Тема землячества всегда остро стояла, и будет стоять в армейской среде. В отличие от солдат из других регионов России, кавказцы всегда умели сплачиваться и подключаться к решению проблем каждого из них всем скопом.
Стоит ли удивляться, что в большинстве случаев они одерживали верх над остальными. Итак, землячество - это объединение солдат по национальным признакам. Наша страна как все знают, состояла из множества республик, в которых проживают люди всевозможных национальностей.
Самыми воинственными и сплочёнными, из которых считаются народы Кавказа. Представители этих народов призывались для службы в вооружённых силах Советской Армии.
До конца 60-х годов армия была преимущественно славянской. Появление в ней заметных вкраплений не славянских национальностей произошло в 70-е годы.
На протяжении последующих лет удельный вес не славян в армии быстро возрастал в арифметической прогрессии. Это происходило по общеизвестным демографическим причинам: у славян наблюдалось снижение рождаемости и, кроме того, они больше пострадали в результате войны.
Демографическое "эхо" беспощадной войны в первую очередь отразилось именно на славянской популяции советских народов, а в Средней Азии демографическое эхо войны практически не заметно.
Столкнувшись с проблемой снижения удельного веса славян в составе призывного контингента, военные плановики отреагировали на неё приблизительно следующей концепцией.
В железнодорожные войска и войска стройбата "сбросили" как в "отстойник" весь не славянский контингент, добавив и криминогенный славянский контингент.
С этого времени подобно капле вина упавшей на белоснежную скатерть, пятна и метастазы постепенно расплывались с годами, глубоко проникая и одновременно уродуя бывшие славные армейские обычаи и традиции.
В данных войсках национальные и уголовные группировки сформировались ещё в начале 70-х годов. По этим причинам "дедовская" статусная система начала деформироваться, а затем была сломана земляческой.
Важно при этом, что если на основе дедовщины в армии удаётся создать жестокий, но стабильно работающий социальный порядок, то ведущие перманентную войну друг с другом национальные землячества не могут создать такого порядка.
Эти землячества превращают армию из оплота стабильности в обществе в источник потенциальных конфликтов, в том числе и вооружённых. Усилия национальных землячеств первоначально были направлены на то, чтобы частично или полностью выйти из - под "дедовского" контроля и тем самым ослабить для себя этот гнёт.
Отношения внутри землячеств остаются иерархическими, то есть молодые подчиняются старшим, однако, эти отношения значительно смягчены по сравнению с дедовской иерархией славян.
"Старики" из национальных землячеств в меру возможностей стараются защитить соотечественников от посягательств на них со стороны славянских "дедов".
В описываемом случае находящиеся в меньшинстве землячества деформируют "дедовский" порядок, но не разрушают его. Старики не славянских национальностей сохраняют свой "дедовской" статус, то есть не вступают в конфликт с дедами - славянами и признаются равными им по статусу.
Парадоксальное следствие такой системы отношений заключается в том, что молодые военнослужащие, принадлежащие к "господствующим" славянским нациям, зачастую оказываются в более тяжёлом положении, поскольку их некому защитить.
В зависимости от способа поведения все национальные группировки, за исключением славян делятся на три группы: кавказцы, среднеазиаты и прочие.