходят какие-то 'сигналы невезения', а сильные становятся как бы 'везучими'. Причём эти 'сигналы' для сознания практически незаметные - например, лёгкие оттенки голоса. Но подсознание их прекрасно различает. И вот удача 'перетекает' от одного человека к другому...
А если этих людей соединить искусственно? Например, с помощью какой-нибудь сетевой игры?
И такая игра была создана. Именно на неё и наткнулся Андрей.
Он не догадывался, что все факторы психологического дискомфорта имели одну цель - чтобы он почувствовал себя неудачником. Противное чмоканье было акустическим каналом для 'перекачивания' удачи. А деньги, получаемые Андреем, были маленькой частью огромных сумм, которые платил человек, покупавший везение!
* * *
Олег вспомнил, как радовался, когда игра, наконец, заработала. Точнее, не игра, а торговля везением... Желающих купить этот редкий товар оказалось много. Вначале они сомневались, но после первых неожиданных удач готовы были продолжать сотрудничество, платя очень большие деньги.