Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Командировка на войну. Грозный. Глава 30

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава ХХХ. Легендарные пластуны.
  
  
  
  Цена похвал невелика бывает, Когда хвалимый тем же отвечает, Но если враг нас вынужден хвалить, Такой хвалою можно дорожить !
  
  Уильям Шекспир - английский драматург, поэт и актёр
  
  
  
  
  Вскоре формально на Кавказе установили Советскую власть. Следует заметить, что чеченцы всегда оставались носителями особого бунтарского духа, причём это не зависело от того, под кем они были - под царём или под большевиками. Так, с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло двенадцати крупных вооруженных восстаний против большевиков и более пятидесяти бунтов более мелкого масштаба. В военные годы количество диверсий со стороны местного населения привело к упразднению Чечено - Ингушской АССР и депортации местных жителей.
  
  Почему же с чеченцами всегда было так тяжело? Потому, что основы их культуры в корне отличаются от нашей. Так, до сих пор у них в ходу кровная месть - "канлы". К тому же чеченец не имеет права признавать свои ошибки. Ошибившись, он всё равно до самого конца настаивает на собственной правоте. Запрещено и прощать своих врагов. В то же время у чеченского народа есть понятие "нохчалла", что означает "быть чеченцем". Оно включает в себя свод этических правил, принятых в чеченском обществе.
  
  Согласно ему, чеченец должен быть сдержанным, не- многословным, неторопливым, осторожным в высказываниях и оценках. Нормой считаются предложение помощи тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, гостеприимство, уважение к любому человеку независимо от его родства, Веры или происхождения.
  
  Но при этом "нохчалла" подразумевает неприятие любого принуждения. Чеченцев с детских лет воспитывают воинами и защитниками. Даже древнее чеченское приветствие гласит: "Приходи свободным!". Нохчалла - это не только внутреннее ощущение свободы, но и готовность отстаивать её любой ценой.
  
  В старой чеченской песне, которая впоследствии стала гимном "свободной Ичкерии", говорится: "Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся, чем полчища врагов заставит нас склониться ! Скорее земля возгорится во пламени, чем мы предстанем могиле, продав свою честь ! Никогда и никому мы не покоримся. Смерть или Свобода - одного из двух добьёмся !".
  
  Сами чеченцы утверждают, что среди них есть истинные носители "святых традиций вайнахов" - адатов, и есть те, кто отошёл от этих канонов. Кстати, слово "вайнах" означает "наш человек". И когда-то "своим" для чеченцев мог стать человек любой национальности, но, разумеется, при условии соблюдения их обычаев.
  
  Те чеченцы, которые занимаются разбоем и грабежами, которые становятся террористами, - не "истинные вайнахи". Свой могучий темперамент они используют в недостойных целях. Но судить по ним обо всем чеченском народе - большая ошибка.
  
  "Восток - дело тонкое". По-видимому, к чеченцам это высказывание относится к полной мере. Сложно понять чужую культуру, не находясь внутри неё.
  
  Казаки старались приводить девушек из хороших семей зажиточных мусульман или аристократов, с которыми потом обручались. Для начала девушек крестили в православие и давали привычное имя. Жена приносила в жизнь казака некоторые свои обычаи и привычки, что оказало влияние на культуру казачества.
  
  Жены казаков чаще всего были татарками, турчанками, чеченками, даргинками или ногайками. Однако к началу 19-го века казаки постепенно перестали обручаться с чужестранными девушками. Это произошло оттого, что казаки основательно обжились на своих землях и стали все чаще создавать семьи, в которых рождалось много дочерей.
  
  В 19-м веке именно на внучках и правнучках тех самых "ясырок" женились казаки. От брака казака и казачки, а чьих венах бежала кровь "ясырки", рождались дети с яркой внешностью и сильные духом, с детства знавшие все о казачьем быте. Девочки легко справлялись с сохой и прялкой, а при надобности могли взять в руки винтовку и саблю. Несмотря на то, что казаки силой привозили жен из других стран, они относились к ним с большим уважением и почитанием.
  
  Если выяснялось, что муж поднимает руку на жену, то его пороли плетью на глазах у всего села, а за изнасилование - казнили. Казачек защищало общество: если мужчина погибал, то все имущество оставалась его жене и детям, и никак иначе. К тому же вдове принимались помогать все односельчане: ремонтировали дом, помогали закупать корм для животных, чтобы женщине было чем кормить детей.
  
  У казачек было право голоса. Бывали даже случаи, когда казачка в стремлении спасти осужденного от смерти выходила за него замуж, тем самым обязуясь следить за его исправлением. Казачка была отменной хозяйкой: работала в поле, дома, на огороде, на реке. К тому же она никогда не забывала и о детях: казачата всегда были под присмотром, сытыми, одетыми в чистые вещи и озадачены домашними делами.
  
  Казачек с юного возраста учили стрелять, управляться с пикой и саблей. До достижения тринадцати лет все дети могли играть в одни и те же игры, и девочкам никогда не делали поблажек из - за пола. Именно поэтому они могли отстоять свой дом у врагов. В истории можно встретить много историй связанных с подвигами казачек. Так, в 1642 году около восьмисот казачек встало плечом к плечу с мужьями на оборону Азова.
  
  Пластуны. Историческая справка
  
  
  Наша грудь всегда готова встретить вражескую рать! Полк Кавказский наш удалый не умеет отступать !
  
  Любимая песня пластунов.
  
  
  
  Их боялись черкесы, татары и турки. Они наводили страх на европейские армии, а военачальники восхищались их изобретательностью и отвагой. Пластуны - выходцы из Запорожской Сечи, где существовал особый курень Пластуновский.
  
  Курень - это военно-административная единица. Всего их было тридцать восемь. В низовьях Днепра, они оттачивали своё мастерство и закаляли характер. Эта разновидность казаков во все времена считалась не просто элитной, но ещё и самой эффективной.
  
  В XVIII веке вместе с другими запорожцами пластуны переселились на отбитое у турок черноморское побережье и Кубань. Больше всего известна Черноморская кордонная линия, где особенно прославили себя пластуны. Казаки возвели укрепления на правом берегу Кубани.
  
  Посты тянулись от Черного моря до адыгейской реки Лабы. Справедливости ралли следует сказать, однако, что казаки, пришедшие с Волги и Дона, не сразу сделались хозяевами края, а должны были ещё долго присматриваться к обычаям совсем не знакомой и чуждой им страны.
  
  Весь правый берег Терека, поросший тогда непроходимыми лесами, скрывал враждебные племена кабардинцев и, казалось, дышал войной и гибелью. Оттуда выходили партии, которые не раз орошали русской кровью первые борозды, проводимые казацкой сохой. Места для засад здесь удобные, потому что и левый берег реки, обнажённый или занятый садами и огородами, тогда ещё оставался, покрыт вековыми дремучими лесами.
  
  Кордонная линия являлась местом постоянных стычек в годы Кавказской войны. В этом конфликте и заявили о себе пластуны. Казаки защищали Кубанскую область от набегов черкесов, прежде владевших здешними землями. Поначалу горцы делали жизнь колонистов невыносимой. Они сжигали станицы, угоняли скот, уводили в плен мирных жителей и грабили их имущество.
  
  Остановить черкесов смогли только пластуны. Казаки этого круга вооружились тесаками, кинжалами и нарезными штуцерами. Любопытно, что долгое соседство с горцами заметно повлияло на быт следопытов. В мирные периоды казаки и черкесы торговали. Появлялись смешанные семьи, происходил постепенный обмен традициями. Так, пластуны стали носить национальную черкесскую одежду. Популярным в их кругу головным убором стала папаха.
  
  Казачья одежда включала в себя штаны с лампасами и рубаху с погонами. Её цвет зависел от принадлежности к конкретному войску. Распространёнными стали широкие походные шаровары. Вместо рубах пластуны могли носить бешметы до колен. Их примечательными особенностями стали застёжки посередине груди, мягкий воротник и свободные рукава. Заменой традиционного капюшона приходился башлык. В разведке пластуны одевались в одежду, незаметную на фоне ландшафта.
  
   Всевозможные ухищрения и маскировка позволяли им оставаться вне поля зрения противника. Разумеется, существовали и региональные отличия. Например, оренбургское казачье войско в отличие от своих южных товарищей не могло обойтись без зимней походной одежды, которая помогала согреться в холода и вьюги. Боевой путь пластунов быстро изнашивал их обмундирование.
  
  Каждый день они проводили в дебрях и теснинах. Результатом такого образа жизни становились потрёпанные и покрытые разноцветными заплатами черкески. Другим распространённым атрибутом долгого похода стала порыжелая и вытертая папаха, заломленная на затылок. Казачья обувь у разведчиков делалась непримечательной внешне, но крайне практичной в долгой дороге. Часто использовались чувяки. Делали их из кожи кабанов.
  
  Русский военный историк, этнограф и общественный деятель, казачий генерал-лейтенант, участник Кавказской, Крымской и Русско - турецкой войн Иван Диомидович Попко так описывал внешний облик и вооружение пластунов: "Черкеска потрепанная, покрытая разноцветными, нередко даже - вследствие потерянного терпения во время починки - кожаными заплатами; папаха вытертая, порыжелая, но в удостоверение беззаботной отваги заломленная на затылок; чувяки из кожи дикого кабана щетиной наружу - вот будничное убранство пластуна.
  
  Прибавьте к этому сухарную сумку за плечами, добрый штуцер в руках, привинтной штуцерный тесак с деревянным набойником спереди, около пояса, и висящие с боков пояса, так называемые причиндалья: пороховницу, кулечницу, отвертку, жирник, шило из рога дикого козла, иногда котелок". Обязательный атрибут любого пластуна - кинжал и нож. Кинжал сопровождал казака всю его сознательную жизнь, с детства и до глубокой старости. Без него не будет его завершённым образ.
  
  Когда-то в древности, его прототипом был "Акинак" - короткий меч скифов и меотских племён. А уже позже это один из главных боевых предметов казачьей жизни. Был он двух видов: прямой "кама" и кривой "бебут". Все снаряжение и оружие пластунов было приспособлено для действий в самых различных условиях - от плавней Кубани и до покрытых лесом гор.
  
  Современники определяли тактику действий пластунов лаконично и точно, как "волчий рот и лисий хвост". Особый успех и свои главные характеристики они приобрели в ходе длительной Кавказской войны с 1817 по 1864 годы. Своё название эти чудо - воины приобрели от того, что в ходе их боевой деятельности - разведки - им часто приходилось перемещаться ползком, распластавшись на земле.
  
  Но некоторые полагают, что это имя пошло от казака по прозвищу - Пластун. Эти безлошадные казаки покрыли себя неувядаемой славой во многих сражениях в ходе многочисленных войн, которые вела Россия.
  
  Со временем пластуны сформировались в особые воинские подразделения, выполняющие широкий спектр сложных и опасных задач - от разведки до диверсий в тылу врага. Нож использовался как вспомогательное казачье оружие. Часто, чтобы не тупить кинжал, нож использовали по хозяйственному назначению: для приготовления пищи, зачистки древесины и т п.
  
  Был он односторонней заточки, низкого качества стали. Но бывало, что он выручал казака, когда во время разведки необходимо было метнуть нож в противника. На рубеже XVIII и XIX веков пластунские отряды уже входили в состав Черноморского казачьего войска, а вслед за этим становятся неотъемлемой частью Кубанского казачества, где несут важную службу по охране южной границы Российской державы. Именно на Северном Кавказе сформировался легендарный тип пластуна, который заставил считать себя не иначе как предтечей современного спецназа.
  
  Даже в те времена, когда пластуны не считались казачьей элитой, попасть в их ряды мог далеко не каждый. Чаще всего специальность пластуна передавалась по наследству, или же ими становились казаки, с малых лет прислуживавшие опытным бойцам. Но и этого было недостаточно.
  
  Разведчики проходили длительную подготовку, которая давала им огромное количество полезных и уникальных навыков. Будущий пластун должен был обладать не только физической силой и крепким здоровьем, но и определёнными чертами характера: выдержанностью и хладнокровием, а также быть неприхотливым в быту, выносливым в походе и терпеливым в бою.
  
  Не каждый сможет часами напролёт сидеть в студёной воде или под палящим солнцем, а также метко стрелять и перемещаться тихо, продолжительно находиться в засаде в самых неожиданных местах и тяжёлых условиях, искусно маскироваться и т.д.
  
  Будущие разведчики обучались побеждать голыми руками вооружённого противника, в одиночестве противостоять нескольким врагам, совершать длительные пешие переходы, быстро бегать и плавать, уметь задействовать в экстремальной ситуации все резервы тела, в нужный момент придавать конечностям и суставам неестественное положение.
  
  Заодно закалялась и воля будущих лазутчиков: их учили "держать удар", быть невосприимчивыми к физической боли, не теряться в любой ситуации: например, внезапно провалившись при беге по ночному лесу в яму - ловушку, обучаемый во время падения должен был по- разить цель из пистолета или нанести по сторонам несколько ударов кинжалом. Лучшим из выпускников доверялись тайные миссии, остальные усиливали различные спецотряды. Отсюда изобретательность, хитрость, всевозможные уловки, с помощью которых пластуны выходили победителями из самых, казалось бы, проигрышных ситуаций.
  
  Горячий нрав и яркая внешность могли сгубить пластуна. Не случайно это был преимущественно спокойный и малоприметный народ. Пластунам приходилось выполнять гораздо более широкий круг обязанностей, чем другим воинским подразделениям. Они являлись следопытами и разведчиками, диверсантами и стрелками. Им необходимо было знать артиллерийское и сапёрное дело, искусно лазить по горам и плавать в бурных реках.
  
  Более того, война заставила их овладеть навыками ведения рукопашного боя. Долгий процесс обучения военному ремеслу стал залогом выживания пластуна в условиях постоянных набегов горцев и суровой кавказской природы. Ночами они выходили на охоту за горцами, которые стремились переплыть Кубань незамеченными, чтобы сформировать грабительский отряд и пройтись набегом по казачьим станицам. В ходе этой ночной борьбы пластуны вырабатывали особый навык стрельбы на хруст - поражение цели на звук.
  
  Кроме этого, пластуны отлично имитировали голоса множества видов птиц и животных, переговариваясь между собой условными сигналами. Подражая походке и голосам разных зверей, они умели подходить и выть по-волчьи, кричать оленем, филином либо дикой козой, петь петухом, и по этим сигналам подавали друг другу вести, собирались в партии. В закубанских укреплениях пластуны проводили дни, а ночи в поисках, оберегали пастбища, сенокосы, рубки дров и огороды. Нечаянные нападения стали делом невозможным.
  
  Они имели медицинские навыки, умели лечить самые опасные раны, останавливать кровь. Опытный пластун выслеживал врага по следам, а приближение отряда неприятелей мог "услышать" на большом расстоянии, улавливая ухом вибрации земли.
  
  Пластуны в одиночку стоили нескольких десятков воинов противника. Любопытно, что помимо остальных многочисленных навыков пластуны обладали умением делать своеобразные "растяжки", как нынешние минёры. Они натягивали леску в неприметных местах, отлично маскируя её, чтобы сбить с ног противника или опрокинуть коня. Эта приграничная партизанская война, длившаяся без малого полвека, породила с той и с другой стороны отчаянных храбрецов совершенно особого склада.
  
  
   Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"