Поставленный перед необходимостью выставить оценки последующей группе, расставил рассказы в соответствии с произведенным на меня впечатлением. Оценки будут примерно соответствующие. Уж не обессудьте.
Суржиков Роман. Цвет
http://zhurnal.lib.ru/s/surzhikow_r_e/color.shtml
Рискну вызвать возражения автора, но я решительно не согласен, что такое произведение следует расширять до романа. Боюсь, что в более крупной форме не удастся передать то своеобразие мира, в котором чувствуешь себя полностью погруженным, читая рассказ. Как бы эти необычные создания не потеряли свою неповторимость, не заговорили, не задумали по-человечески. Если же мастерство автора действительно позволит избежать всего этого, то, подозреваю, окажется немного читателей, способных подобный иной нам мир адекватно воспринимать в его совокупности. Мы же всё-таки всего лишь человеки. Пока же, в рассказе, всё хорошо. Я будто сам вижу прекрасную и совершенно чужую нам планету с ее черными аммиачными океанами и скалами, покрытыми едко зелеными глыбами купороса, глазами неведомых существ, парящих в стратосфере на электромагнитных линиях, пробивающих, кипятя дыханием, дорогу в переохлажденной толще вод. Но кто здесь дракон? Крылатая кохара, вступившая в самоубийственный бой за спасение своей семьи, или названный мастодонтом чудовищный великозуб - живое воплощение гранитной мощи и холодного, бесчувственного разума.
Антон Георгиевич. Падай!
http://zhurnal.lib.ru/p/pyhachew_a_g/padaj1.shtml
Повесть о настоящем драконе. И о мире, в котором стало скучно жить. Пока не возникает мечта, превращающая старую толстую ящерицу в крылатого исполина. Рассказ безумно смешной и столь же мудрый, практически все персонажи вызывают симпатию, хотя и по разным причинам. В общем, путь ему в детскую хрестоматию, и пусть дети не боятся расшибать себе коленки. Пара царапок. Не совсем понятно, как дракон учился летать, бесконечно сигая со своей скалы. Впечатление, что он скорее тренировался в высоте подпрыга. Я бы добавил бешеное хлопанье крыльями, только потом переходящее в парение. Второе - золото. Как-то не верится, что столько корыстные горожане всё это время спокойно смотрели на золотую кучу под дряхлым драконом, которого они мало боялись. Туристы, конечно, туристами, но наличные - гораздо лучше.
Рассказ понравился, хотя не произвел вполне цельного впечатления, скорее - отдельные яркие эпизоды. Вот типичный молодой муж, которому нежданно представилась возможность вспомнить холостяцкую домашнюю свободу. Потом беседа с призрачными гостями, очень напоминающая сцену из старого фильма "Тень" (где сказочника играл Даль). Совершенно кафкианская картина превращения, после того как пришло время вспоминать, ползание по стенам и потолку, преобразование квартиры в логово (хватит ли, кстати, килограмма пельменей и сковородки картошки на трансформацию в дракона, может, соседа надо было слопать, а не выкинуть в лестничный пролет?). Ночной полет, сулящий гибель человечеству, не смогшему за несколько тысячелетий подняться до воплощения духа. Молодой муж вдруг оказывается демиургом, некогда снизошедшим до людей, ставшим, как они, а теперь вершащий над сотворенным им миром безжалостный суд. Гибнущий с этим миром, но посылающим свое дитя к началу нового пути. Всё это хорошо, а ну так беременная жена с пергидрольной тещей не свалили бы на дачу. Мир бы устоял?
Симпатичный такой, вполне по-человечески рассудительный дракон с маленькими хитрыми глазками. Ну, так с людьми жить, чему только не наберешься. А вот сказочник выглядит как-то незавершенно. Сюжет напомнил мне давно читанную книгу "Моя жена ведьма", где главному герою пришлось учить стихосложению самого Вельзевула (или кого-то еще из высших демонов). Тут же учат сочинять сказки. Если для женщин, то обязательно про любовь, причем - несчастную, ну а для мужчин достаточно чего-нибудь героического. Мне показалось, что про сказки можно было бы услышать больше, тем более от волшебника-сказочника. Хотел бы я его еще послушать, когда он шел от логова дракона, и не только про то, что побеждают только добрые сказки.
И не сразу поймешь, что за персонажи действуют в этом сказочном мире. Разумные животные - лисы, медведи, крысы, умеющие волшебным образом менять свой облик. Лошади, правда, вроде бы, обыкновенные, ездовые. Еще есть перелетные серебряные драконы. Есть ли люди в этом сказочном королевстве? Хотя, вроде бы, драконы мучаются как раз в человечьем обличьи. Вообще, на мой взгляд, известный недостаток рассказа в том, что непонятно, кто как выглядит, чья там тонкая фигурка обрисовалась на фоне оконного проема... В этой рассказываемой приземленным простецким языком истории ключевое место принадлежит любви, волшебной, чудесной, когда ради любимой готов "пройти боль и муки перерождения, и стать уродливым, рогатым чудовищем... провести во льдах добрую половину жизни, испытывая нечеловеческие муки голода". Но вот только самый миг зарождения этой любви упущен, сразу говорится задним числом про "руки ласковые, кожу нежную, дыханье сладкое, поцелуи жгучие..." Хоть про глаза главный герой вспомнил, а то совсем получается, такое вот знакомство - и через постель.
Прытков Александр Владимирович. Оруженосец героя
http://zhurnal.lib.ru/p/prytkow_a_w/hero.shtml
Очень понравился финал истории о походе за головой дракона. Действительно, такого не ожидал. В целом всё написано легко, читать приятно, картины окружающей действительности выглядят живыми и соразмерными. Правда, непонятно, к чему это дедушка Кевин рассказывал свою историю детям, которые во время игры все хотели быть рыцарями, а не оруженосцами? Показать, что оруженосцем тоже быть почетно? Скорее уж в итоге получилось, что быть рыцарем оказался не почетнее чем полотером. А вот расскажи Кевин такую байку в сельской таверне - было бы куда к месту.
Сказка про злого дракона и подмененную принцессу. А вот горожане во главе со своим королем получились совсем и не сказочные, а самые настоящие. Замечательно описанные забавные простецы, как положено, ставшие жертвами банды мошенников. А вот дракон в этой истории совсем лишний. Зачем ему подельщики? Достаточно было просто снизить сумму выкупа, соизмерив с возможностями города. Ну а лихим брату с сестрой, действуй они самостоятельно, при должной выдумке дракона можно было бы просто выдумать.
Танеева Селина. Ростик и дракон
http://zhurnal.lib.ru/t/taneewa_s/dragon.shtml
Вроде бы история про то, как плохо быть инертным пессимистом . Упустил человек свой шанс воспарить волшебным образом, остался он в серой обыденной жизни. Однако у меня, например, Обломов вызывает куда больше симпатии, чем куда более успешный и позитивный Штольц. А может Ростик не проигравший, а победитель? Победитель дракона, устоявший перед искушением стать таким же - не только вызывающим грозу летуном, но и тем, кто призывает "вовсю наслаждаться жизнью" на вечеринках с продолжением? Увы, сделать такой вывод мешает одно обстоятельство - автор, похоже, действительно видит в своем герое отработанный материал. А жаль.
Во многом перекликается с предыдущим рассказом. Только здесь несовременный "отрешенный от всего" герой, протестующий против цинизма практичности, показан с симпатией. Правда, у него есть выход из всей этой неудовлетворенности, хотя бы в виде рвущего жилы бега на физре, как бежал когда-то Форест Гам. Что только вырастет у него из щенка-дракона, полученного им примерно так же, как получил свое драконье яйцо Ростик Лошников? Вроде бы этот дракон должен быть романтичным. Обнадеживает.
И еще. Плохо, когда рассказ начинается с головной боли.
Третья история про найденного драконыша. Но воспитывать его героям рассказа не придется. Нашли и сразу передали с рук на руки, миссия выполнена. В общем, сказка странствия. Неплохо написано, даже вполне хорошо, атмосфера путешествия передана рельефно, а Неспящих по-настоящему боишься вместе с героями. И вместе с ними совсем не испытываешь разочарования, что вместо золота увидел в конце порыв чудесного медово-золотистого ветра.
Тутова-Саблезубая Наталия Сергеевна. Старая сказка о рыцаре, драконе и совсем другой старой сказке
http://zhurnal.lib.ru/t/tutowa_n_s/askazka.shtml
Мучают подозрения, что чего-то недопонял. В общем идея - давайте жить дружно! Хотя, вроде бы, дракон-то, как ни крути, всё ж зло. Крестьян обижает, скот у них ворует, а рыцарь, за немалые деньги крестьянами для дела нанятый, вместо драконоубийства с ним дружбу завести хочет. Но стиль изложения понравился, эдакий добро-насмешливый взгляд, каковым рассматривает бывалый народ проезжающего через их деревню молодого рыцаря: "Да что ж они, рыцаря, что ли не видели? Как-никак, на перекрестье дорог стоит их поселок, не абы где. И не на такое поглядеть удавалось... - Забавный какой! - не удержавшись, высказала общее мнение чумазая девочка".
А вот тут с реалистичностью изложения как-то не получилось. Хотя сам рыцарь Альтаир (мавр, наверное) выглядит вроде бы неплохо, хотя непонятно, где он башмаки стоптал и почему вообще в башмаках вместо сапог. А вот что вокруг... Зимний лес, а обглоданные костяки лежат, снегом неприкрытые. И даже живность лесная их не растащила, что странно (даже шакалы, хотя какие шакалы в снегу). Ну а уж дракон. Я, в общем, представлял, чем дело кончится. Только думал, что Драго так и останется человеком. Незачем ему было крылья отращивать, разве что для внешнего эффекта.
Ну вот, обрезано на самом интересном месте! Чего тогда городить было столько, спорить - опасны ли драконы или, наоборот, милостивы; почему погасли Костры Дыхания. Написано, вроде, красиво и с юмором, но как-то незавершенно. Ну, вернулись драконы, а дальше-то что? "Дракон оглядел толпу ... и изрыгнул пламя". Вот если бы "Война миров" Уэллса заканчивалась на первой вспышке излучателя марсиан?
Кот Алексей. Умеющий Читать Имена.
http://zhurnal.lib.ru/k/kot_a_a/u.shtml
Не мое. Язык какой-то .... нелитературный. По крайней мере - местами. Но двухголовый дракон понравился диалогами старой и молодой голов (у той на "рогатой бронированной пластинами голове величиной с крупного животного" имеются еще и брови, которые она периодически удивленно поднимает). А вот философскую идею рассказа не уловил (чары бессильны перед знанием? всё побеждает любовь?) и не разобрался со сложными взаимоотношениями персонажей. Прошу меня извинить.