"И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что; написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя".
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же."
(Луки 10:25-37)
Законник этот, зная о нелицеприятном отношении Иисуса, дарующего Свою любовь представителем всех рас и народов, равно мужчинам, женщинам и детям, хотел своим вопросом про ближнего загнать Иисуса в ловушку. Ведь скажи Сын Человеческий прямо, что ближний - это каждый человек, кто оказался рядом, то Он был бы обвинен в ереси, ибо священники и левиты, прошедшие в притче мимо, учили, что ближний может быть только из еврейского народа. Зная эти коварные помыслы, Иисус отвечает притчей про доброго самаритянина. При том, что неприязнь между евреями и самаритянами уходила корнями в глубь веков. И мы видим, что законник попадает в свои собственные силки, когда вынужден неохотно признать, что добрый самаритянин поступил по заповеди. Этот книжник не может даже произнести ненавистное ему слово "самаритянин" и отвечает уклончиво: "Тот, кто оказал ему милость".
Что же нам вынести из этой притчи? То же, что и тому книжнику, не способному любить никого, кроме своих земляков. Что любовь и служение следует распространять на буквально всех созданий Божьих, а не лишь на тех, кто близок тебе по крови, по вероучению, по церкви или по иным признакам. Пусть задумаются те, кто имеют по этому поводу предрассудки и обделяют любовью тех, кто им чем-то не нравится. Живите по истине, что каждый встретившийся вам человек - это ваш брат или сестра, ибо у нас один Отец Небесный.