"Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: "что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять". Тогда управитель сказал сам в себе: "что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом".
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: "сколько ты должен господину моему?" Он сказал: "сто мер масла". И сказал ему: "возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят". Потом другому сказал: "а ты сколько должен?" Он отвечал: "сто мер пшеницы". И сказал ему: "возьми твою расписку и напиши: восемьдесят".
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде."
(Луки 16:1-8)
Это притча Иисуса считается самой сложной и непонятной для толкования. Но это вовсе не так, если не делать двух ошибок: во-первых, не доверять следующему у Луки за притчей толкованию, поскольку Иисус предлагал Свои притчи, по обыкновению, без толкования и разъяснений; во-вторых, помнить о том, что Учитель в каждой притче ставил целью продемонстрировать ОДИНУ простую истину или поучение; ни в коем случае Его притчи не являются аллегориями, сложными учениями или морализаторством.
Данная притча сбивает с толка исследователей своими деталями и аморальностью неверного управляющего, которого господин в результате хвалит за обман. Попытки перенести это повествование на праведную жизнь верующего не могут быть успешны, но этого делать и не следует.
Подсказка дана самим Учителем в самом конце и смысл притчи в том, что для верующих людей и посланников Царства Небесного - сынов Света, - а именно им это было рассказано, следует проявлять не меньшую сообразительность, ловкость и даже хитрость в делах Царства Небесного, чем это делают сыны этого мира, которые очень деятельны, предприимчивы и изобретательны в поисках собственной выгоды и служению маммоне. Этим иносказанием Он мягко укоряет сынов Божьих, кто нерадив, пассивен и несообразителен на ниве духовного служения, в то время как неверующие сыны мира весьма успешны в своих земных делах. Он ставит верующим людям в пример не преступные методы ловких дельцов, а то, с каким находчивостью, усердием, рвением и умением они делают своё дело. И действительно, как часто можно наблюдать, что верующие не стараются, не умеют, да и не желают по-настоящему служить Царству Небесному, не радеют за дело Отца Небесного и не проявляют ни инициативы, ни сообразительности, ни гибкости, как будто их это вовсе не касается и это им не интересно...
Подводя итог: Учитель ожидает от сынов Света не меньших стараний в деле служения Богу, чем неверующие проявляют в своем личном обогащении, то есть прислуживании маммоне.