Никитин Михаил Александрович : другие произведения.

Сравнение сюжетов Dragon Age: Origins и Dragon Age 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Суровое ИМХО. Впервые было выложено на форуме bioware.ru. Комментарии и оценки отключены: не вижу смысла спорить. 2014.11.07 - статья закончена.


   Давно хочу высказаться на тему "интересного сюжета в DAO". Ведь сюжет в играх для меня - главное (хотя во втором "Ведьмаке" неприятный геймплей качественно испортил неплохой, в принципе, сюжет). Решил высказать свои мысли о сюжетах DAO и DA2.
  
   Итак, Dragon Age: Origins. Судя по обложке игры, нам приддстоит в очередной раз спасать мир. Ну что же, само по себе "спасение мира" - это не хорошо и не плохо.
Идея предысторий хороша необычайно. Да, конечно, в самой игре нам не так уж часто напоминают, что мы - эльф, гном, дворянин, маг (недостающее вписать). Но по сравнению с NWN2 - прогресс колоссальный. Там, если не ошибаюсь, у дроу было четыре-пять специфических реплик на всю игру. У других рас и того меньше. Опять же - шесть разных приддысторий с разным сюжетом. Да, в конце-концов наш герой всё равно окажется серым стражем. Да, кое-где мотивация изрядно хромает (отважная Кусландша осталась бы умирать вместе с родителями, а трусливая и лояльная магичка зубами бы вгрызлась в безопасную и уютную Башню Круга). Но предыстории всё равно хороши, и хороши весьма.
   Остагар. Понятно, что битву не выиграть - иначе и игры бы не было. Да и Кайлан нарывается. Контуры будущего поражения вырисовываются после военного совета и улыбки Логэйна.
   А ещё в Остагаре появляется вопрос, на который нам не дают ответа - "А зачем вообще нужны Серые Стражи?" Что в них такого особенного? Более того, подобный вопрос даже не ставится. И это печалит несказанно. Например, Ночной Дозор у Мартина организуется по территориальному признаку. В Орден джедаев принимают тех, кто чувствует Великую Силу. Монахи Духа служат Водному Дракону. Создается впечатление (ошибочное), что СС - просто ещё один Таинственный Орден.С Древней Историей.
Ролик битвы при Остагаре достоин отдельной оды. Видимо, я читал слишком много исторических романов (например, Валентин Иванов - "Повести древних лет", "Русь Изначальная" - рекомендую). Да и "Хроники Сиалы" Пехова лили воду на ту же мельницу. Орду порождений тьмы надо встречать копьями! Плотный строй, несколько рядов. А ролик "За Ферелден!!!" вызывает единственную эмоцию - "Не верю!".
Ладно, проехали. Интересный сюжет начинает разворачиваться: порождения тьмы в Башне Ишала, полёт на Флемет, разговор с Морриган, разговор с Флемет. Героя пинками мотивируют на борьбу с Мором. А как с ним бороться? Собрать армию.
  
   В следующий раз к основному сюжету мы возвращаемся на военном совете в замке Редклифф. Аккурат перед самым концом игры.
  
   Между этими промежутками Мора в игре нет. Совсем. Ну не считать же Мором кучки порождений тьмы, нападающие на караваны? Если бы караваны грабили не порождения тьмы, а некие разбойники - ничего бы не изменилось.
Если же быть более внимательным и рыть сильно вглубь, то к Пятому Мору можно отнести: панику в Лотеринге и его уничтожение (ладно, принимается), праздношатающегося архидемона в Боннамаре (хотя ему пора быть на поверхности), слухи об уничтожении Западных Холмов (знать бы, где они находятся). Ещё следы Мора есть?
   Может возникнуть вопрос - а как же иначе? Раз все говорят, что это Мор - значит, Мор и есть. Но подобное "иначе" можно встретить в Neverwinter Nights 2: армия Короля Теней наступает с юга на север, в родной деревушке ГГ нельзя находится без защитных заклинаний, крепости и города уничтожаются один за другим, в самом Невервинтаре паника (реальная паника!), что делать - непонятно (действительно непонятно, ибо Король Теней и его приспешники бессмертны, а мудрая Зджаев предлагает ждать и надеяться на "авось"). Другой хороший пример - Mass Effect 3. Планеты пылают, расы идут на переработку, планы рушатся, соратники погибают один за другим (мне было страшно брать Тали на Раннох, Лиару на Тессию и СУЗИ на базу "Цербера"). Что делать и можно ли тут сделать хоть что-нибудь - опять-таки, непонятно. А в DAO... Неудивительно, что пьяницы в Киркволее сомневаются, был ли это настоящий Мор.
   В замке Редклифф сюжет делает нехилый фортель и становится с головы на ноги. Становится понятно, зачем нужны серые стражи и почему тут болтается Морриган. Увы, этот сюжетный поворот не смог спасти положение. По крайней мере, для меня. Может быть, потому, что я словил несколько спойлеров (сюжет зануден, но что будет в конце - интересно). А может, потому, что к этому повороту нет никаких приддпосылок.
   Поясняю. Недавно я прошел Jade Empire. При этом я заранее знал о личности главзлодея. Но насколько же приятная интрига! Рассказ Прославленного Стратега о чудесном спасении, совет "никогда не забывать основ", конспирологические встречи в Стоянке Тяна, редкие указания на "брешь в защите". Смерть нашего героя от руки мастера Ли кажется неожиданной - но полностью соответствующей логике событий. Равно как и оживление. А вот бодрое напутствие Риордана "Завтра мы умрём" - неожиданным и не вполне логичным. От посторонних - понятно, но от своих зачем секретить?
   Ладно, поворот сюжета всё равно интересный. Смерть замаячила перед героем во всей своей окончательности. Выбор невелик. Либо архидемона убьёт Риордан - но "Наставник Главного Героя" является смертельно опасной профессией. Либо послать на смерть друга - но это неэтично. Либо... Что там у нас с Тёмной Сделкой? Насколько она Темная?
   Логика событий подсказывает - выжить могут все, но цена окажется слишком высокой. И это действительно так. Ребёнок с душой древнего бога - это не шутки! Он перевернет мир! Или не перевернёт. Или станет Избранным. Или не станет. Или зальёт Тедас кровью. Или прославится в веках своими благородными подвигами. Или обретёт невиданное могущество. Или останется безвестным. Или... Или.
   Фактически Морриган предлагает устроить в Тедасе колоссальный научный эксперимент. Результат неизвестен.
   Ну какая же это темная сделка? Ведь любопытно же, что получится в итоге!
   Таким образом, в куцем сюжете "Борьба с Мором" есть один сюжетный поворот. С моральным выбором, в котором есть идеальное решение без негативных последствий. По крайней мере, без очевидных негативных последствий. Это хорошо и приятно, это радует, это подогревает интерес к следующей игре серии. Но для оценки "отлично" этого маловато.
  
   Ладно. В конце-концов, в DAO есть ещё одна мощная сюжетная ветка - политическая борьба в Ферелдене.
   Начинается она прекрасно: Логэйн, Теган, Анора. "Миледи, он рискует начать гражданскую войну!" Продолжение тоже хорошо: Зевран, глухая тоска Логэйна. Параллельно Бодан даёт всё новые и новые сплетни о бушующей в Ферелдене гражданской войне. И вот - наконец-то! - Эамон здоров, армии собраны, пора смещать Логэйна. И тут наступает полный когнитивный диссонанс: оказывается, Собрание Земель поддерживает Логэйна! Ещё вчера банны не хотели кланяться новоявленном регенту - а сегодня большинство на его стороне. Вот как хочешь, так и понимай.
   Само Собрание Земель тоже производит странное впечатление. Во-первых, сама дискуссия с Логэйном состоит всего из двух фраз. Во-вторых, победу можно одержать очень легко. Но даже не это главное - здесь не видно никакой связи между затраченными усилиями и победой. Все банны сливаются в безликую толпу. Понять, почему тот или иной аристократ поддерживает именно нас, а не Логэйна, сложно.
   Но разве может быть иначе? И вновь напомню о замечательной игре Neverwinter Nights 2. В нём героя судят по подложному обвинению. Подложное-то подложное, но отвести его ой как непросто! Надо тщательно собрать все улики (и не факт, что соберёшь все, если напортачил в первой главе). Судебный процесс зависит от влияния на наших соратников, от разговоров со свидетелями. В ходе суда обнародуются все наши действительные и мнимые прегрешения. В конце-концов обвинительница вызывает в качестве свидетеля нас самих. А дальше следует долгий-долгий диалог, из которого до самого конца непонятно - мы победили? Проиграли? Провести диалог можно по-разному: дипломатия, запугивание, откровенный обман, вдохновение барда. А ещё можно скинуть процесс на адвоката или потребовать немедленно вынести приговор! На фоне всего великолепия Собрание Земель выглядит бледно. К счастью, вариантов развития событий на СЗ много. К сожалению, Риордан выглядит слегка... странно. Почему бы ему не взять за локоток двух серых стражей, не отвести в сторонку и не поинтересоваться - а что им вообще известно об убийстве архидемона?
   Конечно, этими двумя ветками сюжет DAO не исчерпывается - тут есть мощные побочные линии. Из них Орзаммар и Глубинные Тропы заслуживают пятерки с плюсом. Остальные же... Да, хорошо. Да, во многом неожиданно. Да, есть моральный выбор. Нет. он совершенно не сложный. Он элементарный.
   Уничтожить эльфов или оборотней? Зачем, если можно снять проклятие! Убить Коннора или принести в жертву Изольду? Зачем, если можно смотаться в Башню Круга! Выбрать магов или храмовников? Даже если пустить дело на самотёк, Грегор всё равно не станет убивать магов. Ну какое же это "тёмное фэнтези?"
  
Пара слов про "Пробуждение". Тут есть то, чего не наблюдалось в основной игре - загадка. Тайна разумных порождений тьмы. Она появляется почти в самом начале и сопровождает нас почти до самого конца. После каждой главы ролики подогревают к ней интерес. Разгадка тоже присутствует, и очень неожиданная. Моральный выбор тоже наличествует, и на сей раз непростой. Эх, если бы "Начало" было бы такой же конфеткой...
  
   Теперь о Dragon Age 2. Создаётся впечатление, что в этой игре главный сюжет отсутствует. Полностью. Отчасти это верно - просто здесь три главных сюжета. Это:
   1) Экспедиция на Глубинные тропы, заброшенный тейг, лириумный идол и лириумный меч;
   2) кунари, том Кослуна и судьба семейства Марлоу Думара;
   3) конфликт магов и храмовников в специфических условиях киркволльского дурдома.
   А уж дополнительных сюжетных веток - куча. Тут и воскрешение Флемет, и опыты Квентина, и сны Фейнриэля. DLC "Наследие" и "Клеймо убийцы" тоже вышли отличными. У каждого сопартийца - своя квестовая линейка. А что касается качества этих квестов, сравните два ухаживания - Огрена в DAO и Авелин в DA2. Какое реализовано лучше?
   И сопартийцы вовсе не бессмертные. Можно избавиться от любого (кроме Варрика), причем от некоторых - несколькими способами. В частности, при прохождении "за храмовников" можно оставить при себе только Варрика и Авелин! Но вернёмся к главным квестам.
  
   Где-то на форуме я читал, что разработчики сожалеют о недоработанности первой линии. Но, на мой взгляд, там всё логично, все акценты расставлены в начале первого акта. Если Хоуки не разбогатеют и не обретут хоть какое-нибудь влияние - Бетани (или самого ГГ) поймают храмовники. Вариант "сбежать из Киркволла", к сожалению, не рассматривается. Ведь он требует опции "аккуратно стукнуть Лиандру по голове чем-то тяжелым, запихнуть в мешок и бежать непонятно куда". При этом для экспедиции на ГТ требуется 50 золотых. Незначительная мелочь для Героя Ферелдена, огромная сумма для будущего Защитника. Почувствуйте разницу!
   Кроме того, мотив "забота о семье" - редкость в РПГ. Обычно в них герой - без роду и племени, с умершими во младенчестве родителями, воспитанный трагически погибшим Наставником. Глубокая амнезия также не исключена. (Некоторые приддыстории DAO - приятное исключение из этого правила)
   При этом в первой ветке присутствует очень хорошая вариативность. В Лотеринге может погибнуть Бетани, а может - Карвер, Бетани может стать серым стражем, магом Круга или погибнуть на глубинных тропах, Карвер тоже может вступить в орден серых стражей, а может - в орден храмовников. Ну и гибель на глубинных тропах тоже не исключена. При этом решение судьбы брата/сестры зависит не от пары реплик, не от прокаченного убеждения, не от очков героя и отступника, а от гораздо более тонких факторов. Не взяли Андерса? Забудьте о Серых Стражах. Если при этом вы не прислушались к совету Лиандры - заказывайте панихиду. Но если вы внимательно слушали диалоги Кассандры и Варрика, если вы оставили Бетани и Карвера дома - то итог тоже будет невесёлым.
  
   Кунарийский сюжет начинается в первой главе. Мы знакомимся с Аришоком - весьма харизматичным персонажем. Его взгляды на общественное устройство непривычны - но что-то притягательное в них есть. Во второй главе Аришок и Маролу Думар тонут в болоте интриг и взаимной ненависти и подозрительности. Конфликт культур пылает во всей своей красе, а Петрис работает главным кочегаром.. Аришоку не нужна война, наместник отчаянно её боится. Но все его отчаянные усилия только приближают конфликт. "Никто не хотел войны. Война была неизбежна".
   И здесь вариативность на высоте. Во-первых, в отряд можно даже не брать Изабеллу, прошляпить её в "Висельнике". И всё - мы никогда не узнаем про том Кослуна, не поймём, что этим кунари здесь надо. Во-вторых, если влияния на пиратку не хватит - она может смыться с концами. И придется кунари возвращаться домой несолоно хлебавши и без убитого на поединке Аришока. Или они могут вовсе не вернуться, если Фенрис не обмолвится про возможность поединка. В-третьих, даже если в Изабелле проснётся совесть - возможны разные варианты. Хоук может не отпустить кунари. Он может проявить благородство и сразиться в поединке с Аришоком, намотав десять километров по тронному залу[Author ID0: at ]. Наконец, никто не запрещает ему решить дело мирно, дипломатично, без всякого кровопролития! Правда, Изабеллу придётся отдать рогатым великаном, но это ведь сущие мелочи! Но для кунари эти мелочи станут роковыми - Изабелла сбежит по дороге, прихватив с собой драгоценную книгу.
   Ах да, прибавьте возможность стать базалиданом. Мелочь, а приятно, и Таллис об этом вспомнит!
   Если это не вариативность - я не знаю, что можно назвать вариативностью.
   Итак, победа. Литавры, фанфары, летающие чепчики. Многие игры в такой торжественный момент ставят жирную точку. А вот в DA2 нам показали - что происходит после победы.
  
   Итак, третья сюжетная ветка (которая тоже начинается в первой главе, если не в прологе). Навязшие в зубах "маги vs храмовники".
   Но стоит заметить, что "навязли" они уже после DA2. Нет, в DAO тоже был конфликт магов и храмовников. Но если встать на сторону магов... всё вернётся к статус-кво. Тот же Круг, те же Истязания, те же игры Ирвинга и Грегора. Но ведь хочется-то иного! Хочется ввести какую-нибудь более гуманную и эффективную систему, где магов будут учить, а не калечить, где маги смогут принести пользу обществу, а не сидеть в резервациях, где убийство с помощью магии крови будет караться по всей строгости закона - как и убийство с помощью ножа и топора. Но чтобы ввести новую систему - надо разрушить старую.
   Конфликт магов и храмовников в DA2 рассмотрен со всех возможных и нескольких невозможных сторон. Тут и саирбаз кунари, и одержимые храмовники, и парнишка-сновидец с неопределённой расовой принадлежностью. Тут аристократы, восставшие против произвола храмовников, тут храмовники, вошедшие в заговор с магами, тут маги, распускающие слухи о своих занятиях магией крови - ведь это так модно! Тут ни одно доброе дело не останется безнаказанным (ах, Грейс, ты умеешь быть благодарной!).
   В третьей главе ситуация отчетливо катится под откос. Приддчувствие катастрофы просто витает в воздухе. Эльтина ещё может как-то исправить ситуацию, перевести падение в управляемый режим - но тут на сцене появляется Андерс...
   Признайтесь - такого бенефиса вы не ожидали!
   Да, вариативности в третьей главе не хватает. Да, её явно делали второпях. Да, поступок Орсино при игре "за магов" является странным (хотя объяснимым). Но результат, с моей точки зрения, роскошен. Во-первых, всплывает лириумный идол, связывая давний поход на глубинные тропы со случившейся катастрофой. Во-вторых, Круги магов восстали, храмовники вышли из подчинения, Церковь - на грани развала. По-моему, отличная завязка для третьей части!

Дополнение

   Почему, что бы Хоук ни делал, всё будет идти плохо, очень плохо, плохо как только возможно. И даже ещё хуже.
  
   Сперва - небольшое лирическое отступление.
   Есть такая книжная серия - "Песнь льда и пламени" Мартина. Известная, популярная, многими любимая. С неоднозначными героями и крутыми сюжетными поворотами. И вот уже на протяжении пяти книг на Вестерос, как из ящика Пандоры, валятся беды. Смута в столице. Гражданская война. Обезлюдевшие, разрушенные области. неадекватная королева на троне. Набеги пиратов. Новый виток гражданской войны. А зима - близко. Зима уже на пороге. И будет она долгой, очень долгой. А есть во многих местах - нечего.
   Ничего не поделаешь, тёмное фэнтези.
   И есть в этой серии такой персонаж - Эддард Старк. Честный, благородный, мужественный. "Нравственный камертон эпохи" (С) Под его руководством на Север пришли мир и процветание. И даже в пятой книге, через несколько лет после своей смерти, он всё ещё правит Севером. Русе Болтон кривится и морщится - но он вынужден женить своего отпрыска на "Арье Старк" именно в Винтерфелле. Горные кланы идут через метель и пургу на Винтерфелл - чтобы спасти дочку Неда.
  
   Но в первой книге его вытянули не на своё место - в столицу. И там человек, любимый и подданными, и читателями, начал опустошительную гражданскую войну.
   Нет, ядовитые семена этой войны были посеяны давно, и совсем не им. Нет, он не хотел узурпировать власть. Нет, он не допустил бесчестных поступков, он всё делал в полном соответствии с законом. Но с какого-то момента каждый его шаг толкал страну к пропасти. В какой-то момент всё зависело от Неда Старка. Он не пошел на сделку с совестью - и всё пошло вразнос.
  
   Вернёмся к нашим драгонам эйджам. На момент окончания DAO в Тедасе царит тишь, гладь и божья благодать. Нет, конфликтов полно: эльфы-люди, маги-храмовники, кунари-остальной Тедас, орлесианская церковь - тевинтерская церковь и т.д. Но эти конфликты тянутся уже не одну сотню лет и ещё столько же могут тянуться. Никакого форсмажора нет, Жнецы на голову не падают. Моры, правда, иногда случаются. Но эта напасть привычная, как с ней бороться - известно. С Пятым вообще за год справились силами одного Ферелдена и окрестностей.
   Но делать рпг про жизнь фермеров и скотоводов как-то странно. Надо, чтобы конфликты вышли из скрытой фазы. Чтобы статичная картинка начала стремительно изменяться. Но вдруг, с бухты-барахты это не сделаешь. Если бы при анонсе второй части объявили бы, что Круги магов восстали, все, поголовно - я бы удивился. Сильно. Сотни лет не восставали - а теперь восстали? С чего бы это?
   Вот разработчики и решили показать - с чего. Как Тедас из состояние "мир, дружба, жевачка" переходит в состояние "война всех со всеми".
  
   Да, если герой находится в Киркволле - значит, это для чего-то нужно. Это нужно для того, чтобы погрузить Тедас в войну. И да, именно Хоук делает эту войну из потенциально возможной практически неизбежной. Благодаря ему лириумный идол попадает в руки Мередит. Он спасает Киркволл - но не успевает спасти ни Марлоу Думара, ни его сына. Власть в городе начинает переходить к Мередит. Это нравится не всем - но Хоук приддотвращает заговор против рыцаря-коммандора. Ситуация катастрофическая, но что-то можно ещё предпринять... И тут соратник Хоука решает наковырять немного селитры...
   И никто в этой катастрофе не виноват. Кроме Мередит. И идола. И Андерса. И паутины обстоятельств, которая позволила Хоуку свели их воедино. Эддарду Старку не следовало становиться Десницей, но Роберт и Кейтилин его уоговорили[Author ID0: at ]. Хоуку не следовало приезжать в Киркволл, но Лиандра и Флемет его уговорили.
   Ну что же... Да здравствует Инквизиция!


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"